Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2007-09-01

01.09.2007

КСЕНИЯ ЛАРИНА: Вот я пока ничего не знаю, что написано дальше: «Уважаемая Ирина Евгеньевна [Петровская], передайте!...» - вот как ты думаешь, ЧТО там скрывается дальше?

ИРИНА ПЕТРОВСКАЯ: «Передайте какому-нибудь каналу, чтобы они в конце концов перестали показывать а) рекламу; б) криминальные сериалы»! Да?

К. ЛАРИНА: «…Передайте БЛАГОДАРНОСТЬ Каналу «Культура» за повтор Цикла «Кто мы?». Изумительные автор и ведущий, и удобное время, в том числе и для школьников. Ждём дальнейших передач. – Нина Фёдоровна.» - Передали.

Далее, Ирина Евгеньевна здесь (Петровская), Ксения Ларина здесь. Зрители и слушатели – навострились – пожалуйста. [Номер для] sms [сообщений]: +7-985-9704545. Телефон прямого эфира [+7-495-]3633659. Сезон открыт.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, открыт, конечно. Жизнь налаживается – ну, в каком-то смысле – что о чём-то можно говорить. Ну, следующая неделя такая, в общем, ударная по премьерам, много всего будет. Канал «СТС», в частности, начинает новый сезон, там действительно много нового – и сериалы на совершенно разные возрастные, и социальные слои аудитории. В частности, я заинтересовалась, что будет сериал такой под названием «Тридцатилетние» - это, вот, первая попытка рассказать о том поколении, которое на стыке эпох, да? - пришло в жизнь.

К. ЛАРИНА: Как ты красиво говоришь! Боже мой, если бы это было так… Я прочитала анонс в журнале «Антенна». Там не так, как Ирина Евгеньевна. Там всё по-простому.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Но, дело в том, что…

К. ЛАРИНА: … «Маша любит Сашу, Саша любит Дашу». «Им тридцать лет». Всё.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Ну, хорошо… Но это журнал «Антенна»…

К. ЛАРИНА: Какой там «слом»?! О чём ты говоришь?!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я, тем не менее, думаю, что иногда – это, всё же зависит от того, как всё сделано, да? – иногда каналу «СТС» удавалось именно попадать в некие настроения и угадывать ожидания аудитории…

К. ЛАРИНА: Ну, например?

И. ПЕТРОВСКАЯ: … Ну, с том же самой, между прочим, там, «Не родись красивой», да? Это было…

К. ЛАРИНА: Твои ожидания угаданы?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да не мои! Ну, послушай! Мы же сейчас не говорим о конкретном, там, моём, да? – ожидании. Моё, может, ожидание это Канал «Культура», а та часть аудитории, которая НЕ хочет смотреть всякую вот такую совсем уже лабудищу, которую показывает какой-нибудь канал «МузТВ», да?..

К. ЛАРИНА: А ты считаешь, что «Не родись красивой» это «лабудище»?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Нет, это специфический жанр, который присутствует очень на многих телевидениях мира, просто дело в том, что можно сделать ИЗЯЩНО, можно сделать ТОПОРНО. Здесь было вполне… соблюдены…

К. ЛАРИНА: [Перебивая] Заявляю, что снижаешь свои требования!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Нет! Нет, нет, нет…

К. ЛАРИНА: Занижаешь!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я не являюсь…

К. ЛАРИНА: Ты ВЫНУЖЕННО занижаешь планку! Я поняла это.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Нет, я не занижаю…

К. ЛАРИНА: На фоне кошмара это – шедевр, да?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Это не ш… Я… Бож…. Знаете что, девушка, НЕ ПЕРЕДЁРГИВАЙТЕ! Ещё тут пляшут, типа, «Асса!» - Я пересказываю – что в этот момент делать Ларина….

К. ЛАРИНА: [Смеётся].

И. ПЕТРОВСКАЯ: … ехидно улыбаясь. Я говорю, что на фоне того бесконечного кошмара, который присутствует на многих других каналах – это, по крайней мере, не оскорбительно, не пошло, не противно.

К. ЛАРИНА: Почему это «не пошло»? На мой взгляд, это пошло. Это «лабудище».

И. ПЕТРОВСКАЯ: Нет, а на мой взгляд, это, всё-таки НЕ пошло.

К. ЛАРИНА: … Играть там НЕЧЕГО…

И. ПЕТРОВСКАЯ: Ну, дело в том, что не может…

К. ЛАРИНА: Учитывая, что это, всё-таки, «слизано», опять же, с американского варианта, там НЕЧЕГО ДЕЛАТЬ АРТИСТУ. Из артистов сделали каких-то обезьян. И как слава Нелли Уваровой, благодаря этому сериалу ни с чем не сравнится – с её славой театральной актрисы.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Правильно, но театральная актриса…

К. ЛАРИНА: … Потому что, то, что она умеет, здесь НЕ НУЖНО!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, театральная актриса – одно, [а] актриса, которая снимается вот в такого рода сериале это совершенно другое. Ито, что она может делать и то, и другое, это, на мой взгляд, плюс театральной актрисе Нелли Уваровой. Но ПРОЕХАЛИ это – всё!

К. ЛАРИНА: [перебивая] Хорошо, в чём прелесть этого сериала?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Какого? «Не родись красивой»?

К. ЛАРИНА: Да.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Сейчас мы не будем про это говорить, потому что это уже прошло.

К. ЛАРИНА: [перебивая] Но ты говоришь… ты говоришь, что «СТС» угадывает ожидания…

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, угадывает, потому что…

К. ЛАРИНА: В чём? Скажи мне! Какие ожидания?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да. Показывает неких новых героев, которые появились в неких новых наших обстоятельствах, взаимоотношения…

К. ЛАРИНА: [перебивая] Чего?...

И. ПЕТРОВСКАЯ: …внутри конкретных компаний, офиса, да? – как это строится. Но… Это сложно сейчас мне говорить, потому что мы… я ещё раз повторяю, - я не хочу сейчас говорить о сериале «Не родись красивой», а говорю о том, что у них [в «СТС»] появятся некие сериалы, которые предназначены для разной аудитории, в первую очередь, очень молодой.

К. ЛАРИНА: «Когда моя внучка смотрит «СТС», я прихожу в ужас! - Зоя Яковлевна пишет, – поэтому я ничего хорошего об этом канале я сказать НЕ ХО-ЧУ и НЕ МОГУ».

И. ПЕТРОВСКАЯ: Ну, Зоя Яковлевна… , слава Богу, если Ваша внучка не смотрит некие другие каналы, о которых, вот, уже я, там, мимоходом упомянула. Во всяком случае, её «СТС» ГАДОСТЯМ не научит. Гадостям… Там НЕ используется то, что сегодня используется практически повсеместно – вот это чудовищное, да, там, «бипы» «забипивают» матерные выражения. Там [на «СТС»] нету того, от чего взрослые отводят глаза и пытаются своих детей как-то от экрана увести. Ну, согласитесь!

К. ЛАРИНА: Там «гламурная» пустота.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Это некая разновидность… Да, я согласна, там очень много «гламура»…

К. ЛАРИНА: Пустышка!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Но тем не менее, это…

К. ЛАРИНА: … Фантики красивые! Ничего! Нету разговора о важных вещах!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, глянец. Дело в том, что… мы же не будем с тобой, что глянцевые издания, да? – сопоставлять с качественной, скажем, которой, увы, тоже очень мало остаётся – общественно-политической, скажем, прессы или культурной прессы. Это просто разные направления.

К. ЛАРИНА: [перебивая] То есть, ты считаешь, что [неразборчиво] глянцевые издания безвредные, и «СТС» безвредный – для молодёжи? А мне кажется, что вредный.

И. ПЕТРОВСКАЯ: То есть этому… [неразборчиво]

К. ЛАРИНА: [перебивая] Потому что он предлагает модель жизни ПУСТОЙ.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Вот, если это заменяет ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ НА СВЕТЕ…

К. ЛАРИНА: Да!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Вот когда это же начинает делать, например, «Первый», массовый, канал, да?... – именно не развлекательный, который работает на [для] своей, в общем, такой, да? – достаточно… - она, в общем, и большая, конечно – аудитория, но тем не менее, вот в своём этом сегменте – то пусть это будет как одно из направлений. Когда ЭТО распространяется на все другие каналы и восприним… - становится ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ну, вот, такой определённой моделью, тогда да – я с тобой согласна – это плохо.

Точно также и в этом, в нашей ситуации, вред этого «глянца». То есть, если он существует сам по себе в своей нише, то – ради Бога – пусть он существует – так во всём мире. Но когда происходит…

К. ЛАРИНА: [перебивая] Ты прекрасно видишь, что НИША, НИША – это ВСЁ.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да!... Когда начинается ПЕРЕТЕКАНИЕ, да…

К. ЛАРИНА: Да!..

И. ПЕТРОВСКАЯ: Когда «глянцем» и «гламуром», и вот этой вот всей красивой оболочкой заменяется ВЕЗДЕ всякий СМЫСЛ, - да, тогда, я согласна, - это ПЛОХО.

К. ЛАРИНА: Это плохо ещё и потому, что сегодня в наше время, в стране, в которой мы живём конкретную жизнь, какой-то канал себя позиционирует как «Первый развлекательный». Это уже само по себе плохо.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Почему?

К. ЛАРИНА: Это не правильно!

И. ПЕТРОВСКАЯ: [перебивая] Я в этом совершенно не вижу ничего плохого. Он в своём…

К. ЛАРИНА: [перебивая] Не правильно! У нас не может быть – в нашей стране – развлекательный канал не может быть ГЕРОЕМ…

И. ПЕТРОВСКАЯ: [перебивая] А он…

К. ЛАРИНА: [продолжает, перебивая] …не может быть «первым» и «главным». Не может быть!

И. ПЕТРОВСКАЯ: [перебивая] Нет, дело в том, что творчество…

К. ЛАРИНА: Это НЕ НОРМАЛЬНО!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Нет… Послушай! Я себя могу назвать себя назвать «Первый…»

К. ЛАРИНА: Какой?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Ну, я не знаю, какой… Да нет, ну, как угодно мы себя можем назвать, там… «Один дома - первый», и «самый главный» и как угодно. Это его [канала] собственное позиционирование. – «Первый развлекательный» это слоган [рекламная формула] и не более того, да? Хотя… он вот в этой нише работает. Все остальные, если ты заметишь – в НАШЕЙ стране, как ты говоришь, при тех условиях, в которых мы живём, при всех тех событиях – абсолютно занимают ТУ ЖЕ нишу и постепенно это распространяют на … вот… безвредного….

К. ЛАРИНА: [перебивая] Так что же в этом?... Так это не вина… Вина! Вина!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Это не вина канала «СТС»!

К. ЛАРИНА: … Потому что, ты говоришь, он «УГАДАЛ» - он «угадал» то, что ему ВЫГОДНО! Он стрижёт купоны!

И. ПЕТРОВСКАЯ: [перебивая, неразборчиво] Любой…

К. ЛАРИНА: … На своём «развлекателном»…

И. ПЕТРОВСКАЯ: … Любой…

К. ЛАРИНА: … На своей нише….

И. ПЕТРОВСКАЯ: Послушай! Любой коммерческий канал создан, в первую очередь для того, чтобы «стричь купоны». А вот когда другие каналы, которые обязаны ещё делать…

К. ЛАРИНА: [перебивая] ЧТО они обязаны?

И. ПЕТРОВСКАЯ: ОНИ обязаны? – Я тебе скажу, ЧТО они [обязаны] делать – ИНФОРМИРОВАТЬ обязаны, ПРОСВЕЩАТЬ и, в ПОСЛЕДНЮЮ ОЧЕРЕДЬ, РАЗВЛЕКАТЬ.

К. ЛАРИНА: [перебивая] Это ГДЕ написано?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Это везде написано. Это такая триединая задача любого средства, практически, массовой информации, но телевидения в первую очередь. Когда у нас «Развлекать» выходит на первое место, «Информировать» и «Просвещать» - даже не знаю, на какое [место] минус, там, какое-то, да?...

К. ЛАРИНА: [одновременно] Никто не собирается…

И. ПЕТРОВСКАЯ: Тогда это уже не нормально. А так, в принципе, когда мы смотрим, да… и как бы, вот, можно было распределить разные направления этих каналов, то почему бы этому одному не быть таким? Извини…

К. ЛАРИНА: НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ТАКОГО!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да почему «не может» то?? В чём канал?...

К. ЛАРИНА: [перебивая, говорят одновременно] НЕ МОЖЕТ!!! Ты его защищаешь его с такой страстью, а он для меня ничем, лично, не отличается от канала «ТНТ» - ты говоришь про «запикивание» - ну, хорошо – здесь нет ещё «запикивания», здесь матом ещё не ругаются…

И. ПЕТРОВСКАЯ: [перебивая] Нет, для меня он именно отличается тем, что …

К. ЛАРИНА: [продолжая] Но для меня это однозн… то же самое, по своей сути, тем, что это ТОТАЛЬНОЕ развлечение на ПУСТОТЕ!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Нет, он…

К. ЛАРИНА: Ерунде…

И. ПЕТРОВСКАЯ: Но, тем не менее, канал «ТНТ» часто ВЫХОДИТ за рамки пристойности, а канал «СТС», развлекая, остаётся в рамках пристойности – для меня это очень существенное отличие.

К. ЛАРИНА: Ну, посмотрим…

И. ПЕТРОВСКАЯ: Вот…. Короче говоря, но, как бы, я сейчас не собираюсь выступать «пиарщиком» «СТС», да? И так – «пиарщиком» любого другого канала. Я просто посмотрела, что по количеству премьер, вот, в частности, «СТС» на одном из первых мест на следующей неделе.

И там появляются, в том числе, и «реалити-шоу» [англ. reality show - a television show in which members of the public or celebrities are filmed living their everyday lives or undertaking specific challenges (словарь Collins) - телепрограммы, героями которых становятся обычные [или известные] люди; в их бытовых или особых условиях (эмоции и поведение не определены сценарием, а диктуются фактическим развитием событий – словарь LINGVO)], и ещё какие-то шоу, и игровые шоу, и множество сериалов новых, в том числе «Школа», называется – видимо, для подростков; третий сезон – «Кадетство», кстати, очень успешно идёт среди молодой аудитории - вот, просто, к тому, что, может быть, не каждый сезон, но раз в два сезона – канал существенно обновляет то, что называется, «контéнт» [англ. content – содержание; content - довольный].

Вот, а… в ПРИНЦИПЕ, должна сказать, что возвращаются почти все программы, кроме, пока что [Владимира] Соловьёва – я посмотрела, на следующей неделе нет ни «К барьеру», нет ни его «Воскресного вечера». Но зато возвращается Владимир Владимирович Познер [с программой «Времена»]. А на этой неделе уже возвращаются «Вести недели»…

К. ЛАРИНА: [перебивает] Когда Познер будет?

И. ПЕТРОВСКАЯ: В следующее воскресенье. И, кстати, хочу сказать, что сегодня в семь часов после отпуска возвращается на своё прежнее место Марианна Максимовская с программой «Неделя» [«Рен ТВ»], слава тебе, Господи… Ну вот… Так что, есть, в общем, много… Ну, я думаю, будет, во всяком случае, не знаю, со знаком «плюс» или «минус», о чём поговорить. Хотя тенденции, в принципе, можно уже понять, всё равно, конечно. И вот тут ты права и вот тут вот об этом МОЖНО говорить – безусловно делается упор, на всех каналах, на развлечение – пока что я не увидела ни одной программы, которая бы как-то намекала, на какое-то, там, обсуждение смыслов…

К. ЛАРИНА: [перебивая] [«Намекая»] хоть на что-нибудь…

И. ПЕТРОВСКАЯ: На следующей неделе, кстати, [будут] опять наши с тобой уважаемые и любимые Бендеры… «Бендер»? – Господи… - Берман с Жиндарёвым…

К. ЛАРИНА: [смеётся] «Бендер и Балаганов».

И. ПЕТРОВСКАЯ: Причём, так, судя по «линейке», вообще исчезают…

К. ЛАРИНА: Да…

И. ПЕТРОВСКАЯ: …потому что там приходят опять вот уже – ну, это хорошо, но одно другое не заменяет…

К. ЛАРИНА: [перебивая] Я получила правительственную телеграмму соответствующего содержания, что на этой неделе вот прошли последние эфиры, и дальнейшая судьба не известна.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Вот я так и поняла, потому что там возвращается Документальная линейка [фильмы], возвращается «Ночное вещание» - «Гений и злодей». Пока что остаётся вот эта вот программа, которая, на мой взгляд, уступает Берману с Жиндарёвым, - «Доброй ночи!» - вот эти вот посиделки ночные. Притом, как мне сказали люди, имеющие отношение к этой программе, что это вообще-то НЕ в прямом эфире идёт…

К. ЛАРИНА: Это «Доброй ночи!»?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Ну да.

К. ЛАРИНА: «Как Вы думаете, почему наше «Гостелерадио» не вспомнило о годовщине трагедии в Беслане?», - спрашивает Максим.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Ну, давайте, во-первых, посмотрим… Может…

К. ЛАРИНА: [перебивая] А чё смотреть то?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Потому что трагедия в Беслане произошла первого сентября.

К. ЛАРИНА: Первого сентября…

И. ПЕТРОВСКАЯ: Сегодня первое сентября. Поэтому я…

К. ЛАРИНА: [перебивая] Ты имеешь в виду, в новостях?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Поэтому я… так… надеюсь искренно, что хотя бы в новостях об этом будет сказано. Но в принципе я внимательно изучила программу будущей недели и обнаружило всего два упоминания. Это в среду [3 сентября], по-моему, на канале «ТВЦ» («ТВ Центр») программа «Улица твоей судьбы», где будут обсуждаться Бесланские события, и, тоже в среду, или во вторник [2 сентября] – как я понимаю, повтор, фильма «Последний звонок Беслана» на «Рен ТВ».

Вот, больше никаких специальных программ я в сетке вещания других каналов не увидела. Ну, единственное, опять же говорю – ОЧЕНЬ надеюсь, что хотя бы в ИНФОРМАЦИОННОМ, да? – освещении – мы хоть что-то увидим-услышим. Естественно, думаю, что этого будет очень мало.

С другой стороны, вот смотри, то есть, как – интересно – это кощунственно говорить? – после того, как произошло выступление Генпрокурора [Юрия] Чайки, которые все показали, да? – вдруг все каналы тоже стали показывать все эти кадры с Аней Политковской, вспоминать кто она была, показывать её портреты, даже, ДАЖЕ – я бы совершенно потряслась – что «Вести» показали в день рождения Ани – малюсенький такой, правда, сюжет такой – секунд 20 – не сюжет, а видеоинформацию о том, что на Пушкинском сквере собрались коллеги и почитатели Ани. Правда, малюсенький, ещё раз говорю, сюжетик – такая общая картинка – непонятно, ни сколько народу [пришло], ни чего там делают, какие там лозунги, ни кто выступает, но тем не менее.

Вот, то есть, это… некий нужен, да? – такой вот толчок. Хотя, как только выяснилось, что подозреваемых начали выпускать, тема снова совершенно зависла и совершенно...

К. ЛАРИНА: [перебивая] Запутали[?сь] [неразборчиво] журналисты… это…

И. ПЕТРОВСКАЯ: … и фактически [преступление] не раскрыто.

К. ЛАРИНА: Они как-то не понимали, журналисты, как им работать… [В сердцах] О-О-ОЙ!... Про что я хотела сказать то?...

И. ПЕТРОВСКАЯ: [неразборчиво]

К. ЛАРИНА: Про «Школу злословия» [новый сериал] спрашивают – «Почему нету?» Будет? Она будет?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Вот я смотрю…

К. ЛАРИНА: Она будет?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я не знаю пока, но я смотрю на сетку [вещания] на «НТВ», и там появляется… появились, на следующей, опять же, неделе, только две премьеры – одна называется, типа… , «Веришь ли?» или «Ты не поверишь!»… То есть, это, как написано в анонсе, всякие самые необыкновенные истории из мира шоу-бизнеса, опять, ну, в которые, типа, невозможно поверить. Вот…

И ещё одна программа там появилась…

К. ЛАРИНА: [перебивая] На «НТВ»?

И. ПЕТРОВСКАЯ: … на следующей неделе – появится на «НТВ», да… Я просто смотрю из того – что можно считать некими, да? – приметами открытия сезона. Как правило, на любом канале это премьеры, ну, и возвращение, в свою очередь, тех, кто уходил на долгий летний перерыв.

Вот из нового вот эти две я отметила, первое – что я уже упомянула, а второе – программа под названием «Лихие девяностые», которая будет вспоминать приметы, явления, события вот этого вот периода девяностых…

К. ЛАРИНА: [перебивая] Период девяностых был кошмарный период в истории нашей страны…

И. ПЕТРОВСКАЯ: …Но, судя по тому, что «лихие», да… и каждая программа будет, как там написано, она будет посвящена отдельной теме – «Братки», «Передел в шоу-бизнесе»…

К. ЛАРИНА: [перебивая] То есть, нарисуют нам картину…

И. ПЕТРОВСКАЯ: … «Пирамида»… А ведущая почему-то - для меня большой [сюрприз], ну, хотя, с другой стороны, а что тут изумительного? – берут актёров и делают их ведущими – будет актриса Анастасия Мельникова.

К. ЛАРИНА: Из сериала «Менты»?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, да, да. Она якобы будет погружаться… вот… приезжать на место каких-то конкретных событий и вот… таким вот методом, да?... – видимо, каких-то таких… реконструкций, может быть… Во всяком случае, вот, некий, как я понимаю, да? – попытка… хотя, вряд ли… - осмысливания этих годов. Но… будут идти по этим, вот, болевым точкам девяностых.

Вот всё, что я увидела нового, пока что, на канале «НТВ», а из старого, я повторяю, пока что не вернулись ни Соловьёв, ни «Школа злословия». Возвращаются «Главные герои» с Антоном Хрековым. Может быть – это никогда не возможно понять – уже пойдут какие-то новые выпуски программ, которые пока что были всё время в повторах. Но я очень надеюсь, что «Школа злословия» вернётся. Во всяком случае, пока информация, что она закрыта или её не будет… Пока что такой информации нет.

К. ЛАРИНА: А в «Минуте славы», там, Татьяна Толстая будет опять [неразборчиво], да?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, она уже вышла. «Минута славы» - уже на прошлой неделе была премьера нового сезона. Там снова… ну… всё… то же самое…- «в профиль», «сбоку»… то же самое.

И, наконец, там появился уже в качестве публичного лица, персонажа «Первого канала» – Александр Цекало, который, как известно, перешёл с «СТС» на «Первый канал», и теперь там будет руководить спецпроектами всякими, развлекательными, что, в свою очередь, лишний раз подтверждает нашу с тобой мысль о том, что…

К. ЛАРИНА: [перебивая, неразборчиво]

И. ПЕТРОВСКАЯ: … о том, что развлечение, оно становится тотальным, и даже продюсером, одним из основных продюсеров канала, становится человек, который поднимал, ставил и делал, действительно, вот этот «Первый развлекательный» [«СТС»]. И повторю, что на той территории, где всё это происходило, он делал это вполне прилично.

А вот теперь, другое дело, как это всё будет распространено – не всё, но часть – на основной, главный [«Первый»] канал, задачи которого шире, ОЧЕНЬ существенно шире, чем у этих вот «нишевых» каналов, каковым является «СТС».

К. ЛАРИНА: Ну, что?... Новости? Потом продолжаем, вас [слушатели] подключаем – рулите нами, пожалуйста – мы готовы… подчиниться.

Перерыв на новости

К. ЛАРИНА: Наушники, наушники!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я просто, подождите, перед наушниками – я просто вспомнила очень забавный пример, как … пытаются развлечения пытаются чуть-чуть разбавить просвещением: Ты видела начало новой «Фабрики звёзд», да?

К. ЛАРИНА: Нет.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Значит, новая «Фабрика звёзд», там, с новыми условиями, ну, соответственно, с новыми персонажами, а самое главное, объявлен новый состав педагогов, среди которых Игорь Бунтман, который будет джазовым импровизациям их учить; Нина Чусова – театральной драматургии, насколько я понимаю; и Валерий Золотухин – видимо, художественному чтению. Такие дневники сейчас выходят «Фабрики звёзд». Показывают, как проходят эти встречи.

К. ЛАРИНА: Это я прочитала у тебя.

И. ПЕТРОВСКАЯ: А, ну, поскольку это не все прочитали… Просто очень забавно – когда пришёл Валерий Золотухин к этим ребятам – ну, ты понимаешь, да? – Они сидят в таких позах, расслабленных, кто лежит, кто шапку на глаза надвинул – то ли спит, то ли не спит. Вот… И он начал со слов, знают ли они Евангелие от Иона, и на их лицах было написано, действительно, просто полное знание.

«Вначале было Слово», - сказал он. Потом прочитал отрывок из Нобелевской лекции Бродского, а потом стал читать его стихи. И это, конечно, было что-то невероятное, потому что когда показывали лица – ну, один, там, мальчик такой есть у них, действительно похожий на интеллигентного… - по всей видимости, он первым оттуда, наверно и вылетит [смеётся], так, судя по всему… Но… вот эта вот, ну, страннейшая история.. С одной стороны, ну, хорошо, конечно, что это уже повыше, да? – там, и пояса, и какого-то уже совсем запредельно низкого уровня, зачем вот этому конвейерному, поточному методу и, вообще, производству, вот этим фабричным ребятам, задача которых, как там один очень хорошо говорит, «Срубить побольше баблa [получить побольше денег, блин] и сделать себе и людям приятное» - вот что это им даёт?...

К. ЛАРИНА: Это чтоб ты не приставала к ним…

И. ПЕТРОВСКАЯ: А, это, думаешь, специально для меня…

К. ЛАРИНА: Чтоб тебе сказали: «Петровская, тебе показали? Вон, Бродского читают! Тебе мало?». К тебе будут приходить [неразборчиво, говорят одновременно].

И. ПЕТРОВСКАЯ: Мне казалось, откровенно говоря… Мне много показалось [смеются].

К. ЛАРИНА: Даже для тебя, специально. Ты же знаешь!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Ну, в общем, забавно. Забавные бывают такие вот, да, сближения вдруг какие-то, превращения, а особенно на фоне, как все эти люди разговаривают, действительно… [и] какие для себя цели ставят… То, в общем, по-моему, по-моему, вот такое ощущение, что как то вот даже неловко – метать, в общем, по сути, бисер.

К. ЛАРИНА: Ты хочешь… Ты разберись, чего ты хочешь. Ты хочешь их просвещать, да? Почему ты запрещаешь им узнавать что-нибудь про Бродского?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да я не запрещаю, а говорю, что выглядит всё это крайне неорганично и забавно, по меньшей мере.

К. ЛАРИНА: [перебивает] А как тогда [неразборчиво]? Хотя, может быть, надо было попроще с чего-нибудь начать? С Баркова, Чуковского?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Или, да, с Чуковского. Я ж говорю – когда вот в этой программе, «Такси», едут молодые люди, и им задают самые примитивные вопросы из ДЕТСКОЙ литературы – я, по-моему, в прошлый раз приводила пример, - «Как звали крысу из «Буратино»?», то никто… то есть, конечно, сами эти герои не помнят, близко не имеют понятие, что крысу звали Шушерой – это один из самых показательных примеров… И вспомнил только один седовласый человек, которому явно за 50, и он явно читал это произведение. Классическое, я бы сказала.

К. ЛАРИНА: Ушки, ушки [наушники] возьми! [Телефон] [+7 495] 3633659 – телефон прямого эфира, вы в программе «Человек из телевизора». Аллё, здравствуйте! Аллё?

СЛУШАТЕЛЬ 1: Аллё!

К. ЛАРИНА: Да, пожалуйста! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ 1: Ирина Евгеньевна!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да!

СЛУШАТЕЛЬ 1: Может, что-нибудь скажете о новых сериалах, серьёзных. Вот я знаю, что Мороз… Юрий Мороз снял «Братья Карамазовы». Вот намечается в ближайшее время что-то показывать или нет?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Во всяком случае, пока никто не объявил о премьерах.

К. ЛАРИНА: [неразборчиво] уже сняты.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, мы знаем, как это обычно происходит, там, как минимум за месяц начинается такая активная рекламная кампания – появляются или какие-то на улицах билборды, и в межпрограммном пространстве начинают, там, анонсировать…

К. ЛАРИНА: Пока нет.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Пока я ничего не слышала. Кстати, на этой неделе, состоялась таки, наконец, премьера этого сериала «Тюрьма особого назначения», с которой был связан скандал летний.

К. ЛАРИНА: Да, да, да… Но что то я как то не сильно потрясена… художественной правдой.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Ну да, но ведь там история не в том, что … история была… Дело в том, что, возможно, ты была в отпуске, поэтому не помнишь…

К. ЛАРИНА: Нет, я помню.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Помнишь, да?

К. ЛАРИНА: Помню, что там ГУИН [Главное Управление по Исправлению Наказанием] [говорят вместе - неразборчиво].

И. ПЕТРОВСКАЯ: Сейчас это как-то иначе называется, но, в общем, это ведомство, которое ведает исправительными учреждениями, якобы потребовало перед показом сериал «на утверждение»,[либо] «на ознакомление, просмотр» и, судя по тому, что его ПОСТАВИЛИ в эфир…

К. ЛАРИНА: [перебивает] Да ещё как жирненько поставили.

И. ПЕТРОВСКАЯ: … И более того, бесконечно ещё анонсировали в каждых «Вестях», то… то ли это ГУИНу понравилось, то ли…

К. ЛАРИНА: По-моему, это такой рекламный ход/трюк был. Может быть такое?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Нет, я не думаю, что это был рекламный трюк. Ну, а зачем такие рекламные трюки?

К. ЛАРИНА: Но зато все смотрят.

И. ПЕТРОВСКАЯ: А зачем КАНАЛУ, к примеру… Шпуняли [критиковали] «Второй Канал» за то, что он в угоду каким-то ведомствам…

К. ЛАРИНА: [перебивает] Мы так переживали с тобой, а пшик какой-то получился, по большому счёту.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Ну, я бы не сказала, что «пшик». Ну, [этот сериал - ] просто очередное вот такое произведение, правда, ещё с попыткой какой-то, там, психологизма. Вот, новый персонаж – относительно новый для такого рода произведений – это вот этот «батюшка», который врачует, там, души заблудших, ну, и потом, в конце, уже тоже какое-то «разлюли» какое-то… - вот малина и слюни…

А в принципе… Я посмотрела, вот, на этой неделе, минувшей, да? – только в один день идут, ну, как минимум, двенадцать сериалов, да? – описание каждой серии начинается [словами] «В подъезде дома такой-то, лейтенант милиции Хрюпкин оказался оборотнем…

К. ЛАРИНА: [перебивает] Ой, «Турецкий» [«Марш Турецкого»] начинается с понедельника, новый!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, это я знаю. Вот… Но… Такая, создаётся, знаешь? - картина мира – это ж, не знаю, в какой степени и до какой степени она сильно искажённая, но в принципе, когда ты, вот, смотришь, да? – с одной стороны, НОВОСТИ, где всё замечательно – рыбу мы целуем и отпускаем, там, в море - видела [ты] вчера этот прекрасный сюжет… И обещаются, там, кредиты по образованию и ипотеке…

К. ЛАРИНА: [перебивает] Может, он [герой сюжета про рыбку] желание загадал?...

И. ПЕТРОВСКАЯ: … Все живут… - ну, почти все, живут замечательно, да? И вдруг ты погружаешься вечерами, днями – потому что эти сериалы идут вот таким сплошным потоком – в абсолютную обстановку полного беспредела.

К. ЛАРИНА: А может, это про девяностые годы, ужасные?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Не только про девяностые, есть и современные. Но дело в том, что всегда, почти везде – одна схема, да? «Если предприниматель, то ворюга и бандит в прошлом», «Журналист практически всегда продажный и работает на заказ», да? – Ну, я уж не говорю про работников правоохранительных органов, которые сплошь коррумпированы, «повязаны» с криминалом…

К. ЛАРИНА: [перебивая] Ты сейчас как [Премьер Михаил] Фрадков выступаешь.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Нет, я тебе о другом говорю – о том, какое странное…

К. ЛАРИНА: [перебивая] … А то потом скажут, что «Вот и Ирина Евгеньевна сказала по радио – что это вы, это самое, показываете по телевизору?!? ГДЕ положительные примеры??»

И. ПЕТРОВСКАЯ: … что эта картина, эта картина, ведь тоже не имеет отношения к реальности. Это тоже, вот, какая-то сгущённая, придуманная, виртуальная реальность, где, безусловно, там, есть какие-то точки попадания, но в целом, в целом – картина до такой степени беспросветно неприглядна, что я бы на месте вот тех руководителей – даже не каналов, а тех, кто сегодня курирует каналы и их идеологическую составляющую, просто вот посмотрела бы и подумала, как это вообще вот в реальности у людей, в голове, всё это умещается?

К. ЛАРИНА: То есть, ты считаешь, что это тоже всё надо убрать?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я не считаю, что это надо убрать, я считаю, что…

К. ЛАРИНА: [перебивает]… чтобы сериалы соответствовали «хорошим новостям».

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я считаю, что концентрированное вот это вот выражение вот этого вот кошмара в сериалах, оно тоже не соответствует действительности, так же, как благостность большинства сегодняшних новостей. Только об одном, что это всё только одно «кривое зеркало», да? – только в одном случае это, там, отчасти это можно назвать ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ вымысел, а в другом случае это чаще всего ПРОСТО вымысел.

К. ЛАРИНА: Следующий звонок, пожалуйста. Аллё, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ 2: Доброе утро, уважаемая Ирина, уважаемая Ксения!

К. ЛАРИНА: Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ 2: Это Андрей из Черноголовки. Я хочу задать Ирине вопрос. Скажите, пожалуйста, вы удовлетворены сегодняшним эфиром «НТВ»? Значит, для меня самое то главное, что они, наконец-то, убеждены тем [в том], что показывать многие вещи нельзя. Наконец-то, им дали тумаков от правительства.

К. ЛАРИНА: Про что Вы говорите, конкретнее?

И. ПЕТРОВСКАЯ: [говорит одновременно] Что такое «сегодняшний показ»? «Сегодня вообще» или имеется в виду…

СЛУШАТЕЛЬ 2: [перебивает] Сегодняшний показ прямоэфирных… то есть, исключение из эфира прямоэфирных, этих, показов, да? Помните, три года назад…

К. ЛАРИНА: [перебивает] Очень тяжело это всё… Давайте, мы пока расстанемся с Андреем… Давайте готовьте вопросы более конкретно, потому что я не очень понимаю [Вас, Андрей], да? Ты, поняла, про что он говорит?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Ну, я так поняла, что имеется в виду не сегодняшнего дня показ, а…

К. ЛАРИНА: [перебивает] Отсутствие прямого эфира, да?

И. ПЕТРОВСКАЯ: … а вообще, в принципе, сегодняшним качеством «НТВ»? Ну, нет, конечно, и мы много раз об этом говорили, что канал из, в общем, вполне себе такого, ну, претендующего на некую, да? – интеллектуальность, превратился в такой вот брутальный, «трэшевый» [англ. trash - хлам], делающий акценты на самом тёмном и отвратительном.

К. ЛАРИНА: [перебивая] Пьяных то выходит?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Пьяных будет выходить.

К. ЛАРИНА: [вздыхает]

И. ПЕТРОВСКАЯ: …Сейчас опять появились анонсы. Поэтому, конечно НЕ УДОВЛЕТВОРЕНЫ [эфиром «НТВ»], точно также, как и состоянием сегодняшнего их, вот, информационного вещания. Всё познаётся в сравнении – в сравнении с тем – что было. Хотя… честно сказать, уже, конечно, было давно.

К. ЛАРИНА: Уже никто не помнит.

И. ПЕТРОВСКАЯ: А что касается этого высказывания Фрадкова, ну, вот, надо сказать, что оно довольно забавное, потому что оно свидетельствует о том, что нынешние чиновники действительно сегодня воспринимают каналы как некие свои отделы, да? – и дают указания. Причём, если бы они смотрели внимательно, то, в общем, они бы увидели, что в какой-то части эти указания уже выполнены.

Но в одном я согласна, что, действительно, что мы всё равно, по-прежнему, не видим жизни, в какой-то [степени], нормальной жизни в провинции вот то что называется, когда… Вот, почему ведь пошла речь то о этом? Ведь речь шла…

К. ЛАРИНА: [перебивает] Как благоустраиваются города?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, о конкурсе, там на лучший город.

К. ЛАРИНА: То есть, в принципе, подожди, ты с ним [Фрадковым] согласна?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я согласна, то нету нормальной жизни. Сейчас я не говорю о достижениях, да? А о том, что вообще реального происхоит в стране.

К. ЛАРИНА: А что реального происходит в стране?

И. ПЕТРОВСКАЯ: А откуда ж мы знаем – что происходит в стране, если нам об этом НЕ ГОВОРЯТ!?!

К. ЛАРИНА: По-моему, всё хорошо в стране.

И. ПЕТРОВСКАЯ: А-а, в этом смысле, что всё хорошо просто, и это тебя устраивает, да?

К. ЛАРИНА: [перебивает] Тебе хочется, чтобы ещё лучше было?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Так нет, я хочу видеть реально чем живут разные регионы и, в частности, чем друг от друга они отличаются и у кого [какие] проблемы, а может, и достижения – я совершенно не против, чтобы рассказывали и про достижения. Потому что я, помнишь? – рассказывала неоднократно, приезжая, например, из города Ханты-Мансийска, как он на глазах меняется? И потом были прекрасные, замечательные отклики, когда звонили разные люди, включая знаменитых, и говорили: «Хочу в Ханты-Мансийск!», да?

Но ведь нету же возможности у большинства людей не просто, там, Ханты-Мансийск увидеть, а через сто километров, там, куда-то отъехать и посмотреть чего реально происходит, как плохого, так и хорошего. И в этом я согласна, что вот эта вот часть, она абсолютно отсечена от эфира. И если мы что-то видим, то это, как правило, вот такое, вот, да? – тоже – «Потёмкинская деревня», по которой вышагивает один из вице-премьеров и, я не знаю, там, пьёт молоко, и, опять же, как президент, там, рыбу целует… в лицо… или что там у рыбы?

К. ЛАРИНА: Загадывай желание!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Почему?

К. ЛАРИНА: Он в это время загадал ей желание.

И. ПЕТРОВСКАЯ: А-а, ну так ЩУКЕ же надо желание, по-моему [загадывать], а не осетру.

К. ЛАРИНА: Осётр, между прочим…

И. ПЕТРОВСКАЯ: Ещё ЛУЧШЕ желание исполнит?

К. ЛАРИНА: Быстрее. Быстрее [смеётся].

И. ПЕТРОВСКАЯ: Это забавная была история, даже, пожалуй, посильнее, чем поцелуй ребёнка в живот.

К. ЛАРИНА: Следующий [звонок]! Аллё, здравствуйте! Аллё?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА 3: Аллё?

К. ЛАРИНА: Да!

СЛУШАТЕЛЬНИЦА 3: Аллё, аллё?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, мы слушаем Вас!

К. ЛАРИНА: Нет, не получилось, сорвалось. Ещё раз пробуем – 3633659 телефон прямого эфира – готовы вас услышать, уважаемые друзья. Аллё? Здравствуйте! Аллё?

СЛУШАТЕЛЬ 4: [ничего не сказал].

К. ЛАРИНА: Да что ж такое, товарищи?... Аллё? Аллё, аллё!

СЛУШАТЕЛЬНИЦА 5: Аллё?

К. ЛАРИНА: Да, пожалуйста!

СЛУШАТЕЛЬНИЦА 5: Вы знаете – меня зовут Елена, Москва – я хотела сказать, вот, о вчерашних фильмах, посвящённых Принцессе Диане, но меня очень тронул фильм «Королева». Вот, Хелен Миррен [Helen Mirren, сыгравшая главную роль] – замечательно всё сделано. Единственно, меня немножко покоробил дубляж. Выражение этой актрисы замечательной не соответствовало голосу. Вот та актриса, которая её дублировала, она часто выступает в сериалах – в данном случае было не очень удачно. А так, сделано очень, так, деликатно и очень тонко.

К. ЛАРИНА: Хорошо, спасибо!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, мы как раз – спасибо – мы обсуждали перед тем, как придти сюда в студию оба эти фильма… Первый вот, «Последний день в Париже» - совместное [производство], хотя совершенно не понятно, с какого боку совместность «Первого канала» и Би-би-си – ну, честно, я вот не поняла, в чём выражается участие «Первого канала» - нет ни съёмок здесь, [ни…]… Может, деньги давали?...

К. ЛАРИНА: Может, он [«Первый канал»] принял участие в проекте «Мировая премьера»?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, но продюсерство и участие в чём-то должно выражаться – либо это, там, бывает – совместные актёры, да? – либо, может быть, совместное финансирование. Ну, не понятно… - Либо это [может быть] снято частично на нашей территории.

Первый фильм Би-би-си, мне он, честно говоря, показался такой -чересчур схематичный, примитивный [таким – чересчур схематичным, примитивным]. Вообще, в принципе, Би-би-си любит вот такие вот реконструкции, да? – часто игровые, в том числе. Мне не очень ьнравится этот метод игровых реконструкций…

К. ЛАРИНА: … [одновременно] Я тоже не люблю…

И. ПЕТРОВСКАЯ: … потому что он вводит всё время нас в какое-то заблуждение – всё время должен, да? – как-то вот переключаться, и ты понимаешь, что это…

К. ЛАРИНА: [перебивает] Это очень упрощает всё.

И. ПЕТРОВСКАЯ: … и это всё, действительно, упрощает всё.

К. ЛАРИНА: Ты обратила внимание, что они сделаны все как «под кальку», все эти фильмы Би-би-си-шные – историческая реконструкция?

И. ПЕТРОВСКАЯ: [перебивает] Да, да, да – Но это такой…, это их приём.

К. ЛАРИНА: Мне кажется, это у них такой набор сценаристов – одни и те же люди это пишут.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Ну, наверно есть какое-то количество сценаристов.

К. ЛАРИНА: … Потому что есть какие-то… есть своя «калька», трафарет, по которому они это делают и туда впихивают всё что угодно: «История Битлз», там, не знаю… «Убийство Джона Леннона», «Гитлер», «Диана», всё что угодно.

И. ПЕТРОВСКАЯ: [Одновременно] Безусловно! И, более того, и даже политические истории… Да, да – это всё так.

Особенно это, вот, бросается в глаза, когда, скажем, реконструируют, да? - или вводят актёра, рядом показывают живого, причём – ныне живущего человека – и вот особенно это было разительно в этом конкретном фильме, когда показывали живого, реального Мухаммеда аль-Файеда, отца погибшего Доди аль-Файеда, и это вполне себе – так мне показалось, да? – вот реальный человек, вполне себе солидный и выглядит, во всяком случае, вполне достат… вполне достойно. А тот актёр, который его, там, даже не сказать «играет», потому что это, в общем, даже и не игра – «инсценирует» - это вот какой-то комический персонаж такой из разряда…

К. ЛАРИНА: [перебивает] Ну, а Диана какая… необаятельная, тоже, как то мне показалось…

И. ПЕТРОВСКАЯ: Именно! Ну, всё вместе, да? Хотя бы, там, да? – Дианы уже нет в живых, а здесь – живой, реальный ещё, человек.

К. ЛАРИНА: [перебивает] Но её ж показывают тоже живую, рядом. Они показывают и документальные кадры, реальные, да? – и тут же якобы всё это выплывает…

И. ПЕТРОВСКАЯ:[перебивает] Да… И всё это перемешивается, и в результате, в результате, вот, создаётся некая, как мне кажется, действительно, такая, упрощённая картина, которая ничего не добавляет, да? – к пониманию главного персонажа.

В связи с этим, «Королева», конечно, потрясающий фильм – я не знаю, вот, у меня очень сильное впечатление – я не знаю, как у тебя… Именно благодаря Хелен Мирен…

К. ЛАРИНА: [перебивая] Я его видела раньше и с удовольствием вчера второй раз посмотрела, мне очень понравилось.

И. ПЕТРОВСКАЯ: [перебивая] И там ещё очень важная вещь показана: вот это вот… реальное… реальные механизмы демократии, когда… - даже вот в такой системе, да? – очень консервативной, каковой является политическая система Великобритании, да? – с присутствии монархов. Это с одной стороны, вот эти вот, да? – механизмы – когда, фактически, народ заставляет своих правителей делать так, как, вот, как хочет, чтобы, ну, не то что хочет – народ, но народ выражает волю, и правители ВЫНУЖДЕНЫ идти навстречу. И один из механизмов…

К. ЛАРИНА: [перебивая] … подчиниться их воле.

И. ПЕТРОВСКАЯ: … благодаря которому правитель прислушивается к своему народу, это безусловно вот этот институт свободной прессы. И мы видим, там, реальные материалы телевизионные, которые в это время шли, газеты нам показывают, да? То есть, это не подобострастное «Чего изволите?», а это безусловные, абсолютно, отдельные институты – это очень видно. Это с одной стороны – то, что, вот, производит впечатление.

А с другой стороны, на меня произвело впечатление, всё-таки, как этично это сделано. Ведь это очень тонкая материя, да? – вот ты показываешь ныне действующего и здравствующего монарха, да? – реально очень влиятельную персону и вокруг – людей.

К. ЛАРИНА: Интересно, ей показывали этот фильм перед тем, как его показать людям?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я сомневаюсь, я сомневаюсь. Как ГУИНу, да? – «Тюрьму особого назначения», да?

К. ЛАРИНА: [смеётся]

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я уверена, что нет, конечно!

К. ЛАРИНА: А мне кажется, что смотрели наверняка.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Нет!...

К. ЛАРИНА: Если не она, то представители её пресс-службы.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Нет. Но почему-то мне кажется, что это всё-таки не принято там. Но тем не менее, всё равно вот нигде не перешли вот эту грань, да? – чтобы человека унизить. Наоборот, ты проникаешься к этой семье, да? – вот попавшей в такую вот ловушку – вынужденной и следовать, вот, этим строжайшим ритуальным, да? – каким-то обычаям, а с другой стороны, вынужденным идти, опять же вот - не то что на поводу у общества, а отвечать ожиданиям этого общества, то ты проникаешься в результате глубоким сочувствием и понимаешь – действительно, вот, как ТЯЖКО людям этого уровня существовать, в принципе, да? – всё время на виду, всё время пытаясь как-то вот так вот координировать свои действия и маневрировать, чтобы и сохранить лицо, и, в тоже время не обмануть ожидания вот этого общества. Это очень какая-то такая важная для меня тоже вещь в этом фильме и очень точно и тонко показанная.

К. ЛАРИНА: Ира! Марианна Максимовская сказала на «Эхе», что Ханты-Мансийск хорошо только с фасада.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Возможно. Но давайте посмотрим хотя бы на фасад. Хотя… я там была…

К. ЛАРИНА: [перебивает] Ну, уж фасадов в нашей жизни хватает более чем [надо], Ира!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Нет, нет! Я тебе, я тебе могу сказать…

К. ЛАРИНА: [перебивает] Посмотри, у тебя каждый документальный кадр.

И. ПЕТРОВСКАЯ: [перебивает] Послушай! Дай я скажу! Ты не была в городе Ханты-Мансийске…

К. ЛАРИНА: Нет, я имею в виду – фасадов у нас более, чем [надо]… по телевизору.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я там была много раз, и была в разных-разных структурах, да? – и… Была в их учебных заведениях, [и] выступала там, да… и – перед студентами… И где мы только ни были.

И, с одной стороны, да? - там ДЕЙСТВИТЕЛЬНО КРАСИВЫЙ, просто, реально, и очень, такой, комфортный фасад. С другой стороны, мы разговаривали с людьми самыми разными, которые рассказывали как они живут, какие они имеют, там, всякие социальные, какие-то, там, льготы, да? – потому что это Северные территории – там своя история.

К. ЛАРИНА: [перебивая] Ну, [Вице-премьер России Дмитрий] Медведев тоже с людьми разговаривают, на своих встречах.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я разговаривала не как Медведев, да? – не под прицелом телекамеры и в присутствии огромного числа телохранителей, а в совершенно нормальной приватной обстановке, и уверяю вас, там получше будет, чем во многих других местах и городах. Да вон, отъезжайте там в какой-нибудь… да не буду говорить, а то сейчас скажут «А вот там, наоборот, хорошо»…

К. ЛАРИНА: Конечно…

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я не призываю к тому, чтобы «лакировать» действительность, показывать только хорошее. Я просто хочу, чтобы эта жизнь была многограннее, да? – чтобы мы имели возможность видеть жизнь страны, а не только, вот, жизнь этой маленькой горстки людей, которые сегодня – истэблишмента – вроде как определяют всё вокруг, а, с другой стороны, другой, да? – даже не другой, а второй, полюс – это жизнь шоу-бизнеса и знаменитостей. Всё, и больше мы ничего [не видим].

И третий, да – это, вот, криминал, «чернота», кошмар… Часто это всё одно с другим связано…

К. ЛАРИНА: … Можно ещё звоночек?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Давайте!

К. ЛАРИНА: Аллё, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬНИЦА 6: Аллё, здравствуйте, Ксения и Ирина!

К. ЛАРИНА: Здрасте!

СЛУШАТЕЛЬНИЦА 6: Вы знаете, совершенно потрясена была в четверг – по «России» был - правда, немножко поздновато, в 23:45 – часовой документальный фильм «Мальчик из Армавира, необыкновенные вундеркинды» - это о детях с ограниченными возможностями – музыкантах, их голоса, оптимизм[е]. Очень жаль, что такой фильм идёт поздно. Такие фильмы нужно показывать людям, чтобы будить в них добро.

К. ЛАРИНА: Да… Спасибо большое, что вспомнили. Спасибо!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Спасибо большое, что вспомнили. Я должна сказать, что это повторный уже показ – мы его с Ксенией обсуждали, когда это был первый раз. Это действительно очень хороший фильм, и он сейчас вошёл в тройку номинантов «ТЭФИ» - не помню – в номинации, кажется, «Документальный фильм», что я, в свою очередь, очень даже приветствую.

К. ЛАРИНА: Ещё звонок – пожалуйста. Аллё, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ 7: Здрасте!

К. ЛАРИНА: Здрасте! Пожалуйста!

СЛУШАТЕЛЬ 7: Ирина Евгеньевна?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да.

СЛУШАТЕЛЬ 7: Меня зовут Павел Леонидович.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Очень приятно!

СЛУШАТЕЛЬ 7: У меня к Вам просьба большая – включить весь свой авторитет, свою мощь на устранение вот этой влюблённости со стороны ведущих, «якающих», напоминающих о себе за минутные выходы по три, по четыре раза, что я, там, Яковенко, что я, там, такой-то – по три, по четыре раза. Ну, спрашивается, это что, по Штирлицу, чтоб запоминалось последнее слово, там, или выражение? До изнеможения уже довели!! – По четыре, по пять раз представляются…

К. ЛАРИНА: А кто это? Кто это такие?

СЛУШАТЕЛЬ 7: Это «НТВ»!

И. ПЕТРОВСКАЯ: [одновременно] Да это ведущие «НТВ».

К. ЛАРИНА: А-а-а…

СЛУШАТЕЛЬ 7: Там Игорь (?Полетаев) соорудил себе кабину как в Су-27 или в подводной лодке, и на фоне экрана…

К. ЛАРИНА: [перебивает] Павел Леонидович, Вы так осведомлены, вообще, об их именах – я их там никого не знаю, а Вы их всех запомнили.

СЛУШАТЕЛЬ 7: Да Вы включите! Там ПО ЧЕТЫРЕ РАЗА! Начинается – кто ведёт, через пять минут его опять представляют, через три минуты, опять он же – заканчивает… Ну, ПО ЧЕТЫРЕ, ПО ПЯТЬ РАЗ представляют ведущего, который 30-40 секунд на экране. К ЧЕМУ ЭТО??

К. ЛАРИНА: [весело] Спасибо! Есть проблема такая? Я просто не обращала на это внимания.

И. ПЕТРОВСКАЯ: [перебивает] Ну, это… Я не знаю, насколько это «проблема». Меня больше смешит, когда ограниченное эфирное время, сидят люди в студии – понятно, что они уже очень давно сидят и при этом – «Здравствуйте, спасибо, что Вы к нам пришли!»… - В своё Илюша Зимин, сейчас уже покойный, вот он проводил для начинающих журналистов мастер-классы и смешно говорил, что это всё «лишнее время в эфире!», потому что понятно, что люди уже поздоровались – здороваются не с телезрителями, а ДРУГ С ДРУГОМ, как бы имитируя спонтанность общения.

Мне кажется, даже вот это представление – наверно, они следуют какому-то такому… какой-то «кальке», да? – установленной – что перед рекламой, после рекламы нужно сказать, что «я такой-то, программа такая-то».

Меня больше раздражает, вот, когда, в случае с программой «Доброй ночи!», да? – сидят Ксения Стриж и Семён Чайка, и вот они бесконечно, ещё про себя…

К. ЛАРИНА: [перебивая] «стриж» и «чайка» - мне так нравится это сочетание [смеётся]

И. ПЕТРОВСКАЯ: Их объединили. Вторую пару вообще убрали – теперь «Полей» не работает.

К. ЛАРИНА: Да?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Представляешь? Человек принёс этот формат, а его в результате оттуда попросили [уйти].

К. ЛАРИНА: [перебивает] Так бывает. Жизнь не справедлива.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Так бывает, да. Но слишком не справедливо… Вот теперь по птичьему признаку – даже в звучании фамилий Стриж и Чайка… И вот это вот такой, особенно человек по имени Чайка… Я вначале думала, что он избавится от этого вот ощущения, что он каждую секунду думает как он выглядит, а теперь поняла, что это абсолютно неизлечимый случай, потому что человек влюблён в себя абсолютно… ну… самозабвенно, и каждую секунду он думает как ему зрителю себя подарить. И это… ты вот посмотри… просто…

К. ЛАРИНА: [перебивает] Очень поздно.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Посмотри хоть раз. – То улыбкой одарит, то глазком моргнёт, то губки бантиком сделает, [то] слезу мужскую скупую…

К. ЛАРИНА: [перебивает] А он кто по профессии?

И. ПЕТРОВСКАЯ: Ну, он ведущим на радиостанции был, а сейчас вот его посадили в [теле-] эфир, наблюдать, до какой степени человек влюблён в себя, как он себя как ВЕЛИКИЙ ПОДАРОК преподносит аудитории, это просто… ну вот… было бы, наверно, смешно, когда бы не было, всё-таки, грустно.

К. ЛАРИНА: [смеётся, вздыхает]… Ну что, мы вынуждены уже заканчивать нашу программу. [Неразборчиво] про секс-скандалы. Вот я вот смотрела Си-эн-эн [англ. CNN – Cable News Network] всю дорогу [всё время] – знаешь, как интересно? Люди ДЕЛОМ занимаются. Там сенатора застукали в туалете: он приставал, грязно приставал к сержанту полиции – требовал сексуальных… отношений с ним. А оказался – отец троих детей, дед девяти внуков – порядочный человек, СЕНАТОР.

И. ПЕТРОВСКАЯ: … «казалось бы»

К. ЛАРИНА: СЕНАТОР!

И. ПЕТРОВСКАЯ: Друзья, не смотрите этот телеканал...

К. ЛАРИНА: [перебивает] Вся Америка на ушах стоит!

И. ПЕТРОВСКАЯ: … Не наш канал! Смотрите НАШИ каналы – у нас хорошие… чиновники – они целуют в живот детей и пресмыкающихся…

К. ЛАРИНА: Да живут с рыбами (?) [умирает со смеху].

И. ПЕТРОВСКАЯ: … а также бесконечно пекутся о нуждах народа, и до таких пакостей у нас дело, всё-таки, не доходит.

К. ЛАРИНА: Спасибо, Ирина Евгеньевна! До встречи!


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024