Купить мерч «Эха»:

Человек из телевизора - 2006-12-23

23.12.2006

К. ЛАРИНА – У нас пейджер вперемешку с вопросами программы «Человек из телевизора» и ответами на вопросы «Великой рождественской игры», поэтому очень трудно добраться до самой сути. Ирина Петровская здесь в студии «Эха Москвы». Доброе утро, Ира.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Доброе утро, Ксения.

К. ЛАРИНА – Напомню нашим слушателям все наши средства связи. Наш пейджер 725-66-33, SMS + 7 985-970-45-45 и телефоны прямого эфира 783-90-25 – это московский номер и 783-90-26 – для тех, кто в других городах живет. «Ирина, почему в своей передаче вы дискриминируете собак средних пород таких, как спаниели?» - спрашивает Юлия обиженная.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Чтобы люди поняли, что речь идет не о «Человеке из телевизора», речь идет о программе про животных, которую я веду на канале «Домашний». Я никого не дискриминирую, включая морских свинок, кроликов, игуан. Кого приносят, тот для меня желанный гость на моей программе. Спаниели – не знаю, может быть, перестали их заводить. Правда, была недавно на записи Фекла Толстая, она как раз с нежностью рассказывала про свою прошлую собаку спаниеля. Так что, может быть, впечатление о дискриминации спаниелей таким образом будет несколько смягчено.

К. ЛАРИНА – А я помню, по-моему, у Миши Ширвиндта всегда были спаниели. Он очень любит спаниелей.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, Миша Ширвиндт был у меня. У него лабрадор.

К. ЛАРИНА – А, выросли! А были спаниели, начинал со спаниелей когда-то.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Спаниель со временем вырос и превратился в лабрадора.

К. ЛАРИНА – Надежда спрашивает: «А где же Ирина Петровская, носительница изысканного русского языка?»

И. ПЕТРОВСКАЯ – Может быть поищем ее, походим по коридорам. Здесь она!

К. ЛАРИНА – «Что за история с подачей в суд на НТВ (Соловьева) от мэра Самары, не могли бы вы разъяснить?»

И. ПЕТРОВСКАЯ – Но только то, что знаю, что читала. Владимир Соловьев во время предвыборной кампании проводил какие-то дебаты в Самаре на самарском телевидении. И насколько я понимаю, как-то подыгрывал одному из кандидатов. И в связи с этим тот, кто почувствовал себя уязвленным, вроде как подал в суд на Владимира Соловьева.

К. ЛАРИНА – Николаева из Москвы: «Ваше отношение как профессионального журналиста, что многие сейчас так называемые журналисты особенно на некоторых радиостанциях не имеют профессионального журналистского образования: историки, химики, технари и неудавшиеся артисты». И артистки, добавлю я.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Вы знаете, абсолютно спокойное отношение, потому что это было во все времена. И если мы посмотрим, ну, радио – сейчас я не могу точно сказать, у кого какое образование, но если мы посмотрим на ведущих журналистов телевидения, то давайте вспомним, что Владимир Владимирович Познер по образованию биолог, Николай Николаевич Дроздов по образованию биолог.

К. ЛАРИНА – Кстати, и Константин Львович Эрнст.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Константин Львович Эрнст микробиолог, насколько я помню. Олег Добродеев, Михаил Осокин – историки.

К. ЛАРИНА – Николай Сванидзе.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да, Сванидзе – историк. То есть наиболее заметные. Владимир Молчанов – филолог и специалист по Голландии, голландскому языку.

К. ЛАРИНА – А Владимир Соловьев вообще закончил…

И. ПЕТРОВСКАЯ – Что-то техническое. Поэтому образование как таковое журналистское – вовсе не показатель профессионализма. Хотя огромное количество людей работает сегодня и на радио, и на телевидении, которые закончили журфак. Все равно все зависит от личных качеств человека, от его харизмы, от умения общаться, от хорошо подвешенного поставленного языка, не побоюсь этого с лова, от образования вообще, от знаний, чем больше их, общегуманитарных, тем лучше. Я недавно встречалась с молодыми журналистами, даже еще они и не журналисты, а только начинающие. Это были детские студии телевидения при школах, в некоторых вузах они существуют. И мне задали вопрос будущие уже начинающие молодые коллеги, что нужно для того, чтобы быть журналистом. Ну и вот я начала рассказывать разные приводить критерии, на мой взгляд, которые необходимы для профессии журналиста, и рассказала историю, которую у тебя рассказал в эфире Эльдар Александрович Рязанов, что после премьеры фильма «Андерсен» к нему подошла девушка, представилась, что она из газеты «Известия», и попросила интервью, он согласился. И вопрос первый, который она ему задала, был: где вы снимали Стокгольм. Он крайне изумился. Сказал, какой Стокгольм. Потом сообразил, что это Копенгаген. Задал вопрос девушке, кто по национальности Андерсен, и где он жил, и девушка замолчала. Вот я рассказываю эту историю своим молодым коллегам. И на вопросе, где вы снимали Стокгольм, они хихикают. И тут что-то мне подсказывает, что они не над тем смеются. А говорю, а над чем вы сейчас смеетесь. Они говорят, ну, смешной вопрос: где вы снимали Стокгольм – ну конечно в Стокгольме. Я говорю, нет, ребят, это Андерсен кто по национальности – я говорю огромной аудитории, там сидит человек 150, наверное – кто по национальности Андерсен. Ни один человек мне не ответил, кто по национальности Андерсен. Я пересказала эту шутку, уточняя, кто по национальности Андерсен, потом подумала, наверное, надо было еще спросить, кто Андерсен, и кто такой Эльдар Александрович Рязанов. Вот это катастрофа. Поэтому совершенно не имеет значения (заканчивая с ответом на этот вопрос), какое образование получил человек. Главное, чтобы он вообще в принципе много знал, и был хорошо в гуманитарном плане образован.

К. ЛАРИНА – «В какой газете будет опубликована анкета телекритиков по итогам телевизионного года?» Вы это делаете по-моему, в конце сезона или в конце года тоже?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да, я как раз хотела это уточнить. Вообще у нас клуб телепрессы публикует свои такие сводные данные рейтинги за месяц в газете «Время новостей». Но итоги мы подводим именно сезона, потому что телевидение сегодня все-таки живет именно вот этим ритмом: от сезона до сезона. А конец года – ну, это такой промежуточный итог. Сейчас мы будем подводить итоги за декабрь, и это будет в ближайшие дни как раз в газете «Время новостей».

К. ЛАРИНА – Ну и теперь по передачам. Виктор Петрович спрашивает: «Расскажите, пожалуйста, как вам понравилась последняя передача «К барьеру!» (Виктор Ерофеев, Никита Михалков). С наступающим Новым годом!»

И. ПЕТРОВСКАЯ – Это во всех смыслах для меня было довольно неожиданно, потому что я абсолютно была уверена, что конечно победит Никита Сергеевич. Он такой страстный полемист, он высказывает очень сегодня популярные, близкие многим идеи: возрождение национального…

К. ЛАРИНА – Потом, он вообще, это называется «ты просто ходи», понимаешь. Ну, ты что!

И. ПЕТРОВСКАЯ – В общем, да. Вот все интонации: «Мой хороший, подожди». И я самое для меня было увлекательное в этой дискуссии – это смотреть за тем, как все время сближаются цифры голосования. Ноздря в ноздрю. И, в общем, для меня было изумлением, что победил Виктор Ерофеев не потому, что он не достоин победить, но мне казалось, что….

К. ЛАРИНА – Учитывая предыдущие голосования.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Предыдущие голосования, вот эту харизматичность Никиты Сергеевича. А Ерофеев на сей раз был очень тих, академичен.

К. ЛАРИНА – Доказателен.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да, доказателен – само собой. Но не было никаких вот этих всплесков, которые, как правило, вызывают огромные симпатии голосующей публики. И тем не менее, он победил. Хотя я с очень большим сомнением отношусь к такого рода голосованиям, они не всегда показатели общественного настроения. Но в данном случае мне показалось, что да, довольно приближено. Внутри нашего общества, когда человек анонимно голосует, и он не должен высказываться вслух, это видимо, очень серьезный и такой болезненный вопрос. Действительно отношение к православию, отношение к религии, как это преподавать, стоит ли это вводить в школах, поскольку это было темой. Ну и еще меня очень приятно поразила вот эта интеллигентность этой дискуссии, там даже отметил кто-то из секундантов…

К. ЛАРИНА – Мединский.

И. ПЕТРОВСКАЯ – …что когда политики сталкиваются, то никаких правил нет, и они бесконечно друг на друга орут, как это было, даже Веллер, казалось бы, не политик, а литератор, но когда он столкнулся с Анпиловым, он абсолютно настроился на ту же волну.

К. ЛАРИНА – Он так всегда разговаривает.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да, но поскольку он же не участвует в литературных или каких-то культурологических дискуссиях, его приглашают именно для политических дискуссий, а там задают тон горлопаны, и видимо, это как-то очень влияет на всех остальных тоже. А здесь можно было понять эту систему аргументации в спокойной дискуссии, когда не перебивают, когда слушают друг друга, поэтому, на мой взгляд, это был такой пример для меня удачной дискуссии, и важной, и полезной.

К. ЛАРИНА – Я добавлю, что я просто, не отрываясь, смотрела за ходом этого разговора, за ходом этой дискуссии, Вообще хочу сказать искренне большое спасибо Владимиру Соловьеву за эту передачу. Потому что редко можно порадоваться вот такому уровню разговора. Это совсем другой уровень разговора. Как ты правильно сказала, горлопаны – главное проорать, а смысл исчезает, да он, собственно говоря, и не нужен, а здесь настолько это было умно, тонко, не то, что интеллигентно, я бы так не сказала.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Еще и познавательно, потому что действительно факты приводились.

К. ЛАРИНА – Дискуссия-интрига. Здесь интересно было следить за ходом мыслей соперников. И обрати внимание, что Владимир Соловьев стух очень сильно, он здесь не вмешивался, он обычно все время провоцирует стычки горлопанские и как-то активно сам в этом принимает участие, в той же риторике выступает. А здесь он боялся сам вступить на эту почву, которая была вроде бы свободна между ними. Но я все-таки не сказал бы, то это спокойная дискуссия, там же все искрило, Ира, это чувствовалось по накалу. Вся земля под ногами горела.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Видишь, это показатель того, что любая дискуссия, даже очень высокого накала тема, отношение – это все может быть просто цивилизованно, не обязательно прерывать, не обязательно оскорблять. Как это мы часто наблюдаем. Но не оторваться! Я тоже совершенно согласна.

К. ЛАРИНА – Я в этой связи вспомнила передачу, которую мы с тобой тоже обсуждали как одну из самых удачных программ – «Времена» Владимира Познера с участием Андрея Кончаловского, Аксенова. Когда не вот это политиканство, горлопанство, этот крик бесконечный или примитивные такие идеи, выброшенные в адрес люмпенов.

И. ПЕТРОВСКАЯ – И вторая разновидность вот такого селекторного совещания партсельхозактива, когда сидят люди, наверное, принимающие решения, но они настолько сами по себе скучны и невыразительны, что мухи дохнут, и тоже не хочется вникать в то, что они говорят. А здесь именно были в каком-то смысле равноценные интеллектуалы.

К. ЛАРИНА – И как выяснилось по количеству звонков – что тоже радость большая – там же больше 70-ти тысяч у каждого было. Все-таки интеллектуальный спор может вызывать интерес у публики, не надо из публики делать идиотку и дуру, потому что им все время кажется, судя по тому, что они нам предлагают, какой продукт, что нам только Митрофанова с Жириновским, на большее не рассчитывайте. Они в этом убеждены.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Так а мне просто кажется, они в этом убеждены, они считают, что люди…

К. ЛАРИНА – Изрыгание банальностей – это самая рейтинговая передача.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Дело в том, что послушай любого руководителя телевидения, они скажут, что люди образованные, люди с запросами телевизор не смотрят, у них есть другие источники для просвещения, образования, информирования: они сами читают, сами куда-то ходят. А вот те, кто сидят у телевизора, им вот это и нужно на уровне табуретки. А на самом деле какие-то удачные примеры программ, которые выше среднего уровня, они доказывают, что ничего подобного, что, может быть, даже те же самые люди, которые сегодня воспринимаются руководителями телеканалов как быдло, которым только подавай два притопа, три прихлопа, они вникают, потому что очень важно человеку почувствовать, что с ним разговаривают уважительно, и его не держат за это быдло. Ну вот, эти примеры, скажем, лучших сериалов по классике, они тоже отчасти на эту (мою в данном случае) идею работают, что публика в массе своей не дура, она просто вынуждена играть по правилам, которые предлагают наверху, а вовсе не по ее правилам. И если правила изменятся, она будет принимать вот эти изменившиеся правила и даст тот самый рейтинг, о котором все, как сумасшедшие, говорят, и к которому единственному и стремятся.

К. ЛАРИНА – Так что хорошая программа, резюмирую эту часть нашего разговора, тут не поспоришь друг с другом. И нет ничего прекраснее интеллектуального поединка, действительно глаз не оторвать.

И. ПЕТРОВСКАЯ – К несчастью, это все реже и реже на наши экраны попадает. Вот это единственное пожелание. Ведь много у нас по-прежнему людей, которые в состоянии не просто хорошо мыслить и умно, но и хорошо излагать и быть интересными для огромного количества людей.

К. ЛАРИНА – Что можно сказать о фильме «Брежнев». «Я в ужасе! – пишет Эмилия Петровна, - артисты великолепные, но все, что они делали – безобразнейшая пародия на «Брежнева» и его окружение». А я вот с Эмилией Петровной не соглашусь. Второй раз смотрела…

И. ПЕТРОВСКАЯ – А я соглашусь. Я тоже второй раз смотрю.

К. ЛАРИНА –А мне вот второй раз фильм больше понравился, чем в первый.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Вот у нас дискуссия.

К. ЛАРИНА – Блестящая актерская работа конечно Шакурова.

И. ПЕТРОВСКАЯ – А я вот не соглашусь, я с Эмилией Петровной тут солидаризируюсь.

К. ЛАРИНА – Не знаю, я считаю, что нужно в таком стиле и делать фильмы про Брежнева и его окружение. Больше они не заслуживают. Не заслуживают!

И. ПЕТРОВСКАЯ – Не в этом дело. Они же не ставили своей целью задачу сделать пародию.

К. ЛАРИНА – А почему?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Просто знаю, потому что говорит и драматург, и режиссер – делалась не пародия.

К. ЛАРИНА – Не может быть такого, тогда был бы другой стиль игры.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Делался такой реализм, доходящий до натурализма.

К. ЛАРИНА – Герой анекдотов.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Если воспринимать это как героя анекдота, то да. Но дело в том, что все остальное в этом кино скорее тянет, и во всяком случае, они собирались делать драму жизни очень старого человека.

К. ЛАРИНА – Никакой драмы ни хрена не получилось, конечно, абсолютно.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Дело в том, что и пародии, и карикатуры тоже не получилось.

К. ЛАРИНА – А мне понравилось. Замечательная карикатура. Именно так, как жили, так и показали. Вот мы в таком абсурде жили 20 лет.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Это другая история. Мы сейчас говорим об актерской работе.

К. ЛАРИНА – Этот абсурд нам показали. Это взгляд абсолютно сторонний, он не изнутри, что очень важно. Как мне понравилось, как Ступко сыграл Брежнева в фильме, не очень удачном, на мой взгляд, «Заяц над бездной» Тиграна Кеосаяна, но Ступко там тоже был близок к такому шаржированному образу. Мне очень нравится. Это точная очень метка.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Давай продолжим после новостей.

К. ЛАРИНА – А может, не продолжим?!

И. ПЕТРОВСКАЯ – В принципе.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Продолжаем разговор. Напомню, что теперь все средства связи свободны для вас, дорогие друзья, и пейджер, и SMS. Еще раз напомню номера: 725-66-33 – это пейджер, и SMS-ки можно присылать по телефону + 7 985 970-45-45. И телефоны прямого эфира 783-90-25, 783-90-26. Давайте сделаем телефонное впрыскивание.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я просто хотела еще на минуточку вернуться к Брежневу, но не к сериалу.

К. ЛАРИНА – Не надо к Брежневу возвращаться!

И. ПЕТРОВСКАЯ – Не к сериалу!

К. ЛАРИНА – Нет, в принципе. Вообще!

И. ПЕТРОВСКАЯ – К Леониду Ильичу нельзя?! Дорогому? Любимому?

К. ЛАРИНА – Не хочу к Леониду Ильичу!

И. ПЕТРОВСКАЯ – Фильм «Повесть о коммунисте» ты смотрела?

К. ЛАРИНА – Прекрасно вписался в сегодняшний контекст. Как будто сегодня сделан. Ничем не отличается от сегодняшнего времени.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Это тоже очень большое преувеличение, что он не отличается.

К. ЛАРИНА – Но согласись, если бы лет пять его назад показали или десять, это было бы действительно такой культурный шок.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Сегодня в меньшей степени, но все равно меня конечно поразило, что это поставлено без всякого предварения, без всякого комментария, хотя бы минимального, чтобы люди, которые привыкли…

К. ЛАРИНА – Ты думаешь ,его на полном серьезе поставили?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, я думаю, что это был не полный серьез, а казалось им, что это будет прикольно. Но ужас заключается в том, что многие наши зрители по телевизору прикола не воспринимают. Поэтому думаю, что многие испытали страннейшее чувство. А самое, что меня глубоко там потрясло, это задушевный голос Иннокентия Михайловича Смоктуновского. Я тогда подумала и даже на эту тему написала в последней колонке, что многие даже очень уважаемые и достойные люди соглашаются на какие-то участие в каких-то проектах, думая, что, ну, ладно, час позора, а потом все это забудется. И вот, пожалуйста, через сколько уже – 30 лет – вдруг это достает, догоняет.

К. ЛАРИНА – Как Раневская говорила…

И. ПЕТРОВСКАЯ – Она говорила по поводу кино, что сняться в плохом фильме – это все равно, что плюнуть в вечность. Но даже просто предоставить свой, голос каким-то образом поучаствовать.

К. ЛАРИНА – Ну а кто же знал? Время такое было.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Дело не в том, что кто бы знал, или кто же знал, но в 76-м году, я думаю, что даже если мы, еще школьники, уже многое понимали и относились крайне…

К. ЛАРИНА – Нет, кто же знал, что это кончится.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Не в этом дело! Знать не знать, кончится или нет – участвовать в такого рода акциях людям такого масштаба.

К. ЛАРИНА – Ну не было возможности другой.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Не участвовать не было возможности? Нет, я думаю, что была бы.

К. ЛАРИНА – Ты поднимаешься на самый верх и получаешь государственные премии, ты народный артист Советского Союза, ты обречен.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Обязан был участвовать? Не знаю, может быть. Я не судья здесь в данном случае. Я просто подумала, как это догоняет совершенно неожиданно, откуда не ждали.

К. ЛАРИНА – Я тебя умоляю! Та знаешь, у меня был такой период копания в таких советских страницах истории советского театра, и там много чего можно обнаружить среди ныне живущих и успешных и бесконечно талантливых и уважаемых людей, много было грехов, если их можно назвать грехами, грешков вот таких – сколько было статей, сколько было интервью, сколько было вот таких озвучек в документальных хрониках.

И. ПЕТРОВСКАЯ – А еще хуже, извиняюсь, подписей под разными заказными…

К. ЛАРИНА – «Подпися» – это как бы самое. Вот лучше пусть Смоктуновский озвучивает фильм «Повесть о коммунисте», но зато он не подписывал гадостей.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Ну, по этому принципу согласна. Положить на весы поступки, которые постыдные, и которые просто сомнительны. Потому что не понятно, зачем. Ну да, в этом случае конечно вот эти гадости, они перевесят безусловно.

К. ЛАРИНА – «Не дали дослушать, Ларина, какое образование было у Дроздова», - Елена очень переживает. Ну-ка скажи.

И. ПЕТРОВСКАЯ – А чего это не дали дослушать? Я говорила-говорила. Николай Николаевич – до сих пор профессор Московского государственного университета. Вот я единственное не могу сказать вам точно, сейчас он на географическом факультете или на биологическом. Но, в принципе, он учился на одном курсе с Владимиром Владимировиче Познером, по-моему, тогда факультет назывался биопочвенный. И вот Владимир Владимирович в результате ушел из биологии, науки, и занялся вначале литературными переводами, был лит. секретарем у Маршака, кстати, потом начал работать на иновещание. А Николай Николаевич стал вести программу «В мире животных», но при этом остался действующим ученым, защитил докторскую диссертацию, до сих пор преподает в Московском государственном университете и считает главной своей профессией свою ученость и свою преподавательскую деятельность.

К. ЛАРИНА – Вот, Елена, специально для вас. Пожалуйста, наушники. 783-90-25, 783-90-26. Сейчас я тут сброшу Константина из Щелково. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Меня зовут Елена. Скажите, пожалуйста, вы вчера смотрели «Камеди» на «Первом». По-моему, это… я не знаю, Эрнст вообще это видел?

К. ЛАРИНА – Ну, расскажите свои впечатления. Всегда приятно послушать наших слушателей. Пожалуйста, Елена.

СЛУШАТЕЛЬ – Плохие впечатления.

К. ЛАРИНА – Что раздражало?

СЛУШАТЕЛЬ – Это пошло, это не смешно.

К. ЛАРИНА – А на ТНТ вы их смотрели?

СЛУШАТЕЛЬ – На ТНТ… ну так, урывками. А зачем их перенесли на «Первый»? Причем они шли параллельно вчера и на «Первом», и на ТНТ.

К. ЛАРИНА – Ну не знаю, что Ира скажет, я уже поняла все про это. Они когда первый раз показали на «Первом», я посмотрела первые 15 минут и бросила. А вчера – ну так, глянула и поняла, что ничего там особенного не изменилось.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Начнем с вопроса почему с ТНТ на «Первый». Потому что «Первый» ищет какой-то альтернативный юмор. Всем понятно, что юмор вот этого предыдущего периода, он себя исчерпал. И даже если мы посмотрим на новогоднюю программу – впервые я обратила внимание, Петросян и «Кривое зеркало» не стоят вечером 31-го декабря. Они 30-го там весь вечер будут в эфире со старыми программами, потом днем новая программа (на канале «Россия» я имею в виду). Но впервые они в это самое лакомое время перед новым годом не стоят в эфире. Это говорит о том, что не только каналы поняли, что это за юмор, они бы не поняли и дальше – зритель начал отваливаться, переемши. И поэтому если мы посмотрим в последние несколько месяцев на «Первом канале» пятничный этот вечер, сколько там было уже экспериментов, чтобы что-то нащупать новое, некое развлечение, но уже не того пещерного уровня, которое мы видим в «Аншлаге», в Петросяне. Пока не получается. Это удивительная вещь. Даже Галкин в таком режиме конвейерном проигрывает, потому что сам он (хотя он очень талантливый человек, он реактивный, он сам многое для себя пишет), но, тем не менее, в таком режиме смешить и быть по-настоящему остроумным невозможно. То же думаю самое и с «Камеди-клаб». Вот на ТНТ в этой нише на канале, в общем, не самого большого охвата аудитории и с очень определенной молодой аудиторией этот тип юмора был очень уместен.

К. ЛАРИНА – Но я чего-то и там не смеялась.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Но, тем не менее, он там был уместен, хотя часто бывали некоторые переходы за грань.

К. ЛАРИНА – Мы с тобой про это говорили. Там атмосфера конечно играет очень клубная.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Конечно влияет такая клубная атмосфера, ты права. На «Первом канале», канале общего интереса – получается какое-то…. Он так называется «канал общего интереса» действительно. То есть там должны совмещены одновременно интересы самых разных масс и самых разных социальных возрастных и прочих групп. Чего-то тут не срастается, хотя на «Первом», как мы видим, многое уже смикшировано, там нет совсем этих сомнительных таких на грани фола шуток, хотя они часто и составляют главную прелесть вот этого рода юмора и развлечения. Мне кажется, пока во всяком случае, непопадание в эту новую нишу, хотя сам этот Гарик Мартиросян – человек конечно без сомнения чрезвычайно способный. И даже я сейчас стала смотреть в конце концов уже на финальной стадии проект «Две звезды». Ты не смотришь?

К. ЛАРИНА – Ммм!

И. ПЕТРОВСКАЯ – Дело в том, что когда там отсеялись откровенно уже не умеющие петь люди, то стало любопытно, как выстраиваются эти дуэты и как растут. Я не беру Серегу с Владимиром Вольфовичем, там о пении речи не было.

К. ЛАРИНА – Серега – это….

И. ПЕТРОВСКАЯ – Серега – это (поет): «Черный «бумер», черный «бумер»…» Ну, ты прямо, я не знаю, далека от народа и всего. Серега – это такой тоже эпатажный…

К. ЛАРИНА – С каким удовольствием спела Петровская песню!

И. ПЕТРОВСКАЯ – А я потому что больше не знаю, знаю только: (поет): «Черный «бумер», черный «бумер»…»

К. ЛАРИНА – Это хор поет.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, это Серега.

К. ЛАРИНА – Ну припев хор поет.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Хорошо, пусть хор поет, но вообще Серега. А если я не права, то опять же пусть меня поправят. Ну, так вот, это было совершенно другое – это были номера, тоже крайне прикольные, и тем не менее, на прошлой программе вылетел этот дуэт, он добавлял определенных красок. Я от Гарика Мартиросяна пошла, потому что оказался совершенно невероятный дуэт: Лариса Долина и Гарик Мартиросян. У Гарика, как у армянина, практически, я думаю, природно поставленный голос и музыкальность, они же поют потрясающе в большинстве. Ну а Лариса Долина, как мы понимаем, вообще диапазоном грандиозным голосовым обладает. И несколько было их сделанных дуэтов, просто невероятных по уровню и классу исполнения. И кстати, оказалось, очень хорошо поет нелюбимая тобою Заворотнюк, которая в дуэте с Боярским выступает.

К. ЛАРИНА – А, между прочим, я знаю, что она хорошо поет, потому что когда она была артисткой, она работала в «Театре Табакова».

И. ПЕТРОВСКАЯ – Ты имеешь в виду театральной?

К. ЛАРИНА – Когда она была артисткой – как сказала, так и сказала. В «Театре Табакова» она совершенно замечательно играла Варю в спектакле «Бумбараш» Володи Машкова. Это был музыкальный спектакль. Ты знаешь прекрасно этот мюзикл Кима. И она там пела – это просто глаз не оторвать, ухо отдыхало. Там и Женька Миронов, и она просто блестяще. Вот тогда я ее видела.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Очень хорошо. Это не просто вот такое ученическое владение, более или менее, называется чистенько спела. Нет, она именно с голосом, она очень хорошо поет, чувствует песню. И дуэт ее с Боярским – просто супер. Ты упомянула Кима. Можно я воспользуюсь ситуацией и поздравлю Юлия Черсановича. Ему сегодня 70 лет.

К. ЛАРИНА – (Хлопает) Поздравляем! 70 лет?! Круглая дата.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Всего лишь. И завтра будет по каналу «Культура» показан его вечер. Там как-то он называется «Встреча с друзьями» или что-то такое. Но совершенно, на мой взгляд, замечательный выдающийся человек. И сколько всего он замечательного написал и прожил достойнейшую жизнь.

К. ЛАРИНА – И живет

И. ПЕТРОВСКАЯ – Живет конечно. Но прожил, в смысле, до 70-ти своих лет, а после 70-ти явно уже жизнь не меняют в этом смысле, вдруг не начинают жить недостойно. Юлий Черсанович, если вы нас слышите, пожалуйста, примите наши самые искренние поздравления!

К. ЛАРИНА – Да, и от наших слушателей тоже.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я надеюсь, что наши слушатели к этому тоже присоединятся.

К. ЛАРИНА – Еще звоночек. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Алло. Здравствуйте. Владимир. Нижний Новгород. Вы знаете, пусть лучше будет Евгений Петросян, чем Владимир Соловьев по телевизору.

К. ЛАРИНА – А почему?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Мотивируйте.

К. ЛАРИНА – Во-первых, они на разных каналах работают.

И. ПЕТРОВСКАЯ – И в разных жанрах.

СЛУШАТЕЛЬ – Нет-нет, вопрос не в том, на каких каналах они работают, вопрос в том, что мы смотрим. Это же оголтелая прокремлевская позиция зачастую.

И. ПЕТРОВСКАЯ – У Петросяна?

СЛУШАТЕЛЬ – Нет, у Соловьева.

(Смеются)

СЛУШАТЕЛЬ – А Петросян, знаете, как сказал: иногда просто хочется ничего не делать – просто подурачиться и посмеяться. Пускай дурачится…

К. ЛАРИНА – Слушайте, это вообще классная идея. Посоветовать Петросяну занять такую яркую прокремлевскую позицию.

(Смеются).

СЛУШАТЕЛЬ – Вы знаете, я думаю, что какую бы позицию он ни занял, я думаю, смешно.

К. ЛАРИНА – И вступить в «Единую Россию». Это вообще будет класс!

И. ПЕТРОВСКАЯ – И исправить название.

СЛУШАТЕЛЬ – Когда Соловьев выступает, немножко подташнивать начинает от его выступлений. Плюс ко всему перебивает, никому не дает говорить.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Мы об одном и том же Соловьеве говорим?

СЛУШАТЕЛЬ – Да, о Володьке. Перебивает, никому ничего не дает говорить, считает, что он больше всех знает. Хотя иногда такую глупость с умным выражением лица говорит – ну, просто караул. Вот и что у нас на телевидении вообще. Мне не хватает программы «Сельский час».

К. ЛАРИНА – А она есть, кстати. Она просто всегда идет очень рано. Я когда собираюсь на работу то ли в субботу, то ли в воскресенье, она есть очень ранним-ранним утром. И ведет ее, кстати, артист «Театра Табакова» Александр Молохов.

СЛУШАТЕЛЬ –Тогда еще надо включить «Лениский институт миллионов».

К. ЛАРИНА – Да, скоро будет. Спасибо вам.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Надо еще сказать, что мы говорили, что программа «Сельский час», несмотря на свое незамысловатое название…

К. ЛАРИНА – Очень серьезная сразу стала Петровская.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Потому что обидно.

К. ЛАРИНА – Не надо так серьезно.

И. ПЕТРОВСКАЯ – А потому что людям, которые ее делали, я думаю, вот это слушать обидно, потому что по аналогии: «Ленинский университет миллионов», еще что-нибудь. Программа «Сельский час» была в свое время одной из наиболее острых и наиболее прогрессивных программ…

К. ЛАРИНА – Когда ее вел Черниченко.

И. ПЕТРОВСКАЯ – А он ее вел довольно долго. Юрий Дмитриевич Черниченко. Поэтому всех одним цветом мазать не надо, потому что «Сельский час», еще раз повторю, в начале 80-х годов, по-моему, с конца 70-х был исключительно острой программой, и она очень хорошо делалась. И сам Черниченко там был невероятный энергетичный, энергичный, харизматичныцй персонаж. Что касается Петросяна с Соловьевым в этом есть конечно свой прикол, в таком сравнении. Ну, могу сказать, что еще общего у Соловьева с Петросяном – их обоих не наградили к 75-летию со дня гипотетического основания телевидения, хотя…

К. ЛАРИНА – Петросяна тоже вычеркнули злые люди?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Единственное есть там подозрение, что может быть, я сейчас не помню, но к 60-летию Петросяна, может быть, наградили и тогда уже не наградили к 75-летию со дня основания телевидения. Но в любом случае, вклад Петросяна, если взять вот эти многочасовые километровые забеги каждую неделю, он безусловно весомый.

К. ЛАРИНА – А Регину Дубовицкую наградили?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, по-моему, Тоже. И ты заметила, что «Аншлаг» совсем куда-то съехал и уже давно оставил эти свои праймовые позиции.

К. ЛАРИНА – Еще звоночек?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Давайте.

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Алло. Кострома. Леонид. Не хочу ни Соловьева, ни Петросяна! Хочу посмотреть Яншина, Ильинского…

К. ЛАРИНА – А показывают иногда на «Культуре».

СЛУШАТЕЛЬ – У нас в Костроме «Культура» плохо показывает. Хочется по первой, по НТВ, по второй программе.

К. ЛАРИНА – Нет, не дождетесь.

СЛУШАТЕЛЬ – Потому что уже исстрадались.

К. ЛАРИНА – Леонид, не дождетесь, к сожалению. А что у вас там ловится, кроме «Первого канала»?

СЛУШАТЕЛЬ – Ну так… «Культура» - плохо: полгорода берет «Культуру», полгорода не берет. Ну вот я в той половине, где не берет, к сожалению. Обидно, досадно. Но Петросян уже до такой степени с Дубовицкой осточертели, просто уже телевизор по субботам и воскресеньям смотреть не хочется. Какой-то бред голимый идет по телевизору вообще. Умных таких программ практически не стало вообще. Какой-то ужас творится на телевидении.

К. ЛАРИНА – Леонид, спасибо вам большое за звонок. Вот, кстати, еще одно подтверждение. Иногда нас зашкаливает, и мы начинаем говорить, типа, вы же смотрите, поэтому и рейтинг большой. А вот вам, пожалуйста, человек звонит вроде бы из Костромы – город, который не совсем далекий от Москвы.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да близко, 450 километров где-то.

К. ЛАРИНА – А у него получается, первый, второй канал ловит.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, ну не только конечно. Он же сказал, что «Культуру», например, видно.

К. ЛАРИНА – Выбора нет никакого. Плохо видно.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Даже если бы и был, если бы опять же сейчас за рамки вывести «Культуру», был бы выбор из каналов, все равно субботу и воскресенье верстают примерно, все каналы делают по одному и тому же принципу. Поэтому как такового выбора, чтобы было здесь одно, здесь другое, здесь пятое – его действительно нет. И пятничный вечер для меня – это показатель, почему-то всегда практически абсолютно голый вечер. Развлекалово – здесь, развлекалово – там. Только на канале «ТВ-центр» для любителей «Момент истины», а потом «Народ хочет знать».

К. ЛАРИНА – Кстати, была неплохая программа, только опять забыла, про что.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я, к сожалению, вчера пропустила.

К. ЛАРИНА – Я смотрела. Господи, прости мою душу грешную! Забыла.

И. ПЕТРОВСКАЯ – А, попса! Я видела анонс.

К. ЛАРИНА – Юрий Аксюта и Елена Драпека. Да-да-да! Очень симпатичная программа, тема такая народная, но по-моему, всерьез поговорили, мне понравилась очень.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Между прочим, постепенно шаг за шагом именно эта программа тоже занимает эту нишу нормальной дискуссии. Потому что, собственно, как таковых…

К. ЛАРИНА – Ну так людей приглашают вменяемых.

И. ПЕТРОВСКАЯ – …дискуссий совсем почти не осталось.

К. ЛАРИНА – Нам напоминают наши слушатели (большое спасибо), что сегодня (видимо, потому что мы поздравили Юлия Кима), сегодня 75 лет Льву Константиновичу Дурову. Лев Константинович, мы вас обожаем, любим, желаем вас здоровья, чтобы все-таки вы еще поработали на сцене! Хотим вас увидеть и в театре, и в телевизоре. Огромное вам спасибо за все! За то, что вы к нам так нежно относитесь, за то, что вы никогда не отказываетесь от эфира, всегда очень обязательно приходите и с удовольствием общаетесь с нашими слушателями. Поздравляем! Желаем вам прежде всего здоровья!

И. ПЕТРОВСКАЯ – А я добавлю, что сегодня, по-моему, в 21:05 на канале «Культура» будет «Линия жизни» с Львом Константиновичем Дуровым, как раз под эту дату сделано, и думаю, что будет там и интересно и смешно, потому что Дуров – потрясающий баечник. Человек, который рассказывает и знает огромное количество всяких баек. И, по-моему, в эти же дни, сейчас не могу сказать, какое точно число, 60-летие Леонида Филатова.

К. ЛАРИНА – 24-го декабря.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Значит, завтра. Я просто знаю, что сегодня будут программы, посвященные его памяти и завтра тоже. И в том числе, по-моему, «Культура» покажет знаменитого его «Федота-стрельца» в авторском исполнении, и будет несколько документальных программ тоже его памяти. 60 лет всего, прямо в голове не укладывается.

К. ЛАРИНА – Еще звонок успеваем принять. Пожалуйста. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Алло. Добрый день. Это «Эхо»?

К. ЛАРИНА – Да. А вы кто?

СЛУШАТЕЛЬ – Меня зовут Алексей Николаевич, я из Питера звоню. Вообще хорошую тему вы подняли. Я просто в шоке. Вчера пятница была очередная. Суббота, воскресенье…

К. ЛАРИНА – Очередная ужасная пятница.

СЛУШАТЕЛЬ – Да. Мы как в большой психушке живем, понимаете, уже все, это «Кривое зеркало» - их скоро все нормальные люди будут ненавидеть (артистов). Неужели они этого не поймут? Ну, нельзя же так издеваться над страной. Указивка чья-то, кремлевская, не кремлевская…

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да я вас умоляю. Здесь точно не кремлевская.

СЛУШАТЕЛЬ – Вы понимаете, ну а как может нормальный человек придумать это. Это уже длится сколько – полгода, год.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да больше.

СЛУШАТЕЛЬ – Развлекаловка эта.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да что вы, лет пять – не меньше, а то и больше.

К. ЛАРИНА – Второй срок, короче. Будет и третий.

СЛУШАТЕЛЬ – Вы что-нибудь сделаете нормальное?

К. ЛАРИНА – Ничего не сделаем. Мы можем только вместе с вами вот так покричать и посмеяться.

СЛУШАТЕЛЬ – Но надо больше ,больше, больше кричать, видимо, потому что невозможно. Кстати, вчера по пятому каналу (по нашему) была вечером очень хорошая передача, я немножко смог посмотреть, я просто в восторге.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Какая?

СЛУШАТЕЛЬ – А там не знаю, как называется. Показывали людей, которые совершили что-то героическое, хорошее. В общем, мне понравилось. У меня дочка это даже с удовольствием смотрела. Ей 8 лет. И говорит, какие у нас люди есть, герои.

К. ЛАРИНА – Слава богу, хоть какая-то радость есть. Это на вашем питерском канале, да?

И. ПЕТРОВСКАЯ – А, это на нашем пятом!

СЛУШАТЕЛЬ – Да.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Это знаменитая программа. Сейчас я тоже не могу вспомнить, как она называется. Ее Алиса Фрейндлих, по-моему, вела одно время.

СЛУШАТЕЛЬ – Была Алиса Фрейндлих…

И. ПЕТРОВСКАЯ – То ли «Поступок», то ли «Человек поступка» - сейчас не могу вспомнить.

СЛУШАТЕЛЬ – И больше смотреть нечего. И выходные ждешь с содроганием, потому что, ну, что-то надо, чтобы показывали, а показывают одно и то же. Кошмар какой-то!

К. ЛАРИНА – Спасибо.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Кошмар заключается в том, что я сейчас, когда анонсировала на будущую неделю программы, которые предстоит…

К. ЛАРИНА – Сделай это.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Дело в том, что у нас еще будет эта возможность, поскольку мы еще встретимся 30-го числа. А я уже анонсировала ту неделю, новогодние программы. И естественно, я смотрела, кто принимает участие во всех этих новогодних проектах. На канале «Россия» - сплошные «новые русские бабки» и ведущие, и дуэты с кем-то исполняют, Завортнюк, «новые русские бабки» и Басков. На этом канале, понятное дело, Галкин… а, да, там будет эксклюзив, все специально об этом говорят – Алла Борисовна Пугачева, которая теперь не дружит с «Первым каналом», а дружит со вторым, и поэтому она будет и в первом до нового года проекте, и в самом «Голубом огоньке» и будет новые песни петь. Но а здесь соответственно – «Камеди клаб», Максим Галкин…

К. ЛАРИНА – Это все в новогоднюю ночь, да?

И. ПЕТРОВСКАЯ – В новогоднюю ночь, да. И в результате я думаю, что мало нам не покажется. И более того, вот эти новогодние зрелища с одним и тем же, в принципе, набором людей – вот это точно вызывает уже несварение мозгов, желудка и т.д. Но это, представляешь, этот марафон начнется где-то с 30-го декабря и закончится только практически к старому новому году.

К. ЛАРИНА – Я хочу обратить внимание, что все, что вы любите, будет показано по телевизору, то есть «Джентльмены удачи», «Москва слезам не верит»…

И. ПЕТРОВСКАЯ – «Ирония судьбы» будет 31-го вечером на канале НТВ. «Карнавальная ночь» тоже будет на «Первом канале» как первая такая, римейк. Единственное, не установила, когда римейк.

К. ЛАРИНА – Нет, я смотрю, 31-го ее нет.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Сама «Карнавальная ночь» будет, по-моему, 31-го где-то утром или днем.

К. ЛАРИНА – 31-го «Москва слезам не верит», «Джентльмены удачи», «Фанфан-Тульпан», «Моя прекрасная леди», Свадьба в Малиновке», «Карнавал».

И. ПЕТРОВСКАЯ – «Большой вальс» по каналу «Культура».

К. ЛАРИНА – «Цирк», «Формула любви»… ну что мы еще забыли? Весь набор. Молодцы! Ну, это хорошо.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, это-то как раз прекрасно. Без «Иронии судьбы» все равно новый год ты не можешь настроиться на эту атмосферу, это настроение. Я думаю, что римейк «Карнавальной ночи» должен быть на следующий день или через день, судя по всему.

К. ЛАРИНА – «Завтра 70 лет Анатолию Равиковичу», - Виталий из Питера. Завтра обязательно поздравим. Замечательный актер, который широкой публике известен как Хоботов из «Покровских ворот». А так замечательный театральный актер Анатолий Равикович, который в Москве часто работает в «Театре Антона Чехова». Спасибо. Мы на этом заканчиваем наш телерадиоэфир и встречаемся еще в этом году 30-го.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Уже прямо напоследок. Уже новый год практически будет наступать на пятки.