Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2006-01-21

21.01.2006

21 января 2005 г.

11:10-12:00

В эфире радиостанции «Эхо Москвы» программа «Человек из телевизора»

Гость студии: Ирина Петровская

Эфир ведет: Ксения Ларина

К.ЛАРИНА: «Дорогие дамы, помните о знаменитом афоризме «Краткость – сестра таланта»? Вы часто о незначительных вещах очень пространно и долго говорите. Событий же много», - пишет нам Иван Петрович. Здравствуйте, Ирина Евгеньевна.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Здравствуйте, Ксения Андреевна. Мы будем стараться, да?

К.ЛАРИНА: Краткость – сестра таланта.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но по утрам часто еще и талант-то как-то не успевает проснуться. Видимо, поэтому не успеваем последовать этому завету замечательному.

К.ЛАРИНА: «Услышал интервью Дегтяря – автора «Лиц российской национальности», посмотрел. Фильм хороший, нужный, рассказывающий о разных национальностях России. В интервью Дегтярь подчеркнул, что фильм заказали государственные мужи на государственные деньги. Удивительно, что фильм идет в 4 утра», - пишет Иван. Ну, вот об этом Ира свое удивление тоже выказывала здесь в эфире.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, и, кстати сказать, я тоже, поскольку я уж совсем сова, то я именно в 4 утра несколько раз посмотрела – вполне добротный такой публицистический сериал. Ну, не Бог весть что, конечно, авангарда не надо ждать, но очень тактичный и лично мне интересный, потому что многих подробностей, разумеется, о разных национальностях не знаешь, раскрывающий многие традиции, историю тех или иных национальностей. Причем там хороший ход – там главными героями очередной серии про ту или иную национальность выступают знаковые, знаменитые люди, которые известны всей России, которые вот и рассказывают о том, как они воспитывались…

К.ЛАРИНА: …к какому народу они принадлежат…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …к какому народу они принадлежат, и что для них значит вот эта принадлежность к этой национальности. Действительно можно только диву даваться, имея в виду то, что часто показывают в нормальное время и почему не показать этот сериал, хотя бы просто исходя из этого вот государственного обязательства или обязательства перед теми, кто профинансировал этот цикл. А финансирование осуществлялось при поддержке Федерального агентства по печати – там написан в конце титр – и это говорит только о том, что даже и головная организация, как раньше говорили, Федеральное агентство по печати, в общем, не имеет никакого влияния на наших вещателей, даже если эти вещатели, если эти организации больше, чем наполовину, государственные. Как известно, у Первого канала 51% акций государственные в основе собственности.

К.ЛАРИНА: Я продолжаю сразу задавать вопросы от наших слушателей – напомню пейджер 725-66-33 и телефоны прямого эфира 783-90-25 и 783-90-26. «Почему вчера была заменена тема передачи Киры Прашутинской по реформе ЖКХ на птичий грипп? Побоялись актуальности? Прокомментируйте вообще перемены на ТВЦ», - просит нас Виктор Львович.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, я не знаю, как тут говорить о заменах…

К.ЛАРИНА: Я, например, не знала, что тема была другая…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, я тоже прочитала в анонсах. Собственно говоря, о темах мы можем судить только по анонсам. И они очень часто не совпадают.

К.ЛАРИНА: А мне кажется, птичий грипп – не менее актуальная тема, чем ЖКХ.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Мне тоже так кажется. Тем более, что ЖКХ это обсуждается все-таки в некоторой долговременной перспективе, а здесь актуальная горячая тема – почему нет? Перемены – я пока не особенно заметила. Знаю, что некоторые программы постепенно оттуда исчезают, а новые пока еще не появляются, что вполне понятно, поскольку планирование канала и тем более реализация этих планов – это все-таки дело довольно долгое.

К.ЛАРИНА: Ну, пока ждем вопросов, телефон обязательно мы включим. Готовьте свои вопросы, уважаемые друзья. А пока давайте мы вернемся к прошедшей неделе, которая еще не завершилась, собственно говоря, еще сегодня и завтра. Вот Ира написала большую колонку, посвященную погодным условиям, в «Известиях», я вчера ее прочитала. Но я бы обратила внимание еще на одно событие, которое меня совершенно потрясло. Мне кажется, такого количества ныряния в проруби давно не наблюдалось. Но вот нужно было дождаться мороза в -30 градусов, чтобы все вдруг сразу стали нырять в прорубь с криками «Слава России!». Меня это поразило. Вообще, персонаж недели – это, конечно, Владимир Вольфович Жириновский.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Владимир Вольфович, конечно, гений…

К.ЛАРИНА: Вот это подвиг!

И.ПЕТРОВСКАЯ: …как шоумен. Это вот кадр, когда он идет в своей собольей, или какой там, лисьей шубе на голое тело…

К.ЛАРИНА: …в тапочках…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и во вьетнамках – это, конечно, просто достойно, я не знаю, чьего пера и чьей кисти…

К.ЛАРИНА: (смеется). Ну, молодец, вот человек начал – так он до конца это сделал. Молодец, молодец.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Причем я вначале отметила, там где-то с утра начались рано утром, ныряние произошло в полночь, а первые сюжеты начались, естественно, в ранних утренних новостных программах. И если депутата Косачева показывали, как он трижды нырял и крестился, и потом говорил, что это, собственно, такой духовный акт, то Владимира Вольфовича даже не показывали, потому что он нырнул, и дальше был план, как он что-то выкрикивает…

К.ЛАРИНА: «Уйя!»

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, вот типа того, да. И явно не попадает в кадр. Но потом оказалось, что там все нормально с точки зрения пиара. Ну, знаешь, слава Богу, что вот такие богатыри – не мы существуют, которые ныряют и более того это было одно из немногих событий на фоне общего катастрофизма. Не знаю, заметила ли ты, а я, вот собственно говоря, отслеживала и не специально собиралась писать колонку на эту тему, но к моменту написания поняла, что это основная главная новость. И самое главное, что ты на нее подсаживаешься и становишься дико зависимой – независимо от того, что реально происходит за окном. Ну, да, очень холодно, конечно, ну, да, есть, наверное, опасность, что будут отключаться какие-то важные системы обеспечения этой жизни. Но чтобы до такой степени, чтобы каждый новостной выпуск этим открывался, прерывался, заканчивался. И самое главное вот утром, рано утром я несколько раз включала телевизор – и вот эта такая хмаревая картинка, столбик термометра, который ползет на твоих глазах, уже до какой-то немыслимой отметки доходит. И потом ты думаешь, вообще лучше, конечно, как-то заберложиться и вообще на улицу просто не выходить.

К.ЛАРИНА: Ну, и правильно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но дело в том, что не у всех такие возможности есть.

К.ЛАРИНА: Я бы не выходила бы ни за что бы.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но меня потряс вот этот энтузиазм, с которым корреспонденты освещали эту новость, и ведущие, потому что вот, мне показалось это основным, это такая чистая новость…

К.ЛАРИНА: Чистое искусство.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Она ни от кого не зависит, не на кого здесь пенять…

К.ЛАРИНА: Почему? Анатолий Борисович Чубайс – как бы ньюсмейкер.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нечего остерегаться… Кроме Чубайса, да, кроме Чубайса, естественно. А так, господь Бог…

К.ЛАРИНА: …и Чубайс.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Больше, собственно говоря, никого нету. И люди ощутили себя снова в профессии, если ты заметила, потому что многие другие новости, которые приходится освещать, нужно быть аккуратным, здесь не переборщить, здесь кого-нибудь, не дай Бог, не задеть. А здесь только Чубайс – ну, это понятно, что он всегда во всем виноват, – ну, и господь Бог. И люди, наконец, вот…

К.ЛАРИНА: Но, с другой стороны, Ир, вот ты говоришь, здесь тоже надо быть аккуратным, потому что я тебя уверяю, что масса случаев при таком страшном морозе – будем говорить это честно – случаев, совершенно вопиющих, в нашей стране. И сейчас, благодаря тому, что это чистая, как ты говоришь, новость, благодаря этой чистоте можно и сообщить о вещах важных. Вот меня, например, поразили – несколько было – то, что в Томилино происходит, мы это каждый день видим. И правильно, что новости начинаются именно с этого.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Правильно.

К.ЛАРИНА: Совершенно правильно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Согласна. Но понимаешь, я вот тоже много раз это повторяла, что езжу много лет подряд по всей стране на информационные конкурсы в разные, разные регионы. Основная зимняя новость в большинстве дальних сибирских холодных регионов – это про то, что люди замерзают, про то, что целые дома месяцами отключены. Основная картинка – как старушки пытаются очистить лед со стен, батареи покрытые вот такими сосульками. И уверяю тебя, не будь этого мороза в Москве, так бы и сообщали – постольку, поскольку. Здесь общая картина: Москва – центр мира, в Москве происходит какая-то глобальная катастрофа. То, что эти катастрофы куда в больших масштабах происходят во всех городах и весях России, в обычной жизни – пока не коснется Москвы, как правило, в информационном освещении этой темы вообще нет, как ты знаешь…

К.ЛАРИНА: Я тебе скажу, знаешь, другое.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …если только мальчик из Иркутска не обратится непосредственно по прямой линии к президенту. И то не факт, что после этого там что-нибудь быстро поправят.

К.ЛАРИНА: Понятно. Я сегодня утром, когда ехала на работу, слушала моего коллегу Александра Климова, и он читал там какую-то статью из нашей, по-моему, газеты (мне Рябочкина скажет – она уже была в эфире)…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Из нашей, в каком смысле?

К.ЛАРИНА: Из российской прессы. Какую-то статью по поводу этих морозов. И мы едем, значит, в машине с водителем, и становится просто… начинаем нервно хохотать. Потому что статья, значит… Собаки, которые замерзают на улице, кошки, которые умирают при -5, бомжи, которые, значит, умирают тут же на улицах и лежат на улицах Москвы… Короче говоря, зрелище жуткое. Вот я себе представила – человек, который живет не в России, а где-нибудь во Франции, открывает эту газету и читает этот ужас. Такое ощущение, что люди идут по улицам и палками раскидывают трупы собак и кошек. А, еще там написано, что собаки и кошки с голодухи могут броситься на людей при таком морозе. (Оле Рябочкиной) Ты помнишь?... В «толстушке» в какой-то. Вот такая статейка, а ты говоришь. Апокалипсис.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я вот именно и говорю, что вот эта тема, мало того, что она занимает невероятное место… ну, хорошо, ладно, нам нужно, мне, кстати, не хватает этого, я мало этого видела – видела, но мало – каких-то непосредственных советов и рекомендаций, как себя вести, что в этот момент лучше есть, пить или не пить, например.

К.ЛАРИНА: Жирную пищу надо обязательно есть и смазывать кожу жирным кремом.

И.ПЕТРОВСКАЯ: То есть салом – поел, а потом соскреб и помазал салом, если нет у вас средств на другие косметические…

К.ЛАРИНА: А лучше никуда не выходить, никуда. Сидеть дома.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ой, ну, если бы вот этому совету можно было последовать, то я думаю, жизнь бы точно уже остановилась и только и были бы голодные рыскающие по улицам собаки и кошки в надежде хоть кем-нибудь полакомиться.

(Смеются).

К.ЛАРИНА: Так, ну, что же, пойдем дальше по вопросам: «Уважаемые дамы, как вам понравился мини-сериал по «Культуре» о сложных взаимоотношениях Ахматовой и Гумилева?» - спрашивает Алла. Мне это было интересно. Я сериал, правда, я видела только одну серию. Это сериал действительно документальный?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это три таких, три программы по полчаса. У меня сложное, честно говоря, к нему отношение, потому что мне кажется, что он несколько – хотя, конечно, при иной стилистике – близок к общему сегодняшнему направлению, когда частная жизнь знаменитых людей становится, собственно говоря, предметом рассмотрения очень активного со стороны телевидения. То, что у Ахматовой с сыном были очень непростые отношения, знают все, кто…

К.ЛАРИНА: Все, кто знает, кто такая Ахматова.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, хотя бы приблизительно знает… ну, нет, не приблизительно – кто читал, кто любил, кто читал литературу. И в данном случае, мне кажется, опять превалирует вот этот вот… Хотя, повторю, что там интеллигентные люди об этом рассказывают и без вот этого вот смакования уж такого и клубничности. Но все равно превалирует вот этот момент – вот посмотрите, какие бывают, какая, собственно говоря, дурная мать была Анна Андреевна Ахматова, и как она испортила жизнь своему сыну, не желая, может быть, того. Не уверена все-таки, что это очень важный аспект, потому что, как мы уже часто говорили, применительно к другим знаменитостям, и в особенности к гениям – гений это, собственно говоря, и понятие, и существо как бы не от мира сего; и судить его по обычным человеческим меркам: хороший муж или сын, или отец, и хорошая или дурная мать, - невозможно. Но, увы, так получается – мы не знаем ни одного практически гения, кого можно было бы отнести вот под эту категорию – отменный семьянин. Ну, практически не знаем. Особенно если это литература, искусство. А в данном случае, человек, как мне кажется, я даже с несколькими разговаривала на эту тему, вот выносит этот вот главный вывод – что Ахматова, к сожалению, оказалась неважнецкой матерью.

К.ЛАРИНА: Ну, не знаю, я этого не увидела, а я увидела другое.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А я вот увидела, и меня это как-то немножко…

К.ЛАРИНА: Мне увиделось как раз, знаешь, какой смысл – в таких фильмах? Какая чудовищная страна, какая чудовищная система, которая так выламывает человеческие отношения.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ты и в «Есенине» это увидела, у тебя другое…

К.ЛАРИНА: Ну, это же все выломанное, вывороченное.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но это же независимо от системы, ты пойми. Мне кажется, в данном случае, да, здесь, в этом случае можно говорить об ужасе системы, которая так переломала судьбы многих людей. Но если мы пойдем от системы – в XIX век, мы тоже увидим там множество примеров, когда не складывались…

К.ЛАРИНА: И там система была не сахар.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …личные, семейные судьбы очень многих людей. И тот же самый Александр Сергеевич Пушкин…

К.ЛАРИНА: Да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и кто угодно. И в данном случае на систему уже кивать невозможно.

К.ЛАРИНА: Вопрос по поводу… мы про это говорили, но я не видела, к сожалению, может быть, Ира видела, вопрос по поводу 50-серийного тюремного фильма «Зона». Ваше отношение. Это, по-моему, на НТВ у нас идет. Что это такое, я не видела.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, «Зона», которая анонсировалась чуть ли не как премьера года. Ой, да мне кажется, что на НТВ сегодня… вот этот тюремный уклон и уклон в сторону криминала – как в документальном выражении, так и в художественном, он немножечко зашкаливает. Я уже кому-то рассказывала, что меня поразил сюжет в рамках программы «Сегодня», который анонсировал этот сериал «Зона», где было сказано о том, что о быте, устройстве и отношениях в тюрьме должен знать каждый интеллигентный человек. И даже уже наша с тобой коллега Вита Рамм спросила сейчас перед эфиром: «Это что значит – что нас к этому готовят?» Ну, не знаю, готовят или не готовят, но мы часто говорили, что есть понятие «канал общего интереса» - Первый, Второй, ну, НТВ тоже…

К.ЛАРИНА: А есть нишевые каналы.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А есть нишевые каналы – которые осваивают какие-то конкретные ниши и, хочется сказать «зоны», и в этой нише успешно действуют. Ну, «Культура» тоже в каком-то смысле нишевый канал, ну, уж тем более «Домашний», да и СТС, который именно на молодежную аудиторию нацелен. И в данном случае у НТВ сегодня явный какой-то перекос в сторону вот этой тюремной нишевости.

К.ЛАРИНА: Ир, они в поиске. У них был целый сезон такой гламурно-рублевский, который сейчас благополучно завершился.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Гламур, говоря зоновым языком, не проканал.

К.ЛАРИНА: Да, поэтому пошли к зоне, понимаешь? Они в поиске.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но я только не понимаю, почему все время крайности в этих поисках.

К.ЛАРИНА: Ну, почему?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, так мне кажется.

К.ЛАРИНА: Можно сделать канал для торговых работников, понимаешь?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Все можно. Все можно, но тогда нужно нас как-то заранее…

К.ЛАРИНА: Про левшей.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …об этом проинформировать.

К.ЛАРИНА: А люди, не знаю, они в поиске, они же творческие люди.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Потом больше того, мне кажется, что вот эта вся проблематика, она была как раз характерна вообще для нашего телевидения...

К.ЛАРИНА: Для начала 90-ых.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …начала, середины, да, в общем, даже и конца 90-ых – все эти бандитские сериалы «Бригады», бесконечные криминальные программы. Сегодня, как мы видим, все-таки основные каналы такие да, вот этого общего интереса, они от этой темы существенно и далеко уже отошли. И вдруг…

К.ЛАРИНА: А про что это? Это по типу аэропорт, вокзал, колеса? И зона?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это происходит как бы в реально зоне, хотя, конечно, это не реальная зона. Она построена, эти интерьеры на каком-то бывшем заводе, в его цехах. Но это по запискам реально сидевшего человека. И там принципиально играют роли малоизвестные актеры или даже уже…

К.ЛАРИНА: …настоящие уголовники…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …сами зеки, которые там отсидели, по-моему. Ну, и дальше там всякие истории развиваются. Язык тоже используется довольно активно. Но, слава Богу, не мат, но феня эта вот она тоже там, естественно, есть.

К.ЛАРИНА: То есть для общего развития?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, такое мрачненькое кино, да. Тоже там со своими страстями. Потому что мы знаем, что действительно тюрьма и зона – это, в общем, те еще жутковатые страсти.

К.ЛАРИНА: А там есть политические каторжане?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, я политических пока не заметила. Я не могу тебе сказать, что я вот так же, как «Мастера и Маргариту» смотрю этот сериал – так, от случая к случаю. Просто потому что меня тоже заинтересовало, почему, собственно говоря, такое сегодня…

К.ЛАРИНА: А вот потому – от тюрьмы и от сумы…

И.ПЕТРОВСКАЯ: От тюрьмы и от сумы – это понятно, а следом, прямо встык к «Зоне» идет следующий сериал под названием «Ментовские войны», где действуют оборотни в погонах…

К.ЛАРИНА: Которые попадают потом на зону, да?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, по идее, конечно, так оно и будет. То есть тут вот круговорот воды в природе. И это все увеличивается…

К.ЛАРИНА: То есть честному человеку места нет на телеэкране?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, видимо, честный человек, если говорить об амплуа таком, он малоинтересен кому бы то ни было. Интересны всякие экстремальные проявления.

К.ЛАРИНА: Ну, что ж, мы продолжим нашу программу после выпуска новостей. Вот кивает горестно Марина Королева – согласна с нами. Да? Нет места честному человеку?

М.КОРОЛЕВА: Да я просто не смотрю уже телевизор. И просто сочувствую Ирине Петровской, которой по службе, по должности приходится еще это делать. Ир, как вы, вообще, выдерживаете?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да как мне приятно такое сочувствие, Марин.

(Смеются)

И.ПЕТРОВСКАЯ: Хоть кто-то посочувствовал.

К.ЛАРИНА: Слушайте радио.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: Вот мы даже с Мариной Королевой успели кое-что обсудить. Значит, я хочу доложить обстановку на пейджере – у нас почему-то здесь все проваливается. Вот как бы человек начинает что-то спрашивать, и потом куда-то уходит все в песок. Трудно понять, чем заканчивается ваш вопрос. Сейчас попробуем разобраться с нашим пейджером. Но телефон у нас работает – 783-90-25, 783-90-26. Ира, бери, пожалуйста, наушники. Ну, давайте мы обратимся к нашим слушателям, которые живут и слушают нас не в Москве. (Короткие гудки). Нет, тут не получилось. Московский - 783-90-25. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Вас беспокоит Борис Александрович из Москвы. Уважаемая Ира, уважаемая Ксения, хотел бы выразить крайнее удивление передачей «Судите сами» по Первому каналу. По четвергам идет. Серьезная тема – ЖКХ. Выходит человек – я не помню фамилию – Шевченко, что ли…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Шевченко, да.

К.ЛАРИНА: Ведущий программы.

БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ: Совершенно не в теме. Ну, ничего. Рядом сидят эксперты по этому вопросу. Галина Петровна Хованская чего значит?

К.ЛАРИНА: Эксперт.

БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ: Не дает, не дает им сказать толком. Они говорят: «Давайте разберемся, в чем же состоит реформа ЖКХ» - «Нет, нет, оцените мой вопрос – лучше ли от нее будет или хуже». В общем, кошмар, двойку я ставлю и Первому каналу, и этому ведущему.

К.ЛАРИНА: А чего вы ждали от такой программы? Что вам кажется важным?

БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ: Важно понять существо, в чьих интересах эта реформа осуществляется.

К.ЛАРИНА: Ну, там, по-моему, Зюганов Геннадий Андреевич все сказал.

БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ: Ну, Зюганов – это одна позиция. А я вот хотел Галину Петровну послушать, ей даже слова не дал. Да Господи!

К.ЛАРИНА: То есть у вас претензии к ведущему?

БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ: К ведущему и к каналу. Нельзя же допускать человека не в теме к такому серьезному вопросу.

К.ЛАРИНА: Мне кажется, что здесь не так важна компетенция ведущего, поскольку ведущий не может быть специалистом во всех областях.

БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ: Так хоть познакомиться с вопросом должен предварительно.

К.ЛАРИНА: Ну, хорошо, спасибо, я не знаю. Я эту программу видела только начало. Я только увидела Зюганова Геннадия Андреевича, а потом бросила.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, я ее смотрю регулярно, эту программу. И эту видела. Мне кажется, главная проблема-то даже не столько в самом ведущем, сколько в порочности подхода к подобным форматам. Главное – не выяснение истины: понятно, что ни одна программа истину не выяснит до конца…

К.ЛАРИНА: …а скандал…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …ну, хотя бы приблизится, а шоу, зрелищность, чтобы было динамично.

К.ЛАРИНА: Скандал, да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Желательно, чтобы было по возможности скандально. И я думаю, что вот эта установка играет плохую роль, в данном случае и дурную услугу оказывает самому Максиму Шевченко, потому что он временами, хотя при, ну… он в другой возрастной группе, он другого уровня образования, но временами он, как модератор, похож на Андрея Малахова. Он не дослушивает, он всех обрывает, и быстрей-быстрей-быстрей.

К.ЛАРИНА: Это жанр такой.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это, к несчастью, жанр, потому что если бы у нас были дискуссии другого рода – спокойные, обстоятельные, с попыткой выяснения хоть чего-то, хоть приближения к проблеме…

К.ЛАРИНА: Никто бы их не смотрел.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, пусть бы и такая существовала.

К.ЛАРИНА: Не будут смотреть, Ира. Я помню, еще Савик Шустер по этому поводу сетовал, что как только берешь тему ЖКХ – казалось бы, всех касается – рейтинг ноль. Как только берешь тему, там, жив ли или мертв Владимир Ильич Ленин – сразу зашкаливает все, и покричать, поорать и все.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Думаю, дело все равно не в теме, а в первую очередь в том, как это делается.

К.ЛАРИНА: Ну, вот пожалуйста, я тебе говорю, что рейтинг очень высокий был у этой программы.

И.ПЕТРОВСКАЯ: У «Судите сами»?

К.ЛАРИНА: Да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Не думаю, потому что, во-первых, это 00 часов, во-вторых, она еще не успела до такой степени раскрутиться, чтобы у нее был какой-то там огромный рейтинг. Но все равно, мне кажется, самый главный изъян этой программы в том, что Максим Шевченко ориентирован на то, чтобы была динамика, чтобы больше крика…

К.ЛАРИНА: Ну, а как же без этого?

И.ПЕТРОВСКАЯ: …а за этим криком, за этими воплями теряется, собственно говоря, вообще любой смысл.

К.ЛАРИНА: Ну, ты же сама реагируешь – когда кричат, ты сразу реагируешь на это.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, конечно, реагируешь, а потом я после того, как отреагировала, особенно после того, как программа закончилась, сама себя спрашиваю…

К.ЛАРИНА: А шо это было?

И.ПЕТРОВСКАЯ: А что это было-то? И о чем это было? Особенно когда приглашают, а почти на все программы и Малахова, и Максима Шевченко, да и Гордона, приглашают Жириновского, Митрофанова, Леонтьева – то есть абсолютно завзятых…

К.ЛАРИНА: Значит, не нужно ждать от телевидения глубоких дискуссий. Не бывает этого.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я жду, как идиотка, по-прежнему. Все-таки хоть каких-то дискуссий. Сделайте вот такой для меня, нишевый либо отрезок на каком-то канале…

К.ЛАРИНА: За отдельные деньги.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я готова.

К.ЛАРИНА: Вот.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но даже за отдельные деньги таких не появляется, к сожалению, каналов, где люди просто говорят.

К.ЛАРИНА: Я вот голосую за канал подписной. Я вот подписалась бы на такой канал, где спокойно… Вот, кстати, сейчас ты будешь смеяться – я смотрю иногда канал «Спас», который вот…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …на крови, да…

К.ЛАРИНА: …на спутниковом телевидении. Там как раз есть то, о чем ты мечтаешь, – там есть философские разговоры и дискуссии, надо отдать им должное, люди, представляющие совершенно различные точки зрения, и там споры не только теологические и не только религиозные, но и общегуманитарные. И мне кажется, что вот там как раз у них это получается – разговор очень подробный, очень глубокий на темы, которые волнуют каждого нормального человека. Но они подписные, понимаешь? Я за них голосую рублем.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Поскольку речь идет о канале «Спас», я тебе хочу сказать – верю. Верю.

К.ЛАРИНА: (Смеется). Рублем. Пожалуйста. Вот тебе будут дискуссии. А это для тех, кто хочет покричать, поорать.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, но тогда возьмите какие-нибудь другие темы, тогда в данном случае для меня честнее Малахов, который устраивает вот такие скандальные темы, скандальные разборки и тут же обсуждения, которые тоже на грани скандала. Иногда даже были случаи и мордобоя.

К.ЛАРИНА: Вон Гордона ты ругаешь – а ведь начинал-то как серьезная программа, а сейчас уже до мышей дошел. Видишь, вот с этими астрологическими прогнозами. Пожалуйста тебе.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Астрологическими, а на этой неделе обсуждали климатическое будущее России – тоже абсолютно безболезненная и безошибочная тема, потому что никого не заденешь…

К.ЛАРИНА: А можно с уфологами, знаешь, как интересно поговорить?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Отлично. Тут много между прочим еще вариантов – обсудить будущее России с разных точек зрения, и в том числе будет ли в 2030-ом году у нас правительство, которое будет возглавлять гуманоид.

К.ЛАРИНА: (Смеется). И накроет ли нас всех большая летающая тарелка.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Кстати, знаешь, чего я еще хотела сказать помимо того, что главная новость – это, безусловно, Крещенские морозы, а вторая по количеству – это на Первом канале все, что касается «Дневного дозора». Я, конечно, все понимаю…

К.ЛАРИНА: Ты же кино смотрела.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я и кино даже смотрела…

К.ЛАРИНА: Ты была приглашена на супер-пупер-премьеру новогоднюю.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, правильно, а кого же еще приглашать? Критиков как раз. Но честно скажу, что я не все выдержала и немножечко соснула на этой премьере, потому что ночь была новогодняя. И как-то, в общем, меня в этой атмосфере темного и теплого зала немножечко сморило.

К.ЛАРИНА: То есть крики вампиров тебя нет, нет?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, абсолютно не помешали мне свой собственный увидеть сладкий сон. Но дело не в этом. А я смотрю… да, канал продюсировал эту картину, грандиозные сборы, действительно колоссальные, мы такого просто еще не видели, наше, во всяком случае, кино. Но у меня опять возникает вопрос вот некоторого неудобства, связанного с тем, что…

К.ЛАРИНА: …что это новость…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …Малахов в программе обсуждает «Дневной дозор», герои там участники, Лолита на этой неделе в «Без комплексов» просто разливается там патока и елей по поводу того, каких рекордов и каких достижений, до каких достижений дошло наше кино. И в первую – не в первую, а только «Дневной дозор». И опять же люди, которые там играли. Почти каждый выпуск программы «Время» - это отчет о том, как страна вся строем идет на «Дневной дозор». Рекламы, если ты видела, появились…

К.ЛАРИНА: А говорят, даже Эрнст выступал в какой-то новостной программе.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Эрнст выступал в «Добром утре» вместе с Анатолием Максимовым, и они снова говорили о том, какое это прекрасное достижение – «Дневной дозор».

К.ЛАРИНА: А правда, что они сказали, что все критики – дураки, которым этот фильм не понравился?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я этого не слышала.

К.ЛАРИНА: Мне доложила разведка.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Может быть, они в другой какой-то это сказали. «Человек и закон» на этой неделе – рассказывается о том, как Первый канал противостоит видеопиратству и проводит свою политику, что прекрасно…

К.ЛАРИНА: Ну, это кампания.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но при этом туда тоже большие вкрапления «Дневного дозора». Это, конечно, кампания…

К.ЛАРИНА: Они же деньги вложили.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …но мне кажется, все-таки какой-то переборчик. Ну, да, деньги вложили. Ну, а я представила, допустим, Первый канал вложил деньги в производство каких-нибудь там мыльниц – в прямом смысле мыльниц.

К.ЛАРИНА: Ну? И шла бы реклама мыльниц.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И что – теперь у нас все время была бы реклама мыльниц?

К.ЛАРИНА: Да. Да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Все-таки мне кажется, что как-то надо дозировать. Ну, понятно, хозяин – барин и может делать все, что угодно, на своей территории. Но все-таки не до такой же степени.

К.ЛАРИНА: Давайте дальше пойдем — 783-9026. Я хочу попробовать подключить к нашему разговору слушателей из других городов. Поэтому, пожалуйста, 783-90-26 – ваш телефон. (Гудок). Да что ж такое? Или у нас там не работает, потому что я вижу, что лампочка горит. Алле? (Короткие гудки). Нет. Срывается.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Замерзла телефонная связь.

К.ЛАРИНА: Давай еще раз попробую последний раз. 783-90-26 – последняя попытка. Алле, здравствуйте. Алле?

СЛУШАТЕЛЬ: Алле.

К.ЛАРИНА: Да-да-да, добрый день, здравствуйте. Вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Я из Москвы.

К.ЛАРИНА: Да нет, я прошу дозвониться по этому телефону тех, кто живет не в Москве. Еще раз повторю номер — 783-90-26. Для тех, кто живет и слушает нас не в Москве, а в других городах. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Алло. Здравствуйте.

К.ЛАРИНА: Вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Я из Таганрога.

К.ЛАРИНА: Пожалуйста, слушаем вас.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Вот вчера в «Развороте» Сергей Доренко и ведущий там с ним, они подняли такую тему – национальности и все прочее, откуда берутся у нас скины. И начали с того, что…

К.ЛАРИНА: Подождите секундочку, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Меня зовут Римма.

К.ЛАРИНА: Римма, мы будем сейчас про радиопрограммы говорить?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Меня зовут Римма.

К.ЛАРИНА: Мы будем про радиопрограмму говорить?

РИММА: Да-да-да. Я хотела сказать…

К.ЛАРИНА: Про радиопрограммы не говорим. Про радиопрограммы говорите в других передачах, в передаче «Разворот» можете дозвониться самому Сергею Доренко или Алексею Венедиктову в передачу «Без посредников». А в этой передаче мы говорим про телевидение. Я не слишком грубо общаюсь, а?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, так, жестковато немножечко.

К.ЛАРИНА: 783-90-26. Алле, здравствуйте. Алле?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

К.ЛАРИНА: Вы откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Я из Москвы.

К.ЛАРИНА: Ну, ладно, хорошо, пусть из Москвы. Говорите.

СЛУШАТЕЛЬ: Сергей Родионович меня зовут. Я вот относительно программы про ЖКХ.

И.ПЕТРОВСКАЯ: «Судите сами», да?

СЕРГЕЙ РОДИОНОВИЧ: Да. Вот есть программа «Что делать» у Виталия Анатольевича Третькова…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ага, на «Культуре». Есть.

СЕРГЕЙ РОДИОНОВИЧ: На «Культуре». Вот мне показалось таким образом – ну, Малахов есть Малахов, у него свои вопросы, а если берется проблема типа ЖКХ, ну, постройте ее обсуждение, как у Третьякова построено. Так что мне кажется, что это вовсе не обязательно устраивать…

К.ЛАРИНА: …скандал…

СЕРГЕЙ РОДИОНОВИЧ: …шоу, если взяли серьезный вопрос. Вот я думаю, я думаю, что у программы Третькова имеется неплохой рейтинг.

К.ЛАРИНА: Программа Третьякова – это на канале «Культура»?

СЕРГЕЙ РОДИОНОВИЧ: Да. Да.

К.ЛАРИНА: Спасибо вам. Но я думаю, что вряд ли будут следовать вашим советам руководители каналов.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, вот, вы заметили, что… нет, вот подобные программы, где не кричат, а спокойно разговаривают, они, да, действительно присутствуют сегодня только на канале «Культура». И можно назвать, ну, аналоги в том смысле, что тоже дискуссии, тоже ток-шоу, но совсем другого уровня – это Архангельский «Тем временем», это и Ерофеев «Апокриф», хотя повторю, темы разные, и… вот вышеупомянутого Третьякова «Что делать». Но опять же вспомним, каковы рейтинги у «Культуры» и задачи…

К.ЛАРИНА: Да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и какие у Первого, Второго и других каналов – главных, так называемых федеральных, главная задача – выжать максимальные рейтинговые показатели. И поэтому серьезных, к сожалению, обсуждений и шоу мы здесь увидеть не можем. Больше того, руководители канала прямо говорят, что как только тот же Малахов пытается взять мало-мальски осмысленную и приближающуюся к общественно-политической значимости тему, так мгновенно обвал рейтингов.

К.ЛАРИНА: А знаешь, что, Ир, я бы все-таки посоветовала телевизионным зрителям претензии предъявлять не руководителям каналов и даже не ведущим…

И.ПЕТРОВСКАЯ: А себе, в том числе.

К.ЛАРИНА: Нет, и не себе. А тем, кто приходит на эти передачи в виде гостей. Потому что мы тут рассказываем, какие все ужасные программы, и все кричат и орут – ну, так не ходите туда, уважаемые ньюсмейкеры. Это если вот они останутся с Митрофановым и Жириновским, они же сами завоют от беспомощности. Ведь соглашаются и идут приличные люди. Мы видели с тобой приличных людей и на программах у Андрея Малахова, и на программах там можно еще всяких ведущих перечислять. Ходят. Не ходите. Ну?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Тут вспоминается уже абсолютная классика, даже и банальность фактически: «Так не читайте перед обедом советских газет». А других-то нет. Не ходите на эти ток-шоу. А других-то нет.

К.ЛАРИНА: Не ходите. А вот вообще не ходите. Ведь они же потом сюда приходят и начинают рассказывать нам, жаловаться: «Вот, я пришел к Малахову, а там скандал и ужас, и ор, и слова не дали сказать». А зачем пришел? Или встань и уйди – прямой эфир.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, мы с тобой много раз это обсуждали. И я неоднократно задавала эти вопросы разным вот тем самым приличным людям, зачем они…

К.ЛАРИНА: Ну? И что они? Зачем?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ответ всегда один: «Ну, надо же светиться, надо же как-то заявлять…».

К.ЛАРИНА: Ну, так надо что-то выбирать. Тогда не жалуйтесь, не пишите в газеты про ужасное телевидение.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, пока мы слышим жалобы наших радиослушателей и зрителей жалобы.

К.ЛАРИНА: Нет, и те, кто приходят, жалуются.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И они как раз виноваты только в одном, что когда есть попытки каких-то серьезных обсуждений и дискуссий, большинство из них переключает телевизор. И это, кстати сказать, уже определенный итог определенного воспитания в течение последних лет, когда, к сожалению, у человека у любого – это отмечено психологами, причем в разных странах – уже сформировался этот эффект перепрыгивания с канала на канал. И человек долго не может смотреть на протяжении какого-то времени – если это не кино и не сериал…

К.ЛАРИНА: …и не огонь, не вода.

И.ПЕТРОВСКАЯ: … какую бы то ни было программу. И если это не скандал, где каждую секунду тебя держат на крючке обещанием показать тебе бородатую женщину, родившего младенца – непосредственно только сам родился, и какую-нибудь там мать, которая съела мужа. То есть не мать, а жену. Тогда да, тогда будут сидеть и смотреть.

К.ЛАРИНА: Вот анонс прошел – ты сегодня или вчера вечером смотрела – анонс «Программы максимум», которая сегодня будет, там такие анонсы вообще – нет, все равно, я думаю, буду смотреть.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Там анонсы иногда страшнее, чем сами сюжеты. И завлекательнее. Ну, и что ты хочешь, «Программа максимум», на мой взгляд, в общем, абсолютно недопустимая во многих своих проявлениях и эксплуатирующая вот эту тягу людей к скандалу, к ужастикам, часто за гранью абсолютно всех этических норм – она лидер канала НТВ по рейтингам.

К.ЛАРИНА: Да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Туда народ просто, как кенгуру, огромными прыжками все бегут к 19:55, садятся, смотрят и, я думаю, потом пересказывают это соседям, кто случайно пропустил.

К.ЛАРИНА: Да. Давайте еще звонок. Пожалуйста, 783-90-25. Алле, здравствуйте. Пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я по поводу, вот вы затронули передачу Гордону.

К.ЛАРИНА: Так, давайте.

СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, я смотрел эту передачу, и ничего ужасного в этом не увидел, в этой передаче. Более того, я – сторонник того, чтобы на телевидении было как можно больше содержательных программ, а не тех плясок и тех ужастиков, как вы говорите, которые постоянно, постоянно мелькают на экране. И еще такое дело. Вот вы посмотрите, более-менее серьезные передачи, все более-менее, они идут после 12 часов. Вот того же Капицу стали… задвинули за 12 часов.

К.ЛАРИНА: Да, да.

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, вот представьте себе – не только одними развлечениями, не только одними скандалами живет телезритель. А смотреть, в общем, до 12 часов в принципе не-че-го. Вы понимаете меня, нечего смотреть. Я до 12 часов практически перестал включать телевизор. И вот в час, во втором часу, может быть, какую-нибудь программу еще и выудишь. Ну, вот, за исключением, конечно, в 12:50 идет там военная программа… «Совершенно секретно»… «Военная тайна». А так, ну, нечего смотреть. Ведь раньше были познавательные программы.

К.ЛАРИНА: Спасибо большое. Давайте мы с вами уже закончим разговаривать. Из Барнаула пришла телеграмма, Сергей пишет нам, цитируя дословно Эрнста: «Тот, кто считает «Дневной дозор» коммерческим проектом – дураки. Этот фильм про любовь». Вот точная цитата, я надеюсь. Большое вам спасибо, Сергей.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, а тут, собственно, в общем, я не вижу никакого противоречия – почему надо считать дураками тех, кто считает это коммерческим проектом. А коммерческий проект не может быть про любовь? Тут странность какая-то есть. Мне кажется, что чего-то Константин Львович либо с утра это было, записывалось, не проснулся, что ли…

К.ЛАРИНА: В «Добром утре».

И.ПЕТРОВСКАЯ: …потому что он обычно более четко формулирует. А что касается – надо отреагировать на предыдущую реплику…

К.ЛАРИНА: Давай, пожалуйста.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Мы все время по этому поводу говорим, мы не считает Гордона ужасным, мы, единственное, сожалеем немножечко о том, что программа тоже дрейфует в сторону таких вот завлекательных тем – уфология, астрология…

К.ЛАРИНА: …в сторону народного целительства…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …гадания, магия, предсказания, климато-, не знаю, что там, -логия – вместо того, чтобы обсуждать темы, как мне кажется, более важные и для будущего, да и для настоящего страны. В конце концов, кто через 25 лет вспомнит, что обсуждал Гордон в своей программе, а нам важно сегодня понять и разобраться, где мы, зачем мы и кто мы. А на эти вопросы никто не дает ответов, к сожалению, и Гордон тоже. А в 00 часов почему – ну, потому что считается, во-первых, что после 00 к телевизору вот приходят более образованные и с тягой к познанию люди, а во-вторых, никто не хочет себе сбивать рейтинговые показатели, ставя такого рода программы раньше. И, увы, зрители с этим либо мирятся, либо создают вот эту вот картину, потому что не приходят на серьезные темы. Увы и ах. Палка о двух концах, замкнутый круг и все такое прочее.

К.ЛАРИНА: «Выходя из теплого дома в автомобиль с кондиционером, журналисты не замечают, что большинство москвичей так же, как и летом, стоят на остановках по 30-40 минут. Уверяю вас, что для этих людей каждый градус чрезвычайно актуален…»

И.ПЕТРОВСКАЯ: И для меня, представьте.

К.ЛАРИНА: «…Это не для вас выпуск начинают с погоды».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Для меня, друзья мои.

К.ЛАРИНА: Ну, кстати, я специально прочитала, потому что как раз тот самый случай, когда не села Ирина Петровская в автомобиль теплый.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, автомобиль замерз теплый немедленно, как только наступили холода, и сегодня я пришла в студи, кстати, поразив своих коллег приятно, в кесах. Это знаете, что такое?

К.ЛАРИНА: Это унты.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это такие из оленьей шкуры специальные сапоги, которые мне подарили два года назад в Ханты-Мансийские, и я думала, что здесь в Москве мне вряд ли придется ими пользоваться. Пару раз надевала, когда в лес ходила. А сейчас не представляете, какое это счастье. И вообще мне всегда с детства нравились валенки. Я думаю, что если глобальное потепление, которое нам обещают, пока еще откладывается, и мы будем все-таки существовать в условиях если не ледникового периода, то временных зимних холодов, друзья мои, валенки, кесы, унты – это…

К.ЛАРИНА: Очень хочется.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Унты, как мне сказали, это мужской варианты. А вот это вот кесы – для женщин специально.

К.ЛАРИНА: А нельзя заказать такие, Ир?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я не знаю, думаю, что, поскольку в Москве явно не предвидится появление оленей в ближайшее время, то там где-нибудь на северах, в Ханты-Мансийске. В Ханты-Мансийские это продается, кстати, в магазинах. Прекрасная вещь, прекрасная.

К.ЛАРИНА: Очень красивая и теплая.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И я сегодня по морозцу утреннему пришла, шла, точнее, в этих самых кесах, а не ехала в магазине… тьфу, в магазине – в автомобиле с кондиционером. А кондиционер в эту погоду, в общем, мне кажется, только какой-то мазохист может включить или не знаю, кто.

К.ЛАРИНА: Слушай, здесь еще про одну передачу вспоминают, спрашивают мнение: «Как вам последняя программа «Школа злословия»? Девушки в ней были достаточно жестки к собеседникам», - пишет Ольга. Напомню, что это была передача с Ивановым Александром – главным редактором издательства «Ад Маргинем». Мне было интересно, я смотрела эту программу с начала до конца…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Мне тоже было интересно…

К.ЛАРИНА: Я вообще люблю такие когда конфликтные все-таки вещи, это интересно… Кстати, по поводу скандалов – опять же это интереснее смотреть всегда, когда есть некий конфликт.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, в этом случае интересно смотреть, когда действительно есть какой-то конфликт, но мне кажется, тут был немножечко переборчик по поводу того, что… Ксения, Господи, прости. Дуня и Татьяна – это тот самый случай, они часто приходят, уже заранее предубежденные против своего гостя…

К.ЛАРИНА: …не любя…

И.ПЕТРОВСКАЯ: И уж вот если любят, так любят, а если не любят, так по полной программе. И просто вот эти часто, мне казалось, несправедливые наскоки…

К.ЛАРИНА: Надо сказать, он достойнейшим образом себя вел.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Абсолютно достойным образом себя вел. И даже если этот человек, допустим, твой идеологический противник, ну, вовсе не обязательно его совсем уж пытаться добить и втоптать. Хотя, конечно, это не кто-нибудь из скандальных журналистов – они не оскорбляли, но навязывание своих предпочтений и точек зрения в данном случае, мне кажется, превысило некоторые необходимые пределы.

К.ЛАРИНА: Так обрати внимание, получается совершенно обратный эффект. Мне этот человек стал куда более интересен и симпатичен, чем до просмотра этой программы. Как-то я его, во-первых, не знала…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот я его не знала совершенно.

К.ЛАРИНА: …но как бы я понимала, что это такое, я видела литературу, которую они издают, ну, да, могла бы с ним тоже по поводу чего-нибудь поспорить, наверное. Но то, как он вел, и то, как они старались его вот именно обидеть, даже не оскорбить, а обидеть, понимаешь, мне так он понравился. И меня он заинтересовал. Я подумала, что теперь этот человек будет в списке людей, которые мне интересны. А ты права насчет того, что если уж любят, так любят – и прямо вот мухи дохнут на лету, когда любят. Понимаешь? А если уж не любят, так не любят.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И на самом деле это для тебя этот человек стал интереснее. А для очень многих людей, я думаю, они включили телевизор, увидели незнакомое им лицо…

К.ЛАРИНА: …и вообще ушли.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и опять же выключили. Это тоже эффект, и с этим приходится считаться ведущим и продюсерам разговорных программ. И, кстати сказать, это очень такая тоже порочная вещь – почему не появляются, мы говорим, какие-то новые лица на экране? Да именно по той самой причине – новое, к нему нужно приручить… приучить зрителя…

К.ЛАРИНА: …раскрутить…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …его нужно раскрутить, прикормить – зрителя, я имею в виду. А какой-нибудь раскрученный Жириновский в шубе на голое тело – беспроигрышный вариант. Беспроигрышный.

К.ЛАРИНА: Ну, здорово, согласись.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, здорово, конечно. Но я думаю, что в разных сферах и областях нашей жизни есть немало ярких людей, а не только вот таких записных эпатажников.

К.ЛАРИНА: «Кесы продаются в магазине на улице Рудневой в Москве. Станция «Лосиноостровская».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот, там, значит, лосей приспособили, видимо, к производству.

К.ЛАРИНА: «Скажите, пожалуйста, каким образом определяется рейтинг программы? Как узнают, что люди ушли с этой кнопки?»

И.ПЕТРОВСКАЯ: Друзья мои, мы многократно… прочитайте эфиры Елены Афанасьевой, там про рейтинги очень много…

К.ЛАРИНА: Она очень подробная.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и подробно говорили. Разумеется, не вся страна задействована в определении. Берется определенная репрезентативная группа, там подключается специальная техника, и компьютер реагирует на то, когда человек ушел, когда переключился, когда выключился. Есть опросы телефонные, дневниковые – опять же репрезентативные группы. Других измерений, естественно, и вообще способов измерить интерес всей аудитории пока нет. Конечно, тоже много раз и сами деятели телевидения говорили, что это не абсолютная вещь, но это хоть что-то, что позволяет измерить аудиторию. Кстати, эти измерения, они, конечно, в первую очередь, необходимы не вещателям и производителям, а рекламодателям, чтобы осмысленно размещали свою рекламу в одном времени и в одной программе, а не в какой-нибудь другой. Но так или иначе все-таки в этом есть определенная, в этих измерениях, в этой системе измерений есть рациональное зерно, отражающее наши с вами предпочтения.

К.ЛАРИНА: Ну, все. Мы заканчиваем вступление свое сегодняшнее. Мы постарались быть краткими. Мы постарались быть краткими?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, мы старались, да.

К.ЛАРИНА: Много тем сегодня успели осветить, предложить.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ответить на множество вопросов.

К.ЛАРИНА: Да. Спасибо большое. До встречи. Это Ирина Петровская, Ксения Ларина. Программа «Человек из телевизора».


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024