Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2006-12-09

09.12.2006

К. ЛАРИНА – Звезда ТВ у нас в гостях! Петровская Ирина.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Здравствуйте. Когда это вдруг звезда взошла?

К. ЛАРИНА – Вчера буквально она взошла на канале «Культура».

И. ПЕТРОВСКАЯ – А, ты имеешь в виду «Культурная революция».

К. ЛАРИНА – Ты быkа хороша необыкновенно, Ира. Такая красивая, какая-то свежая! Вся такая…

И. ПЕТРОВСКАЯ – Чего, типа, не скажешь сейчас? Спасибо большое.

К. ЛАРИНА – Глаз отдыхал, ей богу. Просто не хватает таких лиц на нашем телевидении!

И. ПЕТРОВСКАЯ – Хочется сказать, зовите.

К. ЛАРИНА – «Ирине Петровской – спасибо, что поставили на место Ярмольника», - Валентина Михайловна нам пишет.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я никого, честно говоря…

К. ЛАРИНА – Давайте поставим на место Валентину Михайловну и всех, скажем, про что мы говорим. Это «Культурная революция»…

И. ПЕТРОВСКАЯ – Был очередной выпуск «Культурной революции», в который меня пригласили принять участие. И тема была близкая мне, как всегда она провокативно формулируется: «Пресса разрушает общество». И среди тех, кто доказывал именно это, был Леонид Ярмольник, глубоко мной уважаемый.

К. ЛАРИНА – Пострадавший от «желтой прессы» не раз.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да. И поэтому я никого совершенно не собиралась ставить на место. А это была нормальная дискуссия и полемика. Другое дело, что меня как всегда изумило, что теперь под прессой вообще все подразумевают исключительно вот этот «желтый сегмент». И все примеры, которые там приводятся: обидели Ярмольника, обидели Янковского, обидели Абдулова и т.д. И как будто-то бы вообще нет другой прессы. Об этом пытался говорить Андроник Мигранян и еще Володя Еремин (актер), тоже который начал говорить о том, для чего собственно существует пресса. А Андроник Мигранян и я тоже, мы говорили о многообразии выбора. Меня поражает, что глубоко уважаемые люди вполне демократичные, умные, образованные, каковым является и Леонид Ярмольник, приходят к одному исключительно выводу – если это не нравится и, по их мнению, разрушает общество, то надо закрыть и надо ввести цензуру. Он так и сформулировал, что нужно ввести какую-то новую цензуру, она должна конечно отличаться от старой цензуры.

К. ЛАРИНА – Новую свежую цензуру!

И. ПЕТРОВСКАЯ – И она будет смотреть с точки зрения морали и нравственности, что хорошо, что плохо. Не понимая, что если это будет введено – и я пыталась это сказать как раз – то в первую очередь она коснется тех немногих приличных еще изданий, которые как раз игнорируют вот эту «желтую» тематику, а пытаются все-таки говорить всерьез и о серьезном.

К. ЛАРИНА – Так я тебе скажу больше. Первыми пострадают в том числе и «ярмольники» и его коллеги замечательные, потому что тогда уж точно наконец-то закроют половину спектаклей и фильмов, на которые и ходить-то невозможно, потому что не все то театр, что написано «театр». Про это почему-то они не говорят.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Наша подруга с тобой Марина Райкина из «Московского комсомольца», она как раз это и сказала. Она сказала, Леня, если так формулировать, то кино в своей очень большой части тоже уж дай бог как разрушает общество.

К. ЛАРИНА – А антреприза как разрушает общество.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, ну вот именно про кино мы говорили, потому что Леонид Ярмольник не играет сейчас, по-моему, на театральной сцене.

К. ЛАРИНА – Зато продюсирует много чего.

И. ПЕТРОВСКАЯ – И он закричал тут же. Это не ко мне! Я участвую в таких? Нет, речь же не об этом. И не к нам, здесь сидящим. Если мы обобщаем вообще «пресса», причем телевидение мы сознательно (организаторы и мы все) вывели за скобки, имелась в виду именно печатная пресса и Интернет. Но до Интернета тоже практически не дошло. И выяснилось, из всего этого разговора складывалось ощущение, что никакой иной у нас нет прессы, кроме этой «желтухи», которая бесконечно муссирует все эти слухи и т.д. Хотя мы уже тоже много раз об этом говорили, сами (я опять же Ярмольника не имею сейчас в виду) создают поводы для этих самых папарацци, для «желтых» журналистов, иногда еще сами и заплатят.

К. ЛАРИНА – Но он тоже про это говорил.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Чтобы попасть на эти страницы. Поэтому, на мой взгляд, единственный выход – подождать, когда это все устаканится, когда четко, и будет, я надеюсь, когда-нибудь… меня-то больше волнует, «пожелтение» хорошей качественной прессы. Это дезориентирует читателя. Потому что он привык получать качественную газету, и он получает в одном флаконе и хорошее что-то (на первых двух – трех полосах), а потом появляются те же самые светские новости, те же хроники, те же обсуждения, что случилось с Тиной Канделаки, с Жасмин, я не знаю, с Акацией, с Мимозой, с чем угодно.

К. ЛАРИНА – Ира, про какую «козу» ты говорила? Я так хочу узнать ее фамилию. Скажи.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я имела в виду собирательный образ козы. Потому что это опять же наши несчастные слушатели думают, что это еще вдруг…

К. ЛАРИНА – Но Ира вчера сказала, что есть какая-нибудь коза пр идет и называет себя журналисткой.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я сказала о том, что нужно как-то по-другому, может быть, называть это, чтобы не вводить в заблуждение. Есть журналистика, а есть… называются таблоиды вот эти «желтые издания». И точно так же есть фотокорреспондент, фотожурналист высокого полета, как Юра Рост, а естс папарацци, которые охотятся, чтобы снять какой-нибудь кадр, как кто-то там снимает с себя на пляже купальник или наоборот надевает. И может быть, как-то нам разграничить просто какие-то другие термины употреблять. А «козу» - я имею в виду огромное количество совершенно непрофессиональных людей, которые начинают работать в газете с молодых ногтей, ничего еще не зная, они приходят с вопросами к тому же Ярмольнику, кто вы такой.

К. ЛАРИНА – Константин, простите, не знаю вашего отчества. Смешно.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я не Ярмольник, не Янковский, не Райкин, но ко мне неоднократно приходили девочки с интервью каким-то, и клянусь тебе, одна из них, например, начала с вопроса, а о чем вы пишете. Я ей ответила, о животноводстве в Африке. Она была дико обескуражена, начала рыться в каких-то своих блокнотиках, чтобы вспомнить, о чем я пишу. И даже шутить бессмысленно, потому что вот так вот они считают возможным приходить на интервью, зная, что им интервьюируемый все сам расскажет, поэтому совершенно можно не озабочиваться изучением, хотя бы приблизительным того, что человек сделал.

К. ЛАРИНА – Ира. «Уважаемая Ирина, я тоже вас вчера видела по телевизору и был очень восхищен вашим выступлением. Я люблю вас! Андрей».

И. ПЕТРОВСКАЯ – Спасибо, Андрей. А я подумала, что вы сейчас как раз будете спорить с Лариной и скажете, а вы чего-то, матушка, подурнели.

К. ЛАРИНА – «Во вчерашнем МК в разделе «Светская жизнь» на 13-й странице заметка о Заворотнюк. Две фотографии: она с Жигуновым и с первым мужем, но подписи расположили неправильно. Написано под другой фотографией «Настя с первым мужем», а это неправильно», - пишет нам Татьяна.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Ну, только можно порадоваться за Заворотнюк и первого мужа и Жигунова, что читатели уже до такой степени в проблеме в теме, и это вообще уже, по моему ощущению, переходит какие-то все границы, потому что заслуги конкретного, в данном случае Анастасии Заворотнюк, заслуги ее перед отечеством, перед телевидением и кино, по сравнению с тем, сколько написано о ее личной жизни, в общем, представляются мне куда меньше, потому что я не знаю, кого еще обсуждает пресса с такой… пресса опять, видишь, употребляю это слово.

К. ЛАРИНА – Пресса – что делать.

И. ПЕТРОВСКАЯ – С такой невероятной интенсивностью. И с такой страстностью, и я не знаю, еще наверное несколько лет на этом можно продержаться, правда, потом интерес в отсутствии творческих, если их не будет, достижений, наверное спадет как-то. Но это вот меня потрясает. Нет важнее сегодня персоны. И включаешь все электроприборы и утюг, и отовсюду Анастасия Заворотнюк или же обсуждение того, что у нее происходит на личном фронте.

К. ЛАРИНА – А ты видела последний номер журнала «Rolling Stones»?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет.

К. ЛАРИНА – Там на обложке Андрей Малахов с зашитым ртом.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Но это что, пожелание?

К. ЛАРИНА – Не знаю. Но это впечатляет, сразу обращаешь внимание. Если это шутка, то, по-моему, очень хорошая.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я не помню, на прошлой неделе мы это говорили или нет. Я прочитала вот эту его книгу.

К. ЛАРИНА – А-а!

И. ПЕТРОВСКАЯ – Клянусь тебе, «Мои любимые блондинки» и должна сказать, что она мне, в общем, понравилась.

К. ЛАРИНА – Буккер.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Ну не буккер конечно, но большая книга. Нет, не в этом дело. Там он описывает вот это закулисье, еще даже не «Пусть говорят», а «Большой стирки», хотя я думаю, что вряд ли изменилось что-то с тех пор. И видно и он его высказывает отношение, крайне ироническое, ко всему, что происходит у него на собственной программе, к этим героям, когда во время не приходит герой, подсаживают кого-нибудь из съемочной группы, ему удалось передать весь этот цинизм. И я бы сказала, даже маразм может быть этого жанра, в котором он работает. Это любовная история, она там сама по себе, и она не главная.

К. ЛАРИНА – Я прочитала фрагменты, они меня как-то впечатлили очень сильно по своей стилистике. Ну, просто жуть какая-то.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Любовную я не беру, я беру только вот эту профессиональную.

К. ЛАРИНА – Язык какой-то убогенький.

И. ПЕТРОВСКАЯ – У меня такое ощущение, что он любовную намеренно описывает в стилистике женских дамских романов, потому что вся остальная история описывается вполне человеческим языком.

К. ЛАРИНА – «Вы меня не поняли, - Татьяна пишет, - подпись под фотографией Заворотнюк сместилась, и она попала на фотографию овцы, зарезанной мусульманами, два мусульманина несут жертвенную овцу, а под ней подпись «Настя с первым мужем».

(Смеются).

И. ПЕТРОВСКАЯ – Ну что, это из разряда газетных ляпов. Не знаю, можно ли за это подать в суд на газету за оскорбление чести и достоинства.

К. ЛАРИНА – «Уважаемая Ирина и Ксения, было бы очень интересно, если бы была бы в вашей передачи рубрика, где оглашались бы рейтинги самых провальных и самых успешных ТВ в прошедшей неделе». Так это вы и делаете, когда вы нам звоните, вы же что-то ругаете, что-то хвалите.

И. ПЕТРОВСКАЯ – А вообще можем мы это делать, потому что регулярно публикуются хитовые программы. Должна вам сказать, что уже из недели в неделю на первом месте наш с Ксенией любимый проект «Первого канала» «Звезды на льду».

К. ЛАРИНА – Сегодня финал что ли?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Финал как таковой был уже в прошлый раз, то есть жюри уже определило победителя, ими стали Башаров и Навка. Сегодня, я так понимаю, что это зрительское голосование и шоу. И, судя по анонсам, там будут всякие сюрпризы, и будут меняться партнеры.

К. ЛАРИНА – Как расстроил Плющенко. Ну, скажи, лучшие люди гибнут! Скажи мне, почему все так происходит?

И. ПЕТРОВСКАЯ – А что скажи?

К. ЛАРИНА – Он вступил в партию пенсионеров.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да не Плющенко – Сихарулидзе.

К. ЛАРИНА – Здравствуйте, Сихарулидзе в «Единой России» давным-давно. А Плющенко на этой неделе торжественно вступил в партию Миронова и его товарищей. И стал нести какую-то пургу по телевизору. Кстати, это телевизионная тема. Нес пургу про то, что нужно работать с молодежью, надо вовлекать молодежь в политику. Думаю, боже мой, ну где ты, зачем ты это делаешь? Зачем душу свою губишь. Сихарулидзе вообще похож на, к сожалению, не очень далекого человека, он меня расстроил ужасно. Но он меня уже давно расстроил, когда он еще письмо подписал открытое в адрес зарубежных средств массовой информации по поводу того, что очерняют губят Россию поганые наймиты американские. Это тогда уже все было понятно. Но Женя Плющенко, зачем тебе это?! Что тебе не хватает?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Вот вопрос. А зачем актерам вступление в партию, а зачем каким-то еще выдающимся достаточно людям.

К. ЛАРИНА – А зачем адвокатам, простым представителям правительства в конституционном суде возглавлять правую партию? Зачем?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Ну, хотя бы правая в данном случае.

К. ЛАРИНА – Не знаю.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Так, во всяком случае, нам сообщают. Так вот, я продолжу, если ты позволишь.

К. ЛАРИНА – А где я тебя увела? Откуда?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Ты меня увела от самых популярных программ. Так вот, на первом месте и на этой неделе были «Звезды на льду», а «Танцы на льду» съехали на какое-то весьма уже невысокое место на канале «Россия». Я, кстати, думала почему первый проект вот такой был успешный, он побил всех на канале «Россия», а этот не «Танцы на льду», а как он называется? «Танцы со звездами». А этот менее успешный. Обнаружила вот что. Что там участвуют в ранге звезд люди, которых мы практически многих не знаем. Вот эта новая сейчас мода:, человек, которого раскручивает телевизор…

К. ЛАРИНА – А, они в сериалах.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Ну конечно, он снялся в одной – двух ролях, мы еще понятия не имеем, как его зовут даже не запомнили.

К. ЛАРИНА – Ты знаешь, с другой стороны, случай с Носиком, Александр Носик, которого я вообще не знала, что это за артист, где он снимался, «Звезды на льду». Очаровательный совершенно парень, мне кажется.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Хорошо. Но он был среди все-таки достаточно большого количества настоящих звезд. А здесь когда ты никого практически из танцующих не знаешь, может быть, в этом спад интереса к «Танцам». Но я услышала, что уже сейчас готовятся «Танцы со звездами-2», где будут участвовать предыдущие победители, и в том числе Маша Ситтель, и вновь готовятся «Танцы на льду», так что много еще чего будет впереди. Это со «Звездами» мы заканчиваем. И на втором или третьем месте была программа на этой неделе «Чистосердечное признание», которая была посвящена памяти Любови Полищук. Если ты видела или не видела «Чистосердечное признание»?

К. ЛАРИНА – Я не помню, что это было, но видела на НТВ. Мне понравился фильм.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Дело в том, что меня как-то возмутило, даже не возмутило, а покоробило, что это помещается в формат абсолютно криминальной программы, у которой свой имидж совершенно.

К. ЛАРИНА – Я не видела заставку, я не знала, что это «Чистосердечное признание».

И. ПЕТРОВСКАЯ – А голос вот этот нагнетающий?

К. ЛАРИНА – Но он везде одинаковый. Я уже к нему привыкла.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, он не везде, он именно в «Чистосердечном признании» совершенно особый, потому что он привык сообщать, что педофил в этот момент идет за своей жертвой.

К. ЛАРИНА – Ира, я поняла, о чем ты говоришь, но мне кажется, как раз в этом ничего страшного нет. Они ничем не оскорбили память Любови Полищук. Тактично фильм сделан.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Там у меня есть претензии по поводу тактичности, но даже этот формат оказался бессилен перед персоной и той жизнью, которую прожил ушедший человек. И также еще отмечу, она еще не попала в рейтинги, мне показалась как раз наиболее адекватной и тому, что произошло, и соразмерной масштабу личности Любови Полищук – это программа, которую сделали Борис Берман и Эльдар Жандарев. Это прошло в среду вместо программы «Последние 24 часа Андрея Ростоцкого». Это как раз было 9 дней. И была удивительно какая-то пронзительная нежная очень точная программа. И в этот день, кстати, «На ночь глядя» не вышла. То есть это был вариант, наверное «На ночь глядя», но просто в несколько ином формате. И явно, что это было сделано очень быстро, но там использованы еще интервью, которые Боря Берман брал у Полищук 15 лет назад. Вот говорю, вот тут было какое-то очень точное попадание.

К. ЛАРИНА – «Довожу до вашего сведения, - Валентина пишет, - ваша любимая Эллина Быстрицкая, певец Басков, красавица Оксана Федорова – все они члены партии жизни Миронова. Примите к сведению». Это мы все знаем, Валентина. Жалко конечно. Но что касается Оксаны Федоровой, мне кажется, там все понятно. Эллина Быстрицкая всегда была активным партийным деятелем, и в годы советские, поэтому тоже здесь для меня нет открытия никакого. Ну а Басков – ну, чего там говорить. Я говорю, когда лучшие люди гибнут – вот мой пафос. Жалко.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Даже они не гибнут, а просто спрашивается действительно – зачем. Я понимаю, когда идут какие-то функционеры мелкие в партию, дли них это, может быть, они так думают, способ для делания карьеры, продвижения, потому что, наверное, скоро, как раньше без членства в КПСС было невозможно продвижение, так, наверное, сегодня или скоро будет невозможно продвижение по карьерной лестнице без членства в «Единой России» или в мироновской партии.

К. ЛАРИНА – Но когда есть собственно дело, есть талант и призвание, которые, по сути, определяют твою судьбу, жизнь твою, зачем тебе это нужно? Объясни мне.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Это вопрос риторический. Теперь я вижу, что ты в прошлой жизни была актрисой. Но я не могу ответить на этот вопрос, потому что не состояла никогда ни в одной из партий: ни в коммунистических, ни в каких.

К. ЛАРИНА – А в комсомоле, небось, была?

И. ПЕТРОВСКАЯ – А в комсомоле была. Но у меня случилась неприятная история, я потеряла комсомольский билет, когда заканчивала факультет журналистики, и затаилась с тех пор. И как-то так получилось…

К. ЛАРИНА – А пионером тоже была.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Ну, была, а куда же денешься.

К. ЛАРИНА – А октябренком?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Более того, одна из первых вступила, естественно. И была вполне активным пионером. Но извините, времена-то меняются. Я еще раз говорю, как говорил мой муж в свое время, когда его спрашивали, зачем он в партию вступал, он говорил, что быть журналисту в то время беспартийным это все равно, что ходить без штанов. И это правда была. Потому что журналист обязан был состоять практически любой в этой партии, потому что иначе у него не было доступа, например, в обком, если ты ехал в командировку, ты проходил по партийному билету. Но это было некое правило игры. Любил ты, не любил это, всерьез относился с уважением или нет.

К. ЛАРИНА – Но находились люди, которые все равно не принимали даже такую условность.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Вероятно. Но журналистика всегда была – «идеологический фронт» в то время называлась. Нам так повезло, что мы на стыке этих эпох вошли в профессию, и не нужно было уже хотя бы на этот компромисс идти с самим собой.

К. ЛАРИНА – 11.30 – это новости. Потом продолжим, телефон включим.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Ну что, переходим к телефонной связи.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Пейджер еще.

К. ЛАРИНА – Пейджер пейджером, а роскошь живого человеческого общения ничто не заменит. 783-90-25 – телефон для москвичей 783-90-26 – для тех, кто слушает нас в других городах. Ваши вопросы, ваши суждения, ваши мнения. Может быть, какие-то программы, которые вам удалось посмотреть на неделе, а мы с Ириной их не увидели или забыли про это сказать. Пожалуйста. Ало. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Алло. Здравствуйте. Меня зовут Роман. Я тоже смотрел «Культурную революцию», я не согласен с Ярмольником. Надо всех выводить на чистую воду. Ведут двойную, тройную жизнь, а «желтая пресса» делает благое дело, ибо сказано, все тайное должно становится явным.

К. ЛАРИНА – Браво!

СЛУШАТЕЛЬ – Скуратов тот же – пожалуйста. Ковалев. Вот Калягин ваш бабу изнасиловал.

К. ЛАРИНА – Никто не знает этого! Мы так давайте не говорить. В новостях не было.

СЛУШАТЕЛЬ – Как же, об этом и писали.

К. ЛАРИНА – Это было в «желтой прессе».

СЛУШАТЕЛЬ – Дыма без огня не бывает.

К. ЛАРИНА – Бывает!

СЛУШАТЕЛЬ – Поэтому я считаю, что «желтая пресса», во-первых, публичные люди, публичная пресса – это сиамские близнецы, они не могут существовать друг без друга.

К. ЛАРИНА – Роман, но ведь все равно вранья тоже много, согласитесь с этим.

СЛУШАТЕЛЬ – Вы понимаете, почему не врут про Ульянова, почему не врут про многих других актеров?

К. ЛАРИНА – Согласна с вами, я тоже считаю, что если человек не хочет, чтобы о нем писали, то никто о нем писать и не будет. Я с вами соглашусь. Я тоже в этом убеждена, потому что все люди, которые подписали письмо в защиту собственную от «желтой прессы», они как раз, по-моему, в разные периоды жизни иногда им очень нужна была «желтая пресса».

И. ПЕТРОВСКАЯ – Там списочек был странноватый.

К. ЛАРИНА – И они спокойно пользовались ее услугами. Согласись.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Это да. Но там были и люди, которые не пользовались никогда услугами, и тогда меня удивило, что там были Инна Чурикова, Глеб Панфилов, но я думаю, они подписали из солидарности с Абдуловым. Но вообще в принципе конечно, если бы у нас была нормальная человеческая отлаженная цивилизованная судебная система, то наврали – тогда да, подавайте в суд. И даже не обязательно это материальное что-то отсуживать, а просто, чтобы все бы знали, что вот эта газета, этот журналист наврал, его вывели на чистую воду.

К. ЛАРИНА – И такие прецеденты были, кстати.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Безусловно.

К. ЛАРИНА – Человек не кричит везде, не пишет письма президенту. Я знаю, такая история была у Иосифа Райхельгауза, главного режиссера «Школы современной пьесы», когда он просто подал в суд на журналиста за оскорбление и выиграл этот суд, ему были принесены публичные извинения, и в газете об этом было написано.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Но опять же я повторю, это при условии конечно же что все объективно, справедливо. И суд не становится на сторону богатого знаменитого и того, кто может его еще и подмаслить, а все-таки объективно разбирает эту проблему.

К. ЛАРИНА – Так они же не подают в суд в большинстве своем. Они пишут президенту письма. Жалуются.

И. ПЕТРОВСКАЯ – В том-то и дело. Все поставлено с ног на голову. Поэтому…

К. ЛАРИНА – Кобзон, кстати, сколько раз выигрывал суды, между прочим.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я понимаю, это ужасно тягомотное дело. Но кому-то надо это начинать и наконец вступить в такие сутяжничество и в то, чтобы добиваться своей правоты, но не вот таким способом: писать президенту или требовать всех закрыть, цензуру и т.д.

К. ЛАРИНА – А что, что за собой надо следить, я тоже тут с Романом соглашусь. Публичный человек на то и публичный человек, значит, он должен все-таки думать немножечко, каким он выглядит и в частной жизни. Да, действительно, если ты человек публичный, естественно, что есть дело до всего твоим фанатам, твоей публике. В том числе и до частной жизни. Уж как ты там себя ведешь, это твое, конечно, частное дело, но что же, потом не жалуйся, почему меня сфотографировали пьяным. Не пей!

И. ПЕТРОВСКАЯ – Тут сложная точка зрения, потому что я считаю, что влезать и подстерегать…

К. ЛАРИНА – Но не в квартире же.

И. ПЕТРОВСКАЯ – В квартиру тоже залезают. И подкупают консьержей, соседей. Это другое дело, когда ты вышел на вечеринку, когда ты на улице, когда ты в театре, когда ты в кинотеатре – где угодно – вот тут изволь, если ты хочешь, чтобы о тебе все были хорошего мнения, и чтобы о тебе писали хорошо, изволь тогда сохранять лицо. Если ты напился, как свинья, если ты матерился, если ты вел себя непотребно, то извини.

К. ЛАРИНА – Давайте дальше. Следующий звонок, пожалуйста. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте.

К. ЛАРИНА – Как зовут вас?

СЛУШАТЕЛЬ – Михаил. Давайте о хорошем.

К. ЛАРИНА – Ой, давайте!

СЛУШАТЕЛЬ – Мне кажется, хорошим событием это был показ фильма, я даже не знаю, как называется – телевизионный фильм, музыкальные, вокальные параллели…

К. ЛАРИНА – А Хамдамова.

СЛУШАТЕЛЬ – И наконец-то мы увидели хоть один фильм Рустама Хамдамова, и его был комментарий – прекраснейший фильм, исполнение исключительных казахских оперных певиц. И Эрика Карунгалиева. Просто прекрасный фильм.

К. ЛАРИНА – Спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ – Как ваше мнение, Ирина Евгеньевна? Если вы видели его.

К. ЛАРИНА – Ты видела?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Не убавишь, не добавишь. Все сказано. Я действительно, поскольку ты так сформулировала, что может, чего-то мы не увидели и не сказали о хорошем, я много чего увидела. И вот хочу сказать хорошее о фильме Алексея Поборцева на НТВ, который назывался «Союз нерушимый», который восстановил события последних дней СССР, причем не высказывал свою точку зрения, как сегодня модно, а предоставил слово всем с разных сторон очевидцам, свидетелям и участникам тех событий, получилось действительно очень такая емкая и многое объясняющая картина. Помимо того она еще восстанавливает тогдашнее ощущение, потому что там очень много хроники. И ты понимаешь все-таки, какое действительно это было опасное и ужасное во многом время, и как мы все-таки далеко от этого ушли. Я имею в виду начало 90-х – конец 80-х. Оно было по-своему прекрасное, в то же время и ужасное, когда буквально на глазах все разваливалось. И теперь уже понятно, на каком краю стояла страна. Вот это я бы хотела обязательно отметить.

К. ЛАРИНА – Давайте еще звонок, пожалуйста. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день.

К. ЛАРИНА – Добрый. Как зовут вас?

СЛУШАТЕЛЬ – Сергей меня зовут. Рад, что дозвонился, спасибо за передачу. Не могли бы вы, уважаемые дамы, сказать. В среду анонсировалась телепередача по ТВЦ «Улица твоей судьбы» о погибшем священнике. Я, к сожалению, не успел посмотреть. Если она была, что там было, и каково ваше мнение вообще о событии и об этой передаче, в частности. Спасибо.

К. ЛАРИНА – Про передачу я не знаю. Ты видела? Я поняла, что она была.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Не «Улица моей судьбы», а они сделали специальный выпуск вот этого, у них есть линейка такая, может быть, «Улица моей судьбы» была, я ее не видела – «В центре внимания» называлась.

К. ЛАРИНА – И там показывали фрагменты из этой передачи.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Он где-то не очень давно был в этой программе. А о чем наше мнение? О гибели этой страшной? Что тут скажешь? Это какой-то край тоже уже. Это край, это немыслимое какое-то озверение. И еще ужас оттого, насколько мы плохо знаем, чем сегодня живет провинция и глубинка, и по-прежнему продолжаем вот эти свои прекраснодушные рассуждения о том, какой народ богоносец.

К. ЛАРИНА – А что, у нас патриарх ничего по этому поводу не говорил?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я ничего не слышала от патриарха по этому поводу.

К. ЛАРИНА – Вот это меня поражает больше всего.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Это такая озверелость! Меня два факта потрясли в последнее время, последние несколько месяцев. Это когда просто сейчас процесс начался или идет уже: ни за что ни про что в алтайском крае наш коллега журналист (кстати, он в «Известиях» тоже, он из Омска сам, и в «Известиях» публиковался), поехал с семьей, с двумя маленькими детьми и с женой на машине в отпуск.

К. ЛАРИНА – Там наркоман какой-то…

И. ПЕТРОВСКАЯ – Даже еще не понятно, наркоман, не наркоман, просто 16-летнй ублюдок (другого слова я не подберу) захотел показаться на его машине на подержанной «Mitsubishi»? для этого и ради этого он расстрелял всю семью, добил детей палками, камнями, скинул их в реку и поехал кататься. И самое поразительное, что вокруг в этой деревне, где он жил, все это знали, помогали его дружки ему уничтожать какие-то вещественные доказательства, они катались на этой машине до тех пор, пока не пропороли бензиновый бак. Потом бросили машину. И когда взяли – ну чего, да, захотели покататься. Понимаешь, это уже какая-то непостижимая для меня абсолютная, это людьми уже не назовешь. Но при этом это все уже обыденно. Не то, что зверь вырос – нет, рос пастушок 16-летний.

К. ЛАРИНА – Ира, я хочу тебе сказать, все-таки что это ни в коей мере ничего не является, не говорит о проявлениях народа, менталитета народа, потому что такие случаи, к сожалению,..

И. ПЕТРОВСКАЯ – К сожалению, говорит.

К. ЛАРИНА – Нет, такие случаи, к сожалению, они не только в России происходят, посмотри сколько мы с тобой видим в новостях в Америке или в Европе, когда берут оружие и приходят просто так стрелять в своих же одноклассников. Просто так.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да. Но дело в том, что я помню прекрасно эти публикации по этому поводу и сейчас в связи с гибелью отца Андрея, в каком убожестве, пьянстве живет вокруг село, деревня, я не знаю, край.

К. ЛАРИНА – Боже мой, спальный район Москвы.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Спальный район Москвы. Вот в этом же ужас.

К. ЛАРИНА – Промзона вот эта страшная.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Когда это делается просто. Даже зверь так просто не убьет, ему нужно поесть, он поэтому пойдет и кого-то загрызет. А это просто так. Не знаю, может быть, в случае с отцом Андреем это была еще и месть какая-то. Но опять же, если это месть, и если это не какие-то….

К. ЛАРИНА – Да нет, что бы ни было! Меня меньше всего волнует, из-за чего.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Детей, беременную жену – это не укладывается в голове.

К. ЛАРИНА – Фашистские такие проявления абсолютно.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Фашизм – он осознанный. Он омерзителен, но он осознан. А это зверство. Ну, вот захотелось человеку зверства. И он считает возможным. А общем, чего тут обсуждать. Это то, что не укладывается просто в голове.

К. ЛАРИНА – Еще. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте.

К. ЛАРИНА – Пожалуйста, представьтесь.

СЛУШАТЕЛЬ – Меня зовут… Я из Ижевска.

К. ЛАРИНА – Еще раз, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ – Саша.

К. ЛАРИНА – Слушаем вас внимательно.

СЛУШАТЕЛЬ – Я две недели уже, как смотрю передачу «Человек и закон». Меня, знаете, что удивляет? Пиманов говорил в первой передаче о футболе, что команду «Зенит» очень здорово засудили. А на этой неделе все наоборот, что команда ЦСКА пострадала. Да как это можно понять?!

К. ЛАРИНА – Еще раз. Ты поняла, Ира?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет.

К. ЛАРИНА – Что одно другому противоречит что ли? Саша, скажите, объясните нам.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Может, это разные матчи?

СЛУШАТЕЛЬ – Так тогда вообще не стоит этому человеку.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Нет, простите, он разные имел в виду игры и матчи?

СЛУШАТЕЛЬ – Да. В одной передаче он сказал, что команду «Зенит» засудили.

К. ЛАРИНА – А через неделю…

СЛУШАТЕЛЬ – А на следующей неделе уже на 180 градусов повернул в другую сторону.

К. ЛАРИНА – И что сказал по поводу «Зенита»?

СЛУШАТЕЛЬ – Что, мол, «Зенит» сам виноват.

К. ЛАРИНА – Понятно. Ну, мало ли, прозрел человек за неделю. Мало ли. Бывает же. Все живые люди.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Не знаю, ничего не могу сказать, потому что именно эти две недели не смотрела, поэтому про «Зенит» - не знаю.

К. ЛАРИНА – Человеку свойственно ошибаться, признавать свои ошибки. Может, он прозрел.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Опять же хочу вклиниться в паузу между звонками. Еще вчера, если ты видела, была такая очень осмысленная дискуссия в «Народ хочет знать» по поводу принятия закона о поправках к избирательноvу закону.

К. ЛАРИНА – Я поняла, Хакамада была.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Там была Хакамада, там тоже был Андроник Мигранян, и были еще Гудков и Плигин. И меня, кстати, поразил Геннадий Гудков, который, оказывается, был один из немногих, кто воздержался при голосовании. Но самое главное, там была очень активно представлена вот эта публика, тот народ, который обычно достаточно такой вялый. И сама по себе дискуссия вдруг неожиданно была такого очень серьезного накала, хотя вроде бы Андроник Мигранян поначалу сказал, что это вообще никого не интересует, и все безразлично относятся к тому, какие поправки к избирательному законодательству принимаются. Ничего подобного. В общем, выяснилось, что, во всяком случае приглашенные люди, вполне активные в неприятии очень многого из того, что сегодня принимается. И какая-то она была очень такая напряженная эта дискуссия и в то же время не расплывчатая, а конкретная. Вопросы задавались очень конкретные, ответы были очень внятные.

К. ЛАРИНА – Вот тут по поводу реакции патриарха наши слушатели пытаются хоть что-то вспомнить. И сам по себе этот факт таких очень сложных тяжелых по этому поводу попыток вспомнить что-то о многом говорит. Лора Борисовна пишет: «Патриарх высказался по поводу гибели этого священника, у них там было какое-то совещание в патриархии, он высказал свою скорбь». Инна пишет: «Дорогие ведущие, я слышала, что сказал патриарх по поводу гибели священника. Он сказал, что у нас в стране много врагов, которые могли совершить…» Понимаете, в чем дело. Это не что-то где-то какое-то совещание, это скандал, это ужас, это не знаю… мне кажется, что должен чуть ли не Собор собирать. Это звон, из ряда вон выходящее событие. Это что-то неладно в королевстве у патриарха Алексия, если такое происходит. Разве это не повод собрать Всенародный собор и поговорить по этому поводу и посмотреть, что у вас там в этих епархиях происходит.

И. ПЕТРОВСКАЯ – По крайней мере, обратиться к пастве. Как минимум, к пастве. Я думаю, что в любой момент патриарху предоставят любой канал, время. И высказать это, потому что, может быть, хоть слово патриарха кого-то вразумит или остановит в какой-то последний момент. Вот этот тот самый случай, когда как раз необходимо абсолютно однозначное высказывание церкви по любому из каналов, а не по поводу выборов. К выборам у нас иерархи призывают. Или к отказу от либеральных ценностей по телевизору. А вот когда такое происходит, то конечно ждешь. Мы знаем, что, к сожалению, и по самым очень страшным событиям из не жизни церковных деятелей, а вполне гражданских людей, не всегда наши лидеры государства выступают. Так и в данном случае.

К. ЛАРИНА – Но здесь сам бог велел. Извините за такую поговорку, вполне уместную. Ну что же это такое? Что происходит с народом, ты говоришь. Что происходит с народом, в том числе и с теми, кто является частью этого народа, которые от имени народа говорят в телевизоре.

И. ПЕТРОВСКАЯ – С теми, кто должен вести, вразумлять.

К. ЛАРИНА – И указывать, что хорошо, что плохо.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Абсолютно однозначно расставлять акценты. Потому что это та самая история, где не может быть каких-то иных ни толкований, ни мнений, даже независимо оттого, за что, почему, кто убил. Просто волосы дыбом абсолютно и конкретно, я не знаю, антихрист явился и вот такое сотворил.

К. ЛАРИНА – Зато я видела по телевизору в «Вестях», не забуду никогда. Не знаю, что была за… ранним утром сюжет о том, как священник освещает танки в танковой дивизии.

И. ПЕТРОВСКАЯ – «Освящается сия колесница».

К. ЛАРИНА – Да. Машет кадилом. Понимаешь, вот тут почему-то об этом говорят, показывают и считают это чуть ли не главным делом своей жизни. Исполнил волю божью. Понимаешь.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Ну, или участвует в каких-то вполне светских дискуссиях. Уже появились такие медийные батюшки, персонажи, которые тоже не сходят с экрана телевизора. Ну, так вот когда действительно правильно, как сам бог велел, вот тут как раз их и нет.

К. ЛАРИНА – Ну что, еще что ли успеваем?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Давай, может, скажем про следующую неделю.

К. ЛАРИНА – А давай впрыснем еще парочку телефонных звонков.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Хорошо.

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Это Николай говорит. Вот вы сейчас последнее выступление здесь или разборка о том, что религия. Вы представляете, что если человек неверующий, положим, атеист, он может беседовать с кем угодно, и его не будут признавать врагом. Ведь возможно, этого священника убили, положим… ну, любой другой конфессии.

И. ПЕТРОВСКАЯ – И чего?

К. ЛАРИНА – Ира, не надо, не реагируй. Алло. Здравствуйте. Алло! Давайте, еще один звонок успеваем. Включайте в эфир, пожалуйста. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Меня зовут Михаил. Я хотел сказать, что если священника убили действительно деревенские, пьяницы, но ведь это же социальное явление. Это результат последних 20-ти лет, когда у людей нет работы, когда им внушили, что работать вообще не обязательно, главное – получить откуда-либо деньги и развлекайся. Молодежь воспитана именно так. Это результат вашей работы, в том числе. Средства массовой информации.

И. ПЕТРОВСКАЯ – А до этого не пили, да?

СЛУШАТЕЛЬ – Если это сатанисты… раньше пили существенно меньше.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Когда раньше-то? А сухой закон когда решили вводить?

СЛУШАТЕЛЬ – В 85-м году, я тогда жил. Я помню.

К. ЛАРИНА – И я тогда жил.

И. ПЕТРОВСКАЯ – А почему сухой-то закон решили ввести?

СЛУШАТЕЛЬ – Так вот не пили по столько.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Послушайте, а сухой закон почему решили ввести, если столько не пили?

К. ЛАРИНА – В 85-м году, кстати, сухой закон был.

СЛУШАТЕЛЬ – А вот сухой закон, кстати, принес очень много хорошего. И его охаивают совершенно зря.

К. ЛАРИНА – Понятно.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Ну чего тут скажешь.

К. ЛАРИНА – К телевизору мы уже не вернемся, потому что тема такая, которая…

И. ПЕТРОВСКАЯ – За 20 лет назад мы вообще не смотрим. А сухой закон, может быть, он чего-то хорошее и принес, но в то же время в то время именно увеличилось количество паленого алкоголя, отравлений и т.д., не говоря уже о том, что боролись с виноградниками. Бессмысленно говорить. И смысл-то в чем. Что раньше такого не могло быть? У нас когда отца Меня-то убили, Александра Меня?

К. ЛАРИНА – В 90-м.

И. ПЕТРОВСКАЯ – И до сих пор не раскрыто, да?

К. ЛАРИНА – Топором зарубили.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я думаю, что это все наши иллюзии. Если об этом не говорили в свое время, а прежде. Кстати сказать, и церковь тогда еще прежде была разрушена, между прочим.

К. ЛАРИНА – И резали, и убивали.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да, но церковь, если мы вспомним, при советской власти, она все-таки не имела ни такого влияния, многие приходы вообще были закрыты, они открылись уже в начале 90-х вновь. И все я думаю, было это, все просто микшировалось, не сообщалось нам. А то, что результат нашей ли работы, либо последних 20 лет, к сожалению, увы и ах – нет. Сколько мы знаем примеров и об этом нам рассказывают по тому же телевизору, когда деятельный какой-нибудь человек приезжает в ту или иную деревню или из местных и пытается построить хоть какое-то производство, какую-то ферму; и первое, что делают его прекрасные соплеменники – либо поджигают эту ферму, либо, отработав несколько дней, получив деньги, напиваются и не приходят на работу.

К. ЛАРИНА – О чем и замечательно рассказано в фильме Андрея Кончаловского «Курочка Ряба».

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да, причем очень и очень давнем. Очень.

К. ЛАРИНА – Ну что, ты хотела про следующую неделю сказать?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Про следующую неделю. Я лично чего я жду – 3-серийного документального фильма Леонида Парфенова под названием «Лично Леонид Ильич» к 100-летию Леонида Ильича Брежнева.

К. ЛАРИНА – Это на каком?

И. ПЕТРОВСКАЯ – На «Первом канале». Сделал фильм. Понедельник, вторник, среда, 22.30. Я и мы все прекрасно знаем творческую манеру Парфенова, и мне кажется, что это должно быть очень интересно, потому что он явно не ограничится ни анекдотическими сторонами существования дряхлого Брежнева, ни тем более не будет никакого апофеоза, а скорее всего это будет в духе Парфенова – вот такое современное историческое полотно. И наверняка вполне остроумное. И еще остроумный ход. НТВ тоже к 100-летию Брежнева покажет в другой день (только посмотрите по программе) фильм 1976-го года называется «Повести о коммунисте», то есть это при жизни Брежнева к 70-летию снимался.

К. ЛАРИНА – Из серии канала «Ностальгия».

И. ПЕТРОВСКАЯ – И любопытно будет, во-первых, это сравнить. Понятно, в чью пользу сравнение. Но просто увидим, как делались такие апологетические фильмы. Вспомним.

К. ЛАРИНА – А то как-то быстро забываем все.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Еще на канале «Культура» я для себя отметила обязательно надо будет смотреть авторскую программу Натальи Ивановой. Это критик очень интересный литературный и историк литературы. Программа, посвященная Пастернаку. Мне кажется, это тоже должно быть очень интересно. Вот из того, что я успеваю проанонсировать, то, что мне кажется надо обязательно не пропустить. Не говоря уже о том, что продолжается любимый, близкий нашему сердцу с Ксенией Лариной фестиваль Московского художественного театра.

К. ЛАРИНА – Сегодня «Гамлета» посмотрите.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Новейший спектакль. На прошлой неделе были «Головлевы», по-моему. Конечно, это необычайно важная вот такая культурная акция.

К. ЛАРИНА – А что «К барьеру!» было? Я вот пропустила в этот раз.

И. ПЕТРОВСКАЯ – «К барьеру!» обсуждали опять такие СНГ – могло ли быть иначе. Бабурин и Немцов.

К. ЛАРИНА – Ага, типа, закономерен ли был распад? И чего?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Естественно, победил Бабурин со словами, что вполне можно было его сохранить, ну, и естественно постарались всякие злобные силы. Точно так же, кстати, и в программе «Судите сами» обсуждалось то же самое. Это любопытно. Буквально закончилось к «Барьеру!»…

К. ЛАРИНА – 15 лет все-таки.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Да, но тем не мене. И тоже большинство присутствовавших в студии проголосовали за то, что… я не помню, как там был сформулирован вопрос, но смысл в том, что они жалеют о том, что Союз распался.

К. ЛАРИНА – А ты?

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я? Ой, сложный вопрос. В чем-то – да, жалею, но боюсь, что я не столько о союзе жалею, сколько…

К. ЛАРИНА – Об утраченной молодости.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Об утраченной молодости, да. Потому что я припоминаю 86-й, 87-й годы, как раз у меня родился ребенок, и начались все эти страшные (страшные с точки зрения жизни обычного человека), уже полное исчезновение и продуктов и всего, и конечно это было самое тяжелое время. Это было в буквальном смысле выживание. И вернуться к этому я бы не хотела. И я бы не хотела вернуться к тому пафосу и величию, которое нам бесконечно преподносилось с экранов и в том числе, видимо, в фильме «Повесть о коммунисте».

К. ЛАРИНА – Смотрите канал «Ностальгия» почаще.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Мне хочется жить в сегодняшней стране, но с другой атмосферой в этой стране. А другого у народа, к сожалению, нам никто не может…

К. ЛАРИНА – Там не только народ.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я говорю сейчас о совокупности.

К. ЛАРИНА – В атмосфере.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Вот я и говорю, в другой атмосфере.

К. ЛАРИНА – Во власти, вот в этих людях, в этих лицах, стертых абсолютно. Вот о чем конечно… все-таки были личности даже в советскую эпоху.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Но особенно на переломе эпох были личности, которые мы до сих пор помним.

К. ЛАРИНА – Пойдем-ка поплачем быстренько. У нас будет несколько минут.

И. ПЕТРОВСКАЯ – История все равно не знает сослагательного наклонения. Жалей – не жалей. Я жалею о том, что молодость уходит, ну конечно, что ребенок уже взрослый, а я помню, и хотелось бы еще мелкого, маленького. Но что поделаешь, уже ничего не поделаешь. Все, надо как-то умудряться, приспосабливаться и к этой стране, и к этой жизни и пытаться эту страну делать несколько иной. Другой вопрос, хватит ли сил.

К. ЛАРИНА – С вашей помощью тоже, слушатели наши дорогие. Все. До встречи!