Купить мерч «Эха»:

Елена Коренева - Человек из телевизора - 2008-11-01

01.11.2008
Елена Коренева - Человек из телевизора - 2008-11-01 Скачать

К. ЛАРИНА – Ну? Хлебни напоследок.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Почему же напоследок?

К. ЛАРИНА – Здравствуйте. Ирина Петровская. Прекрасная. Чудесная.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Товарищи, ведите программу, пожалуйста, что вас разобрало-то с утра.

К. ЛАРИНА – Я просто давно тебя не видела.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тоже.

К. ЛАРИНА – Я просто счастлива, так здорово тебя видеть. Спасибо, Господи, за то, что я живу с тобой в одно время.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ксения, вам вредновато куда-то уезжать надолго. Расслабляет очень сильно.

К. ЛАРИНА – Прочищает мозг. Карму. Тут я открыла телевизор ваш и поняла, что тут люди с непрочищенной кармой.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Давно уже. Она годами у людей забивается. А потом они предъявляют, если это можно сказать о карме, эти все забытые каналы и почему-то остальные люди должны на это смотреть и этим отравляться.

К. ЛАРИНА – Это заразительно. Другие сходят с ума окончательно. Утром обсуждали эту скандальную передачу у Владимира Варфоломеева и Ани Трефиловой и там пару звонков конечно было чудовищных. Не скажу, что много, но то, что я услышала, такие каляки-маляки полезли из людей. Бесов выпустила Марья Ивановна Арбатова.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я всегда думаю, чем руководствуется человек, когда он идет, ну ладно позвонили люди, их не видно, только слышно. Их собственное малодушие или подлость какая-то остается скрытая для большинства людей. Я думаю, чем руководствуются люди, когда они идут на публичное самоубийство.

К. ЛАРИНА – Ты имеешь в виду, что она решила сделать. Ты считаешь, это человек, который решил покончить с собственной репутацией сознательно?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, очевидно, этот человек еще какие-то цели для себя ставил. Может быть, проникнуть куда-то, куда нужно получить некий билет, но этот билет в виде какого-то отступничества от прежних идей, от своего прежнего круга. Может быть, туда и примут. Но дело в том, что насколько я знаю именно этого человека, она все-таки общается в определенных кругах, и всегда общалась. Хотя последнее время либералов, демократов люто ненавидит, но тем не менее…

К. ЛАРИНА – Она же либералом была недавно совсем.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но там была какая-то история с вхождением сначала в одну партию, потом с выхождением или наоборот ее оттуда каким-то образом… неважно. Эта история меня совершенно не волнует. Потому что то, во что сегодня она вляпалась, другого слова не скажешь, это не имеет отношения даже к политике. Это имеет отношение к нормальным каким-то представлениям о человечности, о порядочности. Тем более, когда женщина, которая как будто бы посвятила всю свою жизнь защите женских прав именно, отстаиванию женской самости, самодостаточности, достаточности или наоборот женского превосходства и вдруг она говорит такие вещи, которые человек просто не может сказать, независимо от того, женщина он или мужчина. Мне кажется, у мужчин там волосы дыбом вставали.

К. ЛАРИНА – Что там у мужчин, у Соловьева.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, который мне кажется, мог предположить, во что выльется этот с позволения сказать поединок. С одной стороны вроде бы факт какой позитивный. Эта тема вынесена за пределы интернет-обсуждения, радиообсуждения.

К. ЛАРИНА – Это важно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я думала все эти дни на эту тему. Многие люди, которые находятся вне пределов интернет-сферы, они, может быть, впервые услышали это имя и что есть такая женщина, которая в такой невероятной ситуации тяжелейшей оказалась. И за которую вступаются почему-то, в голову, наверное, не приходит многим людям, лучшие люди страны. Когда я сейчас читала список людей, деятелей искусств, действительно там достойнейшие, не замеченные ни в каких конъюнктурных поступках. И с одной стороны это единственный позитивный факт, благодаря телевидению об этом узнали. С другой стороны мне кажется, какое-то есть особое иезуитство в том, что на эту тему приглашаются, ладно, допустим, Арбатова, которая действительно уже до этого публично высказалась и чуть ли ни организовала сбор подписей против того, чтобы Бахмину освободили. Но почему я так думаю, почему же было тогда ни позвать ей в оппоненты какого-то вменяемого в каком смысле человека. Спокойно отстаивающего просто эту этическую общечеловеческую позицию. И призывающего милость падшему, даже опускаем в данном разговоре вину или не вину Бахминой.

К. ЛАРИНА – Что значит вина, абсолютно правильно тот же Соловьев сказал, что суд свой приговор огласил. Разговор про это бессмысленен и неправомерен. Мы говорим о милосердии, о том, что происходит после того как человек оказывается за чертой. Становится зеком. У него есть право на помилование. Украл, не украл, он свое отсидел.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я о другом. В этой теме особенно мне кажется, необходимо было подумать, если вы действительно хотели эту тему поднять и поставить так проблему…

К. ЛАРИНА – Ты считаешь, что Новодворскую зря позвали?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, абсолютно. Потому что есть люди, Валерия Ильинична человек порядочный. Это всем известно. Но есть люди, которые однозначно, сразу появившись, вызывают раздражение.

К. ЛАРИНА – У меня, например, никакого раздражения Валерия Новодворская не вызывает.

И. ПЕТРОВСКАЯ - У тебя – нет. А у огромного количества людей – да. Потому что Валерия Ильинична она имеет способность некоторые парадоксы высказывать, эпатировать.

К. ЛАРИНА – Я понимаю, о чем ты говоришь. Если про Холокост – то Аллу Гербер.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, это такая логика. Что позовем с одной стороны…

К. ЛАРИНА – Правозащитницу, которая сидела…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ультрарадикального либерала, с другой стороны в данном случае ультрарадикального мракобеса.

К. ЛАРИНА – Я знаю, что Соловьев на этот вопрос ответил. Что мотивация была простая. Валерия Новодворская - человек, который имеет право говорить на эту тему. Поскольку человек, который прошел этот путь советской тюрьмы, человек, который сидел и который знает, что это такое.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Имеет, безусловно. Еще раз говорю, что если бы это была газетная или даже радийная полемика, был бы другой совершенно эффект. Я тебе просто говорю свое ощущение. В данном случае эта защита обернулась, к сожалению, совершенно чем-то противоположным.

К. ЛАРИНА – Я с тобой совершенно не согласна.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это мое ощущение.

К. ЛАРИНА – И я рада, что не согласна. Потому что, во-первых, даже по раскладу голосов понятно, что Новодворская проиграла, но она не проиграла так, чтобы было понятно, что весь мир, вся страна у нас ослеплена этой кровожадной яростью. Не вся. Большинство. У нас большинство голосует за Сталина, за расправу над богатыми, и неважно, кто эту точку зрения защищает. Проханов Сталина или Арбатова защищает право надругаться над человеческим достоинством, над человеческой личностью.

И. ПЕТРОВСКАЯ - К сожалению, в данном случае у меня сложилось такие впечатление, я сейчас не про большинство и голосование вообще нерепрезентативно, мы это знаем. Совершенно невозможно предсказать, даже если предположить, что действительно все звонят, как и сказано, невозможно предположить, кто именно в этот момент начал названивать и почему именно так. И как я уже говорила, бывая в разных городах, видела совершенно другое голосование в других регионах. Поэтому говорить о показательности этого голосования все-таки не приходится. И не это здесь главное. Мне показалось, что Валерия Ильинична в данном случае использовала это как трибуну вообще высказаться против режима, сказать какие-то слова о естественно преступности режима Путина, Медведева и так далее.

К. ЛАРИНА – А почему бы ни сказать о преступности режима Путина, Медведева?

И. ПЕТРОВСКАЯ - И за этим всем конкретная судьба Бахминой она как-то терялась. И поэтому запомнились и, к сожалению, прозвучали намного ярче, чем выступление самой Валерии Ильиничны, ярче – я говорю сейчас ярко черными буквами, это не яркость как краска. Гадости, реальные мерзости, которые говорила Арбатова.

К. ЛАРИНА – Она сама себя разоблачила. Это нужно догадаться таким образом выглядеть, чтобы даже Валерия Новодворская на фоне вот этого кошмара в юбке, которое олицетворяла собой Мария Арбатова, Валерия Новодворская была спокойным, выдержанным человеком. От которого еще можно реально что-то услышать. А кого бы ты хотела увидеть? Я понимаю твою логику. Ты смотришь на список этих замечательных людей, достойных, которые подписали письмо, и говоришь: а почему не позвали кого-то из них. Чулпан Хаматову или Галину Волчек. Инну Чурикову. Ты можешь себе представить, чтобы Инна Чурикова стояла напротив этого и что-то ей пыталась объяснять. Я тебя уверяю, что любой интеллигентный человек просто бы замолчал и просто в ужасе на все это смотрел.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А может быть, увидев этого человека, замолчала бы другая сторона.

К. ЛАРИНА – Она пришла с другими задачами. Она до сих пор, я не поленилась, залезла на ее сайт в Интернете и посмотрела обсуждение этой передачи. Мария Ивановна Арбатова по-прежнему уверяет всех своих поклонников, что люди, которые подписали письмо в защиту Бахминой, сделали это не по своей воле. Она там говорит с одной стороны, настаивает, что половина проплачена, а с другой стороны: мне звонит масса интеллигенции, которая подписала это письмо и говорят мне, что типа не хотели испортить отношения, мы подписали, потому что было неудобно. Не хотелось портить отношения. Что это за ерунда?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это уже сейчас после драки попытка каким-то образом себя может быть не сказать реабилитировать, уже не получится. Есть поступки, после которых человек становится, прекрасное старое русское слово – не рукопожатным навсегда. Вот это вещь, которая не забывается. Человек может в чем-то оступиться, отступиться, поступить как-то неправильно, потом объяснить, чем он руководствовался. В данном случае ничто уже не может объяснить и извинить это. Когда просто действительно человек разделся и самоуничтожился. И он теперь будет что угодно говорить, как угодно оправдываться. Более того, говорить о том, что это и есть демократия, когда можно высказать разные точки зрения. Но этот вопрос, по которому не может быть другой точки зрения. Разной точки зрения. И тем более на уровне той мотивации, которая была предъявлена и нам представлена, гадостная, подлая.

К. ЛАРИНА – А риторика какая. А словечки какие.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Античеловеческая, античеловечная. Поэтому по-хорошему это так обсуждать, все равно делаем рекламу и какое-то количество полезет смотреть, чего там говорит эта дама.

К. ЛАРИНА – Пусть смотрят. Мне интересно, какое количество людей реально поддерживает эту звериную, звероподобную точку зрения. Стерилизовать, уничтожить, закрыть, забыть, не пускать. Да что же это такое?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Если даже посмотреть на соотношение. Хотя понятно, что это все равно интернет-среда и специфическая, но обращение с просьбой о помиловании Бахминой подписали уже 75 тысяч человек. Я каждый день туда залезаю и смотрю, мне интересен состав. И там есть все и пенсионеры, и менеджеры, и школьники, и студенты. И программисты, безработные, гастарбайтеры. Кто угодно. Да, конечно, там преобладает публика, образованная в большей степени. И много журналистов. И много педагогов, врачей. Кто-то скажет, что 75 тысяч очень мало, капля в море. Другое письмо против того, чтобы Бахмину освободили…

К. ЛАРИНА – Это вообще какая-то провокация.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тем не менее, там 2 что ли тысячи. Вот уже соотношение. Понятно, что всегда найдется некоторое количество людей, которые скажут: давайте окончательно загоним, распнем. Лучше всего вообще убьем, и пусть еще отсидит не только свой срок, но еще несколько.

К. ЛАРИНА – И дети пусть еще отсидят.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Или отберем детей. Все равно как логика. Она специально забеременела для того, чтобы…

К. ЛАРИНА – Да даже если и так. Это что же за страна такая, что для того чтобы получить человеческие условия, ты должна забеременеть. Это что же такое? Ну?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне юные люди сказали: ну действительно получается, что специально. Я говорю: и что?

К. ЛАРИНА – А если это единственный способ выжить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вернуться к другим детям своим.

К. ЛАРИНА – И вообще выжить. Она сама вчера про это говорила Мария Арбатова. Что беременные зечки получают пайку другую и условия другие. Поэтому они на все идут, чтобы обрюхатиться.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Логика такая, что если сейчас отпустить Бахмину, все остальные заключенные женщины бросятся немедленно беременеть. Просто надо вспомнить, что уже многие по возрасту это не смогут сделать.

К. ЛАРИНА – Ира, так вообще разговор о другом. Надо вести разговор о том, что происходит в этой системе. Во что там превращается человек. В скота.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ты думаешь, что эта дама не знает про то, что происходит в этой системе. И что там испытывают именно женщины.

К. ЛАРИНА – Нет. Ты слышишь, как она их называет. Зечки. Ходки, зечки.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Очень смешно, хотя это слово здесь может быть неподходящее, Леонид Радзиховский в нашем эфире сказал, что она предложила новую трактовку феминистки. То есть это надзирательница в женском бараке.

К. ЛАРИНА – Меня все остальные надзирательницы поразили. Я ужасно расстроена, что видела там человека, который был моим гостем, адвокат Трунова. Просто удивительно. Она приходила ко мне на «Родительское собрание», говорили мы о надругательствах над детьми. О том, как детей защитить. И я когда увидела ее на стороне Марии Арбатовой, которая тоже эту точку зрения декларировала, что она должна сидеть независимо от того…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, или всех отпустить. Там была позиция, что либо всех отпускать, либо никого. Так не доставайся ты никому. Там был один из всех секундантов вменяемый, внятный и конкретный человек. Валерий Выжутович. Который просто сформулировал нормальную человеческую общечеловеческую гражданскую, нормальную, просто вменяемую позицию.

К. ЛАРИНА – Тут наши слушатели напоминают нам, что Новодворская была инициатором проведения этой дуэли.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это сложно всегда сказать.

К. ЛАРИНА – Все равно. Я думаю, что это правда. Потому что Валерия Новодворская свое отношение к позиции Арбатовой высказывала уже несколько раз на «Эхо Москвы» в программе «Особое мнение». Потому что Арбатова уже высказалась по этому поводу в Интернете. По поводу Бахминой, по поводу крольчих, беременеют как крольчихи эти женщины. Она уже все это сказала. И Валерия Ильинична Новодворская не могла молчать, что называется. Она сама решила с ней разобраться. Я все-таки хочу сказать, что при любом нашем отношении к тому, что произошло и к тем чудовищным словам, которые мы там услышали, к той чудовищной ситуации, не поддающейся никакой логики, то, что озвучивала госпожа Арбатова, сам факт появления этой темы в эфире, да собравшей такой рекордный, судя по всему рейтинг, это все-таки правильно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не знаю. Наверное.

К. ЛАРИНА – Если только таким путем можно об этом говорить. Давайте так. Пусть такими методами. Вот они нам предложили. Мы готовы рассказывать вам про то, что происходит с Ходорковским, что происходит…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Только при этом услышите еще грязи…

К. ЛАРИНА – Да, в таком контексте. Готовы?

И. ПЕТРОВСКАЯ - И они… еще немножко ушатика грязи.

К. ЛАРИНА – Готовы. Где там говорила Арбатова, что я, как ни включу телевизор, все новости начинаются с Ходорковского. Тут смешно наша слушательница написала: Ирина Евгеньевна, покажите, пожалуйста, где тот телевизор, который смотрит Арбатова. Может быть, она поделится. Потому что я в своем телевизоре совсем другие новости вижу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тогда нам нужно обратиться к госпоже или товарище Арбатовой, хотя очень не хочется. Я лично по телевизору, может меня кто поправит, кроме РЕН-ТВ, который регулярно рассказывает в своих новостях о том, что происходит и в частности, например, о том, что Ходорковский был посажен в карцер после публикации его интервью с Акуниным. И про Бахмину. Вот больше я нигде ни на одном канале давным-давно ничего про это не слышала. Поэтому если конечно, может быть у Арбатовой включен круглосуточно РЕН-ТВ, но там тоже круглосуточно про это не говорят. Говорят. Единственный канал, единственные новости, в которых это говорят. Кстати меня тоже на этой неделе и на предыдущей поразило, что только РЕН-ТВ показал к очередной годовщине событий в «Норд-Осте» фильм, новый фильм Оксаны Барковской, посвященный, помнишь, там девочка и мальчик погибли влюбленные. Кристина и Арсений. И здесь уже спустя сколько-то лет, их родители рассказывают и те, и другие про свою девочку и про своего мальчика. Без выжимания слез, без каких-то новых подробностей, но просто история спустя несколько лет. Как живут родители и как они это смогли все пережить. Это я к тому, что избирательность, у нас очень много всяких новостей. И очень много разного продукта. Но, тем не менее, какие-то значимые вещи они либо сознательно замалчиваются, либо действительно уже давно всем наплевать на все и просто лениво и нелюбопытно. Но время от времени все-таки что-то появляется. И в частности это канал РЕН-ТВ. Вот этот телевизор, который мы с вами можем, хотя я сомневаюсь, что его потребительницей активной является Арбатова, но мы туда можем иногда смотреть и что-то такое альтернативное иногда воспринимать.

К. ЛАРИНА – Как же зечек называть? Леди что ли? Ну, бабоньки, вы даете. Вот посадит вас народ через лет пять, тогда сами все испытаете.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хорошо, тогда нас может будут называть зечки. А так есть слово еще и заключенные, осужденные. Как угодно. Но вообще просто зечки это из времен Сталина, из этого лексикона. Поэтому действительно отвратительное название. И уж тем более применимое к людям, которые сидят не за убийство, не за какие-то зверства кровавые. А или вообще ни за что или по политическим мотивам. Или за экономические преступления.

К. ЛАРИНА – Дай тебе прочту. От Оли, Оля зовут девушку из Москвы: а может этой вороватой мрази Бахминой воровать не стоило? А? Глядишь, и брюхатой бы не была.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Знаешь, чего, я не сторонница того, чтобы употреблять крепкие выражения в эфире, но мне кажется, что в данном случае этой тоже в общем, мрази отвечать не стоит даже. Или читать не стоит. Честное слово.

К. ЛАРИНА – Чем отличается мать-воровка Бахмина от матери-воровки Пупкиной? – Санкт-Петербург, Игорь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - С точки зрения общечеловеческой в данном случае ничем. О чем и пытались сказать другие люди. Просто к этому случаю привлечено внимание. И если власть в этот момент проявит милосердие к Бахминой, матери и беременной женщине, то не исключено, что в последующих каких-то своих поступках и к Пупкиной тоже. В данном случае они равнозначны. При всем притом.

К. ЛАРИНА – Задолбали с Бахминой, где вы были, когда Бахмина с Ходором и другими олигархами прихватизировали, обворовали нашу страну.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Без комментариев.

К. ЛАРИНА – Я специально выбираю. Ну все. Давайте новости слушать. Они у нас с Ходорковского начинаются сегодня? Нет. Так что, извините, не с Ходорковского. Потом продолжим нашу программу. Я думаю, мы обратимся к другим телевизионным жанрам. В конце концов, не сошелся же свет клином на этом.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Много чего еще было. Про документалку-аморалку мы хотели поговорить. Поскольку очередной сюжет поверг в состояние шока семью актрисы Екатерины Савиновой. Актрису, которую мы хорошо помним по фильму «Приходите завтра».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Замечательная совершенно.

К. ЛАРИНА – Которая, к сожалению, очень рано трагически ушла из жизни. При просмотре передачи с сюжетом про Екатерину Савинову, в шок впали в ступор и сын ее Андрей Ташков, ее муж тогдашний Евгений Ташков. Вот Елена Коренева как представитель этой семьи, позавчера мне позвонила и попросила возможности принять участие в нашей программе, чтобы рассказать, что там случилось. Я не знаю, в суд они будут подавать или нет, но пыталась найти какие-то хвосты про эту программу, которую они увидели, и так и не нашла. Ты тоже не видела?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, к сожалению, я пропустила.

К. ЛАРИНА – Лена Коренева на связи.

Е. КОРЕНЕВА – Здравствуйте.

К. ЛАРИНА – Расскажите нам сначала, что это за передача была.

Е. КОРЕНЕВА – Это передача по НТВ показывалась 27 числа в 21.40. Это была премьера. «И снова здравствуйте» она называется. Если после того как я расскажу ее содержание, вы поймете, что название совершенно кощунственное. Передача, как я поняла, рассказывает об ушедших не своей смертью, об известных людях, чья жизнь трагически оборвалась. Я посмотрела вместе с Андрюшей Ташковым совершенно случайно. Мы включили телевизор, увидели анонс передачи. Посмотрели только два сюжета о Похлебкине, авторе кулинарных книг замечательном.

К. ЛАРИНА – Которого убили, по-моему.

М. КОРОЛЕВА - Убили в 2000 году. В своей квартире как я поняла, так и неизвестно, каким-то грабителем. Никого не нашли. И об Андрюшиной маме, Екатерине Федоровне Савиновой. Мы еще поколебались, смотреть или нет, потому что были уже прецеденты, когда просто убивали сюжетами, их некорректностью как раз об Андрюшиной маме, знаменитой Фросе Бурлаковой. Но решили все-таки посмотреть. А как другие люди вещают и рассказывают историю этой замечательной женщины. И в первую очередь я хочу сказать, что была дезинформация по поводу захоронения, перезахоронения останков Екатерины Федоровны. Какой-то мальчик в шапочке, которого журналистка назвала местным то ли бомжем, то ли безработным, водит журналистку по кладбищу. Новосибирское кладбище, Клещихинское. Подводит к двум могилам. К старой могиле и новой, на которой создан мемориал памяти Екатерины Федоровны и говорит о том, что это новый мемориал. Но здесь захоронен пустой гроб. Андрюша ко мне поворачивается и говорит: как пустой? И на секундочку вообще посмотрите на все это глазами сына, я свидетельствую как очевидец, что 5 ноября 2006 года Евгений Иванович Ташков, Андрюша Ташков и я как близкий человек их семьи. Таня Ташкова, жена Евгения Ивановича и Алеша, ее сын, Андрюшин брат лететь не могли. И полетела с ними. Произошло перезахоронение на Клещихинском кладбище. Это была инициатива города, мэрии города Новосибирска, патриархии и лично протоирея собора Святого Александра Невского, отца Александра Новопашина. Большое городу за это и патриархии спасибо. Была церемония церковная, поминальные молитвы пелись, обряды. Пришло очень много людей. Стояла ясная солнечная погода. Синее небо. Знаете, когда какова душа у человека была, часто мы так думаем, такая и погода случается в такие моменты. Эксгумация останков была задокументирована. Есть пленка. Вскрытие старой могилы, действительно останки перенесены в новый гроб. Для Евгения Ивановича, для Андрюши это было очищающим событием. И вся церемония, и люди. И отец Новопашин, который проводил службу, сказал, что пухом будет ей земля, наконец, она обрела Екатерина Федоровна покой. Андрей впервые, по сути, присутствовал на отпевании и захоронении останков своей матери. Более того, это такой нюанс, но как сказал отец Александр Новопашин, что это редчайший случай, что останки сохранились. Такое случается только со святыми людьми. А для НТВ и создателей этой передачи пустой гроб со слов какого-то мальчика безработного бомжа, их вполне удовлетворила эта информация. Им все равно. Как кто-то сказал в вашей предыдущей программе о Василии Аксенове, что перепутали калибр, калибр события. Смерть и самоубийство это извините, не черный анекдот, в стилистике которого рассказана эта история. Как и история Похлебкина. Допускаются совершенно возмутительные некорректные вещи. Показываются рельсы. Это все постановочно. Поезд, закадровый голос рассказывает, под какое колесо женщина легла. Андрюша все это слушает. Я слушаю. Уже я в ужасе думаю о том, а Евгений Иванович интересно, это все видит. Кто им дал эту информацию. Кого она интересует. Да, там такой гарнирчик был, съездили в деревню Ельцовку, показали, что есть дом-музей, есть улица, названная ее именем. Но общая направленность, причем монтаж такой клиповый, клиповое мышление. Закадровый голос говорит как ведущий КВН. Задорно, интригует. Бездарный совершенно монтаж, взяты куски из фильма «Приходите завтра» и стоп-кадром сцена, где Фрося, подвыпив, плачет. И вот стоп-кадром, как такая кукла, рука здесь, рука там. Звоню Тане Ташковой на следующий день. То есть Евгению Ивановичу, снимает трубку Таня, она моя близкая подруга помимо всего прочего. И говорю: Таня, что это за фильм. Потому что Евгений Иванович давал интервью, трясущимися руками, слезы на глазах. Он показывал альбом с фотографиями, что-то говорил о любимой Кате.

К. ЛАРИНА – То есть он там был в передаче?

Е. КОРЕНЕВА - Да, ему дали сказать два слова в одном месте, два слова в другом. Более того, простите, как известно, диагнозы, заболевания это вообще по закону тайна. Это, как и частная жизнь. Предваряют диагноз словами о том, что это тайна, долгое время было тайной семьи ее диагноз. Если бы об этом сказал Евгений Иванович, претензий бы не было. Но когда предваряется название диагноза, произносится публично на миллионы людей и зрителей, это вы все понимаете. И кстати, я должна сказать, так как я это знаю, это тайна, не тайна, но для семьи Евгения Ивановича и Андрея у них действительно с этим официальным диагнозом есть определенный конфликт. Они считают, что ее лечили не так. Но это их частная история. И Таня мне говорит: какой сюжет. Это про Женю? Естественно, она Евгения Ивановича называет Женей. И я ей пересказываю. Она говорит: мы не видели, а я только вчера Жене говорю: а что же нам не звонят. Выясняется, что месяц их добивались, интервью от Евгения Ивановича, сказали, что вы так редко даете интервью. Мы хотим сделать с вами о вас, Евгений Иванович, поговорить о вас. Их приняли. Более того, сняли Танины репетиции в театре. То есть преподнесли этот будущий сюжет как совершенно другую историю. Естественно Евгению Ивановичу задали вопрос о Екатерине Федоровне. Естественно, он что-то сказал. После чего, уходя, они пообещали показать материал для одобрения. И долго, долго семья Ташковых ждала звонка. Даже перезвонили, им ответили: подождите, еще не готово. Я задаю вопрос: почему же они не позвонили. Это что делается случайно. Они не знали, что они сняли? Они знали, что они сняли. Они не могли им позвонить, потому что лучше было бы с их точки зрения, зная, что они обманули и, зная, что они создали, лучше было не звонить. Теперь я перейду к Похлебкину, потому что я не знала Похлебкина, вообще узнала первый раз. Фантастическая личность. Там сделали то же самое. Сидит вдова в слезах. Сын бледный еле говорит, приводят на место преступления, журналистка задает вопрос: а где это было. И он, сглатывая ком в горле, говорит: там, где вы стоите. Показывают монтаж, старик замечательный с бородкой, веселый, потрясающая личность. Хотелось бы, чтобы кто-то снял нормальный фильм о нем. И монтируется это с кадром, как кровь, а его убили. Сколько-то там ножевых ранений дома. Кровь заливает экран. И это делается и раз, и два, и три, и десять. И я хочу на секундочку как актриса всем предложить. С точки зрения сына Похлебкина, что он видит, глядя на эту кровь. Чья это кровь? Это кровь его отца. И передача заканчивается бойким призывным: до скорых встреч или что-то в этом роде. Такой ведущий КВН. Аперитив перед ужином. Я вам хочу сказать, что столько передач идет про актеров. Про их болезни, про их дрязги, разводы, влюбленности, ошибки. Теперь уже показали Валю Малявину слепую, которую кормят ложкой с супом. Это было год назад по Первому каналу. И, судя по всему, она даже не знала, что ее снимали. Теперь взялись за смерти. Не тот калибр смерть. Смерть в древнегреческом театре это трагедия. Насильственная смерть, самоубийство это тем более трагедия. Это более высокий жанр, чем фарс, чем комедия. Перепутали. И думаю, делают сознательно. Любимцев публики, любовь народная. А я знаю, что Екатерина Федоровна и тот же Похлебкин их память светла и не убудет от этих передач. Но что делают телевизионщики, когда они в такой стилистике рассказывают об этих людях. За пять минут всю жизнь телеграфным стилем. Они топчут любовь, они хотят дать понять, что жизнь человеческая это анекдот. И в тот же день, извините, я столько времени занимаю, мы сели смотреть телевизор, канал «Культура» показывал «Острова» очень хорошую передачу. О Коле Караченцове. Коля мой друг. Я с ним снималась и он мне очень близкий человек. И там делается то же самое. Колины какие-то кадры, интервью, все замечательно. Но лейтмотивом всей передачи идут фрагменты из фильма «Цирк сгорел, клоуны разбежались», фильма я не видела, но там сцена…

К. ЛАРИНА – Со смертью.

Е. КОРЕНЕВА – Он беседует со смертью, девушкой в белом. Которая едет в машине, она его заговаривает, гипнотизирует и так далее. И все это идет неоднократно. То есть такой прием как припев. Коля что-то говорит, и вот он с девушкой-смертью беседует. И он куда-то врезается, в последний момент останавливается. И вот я представила себе, Коля наверняка сидел это и смотрел. Так мне кажется. Что они помогают Коле выздороветь, сил набраться, чтобы бороться со своей болезнью тем, что они навязчиво такую оригинальную идею проводят в фильме. Находка режиссерская. Как кровь в случае с Похлебкиным, как колеса в случае с Екатериной Федоровной. А меня журналисты как-то с сестрой поймали год назад. На кладбище Ваганьковском. Я пошла с сестрой к могиле мамы в день ее памяти. Мы не могли избавиться. Они за нами бегали. Они мне все объяснили. Зачем я сюда пришла, что это день памяти. Откуда все это знают? И столбенеешь, оторопь берет. Я хочу просто сказать, что мы сильные. От нас не убудет. И очень многие известные люди это тоже крест, известность как подтверждается из того, что я сейчас говорю, себя успокаивают тем, что собаки лают, караван идет. То есть мы караван, не нужно ни на что реагировать. Но на самом деле каравану идти все сложнее и сложнее. Собак все больше и когда каравана не станет, собаки перегрызутся. А по поводу подписей слышала…

К. ЛАРИНА – Лена подписала письмо.

Е. КОРЕНЕВА – Я подписала оба письма. И не только я, почти все мои друзья.

К. ЛАРИНА – И Андрей Ташков, я тоже видела фамилию.

Е. КОРЕНЕВА – И Андрюша, и Володя Мирзоев. И Миша Ефремов и так далее. Я хочу сказать, что нам денег не предлагали.

К. ЛАРИНА – Это для Маши Арбатовой.

Е. КОРЕНЕВА – Ксения, пожалуйста, если станет известно, кто раздавал деньги за подпись, сообщите, а то это утерянная выгода.

К. ЛАРИНА – Хорошо. Лена, большое спасибо. Очень хорошо, что мы с вами встретились в эфире, и вы нам рассказали это взгляд человека с другой стороны что называется. Обычно мы говорим, зритель говорит, говорит критик. А это говорит, по сути, жертва настоящая телевидения.

Е. КОРЕНЕВА – Да нет, этих жертв очень много. Еще одна мысль, что у нас консенсус за гробом обычно. Все приходят отметиться. А то, что добивают живых, при жизни и в первую очередь я спросила разрешения, прежде чем вам звонить у Тани от имени Евгения Ивановича, она дала разрешение на этот звонок. Сказала: пожалуйста, позвони, потому что они эту передачу не видели. От Андрюши. Правда, Андрюша сказал: это крик в пустоту. Ну пусть хоть кто-то отзовется вообще-то говоря. Конечно, передачи будут продолжаться. Но просто не думайте, что это нигде не отмечается и никак. Все ясно, все видно.

К. ЛАРИНА – Спасибо, Лена.

Е. КОРЕНЕВА – Спасибо вам, всего доброго. Спасибо, что дали высказаться.

К. ЛАРИНА – Елена Коренева, наш собеседник, которая так подробно рассказала о сюжете в программе…

И. ПЕТРОВСКАЯ - «И снова здравствуйте», новая программа, которая возникла в этом сезоне на НТВ и как будто бы должна была ознаменовать некое подобрение НТВ что ли. Смягчение этого его кошмарного в последнее время имиджа. И Глеб Пьяных, ведущий этой программы, который ведет программу «Максимум» здесь выступает в образе доброго маньяка, в вязаной кофте, пытается улыбаться и не так лающе кричать. Но все абсолютно то же самое. Действительно там не только, это видимо, был выпуск специально такой посмертный. А вообще там говорится об ушедших просто не то, что в небытие физическое, а забытых звездах, кумирах иногда. Но кладбищенская тема она там неизменна. Сейчас, когда было произнесено это ужасное слово, ужасное в смысле когда ты представляешь эксгумацию, я подумала, что вот они собственно чем занимаются. Только эксгумация обычно проводится очень аккуратно, с участием священников, каких-то правоохранительных органов, а здесь в данном случае происходит просто надругательство над могилами. Это такие гробокопатели и эта тема основная действительно. И действительно не щадят точно никого. И чем, может быть, светлее даже был человек при жизни, тем интереснее им, тем почему-то азартнее рассказать о том, что на самом деле было при его жизни. Все время возникает дискуссия у нас с тобой и с Венедиктовым…

К. ЛАРИНА – Что можно, что нельзя.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Даже не что можно, что нельзя. А люди же должны знать, что Пупкин Иван Иванович, заслуженный артист или архитектор при жизни любил истязать кошек или я не знаю что еще. Выпивал. Или как в случае с Ландау был сторонником свободной любви. И так далее. Это же деталь, это краска. Но послушайте, если эта деталь становится основной во всех рассказах, то собственно, а почему нам нужно рассказывать именно об этом конкретном человеке с этим конкретным именем. Я сейчас даже не говорю, художественное это произведение или документальное. Но им важнее, чтобы был именно человек с именем, именно любимец и раскопать что-нибудь, диагноз, какую-то слабость такую, которая с точки зрения обывательской считается постыдной или неприличной. Я думаю, что это свидетельство того, что у нас в принципе уже давно, а телевидение здесь идет в авангарде, какой-то разразился фантастический этический кризис. Когда все смещено с ног на голову. Когда нужно теперь уже задавать вопросы и даже не находить на него ответы как Гордон в одной из последних передач, а где же все-таки та мера, которая отделяет добро от зла. Хорошее от плохого. Качественное от некачественного. Да все прекрасно знают, где эта мера. И те же самые телевизионщики, если дело коснется их собственных семей и их собственной жизни прекрасно эту меру осознают. В данном случае сознательно переходят, сознательно все переворачивают с ног на голову. И я бы в таких случаях, во-первых, наверное, все-таки надо когда-то создать прецедент и подавать в суд. А в принципе люди, которые это делают, должны получать просто навсегда волчий билет в профессии. Потому что если они так поступают, особенно гнусно этот обман родственников.

К. ЛАРИНА – Это сплошь и рядом.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я знаю. Мы же много раз рассказывали такие истории, когда зовут на одно, пишут огромное интервью, а выбирают потом этот маленький кусочек. Мы еще задаем вопрос часто: а зачем же достойные люди или родственники участвуют в такой гадости. Да потому что они в другом участвуют. Это к тому же подлог, обман, совершенная фальсификация. И та самая мерзопакость и гадость, которая сегодня действительно изо всех щелей лезет и в первую очередь экран это все преподносит.

К. ЛАРИНА – Звонят обычно девочки-редакторши, которые вообще не знают про кого эта программа и кто эти умершие люди, которых давно нет на свете.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Помнишь, Гундарева.

К. ЛАРИНА – Да. Они не знают, кто это такие. Но ты говоришь случай, у нас был случай с Олегом Басилашвили, который об этом рассказал, когда его приглашали и снимали про программу якобы про Павла Луспекаева. Как Басилашвили откажется рассказать про Луспекаева. Приехали, снимали, водил их по театру. А что потом выяснилось, что про Луспекаева там никто и не вспомнил. А важно было задать вопрос про первую жену Олега Басилашвили. Каким-то образом ввернуть. И это, по сути, было главным. Больше ничего не было. Про Гундареву Наталью был фильм, который мы обсуждали много раз, как там вообще втемную людей использовали. Практически всех участников этого фильма. И Татьяну Догилеву и Леонида Хейфеца и многих других. Но с другой стороны, Ир, представь какое количество простых смертных что называется с каким наслаждением они свое выворачивают нутро и рассказывают обо всех своих пороках, о том, как их насиловали, убивали, резали. С удовольствием рассказывают об этом по телевизору.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, потому что когда уж были эти шлюзы открыты. Потому что то, что считалось неприличным и что люди держали у себя за семью печатями, замками.

К. ЛАРИНА – Это залог славы, они это понимают.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Дело в том, что телевизор, хотим мы того или нет, пусть издеваются руководители и говорят, что вовсе не пример для подражания, и не какой-то ящик, в котором какие-то примеры или чего-то хорошее, дурное. Пример для подражания. Если люди видят, что это норма, размывается норма. Что было нормально…

К. ЛАРИНА – Хуже. Нормой становится аномалия.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Аномалия становится нормой. Доблестью становится донести вот эту свою грязь, вывернуть свое грязное белье на публику, потому что так делают как по представлению, наверное, многих людей все и в этом ящике.

К. ЛАРИНА – Да, залог славы и успеха.

И. ПЕТРОВСКАЯ - К тому же, да.

К. ЛАРИНА – Давай мы вспомним программу, которая, по сути, рассказывала о том же. О страшных пороках, грехах, убийственных привычках. Это программа «Чтобы помнили» Леонида Филатова.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Только совершенно иначе.

К. ЛАРИНА – Там каждая судьба была подана на ладони как трагическая история жизни, которая была уничтожена страной, окружением, средой, обстоятельствами. И болезнями в том числе. Там диагнозы все были названы своими именами.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но было понятно, кто был этот человек, его масштаб. Его влияние. Любовь к нему.

К. ЛАРИНА – И было понятно, почему он самоуничтожался.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Кстати, есть примеры вполне даже сегодня в это ужасающее время с точки зрения морали и нравственности, во вторник, по-моему, был фильм «Я шагаю по Москве» Геннадий Шпаликов. Его сделала Лилия Вьюгина. Она много делает документального кино. Вот был удивительный пример деликатности. Потому что тоже можно было, там та же история с добровольным уходом из жизни. И та же история с зависимостью известного рода. Но это рассказано все до такой степени деликатно, что за этим стоит действительно драма человека, таланта, невостребованного в той ситуации. Причем насколько я знаю, Первый канал эту работу не взял. Показал Второй. Потому что многие рассказывают создатели фильмов, что когда они пытаются сделать что-то выше этого сегодняшнего так называемого тренда, этого вектора, им говорят: нет, надо еще поискать, должен быть какой-то скелет в шкафу. Или же рассказывать эту историю так, чтобы все забыли, кто такой Шпаликов, кто такой Элем Климов, а только думали и смотрели про то, как человек выпивал, куролесил. Но есть же, я говорю о том, что можно и так сделать. Это будет также интересно. И можно это действительно иллюстрировать какими-то картинами с участием…

К. ЛАРИНА – А помнишь, был замечательный фильм про Валентину Караваеву. «Я – чайка!».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, так немало есть таких фильмов. Просто по сравнению с общей массой вот этой, где либо копаются в грязном белье, либо вообще вскрывают гробы и могилы, их действительно немного.

К. ЛАРИНА – Я Филатова вспомнила, потому что в итоге все равно это был рассказ о человеческом равнодушии, о системе, которая людей уничтожала, перемалывала и выбрасывала из жизни. Я говорю о той страшной портретной галереи, которая на кладбище. Помнишь заставку его.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, но все равно это была драма таланта. И рассказ о таланте.

К. ЛАРИНА – Безусловно. О том, что с ними делали здесь в этом обществе и этой стране. Которая их потребляла и тут же выкидывала. И что с каждым происходило. Потому что в принципе такой же цикл можно сделать о советских спортсменах, о советских писателях. Кстати сейчас книг очень много на эту тему выходит, что такое был писатель в советское время. Самоубийство писателя не только в физическом смысле, но и в духовном. Ну все. Спасибо большое. У нас сегодня получилось две темы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Они связанные.

К. ЛАРИНА – Да. Они абсолютно связанные. Спасибо Елене Кореневой за то, что она приняла участие в нашей сегодняшней передаче. Мы прощаемся с телевизором, слава тебе, Господи, на неделю.