Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2009-10-03

03.10.2009
Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2009-10-03 Скачать

К. ЛАРИНА – Ну здравствуйте, наконец-то. Солнце взошло. Это Петровская Ирина Евгеньевна в студии.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Доброе утро, я сама соскучилась. Но я не просто баклуши била, я была в двух командировках. Коротко скажу, я была на одном фестивале традиционный в Болдино «Живое русское слово». Это фестиваль прессы, но с уклоном в то, как журналисты владеют русским языком.

К. ЛАРИНА – Но ты там показала класс?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Моя задача там не класс демонстрировать, а судить других, которые демонстрируют класс.

К. ЛАРИНА – Так у нас все и бывает.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В жюри я была. Причем телевизионном и газетном. И потом я была на фестивале прессы в Дагомысе, это традиционный фестиваль, который проводит Союз журналистов. А я секретарь этого союза. И просто обязана участвовать в таких мероприятиях.

К. ЛАРИНА – Секретарь это не секретарша, чтобы понимали.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Неважно. И там тоже было интересно, было много разных мастер-классов, встреч, творческих вечеров. И самое главное, что было очень много журналистов из регионов. Это для них возможность и отдохнуть отчасти, поскольку это место хорошее и увидеть самых разных людей, представителей разных изданий, встретиться, поговорить. Так что у меня есть уважительная причина.

К. ЛАРИНА – Слава богу, все кончилось. Все в прошлом. И теперь Ирина Петровская будет здесь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Слава богу, а кому нет. Но, тем не менее, это закончилось и в ближайшее время ничего более я не планирую.

К. ЛАРИНА – А у нас тут событие происходит в телевизоре. Событие, которое повергло в грусть и печаль многих любителей спорта. Это фактически закрытие канала «Спорт» и превращение его в Россию-2. Россия-2 – в этом есть что-то тревожное.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Более того, судя по тому, что объявлено пока что руководством ВГТРК, я бы назвала это «Россия молодая»…

К. ЛАРИНА – Еще страшнее.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В общем, да, если иметь в виду разные движения, которые вовсю эксплуатируют молодость нашу, не нашу точнее. И видимо, каналу хочется, а также тем, кто управляет сверху, привлечь молодую аудиторию, которая, как известно, отваливается от телевизора, не в силах выносить этот весь пропагандистский запал, который там сегодня вовсю торжествует.

К. ЛАРИНА – Так здесь он будет такой же. Еще запальчивее.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот именно. Мне бы хотелось понять, каким образом может что-то отличаться, когда руководство все равно одно и центр управления тоже единый. Хотя туда привлекают человека профессионального, который немало сделал на телевизионной ниве. Это Владимир Троепольский, последнее его место работы было Пятый канал и при нем Пятый канал сейчас обрел это лицо и, в общем, симпатичный канал и не особенно он грешит этими всеми идеологическими штучками.

К. ЛАРИНА – Послушай, но будь хоть трижды Троепольским, если есть начальники, то тут никакой бэкграунд не спасет. Пятый ты канал делал, шестой или десятый.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Меня больше всего в этой ситуации волнует судьба канала «Культура». К. ЛАРИНА – Почему?

И. ПЕТРОВСКАЯ - А очень просто. Если можно взять канал, который уже себя зарекомендовал, мы помним историю канала «Спорт». Она довольно сомнительна, потому что это та частота, где вещал вначале сагалаевский Шестой канал, а потом ТВС, куда ушла старая команда НТВ. Потом этот канал будем считать закрыли, разгромили, как угодно можно сказать. И абсолютно волевым решением, используя все возможные административные ресурсы, туда поместили канал «Спорт». Хотя тогда уже многие говорили о том, что в принципе в мировой практике открытого спортивного канала нет. Это очень дорогое удовольствие. Бесплатного спортивного канала. Тем не менее, он просуществовал 8, по-моему, лет. С 2001 года.

К. ЛАРИНА – И у него есть своя аудитория, я сама почувствовала его необходимость.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я о том же говорю. В данном случае по отношению к зрителю совершается некое волевое действие, малая у нас аудитория, говорят они, маленькая доля, вы не смотрите, мы перепрофилируем канал. Хотя у этого канала, я думаю есть очень большая и стабильная аудитория, другое дело, что она несопоставима по цифрам с аудиториями основных каналов.

К. ЛАРИНА – Это вообще не обсуждается.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Точно по этой же логике можно и поступить и с каналом «Культура». Потому что там тоже по сравнению с другими очень маленькие показатели. И можно также сказать, ведь ты посмотри, как сказано: основные, знаковые, важные для аудитории спортивные мероприятия обязательно будут оставаться в эфире. Точно также можно сказать, что мы сделаем канал «Культура» Россия-3, Россия-23 или как угодно, и мы оставим, конечно, часть важных культурно-значимых проектов. А остальное мы перепрофилируем для пионеров, пенсионеров, для кого угодно. Поэтому меня всегда более всего изумляет это отношение к аудитории, как будто, то есть не как будто, это на самом деле так, мнения, пристрастия действительно реально ничего не значат. Решили так, и будет так. Хотя для молодых у нас есть каналы так называемые нишевые, они вполне свою цель, поставленную ими для обращения к молодой аудитории, выполняют на мой взгляд. И эта ниша занята.

К. ЛАРИНА – Но в этой декларации есть известная доля лукавства. Поскольку если мы говорим о молодежи активной, продвинутой, которая уходит от телевизора в Интернет, здесь получается, что это будет канал, как мне видится уже, для «Наших». «Наши» для наших. То есть они там будут, судя по всему пестовать и воспитывать свою активную патриотическую аудиторию. Вот пишет наш слушатель: вместо «Спорта» «Наши» с Мамонтовым будут учить камни прятать? Приблизительно так. Вот такие, к сожалению, тревожные мысли охватывают телевизионную аудиторию.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, тревожные мысли, безусловно, присутствуют. Но с другой стороны мне кажется, что ориентация на «Наших» это уж слишком узко и тупо.

К. ЛАРИНА – Почему же?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не будем преувеличивать…

К. ЛАРИНА – Растут ряды. Ты не заметила?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не заметила, что они растут. Я думаю, что они достаточно устойчивые и более того, каких-то идейно-продвинутых в этих рядах совсем немного людей, остальные просто прагматики молодые, которые используют это для карьерного продвижения кто-то в какой-то части, кто-то просто для того, чтобы иметь возможность пропустить или получить зачет на халяву или получить лишних три рубля, как обычно делается, когда привлекают людей на разные молодежные мероприятия. В общем, поживем, конечно, увидим. Чего уж нам тут бежать впереди паровоза. Но просто тенденция сама по себе интересна и любопытна и тревожна, потому что это уже есть и действительно есть канал «Спорт», естественно, поняли, что это очень дорого, спортивные трансляции и права…

К. ЛАРИНА – Там помимо трансляций есть и программы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Есть информационное вещание.

К. ЛАРИНА – Есть дискуссионные передачи, люди обсуждают после каких-то знаковых матчей в студии то, что они видели. Но вообще там есть программный продукт, что называется. Так просто его спустить в унитаз мне кажется это нерачительно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Очевидно, большинство людей, вернее та часть людей, которая там активно работает, перейдет на НТВ-плюс, где есть полноценное спортивное вещание. Но это опять же требует от других людей, от зрителей возможности купить тарелку, платить плату абонентскую. Все это не так просто. Но конечно, меня изумляет это отношение к аудитории как некому стаду, которому можно дать, а можно и забрать. Все, что угодно.

К. ЛАРИНА – Бог дал, Бог взял. Поехали дальше. По поводу вчерашней передачи очень много приветов и восторгов, связанных с программой «Линия жизни» с Н. И. Басовской. Можно сказать, что Наталья Ивановна Басовская стала звездой безусловной, в том числе и телевидения благодаря своим передачам на «Эхо Москвы». Поскольку все-таки она человек научный, институтский…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Академический.

К. ЛАРИНА – Да, и раньше радость общения с таким замечательным человеком была доступна только студентам в аудитории, где она работает.

И. ПЕТРОВСКАЯ - РГГУ.

К. ЛАРИНА – А сегодня она на радио, потом я помню, как стали ее приглашать на всякие дискуссионные программы в телевизор. И в итоге «Линия жизни» просто здорово. Я очень рада, что она у нас есть.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Абсолютно блистательно. Причем это тот самый уже довольно редкий тип академического человека, преподавателя, профессора, который умеет говорить просто о сложном и книги писать. И нет никакой ни на секунду зауми, никакого высокомерия академического. А есть исключительная речь, исключительная реакция, замечательное чувство юмора. Замечательная самоирония, что особенно ценно. И оторваться невозможно. Действительно час почти фактически монолога, естественно, прерываемого вопросами, которые тоже на таких программах они осмысленные, а не какие-то абы какие. Поэтому когда говоришь о канале «Культура», в том числе о его проблемах, при этом всегда имеешь в виду, что есть такие программы, которые позволяют вот таким людям, а не вот этим медийным, раскрученным и замыленным до основания появляться и все-таки попадать к публике более широкой, нежели радийная и тем более нежели академическая. Это замечательно.

К. ЛАРИНА – Расскажи, пожалуйста, о своих впечатлениях от премьеры на НТВ. Ты про это еще не говорила. Мы тут без тебя собирались. Хотя бы с «Позднего разговора» начать, он вчера был.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, он был в четверг. Совершенно мне пока непонятен этот замысел и это смешение каких-то жанров и стилей. Совершенно мне непонятен выбор ведущего, который больше, по-моему, сам говорит, и плохо умеет слушать. Вчера, кстати он был героем на программе «Народ хочет знать». Мне его тоже лицо знакомо и наверное, он даже в чем-то заслуженный человек, в какой-то своей области, но это вовсе не означает, что он может быть ведущим. Вообще это всегда проблема людей, которые сами говорят, сами привыкли выступать экспертами, сами бывают приглашенными в разные программы, потом, когда он садится в качестве ведущего, выясняется, что ему тоже хочется самому поговорить, а не послушать других людей, которых позвали. Первое время была такая проблема с Татьяной Толстой. Которая на каждый вопрос Дуни и по каждому поводу пыталась бесконечно сама удариться в монолог. Но а потом она это преодолела все-таки. Поэтому с одной стороны как было сказано, это расширение дискуссионной площадки, с другой стороны, на мой взгляд, это все та же имитация, потому что никакой особенной дискуссии, да и темы для этих дискуссий выбираются тоже весьма далекие от актуальности, сиюминутности того, что особенно остро волнует. Поэтому не могу пока сказать, что эта премьера меня удовлетворяет или каким-то образом действительно расширяет дискуссионную площадку.

К. ЛАРИНА – Гордон с Познером.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Во-первых, я…

К. ЛАРИНА – Не смотрела?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Смотрела. Я изумлена, что сейчас идет такая странная вещь. Иосиф Кобзон был гостем на «Временно доступен», немедленно через неделю он гость у Познера. Гордон был гостем «Временно доступен», через неделю он гость у Познера.

К. ЛАРИНА – И Гордон с Гордоном говорит.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не знаю, то ли какие-то общие люди работают, но довольно странно.

К. ЛАРИНА – А может он сразу приходит на две программы, чтобы два раза не бегать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Разные каналы и разные ведущие.

К. ЛАРИНА – А в Останкино оба?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, «Временно доступен» записывается, это «Авторское телевидение» и пишется в студии, которая есть у самого «Авторского телевидения» в их здании. Мне показалось, что достаточно было бы Гордона на программе «Временно доступен». Там было интереснее. Здесь в меньшей степени.

К. ЛАРИНА – Здесь как-то ничего не высеклось.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. И просто два мэтра усталых разговаривали друг с другом.

К. ЛАРИНА – И я особого интереса не заметила ни с той, ни с другой стороны. Друг к другу. Впервые это видела. Обычно люди, которые приходят к Познеру, либо испытывают некий пиетет понятный перед нашим всем телевизионным, с другой стороны хотят понравиться, очень хотят быть интересными своему собеседнику. А здесь я вообще ничего не увидела, в глазах Гордона была такая тоска зеленая и особенно когда крупным планом все показывается, тут же не обманешь. И у меня такое ощущение, что каждый думал про себя: Господи, когда же это кончится.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Несколько порочная практика, когда один ведущий этого же канала приходит в гости к другому ведущему этого же канала.

К. ЛАРИНА – Вот мне было бы интересно посмотреть, чтобы Владимир Познер пригласил в свою программу Бермана и Жандарева.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В принципе все реально. Если только не иметь в виду, что Берман и Жандарев у нас как летучие голландцы, материализуются в эфире лишь в какие-то моменты, когда другие программы уходят либо в отпуск, либо на каникулы.

К. ЛАРИНА – Зато ТЭФИ получают.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И это совершенно справедливо.

К. ЛАРИНА – Чтобы не забыли, что они есть.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, члены академии в данном случае голосуют не по принципу, чтобы не забыли, а потому что отдают должное их профессионализму.

К. ЛАРИНА – Но я шучу. Я шучу так. Конечно же, это большая радость.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Между прочим, очень хорошо, чтобы не забыли.

К. ЛАРИНА – Но это не помогает, Ира.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Давно ТЭФИ не является индульгенцией.

К. ЛАРИНА – Ну конечно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хотя на этой неделе в день, когда прощались с Ваней Дыховичным, показали повтор программы Бермана с Жандаревым, и это было очень и уместно. И там был замечательный Ваня. Это один из его последних приходов в эфир летний.

К. ЛАРИНА – Июнь 2009 года.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И ужасно, я не имела возможности по этому поводу сказать, но ужасно больно, что именно Ваня Дыховичный ушел так рано.

К. ЛАРИНА – Очень хорошие слова были написаны в газете твоей вчера в приложении «Неделя», где Иван Дыховичный вел колонку, посвященную кино на телевидении.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы с ним рядом были на одной полосе.

К. ЛАРИНА – А кто теперь будет?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я пока не знаю. У меня было – смотрите, какие программы рекомендовала я…

К. ЛАРИНА – А у него – смотрите кино.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А он рядом совершенно кино, но помимо этого он очень много работал на телевидении. Он на российском телевидении одно время вел большую программу.

К. ЛАРИНА – «Уловка-22» была замечательная программа.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Последнее время он говорил о старом кино на канале «Домашний», он был очень телевизионный персонаж. Не медийный, как сейчас принято говорить, а телевизионный. Недаром очень многие программы, когда нужно было получить какой-то осмысленный комментарий по любому поводу, обращались именно к нему. Очень больно, очень.

К. ЛАРИНА – Новости, потом продолжим.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Про сериал «Я вернусь» спрашивают. Ваше мнение.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не могу цельного его высказать, потому что смотрела от случая к случаю. По-моему, он несколько лучше, чем все, что показывают. Что я видела, там не было какой-то очевидной, как мне показалось, развесистой клюквы. И эта всегда история в развитии, история семьи, разных людей семьи это всегда привлекательно. Такие своего рода саги. И конечно это выше уровня, например, какого-то «Тяжелого песка» картонного.

К. ЛАРИНА – Не говоря уже о саге.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хотя я не знаю, что тут можно назвать на первом месте по ужасу.

К. ЛАРИНА – Вчера этот фильм закончился, я его смотрела вначале, и у меня было ожидание интереса. Но потом бросила, мне показалось, что там не складывается то ли по сценарию, то ли по сюжету. А вчера когда посмотрела и увидела, какой путь прошли актеры-персонажи, я поняла, что я хочу посмотреть этот фильм целиком. Я хочу его купить, он продается уже на DVD. Мне показалось, что там действительно очень хорошие актерские работы. Девочки там замечательно играют. И Лиза Боярская и все остальные.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Более того, мне показалось по тому, что история не закончена, скорее всего, или снимается уже или будет сниматься продолжение.

К. ЛАРИНА – Мне кажется это интересная работа, на нее стоит обратить внимание. Наверное.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В любом случае то, что я смотрела, я не по сериалам все-таки специалист, у меня не вызывало активного чувства протеста и отторжения. И Лиза Боярская очень хорошо играет на мой взгляд и действительно обе сестры…

К. ЛАРИНА – Исторический фон, на котором проживается жизнь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И исторический фон.

К. ЛАРИНА – Это важно и мне кажется, что удачная работа. Но надо посмотреть целиком.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Как мы знаем, со следующего воскресенья Российский канал объявил свой главный хит сезона. Сейчас начали его раскручивать. Вчера, по-моему, в новостях Сергей Урсуляк про него рассказывал. Поэтому я думаю, сейчас будет мощная артподготовка за эту неделю. И они показывают так же, как в свое время они начали показывать «В круге первом»…

К. ЛАРИНА – То есть показывают три серии в воскресенье, а потом пойдет каждый день.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Покажут три серии в воскресенье, чтобы сразу и плотно и мощно подсадить зрителя на эту иглу и дальше уже будут показывать по серии или две каждый день. Потому что я, честно говоря, толком не знаю, сколько там всего серий. Но наверное, либо 12, либо 16.

К. ЛАРИНА – По поводу Гордона тут идут телеграммы, связанные с тем, что он там говорил. Мне совершенно не хочется обсуждать высказанные им мысли. Поскольку лишний раз эти передачи, про которые мы сказали, подтвердили подозрения мои личные, что Александр Гордон властителем дум не является в России и в Москве. То есть мне кажется, что здесь немножко такая дутая фигура, он совсем не тот, за кого он себя выдает. Потому что по тому, что он там говорил, никаких особых откровений я не заметила, мало этого, в случае с Познером он абсолютно точно проигрывал по части эрудиции и знаний. И немало глупостей там наговорил, на которые Владимир Владимирович реагировал только взглядом. Потому что есть вещи, которые он просто плохо знает, но прикидывается, что знает хорошо. Эта поверхностность его конек абсолютный.

И. ПЕТРОВСКАЯ - С одной стороны, а с другой стороны, наверное, не знаю как кого, а меня тоже несколько отвращает такой снобизм. И высокомерие по отношению и к собственной аудитории, между прочим. Если что называется ты такой интеллектуал, такой умный…

К. ЛАРИНА – Это его фенечка такая.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И так всех презираешь, тогда, наверное, нет смысла работать на эту аудиторию. Получается какая-то бессмысленная цель…

К. ЛАРИНА – Он про это говорил сто раз, я здесь за деньгами что называется. Я здесь в кассу. Это еще одна фенечка.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но фенечка фенечкой, но на самом деле это вызывает раздражение…

К. ЛАРИНА – Но самое главное что произошло…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Разоблачение?

К. ЛАРИНА – Я считаю, что да абсолютное. Потому что одно дело, когда он ведет эфир, когда ты ведешь эфир, ты можешь прикрыться гостем, темой. Я сама знаю. Я сама ведущая. А когда ты сидишь по другую сторону, тут все и открывается. Тут и открылась эта бездна пустоты. Говорю, раз уж про это заговорили, я не хотела эту тему поднимать. Но раз заговорили наши слушатели, все эти его громкие заявления, что он презирает Каспарова, готов перед Богом поклясться…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Даже не презираю, а ненавижу. Кого вы ненавидите.

К. ЛАРИНА – Кого вы презираете – там был вопрос. Это давняя его история идиотская на мой взгляд, лучше бы о ней забыть и не вытаскивать ее из сундуков по поводу письма. Кто такой этот Липскеров, кто этот человек вообще. Кто такой Гордон, какие там письма, что он будет рассказывать, что он думает или не думает по поводу Ходорковского и «Эхо Москвы». О чем там говорить. В человеке ничего не развивается вообще. То же самое как будто прошло 5-10 лет, он точно такой же был 5 лет назад, когда вел свое «Хмурое утро» на канале ВТК.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я только сейчас задумалась, а какой же тогда ужас, если бездна пустоты здесь, там, где предполагался и интеллект…

К. ЛАРИНА – Там предполагалось нечто.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И образование. А что же тогда о других говорить?

К. ЛАРИНА – А что Гордон для тебя это мерило?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, мерило уже не Гордон, потому что когда я прочитала и глазам своим не поверила, но потом посчитала, что это 1 октября, а не 1 апреля, что Тина Канделаки избрана или назначена…

К. ЛАРИНА – Это президентский список.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, значит, назначаются в Общественную палату, и руководить она будет образованием. Ну, на самом деле это иначе как анекдот не воспринимается. Притом, что как мы обсуждали, и это всегда декларировалось, что в Общественную палату входят люди с особыми заслугами перед обществом и обладающие безусловным моральным авторитетом. И заслуги главное тоже какие-то реальные. Все это вызывает какую-то просто оторопь. Я имею в виду точки отсчетов. И Гордон, который казался особенно на этом фоне просто Монблан какой-то. По сравнению опять же, с чем сравнивать. А потом посмотришь, и оказывается, и здесь пусто. Здесь звенящая пустота на том полюсе…

К. ЛАРИНА – Шумная как барабан.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но все равно, а здесь такая многозначительная.

К. ЛАРИНА – Мне сказали, что в Общественной палате легкая паника по этому поводу. И что там самая популярная шутка: Калигула и его кобыла.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конь, по-моему. Но самый главный ужас заключается в том, что работа Общественной палаты будет парализована. Потому что Тина Канделаки при всем своем нечеловеческом обаянии еще обладает невероятным темпом речи, словоговорения.

К. ЛАРИНА – А как называется эта болезнь, когда остановиться не можешь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Логорея. Не может остановиться. Я представляю, обсуждение идет какое-то и нужно найти паузу, чтобы кому-то другому вклиниться, а Тина будет, мне кажется говорить сама.

К. ЛАРИНА – Может быть, в этом есть некий смысл тайный.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Блокировать работу Общественной палаты?

К. ЛАРИНА – Как ты говоришь абсолютный будет ступор. Но там еще одна вещь помимо логореи и невозможности остановиться и вклиниться, я не знаю как ты, когда начинаешь слушать, что говорится, то с тобой происходит нечто. Впадаешь в ступор действительно сам. И абсолютно набор какой-то бессмыслицы, бессвязности.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Поэтому мне никогда не удавалось вслушаться. У меня вызывала изумление эта быстрота, напор и эмоциональность, тут конечно, позавидуешь, для ведущего в принципе это неплохо. Хотя хотелось бы еще и немножко смысла добавить. Но для общественного деятеля мне кажется это скорее все-таки признаки профнепригодности нежели достоинств, которое единственное позволяет президенту Дмитрию Медведеву ввести ее в Общественную палату. Ну конечно, мы не берем неземную красоту, у нас в ГД тоже присутствуют, некоторые мне кажется наши девушки тоже по этому признаку избранные. Просто приятно на них смотреть, не исключаю, что и в Общественной палате более взрослым лицам мужского пола будет просто, правда тут другой анекдот: ты не пой, ты ходи туда-сюда, то здесь не удастся сказать «не говори», потому что мне кажется…

К. ЛАРИНА – Она-то считает, что в этом главная ее миссия. Говорить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не могут не говорить в принципе.

К. ЛАРИНА – Давайте мы послушаем кого-нибудь уже. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Это Наталья из Москвы. Я хотела сказать, если можно так выразиться, что вы и ваша передача это и есть самая лучшая телевизионная программа. Потому что все остальное ноль, даже позвонить вам, сказать не про что ни с одного канала. А вы самая лучшая телевизионная программа.

К. ЛАРИНА – Ну спасибо. На этом собственно можно заканчивать нашу сегодняшнюю передачу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Что особенно радостно, что телевизионная программа, но без изображения.

К. ЛАРИНА – Хотя можем перейти с тобой на веб-трансляцию. Хочешь?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет.

К. ЛАРИНА – Хочешь выложиться в Интернет?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, тогда нужно будет долго готовиться, чтобы выкладываться в Интернет, делать грим. А тут так хорошо, приходишь, а всем кажется, наверное, что может красавица без этого.

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Это «Эхо Москвы», можно чего-то сказать?

К. ЛАРИНА – Говорите все, что наболело.

СЛУШАТЕЛЬ – Ксюша, меня тоже так зовут. Я хотела добавить по поводу Гордона. Я вообще в принципе фильмы, которые он показывает, смотрим в семье и действительно стоящие фильмы часто очень попадаются. Но все его выступления, меня он раздражает давно и напрочь. Это ёрничание…

К. ЛАРИНА – А какие фильмы с его участием вы имеете в виду?

СЛУШАТЕЛЬ – Не с его участием, а то, что он показывал.

К. ЛАРИНА – А, «Закрытый показ».

СЛУШАТЕЛЬ – Очень хорошие фильмы иногда идут, которые не показывают так широко, как обычно. А вообще если говорить о телевидении, то я всегда с вами согласна, просто к вам дозвониться невозможно. Это же конец света. Это уже невозможно, сплошные стрелялки и вообще о чем они все говорят? Понять очень сложно. А насчет Тины вы меня убили просто.

К. ЛАРИНА – А вы не знали?

СЛУШАТЕЛЬ – Нет.

К. ЛАРИНА – Ну что вы, радуйтесь.

СЛУШАТЕЛЬ – Я радуюсь.

К. ЛАРИНА – Показатель невиданной стабильности в стране.

СЛУШАТЕЛЬ – Прямо я так радуюсь, по-моему, время смеяться наступило. Всяких благ.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Как говорила, рыдая, героиня программы Татьяны Лавровой в фильме «Девять дней одного года»: я рада, я очень рада. Видимо, эту цитату вспомнила Ксения, наша слушательница.

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Я звоню по поводу Ивана Дыховичного. Я работала редактором на его «Уловке» в свое время. Это удивительный интеллигентный, огромной культуры внутренней человек. Потому что производит он впечатление легкости и игривости в эфире. Но он был удивительно глубоким, его интервью с Олегом Янковским, мы работали с ним на даче у Олега Ивановича, знания потрясающие всего театрального мира, киношного мира и естественно глубокая литературная внутренняя культура. Я вместе с нашим культурным сообществом скорблю о его кончине. Простите за такой…

К. ЛАРИНА – Спасибо большое за эти слова.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но вот были же времена, когда Иван Дыховичный, это конечно было давно, был чуть ли главным режиссером канала «Россия». И, по-моему, отвечал за многие программы об искусстве. Были времена и были такие люди на нашем экране. Они же есть, во всяком случае, Ваня был до недавнего, до прошлой недели, что называется и почему преобладают все равно какие-то иные персонажи и более того, их специально и взращивают и им полный карт-бланш, это непонятно.

К. ЛАРИНА – Помимо причин, лежащих на поверхности, что это легче воспринимается, эта жвачка, это понятно, но исходя из того, что ты уже сказала, что телевидению по сути абсолютно наплевать на аудиторию несчастную, которая смотрит их круглые сутки и они сами решают, что хорошо, что плохо. Но Ваня Дыховичный это штучный товар что называется. Штучный человек. Их очень мало таких людей. На телевидении их всегда будет меньше и чем дальше, тем меньше, сейчас уже практически вообще не знаю, кого назвать можно. А это люди, которые еще помимо того, что они профессиональны, интересны и глубоки, они еще не управляемы. Ты пойми, что человек должен принимать условия игры. Иван Дыховичный, я это знаю, что он пытался принять условия игры, которые ему навязывали на одном из каналов, он не смог через себя переступить. Потому что когда начинается рулёж со стороны начальников или еще каких-то телефонных звонков, это можно, это нельзя, про это говорить, про это не говорить, - человек либо принимает, либо не принимает. Поэтому я не уверена, что такие люди могут появляться на канале. Невозможно это. Невозможно сегодня.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот тут важное слово «сегодня». Потому что если мы вспомним 90-е и это время, которому говорил слова благодарности, потом вырезанные из трансляции Владимир Познер, который сказал, что не будь перестройки и гласности, не будь Горбачева и Яковлева, и меня бы никогда не было. То время дало возможность очень многим людям совершенно иначе себя проявить и быть на экране и быть для многих маяками и духовными лидерами. И телевидение было интересным, его смотрели.

К. ЛАРИНА – Страна была другая, ты прекрасно это понимаешь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Страна меняется, в том числе и под воздействием этого телевидения. Потому что мы говорим только часто одну часть этой формулы: каково телевидение, таково и общество. Телевидение – зеркало общества.

К. ЛАРИНА – Нет, каково общество, таково и телевидение.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, точнее конечно. А получается, что в результате это все связано и каково телевидение – таково и общество, если уже почти 10 лет телевидение совсем иное, то понятное дело, что это не может не оказать влияния на общество. Которое существует во многом прикованное к этому ящику.

К. ЛАРИНА – Так оттуда сигналы поступают.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Оттуда поступают сигналы, оттуда поступает все…

К. ЛАРИНА – Они же не сами изобретают эти сигналы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ты говоришь наверное, все-таки в большей степени о каких-то политических сигналах.

К. ЛАРИНА – Не только. И о культурных.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А я говорю обо всем. Об отношении, о формировании взглядов, вкусов, мировоззрения. Можно тысячу раз говорить о том, что люди вольны выбирать себе, что смотреть, что читать, или например, смотреть или читать или ходить куда-то. На самом деле очень большая часть аудитории все получает из ящика. И образовывается, и развлекается.

К. ЛАРИНА – И растлевается.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И получает систему своих политических взглядов. И формирует свои пристрастия. Поэтому, увы, это все взаимосвязано. И то телевидение формировало совсем другое общество. К сожалению, видимо, не хватило времени для того, чтобы сформировать все-таки уже некую устойчивую базу для позиций, и очень быстро оказалось, что на самом деле можно и по-другому. Причем прямо противоположным способом. И огромное количество людей сегодня и представить не могут, что телевидение может быть иным…

К. ЛАРИНА – И что такое могло бы быть когда-то.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И более того, когда на журфаках мои коллеги показывают своим студентам старые программы, а старые всего лишь только были в конце 90-х, уже нынешние подрощенные дети 20-летние не верят, что такое могло быть. Об этом можно быть говорить, что было так интересно. Можно говорить тысячу раз, что годы противные, ужасные, смутные, лихие, какие угодно, давайте вспомним, сколько всего расцвело, появилось в эти годы.

К. ЛАРИНА – Да никакие они не лихие.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Кто-то может так говорить.

К. ЛАРИНА – Это не кто-то, сознательно внедряется этот образ.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Сознательно, причем теми людьми, которые от этих лет все и получили во всех смыслах всё.

К. ЛАРИНА – Является ли Венедиктов родственником Дыховичного? – спрашивает Рита. Да, является. Как и наш ведущий Алексей Дыховичный. Следующий звонок. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Владимир из Санкт-Петербурга. Я хотел свои впечатления о телевизоре сказать. Две недели посмотрел телевизор, тут у меня случайно подключили дома все…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ничего непонятно.

К. ЛАРИНА – Владимир, к сожалению, вынуждены с вами расстаться, поскольку очень плохая связь. Попробуйте еще раз дозвониться. Простите ради бога. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Такая просьба, то, что Ира сказала, что удастся ли подсадить народ на эту иглу. Вот это выражение мне так больно было слышать по «Эхо Москвы». Хотя бы сказать: не удастся подсадить на иглу. Вот не хотелось бы слышать этого, может быть, я болезненно восприняла эти слова. И выражаю безмерную скорбь по поводу ухода Ивана Дыховичного. Это мое мнение, Екатеринбург, Ольга.

К. ЛАРИНА – Спасибо, я не очень поняла, замечание в чем заключалось.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я говорила о том, что нынешняя практика показов сериалов, начать в воскресенье, показать сразу три серии и тем самым, извините, пожалуйста, подсадить. Но здесь в данном случае имеется в виду даже не та игла, о которой подумали вы. Дело в том, что Останкинская башня с этой иглой она давно уже называется «шприцем для идеологических инъекций». И в том числе и не только идеологический, вообще просто шприц. Поэтому будем считать, что это не то, о чем вы подумали, а вот этот шпиль, который символизирует вообще телевидение. О как. Выкрутилась?

К. ЛАРИНА – Выкрутилась. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Ксения, деточки, а вы смотрели последнюю «Школу злословия»? Это Лидия, Москва.

К. ЛАРИНА – Да, смотрели с Олегом Лекмановым.

СЛУШАТЕЛЬ – Я не знаю, кто, но меня потрясла Дуня. Которая сказала, что и Высоцкий и Есенин народные любимцы, оба пьяницы, оба были женаты на иностранках… Но самое ужасное то, что она этому товарищу, который был у них на интервью говорит: скажите нам какую-нибудь неприличную вещь про Есенина. У нас сразу будет шквал звонков. И повысится рейтинг нашей передачи. Как это можно?

К. ЛАРИНА – Лидия, дорогая, я смотрела не целиком программу, я не знаю, Ира смотрела…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я была в отъезде, и у меня не было возможности.

К. ЛАРИНА – А то, что вы приводите в качестве примера, это тот самый случай, когда вырываются из контекста слова. Я в этом убеждена. Поскольку я себе с трудом представляю Дуню, если она на полном серьезе так попросит собеседника сказать что-нибудь такое, как Ира говорит «клубничное», чтобы повысить рейтинг. Это может быть только в качестве шутки, игры или такого интеллектуального стеба.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Шквала звонков не может быть, потому что это запись.

К. ЛАРИНА – Я думаю, что вы здесь просто не поняли, в этом есть некая доля иронии, связанная в том числе и с тем, о чем мы сегодня говорим по поводу иглы и аудитории. Следующий звонок. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Меня зовут Маргарита, я живу в Москве. я всегда с интересом слушаю радио «Эхо Москвы» и вашу передачу в частности. Очень интересно, потому что телевизора дома нет с 2001 года.

К. ЛАРИНА – И что? И о чем мы с вами разговаривать будем? Интересное кино.

СЛУШАТЕЛЬ – Разговаривать о том, все разговоры о том, что телевидение плохое и там очень много программ, которые просто невозможно смотреть.

К. ЛАРИНА – Так вы же не смотрите с 2001 года.

СЛУШАТЕЛЬ – Так я просто о том говорю, что может быть его и не надо смотреть, если не нравится.

К. ЛАРИНА – Давайте так. Мне кажется, что эта передача имеет смысл общения с вами, когда вы телевизор все-таки смотрите. Правда, Ир?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, но с другой стороны здесь есть определенный резон, я согласна с нашей радиослушательницей, что научиться не смотреть, если тебе что-то омерзительно, это очень важное качество.

К. ЛАРИНА – Я пользуюсь этим правом часто.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я вот, увы, не имею такой возможности, но всегда искренне изумляюсь каким-то возмущениям на грани нервного срыва…

К. ЛАРИНА – Особенно когда по ночам смотрят пенсионеры.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Письма от пенсионеров, которые смотрят…

К. ЛАРИНА – Эротические каналы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И пьют сердечные средства, чтобы придти в себя. Действительно это очень важно. Если вам интересно, даже если вам противно, но для чего-то нужно посмотреть, - смотрите. Нет – действительно отключайтесь. Очень просто все. И непросто в то же время.

К. ЛАРИНА – По поводу анонсов мы сказали, что, наверное, событие, которого мы все ждем, это безусловно фильм Сергея Урсуляка, который мы все будем смотреть.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это еще следующее воскресенье. Еще успеем встретиться.

К. ЛАРИНА – А там по неделе, если что-то можешь вспомнить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Очень любопытно, просто быстро скажу, потому что это становится некоторой шизофренией, я бы сказала, возвращается Павел Лобков на канал НТВ с программой и акцией, Павел Лобков объявляет войну мракобесию на телеэкране. Я понимаю, что Павел это может делать, он биолог, человек с системным научным мировоззрением, только ужас заключается в том, что в четверг, условно говоря, Паша Лобков будет объявлять войну мракобесию на телеэкране, а в воскресенье будет мракобесие. Не будем даже уточнять, о чем речь. Не говоря уже о других днях на других каналах. И это конечно, такое двоемыслие в одной голове, на одной площадке дорогого, на мой взгляд, стоит. Посмотрим, что из этого выйдет.