Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2007-03-03

03.03.2007

К.ЛАРИНА: Ну что же, очень серьезный человек здесь в студии – Ирина Петровская, великий обозреватель, телекритик великой газеты «Известия», которая в этом году отмечает 90 лет. Не Петровская, а «Известия».

И.ПЕТРОВСКАЯ: мне чуть-чуть меньше. Кстати сказать, у нас действительно чуть ли не совпадают дни рождения – мы мартовские с газетой. А вот с кем у меня абсолютно точно совпадает день рождения, это с программой «До и после полуночи». Я тут была на записи «Частной жизни».

К.ЛАРИНА: Сколько, 20 лет исполнилось?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, 7 марта 1987 года впервые вышла программа «До и после полуночи», и Владимир Молчанов решил отметить это у себя в нынешней программе, в которой он работает, - «Частная жизнь», и туда пригласил большую часть группы, с которой эта программа делалась – шеф-редактора, Ирину Терешкину, Андрея Плахова, режиссера, Алексея Денисова, Александру ливанскую, наверняка все помнят ее замечательные провинциальные истории.

К.ЛАРИНА: Конечно. И Денисова тоже помним.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И Денисов, да, который впервые эту всю тему, весь огромный пласт, «Белая гвардия», «Белая армия». Сагалаев был – в то время, когда возникла передача «До и после полуночи», он еще был в молодежной редакции, а потом стал главным редактором программы «Время», тоже курировал. И очень много интересного рассказывали, а самое главное – вспоминали с таким вот ностальгическим чувством тот энтузиазм, в котором делалась эта программа. Действительно, был голый энтузиазм, были копейки, и люди осваивали это все. Они очень смешно рассказывали, что их упрекали, что они передрали форматы западного телевидения, а они говорят, что к тому моменту мало кто видел те западные форматы, поэтому все делалось буквально на коленях, но тем не менее программа, которая, на мой взгляд, изменила во многом и страну, и, на тот момент казалось, что народ, потом, правда, программы не стало, а телевидение стало технологией, шоу-бизнесом, а в тот момент это была очень качественная телевизионная публицистика.

К.ЛАРИНА: Да, сам факт, что это ночное телевидение, это тоже было потрясением. Я помню, я в то время работала в театре, и это было чувство, совершенно непередаваемое – когда ты приходишь после спектакля, и по телевизору что-то показывают. Это было событие.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Кстати, это все забылось, до какой степени тогда было формализовано телевидение, и кстати, «Взгляд» ведь только через полгода появился после «До и после…»

К.ЛАРИНА: В том–то все и дело, это была первая программа, которая перешагнула за полуночный рубеж.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Даже больше того – они напомнили, что эта программа начиналась минут за 10-15 до полуночи, а дальше себе уже шла вперед после полуночи.

К.ЛАРИНА: И она до 2 часов ночи шла. Я не помню, это ж был прямой эфир, по-моему?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да все было прямой эфир. Конечно, они днем выходили на орбиту, а вечером уже в прямой на Москву. Там показывали кадры – кстати, не очень много сохранилось, потому что носителей тогда очень мало было, кассет, и переписывалось просто. То есть через какое-то время нужны были новые и, естественно, они стирались.

К.ЛАРИНА: Ужасно жалко. У меня даже был такой вопрос к каналу «Ностальгия», они там очень часто показывают старые куски «Взгляда», «Что? Где? Когда?», а где же, думаю, «До и после полуночи»? значит, их просто нету, да?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Мало что осталось. Вот они показали кадры – там такие все молодые, еще полные энтузиазма, молодой худой Молчанов, и видно было, что в тот момент, очевидно, эта вот типичная для любой творческой организации и для телевидения атмосфера «террариума» единомышленников, - вот здесь не было террариума, такое ощущение, что была….

К.ЛАРИНА: Наверное, рано или поздно он возникает, ты ж понимаешь.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Наверное, были элементы, и все, но все равно это было еще ощущение командной игры – почему, собственно говоря, и программа удалась, и была такой успешной. Да и «Взгляд» первое время был абсолютно командной игрой.

К.ЛАРИНА: Это так всегда как-то бывает – это закон жизни, наверное, это так везде.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Само собой.

К.ЛАРИНА: Я не сказала все наши средства связи, но мы вот, видите, начали с такой какой-то ностальгической ноты…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну просто осталось 4 дня.

К.ЛАРИНА: А кстати, когда будет передача «Частная жизнь»?

И.ПЕТРОВСКАЯ: 7 марта обещали, прямо день в день.

К.ЛАРИНА: Можно будет посмотреть «Частную жизнь» - она как раз будет посвящена этому юбилею.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, она в 12.50 выходит, днем, правда, что жалко, но хоть так, чем ничего вообще.

К.ЛАРИНА: Напомню наш номер, по которому смс отправлять можно, - +7 985 970 4545, телефоны прямого эфира – 7839025, 7839026. Пишет Лев Прокофьевич: «Уважаемые дамы, вы никогда не упоминаете телеканал «Звезда», а именно на нем работает замечательная Александра Ливанская, и она по-прежнему мастер своего дел». Во-первых, не надо, упоминаем.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, и многократно упоминаем.

К.ЛАРИНА: И вообще я благодарна этому каналу за кинопоказ – они всегда выбирают фильмы, что называется «The best», лучшие советское кино. Допустим, буквально на следующей неделе там будет «Мой друг, Иван Лапшин», и там вообще просто хорошее кино – они показывают классику настоящую и без рекламы, что особенно приятно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, там есть реклама, не скажи, просто не такие большие блоки.

К.ЛАРИНА: Но она не такая тяжеловесная, да. Александра Ливанская там работает?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, все ребята где-то работают, тот же Денисов работает на канале РТР, время от времени выходят его фильмы. Как раз, кстати, Саша Ливанская сказала, что «Мне периодически передают, или я сама слышу, что вы периодически с Ксенией Лариной меня упоминаете, но всегда в таком контексте - «была», «работала», а я продолжаю быть и работать». Я сказала, что мы, конечно же. Знаем, что продолжает быть и работать.

К.ЛАРИНА: «Не подшучивайте над Ириной, она живой классик». Извините, пожалуйста, Андрей.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Спасибо, конечно, но даже и над живыми классиками, по-моему, тем более необходимо подшучивать.

К.ЛАРИНА: Ну про что вспомнить-то хорошее?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я могу тебе сказать вот что – я провела больше, чем половину этой недели в городе Ханты-Мансийске, куда хоть раз в году, но я обязательно заезжаю. Там был кинофестиваль «Дух огня», а параллельно был, уже пятый год проводит телекомпания «Югра» свой фестиваль телекомпании Ханты-Мансийского округа. Дело в том, что это очень богатый нефтегазовый округ, и почти в каждом населенном пункте и в каждом городе не по одной местной телекомпании, информационное вещание, потому что в основном специализируются на информации эти телекомпании, и жюри, состоящее из региональных журналистов и из московских то, что там сотворили и натворили. Ну, должна сказать, что…

К.ЛАРИНА: Фурор произвели твои рассказы о Ханты-Мансийске ровно год назад…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Или два, по-моему.

К.ЛАРИНА: Да, когда ты говорила, что город солнца и город счастья.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, сам по себе Ханты-Мансийск производит невероятное впечатление.

К.ЛАРИНА: Народ просто был в шоке и закричал «Хочу в Ханты-Мансийск, дайте мне счастливый билет в один конец».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но это правда, ей-богу, повторю, что…

К.ЛАРИНА: Он не стал хуже?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, он не стал хуже, он стал еще краше, если говорить о самом городе. Опять же, я сравниваю, вот если человек туда приезжает первый раз, то может, на него это не произведет такого впечатления, я сравниваю со своими первыми впечатлениями – это было, наверное, лет 7 назад, уже может даже и больше. Когда город был темный, состоял из каких-то ужасных бараков, и, в общем, закрадывалась мысль, что ни за какие деньги там не согласишься жить и работать. Вот сейчас он просто на глазах, это каждый год ощутимо, растет, там потрясающе красивые вырастают здания, дома. В этот раз я выглянула из окна и обомлела, потому что мне показалось, что я в Париже – там главная центральная площадь города Ханты-Мансийска вся освещена, там целая площадь ледовой скульптуры, каждая подсвечена своим каким-то цветом, и просто ощущение, что ты в каком-то…

К.ЛАРИНА: В Европе.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, или в Европе, или может, в каком-то северном канадском городе. Это что-то невероятное, как это все сделано, как это красиво, замечательно с точки зрения градостроения, при том, что действительно там очень много зимы бывает, и поэтому, как нам в свое время объяснял губернатор, важно, чтобы в нем были световые пятна, поэтому там все дома разных цветов – какие-то балконы, крыши, желтые, зеленые, красные есть. Сколько езжу, пожалуй, ни один город так не развивается и не становится таким красивым. Другое дело – телевидение. Коротко скажу – в большинстве этих городков и городов есть свои телекомпании, у которых есть свои владельцы. Это, как правило, какие-то крупные компании нефтегазовые или, естественно, муниципальная власть, и вот чем дальше, тем больше, к сожалению, создается такое впечатление, что телевидение приобретается как собственная игрушка для обеспечения исключительно собственных интересов. Это очень печально, когда ты видишь, что у людей есть отличная техника, они снимают замечательными камерами, многие уже на цифре работают, но при этом это такая вот типа советской многотиражки заводской, где все новости нам рассказывают о том, какое замечательное предприятие-владелец, а в иных случаях и физический владелец тоже раза по три в выпуске новостей появляется, и ребята-журналисты, в основном, молодые люди, они так приватно жалуются на то, что диктат владельца и хозяина бывает просто невыносим, вплоть до того, что тексты новостные, для ведущего или ведущим написанные, должны согласовываться с хозяином и с администрацией. Это ужасно печальная ситуация, потому что это, в общем, убивает профессию. У телевидения ведь функции шире, чем просто обслуживать интерес какой-то там богатой корпорации. Наверное, еще что-то должно быть. Вот этого «чего-то» практически нет, поэтому у людей погасшие глаза. То есть это свои особенности здесь у нас свои особенности, а там, к сожалению, такого рода особенности, хотя, повторю, компаний запредельно много. Например, в Нижневартовске, не очень большой город, 6 телекомпаний, помимо того, что есть общие окружные компании, это все, безусловно, огромные деньги. А получается в итоге такой вот ноль и «пшик» в результате, и это очень и очень неприятная тенденция.

К.ЛАРИНА: Я пока тебя слушала, искала вопрос, тут пришел по поводу авторского телевидения, нашла эту новость – она началась вчера и продолжается сегодня: «Телестудия АТВ сменила владельцев – Фонд прямых инвестиций «Квадрига-Капитал» приобрел контрольный пакет акций студии у Киры Прошутинской и Анатолия Малкина». Я почему рассказала эту новость, поскольку наши слушатели очень растревожены, что пропадет авторское телевидение с телевидения, что программы закроют. Ты ничего не слышала про это?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет пока, вот у меня тоже сейчас есть на компьютере, я это читаю – ну, вот тут написано, что Малкин и Прошутинская остаются миноритариями, то есть акционерами не с контрольным пакетом, с меньшим пакетом акций.

К.ЛАРИНА: Давайте мы сделаем так – когда у нас будет перерыв на новости, мы попробуем дозвониться либо Анатолию Малкину, либо Кире Прошутинской, чтобы они нам прямо здесь же в эфире и рассказали.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Что меня в этой ситуации утешает – что это, сейчас мне, как всегда скажут, что мы готовы родину продать, что это германский фонд. Я много раз убеждалась, что когда, вот например, в Эстонии, в прибалтийских странах я изучала, когда там была, ситуацию со СМИ, там, как правило, о газетах речь идет, так вот, когда они принадлежат западным каким-то акционерам и владельцам, то там не происходит всего того, что происходит у нас, когда владеют свои, которые либо защищают свои коммерческие интересы, своих СМИ, либо, и это тоже сплошь и рядом, каким-то образом вовлечены в политическую борьбу, и как дубину используют свою газету, свою телекомпанию. Вот все-таки, может, то, что здесь немцы, это в какой-то степени гарантия хотя бы того, что компания не исчезнет, то есть точнее, она и не исчезнет, конечно, зачем же приобретать, если цель убить и уничтожить, но во всяком случае, что это не будет такое вот давилово прямое, может быть, я не знаю, я пока. Первоначально, услышав вместе с вами новость, это пытаюсь как-то объяснить и прокомментировать.

К.ЛАРИНА: А я еще раз скажу, что мы попробуем связаться с авторским телевидением и из первых рук узнать, что там происходит. Нас главное волнует телевидение.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Конечно. Я там недавно побывала, не была много лет, лет 6, наверное, или 5, и я поразилась, какой они там построили себе телецентр – раньше это была одна студия, а теперь это целый телецентр суперсовременный, все очень красиво, элегантно, просто диву даешься, в хорошем смысле этого слова.

К.ЛАРИНА: «Вчера на НТВ показали анонимный фильм про Литвиненко. Николай, Москва». Ну, он такой привычный, я даже не вникала.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Единственное, что непривычно, что впервые это анонсировалось и было заявлено, потому что предыдущие фильмы – про Ходорковского, про Саакашвили – возникали спонтанно, в рамках «Чистосердечного признания» или «Чрезвычайного происшествия», и никогда ты не знаешь, что там появится. Здесь анонсировали, сделано в абсолютно той же самой стилистике. Что меня поразило, что создателям все ясно – кто заказчик, в общем понятно, Березовский, и так далее.

К.ЛАРИНА: Без всяких сомнений.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Без малейших. Ты смотрела, да, вчера это тоже? Доказывается, что Литвиненко – во-первых, дрянь, конечно, человечишко, а самое главное – одна из версий, что чуть ли не сам себя и отравил, во всяком случае, вполне мог это сделать, лишь бы только насолить…

К.ЛАРИНА: Любил побаловаться полонием.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да-да, вот-вот.

К.ЛАРИНА: По утрам.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну что тут скажешь? это специфическое произведение. Мне кажется, его не стоит рассматривать как телепрограмму типовую или что-то, связанное с журналистикой – к этому не имеет отношения, это такая заказная пропагандистская вещь. Кому хочется таких вот прямых ответов на сложные вопросы, пожалуйста, можно смотреть, и самое главное, что ни в чем не сомневаться, и для создателей не существует никаких вопросов, которые до сих пор существуют и для Скотленд-Ярда, и для всего мира.

К.ЛАРИНА: Матвей нам сообщил Ганапольский, что Кира Прошутинская сейчас находится не в стране, и Матвей пытался вчера получить комментарий от представителей «Авторского телевидения», они пока отказываются комментировать эту сделку, руководители «Авторского телевидения». Значит, наверное, есть причины для такого молчания. Подождем, когда что-нибудь скажут.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну может быть кто-то из компании, как это бывало не раз, нам на пейджер пришлет какую-нибудь фразу, которая хотя бы какой-нибудь ключик к пониманию ситуации дала бы.

К.ЛАРИНА: Хорошо. «Не знаете ли вы, когда закончится «Дом-2»?» Надя, кто ж это знает?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Мы уже многократно говорили, что «Дом-2», видимо, никогда не закончится, до той поры, пока первый состав не выйдет на пенсию, потому что в принципе очень любопытно проследить, как люди проживут свою жизнь за стеклом фактически и бесконечно меняя себе партнеров. В этом, наверное, тоже есть какие-то новаторские черты. Более того, мне кажется, что не только не закончится, но еще и по новой какой-нибудь «Дом-3» начнется. Во всяком случае, это уже переросло просто реалити-шоу, где в итоге люди должны получить дом в качестве приза, а стал просто некой бытовой историей, где более ничего не происходит – просто люди там существуют, а ведь находится огромное количество желающих посмотреть, как они там себе существуют.

К.ЛАРИНА: Как-то здесь уже все решили, что не будет «Ночного полета», Жванецкого. Неужели такая был информация, что все закрывается, я не понимаю?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, мне кажется, что пока слишком пессимистические прогнозы, потому что для чего приобретать компанию, чтобы уничтожить ее главное составляющее, ее бренды, как ныне принято говорить. Уверена, что даже если, не дай господь, эти немцам придет в голову закрыть Жванецкого, он будет существовать сам по себе просто, на канале «Россия». Мне так кажется. «Времечко», например, это тоже уже такая многолетняя и традиционная программа, что тоже вряд ли кому-то в голову придет вот так вот ее взять и уничтожить.

К.ЛАРИНА: Почему? А может, кому-то придет? Мы ж не знаем эти головы.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но я не понимаю, зачем уничтожать курицу, которая какие-некакие золотые, но яйца несет все-таки, и тот же Маскимов на канале «Культура», то есть я что хочу сказать – ведь АТВ своего эфира не имеет, своего канала. Студия Продакшн, которая создает программу и продает каналам, и вот пока каналы это покупают, видимо, даже не без удовольствия, то мне кажется, ни одному владельцу не придет в голову самому это все порушить. Еще, кстати, они ведь сериалы производят, АТВ, вот «Таксистка», многими любимая, - это производство АТВ.

К.ЛАРИНА: Вот, пришла как раз телеграмма, которую ты ждала, от представителей «Авторского телевидения»: «Вчера было собрание на АТВ. Говорят, что будет чистка кадров. Ждем-с. Может, хоть зарплату оставшимся повысят».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну что, можно только посочувствовать тем, кто работает в компании, потому что всякая смена чего бы то ни было, а тем более владельцев или, не дай господь, руководства, конечно, чревата в том числе и чисткой кадров и, может, изменением денежного содержания. Мы люди зависимые, в этом случае. Мы сидим себе, примус свой починяем, на радио, в газетах до той поры, пока наше присутствие устраивает руководство или владельца. Не устраивает – говорят «Идите себе», и идем, а куда ж нам деться. Так и вам, друзья, остается только сидеть, ждать, надеяться все-таки, мне кажется, на то, что прежнее руководство, а может, оно и останется руководством, защитит вас и…

К.ЛАРИНА: И повысит вам зарплату.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, это обязательно. И скажут, что эти люди необходимы для работы этой компании.

К.ЛАРИНА: Хорошо, мы надеемся, что у УЖК АТВ сохранится, сейчас у нас новости.

/новости/

К.ЛАРИНА: В эфире телевизионная радиопрограмма «Человек из телевизора», здесь Ирина Петровская, Ксения Ларина, вы можете звонить нам в прямой эфир по телефонам 7839025, 7839026, а также отправлять свои смс-телеграммы в наш эфир - +7 985 9704545. Тут спрашивают про сериал - «Честь имею» или «Ваша честь»? «Ваша честь» - правильное название, где он идет-то?

И.ПЕТРОВСКАЯ: На канале «Россия».

К.ЛАРИНА: Я не скажу, что я все серии смотрела, я смотрела несколько серий, и мне кажется, что это очень интересная работа.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Мне кажется, что это продолжение той линии, которая началась в «Тайнах следствия». Я имею в виду не продолжение сюжетное, конечно, а просто каждая серия – это отдельный фильм, где есть, конечно, детективная составляющая, но к счастью, она не лобовая. Почему, собственно, «Тайны следствия» имели успех? потому что там нету как таковой крови, смакования этого всего насилия, а есть все-таки в большей степени истории человеческие, профессиональные.

К.ЛАРИНА: Еще «Адвокат» сериал был, помнишь?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да-да.

К.ЛАРИНА: Где Андрей Соколов играл.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И еще был очень хороший, как он назывался-то, где Назаров играл?

К.ЛАРИНА: Ну, это все-таки была сюжетная история, «Закон», ну это да, такой телероман все-таки.

И.ПЕТРОВСКАЯ: С одной стороны, присутствует некий, то, что всегда зрителя держит, - детективная линия, но она не самая главная, а на этой основе просто делается вполне пристойное кино.

К.ЛАРИНА: Хочу обратить ваше внимание на актеров, я всегда стараюсь смотреть на новые имена – здесь играет молодого адвоката Александр Голубев, так мальчик, мне кажется, очень интересный, и по своему характеру, и внешность у него необычная, короче говоря, он сейчас снимается в фильме «Братья Карамазовы», он играет Алешу Карамазова в сериале у Юрия Мороза, мне кажется, очен6ь интересная перспектива у него. Ну чего, давайте мы послушаем вас, пожалуйста, вы-то что увидели? Может, мы что-то пропустили? Алло, здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте.

К.ЛАРИНА: Как вас зовут?

Слушатель: Марья Николаевна.

К.ЛАРИНА: Пожалуйста, Марья Николаевна.

Слушатель: Почему вы ничего не говорите об этом диком безумном фильме «Сталин-life»?

К.ЛАРИНА: Как это? а мы про него уже говорили.

Слушатель: Да нет, вы говорили, но кому это нужно?

К.ЛАРИНА: А вы зачем его смотрите?

Слушатель: Вы знаете, а мне интересно, потому что я знала лично и Сталина, и дружила с его невесткой Екатериной Тимошенко.

К.ЛАРИНА: Но вот вы же смотрите и понимаете, что все это туфта.

Слушатель: А вот я и смотрю и не понимаю, для чего это сделано? Я бы на месте сына Целиковской подал бы в суд. Потому что это просто возмутительно.

К.ЛАРИНА: Таково. Это меняется отношение к истории – вот для чего, понятно, зачем.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Сейчас очень во многих изданиях идут такие дискуссии по этому поводу, то есть, собственно говоря, не дискуссии, а высказывается мнение. я не читала еще ни одного мнения, которое в какой-то степени оправдывало бы этот сериал и хоть что-то нашло бы в нем, что достойно было бы внимания зрителей. В высшей степени странная история. Я не могу согласиться с тем, что это чей-то заказ.

К.ЛАРИНА: Вполне возможно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет. дело в том, что у нас такое количество идет всякого, даже слова я не подберу приличного, что предположить, что это кто-то специально какую-то идеологию формулирует и направляет, мне кажется, нет. Создатели просчитывают некий зрительский интерес. Сталин, в принципе, по тому количеству произведений, которое выходит, так называемая «документалка» или что-то такое напоминающее художественное, интерес огромный, потому что это персона знаковая. Другое дело – как это ужасно сделано. Вот для меня это утешение, что это так ужасно и отвратительно сделано…

К.ЛАРИНА: С художественной точки зрения.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, со всех точек зрения это сделано чудовищно.

К.ЛАРИНА: Групповая самодеятельность.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Что даже если там пытались что-то донести, какую-то идею реабилитации этого человека, это просто не доходит, именно из-за того, что это сделано отвратительно.

К.ЛАРИНА: Ну вот видишь, до кого-то доходит – человек же возмущался. Только наша слушательница возмущалась не качеством, а именно идеологией, в этом фильме представленной, понимаешь? Я знаю другого человека, мы в коридоре с ним спорили, он мне как раз тоже говорил «Ты посмотри, какое это новое отношение, совсем не все такое однозначное было, мне очень нравится это», я говорю «Ну это же бездарно сделано», он говорит «Да ладно, это неважно, мне важно, что они впервые об этом сказали вот так вот, а об этом вот так вот», то есть люди это улавливают, они предпосылку улавливают.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, сами придумали и сказали вот так, и переворачивают все с ног на голову, и это называется новым словом. Я думаю, что на самом деле еще буду иски и от родственников многих оболганных, причем впрямую оболганных людей, которые здесь фигурируют под своими собственными именами и фамилиями. Вот я уже упоминала в своем тексте в «Известиях», что, скажем, семья Романа Лазаревича Кармена в полном изумлении, возмущении и оторопи от того, как там представлен их отец и дед, Роман Кармен, и вот здесь сын Целиковской. Я очень надеюсь, что люди не поленятся и начнут судиться все-таки, потому что иначе все позволено получается, и можно как угодно интерпретировать, какие-то, может, даже в зачаточном виде существовавшие истории, а самое главное, даже посмертно не щадить людей, обливать их грязью. Одно дело, когда это какие-то сатрапы убийц, и это доказано, а другое дело, когда это все-таки живые люди, причем вполне достойные, оставившие вклад в истории культуры и искусства. Ей-богу, очень надеюсь, хотя так же уверена, и мы с тобой на эту тему говорили, что любой такой суд, иск этим создателям этого кошмара только на руку, потому что это принесет им те дивиденды, которые они недоработают на рейтингах и на всем остальном. Более того, рейтинг еще и будет расти.

К.ЛАРИНА: Фиговина-то длинная.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Фиговина просто как не знаю что – она длится и длится, и все новые и новые люди оказываются под прицелом, на мой взгляд, еще и недобросовестных создателей. Поэтому нет выхода все равно – пускай даже суды будут проиграны, но лучше как-то их наказывать за это, хотя, опять же, повторюсь, здесь все не так однозначно: с одной стороны, будешь судиться, а с другой стороны, тебя же потом еще и опять же втопчут в грязь.

К.ЛАРИНА: Будьте добры, следующий звоночек включите нам, пожалуйста. Алло, здравствуйте.

Слушатель: Добрый день, Ирина Евгеньевна, Ксения Андреевна. Сергей. Вот я хотел спросить у Ирины Евгеньевны по поводу передачи «Судите сами» - аудитории огромная, естественно, у этой передачи, и вот я хотел бы спросить – вы наверняка знаете Максима Шевченко, и я не могу понять, это его личная позиция или у него задание быть провокатором на этой передаче?

К.ЛАРИНА: Задание, переросшее в личную позицию.

Слушатель: Хорошо, спасибо.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я не очень хорошо знаю Максима Шевченко, но у меня подозрение, что это действительно счастливым образом совпавшая личная позиция с заданием.

К.ЛАРИНА: Тут счастливое совпадение интересов.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, причем больше ничего, к сожалению, в нем нету – ни какого-то минимального обаяния, ни желания реально докопаться до какой-то сути происходящего. Есть всегда очень заданная позиция, которая, как правило, сформулирована в вопросе, и заметим, что ответы на эти вопросы аудитория дает ровно такие, какие явно были запланированы, всегда.

К.ЛАРИНА: Хороший работник, ценный.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И всегда та сторона, которая не отвечает представлениям Максима Шевченко, правильности позиций, обязательно в той или иной мере оказывается, даже не уязвленной, а ущемленной в своем праве…

К.ЛАРИНА: А иногда и оскорбленной.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, ущемленной в праве достаточно полно высказать свою точку зрения, потому что те, кто ему не нравится, он их прерывает ничуть не задумываясь даже о приличиях, независимо от ранга, авторитета, лица и так далее. Поэтому это можно воспринимать как угодно, но только не как объективную или стремящуюся к получению ответа на вопрос, не заданный, а возникающий в ходе дискуссии, это вообще не дискуссия, это совеем другое произведение, мы много раз про это говорили. Я думаю, чем дальше, тем больше.

К.ЛАРИНА: Давайте еще звонок, пожалуйста. Алло, здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Светлана, я хочу спросить про один сериал, который идет уже очень давно, но я его впервые увидела на этой неделе – я не ханжа, но я ужаснулась – это «Проклятый рай», про жизнь элитного публичного дома, идет на НТВ в 20.45. Ирина, вы не видел ни одной серии?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я видела, как же.

Слушатель: Вы знаете, я просто в шоке. Я не буду говорить о качестве, о том, как актеры играют, и эта актриса, извините меня, в главной роли… понимаете, там ,слав богу, не показано все, но все прелюдии встречей заказчиков с девушками и даже юношами, которые находятся в этом публичном доме, там все это показано, и это в прайм-тайм, и в то же время на параллельных каналах обсуждают вопросы нравственности, клянут Голливуд. Ребят, посмотрите все фильмы-номинанты премии Оскар – какое это чудное дивное кино, и какую у нас дрянь снимают – «Любовь-морковь» вот сейчас будет, Куценко – женщина, а Орбакайте – мужчина. Все, спасибо большое.

К.ЛАРИНА: Светлан, спасибо, открыли глаза.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, что касается «Проклятого рая», это известная вещь, то есть идет уже по каналу НТВ.

К.ЛАРИНА: И что, это ужас?

И.ПЕТРОВСКАЯ: В том-то все и дело, что как все сделано, это не ужас, я тоже все, конечно, не смотрела, это вполне крепкое сериальное кино, но с другой стороны, все, что сказала наша слушательница, это именно так и есть – это такой же жесткач, как принято сейчас говорить, это абсолютно в стиле НТВ. НТВ давно уже не устраивает дискуссии на тему нравственности.

К.ЛАРИНА: Почему? А в «Школе злословия»?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, это отдельная вещь, она существует совершенно…

К.ЛАРИНА: Между «Проклятым раем» и «Сталин-life» дискуссия о нравственности…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, не между, а после.

К.ЛАРИНА: Нет, я так, условно говорю.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я понимаю прекрасно, это самая больная и болезненная часть для очень многих людей, сотрудничающих либо с телевидением, либо с какой-то газетой, где вроде бы ему позволяют что-то делать, а потом возникает проблема контекста и окружения, которая, с одной стороны, вроде бы тебя не касается, а с другой стороны, все равно на тебя этот свет или это зло отраженным светом.

К.ЛАРИНА: Конечно, ты же с этим связан, повязан именем своим. Вот у Соловьева, кстати, тоже бывают часто дискуссии о нравственности, на том же НТВ.

И.ПЕТРОВСКАЯ: В меньшей степени там о нравственности, прямо скажем. Здесь такое вот тоже трэшевое кино, кстати сказать, рейтинги у него растут, и очень хорошо оно воспринимается публикой, то есть публика, мало сказать, привыкла к НТВ и его нынешнему состоянию, его составляющим, но и принимает с удовольствием. Посмотри, сколько всего появилось за последнее время – ладно, это сериалы, кино – а вот если мы возьмем т.н. документалку, то примерно все одно и то же. Сейчас я с ужасом увидела анонс программы, «Казенные дети», называется, и там какие-то чудовищные кадры, то есть опять нам будут эти все ужасы рассказывать про детей в детских домах. То есть об этом надо говорить, но не так, как в зоопарке, - они приходят, как в зоопарк, и снимают людей, как зверей в этом зоопарке, а люди смотрят.

К.ЛАРИНА: А еще у них там идет линейка – сериал какой-то документальный, по-моему, сделана нарезка из разных по времени программ – «Звездные разводы», «Звездные дети».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это все «Чистосердечное признание».

К.ЛАРИНА: Но это дичь какая-то, потому что люди туда попадают, мне кажется, сами не ведая того, что они туда попали. Там какие-то звезды появляются, с какими-то вырванными из контекста словами, когда-то где-то записанные интервью, которые они здесь используют, подверстывают к теме, которая им нужна, поэтому возникает очень странное ощущение, как в дешевой газете, когда они нарывают из Интернета всякие штучки разные и все это склеивают в одну страничку – ощущение дикое, потому что я понимаю прекрасно, что почти все люди, звезды, которые туда попадают, они не в курсе, что они здесь появятся.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, я думаю, что не так чтоб уж прямо совсем все.

К.ЛАРИНА: Но кто-то когда-то должен об этом сказать. Вот как ты говоришь, что судиться должны, люди подавать в суд.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, помнишь письмо нам пришло от Александра Курлянского, который как раз нам писал о том, как это технологически делается, – то есть его приглашают для участия в совсем другой программе, говорят, что тема – «История создания «Ну, погоди», а в результате это появляется в программе «Максимум», нарезанное, надерганное, и смысл меняется на противоположный. Это абсолютное манипулирование, а с другой стороны, я даже не знаю, как это доказать в суде, если «Я этого не говорил», покажут -вот, говорил, а это уже дело авторов, как это смонтировать и под каким соусом это подать.

К.ЛАРИНА: Другой вопрос – если вдруг мои подозрения верны, то этот суд точно можно выиграть, и если этот использованный материал вырван вообще из контекста другой передачи, понимаешь? Интервью, которое лежит в архиве, или они где-нибудь нарыли его.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, это может быть, да.

К.ЛАРИНА: Вот здесь можно покопаться.

И.ПЕТРОВСКАЯ: С другой стороны, совершенно другого рода история, потому что опять, я не знаю, видела ли ты, но в конце прошлой недели, в воскресенье, «Главного героя» очередной выпуск с Антоном Хрековым – вот там опять огромный сюжет о Николае Петровиче Караченцеве.

К.ЛАРИНА: А ты писала про это?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, я писала, потому что я в очередной раз потряслась, называется это «Главный герой в гостях у настоящего героя», и снова рассказывается вся история, как попал в аварию, каким он парнем до этого был, и пожалуй, обильно, как нигде, показывается, каким он стал сегодня. Я не могу найти для себя объяснений, зачем это нужно, - да, рассказывайте о том, какой актер Караченцев, вспоминайте о его ролях, и надеяться на то, что он когда-нибудь вернется, это да, я всеми руками голосую за. Но зачем мне при этом монтировать кадры замечательного, суперменистого, полного сил человека и актера сегодняшнего, который пребывает, мягко скажем, не в лучшем своем состоянии, специально фокусироваться на его лице, глазах, на руках – я этого понять не могу, не могу понять логики его близких, которые таким образом поступают. Мне кажется, это очень не щадить своего родно человека, чтобы его таким выставлять и заставлять, там есть кадры, где он играет в теннис, и видно, что совершенно из последних сил, потом он пытается закончить игру, ему говорят «Нет, играй», даже потом в маленьком синхрончике Марк Захаров говорит «Не надо его заставлять играть в теннис». То есть хорошо, допустим, что для реабилитации и необходимо что-то делать, что ему тяжело, но нужно преодолевать себя, но почему это нужно делать под камеру? Я этого понять не могу, просто не могу, у меня все внутри бунтует и клокочет.

К.ЛАРИНА: А она тебе скажет на это, его супруга, что чтобы ты не забывала, что он существует рядом с тобой, потому что если этого не будут показывать, все вообще о нем забудут, о его существовании. Человек не появляется на телевидении и в публичных местах – значит, его нету. Она пытается таким образом его сохранить.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Дело в том, что он появляется на телевидении в виде своих ролей и те образов, которые он создал.

К.ЛАРИНА: Но это в прошлом – люди-то хотят знать, что сейчас с ним происходит.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Что, они хотят посмотреть на его лицо с мешками под глазами, да?

К.ЛАРИНА: А вдруг кто-нибудь захочет помочь, а вдруг, ты не исключаешь такой возможности?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я не исключаю такой возможности, но те, кто хочет помогать и помогают, я думаю, они это и так делают, а лишний раз на эту муку человека выставлять, потому что видно, что в глазах у него мука от того, что он беспомощен и не может за себя постоять или еще не может, не знаю. Вот это все как-то совершенно не по-божески и не по-людски. Это мое мнение. Может, кому-то это нравится, кому-то это важно увидеть, не знаю. Многократно, когда я смотрела программы с участием наших знаменитых людей, которые сегодня беспомощны, все равно я испытываю вот это вот чувство.

К.ЛАРИНА: Здесь, естественно, пошел на «Эхо» наезд по поводу контекста и дурновкусия и желтизны, и все поминают добрым словом программу Амалии – в гостях у них был, как я понимаю, Охлобыстин, священник, и, судя по тому, что пишут слушатели, Амалия спрашивала у него длину его члена в эфире. Никто мне почему-то не сообщает, что ответил священник, меня как раз это больше интересует. Меня все время поражает – когда кто-то начинает кричать и орать на Амалию, я, к сожалению, ни разу не слышала ее программу.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я один раз слышала, но тема была примерно та же.

К.ЛАРИНА: Когда начинают кричать «Амалия что творит!», товарищи, а что происходит? Люди же приходят и отвечают на эти вопросы, мы ж не привязываем никого к стулу. Меня всегда поражает эта история, когда на телевидении кричат: вот, там унизили хорошего человека – пригласили и сказали ему пошлость, а он, бедный, пошел красными пятнами. Встал бы да ушел – чего там сидеть-то? Вот и тут никто никого не привязывает к стулу – пришел священник Охлобыстин, у него спросили, какая у него длина члена…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Не надо повторять лишний раз.

К.ЛАРИНА: Вот что он ответил, скажите мне? Он что-то сказал? Что-нибудь ответил? Он встал и ушел? Что он сделал?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это первое, а второе – точно та же, как Толстая, например, со Смирновой не несут ответственности за контекст и за окружение, а существуют в своей нише, и пока что, по крайней мере, я считаю, слава богу, что существуют, а если б совсем ничего не было, то и говорить было бы не о чем. Точно так же и на любой радиостанции и в газете, я повторю, да, в какой-то степени, наверное, на других тоже это все падает, то, что происходит за рамками твоих программ, но с другой стороны, если этого не будет, если нормального не будет, то тогда это поле-то будет все расширяться и расширяться – бульварная, желтая…

К.ЛАРИНА: Если священники будут отвечать на такие вопросы в прямом эфире…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Помимо того, что еще и священники, может быть, на эти вопросы отвечают, вместо того, чтобы провести процедуру изгнания бесов непосредственно в прямом эфире.

К.ЛАРИНА: Ну, вот тут мне пишут, что он ответил. Неужели прямо так и ответил?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Не надо, ты мне потом покажешь.

К.ЛАРИНА: Мы потом распечатку посмотрим, мне самой уже стало интересно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Хорошо.

К.ЛАРИНА: Давайте мы еще последний звоночек успеем, смотря какая тема у нас сейчас возникнет. Алло, здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте, это Александр Константинович. Вы знаете, вчера была «лебединая песня» Прошутинской, называется «Народ хочет знать». Диспут как диспут, там особо не о чем говорить, а там было два человека… вы знаете, у меня много внуков, они не знают, что такое «поджигатель войны» - вот надо бы отнять Дугина и Кургиняна, мы вот точно знали, что Эйзенхауэр и Трумэн, предположим, а они не знают, потому что, в общем, даже Путин не тянет. Поэтому отнять бы их и показывать.

К.ЛАРИНА: Как поджигателей?

Слушатель: Да, просто вот в школе, тем более они по-русски говорят.

К.ЛАРИНА: Я тоже вчера видела. Кстати, зачем они господина Кургиняна все время зовут на телевидение – он абсолютный провокатор по своей сути.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Поэтому и зовут.

К.ЛАРИНА: Да, конечно, чудовищное впечатление производят его речи, причем он захлебывается, он очень эмоционален. Ну что, согласна.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Он как раз очень частый участник в программе «Судите сами».

К.ЛАРИНА: Да, а слушать, что он говорит, что он несет, это просто дикость какая-то. Его специально вытащили, его же задвинули, этот ящик, уже использовали, а потом задвинули на какое-то время, сейчас опять достали.

Слушатель: Нет-нет, он живучий.

И.ПЕТРОВСКАЯ: живучий, да. Правда, единственное, что в этом формате этой программы, «Народ хочет знать», как правило, присутствуют, в отличие от «Судите сами», люди другого направления, которым все-таки дают слово сказать, и отчасти, мне кажется, дезавуируют разные чудовищные высказывания того же Кургиняна или Дугина, а что касается «лебединой песни», я бы все-таки не стала так жестоко говорить. Имеется в виду, что это последний, на сегодняшний день, выход программы.

К.ЛАРИНА: Нет, ну что вы, я так даже не подумала.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, тем не менее, «лебединая песня» имеет один смысл, извините.

К.ЛАРИНА: Последняя, в смысле?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет.

К.ЛАРИНА: Может, лучшая?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, «лебединая песня» всегда что-то завершает, то есть если бы мы имели последний выпуск программы «Народ хочет знать», то можно было бы сказать «лебединая песня», а мы имели все-таки очередной выпуск, я так надеюсь. И не будем предвосхищать событий.

К.ЛАРИНА: У нас заканчивается время, остается время на анонс, давай мы что-нибудь хорошее проанонсируем, я подготовилась к нашему финальному аккорду.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну вот видишь. Ну вот в Женский день – много будет чего женского.

К.ЛАРИНА: Там сплошное женское, женско-советское все, любимое кино. А если говорить про премьеры, во-первых, новая программа запускается на Ren-TV, я ужасно хочу ее посмотреть, потому что мне кажется, что этот человек шел к этому, создан для телевидения.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Тигран Кеосаян.

К.ЛАРИНА: Да, и мне кажется, у него получится – Тигран Кеосаян, известный режиссер, он очень хороший интересный собеседник, неожиданный, остроумный.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Когда, скажи.

К.ЛАРИНА: Начинается в понедельник – понедельник, вторник, среда в 23 часа на Ren-TV, называется что-то такое «Вечер с Тиграном Кеосаяном», ничего оригинального, но это встречи с людьми, это разговор.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну. Ток-шоу, насколько я знаю по предыдущим анонсам.

К.ЛАРИНА: Да, это всегда хочется смотреть. И еще на Культуре стартует сегодня фестиваль Театра Табакова, поскольку 1 марта исполнилось 20 лет театру, сегодня будет документальный фильм, посвященный этому событию, - «Лестница в небо» на Культуре, после 22, по-моему, а потом сразу же спектакль «Матросская тишина».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Где, кстати, играет твоя любимая актриса Анастасия Заворотнюк, но еще до поры, когда она стала Прекрасной няней.

К.ЛАРИНА: Я говорю, когда она была актрисой. А ты что добавишь к анонсам?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я добавлю огромное количество документального кино, которое я, с одной стороны, жду с интересом, а с другой стороны, с некоторым содроганием, потому что там будут фильмы, посвященные Любови Орловой, Лидии Руслановой, Валентине Терешковой, и я очень боюсь, что в свете нынешних всех веяний, когда нужно все обязательно поджелтить, даже этих легендарных дам не пощадят, я очень боюсь, и очень надеюсь, что я ошибаюсь.

К.ЛАРИНА: Я еще скажем, что Юлия Гусмана будет показан фильм - «Парк советского периода», 8 марта. Пока, спасибо.