Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2007-11-03

03.11.2007

К. ЛАРИНА – Начинаем программу «Человек из телевизора». Ирина Петровская здесь. Здравствуйте. И вы, уважаемые телевизионные зрители наши добрые. «Неужели вам не осточертело обсасывать это лживое, холуйское, примитивное ТВ?», - спрашивает Евгений, Москва.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Осточертело. Но другого мы не умеем делать. Поэтому придется его обсасывать. Перед тем как перейти к лживому, холуйскому и недостойному обсасыванию, хочу в кои-то веки начать с хорошего. И поздравить канал «Культура» с 10-летием. Это произошло позавчера. 1 ноября. 10 лет назад канал…

К. ЛАРИНА – Кстати, день получился очень тяжелый, потому что это был день траура в Тольятти.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, но, тем не менее, дело в том, что в эфир канал это не отмечал, поэтому пока еще этот концерт покажут, по-моему, в понедельник. Я была на концерте. Это было в театре Станиславского. Лучшие силы страны что называется были собраны. В зале естественно сидели персонажи канала «Культура». Тоже в основном все достойные и приятные люди. Канал «Коалиция» это конечно чудо, что это существует на этом пространстве. Чудо, что тогда возник этот канал, потому что в 1997 году телевидение еще было очень лакомым куском для очень многих бизнесменов.

К. ЛАРИНА – Дмитрию Сергеевичу спасибо большое.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Там как раз перечисляли людей, благодаря которым этот канал вышел именно и очень важно, что не знаю, войдет ли это в трансляцию, но, во-первых, была Наина Иосифовна на концерте и Святослав Белза отдельно сказал слова благодарности покойному к сожалению, и Борису Николаевичу Ельцину и Мстиславу Леопольдовичу Ростроповичу. И Дмитрию Сергеевичу Лихачеву. Так что эти люди, наверное, еще немало людей, стояли у основания этого канала. Я считаю, что при даже допустим, мы видим несовершенство этого канала, но очень точно в интервью сказал первый руководитель канала «Культура» Михаил Швыдкой, что многие смотрят канал не за то, что на нем есть, а то, чего на нем нет. А именно: рекламы, которая перебивает любое впечатление от любого произведения, а дальше от себя добавлю, он это не говорил, конечно же, нет пропаганды, нет этой в огромном объеме лжи, манипуляций. И имитаций. Хотя даже на этом канале есть некоторые веяния времени и люди, работающие в разных программах, говорят, что и там есть свои какие-то стоп-листы, то есть люди, которые в той или иной ситуации не допускаются до эфира. Но, тем не менее, канал умеет, тем не менее, лавирует и все-таки делает очень важную вещь, репутационную вещь. Он не дает людям забыть о том, что они живут все-таки в стране, где всегда была великая культура и доносят часть достижения этой культуры достаточно массовой аудитории. Даже если мы возьмем…

К. ЛАРИНА – Вот это самое печальное.

И. ПЕТРОВСКАЯ - …не очень большие рейтинги канала…

К. ЛАРИНА – Массовости они не добились за 10 лет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Здесь вещь такая объективная, потому что как мы знаем, в любой стране количество людей, которые интеллектуально ориентированы вообще на культуру, их очень немного. По разным подсчетам от 4 до 6%, может быть больше чуть-чуть. И канал «Культура» четко удовлетворяет потребности этой аудитории. Иначе она была, она и так в меньшинстве, так она была бы в загоне и чувствовала совсем себя сиротливой. И плюс конечно всегда есть вероятность, что какое-то количество людей, которые может быть не столь озабочены культурно, что-то посмотрев, тоже придут на этот канал и вероятно, на нем останутся. Еще раз, дорогие коллеги, я думаю, что наша аудитория точно с нами будет солидарна, мы от души вас поздравляем с тем, что вы есть, что вы 10 лет этот свой огород, свою грядку упорно возделываете.

К. ЛАРИНА – Кстати замечательные были две подряд «Линии жизни».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Три.

К. ЛАРИНА – Я две видела. Башмет и Плисецкая.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И вчера был Тонино Гуэрра.

К. ЛАРИНА – И замечательный концерт был где пела Анна Нетребко, правда повтор, Пласидо Доминго. Потрясающий концерт.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, в Берлине они пели. На открытой площадке перед 20 тысячи зрителей. Да вообще если мы вспомним за 10 лет существования канала сколько всего бы увидели. В частности например, эти знаменитые теперь уже и даже традиционные трансляции концертов Венского филармонического оркестра. Каждый Новый год мы видим. И много чего. А фестиваль фестивалей, которые сейчас повторяют в частности, фоменковские спектакли.

К. ЛАРИНА – А «Острова» какие замечательные.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Замечательные. «Линия жизни» замечательная.

К. ЛАРИНА – Кстати, про Папанова был замечательный фильм на этой неделе.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Как раз к его 85-летию.

К. ЛАРИНА – Ну хватит. А то очень сладко, уже все, не интересно. Всем скучно стало.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы должны отметить, это как раз мы отталкиваемся от первого сообщения, как можно обсасывать лживое, всякое. Вот это телевидение оно стоит особняком и, к сожалению, мы мало ему внимания уделяем.

К. ЛАРИНА – Потому что там все хорошо. Душа отдыхает.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот именно. Ну давайте теперь поехали.

К. ЛАРИНА – Ну. «Ваше черносотенное телевидение с рекордом поставленным нашим национальным героем Пичушкиным, несмотря на многолетнее засилье на телеэкранах черномазых преступников инородцев…», - на этом обрывается.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, между прочим, серьезный диагноз в этом вопросе. Если хотите, давайте поговорим, черносотенное отметаем, я не понимаю, почему ваше. Да, это одно из моих самых больших потрясений минувшей недели.

К. ЛАРИНА – Я потрясена, что с людьми происходит.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Что?

К. ЛАРИНА – «Ксения, постарайтесь, хоть в юбилейные дни не обливать канал «Культура» грязью». То есть все, что мы говорили до этого…

И. ПЕТРОВСКАЯ - А что мы в другое время тогда делаем вообще страшно представить. Друзья, сосредоточьтесь, я понимаю, сегодня тяжелый день. То снег, то дожди, что называется. А все-таки надо сосредоточиться. Еще раз повторяем для тех, кто не понял. Мы поздравили канал «Культура» и выразили максимальное свое удовольствие от того, что этот канал есть. Оставили в покое сейчас канал «Культура».

К. ЛАРИНА – Нет, подожди. «Петровская и Ларина, канал «Культура» исключительно еврейский канал, почему вы считаете, что все, что еврейское, все очень культурное?», - Николай.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я практически сейчас как Алексей Венедиктов скажу: аптека за углом, товарищи. Уже пора. Еще раз повторяем, канал «Культура» прекрасный, многонациональный, много авторов разных национальностей, людей присутствует в том числе и уникальные представители как раз еврейского народа, который вы только что упомянули. Потому что среди замечательного еврейского народа огромное количество талантов, если не сказать гениев.

К. ЛАРИНА – Русских деятелей культуры.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Российские, русские деятели культуры. Мы культуру с Ксенией, во всяком случае, по национальному признаку не разделяем. Если только это не фольклор и танцы народов мира, условно говоря. И сказки. А все остальное для нас некая совокупность и смешно даже нам на эту тему говорить.

К. ЛАРИНА – Процитировали для того, чтобы все-таки понимали не только мы с тобой, мы знаем, какие разные люди нас слушают. Но наши слушатели всегда, поскольку не видят картину мира, им кажется, что слушатели все прекрасные, удивительные и великолепные, а мы такие злобные. Наши слушатели разные.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А я поражаюсь, до какой степени вот эти разные слушатели видят свою картину мира, которую они хотят единственно видеть. А попытаться чуть-чуть шире на это посмотреть, никак не получается. Опять же спишем на погоду и сезонные обострения.

К. ЛАРИНА – И маньяки по телевизору делают свое черное дело.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И тут как раз маньяк и показанное в самое опасный с этой точки зрения сезон и время. Повторю, что это не только мое. Мы с коллегами потом перезванивались, много раз говорила эту фразу, кажется уже, что ничем не будешь потрясен. Но тут очередной раз потрясение. Я не говорю о том, сколько времени было уделено этому исчадию ада.

К. ЛАРИНА – Мне было интересно следить за тем, что происходит в новостных сюжетах. Никаких претензий нет к телевидению.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хотя и то тоже я не вполне понимаю, почему первой новостью иногда нужно давать эту, допустим, ладно, информировать о том, что зло наказано, вероятно, нужно. Но дальше начинается что-то невероятное.

К. ЛАРИНА – Исповедь я не видела.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я видела. Это было в субботу, это было предварено большим сюжетом в программе «Максимум». О детстве героя, что называется. Детство, юность, учительница первая моя. Мальчик, который читал хорошие книжки. И вот так там непонятно, что случилось. При этом должна сказать, что давно я не видела в таком ударе Глеба Пьяных, и честно говоря, на этом контрасте, если бы мне пришлось опознавать двух людей, я бы не того опознала. Потому что у Глеба Пьяных было что-то совсем маниакальное в облике, в речи. На его фоне Пичушкин смотрелся совершенно нормально. Сюжет каким-то образом нас подготовил к тому, что совершенно нормальный человек, которых полно вокруг, которые просто не знают, не подозревают или не вполне сформулировали в себе желание просто так убивать, и дальше начинается воскресный вечер и особенно меня тронуло уведомление перед началом, программа «Чистосердечное признание» выходит без пяти восемь вечера воскресного. Когда традиционно семейные просмотры. Уведомление было такое, что программа не рекомендована к просмотру людям со слабой психикой и детям. Ну и дальше мы представим, как все люди дисциплинированные со слабой психикой, а также дети всех возрастов толпой бросились либо бежать от телевизора, либо переключаться на Вести недели, где в это время Владимир Владимирович в Португалии зажигал. Я думаю, что даже смешно предположить, что именно такая будет реакция. Конечно, увидев такое уведомление, огромное количество людей позвало всех родственников, перезвонилось с родней, с близкими, я еще не видела рейтинга, но думаю, что он колоссальный. Потому что вся динамика этого рейтингового роста этой программы показывает, что как только там какая-то относительная, повторю, там вполне нормальных тем не бывает, но более-менее нормальная, так сразу спад интереса. Как только что-то патологическое, просто фантастический рост интереса. На этом и держится. И дальше идет такой, я бы сказала учебный фильм. Про то, как убивал маньяк Пичушкин, чем он убивал. Как предотвратить агонию жертвы. Не буду сейчас рассказывать подробности, они за гранью вообще добра и зла и представления…

К. ЛАРИНА – Они интервью с ним сделали. Эксклюзивное.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, написано внизу тоже эксклюзив НТВ. Он сидит в кадре, говорит мало, в основном он есть. Я не знаю, ход ли это такой или просто ему принесли пиццу, по-моему. И периодически он какие-то фразы говорит, и что немного комментирует. В основном весь этот ужас нагнетает голос, по-моему, этого человека, по имени Полянский, в этот раз он тоже превзошел сам себя. То есть дальше люди со слабой психикой я думаю, вздрагивают.

К. ЛАРИНА – Ну не рассказывай. Ты думаешь, что это негативное влияние на человеческую психику…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я абсолютно уверена, что это совершенно негативное…

К. ЛАРИНА – А там это не осуждается. Смысл в чем? просто рассказать, как это происходит. Откуда такие берутся.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Откуда такие берутся – нет ответа на этот вопрос. Есть хронология как человек убивал, когда начал, с чего начал. Как он это делал.

К. ЛАРИНА – А чем заканчивается?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тем что его выводят из зала суда и там звучит его фраза: я вернусь.

К. ЛАРИНА – То есть мораль сей басни.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мораль сей басни по всей видимости, что иногда они возвращаются. Это логично, потому что тут же сказано, что в его архиве найдены статьи про Чикатило и это было для него неким побудительным мотивом, когда он начинал деятельность злодейскую переплюнуть Чикатило.

К. ЛАРИНА – То есть этой передачей компания НТВ тоже породила несколько десятков новых маньяков.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не хочу сказать, что она специально породила. Но то, что абсолютно все психологи говорят о том, что опасность такого рода произведений именно в том заключается, что люди, которые сидят у экрана, их огромная масса, и среди них наверняка есть те, которые может быть еще не осознали в себе это, как у Стоуна «Прирожденный убийца», вот этот свой дар, не дар прирожденного убийцы, но вполне после такого рода произведений…

К. ЛАРИНА – Ген.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не знаю, что угодно. Вполне могут осознать. Еще здесь рассказывается, как у нас легко и просто уйти от преследования милиции.

К. ЛАРИНА – Это другое.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Все вместе.

К. ЛАРИНА – Я сейчас скажу тебе одну вещь, которая тебе не понравится.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Давай, я готова.

К. ЛАРИНА – Все это расцвело махровым цветом в том числе а может быть и в первую очередь одному из столпов отечественного телевидения, который тебе столь сильно нравился всегда – Леониду Геннадьевичу Парфенову. Поскольку Парфенов в одном из своих последних ТВ-деяний сделал у себя в программе «Намедни» один из самых замечательных ярких прелестных репортажей про жизнь каннибалов. Помнишь?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я очень хорошо помню.

К. ЛАРИНА – И смакование было и прелесть такая была. И кастрюлю нам открывали, показывали. И рассказывал он, какое на вкус человеческое мясо.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не он, конечно.

К. ЛАРИНА – Это же было.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Это, кстати, в деятельности Леонида Геннадьевича Парфенова было один раз, может быть. Может быть считанные разы. И я тогда же на эту тему и высказалась. И так получилось, что это мое высказывание стало, для меня это было неприятно, потому что в этот момент по другой причине программу закрыли, а мое высказывание было неким тоже гвоздиком, который был забит в крышечку гроба этой программы. Возможно, он искал новые пути для завоевания нового зрителя. Но он не успел это реализовать.

К. ЛАРИНА – Но этот шлюз он открыл. Он рассказал об этом без содрогания. А смакуя.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я согласна про тот конкретный случай я даже спорить не буду. Но будем справедливы, что этот шлюз потом открыли совсем другие люди. все-таки не он. Он попробовал.

К. ЛАРИНА – Надо было ответственность все-таки чувствовать на себе, что если ты считаешь себя гуру, если ты соглашаешься с этой ролью, миссией, ты не имеешь права на такие ошибки. Это же осталось в памяти.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тем не менее, я предлагаю все-таки нам потом продолжить этот разговор, и все-таки давай согласимся, что уже Парфенова нет на НТВ сколько…

К. ЛАРИНА – А дело его живет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тебе еще раз скажу, это не вполне его дело. Дело его учеников – да, тут спорить не буду.

К. ЛАРИНА – Новости.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Мы решили к вам вернуться, дорогие слушатели и зрители. Мы готовы выслушать ваши реплики, вопросы. Чтобы нам не зацикливаться на какой-то одной теме, давайте пойдем дальше. Милости просим в нашу передачу.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Много разговоров об этом маньяке, но никто не сказал, что 15 лет люди находились в страхе. 15 лет он убивал. Где была наша доблестная милиция.

К. ЛАРИНА – Правильный вопрос. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ – Татьяна.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Татьяна, я только что об этом сказала, что в фильме это и говорится. Но только не в таком виде, исследовать этот вопрос, почему так происходит, а просто походя говорится о том, что хоть и были круглосуточные патрули с какого-то момента в этом Битцевском парке, тем не менее, по всей видимости, то ли они сами так боялись безумно, то ли еще почему-то. То ли из-за того, что по отчетности были, а на самом деле не были. Действительно создается кошмарнейшее ощущение полной безнаказанности такого рода людей и полной беззащитности всех остальных граждан.

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Анна Сергеевна. Я смотрела передачу «Человек и закон», посвященную рабству в 21 веке у нас в России.

К. ЛАРИНА – В буквальном смысле этого слова?

СЛУШАТЕЛЬ – Да, это гастарбайтеры, это люди, которые проданы военными наши солдат был продан в рабство. И у меня такой вопрос. По передачам «Человек и закон» принимаются потом какие-то меры по пресечению этого безобразия, по наказанию преступников.

К. ЛАРИНА – Это скорее к Алексею Пиманову вопрос. Мне кажется, что он пытается следить за этим.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Неоднократно в своей программе говорит о том, что по такому-то конкретному сюжету заведено такое-то дело, заинтересовались такие-то правоохранительные органы. Но в принципе я думаю, сегодня эта связь, программа выступила или газета и что сделано, она все-таки во многом нарушена. Может быть, это и неплохо в чем-то. Потому что раньше было наоборот, газета выступала, после того как получала сверху директиву, а после этого снимали или наказывали людей. Тем не менее, реакция какая-то, конечно необходима. Потому что иначе получается, что можно биться головой об стенку, говорить об ужасающих вещах, причем часто реально происходящих, а никакого отклика и дальнейшего действия от тех людей, которые обязаны осуществлять некую законность, нет. Но мне кажется, что у «Человека и закона» в этом смысле более…

К. ЛАРИНА – Я даже сама видела несколько раз, когда Алексей Пиманов возвращался к какому-то сюжету и говорил…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Что после этого что-то предпринималось.

СЛУШАТЕЛЬ – Просто невозможно было спать после этой передачи. Там ужаснейшие вещи.

К. ЛАРИНА – Спасибо. Поняли. Я забыла про хорошее начали говорить, Ира, может быть, ты видела, на канале «Звезда» я с большой радостью видела анонс новой программы Евгения Кириченко. Замечательного журналиста, военного, который работал на старом НТВ.

И. ПЕТРОВСКАЯ - «Забытый полк».

К. ЛАРИНА – И долгое время был не востребован, что совершенно преступно по отношению к такому человеку, я считаю. И сейчас у него новая программа выходит, там, где поменялось руководство, руководит этим каналом Григорий Кричевский. Я думаю, что поэтому Женя там появился. Это, по-моему, очень хорошая новость.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тоже тогда коротко проанонсирую, что сейчас буквально через 10 минут на канале ТВ-центр начнется, просто спрашивали, а я не знала, когда будет показана церемония вручения премии Артема Боровика, знаменитая премия за журналистские расследования. Посмотрите эту телеверсию.

К. ЛАРИНА – Хорошо. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Я не смотрел ни одной передачи по телевидению…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вообще всю неделю.

СЛУШАТЕЛЬ – Конечно, я вообще его не смотрю. Но не в этом дело. Дело в том, что на одной из радиостанций было сказано, что дважды в милицию обращались по поводу этого человека, который убивал людей, один мальчик обратился. Ему милиционер сказал: мальчик, иди отсюда.

К. ЛАРИНА – Это кто рассказывал все?

СЛУШАТЕЛЬ – Это было сказано на радиостанции «Радио свобода».

К. ЛАРИНА – Давайте не будем сейчас обсуждать дело Пичушкина. Ребята, это отдельно. Мы сейчас говорим про телевизор. Ир, прости. Столько раз это слышала…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это была важная тема, и здесь это в разных сюжетах тоже звучало. По поводу того, что мальчик подошел, обратился к участковому или постовому, а тот его естественно послал. Что очень тоже хорошо характеризует многих наших правоохранителей.

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Виктор Иванович. Я насчет телевидения. Все русские граждане, смотрящие телевидение, смотрят интересный фильм и вдруг ни с того, ни с сего реклама. Эти рекламы уже задолбали. Понимаете. То есть человек не может сосредоточиться. Это трагедия.

К. ЛАРИНА – Дорогой Виктор Иванович, к сожалению, вы обречены. У нас, увы, к началу разговора только канал «Культура» может нас пока порадовать отсутствием рекламы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, другим, к сожалению, между прочим, я тоже, нет, мне кажется человека в мире, кроме маленьких детей, которые любят рекламу. Но дело в том, что на средства, в том числе от этой рекламы, в частности на канале «Россия», существует канал «Культура». Поскольку канал «Культура» одно из подразделений большой компании всероссийской государственной телерадиокомпании. Поэтому если мы хотим, чтобы было что-то еще, и в частности канал без рекламы, к сожалению, приходится мириться с тем, что будут другие каналы с рекламой. Других способов зарабатывать деньги пока не придумано. Это увы и ах, мировая практика.

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Татьяна Николаевна. Сейчас говорили о маньяке, о Пичушкине. И вообще обо всей этой паранойи, которая прыгает на нас с экрана. Для меня основным противоядием является ваша передача.

К. ЛАРИНА – Татьяна Николаевна, запрещенный прием. Как бы нам ни было приятно вас слышать, мы вынуждены с вами расстаться. Увы, мы здесь даже комплименты в свой адрес не можем принять. Только если бы мы по телевизору выступали с Ириной. Хотя Ирина выступает.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не так часто, но…

К. ЛАРИНА – Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Александр. Вопрос такой. Даже не вопрос, а что называется извечный русский вопрос: что делать. Дело в том, что в последнее время канал НТВ, учитывая, что там все-таки работают образованные люди, мне лично странно, что так долго такой ведущий как господин Пьяных, который еще на канале «Вести-плюс» радовал нас своими ужимками, существует. И вот эта манера истеричного давления на зрителей подобными голосами и подобной манерой выражения своих мыслей так долго держится на канале НТВ, объясните, пожалуйста, почему с вашей точки зрения?

К. ЛАРИНА – Александр, можно я сразу отвечу. Если Ира не согласна со мной, она, может быть, опровергнет мои домыслы. Мне кажется, это пользуется спросом. Если бы не было высоких рейтингов у таких передач и ведущих, их бы не было. Это очень просто объясняется.

СЛУШАТЕЛЬ – Простите, дело в том, что на какой же спрос тогда ориентироваться. Если ориентироваться на моральных уродов, извините.

К. ЛАРИНА – Да, это вопрос очень важный. На кого ориентироваться.

СЛУШАТЕЛЬ – Можно воспитывать низменные инстинкты, а может быть, хотя что-то в плане чисто моральном. На канале НТВ существует Соловьев и Пьяных. Это две противоположности, несмотря на то, что «Серебряный дождь» ваш конкурент и конечно, я понимаю.

К. ЛАРИНА – Но мы сейчас не про «Дождь» говорим.

СЛУШАТЕЛЬ – Тем не менее, как бы ни относиться к этому, все-таки, наверное, есть между кем выбирать.

К. ЛАРИНА – Спасибо. Это вопрос, на кого желтая пресса ориентируется.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это основной элемент, составляющая этого стиля. Соловьев в своей нише существует и естественно никоим образом не пересекается с этим, а это целое направление, которое именно канал НТВ освоил. На этом, между прочим, получил огромную аудиторию и сейчас догоняет, я иногда опережает канал «Россия». Который может другое себе позволяет, это другие вещи. Пропагандистские. Но он никогда не сможет себе позволить ни эти темы, ни этих персонажей. И иногда, кстати, бывают забавные пересечения. Потому что в прошлую субботу на канале НТВ в рубрике «Профессия – репортер», где иногда бывают еще нормальные темы и нормальные авторы, был большой репортаж Виктора…

К. ЛАРИНА – Андрея.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Андрея Лошака. Всегда путаем дядю и племянника.

К. ЛАРИНА – А он разве не отец и сын?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, Андрей Лошак племянник…

К. ЛАРИНА – А Марина Лошак?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это дочь. Ну, давайте не будем выяснять все родственные отношения глубоко мною уважаемого Виктора Григорьевича Лошака. Андрей Лошак он сделал программу, посвященную папарацци, желтой прессе. И естественно, люди, работающие в этом направлении, рассказывали, как делаются сенсации, для чего и вообще для кого нужна желтая пресса. И в частности там, в конце одна из героинь бабушка какого-то гламурного персонажа, который очень любит, не будем сейчас называть, какую газету, но желтейшую. И она читает с утра до ночи и потом говорит очень правильную вещь, почему мы это читаем. Да потому что жизнь скучная, - говорит она. И когда жизнь скучная, то это невероятно интересно прочитать про и маньяка, и увидеть.

К. ЛАРИНА – Эта проблема везде и в благополучных странах.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Так вот, а дальше начинается после программы, которая на мой взгляд была очень любопытная вот весь сегмент НТВ в виде трэша, мусора, шока и так далее. И в программе Лошака рассказывается о том, как Басков, который сейчас все потрясены его разводом, все население. И дальше рассказывается технология, как газета якобы в Испании, он сейчас в Испании, охотится за ним и якобы папарацци снимает, как он покупает успокоительные таблетки в аптеке, потому что он находится в таком тяжелом состоянии после развода. А дальше вслед буквально за программой Лошака идет программа «Максимум» и нам рассказывают: только на НТВ эксклюзив и ровно кадры только что снятые на камеру, как убитый горем Басков говорит: извините, я должен сейчас зайти в аптеку и купить успокоительные таблетки. То есть абсолютно…

К. ЛАРИНА – А называют фирму лекарства?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, таблеток не называют.

К. ЛАРИНА – Может быть это product placement.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, product placement нет. Я просто говорю, как одна рука не знает, что делает другая. И только что человек рассказал технологию делания этого, сенсации, как это снимается, преподносится что-то невероятное эксклюзивное и добытое корреспондентами, а на самом деле это договоренность между героем и съемочной группой в данном случае. И дальше показано, как сам Басков смотрит, как он получился на этих кадрах. Я к чему это все говорю. Возвращаясь к вопросу нашего зрителя, слушателя. Неважно, он зритель и одновременно слушатель. Что это все страшно востребовано. А главный побудительный мотив обращаться к такого рода темам, действительно, наверное, что людям так просто скучно жить обыденной, размеренной жизнью. Здесь вдруг кажется, что это сильная эмоция, адреналин и так далее. Вот какой спрос удовлетворяют такого рода программы. Другое дело, что в силу того, что они всеохватны, массовые, к сожалению, вещатели, производители этих программ в последнюю очередь думают о своей ответственности и о том, какое впечатление многие из этих тем производят и сюжетов на аудиторию.

К. ЛАРИНА – А мне кажется, еще важно то, что делается в цивилизованном обществе во всем мире, знать свое место что называется.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это важнейший вопрос.

К. ЛАРИНА – Чтобы желтая газета знала, понимала, что она желтая и не претендовала на звание респектабельной газеты. Как и канал. Потому что там насколько я понимаю, там это невозможно. Это смешение.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Более того, невозможно еще именно в это время, в которое у нас показывают. Там на многих каналах может быть что-то похожее, конечно, не в такой степени, возможно, но после 11, если не после 12 ночи. Но никогда ни при каких обстоятельствах это не попадет в прайм-тайм субботний, воскресный, когда действительно больше всего зрителей сидит у экрана и когда зритель может быть шокирован, оглоушен и неизвестно какое впечатление производит на кого из иногда действительно зрителей со слабой психикой тот или иной материал. Просто не знаем. Я много раз этот пример приводила, и буду продолжать приводить. Что этот самый фильм «Прирожденный убийца» Стоуна, который у нас показан многократно по телевизору и в разное время, он во многих европейских странах, если не во всех был запрещен к показу на эфирном телевидении. И если и показывался, то может быть по каким-то кабельным каналам, ночным и за отдельную плату. А у нас это все возможно. Потому что слишком страшная модель, точно так же как в этом фильме про Пичушкина, я это и упомянула, когда писала обзор. Точно так же как философия прирожденных убийц: убивать не страшно, убивать легко, и убивать даже еще и смешно бывает, точно также и фильм про Пичушкина, по сути, он говорит о том, смотрите, как легко убить человека. Посмотрите, что человека это никакая не божья тварь высшая, совершенная. А туша мяса, как говорит про одну из своих жертв…

К. ЛАРИНА – Ну не надо, я не видела и не хочу, чтобы ты мне это рассказывала.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я еще раз говорю, происходит вот это снижение. И даже это слишком мягкое слово «снижение». Вот это самое опасное в такого рода произведениях. Потому что кого-то я слышала, кстати, у нас на «Эхо Москвы», чуть ли ни Доренко, что из такого сюжета можно сделать «Преступление и наказание», а можно сделать вот эту исповедь битцевского маньяка. Самую что ни на есть примитивную физиологичную и рассчитанную на то, чтобы вызвать оторопь, шок, ужас и более ничего. И полное ощущение полной безысходности и твоего одиночества в противостоянии с такого рода злодеями и уродами.

К. ЛАРИНА – Дорогая Ира, это пока еще не завершение программы. Я предлагаю очень быстро в режиме блиц ответить на несколько вопросов, которые приходят по sms. Не могу найти первый вопрос, но надо как-то отреагировать по поводу репортажа из Ново-Огарево, где президент РФ дожали его, все-таки и он посмотрел фильм «Двенадцать» Н. С. Михалкова. В присутствии автора произошло это событие. Я не видела, я просто знаю, а ты видела сюжеты.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я видела уже много сюжетов. Вчера когда этот сюжет показали еще до того, как Владимир Владимирович посмотрел фильм, типа встреча не творческой группы со зрителями, а одного зрителя, точнее три было: президент России, президент Ингушетии и президент Чеченской республики. Встреча троих зрителей с частью членов съемочной группы фильма «Двенадцать». По картинке это такое странное производит впечатление, потому что было ощущение, что отчитываются, стоят немножко на возвышении члены съемочной группы и в начале что-то сами говорят, а потом до начала фильма Владимир Владимирович делится своими ожиданиями. Что он ждет от фильма, и что по его мнению важно в этой работе. А важно то, что этот фильм обращается к морально-нравственным ценностям, что бывает редко. Но правда это он говорит до того, как он посмотрел. А уже сегодня рано утром я увидела продолжение сюжета, когда просмотр явно закончен и Путин выглядит очень удовлетворенным и говорит о том, что это очень важное высказывание не только художественное. И где-то прозвучала фраза, что Рамзан Кадыров в герое Михалкова офицере узнал некоторые черты свои. Вот все, что я могу по этому поводу сказать. В принципе это известная практика. Когда деятели культуры приезжали к властям, к высшим лицам государства, правда она была несколько нарушена, мне кажется, во время Горбачева и Ельцина. Они сами обычно ездили на какие-то спектакли, премьеры.

К. ЛАРИНА – Нет, Путин тоже ездит в театры. Пока еще у него дома артисты не играют спектакли.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А кто его знает, может быть мы не видели сюжетов. А здесь еще важно именно то, что это снято. Но мы знаем, что, например, Иосиф Виссарионович тоже любил очень кино и везде описано, у него на всех дачах был кинозал и туда часто привозили самое свежее кино и приезжали мастера культуры. Известная практика. Пусть лучше так, чем иначе.

К. ЛАРИНА – Путин посмотрел «Возвращение» фильм.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мы не видели, как это происходило.

К. ЛАРИНА – Звягинцев приезжал. Дмитрий Лесневский и Андрей Звягинцев привозили. Уже после того, как получили премию.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потом «Девятую роту».

К. ЛАРИНА – Вот сейчас «Двенадцать», ехидничают наши слушатели по поводу того, что Путину типа понравилось. Что вы теперь скажете. Скажем, что, во-первых, он воспитанный человек. Если к тебе домой приезжает Никита Михалков, и показывает тебе фильм, и спрашивает: ну как. Что ты ему скажешь? Фильм дерьмо? Ты же воспитанный человек.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Более того, мы с тобой прекрасно знаем, какая это тяжелейшая миссия, когда ты в присутствии автора смотришь что-то в театре ли, или на просмотре и должен что-то сказать. Притом, что ты знаешь, ну что говоришь…, вот я тут услышала прекрасную фразу, которую Гриша Гурвич замечательный режиссер и телеведущий говорил своим актерам после провала: это конечно, успех, но не безусловный. Поэтому можно отточить какие-то фразы такие, но здесь да, как воспитанный человек, он, наверное…потом я совершенно не исключаю, что ему может понравиться, если другим людям нравится. В любом случае меня волнует вопрос, что хотят от этого зрители. И что, если он понравился президенту, то все должны критики заткнуться.

К. ЛАРИНА – Всему народу должен нравиться.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Или все должны, кому не нравится, заткнуться и молчать в тряпочку. Если не понравился, то наоборот все, кому фильм понравился, должны начинать кричать, что им тоже не понравился. Друзья мои, у нас все-таки свобода мнений хотя бы относительно художественных произведений. Нравится, не нравится, но не будем продолжать…

К. ЛАРИНА – А еще по поводу реплики, Саша пишет, что ни об одном другом произведении Путин так не говорил. Мы все знаем его пристрастия, в том числе и в кино. Он не раз говорил, что один из его любимейших фильмов, который повлиял на его выбор профессии «Щит и меч», который очень часто по телевизору показывают с тех пор. Так что он говорил, он очень всегда в этом смысле простодушен, говорю я в хорошем смысле этого слова. Настоящий зритель.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Во всяком случае, давай отдадим ему должное, что никогда ни после одних просмотров, о которых становилось известно, мы не видели директивного: поддерживать только это направление или только этого мастера или только этот театр. Все-таки этого не было. Даже кто-то недавно вспоминал в связи с тем, что министр культуры выставку соц-арт чуть не разогнал, что тот же самый президент такого рода высказываний вкусовых, как правило, не позволял. А если позволял, то говорил только про свое собственное впечатление, которое вовсе не должно было повлечь за собой разгром, закрытие, недопущение. Пока во всяком случае. Пока. Телевидение отдельная вещь. Телевидение там контролируют жестко и это отдельная политика. А то, что касается художественного творчества всех его типов и видов, пока, во всяком случае, оно пребывает параллельно высказываниям и вкусам высших руководителей. Слава богу.

К. ЛАРИНА – Я хотела еще сказать, я стараюсь не пропускать программу «Детали», где ведут ее Рината Литвинова и Кирилл Серебренников.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Видела Кирилла Серебренникова с Михаилом Швыдким.

К. ЛАРИНА – Очень хорошая программа. И Михаил Ефимович, я даже об этом написала в своем «Живом журнале» меня просто порадовал. Своей печалью, если можно так сказать. Можно так сказать?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, и я бы сказала глубиной, потому что в самом последнем своем монологе он какие-то очень важные вещи сказал.

К. ЛАРИНА – По поводу свободы.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но при этом свободы как внутренней категории, а не столько политической или какой-то социальной свободы. Он говорил именно о свободе как о человеческом достоинстве и необходимом условии для существования современного человека в ситуации выбора. И очень правильную мысль сказал, что те, кто променяли сегодня свободу на комфорт и уют, и на хлеб с маслом или круассан с маслом, должны знать, что вначале кончается свобода, а потом круассаны с маслом.

К. ЛАРИНА – На самом деле он говорил не те, он говорил про нас. И про себя в том числе.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно.

К. ЛАРИНА – Дорогого стоит.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я имею в виду, что он говорил именно о тех любых, о нас…

К. ЛАРИНА – Он говорил о нашем выборе внутреннем, который мы сделали все сообща. Вообще хорошая программа, я хочу еще раз пользуясь случаем, хвалим редко, Кириллу Серебреникову отдельное спасибо сказать за очень точную интонацию, которую он в этой программе выбрал. Разговор о поколениях очень точный.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Продуманные всегда, очень выстроенные интервью. Не просто: что вы думаете или расскажите о творческих планах. Он всегда точно знает, с кем он разговаривает и куда пойдет эта беседа.

К. ЛАРИНА – А Диброва ты видела в роли казака Донского?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, не видела.

К. ЛАРИНА – Это было у Тины Канделаки в понедельник «Детали». Пришел Дибров, ряженый в казака.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он вообще на самом деле казак, он из Ростова-на-Дону.

К. ЛАРИНА – Помнишь, Кобаладзе нам позвонил, обиделся, когда мы назвали его костюм карнавальным, в чем он был.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Грузинский, черкесский костюм…

К. ЛАРИНА – Национальная одежда. А это был в костюме казака. И говорил так распевно, как казаки говорят на Дону. И рассказал нам родословную свою. И там бабушка его знамя вышивала какое-то казачье. То есть имидж ничто…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но дело в том, что я знаю прекрасно про Диму Диброва, что он оттуда из тех краев, с Ростова.

К. ЛАРИНА – Но то, что он казак потомственный я об этом не знала.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, он много раз говорил, что он потомственный казак, другое дело, мне кажется, он довольно далеко от казака все-таки ускакал.

К. ЛАРИНА – Ему присвоили какой-то чин, и он пришел в форме синей казачьей.

И. ПЕТРОВСКАЯ - У каждого свои игрушки и свои развлечения. Поэтому пусть у Димы будет этот чин и сабля или что там еще. Что казаку по степи подмога-то.

К. ЛАРИНА – Нагайка.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, сабля и что-то еще в песне. Только сабля казаку по степи подмога… дальше не помню.

К. ЛАРИНА – Помирать легко… Только с песней…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Жить будем. С песней будем жить. Все впереди.

К. ЛАРИНА – Шашка.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Все-таки как хорошо, когда есть у нас еще в студии помощники…

К. ЛАРИНА – Наташа, спасибо большое.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Вот так утром клинит.

К. ЛАРИНА – Все, мы ушли отсюда. Пока.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, но не навсегда, надеюсь.

К. ЛАРИНА – До свидания.