Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2013-11-23

23.11.2013
Человек из телевизора - 2013-11-23 Скачать

К. ЛАРИНА - Начинаем программу «Человек из телевизора». Добрый день. Здесь Ксения Ларина, Ирина Петровская. Здравствуйте, Ирина Петровская.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Здравствуйте, Ксения Ларина.

К. ЛАРИНА - А я только скажу, что мы сегодня в «Культурном шоке» будем подробно говорить о съезде российских писателей, который прошел на этой неделе и столько шума наделал. И у нас там будут в студии как те, кто не пошел, например, Евгений Попов, который отказался идти на это собрание, но будут и те, кто там принимал участие. Это Борис Минаев, журналист и писатель и владелец книжного магазина «Фаланстер» Борис Куприянов.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А Достоевский?

К. ЛАРИНА - Есть. Ты знаешь, как-нибудь обойдемся, я думаю, что хватит, на этом закончится его звездный путь. На этом собрании и завершится.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я кстати видела документальный фильм несколько лет назад, когда он еще водил, все пишут трамвай, а мне кажется троллейбус. И это было довольно забавно, но он тогда не претендовал, правда, на духовного пастыря.

К. ЛАРИНА - А по телевизору показывали?

И. ПЕТРОВСКАЯ - В новостях какие-то сюжеты были.

К. ЛАРИНА - Вот его общение. Ну и какое у тебя впечатление?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Дело в том, что телевизор же сильно подрезает все, поэтому очень многие вдохновились тем, что остался вопрос Сергея Шаргунова об узниках Болотной, а потом люди, внимательно это все отсмотревшие, заметили, что вопрос урезан Шаргунова и получилось, что он задал вопрос только об одном из узников, который метнул что-то наподобие лимона в полицейского. И ответ тоже урезан Путина, потому что он начинался с фразы: «Я всех фамилий не упомню». А получилось, речь только об одном и идет.

К. ЛАРИНА - А про кого он сказал, что музам служит, с головой не дружит.

И. ПЕТРОВСКАЯ - С этой фразы начался его ответ на вопрос Шаргунова.

К. ЛАРИНА - Он вообще стал уже напоминать персонажа из фильма «Брат». Который все поговорками. Муж в Тверь, жена в дверь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Видимо, специально, я не думаю, что он такой кладезь народной мудрости.

К. ЛАРИНА - Любишь ягодки, люби и корешки.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Думаю, что ему специально, у меня тоже есть большая книга «Пословицы и поговорки русского народа». И иногда когда нужно чем-то разбавить какой-то народной мудростью, я смотрю. Муж – голова, жена – шея и так далее.

К. ЛАРИНА - Наш-то выдумывает половину. Народный фольклор личного производства.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я думаю, что частично конечно это то что сформировано и отложилось в нем в течение всей его жизни, в том числе дворовое детство и так далее, а часть, наверное, я почти уверена, специально обученные люди ему пишут, чтобы речь была образной и не такой сухой.

К. ЛАРИНА - Он сам любит пустить… как ты говоришь: клубнички.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Добрую хорошую народную шутку.

К. ЛАРИНА - Мудрость.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Шутку.

К. ЛАРИНА - Дорогие друзья, пока мы говорили, я настроила фейсбук, страничку «Человек из телевизора», открыла веточку нашего прямого эфира. И вы тоже можете присоединяться на фейсбуке. И естественно sms +7-985-970-45-45, твиттер работает. Аккаунт @vyzvon. И телефон прямого эфира. Конечно же у нас будет музыкальная страничка. Саундтрек недели для нас с Ирой. Я думаю, что мы начнем с события, которое по сути еще не является телевизионным, а только преддверие его.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Предчувствие.

К. ЛАРИНА - Мы были посвящены в тайный орден предпремьерного показа двух серий фильм «Оттепель», его реклама сейчас идет на Первом канале. Это фильм Валерия Тодоровского. И мы были на таком партизанском, как сказал сам Константин Эрнст показе. Куда были приглашены естественно актеры, создатели фильма, сотрудники Первого канала. И вот некоторых журналистов пригласил Константин Эрнст, за что конечно спасибо. Потому что очень хотелось посмотреть, что это собственно за кино. Наверное, стоит сказать, что в декабре планируется показ. Точную дату еще не определяли, надеемся, что в декабре…

И. ПЕТРОВСКАЯ - До нового года.

К. ЛАРИНА - Это 12 серий. По первым двум сериям это конечно производит грандиозное впечатление. Это настоящее большое кино, это не сериал, конечно и даже не многосерийный художественный фильм. Это большое кино, сделанное специально для телевидения, с прекрасным художником, оператором, сценарием. С потрясающими актерскими работами. Заявками, я думаю по первым двум сериям можно говорить о заявках на характеры, героев. И мы с этими героями познакомились. Если говорить об актерах просто для того чтобы понимали, что там главную роль исполняет Евгений Цыганов, Саня Яценко вторую главную роль, из женских ролей стоит отметить Аню Чиповскую, которая играет по сути главную героиню фильма. Но кроме нее там прекрасные актрисы задействованы. Виктория Исакова, Светлана Колпакова, по-моему. Яна Сексте. Замечательная.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Михаил Ефремов. Но я вообще с большой опаской шла на этот показ, потому что я представляла, что две серии сериала высидеть будет довольно сложно.

К. ЛАРИНА - Боялась.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, и вдруг совершенно на одном дыхании я потом долго думала даже как этот жанр определить и честно говоря, не очень понимаю, потому что не мелодрама явно, не психологическая драма, как ты бы назвала. Не лирическая комедия. Просто кино и явно будут развиваться драматические события. Наверное. И уже есть.

К. ЛАРИНА - Там кстати очень многие, исходя из ролика, который идет на Первом канале, сделали вывод, собственно говоря, я так тоже думала, что в этом есть некий отсыл к «Стилягам», потому что 50-е, здесь 60-е. Музыка, костюмы, то, что умеет делать очень хорошо стилизацию Валерий Тодоровский. Но, как выяснилось, конечно же, это абсолютно драматическое произведение. Безусловно. Конечно с прекрасной музыкой. И мы сегодня в конце услышим песню, которую наверняка многие слышали. Музыку писал Константин Меладзе и текст для песен. И все равно там саундтрек из того времени.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ничего похожего мне кажется, у нас на экране в этом сегменте телевидения никогда не было. Потому что мы видим либо детективы, причем неважно, где положительные бывают либо милиционеры, либо бандиты. Или наоборот. Либо мы видим действительно какие-то слезливые мелодрамы иногда исторические какие-то сериалы. Вот этого не было абсолютно. Две серии, правда, тут большое было достоинство и наше в том, что не перебивали рекламой, но две серии действительно смотрятся на одном дыхании, ощущении, что нет ничего лишнего, потрясающие диалоги, то, о чем мы все время говорим, что в большинстве сериалов даже с каким-то потенциалом, проглядываемом иногда, очень плохая сценарная бывает работа. Плохие диалоги, здесь все безупречно было. Это поразительно. Никаких пустот, никакой воды, которая часто льется для того чтобы…

К. ЛАРИНА - Хотя и оттепель.

И. ПЕТРОВСКАЯ - …заполнить…

К. ЛАРИНА - Дождя много. Дождь был, вода есть.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но воды по смыслу, чтобы разбавить, этого, безусловно, нет. И теперь мне безумно интересно, как это…

К. ЛАРИНА - Что будет дальше.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, помимо этого, я надеюсь, что мы с тобой окажемся в некотором преимущественном положении, посмотрим это, подряд в режиме нон-стоп, а мне безумно интересно, как это воспримет аудитория. Потому что очень нетипичны для сериального и кино вообще герои. То есть это такая богема 60-х, главный герой очень хороший оператор. Михаил Ефремов режиссер. Девушки либо хотят стать актрисами, либо уже актрисы. В общем, все это происходит на съемочных площадках, в интерьерах Мосфильма. Драма тоже там разворачивается. В том числе и драмы идеологического наверное свойства, потому что мы видим там прекрасного персонажа Гостюхина…

К. ЛАРИНА - Не рассказывай.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Прекрасно он играет директора Мосфильма. Совершенно классический такой партийный руководитель кино, как было и во все времена и сегодня тоже возвращается. В названии «Оттепель», хотя когда это появилось, то сразу какой-то политический ищешь смысл. Пожалуй, наверное там очень многозначно будет название этого фильма. Даже не сериала.

К. ЛАРИНА - Я бы хотела вывести за скобки, когда мы говорим о среднестатистических сериалах и сравниваем с тем потоком, который идет основным по каналам. Все-таки вывести за скобки Сергея Урсуляка, потому что абсолютно отдельный свой телевизионный мир создает. И у него, безусловно, если говорить о жанре, это классическая драма. Именно драма, вот все его фильмы это драмы. Включая «Ликвидацию», которая такая ироническая драма и детектив. «Исаев».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Там не столько ироническая, временами крайне драматическая.

К. ЛАРИНА - А здесь, конечно, что больше всего нравится и то, что невероятно объемный. Действительно жанр ты определить не можешь. Это не музыкальная комедия. Это не драма в чистом виде.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И не комедия, безусловно.

К. ЛАРИНА - Потому что там все-таки они все абсолютно реальные люди. Там невероятно точно воспроизведено время то самое 60-х годов. И если говорить о каких-то аналогиях, у меня лично этот фильм, который продюсировал Валерий Тодоровский в свое время это были 90-е годы, фильм «Над темной водой». Фильм, который снял Дмитрий Месхиев, а Валерий Тодоровский был продюсер. Этот фильм был посвящен тому же времени 60-х годов, и они повторяли историю из фильма «Июльский дождь» и «Застава Ильича». Там такая была задумка. Потому что там было три героя, играл Абдулов, Юрий Кузнецов и Владимир Ильин. И там тоже была стилистика 60-х, но его тогда обвиняли в какой-то жуткой чернухе. Там играл Иван Охлобыстин главного героя, от лица которого ведется рассказ о молодости моих родителей. Моих отцов. Мне кажется, за эти 20 лет вырос сам, повзрослел Валерий Тодоровский. То есть он сегодня находится в том возрасте, хотя нет, наверное, нет, там герои моложе. Героям по 30 лет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но недаром это же собирательный образ, он сам говорит, что отчасти его собственный отец, который работал оператором.

К. ЛАРИНА - Многих операторов называл.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Лебешев.

К. ЛАРИНА - Там есть герой, в котором сразу угадываешь черты Геннадия Шпаликова. Жизнь которого оборвалась трагически совсем в молодом возрасте. Такой замечательный Федя Лавров его играет. Кстати тоже открытие актерское. И когда это кино стали показывать в качестве ролика на Первом канале, я подумала, что это будет событие. Это чувствуется. Потому что это даже в таких маленьких кусочках…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Атмосфера…

К. ЛАРИНА - Дыхание времени, его невозможно не почувствовать. Эту абсолютную правду, чистоту. Просто молодец.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А я бы даже еще вот что сказала. Мы, как правило, чаще телевидение и особенно высоких начальников ругаем, потому что показывают всякую байду…

К. ЛАРИНА - Рискует Эрнст, скажи. Когда выпускает такой фильм.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я можно добавлю. Константин Эрнст рискнул с самого начала, потому что Валерий Тодоровский этот сценарий и другим предлагал, не будем уточнять кому, тот только лишь посмотрев пилот сценария, сразу сказал: снимай. И взял все риски очевидно, все-таки на себя. А рисков там немало. Не будем уточнять, каких. И вот это говорит о том, что есть продюсеры, у которых есть абсолютный нюх на то, что будет сделано, не говоря о том, что конечно он понимает цену таланту Валерия Тодоровского. И понимает, что время от времени телевидение, поставленное на поток, часто глупое, часто совершенно не талантливое, все-таки время от времени должно рисковать. По крупному. Рисковать даже не потому что он что-то покажет не то, запрещенное. А просто вот идти на некоторые риски, не зная толком, как это воспримет аудитория массовая, мы же на массовую все время равняемся. И это, на мой взгляд, совершенно стоит дорогого. Потому что это риск и руководителя и продюсера, и в конечном счете это конечно попытка, что делает регулярно теперь относительно регулярно тот же Эрнст, привлечь какого-то иного зрителя и нащупать какие-то иные способы разговора с ним. Поиск языка нового, который привлечет не вот этого с замыленным, я никого не хочу обидеть, люди не виноваты, что они годами примерно одно и то же вынуждены потреблять. Но, тем не менее, привлечь такого свежего зрителя, как было, хотя совершенно не сопоставляю качество и содержание продукта с теми же сериалами Валерии Гай-Германики. Это же тоже был риск во всех смыслах.

К. ЛАРИНА - Совсем другой зритель.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В результате пошел на это кино.

К. ЛАРИНА - Дополню, что абсолютно правильно, что поиск нового языка, но еще и поиск новых героев. Мы же все ходим по кругу, кого мы видим: менты, бандиты, спецназовцы, провинциалы, приехавшие завоевывать Москву в больших количествах, какие-то девочки, мальчики примитивные.

И. ПЕТРОВСКАЯ - С одной стороны, а с другой стороны обязательно есть тип сериала или мелодрам, которые снимает телевизор, некий герой, непонятно чем занимается, но при этом живет в антураже, роскошном интерьере, особняки, всякие пентхаусы. Квартиры немыслимые. Какие-то немыслимые средства и доходы. Кто эти люди хочется спросить, как они достигли этого невероятного благосостояния. На этот вопрос ответа нет. Некий видимо представитель какого-то бизнеса, откуда он взялся, почему-то почти всегда какие-то главные герои. А тут рядом Золушка, которая вдруг завоевывает сердце олигарха.

К. ЛАРИНА - Даже если они делают ретро-драмы так называемые, эти мыльные сериалы, они тоже все очень примитивного качества. У нас много было, тем более что очень популярны путешествия в прошлое, это 60-70-80 годы, очень много таких сериалов. Они сделаны очень примитивно, по общему лекалу. Впрочем, как и сериалы, посвященные сталинской эпохе. То же самое. Типовой кабинет, типовой Сталин.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Более того, один и тот же Сталин. Можно одного и того же человека, как раньше Ленина играли Щукин, Каюров и больше никто никаких ролей особенно не запомнил. Здесь уже возник актер, я не помню, как его зовут, который играл и в «Сыне Сталина», и сейчас будет новый сериал на этой неделе «Убить Сталина». Из одного сериал в другой. Уже правда хочется убить как-то…

К. ЛАРИНА - В общем, завершая эту тему, мы конечно рискуем тоже сейчас с Петровский перехвалить, а потом вы будете нам говорить, вот они говорили, а на самом деле. Да вас купили, да вам заплатили. Да заплатили, заплатили. Нам заплатили чистым искусством. И мы за это очень благодарны. Просто завершая тему, если вы тоскуете по кино, которое было когда-то для вас важным, я имею в виду 60-е годы. «Девять дней одного года», «Июльский дождь», или «Застава Ильича» «Мне 20 лет». Это те герои, которых очень не хватало мне, например, я очень все время ждала фильмов, в которых появились бы нормальные люди. Люди с профессиями, которые предполагают какое-то творчество или какой-то интеллект. Их же вообще нет. Обрати внимание. Даже тот же Цыганов, который играл в фильме «Питер-ФМ», очень популярный был в свое время, он играл какого-то абстрактного архитектора. Но поверить в это было невозможно. Вообще. Потому что где архитектор, а где герой, который в этом ходил, говорил, любил, признавался в любви. А вот здесь как раз ощущение того, что люди занимаются своим любимым делом, что у них есть амбиции творческие, это очень чувствуется в каждом человеке. Что они невероятно сложные люди. Противоречивые. Здесь нет людей положительных и отрицательных. Здесь нет абсолютных злодеев и абсолютных святош. Очень сложные люди, со своими внутренними тараканами.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тут есть явная проблема личного выбора творческой личности, возможностей и пределов этого компромисса. Так что тут очень многослойно.

К. ЛАРИНА - Короче, вы поняли, вам предстоит оценить и понять, правы мы или нет. А потом поговорим, когда фильм пройдет в эфире.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА - Ты не знаешь ничего, такие глаза сделала. Сейчас тебе зачту. «Огонь будет доставлен в субботу на глубину озера Байкал, где телеведущая Екатерина Андреева сначала примет пламя от байкальского водолаза Николая Рыбаченко, а затем передаст его старшему вице-президенту оргкомитета Александру Вронскому. Это все под водой происходит. Спасатели байкальского поисково-спасательного отряда Рыбаченко опустятся вместе с водонепроницаемой системой, в которой будет находиться олимпийский огонь, на дно озера, где его уже будет ожидать Андреева, которая спустя некоторое время, не поднимаясь из воды, отправит в путь с пламенем Вронского».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы ее теряем, мне кажется. Как программа «Время». У меня вопрос сразу возникает, как бабульки тогда спросили в Красноярском крае, им говорят: Лебедь приехал. А за какой собакой? У меня вопрос такой же.

К. ЛАРИНА - Да, да. А далее уже типовой олимпийский факел примет на летательном рюкзаке Михаил Чуев, который передаст эстафету факелоносцу Дарье Дмитриевой. На место погружения эстафета доберется на катере «Мангуст». Заплыв в Байкал из Ангары. Факелоносцем на судне станет телеведущий Иван Затевахин. Это все будет бесконечно, я буду читать…

И. ПЕТРОВСКАЯ - А кто такой Чуев?

К. ЛАРИНА - Факелоносец, неважно. Я могу читать это километры хроники. Безумие.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ты произноси правильно, а то весь Интернет полнился прекрасным фрагментом, как наш коллега и товарищ Эрнест Мацкявичюс случайно произнес не факелоносцы, фекало и поправился, правда. Ну что сказать, грандиозная затея.

К. ЛАРИНА – Это требует какого-то комментария. Сколько это может продолжаться. Этот ад.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Смотри канал «Россия», там теперь в правом углу идут, отщелкивают дни, оставшиеся до начала Олимпиады. И скорее всего это и будет продолжаться. Что у нас осталось неосвоенным. Медведи были уже на Северном полюсе или кто там у нас живет.

К. ЛАРИНА - Пингвины.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ведущих у нас море, поэтому славное море, священный Байкал. Можно еще куда-то подниматься, да и опускаться в пучины морские. На самом деле мне кажется, что это уже приобрело настолько комический оттенок, что можно было бы уже остановить вот эти хотя бы экстремальные опускания на дно морское или дно Байкала и просто себе пробежать. Честно не припомню на предыдущих Олимпиадах, которые проходили не в нашей стране, или может нам об этом не сообщали, чтобы буквально все стихии были освоены и люди поднимались, опускались, в космос посылали факелА, как говорят в народе.

К. ЛАРИНА - Ведь кто-то это придумывает.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Так и говорю, что сидят какие-то люди…

К. ЛАРИНА - Чего-то курят.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть нюхают. Которые точно так же реплики пишут первым лицам государства с их точки зрения остроумные, и видимо, разрабатывают вот эти невероятные сценарии, которые им представляются исключительно просто креативной творческой мыслью. А на самом деле даже народ, мы-то ладно, мы все оборжем, извините за грубое слово, а уже и народ хохочет. Потому что правда потом можно снять огромную, даже не огромную, а просто хорошую полномасштабную комедию, как было день выборов, день радио, а тут…

К. ЛАРИНА - Или то, что Юрий Мамин снимал.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да.

К. ЛАРИНА - «Праздник Нептуна».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Это наши видимо особенности национальной Олимпиады.

К. ЛАРИНА - Да. Рогожкин должен это сделать. Спрашивают про «Шерлока Холмса», который идет на Втором канале. Тоже долгожданная была премьера. Андрей Кавун режиссер фильма и в центральных ролях Шерлока Холмса и Доктора Ватсона играют Игорь Петренко и Андрей Панин. Это последняя по времени работа Андрея Панина, последняя роль, которой он очень дорожил. Мне сложно говорить про этот фильм, он вызывает смешанные чувства.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А у меня очень определенные.

К. ЛАРИНА - Я не могу, я очень люблю этого актера. Он замечательный артист, уникальный. И я вижу, как он здесь сам себя сознательно в какие-то схемы вынужден запихивать. Потому что, во-первых, у него не главная роль по определению, Доктор Ватсон, а не Шерлок Холмс. Но из него действительно прет этот невероятный стихийный талант, юмор, чудесный актер. Я не могу камни бросать. Я все равно хочу досмотреть до конца, и мне очень жаль, если так ничего не получится. Мне кажется главная здесь ошибка в выборе главного героя. Потому что Андрей Кавун очень хороший режиссер, он делал хорошее кино, он умеет делать кино. Но вот с Петренко мне кажется, они промахнулись. Потому что вижу, ты видишь, как он старается.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но дело в том, что настолько непопадание в типаж что ли, потом конечно еще играет огромную роль негативную для сериала наше представление о Холмсе и Ватсоне, которое мы имеем благодаря фильму Масленникова и, кстати, канал «Россия» встык к новому зачем-то повторяет старый фильм. И это не просто небо и земля, а это просто даже сравнивать невозможно. Уж я не говорю о том, что всякая история у Масленникова, я имею в виду Конан-Дойля, она рассказывается абсолютно внятно и все понятно. Здесь я ничего временами не понимаю. Я утрачиваю саму нить сюжета. И кто эти люди, возникающие я понять не могу, я не могу ничего опознать.

К. ЛАРИНА - Потом все-таки тут еще в чем секрет успеха главный Масленникова. Не в том, что он сделал замечательную прекрасную экранизацию.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он сделал прекрасную экранизацию.

К. ЛАРИНА - Он придумал ход, там есть самое главное - некий ироничный взгляд на всю эту историю и абсолютно такое наше российское представление о том, какими должны быть джентльмены, какой должна быть Англия, какой должна быть миссис Хадсон и как они друг с другом разговаривают.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И наше английское представление о том, что такое английский юмор.

К. ЛАРИНА - Да, именно. Через это он снимал, и это получилось. То же самое можно сказать, мы экранизаций море видели за это время, и новое поколение, для которого фильм Масленникова отстой и позапрошлый век, тоже понимаю, у них есть тоже свои приоритеты. Есть прекрасный британский сериал, который мы ждем, скоро будет новый сезон. Потрясающий. Который перенесен в сегодняшний день, ты его видела.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Частично видела.

К. ЛАРИНА - Есть американский фильм с Робертом Дауни-младшим. С Джудом Лоу. Прекрасный совершенно тоже. Но там тоже везде свой ход. Американский такой блокбастер, абсолютно имеющий право на существование, английский такая тоже стилизация и перепев известных культовых персонажей. Понятно, для них понятно, что такое Шерлок Холмс. Здесь то, что не сделал Кавун – он не нашел хода, ключик. Не нашел своего авторского взгляда. Зачем было опять лепить Англию изобретать, делать стилизацию музыки, чтобы не повторять Дашкевича. Ты обрати внимание, что даже музыкальный ряд старается придумать какой-то свою мелодию, но она неизбежно выходит на Дашкевича. А как по-другому. И опять скрипки, одежда, попытка сохранить эпоху. Не получается все равно. И самое главное конечно с героем …

И. ПЕТРОВСКАЯ - Просто совсем промах. Ну смотри, потом расскажешь. Потому что я, честно говоря, уже отчаялась добыть какую-то искру и отвалила в сторону.

К. ЛАРИНА - Теперь еще одно кино, про которое спрашивают. Фильм «Шулер». Который идет на Первом канале. Про Одессу-маму. Ты смотришь?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Опять же я ты знаешь мое отношение к сериалам, я сериалы смотрю только те, как правило, от которых что-то ждешь, то есть то, что обещает по крайней мере некое не выдающееся, но не похожее может быть на других.

К. ЛАРИНА - Там какие годы? Олимпиада скоро. 1979 год.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Поэтому «Шулера» я посмотрела немного. И не могу тоже говорить сейчас о своем впечатлении полноценном.

К. ЛАРИНА - Я вот подсела на него, мне было интересно. Я очень люблю погружение во времени, но тут сразу на что обращаешь внимание, плюс сериала, действие происходит в Одессе, там работают местные актеры. Там работают одесские артисты. Там непридуманный акцент, он нутряной. Настоящий. Это очень важно. Всегда чувствуется нарочитость, когда актеры начинают изобретать…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Даже у Урсуляка в «Ликвидации» первое время это немного был перекос.

К. ЛАРИНА - А здесь они очень естественные и это конечно и то, что город настоящий и герои говорят настоящим одесским языком, это конечно придет обаяние этому фильму. И потом то, что я узнала от нашей коллеги Сусанны Альпериной, которая родом из Одессы, она написала в фейсбуке. Что это реальный персонаж, Толя Барбакару по кличке Длинный. Этот герой, который был шулером, картежником, аферистом, был реальный персонаж. И она сетует на то, что совершенно это все непохоже.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Более того, его недавно на Первом канале показали, по-моему, в «Добром утре» что ли, он рассказывал и показывал, как производятся разные не фокусы даже, а шулерские штучки. Я помню, сколько-то лет назад он тоже появлялся в каких-то программах, потому что написал к тому моменту книгу, фильм «Шулер» отчасти по его книге сделан. Записки, по-моему, или заметки шулера.

К. ЛАРИНА - Это по жанру такая абсолютно авантюрная комедия. Кстати жанр, который у нас почему-то совсем никто не снимает. А он, по-моему, очень симпатичный. Привлекательный. И если говорить о настоящих удачах, я бы отметила работу Сергея Сосновского, потрясающего артиста.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Из Художественного театра Табакерки.

К. ЛАРИНА - Здесь впервые он, по-моему, работает в кино в такой большой роли. Ему очень эта роль идет, он по-моему просто замечательный. От него глаз не оторвать. Он действительно большой артист. Ну вот собственно, то, что касается кино. А что у нас еще осталось.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хорошая у тебя одесская интонация была.

К. ЛАРИНА - Давайте про политику.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тут даже не про политику, потому что конечно, половину недели если говорить о главном содержании эфира, конечно это было освещение казанской трагедии, и разумеется, все мы как и все я думаю большинство наших зрителей и слушателей следили.

К. ЛАРИНА - Пытались следить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, и в этом смысле, конечно, был первый день очень показательный. Который многих потряс и меня тоже. И даже более того, потом там проследили хронологически, как это происходило, 19.30 или чуть раньше буквально минутки произошла сама трагедия, в 19.50 появилось на лентах. И вот тут начинается программа «Вести недели» и вот тут начинается разговор о профессионализме, как часто это делали, когда речь шла о каких-то очень важных событиях. Потому что выходит программа в 8 часов, ну можно теоретически конечно предположить, что весь коллектив программы не обнаружил на ленте этого сообщения, хотя оно уже появилось у их коллег на России-24. Это между прочим один холдинг. И выходит ведущий Киселев со словами: добрый вечер. И дальше 32 минуты идет вначале все о нем песня, про Путина, про то, как он распекал или унизил Медведева на совещании. Потом про то, как он награждал десантников и прочее. И только на 32-й минуте люди очень-очень коротко сообщают, что это произошло. Никакой бегущей строки, никакого изменения этой верстки программы. И причем это выглядело просто уже после 32-й минуты неприлично, когда после коротких слов о том, что произошло в Казани, ведущий поворачивался и говорил: а теперь об американских гомосексуалистах, о псевдоевропейской толерантности. И все шло по накатанному. И закончилось кстати не менее цинично, чем началось. Когда он повернулся на камеру и пожелал всем хорошего вечера. Дальше в фейсбуке все гадали, а как так может быть, вот это что такое. Люди, видимо, отвыкли сами принимать решения, когда они находятся в этом информационном поле.

К. ЛАРИНА - Так привыкли, в воскресенье нам не дают никаких новостей.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Начальник возможно куда-то отъехал, другой отключил телефон.

К. ЛАРИНА - Я вообще не думала, что я буду сидеть смотреть новости на канале Лайфньюс.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В том-то и дело, и потом кто-то периодически говорил: ну и наплевать, что в федеральном эфире этого нет, кстати Первый канал, когда вышел в 9 часов, конечно у них было чуть больше времени, чем у «Вестей»…

К. ЛАРИНА - У Ирады Зейналовой.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но полностью был переверстан выпуск. Открылись большим блоком про случившееся с прямым включением. У «Вестей», у «России» в каждом регионе есть свои «Вести». Это сетевая история. Вести Татарстана.

К. ЛАРИНА – Я думаю, связано с тем, что это авторская программа.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но дело в том, что хоть она трижды будет авторская, в первую очередь она информационно-итоговая. И если что-то происходит, тогда вообще зачем в прямой эфир выходить. Идите в записи.

К. ЛАРИНА - Ну вот, у Соловьева записанная программа «Воскресный вечер». Он сделал блок. Первый блок сделал явно в прямом эфире.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Именно в прямом.

К. ЛАРИНА - Даже успели собрать каких-то экспертов и людей для того, чтобы…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Для начала он вышел, связался с корреспондентом Россия-24 в Казани и тот доложил обстановку на тот момент. И дальше действительно минут, наверное, 20 они, неважно, даже сейчас я не говорю о качестве этого разговора, что уместно, что неуместно, насколько уместны в таком эфире депутаты, которые пытаются по любому поводу в любом эфире участвовать. Но понятно, что когда такие вещи происходят, хотя с другой стороны мне казалось и многим, что в первую очередь нужно об этом, но мы знаем…

К. ЛАРИНА - Блок у него получился новостной, а потом программа пошла, которая была записана.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я сейчас о другом. Казалось бы это само собой разумеющееся. Что в такие моменты люди ищут информацию в первую очередь об этом. Но мы знаем, что когда Ирада Зейналова в конце выпуска своего «Воскресного времени» объявила, что в связи со сложившимися обстоятельствами отменяем КВН, мы знаем, что началось в некоторых соцсетях и какие были отклики. И какие циничные на наш взгляд безобразные вещи писали зрители, которых лишили любимого зрелища, и они даже не буду цитировать, смысл был в том, почему отменили любимую программу. Это тоже говорит о качестве взращенной аудитории. Которой почему-то не приходит в голову, что более неуместного в этот момент зрелища, чем КВН трудно себе вообразить. Можно спорить о программном решении канала, который поставил драму «Дом» в этот момент, где всех убивают и расстреливают из автоматов.

К. ЛАРИНА – …отслеживать сюжеты. Мы берем не комедию, мы берем нейтральное кино.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нейтральное оно было, но еще раз многие тоже принялись спорить. Фильм страшный. Я надеюсь, что зрители, тем не менее, отличают естественно художественный вымысел от правды жизни. Но почему, можно сказать, действительно Лайфньюс показывал, причем оперативнее многих. И эксклюзивную информацию, иногда совсем не фильтрованную. Но, в конце концов, это лучше, чем ничего. Россия-24 и Москва-24 показывали. «Звезда» прерывалась на спецвыпуски. РБК постоянно держали в курсе. Но это все очень маленький сегмент аудитории. Почему важно, чтобы общенациональные каналы в этот момент держали эту тему, освещали, потому что это действительно такая извините меня за выражение, если не духовная, то информационная скрепа, которая необходима. Когда происходит трагедия национального, все равно любая трагедия почти всегда национального масштаба. И сколько людей погибло. И самое потрясшее меня это то, что я написала, что рыская по всем каналам, отыскивая информацию, дожидаясь, когда выйдет еще спецвыпуск после фильма на Первом канале я даже не вспомнила в тот вечер, что есть еще один у нас канал.

К. ЛАРИНА - Про НТВ.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Где был лозунг некогда, девиз: новости – наша профессия.

К. ЛАРИНА - Про это давно уже забыли.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тем не менее, как же так. За весь вечер. Потом там написали ребята, что они на орбиту сделали выпуск. Хорошо, но почему не выйти на Москву, откуда вылетел этот рейс.

К. ЛАРИНА - Кстати, я хочу подхватить, наш слушатель пишет по поводу того, как работало телевидение в этот день: «Это на Западе выходят экстренные выпуски, репортажи и мнения экспертов. У нас ничего этого нет. На Первом сообщение появилось лишь в 9 вечера. На РЕН выпусков новостей не было вообще. Зато нам показывали плашку, что программа «Неделя» выходит в повторе. Почему так? Почему Марьяна не вышла в прямой эфир и не сообщила и трагедии? Почему эта информация была сообщена зрителю так поздно. Конечно можно сказать, что был выходной. Но ведь ТВ существует не в безвоздушном пространстве. Есть агентства, корпункт в Казани, очевидцы, в конце концов, всегда можно пустить бегущую строку с известием трагедии. В общем, все чаще приходится переключаться в таких случаях на РБК и Лайфньюс».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я кстати не очень давно то ли когда Бирюлево было, как раз меня тогда поразило, что тоже ждали повтор Марьяны, я могу ошибаться, может быть что-то другое было событие, и потом был тоже повтор, но начали с того, что сообщили и Марьяна вышла в эфир. Но тут можно только одно объяснение или два точнее. Либо не разрешили, что может быть, а чего там прерывать. Или что тоже может быть, группа, отработав, уехала куда-то, и невозможно уже было сделать. Но с другой стороны не одна же там Марьяна работает и ее группа. Там множество людей, работающих в информационной службе.

К. ЛАРИНА - А там вообще новостей не было в этот вечер.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Про РЕН ничего не могу сказать. Но если люди говорят, то, наверное, так оно и было. В то же время молодцы, я смотрела до последнего Россию-24, они чуть ли ни до утра работали.

К. ЛАРИНА - А я смотрела этот Лайфньюс. И конечно с одной стороны они молодцы, что они очень быстро реагируют и берут новость главную и ее крутят. И от нее не отлипают. И каждый новый выпуск дополняется какими-то новыми сюжетами. Но с другой стороны, когда уже потом я стала смотреть в более мирное время, на другой день, этот канал, поскольку я впервые его так подробно увидела именно во время катастрофы. У них конечно там большие проблемы. Там очень многие новости вообще не отслеживаются. Там ты никаких новостей, связанных с Болотным делом, со встречей Путина с партиями, писателями ничего ты этого не увидишь. Там вообще новости, связанные в основном с бытовыми драмами, с бытовыми криминальными сюжетами и вот, конечно, если есть такая трагедия страшная…

И. ПЕТРОВСКАЯ - В первый раз они по Бирюлево достаточно оперативно.

К. ЛАРИНА - И ведущие у них такие достаточно такого… чуть-чуть гастарбайтеры. Это прям видно, что фамилии им не даются, они впервые многие имена и фамилии слышат в своей жизни. И пока конечно все производит впечатление такой самодеятельности.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Они могут потом развиться. И кстати большая печаль многих поклонников «Дождя», что «Дождь» проспал тоже, к сожалению, эту трагедию. Видимо, решили воскресенье вечер и все пошли отдыхать. Что недопустимо для информационного канала.

К. ЛАРИНА - Возвращаемся к началу нашего эфира. Во-первых, я хочу поправить сама себя и действительно по поводу фильма «Над темной водой» я ошиблась, Валерий Тодоровский не был продюсером, он был автором сценария. Во-вторых, Валерий Тодоровский будет гостем программы «На ночь глядя» 28 числа в четверг. А, в-третьих, мы прощаемся с нашими слушателями песенкой из фильма «Оттепель», потому что фильм хороший и песня ничего.

ПЕСНЯ