Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2006-02-11

11.02.2006

В эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Человек из телевизора»

Гость студии: Ирина Петровская

Эфир ведет: Ксения Ларина

К.ЛАРИНА: Приветствую я Ирину Петровскую в студии «Эха Москвы». Ира, доброе утро.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Доброе утро.

К.ЛАРИНА: Хочу начать с письма, дорогие товарищи.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Давай.

К.ЛАРИНА: В редакцию пришло письмо. Читаю. «Здравствуйте, Ирина Евгеньевна. Обращаюсь к вам за помощью в защите детской книжки Джоэля Харриса «Сказки дядюшки Римуса» от невежд и мракобесов. Дело в том, - пишет наша слушательница Тюленина Инга Петровна, - что в последней передаче «Момент истины» от 5 февраля 2006-го года, посвященной спорту и здоровью детей, г-н Караулов гневно обрушился на эту книжку. Он вычитал в сказе «Братец Кролик и Братец Лис», что Кролик, - внимание, - уходя на рыбалку, брал с собой бутылочку и там из нее потихоньку попивал. Он настолько возмутился этим развращением маленьких детей, что показал эту книгу – кстати, прекрасно изданную, - пишет Инга Петровна, - большому чину из Минздрава, священнику Чаплину и евразийцу Дугину. Те также возмутились, и каждый предложил свой способ избавления детей от подобных книг. Мне стало очень обидно за одну из любимых книг моего детства. Эти сказки нравились и нашему сыну. Был хороший мультфильм, эти сказки читали и по радио. О писателе в одном из изданий в предисловии было написано: «Джоэль Чембер Харрис – американский писатель, прожил всю свою жизнь среди негров Северной Америки. Прадеды этих людей привезли из Африки веселые смешные сказки про братца Кролика, братца Лиса, братца Медведя и других зверей. Эти сказки рассказывал маленькому писателю дядюшка Римус, старый и очень добрый и ласковый негр. Книгу свою Джоэль Харрис так и назвал – «Сказки дядюшки Римуса». Ирина Евгеньевна, как вы думаете, куда мы идем? Может, скоро станут книжки сжигать на площадях? С уважением, Тюленина Инга Петровна, 64 года, город Москва».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Наш расследователь, смотри как, далеко пошел – в книжку, которой я не знаю, уже сколько лет.

К.ЛАРИНА: Первое издание в Советском Союзе – 1937 год, Детгиз.

И.ПЕТРОВСКАЯ: По этой логике можно, конечно, еще озаботиться душевным здоровьем наших детей, например, в связи с мульфильмом, мультсериалом «Ну, погоди!». Потому что там, страшное дело, Волк, как ты помнишь, вообще курит и даже этот окурок съедает в какой-то момент.

К.ЛАРИНА: Но Волк – это отрицательный персонаж, поэтому он наделен всеми пороками человеческими. А братец Кролик – персонаж положительный.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я бы не стала так однозначно говорить, что Волк отрицательный. Волк, он наделен сразу многими какими-то чертами…

К.ЛАРИНА: …противоречивыми…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и всегда есть надежда, что Волк исправится, потому что рядом с ним есть такой сугубо положительный Зайчик. Ну, что тут скажешь, ну, комментировать – это маразматично. Я просто поражаюсь, что достаточно умные люди к этому подключены. Например, отец Всеволод Чаплин – умный человек. Я уж не знаю, каким образом ему – я имею в виду нашему ведущему лучшему всех времен и народов – удалось на свою сторону склонить. Ну, так мы дойдем до еще очень многих запретов. Потому что я, например, конечно, я не могу сказать, что это настольная книга моя, но помню, тоже в детстве читала, и не могу сказать, что эта сцена каким-то образом мне запала в душу или меня особенно развратила. Надо перечитать, конечно. Потом опять же не факт – там же, по-моему, не сказано, что в бутылочке. Может, это микстура от какого-нибудь, от кашля или что-то еще для полоскания горла. Надо разбираться, мне кажется. Может быть, запрос в Думу нам инициировать с тобой.

К.ЛАРИНА: Кстати, они будут нам благодарны.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да это целое заседание можно посвятить этому.

К.ЛАРИНА: Конечно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Сколько персонажей колоритных придет с речами о том, как растлевают наших детей. Кстати, по поводу детей, мне кажется, можно не ходить так далеко. Вот я, например, изумилась одному обстоятельству – что я на этой неделе не обнаружила программу «Спокойной ночи, малыши». Не могу сказать, что я каждый день ее смотрю…

К.ЛАРИНА: Ну, уже по этому поводу переживали слушатели наши.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Уже переживали?

К.ЛАРИНА: Ну, я насколько понимаю, это связано с фильмом.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ее на час перенесли. Да я все понимаю, я все понимаю, но тем не менее, мне кажется, несмотря на это, все равно самая такая незащищенная часть телеаудитории, которая, очевидно, воспринимает это на таком рефлекторном уровне. Знаешь – «Спокойной ночи», на горшок, в душ и спать. И вот тут, значит, на час перенесли…

К.ЛАРИНА: А куда перенесли – туда, вниз?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, наоборот. Вперед. Ну, то есть было около 9, а стало около 8. Но при этом я не видела ни одного анонса. Мне кажется, да, конечно, это благородная цель преследовалась – дать зрителям посмотреть сериал. Но взрослый зритель при всем при том, что он оказался в ситуации сложного выбора, он в состоянии сделать этот выбор, а малыша – опять же я говорю, я не считаю «Спокойной ночи, малыши» светочем нашего телевизионного разума и лучшей телевизионной программой, напротив, я думаю, что она уже по-своему глубоко устарела, и более того эти 5 минут, сколько это идет, ну, мало дают чего-то для ума и сердца. Но совсем маленькие дети, очевидно, к этому привыкают. И вот можно, мне кажется, в эту сторону посмотреть и подумать.

К.ЛАРИНА: Здесь предлагают по Пушкину пройтись наши слушатели г-ну Караулову: «Выпьем с горя, где же кружка?» Кстати, обращаю ваше внимание, для меня это тоже была такая загадка – дело в том, что в школьных учебниках по чтению еще, поскольку это стихотворение, посвященное няне Пушкина, его изучают, по-моему, в начальной школе – там этого куплета, извините за выражение нет, он изъят по цензурным соображениям.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, видишь, как хорошо – цензура заботится о том, чтобы дети в младшем возрасте не знали, что няня вместе со своим воспитанником иногда себе позволяли…

К.ЛАРИНА: …употребляли…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …заложить за воротник.

К.ЛАРИНА: Я, кстати, даже помню, помню, что когда сын мой учил это стихотворение, он его выучил, вышел к нам на кухню, говорит: «Сейчас буду читать». Я говорю: «Ну, давай, читай». И он прочитал. Я в недоумении говорю: «Минуточку, а там еще есть слова, - говорю я. – Про кружку». Он говорит: «Мама, этого нету». Я говорю: «Как нету? Где? Покажи». Он показал мне учебник – нету, Ир. Видишь, как?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Как без этого, я довольно сложно себе представляю.

К.ЛАРИНА: А вот так. Все обрывается вот на полуслове.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, мы все это проходили, конечно, в самых крайних проявлениях во время антиалкогольной кампании, когда вырезались там – «Заздравную чашу…» из «Травиаты» и еще были масса совершенно анекдотичных историй. Помню, самая прекрасная была, если ты помнишь, фильм «Мимино», из которого вырезали ключевую сцену, когда Фрунзик Мкртычян с Вахтангом Кикабидзе…

К.ЛАРИНА: …в ресторане…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …надрались. И поэтому совершенно не понятно, почему они утром так жадно хотят выпить кефиру.

К.ЛАРИНА: А баню вырезали из «Иронии судьбы» - помнишь?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это другое – и из «А зори здесь тихие» вырезали баню.

К.ЛАРИНА: Нет, баню вырезали в «Иронии судьбы» именно из-за того, что они там…

И.ПЕТРОВСКАЯ: А, по алкогольным соображениям?

К.ЛАРИНА: Конечно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, ну, если из «Иронии…» - этого я не помню, потому что если из «Иронии судьбы» вырезать эту сцену…

К.ЛАРИНА: Вырезали вообще всю сцену.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …то совершенно тогда непонятно…

К.ЛАРИНА: …что с человеком произошло…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, более того, тогда из фильма надо вырезать все. До момента, пока Лукашин протрезвел и обрел способность воспринимать, где он и как он там оказался. Ну, это уж совсем, да, крайняя уже ситуация.

К.ЛАРИНА: Ириш, теперь по поводу «Круга первого» - здесь спрашивают, будешь ли ты на обсуждении в понедельник. Вот буквально сейчас перед передачей мы договорились, что Ира обязательно придет.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да.

К.ЛАРИНА: В понедельник в 20 часов в большую передачу «Ищем выход», где мы целиком будем говорить, целиком и полностью посвятим эту программу обсуждению этого фильма, этого романа и идей, которые транслировал Глеб Анатольевич Панфилов, как автор фильма, с помощью телевизора. Мы об этом поговорим. Ну, если есть какие-то твои соображения – может быть, так тезисно по двум фильмам – давай, скажи. По Солженицыну и по «Золотому теленку».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, мне кажется, мы уже достаточно…

К.ЛАРИНА: …говорили…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …тезисно в прошлый раз высказали. «Золотой теленок» так до конца – я себя заставила, в общем-то, досмотреть, все время ожидая, что, может быть, где-то произойдет вот этот вот прорыв и где-то это монотонное, скушнейшее, совершенно не остроумное зрелище, может быть, на какие-то другие там рельсы… Нет, ничего подобного. И финал крайне неубедительный, и герой главный крайне, на мой взгляд, неудачный, провальный. И вместо, в общем, феерически остроумного героя и очень сложного, по сути, потому что в «Золотом теленке» Остап сложнее, чем в «12 стульях», мы видим вот какого-то такого пошляка. И это происходит от того, что вот этот замечательный текст произносится с каким-то непонятным пафосом, вне контекста взаимодействия с другими героями. Ну, в общем, что тут говорить – классический абсолютно, мне кажется, давно уже не было такого очевидного с первого до последнего кадра провала. Потому что другие сериалы, которые в той или иной степени кто-то считал неудачными, кто-то наоборот считал удачными – ну, возьмем того же «Есенина» - они вызывали хотя бы какую-то дискуссию при том, при сем. Но это невозможно даже обсуждать всерьез как произведение кино- или телеискусства, или как экранизацию достойную произведения. Это просто вот, ну, пустое место и пустой звук. Кончено это для меня, например, и думаю, что очень для многих тоже очень обидно, потому что для многих это любимый роман и герой. И, кстати сказать, ожидания от Меньшикова были огромные…

К.ЛАРИНА: Нельзя без режиссера – вот еще одно подтверждение. Вот каждый раз об этом мы говорим. Без режиссера невозможно – каким бы ни был гениальным артист, без режиссера ничего не будет. Не бывает. Таких чудес не бывает в жизни.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Фирма, которая это произвела и которая…

К.ЛАРИНА: «Централ Партнершип»?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. И которая этот заказ или незаказ, а эту работу отдала вот этой вот дебютантке Ульяне Шилкиной, она же исходила из каких-то соображений. И понять эти соображения…

К.ЛАРИНА: Непонятно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …кроме каких-то глубоко личных, кем-то из руководства двигавших, совершенно никак невозможно. Точно так же совершенно невозможно понять, почему Первый канал эту работу принял в таком виде. Кстати сказать, я не знаю, обсуждали ли вы это или нет, но в одной из газет было извинение сценариста «Золотого теленка»…

К.ЛАРИНА: Да, я слышала об этом.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …по-моему, Ильи Абраменко за вот этот неудачный абсолютно фильм. И он открещивается всячески как сценарист и говорит о том, что если бы его поставили в известность и показали ему то, что получилось – а он уже был на одном из первых этапов отстранен, как он пишет, от участия, после того как сдал свой сценарий, говорит, что отступления колоссальные – так вот, что он бы обязательно снял свои титры, потому что ему просто неловко теперь смотреть в глаза и коллегам, и зрителям.

К.ЛАРИНА: Я хочу вспомнить еще одну работу столь же неудачную, как и эта, ее, кстати, никто не вспоминает. Это фильм Пичула «Мечты идиота».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, где Крылов играл.

К.ЛАРИНА: Которая была тоже абсолютно такой эксперимент, была попытка такую авторскую свою версию представить, экранизацию романа «Золотой теленок» опять же. Да, Сергей Крылов там играл, там играл Женя Дворжецкий Шуру Балаганова – я помню в шлеме, с железными зубами.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да-да.

К.ЛАРИНА: Все это было не то, что неудачно – некрасиво как-то все это было, не смешно, неумно. Вот та же самая участь постигнет, дай Бог, и этого «Золотого теленка», чтобы о нем никто не вспоминал. Ну, пусть мы об этом забудем. Я просто к чему об этом говорю, Ир, потому что я всегда очень нервничаю, когда исходя из какого-то провала – будем называть вещи своими именами – ставят крест на актерах. Это неправильно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет. Я не ставлю никакой совершенно крест.

К.ЛАРИНА: Олег Меньшиков – замечательный артист. Я думаю, что Олег Меньшиков и сам прекрасно понимает, что ничего здесь не получилось. А не получилось, потому что нет решения. Решения нет.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Больше того, один из сотрудников «Централ Партнершип» как раз, которая произвела это произведение под названием «Золотой теленок», сейчас эта же контора произвела «Доктора Живаго». И мне этот человек рассказал – я просто пока не хочу его фамилию называть – что сейчас они отсматривают «Доктор Живаго», где тоже играет главную роль Меньшиков.

К.ЛАРИНА: Ну, там режиссер все-таки, извини меня.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, там Прошкин старший. И говорит, что это замечательно. Ну, вот этому человеку в такой вот неформальной обстановке незачем мне вешать лапшу на уши и заранее пытаться какое-то мое мнение сформировать. Ну, я ему доверяю, он действительно человек со вкусом. И он говорит, что это просто очень хорошо, и что там Меньшиков действительно во всех гранях своего таланта. Дай Бог. Потому что действительно режиссер и, естественно, если бы еще и «Доктор Живаго» вот как-то так же… даже не знаю, какое слово подобрать – но испохабить, то уж точно не простишь.

К.ЛАРИНА: Я не думаю. Я думаю, там тоже будет предмет для обсуждения. Я думаю, что мы эту работу будем обсуждать.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да в том-то и дело – ну, хотя бы есть предмет… В чем привлекательность той или иной работы, которая появляется на телевидении? Потому что ее есть желание или нет желания обсуждать от и до, споря с тем, как, в какой степени воплощен замысел автора, как играют герои, как создают образы. Но здесь даже ни по какой из этих позиций невозможно говорить. Вот с какого места не возьми – все абсолютный пшик и провал.

К.ЛАРИНА: Несерьезно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И эти анимационные вставки чудовищные, которые еще хуже, чем все остальное произведение. И на мой взгляд крайне неудачны те же самые Шура и Паниковский. Притом, что после Паниковского в исполнении Гердта уже вообще, мне кажется, нужно тем более 300 тысяч раз подумать, назначая актера и тем более самому актеру…

К.ЛАРИНА: И придумать, роль придумать!

И.ПЕТРОВСКАЯ: Или придумать, конечно.

К.ЛАРИНА: Ну, что это такое? А этот Шура Балаганов – вообще какая-то гимназистка-девочка такая светлая. Ну, все какое-то…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, да, немножечко кретинический такой персонаж. Даже не гимназистка, а такой беспризорник из республики Шкид.

К.ЛАРИНА: Беспризорница. Ну, я тебе клянусь. У меня ощущение какого-то цветика-семицветика. Потом, знаешь, у меня ощущение какое возникло – что она книжку эту вообще не знает. Она вот сценарий прочитала. Она, может быть, книгу даже и не читала. Я имею в виду автор, режиссерша эта.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, ну, вряд ли. Потому что видишь, она тут пошла слишком даже глубоко…

К.ЛАРИНА: Да фигня это все.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …включив туда разные не вошедшие в свое время версии. Ну, именно что фигня…

К.ЛАРИНА: Фигня.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …правильное слово. Из всего этого получилась еще и фигня. И это еще утяжелило это действие. Оно и так у нее чрезвычайно тяжелое. «В круге первом» - конечно, совсем другая история. Я по-прежнему считаю, что это очень добротная, очень серьезная экранизация именно романа. И во многом она действительно очень соответствует этому роману и духу его, философии. Возможно, да, возможно, мы вправе были бы ожидать от Глеба Панфилова – ну, как бы сказать, более… так же, как в «Мастере» мы какие основные претензии предъявляли? Что нету своего языка – кинематографический вариант, он слишком буквально соответствует литературному.

К.ЛАРИНА: Почему? А мне как раз показалось, что здесь много очень вещей, которые для него важны, как для режиссера.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но в данном случае…

К.ЛАРИНА: Там есть несколько опорных эпизодов в фильме…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Мне кажется, что вот вся история, вся история, которая в основе этого фильма, она… либо она вообще заинтересует зрителя, либо она не заинтересует никогда.

К.ЛАРИНА: Никогда.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Поэтому крючки вот эти, как требуют, цеплять на каждую серию – ну, это не «Следствие ведут знатоки», это не детектив, где нужно на каждой серии подсаживать, подвешивать крючок и там – та-та-та-там – пойдут титры, и ты должен будешь ждать, что же будет за этим та-та-та-там. Не нужно.

К.ЛАРИНА: Помнишь как в «17 мгновений весны»: «Что-нибудь случилось?» – «Случилось» - (напевает) там-там-там та-ра-та-там там-там…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Или вот – «17 мгновений весны». Но и «Следствие ведут знатоки», когда если ты помнишь, были, например, две серии, то тоже на самом каком-то пафосном…

К.ЛАРИНА: …на самом интересном месте…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …на самом интересном месте прерывалось, а дальше шло – что там было у нас в «Знатоках»-то? «Если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет…»

К.ЛАРИНА: Да-да-да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Так вот в данном случае, мне кажется, что если зритель на это пришел, если он по тем или иным причинам – оттого, что он хорошо знал это и читал или, наоборот, ничего не знал и не читал, но если он на эту историю в принципе откликнулся, то не нужны уже никакие крючки. Там выше крыши крючков в виде просто…

К.ЛАРИНА: А что за слово-то? Откуда ты его взяла.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Крючки – это тоже в одном из наших эфиров было телевизионных…

К.ЛАРИНА: А кто говорил?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, наши коллеги – Лена Афанасьева, Алла Боссарт обсуждали…

К.ЛАРИНА: Крючки какие-то…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Они говорили, что необходимо – да, я согласна, в принципе по законам телевизионного сериала необходимо все время держать зрителя в напряжении, динамика и т.д.

К.ЛАРИНА: Знаешь чего? Давай мы не будем учить Глеба Анатольевича Панфилова, как ему делать крючки?

И.ПЕТРОВСКАЯ: …

К.ЛАРИНА: Ну? Пожалуйста.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, вот я о том же и говорю – что это не та история, чтобы там крючки где-то в каком-то месте и за какое-то цеплять.

К.ЛАРИНА: Какие крючки? Крючки. Ты потом мне скажешь, кто это говорил?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, так вот я тебе говорю.

К.ЛАРИНА: Лена Афанасьева?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, это было в «Телехранителе» - и я это поэтому запомнила, что вот нет этих крючков, которые зрителя будут все время держать в этом подвешенном состоянии от серии до серии. И только в одном месте, когда раздается стук – тук-тук-тук – Володин-дипломат поднимает глаза, и серия обрывается. И непонятно, то ли за ним пришли, то ли к нему зашел коллега попросить таблетку, как в известном фильме.

К.ЛАРИНА: (Смеется).

И.ПЕТРОВСКАЯ: Не нужно здесь.

К.ЛАРИНА: Мы на этих крючках уже болтаемся с высунутым языком, на этих крючках, на которые они нас подвешивают. Крюках, я бы так сказала, железных.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Претензии еще к тому, что они слишком все, слишком благополучные, слишком гладкие, на них якобы джинсовая форма, в то время как это тогда не носили. Кстати, потом прочитала у Панфилова где-то, он ответил на этот вопрос…

К.ЛАРИНА: Про синие комбинезоны – это была специальная форма.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, это была форма. И более того, оказывается, что огромное количество джинсовой ткани завезли в страну вот по лендлизу, когда с Америкой во время II мировой войны, в конце Америка нам много чего поставляла сюда нам по своим обязательствам, как союзник, и в том числе количество парусины, грубо говоря, не снашиваемой ткани, из которой шили в том числе и вот такие робы. Наверное, не всем зекам. Более того, не просто наверное, а точно – далеко не всем зекам шили такую форму.

К.ЛАРИНА: На самом деле это вообще неважно, в конце концов. Ну?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, видишь, люди смотрят под лупой…

К.ЛАРИНА: Смехота просто.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …под микроскопом…

К.ЛАРИНА: Ну, эти люди, они мне совершенно не интересны, которые рассматривают под микроскопом, во что одеты герои фильма «В круге первом». Значит, им как раз это смотреть не нужно. Они ничего в этом фильме не поймут и не узнают про себя. Как и про «Штрафбат», помнишь, сколько по этому поводу нам рассказывали?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, конечно.

К.ЛАРИНА: …писали письма гневные: «У него на правой груди орден Ленина, а на левой – Маринка анфас». Что носили, не носили. Ну, господа, ну?

И.ПЕТРОВСКАЯ: И тем не менее, вот эти претензии, при том, что я знаю достаточно интеллигентных людей, которые читали роман, они говорят, что это слишком легковесный подход, что они слишком молоды, чтобы понять то, что происходило. Мне кажется, что это мы сейчас смотрим со своей колокольни, а люди ведь везде жили. И тем более, как говорит последние слова Глеб Нержин – что это мы были в раю фактически, мы только сейчас едем в ад. И даже и в аду люди все равно каким-то образом приспосабливались и жили. И представить себе, что круглосуточно помимо, после того, как человек приходил с работы, пусть эта работа и была лесоповал или вот это вот… интеллектуальная разработка каких-то технических проектов, представить, что человек вот так сидел, круглосуточно держась за голову…

К.ЛАРИНА: Были и такие.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Наверное, были. Но тем не менее огромное количество… Все равно человек приспосабливается к выживанию в самых разных обстоятельствах. А тут люди все-таки молодые, они относительно в своей среде. Так почему бы им время от времени не шутить и не целовать девушек?

К.ЛАРИНА: Мне, не знаю… здесь настолько все разные были характеры показаны человеческие в этой шарашке, что и там были и сломленные люди – и мы их видели, у них и взгляд другой, и речь другая. А были люди, которые себя хранили, как себя хранил Нержин. Или вот – замечательно совершенно Скляр играет, Игорь Скляр – Герасимовича, человека...

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Отличная, отличная совершенно работа.

К.ЛАРИНА: Вообще там, если говорить… последнее – мы, конечно же, к этому вернемся, уважаемые друзья, мне не хочется сегодня все это выговаривать, потому что в понедельник действительно подробнее остановимся на этой работе. Но если говорить об актерских работах, просто хочется поздравить отдельно каждого. Я очень рада, что новые лица здесь появились, новые актерские лица. Вот актер, который играет Леву Рубина, актер, который играет Сологдина, замечательные женщины, замечательные работы, опять же повторю, и Дмитрия Певцова, и Евгения Миронова, и Романа Мадянова. Ну, можно через запятую только всех перечислять. Давайте мы прервемся на новости, потом продолжим.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: Так. Письмо номер два. Видишь, я запаслась.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вам пишут, я смотрю, все время.

К.ЛАРИНА: Да-да-да. Но это письмо пришло не мне, оно пришло в редакцию «Литературной газеты». И это письмо «Литературка» опубликовала на первой полосе. Оно небольшое, очень конкретное. Подписано – «Отчаявшийся телезритель». «Суббота, 4 февраля 2006 года, НТВ, «Программа Максимум». Время детское – 20 часов 18 минут. Идет сюжет, герои которого – фроттеры и фроттажисты. Типичная цитата: «Засунул ей руку между ног, ей понравилось». И этот поток выливается на головы наших детей. Потом появляются фидоры – я и слова такого не знал, а тут откровенно рассказывают о том, что есть такая любовь к очень полным женщинам, демонстрируя соответствующие кадры: в частности, безобразный зад в рваных колготках на весь экран. Скажите, зачем все это выливается на головы наших детей? Далее появляется какой-то отвратительный тип и рассказывает, как он выбирал год назад себе одежду из женского отдела – беггер. Речь пошла про анальный секс и ощущения от него. Потом рассказывает ведущий: «Она родила в туалете и ребенка выкинула вот в это ведро рядом с унитазом», - и это на фоне соответствующей картинки. Что это такое? – спрашивает зритель. – Как остановить паскудников, заражающих души и сознание наших детей извращениями и садизмом? 20 часов 29 минут – маньяк жестоко избивает женщину ногами по лицу, затем затаскивает ее в лифт, бесчувственное тело оставляет кровавый след на полу. Следующий сюжет: демонстрируется, как взрывается шахидка, – дальше кавычки, видимо, цитата, – «с виду обычная московская студентка». Это субботний эфир, дети дома, на улице жуткий холод, все собрались дома у экранов телевизоров и все вместе смотрят это. Да кого же они из нас делают? 20 часов 49 минут – ведущий издевательски говорит: «Жалуйтесь»… Это тебе не «Сказки дядюшки Римуса».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Хотя своего рода тоже – дедушки Пьяных сказки. Мы об этом многократно говорили.

К.ЛАРИНА: Ты видела эту программу?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я видела эту программу.

К.ЛАРИНА: И я видела.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я смотрю их вообще каждую неделю.

К.ЛАРИНА: Ну, ты согласна с…?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Абсолютно согласна. Я диву даюсь, что называется, а также я диву даюсь, какие колоссальные рейтинги у этой программы. То есть что бы ни шло в это время по другим каналам, сюда устремляется как правило, ну, как минимум, треть аудитории, которая в этот момент сидит у включенных телевизоров. Значит, канал НТВ угадал желание своего зрителя или воспитал в нем это желание – говорите как угодно. Потому что в обычной жизни, в письмах, там я не знаю, в жалобах, зрители очень любят говорить, как им осточертело насилие на экране, чернуха и порнуха. Реальность такова – что огромная их часть бежит, просто сломя голову, на эту программу, на «Чистосердечное признание». Ну, собственно говоря, мы уже об этом неоднократно говорили…

К.ЛАРИНА: Значит ли это, что большинство людей…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …что НТВ превращается в нишевый такой канал, который показывает всякие человеческие аномалии. Может быть, иногда реальные, а может быть, даже иногда частично, как мне кажется, придуманные. Потому что, ну, в конце концов, мне кажется, все-таки список аномалий исчерпываем. Ну, вот находятся какие-то там еще, которые…

К.ЛАРИНА: …беггеры…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я совершенно не поняла, в чем там смысл – носят они мужскую, женскую одежду, ходят обнявшись. Чего это означает? Неважно. При этом действительно все дальше и дальше идут анонсы завлекательные – засунул руку, засунул еще чего-то. Это полное безобразие, полное. После каждого такого эфира у меня, как правило, раздаются звонки от разных людей, которые говорят: «Чего с этим делать?»

К.ЛАРИНА: Чего с этим делать?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот послушай. Я всегда отвечала, что надо бы…

К.ЛАРИНА: Жалуйтесь.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, жалуйтесь – именно, в суд подать. А тут недавно у меня была встреча в эфире другой радиостанции с Михаилом Александровичем Федотовым. Это автор закона о печати и разработчик сегодня проекта общественного телевидения.

К.ЛАРИНА: И что он посоветовал?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, он сказал: «Нет, нет никакой возможности вот таким образом урегулировать взаимоотношения с телекомпанией». Я говорю: «Ну, почему же? Ведь вот мы приходим, например, в универмаг, покупаем какой-нибудь недоброкачественный кефир. Отравимся. И можем предъявить, как обманутые потребители, этому универмагу свои претензии». Он говорит: «Да, потому что вы с ним вступили в отношения купли-продажи. А в отношении с телевидением у вас нет купли-продажи. Вы просто потребляете то, что вам дают. А можете этого не делать. Переключайтесь». В этом и смысл, потому что у нас речь шла об общественном телевидении, проект которого есть…

К.ЛАРИНА: То есть тебя не заставляет никто смотреть это, да?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Общественное телевидение – почему считается… в чем его ценность, точнее? В том, что зритель имеет возможность некоторым образом влиять на вещательную политику этого канала. Именно потому, что он платит свои 20 рублей, или 50 рублей, или 100 рублей. Но тогда вот этот вот вариант купли-продажи – я заплатил, будьте, пожалуйста, любезны сделать так, чтобы меня не кормили вот этой всякой баландой. Поэтому, к сожалению, никаких вариантов у нас с вами на сегодняшний момент нету. Одно только…

К.ЛАРИНА: …не смотреть…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …не смотреть.

К.ЛАРИНА: Ира, но получается, что это беспроигрышный рейтинг, получается, что большинство населения Российской Федерации – больные люди, если они делают рейтинг такой программе. Хотя получается, что и я тоже в этом числе, потому что я тоже смотрю, возмущаясь, смотрю, ненавидя.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет. Ну, конечно, нет. Ну, конечно, нет. Это используется исконная человеческая черта и потребность – всегда человека тянет на всякое горяченькое, страшненькое, ужасненькое, потому что большинству… есть, конечно, да, есть, конечно, люди со склонностью к подобного рода извращениям, маниям и прочее, но их все-таки не очень большой процент. Остальные люди таким образом успокаиваются, наоборот. Они это смотрят, а потом думают: «Боже мой, какое счастье, что я этого в жизни всего не вижу, что я живу нормальной жизнью». Это некая вот такая возможность получить некоторую порцию адреналина, чтобы взбодриться, а потом снова зажить своей жизнью. И, кстати сказать, подобные вещи существуют и в разных других странах…

К.ЛАРИНА: Но не на федеральном канале.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …но только исключительно на кабельных каналах…

К.ЛАРИНА: Конечно

И.ПЕТРОВСКАЯ: …где человек сам будет платить и смотреть всякую эту страхоту и весь этот ужас и кошмар.

К.ЛАРИНА: То есть мы, что, должны опять уповать на какую-то мифическую самоцензуру, на какие-то этические нормы, которые должны быть заложены в ведущем, в журналисте? В руководителе канала? На что мы должны уповать?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, по идее мы должны, конечно, на это уповать.

К.ЛАРИНА: Смешно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Бесконечно. Но опыт данного конкретного канала говорит о том, что раз ухватив вот этого Бога за бороду, как там, свое вот это ноу-хау испробовав и получив аудиторию, канал идет все дальше и дальше. Он делает и эту программу, и эту, и «Чистосердечное признание», и «Профессия – репортер» все больше превращается – притом очень обидно за действительно очень талантливых ребят, которые тоже идут в эту сторону.

К.ЛАРИНА: И, кстати, сегодня будет скандал опять, я тебя уверяю, я не знаю, видела ты анонсы или нет «Профессии – репортер» на сегодняшний день. Охота.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Охота.

К.ЛАРИНА: Ты видела анонсы, где там волочат этих окровавленных волков, расстреливают в упор слонов и носорогов. И мы видим, как они корчатся в предсмертных муках.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот я тебе о том и говорю, что эта жила совершенно сознательно эксплуатируется. И, скажем, пример с сериалом «Зона», который был отменен якобы по многочисленным требованиям возмущенных трудящихся, он для меня абсолютная загадка. Потому что требования трудящихся…

К.ЛАРИНА: А как он был отменен по требованиям трудящихся? Я не очень понимаю.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Значит, это то, что сообщил канал НТВ общественности…

К.ЛАРИНА: Что к нам пишут письма?

И.ПЕТРОВСКАЯ: …канал завален протестами зрителей, включая тех, кто и сидит в зоне, потому что там смотрит этот сериал. И вот эти протесты стали основанием, поскольку мы – телевидение, работающее в общественных интересах, стали основанием, для того чтобы этот показ сериала прекратить в ближайшую неделю и на следующей неделе начать его показывать в позднее время по воскресеньям по две серии сразу.

К.ЛАРИНА: То есть тут они пошли навстречу?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот я тебе о том и говорю.

К.ЛАРИНА: Или это лукавство?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, для меня более чем лукавство. Потому что, во-первых, этот канал не упал с неба просто в эфир сам, шлепнулся и пошел – его явно совершенно отсматривали, ну, какие-то хотя бы продюсеры, отвечающие за кинопоказы…

К.ЛАРИНА: Сериал, ты имеешь в виду?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, сериал. А я что сказала?

К.ЛАРИНА: «Канал».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, сериал, конечно, «Зона». И совершенно очевидно было, и в первых анонсах было, что это очень жесткий, если не сказать жестокий сериал, который сделан… да, профессионально, никто не скажет. Действительно он сделан профессионально, действительно он получил колоссальные рейтинги тоже. И он стал лидером практически на канале вот за те две или три недели, когда он шел в ежедневном режиме. И представить себе, что мифические требования и протесты мифических зрителей имели хоть какое-то значение, я лично не могу. Я знаю прекрасно, как сегодня относятся к письмам трудящихся на большинстве каналов, да и в редакциях. Ну, в крайнем случае, если, например, пишут: «Уважаемый товарищ, спасибо вам за вашу благородную деятельность», - ну, просто так себя погладишь.

К.ЛАРИНА: Да, и процитируешь.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А если ты открываешь и видишь: «Как?!»

К.ЛАРИНА: «Доколе?!»

И.ПЕТРОВСКАЯ: …тут же это немедленно летит в корзину. Ну, я даже не уверена, что сейчас, честно говоря, ну, в редакциях сохранились, а на телеканалах сохранились какие-то отделы писем. Мне кажется, что здесь скорее всего, скорее всего – я эту версию тоже читала, и она мне кажется более близкой, хотя кто-то даже там уже умудрился сказать, что по личному распоряжению Путина этот сериал перенес. Я сомневаюсь, что Владимир Владимирович это смотрит.

К.ЛАРИНА: Он «Культуру» смотрит, он сказал.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Скорее всего действительно где-то кто-то кое-где у нас порой, но где-то высоко или его родственники с детьми случайно на это нарвались и посмотрели. И сказали: «Доколе?» И сказали: «Какая это вообще…» Ну, гадость – в каком смысле? Это очень натуралистичный показ вот этих совершенно аномальных отношений в зоне между самими заключенными, между начальниками милицейскими или как они там называются – системы этой учреждений исправительных. Ну, не говоря уже о языке, конечно.

К.ЛАРИНА: Там феня сплошная.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Блатняк и феня используются по полной программе. И скорее всего, ну, вот на кого-то случайно напоролся этот сериал.

К.ЛАРИНА: Понятно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И в этом случае – ну, я против всяких запретов, особенно сверху – но в этом случае, наверное, следует сказать «спасибо» тому…

К.ЛАРИНА: …неизвестному другу…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …неизвестному герою, который добился – причем явно совершенно, что это был какой-то человек, ну, во всяком случае, человек, который потребовал этой перемены, был из разряда тех, кому отказать невозможно. Других вариантов и объяснений нет. Никогда не будет канал, специально эту курицу взрастивший, и она у него несет золотые яйца, не будет он резать эту курицу только лишь потому, что мифические телезрители возмущались.

К.ЛАРИНА: Ир, ну, вот еще один вопрос от нашего слушателя принесли мне наши референты. Возвращаясь к твоему разговору с Михаилом Александровичем Федотовым, что повлиять на это невозможно, поскольку есть право выбора, это не является навязыванием, ты за этот не платишь товар. Вопрос такой: «А может ли телезритель, покупающий программу Пьяных на тарелке «НТВ Плюс» влиять на ее содержание?»

И.ПЕТРОВСКАЯ: А она там тоже идет?

К.ЛАРИНА: Да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Наверное.

К.ЛАРИНА: Вот тут я плачу, да?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Наверное, потому что там идет действительно…

К.ЛАРИНА: Это как подписка, кабельное телевидение, спутниковое.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Кабельное телевидение, подписка, ну, наверное, в крайнем случае тоже можно сказать: «Не хочешь – не подписывайся». Но в данном случае наступает вот этот…

К.ЛАРИНА: Деньги–товар–деньги.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я терпеть не могу все эти юридические формулировки – купля-продажа. Но, наверное, да, здесь присутствуют определенные договорные отношения, причем официально закрепленные между потребителем и каналом, который ему поставляет продукцию. Но в принципе – мы вот уже неоднократно с коллегами говорили – что градус столь высок в этой программе, что осталось нам, собственно говоря, уже увидеть смерть в прямом эфире…

К.ЛАРИНА: …изнасилование в прямом эфире…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …расстрел в прямом эфире, изнасилование в прямом эфире...

К.ЛАРИНА: Нет, но по сути, по сути…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и мочеиспускание в прямом эфире.

К.ЛАРИНА: …вот то, что я читала письмо. Но послушай, по сути это уже произошло вот в этой передаче, в последней, про которую написал читатель «Литературной газеты», когда там показывали с камеры скрытого наблюдения, где этот маньяк ударил женщину и поволочил ее…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, но только он ее не убил. Он не убил ее там.

К.ЛАРИНА: Но мог и убить.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Мог и убить, но, к сожалению, не убил.

К.ЛАРИНА: По сути он ее убивал.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, он ее убивал, но не добил. Она потом там рассказывает, как это происходило – значит, не убил. К сожалению для создателей программы жертва осталась жива. Поэтому так вот… пока не случилось. Но думаю, что… во-первых, камер слежения везде очень много. И наверняка есть те кадры, где зафиксированы всякие там заказные убийства, осуществленные под этой камерой. Да можно. Еще, в общем, потенциал-то еще есть. И еще есть, наверное, некоторое количество каких-нибудь кошмарных извращений. Хорошо, даже не извращений, но для чего нам рассказывать… Да, я понимаю, рассказывать о том, что в детских домах и в разных инвалидных учреждениях издеваются над детьми или над инвалидами, да, это важно. Но когда нам это рассказывают только для того, чтобы показать кошмарные кадры детей, я этого все равно понять не могу.

К.ЛАРИНА: Тут важна сверхзадача, конечно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Задача одна – шокировать, шокировать.

К.ЛАРИНА: Да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И более того – если ты послушаешь анонсы даже, анонсы, там Пьяных так кричит чудовищно, что уже от одного этого ты заводишься.

К.ЛАРИНА: То есть это вот…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это все вместе. Это, конечно, манера избранная. Мы помним того же Пьяных на другом канале – он был нормальный, вменяемый, спокойный человек. Здесь он сам становится со временем похож на маньяка: он дергается, у него голова как-то ходит вперед. Ну, честно говоря, страшновато просто смотреть и слушать даже анонсы, не говоря о самой программе.

К.ЛАРИНА: Давай послушаем несколько звонков. Наши номера – 783-90-25 – Москва и 783-90-26 – для тех, кто живет не в Москве. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Алле, здравствуйте. А вы же говорили, что вот скоро канал детский заработает и наподобие русской СИ-ЭН-ЭН. Когда они заработают, не знаете?

К.ЛАРИНА: Русский СИ-ЭН-ЭН – это «Раша тудэй» имеется в виду. Он в России не смотрится, его не видят.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет-нет, русский СИ-ЭН-ЭН не может быть «Раша тудэй», потому что он идет...

К.ЛАРИНА: Нет, наш слушатель имеет в виду информационный канал, новостной.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но все равно это не «Раша тудэй», это канал, который англоязычный, идет на другие страны, он уже работает. А русский СИ-ЭН-ЭН – имелся в виду круглосуточный информационный канал русскоязычный…

К.ЛАРИНА: А он есть? Нет.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …который должен был бы быть – во всяком случае, были такие идеи, и неоднократно об этом говорилось, – создан на какой-то из кнопок.

К.ЛАРИНА: А детский?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Детский…

К.ЛАРИНА: Проиграл.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Проиграл, да. Но вот я буквально днями прочитала интервью с Борисом Грачевским, который говорит, что, по-моему, в рамках MTV будет создан какой-то детский канал. Но в любом случае, конечно, у нас дети, ну, точно абсолютно самая обделенная часть аудитории. И опять же мы с тем же Федотовым разговаривали, и он специально изучал этот опыт, например, в Америке. Это к слову об Америке, которая у многих наших слушателей и зрителей в голове сидит как образ такой – юдоль разврата. Так вот в этой самой Америке только общественное детское телевидение существует – несколько каналов, и там просто невероятное количество этих программ, и это просто приоритетная задача. И я действительно тоже видела некоторые программы там же в Америке, и это очень интересно. Помимо того, что это для разных совершенно возрастных категорий – для маленьких, для больших. Ну, «Улица Сезам», например, это оттуда как раз.

К.ЛАРИНА: Они, кстати, ее возобновляют сейчас, «Улицу Сезам» - я не знаю, на каком канале, но, по-моему, сейчас вновь начинается работа над этой…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, дай Бог, чтобы возобновили. Но там, например, еще были такие вещи, как вот то, что у нас раньше было, но просто сделано более увлекательно – вот типа музыкальные вечера для юношества. Помнишь?

К.ЛАРИНА: Да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я помню очень увлекательную программу, когда дирижер вместе с музыкантами рассказывает своим слушателям, как бы играет с ними в игру – какой инструмент…

К.ЛАРИНА: Ну, это то, что делают на встречах в концертных залах для детей, и абонементы для детей.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, но это просто очень хорошо сделано. Это реальный дирижер…

К.ЛАРИНА: Но телевизионного формата этого почему-то нет.

И.ПЕТРОВСКАЯ: При этом совершенно молодой человек. И, в общем, там действительно уделяют – поверьте нам с Федотовым – огромное количество времени и программ детскому вещанию. Чего у нас действительно совершенно просто фактически и нету.

К.ЛАРИНА: Еще звонок, пожалуйста, 783-90-25 или 90-26. Алле. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Алло, добрый день. Меня зовут Женя. Я звоню из Казани. Я хотела бы даже не задать вопрос, а просто предложение такое внести. Дело в том, что вот вы в понедельник будете обсуждать сериал «В круге первом», и я хотела бы предложить вам отследить такой вопрос, в частности, способствуют ли эти сериалы, которые… ну, то есть экранизации великих романов наших писателей, тому, что молодые люди… ой, я волнуюсь немножко… хотят прочитать книгу?

К.ЛАРИНА: А вы сами как на этот вопрос ответите?

ЖЕНЯ: Вы знаете, не могу сказать, потому что я сама уже читала книги. Вот. И второе мое предложение – это вспомнить сериал «Жизнь Клима Самгина».

К.ЛАРИНА: Он идет сейчас по «Культуре», кстати.

ЖЕНЯ: Да, да. Вот это очень высокого качества фильм.

К.ЛАРИНА: Да.

ЖЕНЯ: Высокое качество экранизации. И мне бы хотелось, чтобы вы тоже это отметили.

К.ЛАРИНА: Спасибо. Но вы сами, собственно говоря, все и отметили и на вопрос попытались ответить.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И ответили.

К.ЛАРИНА: Да-да-да. Спасибо вам большое.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Кстати, есть статистика, что уровень продаж…

К.ЛАРИНА: …возрастает…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …тех произведений, которые экранизируются, после и во время экранизации, во время показа действительно очень серьезно возрастает.

К.ЛАРИНА: Мне кажется, что это влияет, если и влияет, на степень читаемости, читабельности, то это влияет на людей читающих. На не читающих ничего не подействует.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, если вообще люди в принципе с детства не привыкли читать.

К.ЛАРИНА: Ну, конечно, да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Есть люди, которые, допустим, упустили и не прочитали.

К.ЛАРИНА: Вот я книжку стала читать параллельно с фильмом.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Они приходят и читают. Поэтому я не думаю, что здесь есть такая прямая зависимость, что вот прямо все молодые прямо побежали читать. Но даже если какая-то небольшая часть людей молодых, не склонных в принципе к чтению, заинтересуется, то уже хорошо.

К.ЛАРИНА: Кстати, вот пользуясь случаем, могу сказать как человек, который впервые книжку Солженицыну прочитала вот сейчас во время показа фильма, прочтите те, кто не читал. Прочтите те, кто не читал, и те, кто фильм посмотрел, поскольку очень многие вещи, многие вопросы, которые задают наши слушатели, обсуждая этот фильм, на многие вопросы там есть ответы. Невозможно же букву за буквой, страничку за страничкой экранизировать. Там очень много кругов, там очень много сцен очень важных для понимания образа того же Иннокентия Володина. Ну, просто…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ты читаешь уже вариант с атомной бомбой?

К.ЛАРИНА: Ну, естественно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, а я вот как… Мы же перед одним из эфиров как раз с Виталием Дымарским начали обсуждать – я имею в виду там, до эфира…

К.ЛАРИНА: Там была другая версия.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Он не помнил вариант… вот эту историю с атомной бомбой. И я ее не помнила. А потом выяснилось, что это действительно была другая версия. И на мой взгляд, для меня, например, она более нравственно и человечески оправданна. Вот в этом поступке карьерного дипломата.

К.ЛАРИНА: Но здесь есть, здесь в этом, мне кажется, есть сознательное обострение ситуации – такая крайность.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Оно и есть сознательное обострение.

К.ЛАРИНА: И тем интереснее.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но оно, к сожалению, вопреки…

К.ЛАРИНА: Это безумный поступок. Безумный.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Безумный. Но оно вопреки исторической правде, к сожалению, потому что к тому моменту, когда речь идет в сериале и в книге…

К.ЛАРИНА: 1949-ый год.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …в 1949-ом году в декабре у нас уже есть атомная бомба. Понимаешь, в чем дело?

К.ЛАРИНА: Какой ты патриот, Петровская! Ты гордишься этим? Гордишься?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, я не патриот. Я не патриот, я к тому, что тогда непонятно…

К.ЛАРИНА: Я, говорит, не патриот. (Смеется)

И.ПЕТРОВСКАЯ: В этом смысле… (Смеется).

К.ЛАРИНА: Знаешь, как? Сейчас я тебе другой… аналогичный случай был – в программе «Народ хочет знать» по поводу армии. Выступает большой армейский начальник, генерал, с погонами и говорит: «Некоторые средства массовой информации обвиняют нас в том, что мы защищаем честь мундира. Это не так! И никогда этого не будет!» - сказал он.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, вот, в общем, и я примерно по той же логике, как знаешь, в этой известной истории, когда кого-то из в советской миссии работающего вызвал посол и стал кричать на него и топать ногами, что если он будет там чего-то делать, ну, условно говоря, выпивать, отправим на родину. И он сказал: «Вы меня родиной не пугайте».

К.ЛАРИНА: (Смеется).

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот и меня не надо, пожалуйста. Патриот, не патриот. Я просто имею в виду, что эта версия, она в некотором смысле сомнительна. Потому что вот в первой версии Володин просто из чисто человеческого участия в судьбе не знакомого ему человека пытается предупредить его о том, что возможен арест.

К.ЛАРИНА: А мне нравится эта версия. Своим безумством она мне нравится. Это отчаяние человека, который пришел сам к этому, к этому ужасу, когда он сидит и говорит: «Проклятая страна».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, и все равно.

К.ЛАРИНА: И когда он рисует эти круги из колючей проволоки и говорит: «Вот вам – Отечество, а вот – человечество». Это круг, который он проходит. Мне кажется, здесь очень много мотиваций.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Все равно, вот в том первом варианте…

К.ЛАРИНА: А это не первый. Ты знаешь, тебе рассказала, Наталья Дмитриевна рассказала тебе Солженицына…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да.

К.ЛАРИНА: …что первый вариант как раз был атомная бомба. А он потом его исправил.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А, ну, да, а потом он его исправил. Ну, хорошо.

К.ЛАРИНА: …а потом вернулся к первоначальному.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я имею в виду, в том варианте, который мы читали тогда в самиздате и который на самом деле Нобелевскую премию получил. Он еще был тот – не с атомной бомбой.

К.ЛАРИНА: Давай еще парочку. Да? Еще парочку? 783-90-25 либо 90-26. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Вы знаете, я бы хотела сказать про передачу по российскому телевидению была про Миронова, про Женю очень замечательная.

К.ЛАРИНА: А, это фильм Петра Шепотинника.

И.ПЕТРОВСКАЯ: «Ничего личного» он назывался.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Да-да-да.

К.ЛАРИНА: Вам понравилась эта работа?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Очень. Замечательная. Мне и Женя очень нравится как актер, и передача очень такая… очень душевная.

К.ЛАРИНА: Ну, спасибо большое. Мы поддержим.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да я вообще радуюсь, что сейчас работы Шепотинника, наконец…

К.ЛАРИНА: …можно увидеть…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …стали показывать не в 4 утра, а иногда в 4 часа дня, а иногда, как вот сейчас – в 23 часа 20 минут. И вот единственное, я тогда не увидела титры, но был тоже еще примерно неделю назад очень хороший фильм о Тарковском. Не знаю, это делал Шепотинник или нет…

К.ЛАРИНА: А скажи мне, что такое «Безумие Бориса Андреева»? Я пропустила – я хотела посмотреть и забыла. Ты посмотрела?

И.ПЕТРОВСКАЯ: «Безумие Бориса Андреева» - это фильм о том, как использовался в кинематографе типаж Андреева – вот этого такого долдона…

К.ЛАРИНА: Человек-гора.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …человек-гора примитивного, а на самом деле Андреев был другой – и глубокий, и достаточно интеллигентный человек. Вот в этом…

К.ЛАРИНА: А в чем безумие?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Безумие в том, что он всю жизнь мечтал о шекспировских ролях, о короле Лире, а в результате играл шахтеров и вот этих, значит, мужиков, Илью Муромца в лучшем случае. И на этом, собственно, вся его драма личная, и то, что он периодически уходил в запои и прочее…

К.ЛАРИНА: Хороший фильм?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я не могу тебе сказать целиком, потому что что-то в этот момент мне еще перебивало, и я переключалась. Но по тому, что я увидела, во всяком случае мне это было интересно даже по информации. Хотя я читала дневники Андреева, и уже там было понятно, что, конечно, он был не так прост, как представлялся в своих кинообразах. Ну, вот в этом безумие – в том, что человек всю жизнь жил как бы параллельно – он хотел и мечтал об одном и чувствовал себя соответствующим глубоким и интересным ролям, а играл вот этих советских героев-ударников.

К.ЛАРИНА: Ну, еще один звонок успеваем принять. Последний здесь. Алле, Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Кирилл Фомин, архитектор из Москвы. А какой простой способ – если все средства массовой информации будут публиковать в печати, у вас по радио, этих ребят вот с этих самых каналов с их портретами.

К.ЛАРИНА: И что?

КИРИЛЛ ФОМИН: С прямыми оскорблениями вплоть до самого непечатного – тоже не повредит какой-то судебный резонанс.

К.ЛАРИНА: То есть клеймить позором, что называется?

КИРИЛЛ ФОМИН: Да. Но так вот всенародно, чтобы получилось что-то вроде карикатур исламских, только наоборот.

К.ЛАРИНА: Ну, понятно предложение публиковать.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, предложение довольно диковатое, на мой взгляд.

К.ЛАРИНА: Ну, вот публикуют же письма, мы это обсуждаем.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да нет, дело в том, что ведь эти ребята ни от кого не прячутся. Они сами себя каждую неделю…

К.ЛАРИНА: По телевизору их показывают каждый день.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …публикуют так, что ни одной газете и не снилось. Более того, они даже, я думаю, этим гордятся, и их там наверняка еще премируют внутри их каналов за то, что они несут вот эти золотые яйца в виде цифр рейтинговых и, соответственно, увеличивают рекламные доходы. Нет, здесь какой-то другой должен быть выход. Это должно быть невозможно, потому что это невозможно ни по каким правилам и нормам. Вот и все.

К.ЛАРИНА: Ирина Петровская и Ксения Ларина в программе «Человек из телевизора». Я хочу сделать заявление в конце сегодняшней программы – я на некоторое время ухожу из большого телевидения.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Как это?

К.ЛАРИНА: Я буду смотреть исключительно Олимпийские игры. Больше ничего.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но по телевизору же, а не где-нибудь.

К.ЛАРИНА: По телевизору, по телевизору.

(Смеются)

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я думала, в Турин, может быть, поедешь.

К.ЛАРИНА: Нет. Чего и всем желаю.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Значит, остаешься.

К.ЛАРИНА: Пока.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024