Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2008-11-29

29.11.2008
Человек из телевизора - 2008-11-29 Скачать

К. ЛАРИНА – Это Ирина Петровская. Начинается наш телевизионный эфир. Вопросов много пришло как обычно, и я уже поняла по раскладу зрительскому, что главное позитивное событие телевизионное этой недели это «Школа злословия» с Григорием Померанцем. Которая была в понедельник. Огромное количество откликов на эту передачу и все люди просто в восторге и говорят о том, собственно твоя любимая тема.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да.

К. ЛАРИНА – Личность на экране.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Причем личность настолько оригинальная и незаезженная, что главное, помимо того, что это действительно человек, которого потрясающе интересно слушать. Поэтому многие зрители я думаю, именно купились на обаяние ума. Потому что я сейчас заметила, что по всем программам такого разговорного типа ходят одни и те же люди. Более того, они не только разговорного, по всем другим тоже форматам. Сейчас невероятная началась эксплуатация Гарика Мартиросяна. Куда ни ткни, везде появляется. Последний раз он был в программе «Временно доступен» и я поймала себя на том, что то, что он делает в качестве шоумена это бывает интересно и оригинально, а когда он пытается что-то формулировать и мыслить, это куда более бледно. Даже, несмотря на преувеличенные восторги со стороны интервьюеров. Здесь была беседа, не скажу, что на равных, потому что и Смирнова и Толстая в данном случае просто выполняли свою роль, которая им отведена, спрашивать просто интересного человека о том, что им интересно. Поэтому от этого оторваться было невозможно.

К. ЛАРИНА – 90 лет человеку.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А я даже не знала, что 90.

К. ЛАРИНА – Это какой-то уникальнейший человек.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да мне вообще кажется, что «Школа злословия» в этом особенно сезоне пошла по очень правильному пути. Они прекрасно понимают, что после ноля часов соперничать с другими по части приглашения каких-то медийных и бизнесовых людей совершенно бессмысленно, да и не нужно. Потому что они прекрасно понимают, что в ночи присутствует та самая адресная аудитория, которая остается у телевизора именно для того чтобы получить что-то альтернативное этому так называемому мейнстриму, который все заполонил. И в этом сезоне из самых разных областей люди присутствуют в эфире и, на мой взгляд, это всегда бывает довольно интересно.

К. ЛАРИНА – Ир, вот еще одна тема. Судя по всему, большое количество недоумения вызвала. Очередная документалка «Жаркое лето 68-го», канал «Россия» 25 ноября. Речь идет о событиях в Чехословакии.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я к несчастью не посмотрела.

К. ЛАРИНА – Я тоже не видела. Но я столько читала отзывов, что просто отказывалась верить своим глазам, когда читала. А то, что по сути оправдывается ввод войск советских в Чехословакию.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Когда я получила только анонсы неделей раньше, а я, почему не видела, потому что я в этот день принимала участие в записи «Культурной революции». И забыла поставить. Но я помню, что меня чем-то насторожил анонс, когда сулили авторы фильма сказать всю правду о пражских событиях. Ну и, наконец, разобраться, действительно ли было все так, и насколько был оправдан этот ввод. Не исключаю, конечно, что это и произошло. Но, может быть, нам позвонят наши слушатели.

К. ЛАРИНА – Да, давай сразу. Вот сейчас никакой другой темы не берем для обсуждения, поскольку это передача, о которой много говорят, но, к сожалению, мы не видели ее, очень хотим услышать свидетельства очевидцев. Если среди наших слушателей есть те, которые этот фильм видели и вам есть что сказать по этому поводу, какие же там были расставлены акценты и оценки, пожалуйста, сделайте это по телефону прямого эфира прямо сейчас. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Артем. Я смотрел этот фильм. Который был создан совместно с (неразборчиво) ФСБ, что уже говорит о многом.

К. ЛАРИНА – То есть там такой титр был?

СЛУШАТЕЛЬ – Да. А в конце шел титр – благодарность Здановичу и …ФСБ. Смысл такой, что все организовало ЦРУ и если бы русские танки не вошли в Прагу, то, условно говоря, системы ПРО были бы размещены в Чехии возможно на 40 лет раньше. Все люди, которые руководили этими событиями в Праге, естественно, смотрели на Запад. Были названы такие в кавычках известные имена как Бжезинский, который якобы был в это время в Праге и читал там лекции и просто советское руководство, которое до последнего, естественно колебалось, хотело решить все мирным путем, как в Венгрии в 1956 году, это было удивительно. И только они были вынуждены реагировать, когда Чехословакия собиралась выходить из Варшавского блока. Да, действительно это было совершенно шоковое впечатление, потому что я не мог даже себе представить, что вдруг сейчас это будет…

К. ЛАРИНА – Через 40 лет. Мы в августе отмечали 40 лет со дня этого события. И по этому поводу было много в том числе и дискуссионных программ. Там было все что, угодно, но только не реваншизм. Я помню, что даже Наталья Горбаневская была в этот момент в Москве и выступала, в том числе и на нашем радио, рассказывая, что тогда происходило. Это конечно, просто поразительно.

СЛУШАТЕЛЬ – И здесь очень важен тон, которым это говорилось. Что все абсолютно безапелляционно, несмотря на то, что в Праге события, там было сопротивление ненасильственное, но якобы стреляли в солдат и были жертвы. И были показаны некие документы, какие-то старые генералы, которые говорили о том, что да, в нас стреляли. Вот так.

К. ЛАРИНА – Скажите, пожалуйста, а в этом фильме что-то рассказывалось о людях, которые на Красную площадь вышли в знак протеста?

СЛУШАТЕЛЬ – Что вы? Конечно, нет. Ни единого слова. Все было очень благостно. И полная поддержка. Я не утрирую. На самом деле это было действительно так.

К. ЛАРИНА – Спасибо большое.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это к лучшему, что не рассказывали. Потому что в этой версии, наверное, это прозвучало бы так, что это пятая колонна, агенты влияния, которые шакалили в этот момент у иностранных посольств.

К. ЛАРИНА – Я вообще поражена.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Поэтому лучше вообще, чтобы рядом эти святые имена даже не лежали. С такими версиями.

К. ЛАРИНА – Еще один звонок. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Михаил. Я присоединяюсь к предыдущему товарищу. Он довольно много хорошо рассказал. Но это действительно просто было отвратительно. Даже помните этот случай о самосожжении чешского патриота, которому поставили впоследствии памятник. Об этом ни слова. Дубчек и прочие творцы этой демократии были поданы абсолютно в искаженном свете. А интервью Горбаневской, о которой вы говорили оно было на питерском телевидении, очень подробное. Полчаса вероятно, а может и больше. Где она подробно и толково рассказывала обо всех событиях. В общем, это было тяжелое впечатление. На фоне того, что мы знаем, того, что наши люди герои, признанные в Чехословакии практически народными героями и об этом даже не упомянуть, это просто страшно. Спасибо.

К. ЛАРИНА – Спасибо вам, Михаил. Мне хочется обратиться напрямую тогда…

И. ПЕТРОВСКАЯ - К ФСБ?

К. ЛАРИНА – Совсем даже наоборот. К автору и ведущему программы «Исторические хроники». Н. К. Сванидзе. Который любит делать такие программы по следам каких-то исторических событий. Я не знаю, была ли у него передача на эту тему.

И. ПЕТРОВСКАЯ - У него в контексте это бывает.

К. ЛАРИНА – Но уж коли сейчас прошла такая программа на канале «Россия».

И. ПЕТРОВСКАЯ - 1968 год был посвящен Сахарову.

К. ЛАРИНА – Может быть, стоит подумать и альтернативный вариант предложить. Чтобы совсем не было погано на душе.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Дело в том, что ты очень много хочешь, поскольку ему просто нормальная корпоративная этика не позволит такие вещи сделать.

К. ЛАРИНА – Как это?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потому что он работает на одном канале…

К. ЛАРИНА – На канале ФСБ он работает?

И. ПЕТРОВСКАЯ - На канале, где показано это произведение.

К. ЛАРИНА – Ир, извини, конечно, можно корпоративной этикой такие вещи прикрывать. Что мало не покажется.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но дело в том, что у него есть трибуна на «Эхо Москвы», и я думаю, что он может ответить на эти вопросы и выразить свое отношение таким образом. Сегодня, по-моему, дискуссионность в рамках одного канала и плюрализм практически исключены.

К. ЛАРИНА – Посмотрим, мне интересно, потому что если это прозвучало именно в той самой линейке документальной, где, в том числе идут «Исторические хроники», для меня это просто загадка. Как можно оставить такие вещи без ответа и без комментария. Здесь, судя по всему, был такой текст актерский закадровый.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну какой он актерский. Дикторский.

К. ЛАРИНА – Актер читает текст, который написал Зданович.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, для меня загадка, почему это выпускает Олег Борисович Добродеев, у которого, между прочим, брат, который очень давно работает на радио «Свобода» и по-моему живет в Праге и в свое время считался по этим меркам практически диссидентом. То есть уж он-то точно знает, не брат, а Олег Борисович, который с братом контактирует, что и как было на самом деле. Для меня загадка, когда это проходит на канале, где работает не какой-то человек беспамятный, откуда-то вылезший, а историк, человек с какой-то своей историей, в том числе семейной. Как это может быть, я не понимаю. Видимо, уже такое дистанцирование, вот это вот, видимо, такая логика – не свяжут с ним.

К. ЛАРИНА – Такого же быть не может. Все, что выходит здесь, связывают с именем человека, который этим каналом руководит.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А тем более, когда речь идет об истории относительно недавней, про которую много чего написано, известно. И можно сказать на каком-то другом канале, где руководит условный Вася Пупкин, хотя таких не очень много, что он не знал и не несет ответственность за все, что там у него показывается. Но в данном конкретном случае это изумление меня и переполняет больше всего.

К. ЛАРИНА – Потрясение недели от просмотра российского Первого канала «Сами мы люди не местные», - пишет Алик, журналист из Нью-Йорка. Первое: освещение визита Медведева в Венесуэлу. Сюрреализм происходящего усиливался журналистами. Произвела впечатление встреча со Сталиным Гонсалесом (журналист подчеркнул, что имена Сталин и Ленин популярны в Венесуэле), - да, я видела этот сюжет, который произвел на меня неизгладимое впечатление. Второе. "Пусть говорят", о странной квартире в Одинцове. Полупьяный герой, еще один герой предложил Малахову разобраться по-мужски, подойти поближе, шаман с крестом на шее и ковбойской шляпе, мальчик похожий на Гарри Поттера. Передача с Волочковой и Собчак - ничто по сравнению с этим «шедевром». Это был апофеоз, конечно. То, о чем мы с тобой мечтали – женщина с тремя грудями.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Со второго вопроса начну. Дело в том, что я время от времени смотрю программу Малахова, но у меня есть определенная квота на просмотр и я должна время от времени делать перерывы, чтобы действительно с ума не сойти. Хотя должна сказать, во всем этом женщина с тремя грудями, кошка о 66 ногах, неважно, Волочкова с Собчак случаются иногда эфиры, которые совершенно прошибающие. По-моему, это было на прошлой неделе, когда был эфир с участием американской бабушки, которая усыновила русских детей. Была история сколько-то лет назад, когда американские родители усыновили троих русских мальчиков и потом один из них погиб от жестокого обращения. Его просто поместили, наказывая, в холодное помещение и мальчик умер от переохлаждения. Родителей осудили, они уже отсидели какой-то срок, а американская бабушка добилась того, чтобы ей детей русских, она выступила против собственного сына, получилось, изверга и она этих мальчиков воспитывает. А мальчики попали в Америку, естественно, из России. И тут не очень внятно, это единственная проблема этой программы, было сказано, их собственная мать, у которой еще трое или четверо детей, она была лишена, видимо, за аморальный, асоциальный образ жизни родительских прав и поэтому, тут она говорит, что ей никто ничего не сказал, мальчиков увезли в Америку. Эта история осталась темной. Но в отличие от большинства подобных эфиров, когда начинается кликушество и вопли, лучше собственных детей заморим сами, уморим здесь на родине, чем отдадим американцам и не дай бог там один раз в 5 лет погибнет, знаем мы эти эфиры. Здесь получилось какая-то невероятная пронзительная история. Потому что сидела эта бабушка американская, эти мальчики, которые уже русского практически не помнят. А потом вызвали родную мать, которая вроде бы по всему уже исправилась и опомнилась и старшие дети сами после детского дома к ней вернулись. И тут произошла встреча всех братьев, сестер, матери. Причем не было воплей и криков: ах ты, американская сволочь, отдай мох детей. Наоборот, она вошла и поцеловала эту женщину, и более того, эта бабушка американская с русскими уже теперь американскими внуками сама приехала в Россию, чтобы помочь детям, которые в детдомах, они там какие-то собрали деньги, чтобы чего-то построить, привезти. И понятно, что дальше эта семья будет общаться…

К. ЛАРИНА – То есть ты хочешь сказать, что за это можно все простить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, я не хочу сказать. Я просто поражаюсь, что иногда в этом всем, там во всей этой программе не было никаких переборов, воплей: отдайте нам наших детей. Очень точный, мягкий, интеллигентный был Малахов. Я к тому, что какой-то совершенно невероятный формат, где может быть черти что, такое, что действительно за голову хватаешься.

К. ЛАРИНА – Дно абсолютное. Вчерашняя передача или когда она была. Ты не видела?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет.

К. ЛАРИНА – Я смотрела, открыв рот, потому что это было такое, если бы я не знала, что это все настоящее, я бы подумала, что это из серии «Окон», где артисты специально подобранные изображают полный ужас жизни. Полное дно. Здесь такие люди, опухшие от пьянства, с гнилыми зубами, замазанные зеленками, всякие следы побоев. Меня говорит, полтергейст СВЧ ударил по голове. По башке. А потом он стал баклажаны бить об мою голову. Я это видела. Сидела, открыв рот, не могла оторваться. Думала, боже мой, на каком я свете нахожусь. Но с другой стороны, если абстрагироваться от наших переживаний, которые происходят сию секунду, когда ты за этим наблюдаешь и думаешь: я не верю своим глазам, этого не может быть, чтобы я это видела сейчас, в 21 веке на экране. С другой стороны это картина мира российского. Картина российского дна и российской глубинки.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет.

К. ЛАРИНА – Получается, что это люди, которые населяют одну шестую часть суши, голосуют за президентов.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это важное уточнение: получается, что. Потому что мы прекрасно знаем, что существует большая редакторская группа, которая отыскивает, в любой стране есть это дно и в любой стране полно сумасшедших…

К. ЛАРИНА – Шоу Спрингера.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, но даже там не в такой степени. Поэтому говорить по этим примерам, что именно эти люди и населяют страну и составляют большинство, нет, большинство, конечно, тоже составляют точно не Померанцы. Но при этом выбирается полностью какое-то уже патологическое аномальное. Я уже говорила много раз, что именно потому, что почти каждый эфир присутствуют какие-то аномальные истории и люди, то создается впечатление, что это уже становится нормой. Что все такие. А на самом деле это далеко не так.

К. ЛАРИНА – Вот мы комментировали реплику Алика и журналиста из Нью-Йорка, но почему-то запали на «Пусть говорят». А вот визит нашего президента в Латинскую Америку и награждение, Орден Солнца получил, Орден Солидарности, то есть Брежнев уже все ближе и ближе подходит. Анекдоты скоро будут сочинять про Дмитрия Анатольевича. Пора остановиться.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я вчера пародию видела в КВН.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Тут продолжается дискуссия по поводу передачи «Жаркое лето 68-го», и очень точно определил кто-то из слушателей, что этот фильм приурочен к событиям августовским этого года, чтобы оправдать вторжение России на территорию Грузии. Я думаю, что доля правды есть. Потому что очень похожие ситуации.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну тогда бы показали. А чего сейчас. А сейчас показывают, то ощущение, что какой-то просто вдруг действительно, ты правильно слово сказала «реваншизм», совершенно необъяснимый, никакого нет повода, мне кажется, сейчас вот так пересматривать какие-то исторические события.

К. ЛАРИНА – Скажи про Медведева. Ира Петровская очень любит КВН смотреть. Я никогда не смотрю.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Дело не в том, любит Ира Петровская. Любит смотреть телевизор, это такое большое преувеличение. Как собака палку. Это моя обязанность, никуда мне не деться. Но я просто знала, что будет какой-то такой нетипичный КВН…

К. ЛАРИНА – Атипичный.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Я кстати давно не смотрела КВН, между прочим. И действительно это меня несколько изумило, потому что 47 лет КВН, почему вдруг решили 47, не дожидаясь полтинника отмечать. Так мне это в общем никто не пояснил.

К. ЛАРИНА – А мало ли что.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но пародия была в том, что выходят два человека, не помню какая команда. Один исключительно по всему, по мимике, внешне не могу сказать, но довольно компактный, лысый, с очень колючим исподлобья взглядом. Человек, пародирующий Путина, а второй, ну единственное по росту несовпадение, он выше, и такой несколько грузноватый. Упитанный. И второй президент как бы заводит поздравление со словами, что сегодня мы отмечаем 50-летие, так называемый Путин его прерывает и говорит: а почему вы решили, что 50-летие? Всего лишь 47. Делает паузу и говорит: я принял решение увеличить возраст КВН на три года до 50 лет. И дальше всякий раз, когда он говорит какую-то фразу, его коллега тихим голосом, глядя исподлобья, его поправляет. В конце, когда тот Медведев говорит: а теперь, ребята, исполните что-нибудь типа «Deep Purple», он говорит: или ДДТ. Хотя понятно, что лучше было бы, наверное, «Любэ», но ДДТ видимо, решили по территориальному питерскому принципу. Но впрочем, решайте сами. И вот на этом «решайте сами» все жюри, включая даже гендиректора Первого канала Эрнста просто свалились. То есть там были точные очень реплики.

К. ЛАРИНА – Какая разнузданность. Какая смелость.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это уже воспринимается как смена, вектор, можно шутить.

К. ЛАРИНА – Что это может быть?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да ничего не может быть. Просто решили пошутить.

К. ЛАРИНА – Решили разрешить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, на самом деле для главного человека, не только ничего обидного нет, а напротив мне кажется, вполне даже ему льстит, понятно, кто в доме хозяин. Собственно, это и без пародии понятно. Отчасти это был ответ на то, что в последней программе Познер спросил Хазанова: почему перестали пародировать президентов и представителей высшей власти. И Хазанов ответил: а кто вам сказал, что перестали. Пародируют. На этом тема зависла. Потому что ни тот, ни другой не могли вспомнить, когда это было в последний раз. Вот теперь я могу вспомнить. Вот вчера в КВН.

К. ЛАРИНА – Уважаемые Ксения и Ирина, были шутки про Путина и Медведева во вчерашнем КВН на Первом канале, - поддерживает тебя Рустам Халилов из Молдавии. – Особенно мне запомнилась шутка: вышли на сцену ВВП и ДАМ (в исполнении КВНщиков, конечно) и один из них сказал, что уникальность ситуации в том, что на сцене 3 президента. На третьего я было подумал, что это Александр Васильевич Масляков, ан нет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Так он и сказал.

К. ЛАРИНА – Оказывается три - это бывший президент, действующий президент и будущий президент.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я поняла, что это была такая шутка, просто лесть.

К. ЛАРИНА – Нет, бывший стоит премьер, действующий – нынешний. И будущий опять премьер.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, это наш слушатель недослышал или может быть отвлекся. Речь шла именно о президенте КВН Александре Маслякове. И все радостно засмеялись.

К. ЛАРИНА – Андрей Викторович, художник-график, Москва: уважаемые дамы, хочу выразить вам свою претензию. Вы так увлеченно говорили в прошлой передаче о программе первого канала «Познер», что я решил ее посмотреть. Да, конечно, вы правы практически во всем. Но главное вы так и не сказали. Это невыносимо скучно. Скучно и всё.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Почему, мы сказали.

К. ЛАРИНА – Может быть, я отвык от товарища Познера, давненько его не видел, но тут он стал похож на статью из газеты «Правда»: все предсказуемо и занудно. А претензия моя в том, что под вашим влиянием стал я смотреть Познера, а потом с досады выключил ящик. Утром позвонила дочь и сказала, что в «Школе злословия» был Померанец, и это было чудо, и дамы-ведущие блистали... А я - из-за вас, заметьте, - не видел.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А напрасно, потому что там если может быть и совпали эти программы, то минут на 5-7. И если бы вы были более любознательны, и не слушали только нас, но вы бы переключились.

К. ЛАРИНА – Но он шутит.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А, это шутка.

К. ЛАРИНА – Но давай про Познера. Потому что я не видела.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я ждала, потому что было ощущение, что первый оказался блин комом…

К. ЛАРИНА – Лужков теперь оправдывается, ходит. Вторую неделю, что он не то имел в виду по поводу губернаторских выборов.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы знаем эти прекрасные вещи, что не так поняли. Кстати смешно было то, что Геннадий Викторович тоже оправдывался, потому что Познер эту беседу построил на бесконечном цитировании того, что в разные годы по разным поводам сказал Хазанов. И практически на каждую реплику бедный Хазанов говорит: кто это сказал, это я сказал?

К. ЛАРИНА – А он требовал от него какого-то ответа?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Можно дважды процитировать за программу, но когда это было цитирование просто постоянное, и он был вынужден вспоминать, в связи с чем он это говорил, почему говорил, но опять же, в конце концов, это может быть как прием для одной программы. Вопрос действительно в том, что ни одна тема не доведена до конца. Чуть-чуть затронули - художник и власть. Никакого не то что дожать, не дожать, необязательно дожимать, мне кажется, что и мы видели, между прочим, у тех же Бермана с Жандаревым Хазанова, который совершенно нормально и аргументировано и с болью говорит на очень многие темы. Но в данном случае чуть-чуть пошел вперед, тут же: не хотите говорить, не надо. Пошли дальше. И вот так галопом по Европам с бесконечным цитированием и в какой-то момент я поняла, что скучно-то им обоим на самом деле. А нам третьим.

К. ЛАРИНА – Как бы они какую-то повинность исполняют.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот два в общем, умных и опытных мудрых взрослых человека делают вид, что они разговаривают. А мы должны то ли делать вид, то ли всерьез, что нам это интересно, мы это смотрим. Прав, он действительно точно сформулировал главную претензию, именно что это невероятно скучно. И в принципе надо умудриться сделать так, чтобы Хазанов был столь невероятно скучен. И про юмор было все как-то очень невнятно. Понятно, что, задавая эти вопросы, отталкиваясь от цитат, Владимир Владимирович довольно приблизительно сегодня представляет себе картину на этом юмористическом фронте. Да, в общем, и все остальное. Он, например, начал с вопроса: что вас заставило уйти со сцены, и в этот момент был крупный план Хазанова, и у него отразилось удивление и немой вопрос: как это уйти со сцены. Потом, может быть, в наушники уточнили, что не со сцены, а с эстрады. Из разговорного жанра. Но для артиста услышать это мне кажется, достаточно странно, если не сказать оскорбительно.

К. ЛАРИНА – Человек круглые сутки работает в драматических спектаклях, работает актером, сейчас настоящим артистом, причем очень много. Аншлаговые спектакли в Театре Антона Чехова, которые они играют в Театре Эстрады.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Кстати, эта театральная деятельность…

К. ЛАРИНА – А потому что он не знает, видимо.

И. ПЕТРОВСКАЯ - …практически отсутствовала, он пытался все время спросить, что его заставило оттуда уйти. В общем, было обидно, как бывает обидно, когда не использованные возможности. Я не говорю, это все сохранилось, это изобразительное решение, у меня даже возникло неприятное ощущение, что кто-то это специально делает. Сидит на пульте и резвится. Совмещая профили.

К. ЛАРИНА – Вот Елена пишет: хотела бы спросить уважаемых Ирину и Ксению, не знают ли они зачем операторскими и режиссерскими изысками портят передачу Познера? Специально сделано так, что смотреть невозможно? И. ПЕТРОВСКАЯ - У меня такое возникло ощущение, ну хорошо первый раз вы попробовали. Там же все-таки люди не студенты, которые пришли. Первый раз нажали какую-то кнопку и увидели, как можно совместить два профиля в одном кадре. Там опытные люди. У меня возникло ощущение, что так люди сидят и прикалываются. Я уж не говорю о том, что совершенно недопустимо крупные планы. Такой крупности. Когда люди немолодые. Слава богу, пока что мужчины, но на месте любой женщины, которая рано или поздно попадет в этот эфир, я бы сильно подумала или оговорила заранее, чтобы… Хотя на этом все построено. На этих планах невероятной крупности, на которых видны все следы прожитой жизни. Мужчину может они, конечно, украшают, шрамы, морщины, мешки под глазами. Хотя не до такой степени, как кому-то кажется, кто такие крупные планы выводит. Все поры видно, волоски. Неважные какие-то протезы…

К. ЛАРИНА – Плохая кожа.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В 75 лет или в 45 уже хорошей кожи быть не может. Как ни мажь. Чем больше грима, тем больше на таком плане такой крупности будет видно, какая на самом деле кожа и грим этот будет только усугублять. Зачем это делать, я не понимаю. Также не понимаю, зачем вдруг опять же, как в случае с Лужковым Познер встает и начинает ходить…

К. ЛАРИНА – Я так поняла что это момент особой остроты. Давая понять, что сейчас будет очень острый вопрос.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Иногда получается, что встает он зря или не угадывает момент остроты. А самое главное, что у Лужкова, что у Хазанова в этот момент в глазах такое: ты куда? Ты где? Зачем? Куда ты пошел-то? Походил, причем руки в карманы. На мой взгляд, тоже вещь малодопустимая. В кадре зачем…

К. ЛАРИНА – Как Ленин.

И. ПЕТРОВСКАЯ - У Ленина были не карманы. Была жилетка. Отсутствие рукавов, там, где должны быть рукава, это все-таки другое дело.

К. ЛАРИНА – А так было бы интереснее.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А когда мужчина держит руки в карманах, я помню, очень хорошо по этому поводу З. Е. Гердт говорил, что это стало каким-то поветрием на телевидении. Когда ведущий выходит и держит руки в карманах. По его мнению, и даже понятно, что стоит за этим мнением, это неприлично.

К. ЛАРИНА – Наушники возьмите.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хотя очень обидно, наверное, Познер очередной раз решит, что мы сводим какие-то, я слышала его последнюю программу, критики все конечно зловредные, ругали за то, ругали за се, это неправда. Когда было хорошо, всегда говорили, что хорошо и награждали, между прочим, по итогам сезона, когда «Времена» только появились. Мне кажется, что все-таки такому профессионалу…

К. ЛАРИНА – Какие счеты можно сводить с Владимиром Познером. В чем критики от него зависят.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ничего никто не зависит. Но как только критики начинают критиковать кого-то, они сразу становятся врагами конкретно человека и сразу же им мерещатся другие какие-то планы и неоднозначности. Так вот это совершенная неправда и если бы это была программа не Познера, а Васи Пупкина, который первый раз вышел, очень многое можно было бы простить. Но мы-то прекрасно знаем, что Познер профессионал в этом жанре, он умеет, и в свое время любил работать.

К. ЛАРИНА – Так он вообще призван показывать класс, что называется.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Именно. И он это умеет делать, и делал и показывал. Я вспоминала в прошлый раз «Одноэтажную Америку», где было потрясающее интервью с осужденным чернокожим на смерть и были точные вопросы, точная интонация, и было видно, вот когда ему интересно, он интересен. Откуда, не знаю, возраст ли, какие-то условия работы, вот эта усталость проступает. Усталость, а за ней стоит скука.

К. ЛАРИНА – Равнодушие.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потому что все хотят и все сравнивают с Ларри Кингом, так вот Ларри Кинг…

К. ЛАРИНА – У него живой интерес всегда.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Именно. И сейчас книжка его вышла…

К. ЛАРИНА – Сыграть невозможно. Почему он живучий такой, одно объяснение – ему до сих пор интересны эти люди, которые появляются у него в программе. Ему интересно это.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он делает все, чтобы в них влюбиться на этот короткий момент. Когда будет интервью. Знать о них максимально все. Расположить их еще до начала эфира. Это описано тоже, что человек приходит к нему в студию уже разогретый. Он приходит как к своему знакомому или человеку, которого он хорошо знает и с ним хочется говорить. И он растворяется в своем герое. В этом госте.

К. ЛАРИНА – Он говорит очень мало.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В том-то и дело. Но, тем не менее, он вот это умеет делать. И я уверена, что и Познер мог бы быть нашим родным Ларри Кингом, но пока в данном случае два выпуска и они оба грешат одним и тем же – отсутствием реального живого интереса и ощущением, что человек скован и задает какие-то вопросы, которые совершенно ему самому тоже до фонаря. В какой степени это так, я не знаю. Я говорю просто в данном случае обидно, что профессионал этого класса…

К. ЛАРИНА – Не оправдывайся.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, я к тому, что это не злословие…

К. ЛАРИНА – Я просто удивлена, ты боишься, что он обидится на тебя?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я вообще не боюсь. В данном случае я не боюсь. Он давно на меня обиделся и ну что поделаешь. Люди склонны к тому, чтобы преувеличивать…

К. ЛАРИНА – Свое значение.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И свое значение, и значение тем более уже этих писулек каких-то или слов, особенно если человек декларирует, что он их никогда не читает.

К. ЛАРИНА – Дорогие товарищи, сейчас ваше время. Я не думаю, что нам нужно зацикливаться на одной какой-то программе, если у вас есть желание куда-то нас развернуть, повернуть, будем вам благодарны, поскольку есть что, наверное, обсудить и еще чем повозмущаться. Нам телевидение дает предостаточно поводов. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Это Георгий из Санкт-Петербурга. Будьте любезны, Ирина и Ксения, если есть возможность, по события в Чехословакии.

К. ЛАРИНА – Пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ – У меня такая была очень интересная встреча как раз примерно за 3-4 дня до этих событий.

К. ЛАРИНА – Вы хотите вспомнить, что было в 1968 году?

СЛУШАТЕЛЬ – Да.

К. ЛАРИНА – Георгий, я вас умоляю. Очень жаль, но программа не про это. Все-таки мы говорим про телевидение. Спасибо за желание. Наверное, стоит сделать об этом опять отдельную передачу. Я думаю, что мои коллеги Сергей Бунтман или еще кто-то захочет сделать передачу о чехословацких событиях. Для того чтобы все-таки немножко встряхнуть мозги аудитории после просмотра такого удивительного фильма. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Меня Алексей зовут. Хотел сказать, что очень сильно понравилась передача Познера. Понравился гость, вопросы, которые задавались. И честно говоря, в отличие от того, что говорите вы, сильно понравилось решение с наложением двух лиц и манера вставать. Мне кажется, что немножко он пародирует у Гордона. Но это немножко разбавляет кадр, мне кажется.

К. ЛАРИНА – То есть вам это все нравится, и интересно.

СЛУШАТЕЛЬ – Да, в данном случае я с вашей точкой зрения на эту передачу не согласен. Поэтому решил позвонить.

К. ЛАРИНА – А можно поподробнее, что вас там привлекает в этой передаче, вы что-то узнаете новое о человеке или что?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я, к сожалению, не видел передачу с Хазановым у Бермана и Жандарева, но мне кажется, что гость подобран очень удачно и вопросы, которые ему задавал Познер, очень правильные. Потому что он человек очень противоречивый. Может быть, даже запутавшийся в самом себе. И мне кажется, что Познеру удалось это показать. И удалось выводить Хазанова на речи, которые с одной стороны неприятны, а с другой стороны он сам чувствует необходимость о них говорить.

К. ЛАРИНА – Ну вот, уже более-менее понятно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, единственное, проблема в том, что это уже тысячу раз было Хазановым проговорено.

К. ЛАРИНА – Алексей видел Хазанова впервые.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Сколько людей, столько и мнений. Что касается наложения профилей, это имело бы смысл, если бы беседа была такого конфронтационного типа, когда была бы какая-то сшибка, столкновение в кадре.

К. ЛАРИНА – На BBC, по-моему, есть разговор с пыланием огня. Такой горячий разговор.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Cross Fire. А когда просто вдруг ни с того с сего наплывают друг на друга, касаясь носами два мужских профиля, невероятной крупности, то ничего, у меня лично кроме и неловкости и какого-то комического отношения не вызывает. Я думаю, что любое решение изобразительное должно быть каким-то образом оправдано. Даже если оно кого-то шокирует. Оно здесь не оправдано.

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Просто случайно до вас дозвонился. Вы знаете, все время слушаю ваши передачи. Меня зовут Александр. Я из Ярославля. Я бы хотел поблагодарить за передачи, которые делает Леонид Каневский. Я ни разу не слышал, чтобы вы его похвалили. А мне его передачи очень нравятся. Я не знаю, может быть, монтаж, сама манера ведения передачи, я просто хочу именно через это передать ему большое спасибо, я всегда его передачи смотрю с большим удовольствием.

К. ЛАРИНА – «Следствие вели…

СЛУШАТЕЛЬ – С Леонидом Каневским. Никогда вы не поддержите. Но настолько у него все это приятно сделано.

К. ЛАРИНА – Дорогой Александр, но мы не можем по всей программе идти. Для того-то мы вас и включаем в эфир, чтобы вы нам помогли. Вот вы это сделали. Все это услышали. Спасибо большое.

СЛУШАТЕЛЬ – Спасибо.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Во-вторых, когда только появилась эта программа, мы про нее, безусловно, говорили. Меньше всего я бы здесь употребила именно эпитет «приятно» сделано. Потому что речь идет о шокирующих разных и страшных событиях. Другое дело, что в этой программе, там Каневский все-таки не автор, наверное, а просто такой гид по этой программе. Все-таки нет того упора на натурализм происходящих разных кошмарных событий, которые есть вообще на НТВ и в этом уже некоторая привлекательность этой программы. Просто на НТВ такое количество криминала, что, честно говоря, зашкаливает и уже не хочется это смотреть. Сейчас там, кстати, пошел сериал «Глухарь».

К. ЛАРИНА – Кто-то мне про него уже говорил. А, моя приятельница.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Сериал про настоящих ментов.

К. ЛАРИНА – Про мусоров?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Про милиционеров. Как они говорят, менты и прочее.

К. ЛАРИНА – Мусора.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И в каком-то смысле действительно настоящие. Потому что там главный герой, Глухарь это фамилия Глухарев. Действует, в общем, приближенно к реальности теми способами, которыми видимо, действуют многие наши правоохранительные органы.

К. ЛАРИНА – То есть наконец-то.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В каком-то смысле наконец-то, а в другом, поскольку все-таки герой при всем притом положительный, то формируется, по-моему, немножко странное отношение, что можно и таким образом.

К. ЛАРИНА – Прям какой-то либерализм разнузданный.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это не либерализм, а действительно…

К. ЛАРИНА – Тут тебе пародия на президента, тут тебе менты взяточники реальные.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но при этом они и борются…

К. ЛАРИНА – Сами с собой.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не только сами с собой. С кем протекли твои борения – с самим собой. Нет.

К. ЛАРИНА – Госпожа Петровская, - пишет тебе Елена, - вам бы, наверное, хотелось чтобы Познер выступал в роли жалящей осы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Интересно. Жалящей осы. Я подумаю. Нет, мне бы хотелось, чтобы мне как минимум было интересно слушать эти разговоры. Чтобы я понимала, для чего делается то или иное интервью, та или иная беседа. И чтобы она добавляла мне, я сейчас только про себя говорю, поскольку, сколько людей, столько и мнений, какого-то иного знания о человеке, который приходит. Кстати, в понедельник ближайший придет Михаил Сергеевич Горбачев. Будет любопытно.

К. ЛАРИНА – Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Хотелось бы услышать о «Шультесе» в обсуждении Гордона.

К. ЛАРИНА – Как вас зовут, простите?

СЛУШАТЕЛЬ – Меня зовут Эстер.

К. ЛАРИНА – Эстер, но вы пару слов скажите свое мнение.

СЛУШАТЕЛЬ – Я сама очень люблю сложные фильмы. Но этот фильм я не смогла понять и почувствовать его. Мне показался скучным.

К. ЛАРИНА – Спасибо.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я смотрела второй раз, первый смотрела в кинотеатре на Кинотавре. На большом экране. Действительно он сложный для того, чтобы в него как-то проникнуть. Первый раз мне было любопытно именно разгадывать смысл и понимать, продираться.

К. ЛАРИНА – Мне тоже фильм понравился.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я понимала, что действительно как вчера многие отметили, он сделан профессионально и изображение, например, свидетельствующее о достаточно высокой культуре операторов, режиссера. Сам главный персонаж привлекает как минимум внимание. Хотя бы даже тем, что он почти все время молчит. Там много можно о чем говорить. Но самое главное, что второй раз я поняла, что, во-первых, я не хочу смотреть, во-вторых, когда я все-таки себя заставила смотреть, то уже хочется все время перематывать. Возможно, это проблема во мне. Потому что мы действительно отвыкли все-таки смотреть кино, которое с той или иной степенью приближения к формулировке можно называть артхаусным. То, что это конечно, безусловно, имеет право на существование, я в этом убеждена.

К. ЛАРИНА – И на обсуждение.

И. ПЕТРОВСКАЯ - На обсуждение очень точно, что оно в «Закрытом показе». Обсуждение очень характерное, потому что группа противников, где доминировали актеры скорее сериального типа, это Павел Майков и Алексей Макаров, они чувствовали себя носителем истины и понимания этой художественной истины, все время предъявляли в довольно хамской форме претензии к авторам, которые в свою очередь мне кажется, держались вполне интеллигентно. И очень смешные упреки, что теперь все такое кино начнут делать, конъюнктурное для фестивалей. Во-первых, попробуйте все такое сделать, а во-вторых, действительно раз, два и обчелся. Сегодня кино, которое выше трех строчек, заявленных в аннотации - она пережила глубокое разочарование в любви, а он вернул ее к жизни. Поэтому очень хорошо, что показали, что обсудили. У этого фильма я думаю, среди той аудитории, которая вообще способна воспринимать, равное количество и сторонников и противников, собственно в дискуссии может быть кто-то чего-то понял. Кто не понял при просмотре и вообще когда возникают разные толкования и смыслы, на мой взгляд, это свидетельствует о том, что все-таки это какое-то произведение выше этой сегодняшней попсы, кинопопсы.

К. ЛАРИНА – Слава богу, что эта передача существует. И самое главное, что мы сейчас переживаем не самый плохой момент, если говорить о вообще кино, в частности о нашем. Что есть, что показать. Хоть в рамках такого спорного жанра. Есть что обсудить и все фильмы вспоминаю, которые были показаны в рамках этой передачи, они все заслуживают внимания.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Надеюсь, обсуждение в этом формате этой страсти под названием «Мой муж – гений», это все-таки было PR-акцией. Потому что если так будет размываться…

К. ЛАРИНА – Уже все кончается.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Совсем все кончается?

К. ЛАРИНА – Новости на нас смотрят с укоризной. А что, Толстая вернулась в «Минуту славы»?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Пока, во всяком случае, в прошлый раз ее тоже не было. Я тоже пытаюсь выяснить, что же произошло. Но пока так и не поняла.

К. ЛАРИНА – Тишина. Хорошо. Спасибо, на этом завершаем наше телевизионное путешествие. До встречи.