Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2010-08-14

14.08.2010
Человек из телевизора - 2010-08-14 Скачать

К. ЛАРИНА – Вот она, я вам обещала доставить. Доставила. С трудом выцарапала. С берега океана, пыталась соскрести с пляжа. Нет, говорит, не поеду я никуда, оставьте меня здесь. Оставьте меня здесь. Нет, соскребли и привезли. Вот она сидит. Ирина Петровская.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не слушайте, уважаемые друзья. Меня рвало на родину резко. Поэтому я всего лишь в отличие от некоторых провела там неделю, чтобы не дай бог лишнего не потратить на отдых. Очень соскучилась по работе.

К. ЛАРИНА – Телевидение Португалии показывало, как горит почти половина России? – спрашивает Николай из Ульяновской области. Там были сюжеты про ситуацию в Москве. Когда была страшная история со смогом и гарью. Это я видела еще до приезда Ирины.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это было и при мне. Я приехала, и мы оттуда видели. Конечно, это были не первые сюжеты. У них свои пожары и показывали, как у них горят леса. Как мудро мне показалось и разумно устроено все это, то есть готовы к этому. Это не первый случай. Рассказывали о том, как погибла женщина пожарный. Но о человеческих жертвах не было сообщений, потому что их просто не было, поскольку повторю, как мне показалось, там даже в Португалии готовы к тому, что это произойдет и мобилизованы все силы.

К. ЛАРИНА – А что касается остальных мирных передач, не информационных, но в принципе все то же самое. Только на португальском языке. И смотрели мы «Как стать миллионером», а там немножко правила другие, но, тем не менее, смотрели.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И что-то похожее на «Минуту славы».

К. ЛАРИНА – Конкурс народных талантов.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И на «Фабрику звезд».

К. ЛАРИНА – И «Стенка», которая помнишь одно время на Первом канале выходила. Там, где они должны в стене, которая над бассейном, такие дырочки, они должны сквозь них проникнуть. Вели Бачинский со Стиллавиным. По-моему, даже Ваня Ургант какое-то время вел. Естественно, футбол, конечно же мы все смотрели, когда только туда приехали. Поскольку футбольная страна и для них это действительно национальное достояние. Несмотря на такие пока еще весьма скромные успехи на международной арене. Я имею в виду в национальной сборной.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я про себя скажу, что мой отдых личный персональный заключается в том, что не смотреть никакой телевизор и вообще ничего не смотреть.

К. ЛАРИНА – Медитировать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Фактически медитировать. Изредка заходить в Интернет, и общаться с родными и близкими, которые донесут происходящее куда в более ярких тонах и плюс это будет достоверное, что называется свидетельство очевидцев.

К. ЛАРИНА – Тем не менее, все равно на нашем телевидении, несмотря на пик мертвого сезона все время что-то происходит. Поскольку происходят какие-то бесконечные катастрофы в стране, в данном случае стихийные бедствия, пожары, торфяники, смог и прочее, жара дикая. Это понятно, что касается информационной составляющей. Но есть уже и премьерные передачи, которые можно обсуждать и я могу присоединиться, несмотря на то, что я долго отсутствовала, я кое-что успела посмотреть. И тоже первое впечатление составлено. Давай пойдем, может быть ты что-то скажешь о твоих впечатлениях. Я например, еще ни разу не видела то, то утром делают девочки на Втором.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, на Первом. Девочки на Втором делают это по поздним ночам, вечерам в пятницу. И еще один выпуск, я правда, не поняла, пока еще системы, иногда в воскресенье бывает выпуск. Премьера, что бывает редко. На Первом канале запустили, по-моему, еще я не успела уехать, поэтому я смотрела. Довольно забавная история, поскольку мы знаем, что когда появилась программа «Девчата» на Втором канале, Первый очень болезненно и резко на это отреагировал, посчитав, что это клон «Прожекторперисхилтон». Но только в женском исполнении. И было понятно, и они не скрывали, что готовится их ответ Чемберлену. И что, собственно говоря, и последовало. Называется «Раньше всех», выходит по утрам по будням каждый день. И если говорить о качестве этого продукта, для меня они в чем-то равноценны, хотя некоторые считают, что это дурной клон.

К. ЛАРИНА – То есть шутят и шутят себе.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, сидят тоже девчонки. Среди них самая главная это Ольга Аросева. Потом Алика Смехова, Дарья Донцова, Евгения Добровольская, Божена Рынска, бывший светский обозреватель «Известий», а сейчас она в газете «Газета». По моему ощущению…

К. ЛАРИНА – Божена исполняет роль Собчак, наверное.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне сложно понять, кто чью роль исполняет.

К. ЛАРИНА – Она представитель все-таки гламурного мира.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потому что все выглядят, на мой взгляд, беспомощно, несмотря на то, что у всех довольно большой опыт. Наиболее органична Ольга Аросева, потому что, во-первых, она актриса. Во-вторых, пани Моника.

К. ЛАРИНА – Но там, правда, чужой текст. А здесь они свой говорят?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно тоже не свой. Точно так же как «Девчата» произносят не свой текст. Точно та же как «мальчата» в «Прожекторе». Там 10 или 15 сценаристов. Другой вопрос, органичность того, как это произносится. И, безусловно, в «Прожекторе» видно это, когда идет все-таки спонтанная реакция. Импровизация. Наверное, есть заранее придуманные шутки, разумеется, есть канва, поскольку они идут по газетам и соответственно комментируют. Но видно, когда рождается импровизационная шутка. И тогда они особенно искренне хохочут и действительно это невозможно не уловить. Когда ты видишь, что на твоих глазах юмор, реакция происходит совершенно спонтанно. Здесь у меня ощущение, что озвучиваются какие-то старые анекдоты с бородой, например, кто-то из них говорит на Первом канале: я вчера нашла у своего сына сигареты в кармане. Девочки, может быть, он курит? Тогда Алика Смехова говорит: а я нашла у своего презервативы. Девочки… потом, типа, ой, что я говорю.

К. ЛАРИНА – Это старый анекдот действительно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это не просто старый, это сомнительные с огромной бородой какие-то байки, шутки. Там попутно они что-то делают, Дарья Донцова показывает, как крутить хула-хуп. При всем том ощущение страшной пока натужности, неорганичности, и каждый ждет, когда он произнесет свою реплику. И ощущение такое, что всем в целом самим участникам этого пира духа неловко. И при этом удивительно, все познается в сравнении. Точка отсчета должна быть. Казалось, что «Девчата» это апофеоз дурновкусия и непопадания, а сейчас я посмотрела «Девчата», как-то они там уже освоились девчонки и вроде уже и ничего. А эти пока еще со скрипом таким, скрип несмазанной телеги слышим. Видимо, система эта наша клонирования будет продолжаться. Потому что теперь был Малахов+ на Первом канале, потом появилась информация, что программа снимается, причем мотивация, что у нее плохая критика, что официальная медицина…

К. ЛАРИНА – Это ты виновата. Ты плохую критику ей делала.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Типа того. Но я давно знаю, что критика нисколько не влияет, и плохая критика в данном случае может быть, даже и помогала этой программе. Потому что они, наверное, считали, что точно они попали в точку, критикам не нравится. Народу нравится. Все абсолютно точно. Так и бывает чаще всего. Тем не менее, я не успела уехать, здесь был переполох, поскольку новостей телевизионных не было, уходит, не уходит, плюс, минус. Потом в нашем эфире по-моему, Александр Файфман сказал, что нет, такую курицу, которая несет такие золотые яйца убивать не будут, она переформатируется немножко. Она устала. Потом Елена Проклова официально объявила, что она уходит из программы. Потом появился один или два выпуска с соведущей новой с врачом среднего бальзаковского или постбальзаковского возраста.

К. ЛАРИНА – Настоящий врач?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, она участвовала раньше в программе. И со следующей недели эта программа вообще уходит из сетки, говорят, что в отпуск. А потом она появится в ином виде. И появляется программа ежедневная Елены Малышей «Жить здорово», где будут не рассказывать, как жабу прикладывать мокрую к больному месту, а конкретно лечить людей якобы, учить их питаться правильно. То есть это своего рода будет дублер программы, которая выходит на канале «Россия» - «О самом главном».

К. ЛАРИНА – Там, где Полицеймако.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, и такой доктор Агапкин, где тоже все-таки упор делается на более традиционную медицину или если говорится о каких-то народных методах, то все-таки это не до такой степени бредово, как жрать глину или голышом садиться на муравейник.

К. ЛАРИНА – А что будет делать Геннадий Петрович?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Судя по тому, что сообщил нам Файфман, сейчас он отдохнет, а потом с новыми силами в несколько ином виде появится. Кто его знает, появится или нет. В общем, появится две абсолютно одинаковых программы, как мне кажется, только зависит от того, кто там ведущий. Еще будет соведущий у Елены Малышевой, очень известный профессор Коновалов, офтальмолог. И еще какие-то несколько настоящих врачей. И там добровольцы будут на себе испытывать разные современные методики. Если сформулировать, что нам будет предлагать новый сезон, - будут активно нас лечить.

К. ЛАРИНА – И смешить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Даже не просто смешить, а развлекать. Развлечение это более широко, чем просто смешить. Такая развлекуха, причем если смотреть по премьерам, объявленным Первым каналом, с неким уклоном в семейные ценности. Потому что не далее как сегодня стартует программа «Знакомство с родителями».

К. ЛАРИНА – Сябитова, мужем битая.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, Забитова. Будет вести такую программу, где видимо, будущие молодожены…

К. ЛАРИНА – Я видела анонсы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - … встречаться с родителями.

К. ЛАРИНА – Похоже на ситком какой-то.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И наконец завтра появится программа, которую будут вести большие специалисты в брачных делах Дмитрий Дибров и Анастасия Заворотнюк. Называется по-моему «Брачные игры». Точное попадание с ведущими, во всяком случае, они будут со знанием дела мне кажется говорить…

К. ЛАРИНА – Вообще это уникальный случай. Они уже не знают, как ты говоришь жабу прикладывать. Не знают, куда приложить Заворотнюк и Диброва. То туда приложат, то к этому месту, то к этому. Чтобы добро не пропадало, куда-нибудь давайте приложим еще.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это в особенности принцип Первого канала, у них есть некая команда.

К. ЛАРИНА – Обойма.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Они помнишь, делали рекламу межпрограммки проморолики, где они своих ведущих рекламировали. И они их используют не мытьем, так катаньем. Если не ведущие, так участники. Потом они меняются местами. В этих «Брачных играх» будут испытывать молодоженов на знание друг друга. На Втором канале появится…

К. ЛАРИНА – Слава богу, что эту передачу не будут вести Берман с Жандаревым.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И никто из Малаховых.

К. ЛАРИНА – Пусть все занимаются своим делом.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Дело в том, что Берман с Жандаревым существа некого иного уровня.

К. ЛАРИНА – Измерения.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, поэтому я думаю, в любом случае им это и не грозило и даже если бы им это предложили, я очень сомневаюсь, что они бы согласились. Хотя, конечно, бывают всякие разные странности. На Втором канале появится программа буквально с понедельника ежедневная позднедневная или ранневечерняя, часа в 4, которую будет вести Татьяна Веденеева. Называется «Формула любви», и там семьи будут демонстрировать знание друг друга, отвечать на вопросы.

К. ЛАРИНА – Это то, что Кеосаян сделал с Аленой Хмельницкой.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Отчасти похоже. Но видимо, немножко другой принцип, не такая игровая форма.

К. ЛАРИНА – И опять звездные семьи?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я поняла, что нет. Не только, наверное, звездные тоже будут, но, по-моему, там задействованы простые люди. И если говорить о, извините за выражение тренде нового сезона, тренд вырисовывается: лечение и развлечение. А дальше мы посмотрим, потому что самая неожиданность большая для многих поклонников господина Соловьева, который на полтора года исчезал из эфира, что он реинкарнируется, возобновляется, не знаю, что он там делает на канале «Россия» с программой «Поединок», что видимо, предполагает, некое сходство с предыдущим форматом «К барьеру!».

К. ЛАРИНА – Мы предполагали, что рано или поздно призовут. Потому что как выяснилось и судя по тому, что даже ты сейчас перечисляешь имена, имен не так много сегодня на телевидении. Нет их, одни и те же, эта колода так тасуется.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но это такая штука, как в политике. Говорят нам: у нас нет новых политиков, не появляются новые имена. Они не могут появиться, потому что им не предоставляют для этого возможности. Нет той площадки, на которой новые люди, лица, имена, которые могли бы появиться за весь период, могли бы за этот же период реализоваться, себя показать, и каким-то образом определиться самим и настроить аудиторию на то, что появились новые лица. Точно также в телевизионном мире. Они не могут появиться, потому что это замкнутая система корпоративная, клановая.

К. ЛАРИНА – Никто не исчезает.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Все маринуются там, и их холят и лелеют. И иногда неожиданно случайно появляется какой-то новый человек. Вроде Дмитрия Шепелева. Который вел «Достояние республики», а до этого он вел что-то, связанное с Евровидением. Сейчас он в новом развлекательном формате Первого канала. Называется «Здравствуйте, девочки». Это своего рода возобновление конкурсов профессиональных «А ну-ка, девушки», если кто постарше, помнят, были такие на центральном телевидении конкурсы по профессиям.

К. ЛАРИНА – У меня опыт лечения котами. Положительный.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А у меня собаками, тоже неплохо.

К. ЛАРИНА – И вывод какой: прежде чем ездить на всякие Селигеры, получили гарантии письменные. Что не зря ты это делаешь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это ты о чем сейчас?

К. ЛАРИНА – О том, что сейчас нам тут прислали сообщение на sms, что программа «Раньше всех» уже снята с эфира. Ее не будет с понедельника. Я думаю, что вряд ли ее сняли по заявкам телекритика Ирины Петровской.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не успела о ней еще высказаться.

К. ЛАРИНА – Я думаю, что здесь уже все понятно было. Нет этой передачи.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Часть программ, которые выходят летом, видимо, опробуются на зрителях и на нас как на мышах…

К. ЛАРИНА – Но гарантий не дали, получается, вот Соловьеву дали гарантии. Я уверена. Он знал, он поэтому так тихо сидел, высказывался всегда правильно, на нашем сайте всегда очень корректен.

И. ПЕТРОВСКАЯ - С Соловьевым возможно, а в этом случае я думаю, что ты излишне эту ситуацию политизируешь, потому что вряд ли нужно давать какие-то гарантии и чтобы руководители компании подтверждали свою политическую лояльность. Прежде чем запустить такую лабуду в эфир.

К. ЛАРИНА – Ты мне сама сказала, что продюсер этой передачи сказал, что он всю жизнь мечтал о таком формате. И вообще это самая лучшая передача, которую он делал в своей жизни.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, я не говорила, что во-первых, продюсер, я видела в «ЖЖ», что руководители компании, которые это делает, говорили, что им хотелось сделать такой женский формат. Пока не получилось. Может быть, если чуть это переформатировать, как «Девчат», из такого бесконечного желания, чтобы натужно все шутили, посадить вменяемых умных женщин, которых немало на наших пространствах, которые могли бы с юмором и в то же время не на уровне бородатых анекдотов обсуждать текущую ситуацию…

К. ЛАРИНА – Это невозможно сейчас, ты понимаешь прекрасно, что все равно ты упираешься в одно и то же.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть, это получилось бы.

К. ЛАРИНА – Нет. Потому что сегодня все равно это разрешенный формат. Если это делать, это надо делать так, как делали ОСП-студия. Творить в абсолютно свободном пространстве.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Поскольку это утренний формат, то вообще непонятно, что утром нужно зрителю. Тем более в 9 с чем-то утра. Видимо, предполагается, что все-таки нужно что-то облегченное. И они попытались это сделать, но получилось, мало того что не получилось, так еще Первый канал понял, судя по сообщению, хотя в программе она значится.

К. ЛАРИНА – Кстати, по поводу Соловьева, что он сам говорит про свой проект, обещает, что он будет исключительно в прямом эфире работать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Возможно. Прямой эфир, мы знаем прекрасно, что это не просто возможность свободы, а это всего лишь техническое средство, поэтому и прямой эфир позволяет вполне по ходу, а мы знаем, что Соловьев в этом смысле мастер, купировать какие-то особо острые вещи. Прерывать на рекламу или просто прервать собеседников. Посмотрим, может быть это будет означать, что все-таки будут в меньшей степени зарегламентированы в эфире поединки.

К. ЛАРИНА – Пишет слушатель Алекс по поводу прямого и кривого эфира: смотрел одним глазом «Новую волну» в Юрмале. Ждал Земфиру. И дождался. Земфира была на гала-концерте. По РТР ее показали в середине концерта - между Нетребко и Фабиан. А на самом деле она открывала гала-концерт со словами песни «эти серые лица не внушают доверия, теперь я знаю, кому поет певица Валерия». Певица Валерия член жюри конкурса и сидела в зале в первом ряду. Так что тут можно сказать Земфире большое спасибо за эту реплику, жаль, что ее могут увидеть только пользователи Интернета. Поскольку эта песня, судя по свидетельству нашего слушателя, была вырезана из прямого эфира на канале РТР.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Как можно вырезать из прямого. Нет, это означает другое.

К. ЛАРИНА – Все время на экране была надпись: прямой эфир.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это тоже мы проходили. Бывает надпись «прямой эфир», при этом идет такая трансляция в хоккейном режиме, с небольшой задержкой. Которая позволяет что-то убрать. Потому что из прямого эфира вырезать ничего невозможно. Если начинается эта трансляция, выходит Земфира и говорит все, что угодно…

К. ЛАРИНА – Да нет, ты не поняла интонацию, что прямого я сказала в кавычках.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я все поняла.

К. ЛАРИНА – Я говорю, что прямым эфиром можно обозвать все, что угодно. И написать во всех углах, что это прямой эфир. В суд же не подашь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тоже верно. Хотя мне кажется это уж совсем глупо и очень мало народу мне кажется, не могут различить.

К. ЛАРИНА – Уважаемые милые дамы, - пишет моряк из Санкт-Петербурга, - какое ваше мнение по поводу того, что на ТВ-экран снова возвращаются в прошлом опальные телезвезды: Светлана Сорокина, Андрей Норкин и даже Владимир Соловьев. Может действительно рейтинг тандема начал шататься, тандему нужно либо повысить свой рейтинг и привлечь их на свою сторону таких знаковых людей.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В каких-то случаях, я не знаю, про рейтинг тандема, шататься, укрепляться.

К. ЛАРИНА – Говорят, что шатается.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну пусть себе шатается. Это ни на что не влияет, и мы знаем, что рейтинги также надуваются и сдуваются по велению определенных персонажей.

К. ЛАРИНА – Тогда зачем так тратиться на эти поездки, на самолеты и телефонные разговоры публичные? На эти постановки в новостях. Если ты говоришь всерьез, что надуть рейтинг можно и вообще считают голоса мы знаем как на выборах, зачем тогда тратиться так на создание этих имиджей?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я думаю, что это необходимо, я имею в виду надуть не нарисовать цифру, а надуть, создав определенный имидж человеку, придумав ему некую позицию, некоторое поведение на экране. Поскольку ничего нового мы не видим, это единственный способ проявления сегодня политической активности. И естественно, многие люди или эти несколько человек, этим активно пользуются. Потому что понимают, да, можно у себя внутри сделать все, что угодно, но на выборы приезжают наблюдатели, за этим очень внимательно следят оттуда, откуда мы получаем часто кредиты, деньги, в общем, нужно создать видимость пристойности, приличий. Поэтому нужно поддерживать ощущение, что все время на коне, на посту, а как еще, в чрезвычайной ситуации с первых дней нашего всего Владимира Владимировича, что он это всегда очень вместе со своими имиджмейкерами, политологами, очень грамотно использовали. Чем была хуже ситуация, тем за исключением курского прокола, когда он не сразу сообразил и еще сидел некоторое время в отпуске и еще шутил по этому поводу. В дальнейшем он тут же седлал коней, самолеты, субмарины.

К. ЛАРИНА – Ракеты.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И демонстрировал ручное управление страной. И это действительно, как ни странно на наш народ, в общем, и не странно, потому что вот приедет барин, всегда есть упование на Господа Бога и на какого-то большого начальника, которые все сделают и решат. Поэтому конечно нужно это поддерживать. Особенно имея в виду ближайшие выборы. Что касается возвращения определенных знаковых персонажей, ты права, других нет, и кого-то можно, наверное, использовать, а вот например, Сорокиной абсолютно убеждена, что это невозможно.

К. ЛАРИНА – Тут другой момент. Как мне кажется, я знаю, что ты со мной не согласишься, ты все время веришь в мирное развитие индустрии телевизионной, в эволюцию. Я думаю, что здесь все очень просто. По моим ощущениям, я вчера посмотрела вариант «Программы передач» с Андреем Максимовым и подумала, что Светлану Сорокину потихонечку будут выживать из этой передачи. Потому что передача с Андреем Максимовым это такой абсолютный «Старый телевизор», без всяких вторых и третьих смыслов. И в чем опасность и ценность, для меня ценность, я для них опасность передач Сорокиной, что программа Сорокиной была про сегодняшний день. А у Максимова как у Новожженова. Была абсолютно такая беззубая милая беседа на диванах. И все. И я тебя уверяю, что потихонечку ее оттуда будут выдавливать. Сам факт того, что появился второй ведущий сменный уже о многом говорит.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, на самом деле это ни о чем не говорит. Это говорит только о том, что один ведущий не в состоянии, если он еще хочет какой-то жизнью пожить…

К. ЛАРИНА – Светлана Сорокина в состоянии.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, невозможно пять раз в неделю это значит каждую неделю по несколько записей. Это довольно сложно. Поэтому появление второго ведущего это объяснимо. Другое дело, что они совершенно противоположные. И вся прелесть, привлекательность Светланы Сорокиной в этом формате, она актуализирует любую тему так или иначе и второе, конечно, уникальнейшая ее интонация, которая делает этот разговор не просто одной из бесед, которых огромное количество, а чем-то еще. Она наполняет это атмосферой.

К. ЛАРИНА – Конечно, личной заинтересованностью, очень важными вещами, которые она проговаривает. Ты вспомни, у нее так называемые прощалки, мы так называем все эти финалы с подачи Познера, они же абсолютно были такие в ее стиле, когда она Вести еще вела на Втором канале. А это что такое? Сидит человек, абсолютно без всякой искры в глазах, ему все равно, кто приходит, о чем говорить. Кому задавать вопрос, про что, что будет, чего не будет. Можно про это, а можно и про это.

И. ПЕТРОВСКАЯ - С одной стороны я понимаю, что сидит совершенно профессиональный человек, который с кем угодно поговорит. Но равнодушие и такой холодный нос…

К. ЛАРИНА – Хоть с чемоданом поговорит.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Абсолютно. Настолько это все на фоне особенно, если как говорил Жванецкий, башмаков иностранных не видел, то свои вот такие. Если Сорокину не видел в этом же формате, то и это ничего.

К. ЛАРИНА – Нет, я не соглашусь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но вот это равнодушие, веет этим холодом с экрана, оно меня тоже отвращает и, к сожалению, не получается, они могли бы быть разные программы, но все равно в них должна сохраняться какая-то атмосфера.

К. ЛАРИНА – Смысл.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нечто главное и смысл. И я знаю нескольких людей, из числа просто зрителей, которые каждый день смотрели Сорокину, а теперь смотрят выборочно. То есть включают, ага, и все и переключают.

К. ЛАРИНА – Ира, «Суд времени». Скажи.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы на эту тему уже в ваше отсутствие, мадам, говорили.

К. ЛАРИНА – Мне интересно, потому что я вчера посмотрела, действительно сериальная такая передача. Когда одну тему трут несколько программ. Формат меня бесит, я не могу его видеть. Эти суды по всем каналам уже расползлись. Извини меня, когда в том же формате выходят какая-то дрянь про то, как теща зарезала котенка своего зятя, и там сидит с молоточком судья и бьет по этой штуке. Как была замечательная пародия в «Большой разнице», когда мясо ему подсовывали. Когда в том же формате игрушечном выходит программа, претендующая на серьезную какую-то попытку анализа истории, я не понимаю, зачем. Я не понимаю, зачем это нужно Сванидзе, Млечину. Вот что меня смутило. Я вчера послушно смотрела, тема, которая меня ужасно интересует. Мне очень интересен этот персонаж Тухачевский. Я не понимаю, почему на таком примитивном уровне как для школьников пятого класса преподносится этот материал. Почему так все одномерно, почему есть такой ужасный клубящийся Кургинян истеричный и ироничный и многознающий Леонид Млечин. Я не понимаю, что здесь делает Николай Сванидзе. Кем он здесь является. Профессиональный историк, человек, который настолько тонко и внимательно относится к этим вещам, который никогда в жизни не отличался такой простотой очерчивания того или иного события. А здесь такой белый и пушистый Тухачевский. Что это за риторика, это для кого? Для кого эта передача?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Белый и пушистый мне тоже вчера не понравилось.

К. ЛАРИНА – Вот для кого это? Примитив.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это последний выпуск о Тухачевском, поэтому невозможно судить, что было до этого. Были несколько на мой взгляд очень интересных программ, а как ты предполагаешь дискуссию. Могут быть несколько форм дискуссии. Это одна из телевизионных распространенных. Меня не смущает форма этого суда.

К. ЛАРИНА – Эта форма предполагает очень примитивную подачу. Что и требовалось доказать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Она не предполагает абсолютно. Как любая телевизионная дискуссия любой формы она предполагает все равно упрощение определенное.

К. ЛАРИНА – Зачем тогда брать Сванидзе и Млечина, пусть будет Кургинян и Пушков. Вот я понимаю. Прекрасная была бы передача.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я с тобой не согласна.

К. ЛАРИНА – Какие-то мракобесные люди. Вот кто этот человек, который с грузинской фамилией историк спецслужб написано. Со своей легендой.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Там бывают и мракобесные люди, бывают разные.

К. ЛАРИНА – Зачем? Для кого?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Во-первых, на мой взгляд, это довольно важная история…

К. ЛАРИНА – Для кого?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Для тех людей, которые интересуются прошлым и настоящим.

К. ЛАРИНА – Которые вообще ничего не знают?

И. ПЕТРОВСКАЯ - В том числе и для тех, кто ничего не знает.

К. ЛАРИНА – Тогда зачем Сванидзе и Млечин?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потому что они знают много и они в состоянии в телевизионной форме адаптировать и привести тот материал…

К. ЛАРИНА – Я наблюдаю в этой передаче извини меня, не эволюцию, а деградацию умных людей.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не наблюдаю.

К. ЛАРИНА – Которые подстраиваются под примитивный формат и делают специально себя тупее, примитивнее, чем они являются на самом деле.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Во-первых, и формат мне не кажется примитивным, и они не делают себя тупее, чем они есть на самом деле. Вопрос тут, который мы уже обсуждали. Кургинян в силу того, что он человек артистичный по всей видимости, имея в виду его профессию и происхождение…

К. ЛАРИНА – Я тебя умоляю.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И, тем не менее, он демагог абсолютно, я сейчас в данном случае не вкладываю в это даже негатив. Он классический демагог, он может говорить на любую тему и он это делает темпераментно и увы, переигрывает действительно…

К. ЛАРИНА – Вот не нравится мне эта система, когда переигрывает, не переигрывает. Я понимаю, когда такой тупой формат предложен программе «К барьеру!» или условно «Поединок». Тупая дискуссия. Черное и белое. Стенка на стенку.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Во-первых, тоже не всегда тупая. Все зависит от персонажей.

К. ЛАРИНА – Но здесь зачем звать таких людей. Вот пафос моей речи. Я не понимаю, зачем. То, что я это определяю хрустальными вазами фарфоровыми забивать гвозди. Этот самый «Суд времени». Значит нужно из этого формата выпутываться как-то, но нельзя же так себя совсем ради того, чтобы в телевизоре появиться, ты мне скажи, да, благие намерения, мы нашему тупому народу должны объяснить, что такое было до нас. Ну сколько можно начинать опять от печки.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Между прочим, не тупому народу объяснить, а дело в том, что огромное количество людей действительно очень многого не знают, не понимают в механизмах…

К. ЛАРИНА – Пусть смотрят программу «Спокойной ночи, малыши». Или смотрят Пушкова. Очень простая форма. Или Караулова. Это для них.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А для меня важно, что здесь появляются люди, так называемого либерального направления, которые свои взгляды абсолютно излагают в нормальной человеческой форме…

К. ЛАРИНА – Ира, это те же яйца, только в профиль. Невозможно все время начинать от печки. Надо как-то развиваться. Когда были «Исторические хроники», когда есть программа Млечина «Особая папка», его документальные фильмы, ты извини меня, сравни уровень разговора в этих фильмах с тем, что они здесь нам преподносят.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Давай согласимся с тем, что ты видела одну маленькую часть пока. Может быть, она была не слишком удачна. А во-вторых, я пугаюсь, потому что когда человек отдохнул и с таким количеством сил бросаться, я считаю, что этот формат в любом случае имеет право на существование. Эти дискуссии очень важны, мы знаем, как только возникают какие-то юбилеи сталинские, не сталинские, любые другие, опять начинают мусолить, знамя это наше боевое или юности полет.

К. ЛАРИНА – Так и надо выходить уже из этих тем. Вылезать на другой уровень.

И. ПЕТРОВСКАЯ - На мой взгляд, они вылезают на этот новый уровень.

К. ЛАРИНА – Нельзя все время толпиться в начальной школе. Это неприлично.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Они не толпятся. Я уверена.

К. ЛАРИНА – Когда я говорю про тупой народ, я говорю не про то, что я так думаю, Ира, а про то, что возникает ощущение, что это типа да дебилов, они вообще ничего не знают. Ну пусть хоть что-нибудь узнают. Ну нельзя так унижать собственную аудиторию.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Товарищ Ларина, повторяю, вы видели кусочек, знаете ли вы этот эффект, что по одному фрагменту нельзя оценить, как правило, все остальное.

К. ЛАРИНА – Можно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я лично считаю, что эти дискуссии для нас и вовсе не для тупого народа…

К. ЛАРИНА – Это не дискуссия, это имитация.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Все, что на экране, все тогда можно назвать…

К. ЛАРИНА – Ничего подобного.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хорошо, назови мне не имитацию.

К. ЛАРИНА – Наверное, которых нет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это другой вопрос.

К. ЛАРИНА – Программа «Глас народа» была не имитация. Это была настоящая дискуссия.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Все равно телевидение волей-неволей упрощает очень много, потому что имеет в виду массовую аудиторию.

К. ЛАРИНА – Нет, тогда не надо звать Сванидзе и Млечина на такие программы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Почему?

К. ЛАРИНА – Потому что нельзя этого делать. Потому что на другом канале тот же Сванидзе и Млечин или на «Эхо Москвы» или в любых других своих проявлениях это люди, которые, я не хочу повторяться, ты поняла, что меня в этой передаче сначала смутило, а потом мне как-то даже стало раздражать. Потому что я не понимаю, почему Сванидзе со мной разговаривает таким языком и Млечин. Этого нельзя делать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я считаю, что Млечин там выступает прекрасно.

К. ЛАРИНА – Опять возвращаемся к тупизне.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В большинстве программ. Сейчас еще раз повторю, по этому фрагменту я бы не стала судить.

К. ЛАРИНА – Давай послушаем несколько…

И. ПЕТРОВСКАЯ - И другой вопрос, что игра ума, доказательность каких-то фактов, аргументов часто вступают в некое противоречие с этой популистской формой подачи своих аргументов, которые блестяще использует Кургинян, переигрывая в том смысле, что он более убедителен.

К. ЛАРИНА – По кругу ходим. Давай посмотрим, потому что я в принципе не принимаю этот формат с исторической темой. А ты обсуждаешь переигрывать, во что они играют, что значит переигрывают. Ты сама себе противоречишь. Ты говоришь о фактах, а говоришь переигрывать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я совершенно не противоречу. Потому что я считаю, что этот формат абсолютно нормальный для такого рода программы.

К. ЛАРИНА – Либо это шоу тогда.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это всегда шоу. Все, что по телевизору все почти всегда шоу, хотим мы того или нет.

К. ЛАРИНА – Иначе я не понимаю смысла этой передачи, я не понимаю для кого она и смысла, и не понимаю, зачем там Млечин и Сванидзе. Для чего звать таких людей на встречу с каким-то Кургиняном. Что это за соперник. Какое там переигрывать. Что это за уровень.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Гражданский темперамент у нас зашкаливает. Но я еще раз повторяю, что все эти аргументы твои мне не кажутся убедительными.

К. ЛАРИНА – Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Я хотела бы задать вопрос ведущим.

К. ЛАРИНА – Да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ – Скажите, пожалуйста, почему нет на следующей неделе сериала «Танго с ангелом».

К. ЛАРИНА – Вот видишь, а ты говоришь. Вот что волнует людей.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ангел улетел, видимо, на время. Но обещал вернуться.

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Мы хотим, с дочкой сидим, слушаем вас…

К. ЛАРИНА – И ничего не понимаем.

СЛУШАТЕЛЬ – Все понимаем, понимаем, что вы вышли из отпуска, что вы конечно, сейчас полны сил. Вам хочется высказаться. Но я хочу сказать, что не для «тупого народа», а для очень большого народа, понимаете. Я вспоминаю свою учительницу по математике, когда три человека было способных, а остальные дундуки, но она была завучем, еврейка, умница. Она выучила класс так, что у нее математику на пятерки сдали все. И если… будет разбираться с каждым вот так дотошно, с любовью, разжевывать, может быть что-то и получится.

К. ЛАРИНА – Вот о чем я и говорю. Спасибо большое.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И я об этом говорю.

К. ЛАРИНА – Давайте тогда сделаем такой вывод. Да, что наш народ не дорос до серьезных аналитических программ, связанных с историей или политикой, или с новейшей историей страны.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Совершенно…

К. ЛАРИНА – Что нашему народу нужно преподавать как учительница еврейка из школы, о которой говорила наша слушательница, разжевывать все, всю манную кашу, все комки с самого начала. Давайте опять будем рассказывать, кто такой Сталин, Дзержинский, что произошло в 1917 году. Давайте опять начнем с начала.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тебе больше скажу, чем дальше, тем больше нужно будет рассказывать, что произошло в 1917 году.

К. ЛАРИНА – Не согласна. Потому что мы людей оцениваем по системе координат телевизионщиков, которые считают народ тупым.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, совершенно правильная реплика. Очень она точная. Не тупым, а очень разнообразным и очень большим. И более того, появились уже поколения, у которых не было в школе такой учительницы математики, они историю галопом по Европам бежали и ничего не знают. Да я тебе про себя скажу. Что я очень много в истории не знаю, потому что у меня был к сожалению очень слабый в свое время в средних классах историк. Поэтому, в том числе здесь, если говорить о просветительстве, пусть даже и в некой более примитивной, чем нам бы с тобой хотелось форме. Это в любом случае полезнее, чем жабу прикладывать к больному месту.

К. ЛАРИНА – Для меня это один хрен. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Александр Сергеевич из Иркутска вас беспокоит. Здравствуйте, дорогие дамы.

К. ЛАРИНА – У вас 30 секунд.

СЛУШАТЕЛЬ – Я хочу сказать, что некоторые фильмы, которые показывают в сериалах, музыка мешает…

К. ЛАРИНА – Не говорите, я из-за этого сериалы не могу смотреть. Я согласна с вами абсолютно. Просто тяжело воспринимать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я думаю, чего я сериалы не могу смотреть.

К. ЛАРИНА – Александр Сергеевич, спасибо вам большое. Важное замечание. Я думаю, что этот недостаток они исправят уж точно. Товарищи Эрнсты, сделайте музыку потише, пожалуйста.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И сериалы тоже немножко прорежьте. Урежьте.

К. ЛАРИНА – Спасибо тебе большое, друг. До встречи.