Купить мерч «Эха»:

Арина Бородина - Человек из телевизора - 2013-11-09

09.11.2013
Арина Бородина - Человек из телевизора - 2013-11-09 Скачать

К. ЛАРИНА – Здравствуйте. Гамарджоба, как говорят у нас в Тбилиси. Здесь Ксения Ларина, Арина Бородина.

А. БОРОДИНА - Здравствуйте.

К. ЛАРИНА – Напомню Арина обозреватель РИА-новостей и, конечно же, «Эхо Москвы». Сегодня мы работаем в таком составе. Ира Петровская у нас уехала на традиционный ТЭФИ-регион, в Салехард, передаем ей большой привет.

А. БОРОДИНА - Привет!

К. ЛАРИНА – И на следующей неделе надеюсь, увидимся. А почему про грузинский сказала, была несколько дней в Тбилиси в Грузии на фестивале российского кино. Получила огромное удовольствие от общения с городом, людьми города и гостями города. И с российскими фильмами. Но зато телевизор не смотрела на этой неделе, поэтому сегодня буду слушать вместе с вами Аринины впечатления. Поскольку есть что обсудить, судя по вашим вопросам, главной программой этой недели была передача цикловая программа Владимира Познера «Германская головоломка». Об этом мы поговорим. Естественно, ждем ваших вопросов и ваших впечатлений на sms +7-985-970-45-45, телефон прямого эфира 495-363-36-59. И фейсбук сейчас я открою нашу страничку «Человек из телевизора», я уже открыла ветку прямого эфира. Тоже можете присылать ваши отклики, замечания, впечатления. Давайте мы начнем с Владимира Познера. Это программа, которую ждали и для него она очень важна. Именно это путешествие.

А. БОРОДИНА - Я думаю, да и если с конца начинать, то мне кажется, что это вообще главный фильм Владимира Познера, лично для меня как для зрителя самый интересный из предыдущих четырех хотя, безусловно, я с интересом смотрела и «Одноэтажную Америку», потом были фильмы о Франции и Италии. И вот сейчас о Германии, который начался 5 ноября в эфире Первого канала и идет по две серии за вечер. И еще осталось две серии. В понедельник или вторник, кстати, может быть у нас, собственно есть программа, потому что либо будет в понедельник цикл Владимира Познера и тогда нам покажут во вторник. Очень противоречивые я читала вопросы к эфиру и в фейсбуке мы обсуждали. Да, я прошу прощения, в 23.30 в понедельник будет заключительная серия вместо эфира Познер, будет заключительная серия «Германской головоломки».

К. ЛАРИНА – В понедельник вместо Познера будет другой Познер.

А. БОРОДИНА - Но я отношусь к числу тех людей, которые с невероятным интересом смотрят этот фильм. Именно потому, что он абсолютно авторский, именно потому что он личный во многом, оценочный. Очень оценочный. И потому что я уже даже с каждой серией жду, что же еще скажет Владимир Владимирович, что ему не нравится в Германии.

К. ЛАРИНА – А ты объясни, почему для него так важен этот цикл. Именно Германия.

А. БОРОДИНА - Даже в официальном пресс-релизе Первого канала, который рассылается в прессу, здесь есть прямая речь Владимира Познера, и в фильме это постоянно рефреном проходит, есть цитата, что "это самый сложный для меня фильм, несравнимо сложнее, чем все остальные". Потому что Германия связана, прежде всего, с его детскими воспоминаниями. Владимир Познер вместе с родителями приехал в Берлин в 1948 году, я посчитала, ему было 14 лет. И с 1948 по 1952 они жили в Берлине. И поскольку мне доводилось и лично общаться с Владимиром Владимировичем, это есть в его книге и разных интервью, он рассказывает о том, как тяжело ему было жить в Германии, потому что он учился естественно в школе советской. Где учились дети русские, потом учился с офицерами, те, кто не успел во время войны получить образование. Он не знал русского языка, и для него это было настолько все тяжело и в личном плане, много деталей. И он собственно говорит, что это были самые тяжелые годы в моей жизни. И мне кажется, что эти слова они должны быть ключевые, когда ты начинаешь смотреть фильм. В Берлине у Владимира Познера живет дочь, и в последних сериях будет рассказ, там же родился…

К. ЛАРИНА – И внук немец.

А. БОРОДИНА - Внук - наполовину, муж дочери - немец мы когда говорили с коллегами обсуждали, он достаточно часто бывает в Германии, но вот это тяжелое отношение его из детства просто мне кажется, сквозит, наверное, в каждом втором фрагменте этого фильма. И поэтому невероятно интересно. И вообще я считаю, это мое оценочное суждение, к Владимиру Познеру можно относиться по-разному, критиковать, масса претензий. Но человек, которому в апреле исполнится 80 лет, с таким стажем за спиной мне кажется, что в силу своей профессии он уже может позволить себе сделать такой авторский фильм со своей авторской оценкой. И , еще забегая вперед, обычно такие фильмы, которые идут поздно, а заканчивается, две серии подряд идут, полвторого ночи, они собирают достаточно небольшую аудиторию. А тут -- очень хорошие рейтинги. Даже проект авторский Владимира Познера не может похвастаться такими цифрами. Из чего я делаю вывод, что смотрят не только те, кто привык поздно ложиться спать, а наверное чуть больше, чем обычно смотрят в это время. Это для меня было отчасти неожиданно, потому что фильм требует постоянного внимания. Он такой густо сконцентрированный.

К. ЛАРИНА – Давай для того, чтобы несколько другое мнение было озвучено, я тут обращаюсь к нашим слушателям, которые прислали на наш сайт свои впечатления, в том числе от передачи. Вот пишет наш слушатель под ником marengo: «С каким-то маниакальным упорством настаивал на том, что в Германии смотреть нечего, кроме концлагерей, тюрем, остатков Берлинской стены; что немецкая культура до нацизма не существовала, да и после тоже; что интересных людей, мест и явлений в этой стране нет, а только «Штази» и охранники той самой стены, которые стреляли по соотечественникам...». Дальше человек очень подробно ругает весь этот цикл. «Особенно абсурдными звучат филиппики в адрес немцев из Восточной Германии в устах человека, который приехал в СССР еще при жизни Сталина, сорок лет активно пропагандировал режим, который был уж никак не лучше, чем в ГДР, да и сейчас прекрасно уживается с нынешней системой». Это гневный отзыв.

А. БОРОДИНА - Я читала несколько отзывов среди своих друзей в фейсбуке. И я говорю, что мнения очень полярные вплоть до того, что это пропаганда. Это почему-то меня больше всего повеселило. Потому что даже с учетом большого багажа Познера в прошлом, мне все время хочется сказать, а чья может быть пропаганда в наше время? По заказу кого, Путина, «Единой России», Константина Эрнста? Чья пропаганда? Мы живем не за железным занавесом, слава богу, мы можем бывать в Германии и любой другой стране мира, и каждый из нас в силу своих возможностей может составить свое личное впечатление о каждой стране. В том числе о Германии. Рефреном к этому фильму, это серии, где была тема посвящена Дахау, Познер говорит о том, что он всю жизнь борется с этими стереотипами ярости и ненависти, слово «ненависть» у него звучит и оно вызвало тоже массу таких разных откликов. В себе, когда он слышит о прошлом. Когда говорится о нацизме. И даже в самом начале Иван Ургант, которого практически сейчас нет в фильме, потому что там он участвовал в съемках «Вечернего Урганта», он присутствует, но не в таком объеме, как в предыдущих трех работах.

К. ЛАРИНА – То есть, такого юмористического уклона нет.

А. БОРОДИНА - Совсем нет, даже в самом начале, когда начинается поездка в Мюнхен с фестиваля Октоберфест, пивной фестиваль, нет, там практически этого нет. И он ему говорит: Владимир Владимирович, вы надеюсь, не германофоб. Я подумала, что сейчас Владимир Владимирович отшутится. А он сказал: ну, стараюсь не быть. То есть он, в общем, не скрывает того, что в нем сидит.

К. ЛАРИНА – Но это все-таки что называется эхо Второй мировой войны.

А. БОРОДИНА - Я думаю, что эта тема главная. Она основная. Потому что в заключительной серии, что тоже важно, насколько я понимаю, речь будет идти о неонацизме сегодня в Германи и казалось бы от этого можно было уйти и забыть, потому что довольно подробно, но для Познера это важно. Я в некоторых местах вижу параллели с нашим временем.

К. ЛАРИНА – Я хотела прочитать тоже эту реплику. «У меня ощущение, - пишет Влад, - что Познер в фильме через Германию пытается донести до зрителя огромные проблемы в России».

А. БОРОДИНА - Я не знаю, так я бы наверное не сказала. Но вот последняя серия была о межнациональных отношениях. Что конечно очень актуально в России, и безусловно в Германии. И потом конечно, а как можно рассказывать о Германии, не рассказывая о концлагерях и Берлинской стене. Это страна пережила огромную драму. Деление железным занавесом в буквальном смысле и конечно это главное в фильме. И я перескочила эту мысль, очень интересные были истории людей и кстати это очень важная вещь, потому что оценки Познера - это оценки Познера, а люди, его герои, они естественно, рассказывают в фильме свои истории, свои мнения и каждый зритель может, таким образом, сопоставить, вот Германия -- глазами немцев, вот Германия - в комментариях Познера. И вот там турецко-немецкая семья. Муж - турок, жена - немка. У них два сына. Она рассказывает о каких-то очень деликатных вещах, как детям делали обрезание, но при этом они не являются мусульманами, их крестили, потому что этого хотели ее немецкие бабушки. И об этой культуре отношений внутри, потом они рассказывают о том, как немцы относятся к тому, как дети немецкие, когда идут в школу, важно ли им, сколько в школе мигрантов. То есть эти все вещи, когда ты смотришь и слушаешь, ты проецируешь, а как у нас, в России. Но я во всяком случае невольно это проецировала. И мне было очень интересно смотреть. Я например, для себя открыла и этот момент был очень важен, там есть серия предыдущая, этот мотив мы обсуждали, фильм «Дети Третьего рейха» Татьяны Фрейденссон, у Владимира Владимировича тоже есть герои…

К. ЛАРИНА – Там ошибки есть фактологические.

А. БОРОДИНА - Да, я тоже их выписала. К сожалению, очень жаль, но это было в первой серии… Возвращаясь к фильму Познера, там тоже есть герои, чьи родители были нацисткими преступниками. И очень, на мой взгляд, такие мощные были признания. Да, к сожалению, большая проблема видимо, была с редакторами, Владимир Познер видимо, доверился им, не проверил. Потому что Татьяна Фрейденссон в фейсбуке подробно написала, что перепутали двух людей, Гесса и Гёсса. Это немецкие преступники. Но показывали не их, зритель конечно, и я в данном случае могла не обратить на это внимание, но редакторам, конечно, нужно было этот момент проверить, потому что Рейнхард Гейдрих это гаулейтер Чехии и Моравии, - пишет Татьяна, - убитый в 1942 году в Чехии. А Рудольф Гесс это правая рука фюрера, свинтившая в Англию в 1941 году, поэтому в Аушвице, о котором рассказывал Познер, он никак не мог быть. Я думаю, что это редакторам стоит изучить, потому что я думаю, Татьяна, которая подробно этой темой занималась, она конечно, знает. Так вот для меня открытием было в этой серии, где идет о нацистских преступниках, есть рассказ о Мартине Нимеллере, которого часто цитирует Владимир Познер. И в своих эфирах, и своих интервью. И выступлениях на конкурсах, поскольку мы с ним вместе ездили. Я думаю, что наши слушатели знают эту цитату, я впервые услышала подробную историю человека, которому принадлежат эти слова. Что когда "нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист, потом они пришли за социал-демократами…, профсоюзными лидерами… и потом они пришли за евреями, я молчал тоже, я же не еврей. А потом они пришли за мой, и уже не было никого, кто бы мог протестовать". И Познер постоянно эту цитату обсуждал с одним из тех, чьи родители были в нацистской Германии. Тоже очень драматичная история. И он все время говорил, а правда ли, что немцы стесняются быть немцами, потому что на наши вопросы они всегда говорят, что они европейцы, прежде всего. Они не привязывают себя к стране, к нации. И его собеседники ну можно конечно, сказать, что он возможно так подвел, но это говорят люди, они действительно отчасти с ним согласны. Но при этом для меня был почему-то совершенно, это может быть покажется странным, такой кульминационный момент, который меня просто сразил, хотя не было в нем ничего психологического: Познер приезжает в компанию Опель, где проводит тест-драйв новых моделей. И кстати в этой компании работает русский дизайнер, она на хорошем счету и вот ему показывают все эти модели, Познер садится за руль новой модели Опеля и они едут по автодрому. Во-первых, ты смотришь, какие шикарные дороги, какой шикарный кусок местности выделен просто под испытания машин и на какой скорости едут и он испытывает абсолютный кайф. И он сказал, что мне проще написать о наследстве бумагу, чем отпустить руль машины на той скорости, на которой они мчались. И мне кажется, этот кадр…

К. ЛАРИНА – Завещание ты имеешь в виду.

А. БОРОДИНА - Да, просто у меня слово вылетело из головы. Что проще написать завещание, чем отпустить руль машины. Я подумала, что при моей жизни, наверное, никогда не будет такого у нас, чтобы у нас так это можно в любую сферу перенести, машины либо испытывали, шили чего-то…

К. ЛАРИНА – Доили коров.

А. БОРОДИНА - Которым лазерными аппаратами что-то корректировали. На меня это тоже произвело впечатление. Но сам Познер, сидящий за рулем Опеля, он испытывал невероятный кайф. Это было видно по его глазам. Мне кажется, это компенсирует все негативные моменты.

К. ЛАРИНА – Я хочу прочитать еще одно мнение человека, к которому можно прислушиваться. Это коллега Владимира Познера журналист, путешественник. Михаил Кожухов. Могу прочитать то, что он написал в фейсбуке: « Германская головоломка», мне впервые нравится путешествие звездного дуэта. В нем нет елейности, я слышал нотки подобострастности в поездке по Америке. Нет мессианской восторженности, которая слышалась на бэк-вокале, их песня о Франции. Быть может, причина того, что нравится в чуть навязчивом познеровском контрапункте. Это не мое, я не хотел ехать по Германии, которая тащит за собой драматургию рассказа. Мне симпатична попытка разобраться, что же это за страна такая, нравится жесткий монтаж, а краткость и недосказанность как известно украшают любой материал. Впервые показалось, что мегаостроумный и гиперобаятельный Иван всерьез рискует выйти в тираж». А дальше P.S. – «После просмотра еще двух порций – ура - Познер наконец что-то нашел хорошее в Германии. Это Опель 37-го года. Больше, увы, ничего. Я вынужден взять обратно свои впечатления от первой серии. Отозвать так сказать вылетевшего воробья. Нет никакой попытки узнать Германию. Есть нудно прокурорское обвинение во всех грехах худшего по мнению журналиста народа на свете». Есть некий перекос?

А. БОРОДИНА - Есть, за этим тоже интересно наблюдать. Вот в этой серии про национальные отношения, которая была очень сбалансирована, на мой взгляд, и рассказы семей о межнациональных браках, все равно в конце Владимир Познер говорит, и все-таки там много проблем мультикультурных и политика там проблемы, и Меркель говорит, что там есть проблемы. Это совершенно было на контрапункте с тем, что мы только что услышали. Но мне как зрителю и журналисту, который смотрит, мне это и интересно. В этом есть характер Познера, его почерк. Вот он так это видит.

К. ЛАРИНА – Очень субъективный.

А. БОРОДИНА - Предвзятый.

К. ЛАРИНА – Очень личностный взгляд.

А. БОРОДИНА - Тенденциозный местами. Но мы говорим об интересности, то, что Михаил сказал. Потому что лилейность была некоторая в Америке, придыхание. А здесь этого нет и поэтому с точки зрения зрелищности и телевидения, я разделяю, я совершенно не восторгаюсь этим, потом у меня есть отношение к Германии. У каждого оно наверняка есть. Мы бываем там и, слава богу, нам не открытый космос показывают, где мы еще не были, а мы имеем возможность эти страны сами знать. Есть масса туристических гидов, есть много программ о странах и континентах. Можно посмотреть и узнать. Когда я начала смотреть, мне было немножко скучновато, подумала, ну вот, опять. А это была серия из Мюнхена, которая начиналась с Октоберфеста, где он очень распечужил немцев в том, как они пьют, какие чудовищные сказки, все это ведет к нацизму. Я потом пересмотрела эту серию специально, она мне второй раз не показалась скучной. Совсем нет, этот градус начинается с самого начала. Мне кажется, Познер имеет право на такой фильм и на такую оценку. Он как Познер. Не как журналист, а вот он как Владимир Познер. И если Первый канал дал ему такую возможность показать такой фильм, то почему бы нам ни обсудить, ни поспорить и ни посмотреть его.

К. ЛАРИНА – Поскольку у меня нет мнения, я пользуюсь сегодня контрапунктом, что называется, мнением слушателей. Федор Зазымкин пишет на нашей ветке в фейсбуке: «Абсолютно не согласен с мнением Бородиной. Что значит у нас нет пропаганды. Есть заказ показать западные страны убогими и загнивающими. Так было в Италии, между прочим, что до Германии, фильм похож на задание бывалого пропагандиста, которым остался Познер».

А. БОРОДИНА - Я просто задала, конечно, вопрос никуда. Все-таки, чей этот заказ, Владимира Путина, который сам работал когда-то в Германии, мне кажется это настолько смешно по поводу пропаганды, то есть можно принять другие аргументы, что это тенденциозно, очень личностно, неправильно, нетолерантно, но то, что это не пропаганда, это однозначно. Потому что вся картинка, которая есть в этом фильме, а снят он очень плотно, можно говорить сто раз, что Германия загнивающая, и что там ужасный народ, но можно смотреть какие там дома, дороги, как выглядят люди, даже те, кто жил в Восточной Германии. Там у него шикарный пограничник. А как Познер говорит страстно, что вот этот розовощекий господин, я бы затряс его за грудки, я бы растерзал его и спросил, как вы могли. Я бы то же самое могла спросить кого-то из наших советских бывших НКВДшников, как мы могли и чтобы Владимир Владимирович его бы затряс за грудки. Мне бы тоже этого хотелось. Но он же показывает фильм о Германии, чего мы будем говорить в сослагательном наклонении. Может быть, это отсыл и к нам. Может быть, это Познер закладывал, но мы этого не знаем. Но такое ощущение есть. Но вот он такой.

К. ЛАРИНА – Сейчас поскольку будет перерыв на новости, хочу, чтобы мы дальше говорили про другие передачи и фильмы. Все, что ты говоришь, и без конца наши слушатели тоже подтверждают, что есть некий посыл и к России, может быть он даже и не закладывал. Мы не знаем. Мы не знаем, как ты правильно говоришь, но мне это напоминает историю с фильмом Ромма «Обыкновенный фашизм», который тоже был про Германию абсолютно. Но ведь никуда ты не денешь эти аналогии.

А. БОРОДИНА – Там более очевидный был у Ромма, у Познера может быть менее очевидный. Но мне кажется это фильм, который можно обсуждать и тем он ярок и интересен.

К. ЛАРИНА – Новости, потом продолжим.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Возвращаемся в программу. Пользуемся вашими откликами на программы прошедшей недели. И вот на втором месте по упоминанию «Крик совы», сериал, который я очень хотела посмотреть, очень ждала отзывов своих боевых подруг. Мне было очень интересно, что скажет Арина, Ирина Петровская. Сериал еще не завершен, но я надеюсь его увидеть. Что скажет Арина Бородина.

А. БОРОДИНА - Что скажет купечество, как у Ильфа и Петрова.

К. ЛАРИНА – Да. Это написала в фейсбуке. Сначала писала, что какая клюква. Потом втянулась.

А. БОРОДИНА – И, в общем, в отличие от зрителей досмотрела его. Там действительно есть сценарные, если говорить мягко шероховатости, если говорить серьезно, то конечно провисы и пробелы с учетом времени эпохи. Особенно там в первых каких-то моментах, потому что главный герой, которого играет Сергей Пускепалис, он кагэбэшник.

К. ЛАРИНА – Только нам не рассказывай содержание.

А. БОРОДИНА - Нет, зачем. Он просто работает в КГБ и то, как с ним общаются все герои, конечно, сложно себе представить, что в 50-х годах с представителем КГБ можно так запросто общаться как чуть ли с соседом по лестничной клетке. Но он такой обаятельный персонаж и конечно он придает этому сериалу…

К. ЛАРИНА – Он положительный герой?

А. БОРОДИНА - В целом да. Если ты позволишь мне сказать, то в целом да. Он главный герой, но просто после «Пепла» я боялась смотреть вообще любой сериал…

К. ЛАРИНА – Это сильный был удар.

А. БОРОДИНА - Я пережила такой стресс. Особенно с финальными сериями, которые, на мой взгляд, просто верх беспомощности режиссерской и сценарной. И отъезжающий на мотоцикле Сенька Пепел в никуда, я написала в своем обзоре, что надо в учебнике по самым бессмысленным финалам вносить эту сцену.

К. ЛАРИНА – Нам Багиров еще напишет.

А. БОРОДИНА - Я допускаю. Мне одна коллега написала, что якобы были 11-12 серии. Я не исключаю, может правда были.

К. ЛАРИНА – Это второй сезон.

А. БОРОДИНА - Может быть, поэтому он так уехал вдаль на мотоцикле. Увидев, что они с моста его возлюбленная жена и соперник погибли. Неважно. В общем, пережив этот стресс, я боялась, конечно, следующего сериала этой эпохи. Но он просто в жанре детектива, хотя многие говорят, что жанр нуар. Но не знаю насчет нуар, мне кажется это просто в детективном жанре очень крепкий фильм, так если говорить.

К. ЛАРИНА – Тут в скобках надо сказать про режиссера, Олег Погодин режиссер. Он очень профессиональный, очень крепкий хороший режиссер.

А. БОРОДИНА - Его фильм «Дом» замечательный. Мы сказали хором с Ксенией Лариной. На меня произвел очень сильное впечатление.

К. ЛАРИНА – А кто написал сценарий?

А. БОРОДИНА - Я не обратила внимание.

К. ЛАРИНА – История умалчивает.

А. БОРОДИНА - Я вообще, чем больше смотрю сериалы по работе и для души, тем конечно, все отчетливее понимаю, что если с режиссером еще часто везет, со сценариями бывает часто большая беда. Потому что это залог успеха и неуспеха большинства сериалов. Здесь очень много хороших актерских работ в «Крике совы».

К. ЛАРИНА – Мерзликин.

А. БОРОДИНА – Мерзликин, поскольку ты не видела…

К. ЛАРИНА – Я очень люблю его просто.

А. БОРОДИНА - Мне он тоже очень нравится. На мой взгляд, он сильно переигрывает в сериале. Особенно в начале. И там что-то есть от «Места встречи изменить нельзя», что-то еще, там от «Ликвидации» кожаная куртка. Там это конечно есть. Есть какие-то нестыковки логические. Два раза пересмотрела сцену по поводу того, как ищут главного шпиона и отгадывают ключ к рации. Не очень понятно. Но сериал сделан из трех частей. Двух даже основных. Сначала ищут одного злодея, а потом такого гиперзлодея. Для меня всегда показатель успеха любого сериала, поскольку я здесь в более выигрышной ситуации, во вторник и среду будут заканчивать сериал, рассыпается финал или нет. Потому что на одном дыхании я, например, смотрела сериал «Мосгаз». Не только я, мы все следили за интригой. А в конце рассыпается все.

К. ЛАРИНА – Не рассказывай нам только.

А. БОРОДИНА - Здесь финал не рассыпается. Интрига идет до конца, злодея ищут и все концы связаны.

К. ЛАРИНА – А что интересно.

А. БОРОДИНА – Это, кстати, заслуга все-таки сценариста и режиссера.

К. ЛАРИНА – На сайте Первого канала написано: сценарий фильма «Крик совы» перерабатывался в процессе съемок. Актеры не знали, какой будет развязка фильма и кто окажется главным злодеем.

А. БОРОДИНА - Обычно говорят, что Первый канал никогда не переписывает сценарии на процессе съемок.

К. ЛАРИНА – А как актерам играть, извини меня. Я не знаю, кто я, как я буду играть.

А. БОРОДИНА - Не знаю. Неожиданная трактовка, если сценарий переписывался. Но в любом случае уже в зачет сценаристам или кому-то продюсерам, режиссеру я бы поставила в заслугу финал. В общем, критики сериала этого достаточно много. В том числе в фейсбуке и там точно также было сначала восторженно, потом отзывали свои хвалебные отзывы. И я бы не была так строга, потому что для меня показатель, я быстрее бежала домой, и чтобы у меня было время досмотреть очередную серию. Когда я уже вхожу в этот состояние, я, наверное, не всегда могу быть объективной, может быть и хорошо, мне конечно хотелось узнать, кто шпион, кто злодей. Кто с кем останется. Скажу, что я не угадала главного злодея.

К. ЛАРИНА – Не рассказывай.

А. БОРОДИНА - Я же ничего не говорю.

К. ЛАРИНА – Убийца – дворник.

А. БОРОДИНА - Нет, я не угадала главного злодея, чего желаю и всем остальным зрителям, потому что будет иначе неинтересно досматривать финал.

К. ЛАРИНА – Нашла сценарий. Вячеслав Рогожкин, при участии Олега Погодина.

А. БОРОДИНА - Вот это важный момент. Потому что может быть по ходу сериала, это благодаря Олегу Погодину видели такой твердый финал. Но в любом случае мне кажется, что смотрят его хорошо, но и «Пепел» смотрели хорошо, даже более чем хорошо. Тут природа зрителей иногда не объясняется логикой. Но с точки зрения профессии это конечно удачный проект.

К. ЛАРИНА – Альтернативное мнение. «Какая клюква. Да за один эпизод, когда жена бандита то ставит, то убирает со стола тарелку, глядя, как душат, то отпускают одного бандита». Я ничего не поняла.

А. БОРОДИНА - Там с бандитами вообще, на мой взгляд, перебор. Их все-таки много и я написала в первом статусе в фейсбуке, там играет Анатолий Васильев, он играет такого матерого, это не раскрывая сюжет, просто характеристика, матерого вора в законе и мне почему-то все время неловко было на него смотреть, потому что актер такой породистый. Уже в таком возрасте и то, как на жаргоне играет вора в законе, мне было смотреть неловко. Например, там играет актер Романов, которого многие знают, он играл в очень многих советских фильмах. Такая действительно порода.

К. ЛАРИНА – Борис Романов. (Эрнст Романов.- прим. Бородиной)

А. БОРОДИНА - Да, играет врача.

К. ЛАРИНА – В фильмах играет аристократов.

А. БОРОДИНА - Здесь играет главного врача в больнице. Тоже очень сложный образ. Но хорошо играет. Клюква, я не говорю, что там идеальный сериал, она есть. К сожалению. Сейчас даже самый идеальный сериал, даже всеми любимая «Ликвидация» я думаю, в каких-то эпизодах наверняка…

К. ЛАРИНА – Там тоже были сценарные нестыковки. Мы тоже это обсуждали.

А. БОРОДИНА - Есть к чему придираться. Но в целом там нет пустот, нестыковки, атмосфера времени – да. Там Юшкевич очень неожиданный. Девушка, которая играет его сестру, не знаю фамилию актрисы, прошу меня извинить. Мне кажется, она душевнобольную немножко играет героиню, по образу очень точно. Там играет Дятлов.

К. ЛАРИНА – Который лежит без сознания, как тут пишут.

А. БОРОДИНА - И его мало. Я бы конечно на месте сценаристов все-таки дала ему чуть побольше поиграть. Потому что все-таки мне нравится, как он работает, но насчет Мерзликина ты сама вынесешь свой приговор.

К. ЛАРИНА – Обязательно посмотрю, обещаю, очень тоже ждала этот фильм. Люблю вообще кино по телевизору. Егор Чащин пишет: «Прошу отметить, что кроме «Голоса» есть еще и «Большая опера», этот сезон отличается превосходным качеством участников. Не таким глупым поведением отдельных членов жюри, хотя прибаутки Бэлза остались такими же дебильными, как и всегда, но мы ничего от него не ждем уже давно». «Очень зря широкая общественность игнорирует это мероприятие, я понимаю, что в субботу вечером есть над чем поржать, но может лучше не понижать градус, набранный в пятницу». Ты смотришь?

А. БОРОДИНА - Я смотрю фрагментарно. Честно говоря, я смотрела первый сезон более подробно. Сейчас смотрю, возможно, меня просто настолько накрывает в пятницу вечером «Голос», что моих эмоций не хватает. Я видела несколько выпусков, но это хорошая замечательная программа. На «Культуре» вообще задумка прекрасная. И «Большой джаз», «Большой балет» кому-то больше, кому-то меньше нравился.

К. ЛАРИНА – А «Голос» помню ощущения прошлого сезона, когда мы впервые все видели, всю драматургию. Я помню, в декабре у меня возникла страшная мысль, боже, как я буду жить без этого. Как я буду без этого жить. Я не могу, я привыкла.

А. БОРОДИНА - Сейчас я воспринимаю это как лекарство, как релакс свой собственный.

К. ЛАРИНА – Вчера были разные отклики, что типа разочарованы, что не такое уж зажигательное. Не знаю, я вчера на одном дыхании смотрела. Они разные, безусловно, кто-то сильнее, кто-то слабее.

А. БОРОДИНА - Это же разные люди и уже поэтому это разное.

К. ЛАРИНА – Но Наргиз конечно потрясающая.

А. БОРОДИНА - Это конечно каждый раз ждешь финала, потому что смонтированы все версии, сознательно идут по восходящей.

К. ЛАРИНА – А уже сейчас пойдет прямой эфир со следующей недели?

А. БОРОДИНА - Я не знаю.

К. ЛАРИНА – Они уже выбрали всех?

А. БОРОДИНА - Там теперь немножко другие правила. Там будет нокдаун, когда тройки будут и из троек будет один и потом стыковки. Еще до декабря нам смотреть и смотреть. И я думаю, что все-таки прямые эфиры будут уже на голосовании. Ближе к финалу. Хотя вчера Нагиев сказал, что дальше можно будет голосовать через этап, уже выбирать зрителям. Я думаю, что дальше нас ждет очень серьезный накал. И там вся драматургия, как снимается, мне кажется в этом году порядок еще выше. Для меня лично. И с технологической и с режиссерской стороны. И то, как общается между собой жюри. Кто-то в этом видит минус, а для меня плюс.

К. ЛАРИНА – Еще хорошее дополнение - "Голос. За кадром", который идет по субботам в пять часов, и там вы можете познакомиться подробнее со всеми участниками.

А. БОРОДИНА - Я даже скажу, это мое оценочное суждение, если в прошлом году меня раздражал Нагиев…

К. ЛАРИНА – Я люблю его.

А. БОРОДИНА - Он меня раздражал в прошлом году, единственное, что мне хотелось все время, поскольку я часто смотрела записи, я перематывала его реплики. То в этом году он абсолютно на месте. Он вовлечен. Он высказывает свое личное…

К. ЛАРИНА – Он как бы снижает этот пафос, немножко убирает лишнюю патоку. И слезливость.

А. БОРОДИНА - И вчерашняя его перепалка с Градским, на мой взгляд, все это украшает программу.

К. ЛАРИНА – Короче мы с тобой все время хвалим Первый канал. Давай что-нибудь еще вспомним из того, что показывают в других телевизорах или ты больше ничего не смотришь.

А. БОРОДИНА - Нет, я слежу, какие программы.

К. ЛАРИНА – Сейчас я что-нибудь прочту про канал «Россия». Чтобы ему не было обидно. Открываю фейсбук, «Человек из телевизора». «Спросите у Арины, у канала «Россия» вообще есть рейтинг, их кто-нибудь смотрит. Как ни включу, там или жалкая пародия на программы Первого канала, либо трындец с Борисом Корчевниковым. Более минуты не выдерживаю. Извините, где этого Борю учили, кто его учителя. Это какой-то талант прирожденный…», - тут нехороший глагол…

А. БОРОДИНА - Я смотрела два выпуска «Прямого эфира», но не могу ничего с собой поделать, действительно больше нескольких минут тяжело смотреть и в силу того, что темы тяжелые и не очень мне приятно видеть этот формат обсуждения. Рейтинги у канала «Россия», безусловно, есть и более того этот канал входит в тройку лидеров каналов в стране. Сейчас он на 2-3 месте. Лидер у нас в этом сезоне Первый канал , Россия - 1 и НТВ периодически делят между собой 2-3 места. Рейтинги есть. Но обсуждать, я пока не понимаю, безусловно, там есть «Танцы со звездами», сейчас началась «Битва хоров», новое шоу, на которое канал делает ставку. Музыкальные программы. Но, например, 3 ноября был выходной день праздничный, и показывали «Москва слезам не верит», 125-й тысячный раз. Колоссальное количество зрителей даже мужской аудитории что меня поразило, смотрело в очередной раз фильм Меньшова, и с «Битвы хоров» народ ушел туда. Хотя, казалось бы, фильм расскажем по эпизодам.

К. ЛАРИНА – Тут вопрос, связанный с фильмом даже не вопрос, это мой вопрос, потому что я об этом слышу впервые. Пропустила новость, Чернышев, «Железный еврей Сталина», Каганович завтра на НТВ. Пишет нам Федор. Это что такое? Это так и называется?

А. БОРОДИНА - Меня название конечно ужасно зацепило.

К. ЛАРИНА – С Чернышевым там давно уже ясно.

А. БОРОДИНА - Там стилистка понятна, это фильм про Кагановича. Там написано о том, как они начинают, что он с авоськой идет в поликлинику, не расстается со своими бумажками, на самом деле это воспоминание. Да, это фильм о Кагановиче. Он будет в 16.35, или 25, очень странное время. Я, кстати, пользуясь возможностью, пока не забыла, на НТВ в выходные 17-го или 16-го, днем тоже в очень странное время в 13.25 будет фильм Алексея Пивоварова, который ушел с НТВ, но фильм его выходит там о Егоре Гайдаре.

К. ЛАРИНА – Да что ты, еще раз скажи, когда.

А. БОРОДИНА - Я сейчас скажу точно по программе. Этот фильм снят по книге Егора Гайдара и Алексей сам рассказывает, это было в пресс-релизе канала. Что это для него неожиданный жанр, попробовать экранизировать мемуары. В этом фильме есть и Чубайс и другие соратники Гайдара. В воскресенье 17 ноября в 13.25, я думаю, неслучайно канал в такое странное время показывает…

К. ЛАРИНА – «Гибель империи» это книга Егора Гайдара.

А. БОРОДИНА - И так фильм и называется «Егор Гайдар. Гибель империи». Фильм Алексея Пивоварова и в нем будут участвовать экономисты и соратники Гайдара, и, зная почерк и стиль Пивоварова, я думаю, что эту работу надо обязательно посмотреть.

К. ЛАРИНА – Раз перешли к анонсам, ты хотела анонсировать новые серии «Моста над бездной».

А. БОРОДИНА - Фильм Андрея Зайцева, которому в этом году с коллегами, Ксюша была тоже, мы все голосовали за этот цикл, его автор Паола Волкова. Ее не стало в живых в этом году. Но это новые серии, которые Андрей и его команда смогли записать. И, слава богу, что гендиректор канала «Культура» Сергей Шумаков дает такую возможность. 11-го ноября в 23 часа новые серии цикла «Мост над бездной». «Эль Греко» первая серия, и я вам искренне советую не пропустить этот цикл.

К. ЛАРИНА – Уважаемые дорогие, назовите сериал, который вы обсуждали. Оля не запомнила.

А. БОРОДИНА - «Крик совы» на Первом канале. Олег Погодин, еще в понедельник и вторник у вас есть возможность по две серии посмотреть заключительные. То есть 4 серии еще осталось. Там самая развязка будет.

К. ЛАРИНА – «Позор недели, - пишет наш слушатель на sms, - «Поединок» Соловьева. Великий юрист Резник был великолепен, человеку 75 лет, он мог бы с сигарой сидеть у моря в Ницце. А он ходит еще на эти передачи и пытается младшему поколению россиян передать свои идеи и знания. Но с той стороны Яровая ядовитая и Соловьев в своем подхалимском стиле. Смотрелось ужасно противно», - Сергей из Москвы.

А. БОРОДИНА - Я видела, что герои были, я для себя отметила частную деталь, мне показалось, что такой же был костюм у Яровой, просто та передача с Познером оставила неизгладимый след в моей памяти. Мне показалось, что она одета практически также была. Я только могу присоединиться к нашему слушателю, что такой достойный у нее был оппонент. А счетчик голосов, конечно, с самого начала говорил об обратном. Я никогда не верю ни в один счетчик во всех наших программах, за исключением Евровидения. Поскольку эта система подсчета делается международной компанией.

К. ЛАРИНА – Кстати, про Евровидение, что там за новость, что Первому каналу, по-моему, написали письмо из руководства Евровидения по поводу закона о гей-пропаганде. Не слышала?

А. БОРОДИНА - Нет.

К. ЛАРИНА – Сейчас найду. «Самый офигенный сериал – «Последний из Магикян». Добрый, мудрый и остроумный».

А. БОРОДИНА - Очень милый сериал.

К. ЛАРИНА – Это где?

А. БОРОДИНА - На СТС, такая лирическая комедия, которая идет вечером. Там папа армянин в семье, а жена русская. И все конфликты на национальной почве, естественно, формат канала СТС он вне политики. Это очень симпатичный сериал.

К. ЛАРИНА – «Как вам передача Юлии Меньшовой на Первом канале»?

А. БОРОДИНА - «Наедине со всеми».

К. ЛАРИНА – Твои впечатления.

А. БОРОДИНА - Я смотрела уже очень много выпусков. Шесть-семь я считаю, что это много. Я очень внимательно за этой программой слежу. Она разная. Она меняется. Выстраивается. Я сначала то, что поначалу видела меня огорчило и я даже не стала ничего про это писать, потом я посмотрела выпуск, где героиней была суррогатная мама, и несмотря на то, что эта тема в центре внимания, они нашли какие-то свои, что называется, краски, удивительная героиня была по степени откровенности и Юля просто на одном дыхании провела программу. Я конечно в конце расплакалась, и написала собственно об этом. Были разные программы. Я смотрела с Иосифом Кобзоном и Нелли Кобзон. То есть формат разговора иногда с известными людьми, иногда нет. Какая-то история. Но мне кажется, что Юля от программы к программе ищет свою интонацию и пытается разломать этот каркас попсовости и глянца, который заполнил эфир, в том числе Первого канала. А уж на фоне предшествующей программы «В наше время», она перед ними идет, очень сильный контраст. В общем, я пока смотрю на эту программу, неоднозначное пока полностью ощущение, но мне нравится то, что она меняется и ищет почерк. Это очень важно.

К. ЛАРИНА – Вот нашла новость по поводу Евровидения. Оргкомитет Евровидения написал письмо Первому каналу и каналу «Россия-1», где сформулированы несколько вопросов. В том числе как организована система безопасности в стране, если тут будет проводиться гран-при конкурса в 2015 году. Речь идет именно о законе о запрете гей-пропаганды.

А. БОРОДИНА - Я думаю, что уж как-то каналы наши, а что там, слава богу, на Евровидении нет каких-то откровенных сцен. Ну поцеловаться…

К. ЛАРИНА – Нет, причем здесь. Там могут быть люди, которые выступают, открытые представители сексуальных меньшинств. Открытые геи, лесби. Поцелуи, кстати, в том числе и женские. И естественно всякая символика ЛГБТ, они часто это используют. Ничего страшного в этом нет.

А. БОРОДИНА - Мы уже понимаем, как это будет с Олимпиадой. Нас же сейчас заверяют все чиновники на разных уровнях, что не бойтесь к нам приезжать, у нас с Олимпиадой будет все хорошо.

К. ЛАРИНА – Тут же вопрос именно о безопасности.

А. БОРОДИНА - Я думаю, что несмотря на то, что у нас два государственных канала очень тесно связаны с нашей властью, интегрированы, я думаю, на Евровидении это никак не отразится. Потому что это, что называется, курица, несущая золотые яйца. Более популярных трансляций на российском телевидении уже лет 15 как всего две-три. Это Евровидение, олимпийские игры и парад победы. И поэтому здесь я думаю, будет все как прежде. Иначе это будет какой-то взрыв, не дай бог лишат нас присутствия в Европейском вещательном союзе. И потом все-таки это все идет в достаточно позднее время. Даже с этой точки зрения трансляция начинается в 23 часа…

К. ЛАРИНА – Не оправдывай. Я думаю, что вопрос не праздный. Потому что это прямой эфир.

А. БОРОДИНА - То, что поставили это на вид, это проблема нашей власти.

К. ЛАРИНА – Да.

А. БОРОДИНА - Что мы в такой список входим. Но я здесь все-таки на стороне каналов-вещателей. Что здравый смысл они сохранят, потому что это международная трансляция, престиж страны.

К. ЛАРИНА – Я уж не думаю, что они будут выпускать какие-то ограничения и заранее разговаривать с участниками, чего нельзя, чего можно.

А. БОРОДИНА - Там очень жестко, если они нарушают регламент, их либо штрафуют, либо есть угроза вообще вылететь из Европейского вещательного союза. Зачем им это нужно? Поэтому я думаю, что руководители каналов, которые в этом понимают чуть больше, чем те, кто принимают законы соответствующие, они должны как-то просветить их о том, что мы тогда получим в ответ.

К. ЛАРИНА – У нас появилась традиция, в программе «Человек из телевизора» мы делаем саундтрек недели. Выбираем музыку, которая олицетворяет собой главное событие прошедшей теленедели. В первый раз мы поставили один из номеров потрясающих из «Голоса», а сегодня хочется посвятить наш финал нашему началу. Владимиру Познеру и его «Германской головоломке». Марлен Дитрих!

ПЕСНЯ