Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2004-12-25

25.12.2004

К.ЛАРИНА: Ирина Петровская здесь в студии «Эха Москвы» и Ксения Ларина тоже. Доброе утро, Ирина Петровская.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Доброе утро, Ксения Ларина.

К.ЛАРИНА: Можно я, перед тем, как мы начнем, скажу, кто у нас книжки выиграл? Тебе не оскорбит, Ир?

И.ПЕТРОВСКАЯ: О причиндалах Деда Мороза?

К.ЛАРИНА: Ну, практически да. (Объявление победителей) Объявляю еще раз номер нашего пейджера 974-22-22 для абонента «Эхо Москвы». Это пейджер, который работает для ваших вопросов, ваших пожеланий и замечаний – все, что касается телевидения в этой передаче, вот в течение ближайших 45 минут. Также напомню номер телефона прямого эфира 203-19-22. Мы говорим о телевизоре. Но хочу вам сказать по секрету, что я Петровскую обращаю в свою веру постепенно. И, наверное, Ир, скажи, правда, театр лучше, чем телевизор, да?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, я, да, я благодаря Ксении Лариной посетила за минувший небольшой период четыре премьеры. Я и раньше ходила, но с такой меньшей интенсивностью. И согласна, да, что пожалуй, пора будет в театральные критики переквалифицироваться.

К.ЛАРИНА: Да. Тем более, что там есть о чем поговорить.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Тем более, что мне кажется, что несмотря на то, что театр и телевидение сравнивают часто и называют «террариум единомышленников», но все-таки это не до такой степени реакция на критические выступления. Мне кажется, не до такой степени активная и злобная…

К.ЛАРИНА: Ой, ты что?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет?

К.ЛАРИНА: Ты что? Я тебе потом расскажу такое! Что ты?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, тогда я останусь лучше…

К.ЛАРИНА: Ой.

И.ПЕТРОВСКАЯ: У себя останусь, у ящика.

К.ЛАРИНА: Ой, ты что? Творцы – это еще хуже, чем телевизионные деятели.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но они тоже считают себя творцами.

К.ЛАРИНА: Ну, давайте мы сегодня попробуем подвести итоги телевизионного года, поскольку Ира уже попыталась это сделать вот так бегло, насколько позволяет объем газетный на страницах «Известий», вчера. Какие-то основные поворотные моменты обозначить в течение уже уходящего, практически уже ушедшего 2004-го года. Но если вспомнить, Ир, вот для тебя, все-таки, если так выставить рейтинг такой, вот главное – начиная с самого значимого события и дальше по убывающей.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Тут сложно, тут нужно разделить, потому что есть события, которые говорят…

К.ЛАРИНА: Ну, эпохи сменились телевизионные?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Вот есть некие события знаковые, которые говорят о том, что происходит сегодня конец – мы наблюдаем этот финал…

К.ЛАРИНА: …конец прекрасной эпохи…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …эпохи, да. Как назвал вот Алексей Симонов свою книжку, посвященную некоммерческому частному телевидению – «Конец праздника непослушания». И я с этим согласна – был даже не то, что праздник непослушания, но если мы возьмем начало 90-ых, то стало возникать просто независимое телевидение свободное не в том смысле, что оно вообще было невероятно свободным – свобода это достаточно условное понятие. Но в силу того, что рухнула монополия Гостелерадио многолетняя, и стали образовываться многие, многие частные компании – первые ТВ-6, мы уже забыли, что они были первыми – и канал 2х2, он тоже был один из первых, потом НТВ, и по всей стране пошло вот это почкование, деление – не знаю, все, что угодно. И это создавало основу, как всякая вообще конкурентность, она создает основу для развития, потому что впервые телевидение вступило на это вот конкурентное поле. До этого какая была конкуренция – между Первым каналом и Вторым, который повторял программы Первого?

К.ЛАРИНА: Ну, собственно говоря, как сейчас.

И.ПЕТРОВСКАЯ: По сути, да. По сути это называется только сегодня красивым словом «единая информационная политика», но вот та среда, в которой это все возникло, она была питательной средой для развития телевидения вообще. И на этой волне, как мы помним, в том числе появилась национальная премия «Тэфи», проводились эти нарядные красочные церемонии. И я к 10-ой, юбилейной, которая была вот сейчас недавно, ну, в этом году, писала такой по заданию Академии российского телевидения, членом коей состою с недавних пор, такой обзор исторический в буклет, как это все было. И когда просматриваешь вот даже просто историю «Тэфи», – это своего рода история вот этого 10-летия, 10-летия открытий, 10-летия появления каких-то новых имен, потом 10-летие борьбу, ну, то есть, годы борьбы, и, наконец, вот это угасание. И сегодня, когда отменена торжественная церемония – приято решение такое в Академии – отменить торжественную церемонию в концертном зале, будет скромная для своих, с участием финалистов, членов Академии и журналистов…

К.ЛАРИНА: То есть мы прочитаем только в газетах, кто чего получил?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, там потом будет, на основе этого будет снят фильм, который покажут один из каналов. Ну, то есть расскажут, очевидно, о финалистах, расскажут об их работах. Но в любом случае это решение – я понимаю, что, вероятно, когда оно принималось, оно таким образом и не формулировалось, но оно связано именно с тем, что конец вот этой яркой эпохи. И уже, если мы вспомним последнюю церемонию, там было вот эта абсолютно ощущение такого протеста скрытого – в основном это фига в кармане. Ну, вот вручить призы тем, кто уже не работает в эфире, программам, которых уже нет. Там все достаточно горько шутили, что скоро вообще посмертно будут награждать – не в том смысле, что люди уйдут в мир иной, а программы все чаще будут уходить в мир иной. И кто-то шутил, что информационную номинацию нужно исключить, потому что вся информация тоже, ты понимаешь, какого сделалась свойства – Путин, Путин, Путин, о спорте и о погоде.

К.ЛАРИНА: Новости без новостей – как это было при совке.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Новости без новостей, да, и попытка представить картину жизни не такой, какая она есть на самом деле, а такой, какой бы ее хотела увидеть власть. Это в свое время был принцип программы «Время» старой. Ну, и вот, у меня ощущения такие, если говорить об итогах года, достаточно печальные. Телевидение перестало быть вот тем вот, ну, отчасти праздником для кого-то, отчасти генератором каких-то новых идей. Оно сделалось технологичным, очень много развлекательного, причем я в развлечения включаю и сериалы игровые. Ну, такое средство массовой пропаганды и развлечений. Вот во что все это превращается. Есть еще один небольшой сегмент – это, например, канал «СТС», который сознательно и, кстати сказать, Роднянский очень вовремя угадал эту тенденцию: лучше вообще не заниматься политикой, а пойти вот в эту, в некий такой гламур, в сказочность, в качественные развлечения, которые предоставляют те же самые глянцевые журналы многие, но уже не ввязываться и тем самым сохранить некую чистоту. Поэтому канал «СТС», например, имеет сегодня, в общем, очень большую перспективу и своего зрителя он, безусловно, взял, причем именно очень такого потенциально завидного для всех каналов зрителя – молодого. И предоставляет им качественный облегченный продукт. Вот скажем, есть такой сериал «Моя прекрасная няня» - не знаю, смотришь ты или нет.

К.ЛАРИНА: Иногда попадаю, ты знаешь, мне даже смешно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, вот именно, я тоже вначале когда смотрела, понять не могла. А потом поняла, что это дико смешно, это вот на уровне, ну, комиксов каких-то.

К.ЛАРИНА: Причем это получается.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Получается – и пародия одновременно, и такое легкое, ни к чему не обязывающее зрелище, ну, я не знаю, как клоунские вот эти репризы.

К.ЛАРИНА: Вообще удивительно. У нас раньше пытались такие вещи делать, это было ужасно пошло, как-то очень гадко. Клубничка какая-то была, помнишь? Какая-то фигня. А сейчас…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Потому что брались за основу совершенно нереальные истории, и было ощущение всегда, что это в чистом виде трафарет с этих «ситкомов» американских, совершенно несмешных, с подложенным смехом в тех местах, где зрителям полагается смеяться. А сейчас это действительно довольно смешно.

К.ЛАРИНА: Неожиданный там Сергей Жигунов такой.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И Жигунов ужасно смешной, и Полищук невероятно смешная.

К.ЛАРИНА: Да. И вот эта девочка – Анастасия Заворотнюк ее, по-моему, зовут, которая исполняет главную роль.

И.ПЕТРОВСКАЯ: «Моя прекрасная няня», да.

К.ЛАРИНА: Ну, насколько я поняла, это тоже такая история, которая идет где-то в Европе или в Америке.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Возможно, во всяком случае я думаю, что технологически уж точно. Они же придумали – не придумали, а внедрили в наше производство вот эту технологию как бы снимания в процессе показа уже.

К.ЛАРИНА: Почти в прямом эфире – как в «Тутси», помнишь, в фильме?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, да, да. Вот именно. Ну, это я говорю о том, что эта тенденция тоже есть сегодня к развлечению. Мне кажется, что в этом сезоне в эту сторону попытался немного пойти канал НТВ, и ему не удалось. Потому что традиционно уже просто восприятие зрительское, оно отличается от восприятия того же «СТС», который с пустого начинал места. А здесь, все-таки сюда приходил достаточно продвинутый, думающий зритель, и он не воспринимает много из того, что там пытались внедрить. И в этом смысле, например, если приводить рекорд года по скоротечности проекта, то вот эти «Короткие встречи» Юлии Бордовских, они, по-моему, просуществовали не больше месяца, встреча с Бордовских была крайне коротка, и, видимо, в ночь ее поезд унес.

К.ЛАРИНА: А вообще, вот нынешняя попытка НТВ надеть на себя прежние одежды – вот они достали там из своих сундуков то самое старое НТВ и пытаются сейчас все это на себя нацепить, вот в этих роликах «НТВ навсегда», с этими фотографиями, фотосессиями, лица сегодняшних НТВ – это, конечно, смотрится абсолютно с чужого плеча. Ну, вот согласись? Ну, ты об этом тоже уже говорила.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, во-первых, потому что все-таки и лица уже не совсем те.

К.ЛАРИНА: Конечно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Основные лица уже либо за кадром, либо вообще не присутствуют на этом пространстве. Сам по себе слоган, тоже я бы сказала, такой несколько самонадеянный. О чем можно сегодня говорить, что навсегда? Хотя лица довольно симпатичные при всем при том. И я скажу, что вот репортерский, корреспондентский корпус все-таки – я не знаю, согласишься ли ты со мной или нет – он эту школу продолжает поддерживать, он сохранил эту школу в отличие от многих из тех, кто ушел на другие каналы и там продолжает или, наоборот, не продолжает, а начал уже работать…

К.ЛАРИНА: …по-другому.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …конкретно по заданиям, по заказу, отметая вот те принципы: «Новости – наша профессия» - которые закладывались, когда эта компания только создавалась.

К.ЛАРИНА: Ну, что, мы смотрим на вопросы, что тут у нас приходит.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А мы попросили наших радиослушателей прислать нам на пейджер то, что они думают?

К.ЛАРИНА: А, нет, не попросили. Они в принципе все время это делают.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, с их точки зрения, какие-то реальные достижения года и, скажем, ну, безобразия – то, что они считают совершенно недопустимым.

К.ЛАРИНА: Вот. Давайте. Товарищи, это хорошее предложение от Ирины поступило. Пожалуйста, на пейджер 974-22-22, ваше главное разочарование уходящего телевизионного года и, можно сказать, достижение – что бы вам хотелось оставить в будущем году.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И так мы, может быть, свой рейтинг составим.

К.ЛАРИНА: Да, да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Сейчас все этим занимаются – в конце года. Это такая традиционная русская игра – подводить итоги. Ну, и не только русская, все подводят во всем мире.

К.ЛАРИНА: Так: «С Новым годом, мне бы хотелось на вас посмотреть, если бы…», - ой, подождите. Вот, видите, когда нет отбора цензурированного, очень трудно, понимаешь?

И.ПЕТРОВСКАЯ: А что же там такое если бы?

К.ЛАРИНА: Вот обязательно попадешь на какую-нибудь дрянь, которую и озвучивать-то не хочется. Так, «проплачено» что-то у нас с тобой здесь.

И.ПЕТРОВСКАЯ: ЦРУ платит.

К.ЛАРИНА: Да. «Хороший сериал – «Игра на выбывание». «Как бы узнать адреса подобных домов для внедрения в широкие народные массы?» - тоже какая-то дребедень. Слушай, что такое, товарищи? «Удается ли вам смотреть телеканал «Спорт»? Какого вы мнения о спортивных трансляциях?» - спрашивает вас, Ирина, Ираида из Томска.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Очень редко мне удается смотреть канал «Спорт». Меня всегда удивляет, что при наличии целого спортивного канала в метровом диапазоне – мы много раз говорили о том, что это редчайшая эксклюзивная особенность именно нашей страны, как правило специализированные каналы существуют в кабеле, в дециметре, на спутнике и так далее в других странах – там нет эксклюзива. Я… вот то, на что я нападала, это уже какие-то либо прошедшие давно соревнования, либо вообще уже, там, не знаю когда. А все эксклюзивные трансляции, естественно, достаются основным каналам.

К.ЛАРИНА: Ну, когда были Олимпийские игры, все-таки они работали хорошо. Там были встречи в прямом эфире со спортсменами.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, Олимпийские игры – это отдельная вещь.

К.ЛАРИНА: Губерниев там вел, очень, по-моему, симпатично, они хорошо работали. А вот так вот, в будние дни, что называется, да?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Во всяком случае я не видела там вот самых знаковых соревнований – или только в повторе. Вот это для меня удивительно.

К.ЛАРИНА: «Уважаемая госпожа Петровская, что нужно сделать в новом году, чтобы интересные интеллектуальные передачи, которых так мало на телевидении, шли не в 12 часов ночи, а значительно раньше? Буквально два дня назад была исключительная передача…» - а дальше оборвано. Но не важно, смысл вопроса понятен.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, что нужно делать?

К.ЛАРИНА: Ничего не сделаешь.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нужно смотреть эти передачи, и когда рейтинг этих передач достигнет искомого или нужного руководителям каналов предела, тогда они могут перевести эти программы в более ранний час. Так, кстати, было с документальной линейкой на Первом канале, вообще с появлением линейки, где показывают документальное кино на Втором. Еще, если мы вспомним, два-три года назад, если что и появлялось, то глубоко за полночь или после ноля часов. Ну, правильно, за полночь – да. А потом выяснилось, что к этому есть интерес, люди смотрят. И что бы мы ни говорили о рейтингах, все равно, к сожалению, к счастью, я не знаю, как угодно – другого показателя интереса зрительского у нас нет. И ни на что другое, кроме как на этот интерес, каналы не могут ориентироваться. Я имею в виду неполитическую, конечно, часть. Там могут ориентироваться на что-либо иное, кроме рейтинга – на целесообразность, державные интересы и еще что-то другое. А в данном случае, ну, чем больше народу это будет смотреть, несмотря пока что на поздний час, тем больше шансов, что эти программы будут перенесены на более удобное для интеллектуальной части населения время. Почему-то считается, что все интеллектуалы – совы, и они не спят до утра. Но это не так, потому что многим людям…

К.ЛАРИНА: Вставать рано.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …учителям, например, которые...

К.ЛАРИНА: Ну, все равно совы не спят.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, совы не спят. Но сов на самом деле столько же, сколько и жаворонков, я думаю, по статистике. Ну, вот так вот.

К.ЛАРИНА: У нас уже пошли ответные реплики на наши предложения. Еще раз напомним, что мы с Ириной предлагаем вам, дорогие телевизионные зрители, определить ваше субъективное мнение – что бы вы назвали самым главным вашим телевизионным разочарованием и все-таки какой-то отрадной тенденцией на отечественном телевидении? Что бы вам хотелось оставить в наступающем, 2005-ом году, а от чего избавиться навсегда? После новостей мы продолжим нашу программу, и я, наверное, уже несколько телеграмм ваших прочитаю с нашего пейджера.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: Ну, что. Я сейчас немножко почитаю вам, Ирина Петровская, на ночь.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Пожалуйста.

К.ЛАРИНА: «Очень понравились сериалы на «Культуре» о выдающихся людях. Особенно про Игоря Моисеева и Басилашвили. Хорошо бы их повторяли. Желаю вам здоровья», - Зинаида Прокофьевна нам пишет. Я думаю, что тут стоит, кстати, воспользоваться моментом. Мы с тобой встречаем в театрах часто Анатолия Мироновича Смелянского, который нам сообщил, что с 18, по-моему, января выходит его театральный сериал мемориальный.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Очередной, кстати, потому что он время от времени делает эти циклы очень хорошо и профессионально. И там, насколько я поняла, будет рассказана история современного, ну, последнего десятилетия театра.

К.ЛАРИНА: Там, нет, не только, там будет и Эфрос, там будет и Ефремов, и Таганка.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, я и говорю. То есть это не наши годы там совсем – а именно Таганка времен раскола, уезда за границу Любимова, прихода Эфроса и много, много чего.

К.ЛАРИНА: Да, да. Называется это «Предлагаемые обстоятельства» по названию книги, которую не так давно выпустил Анатолий Смелянский. Ну, я думаю, что еще отдельно вам про это напомним.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Кстати, это тоже 00:25 – та самая вот театральная «линейка», как принято говорить, в которой были и Басилашвили, и Козаков. И, несмотря на позднее время, вот как мы видим, она находит своего зрителя.

К.ЛАРИНА: Ну, мало их все равно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Знаешь, это называется, такой взвешенный зритель, качественный зритель, о котором, в общем, я думаю, что многие производители телевизионных программ…

К.ЛАРИНА: Лучшая часть телевизионного зрителя!

И.ПЕТРОВСКАЯ: …могут только мечтать. Кто-то из великих говорил: «Я своего читателя не считаю, а взвешиваю». Вот здесь он взвешенный в том смысле, что штучный.

К.ЛАРИНА: «Отрадным я считаю достаточное количество качественных кинофильмов и сериалов. Самым правдивым я считаю «Штрафбат». Дубовицкая просто раздражает», - пишет нам слушатель.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, я хочу прокомментировать. Как вы видите, Дубовицкая оказалась совершенно всесильная.

К.ЛАРИНА: Живучая.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Она даже сильнее в нашей стране, видимо, и влиятельнее, чем министр. Что хорошо на самом деле, потому что представим такое заседание правительства, где очередной раз бы склоняли какую-нибудь программу и на следующий день…

К.ЛАРИНА: …ее не стало.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …не было бы и следа вообще. И хорошо, если просто вышли бы за двери телевизионные, а то и вообще, неизвестно, где оказались.

К.ЛАРИНА: Министр обороны у нас вообще отменил всю современную российскую литературу.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, уж помимо этого. И в этом смысле, хотя я внутренне согласна с тем, что «Аншлаг», Петросян – это действительно дебилизация населения, особенно в таких масштабах, столько времени. Но тем не менее должны быть какие-то иные механизмы сегодня – творческие, конкурентные, а ни в коем разе не вот эти волюнтаристские и указательные. Так что я считаю, Дубовицкая – это героиня этого года, она победила всех, победила всех министров и, я использую ту же фразу, которую использовала в своей статье, еще простудится на похоронах и наших, и всех министров, видимо, вместе взятых. Что касается сериалов, этот год – он действительно в каком-то смысле этапный, потому что появились качественные сериалы. И «Штрафбат» действительно на первом месте. Я тут смотрела в «Коммерсанте Власть» - журнале такой рейтинг, Арина Бородина делает, опрашивает всех руководителей каналов, они должны назвать свою десятку лучших программ года. И, как ты понимаешь, многие называют свои программы, своего канала. Но тем не менее большинство на первое место поставили «Штрафбат» как событие года. И, скажем, «Дети Арбата» - это тоже событие. Так что появление вполне пристойных сериалов, такого кино – не мыла уже кошмарного…

К.ЛАРИНА: …с хорошими сценариями…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …а именно хорошие сценарии, хорошая первооснова литературная, хорошие, а иногда просто блистательные ансамбли актерские, это говорит о том, что телевидение все-таки выросло, стало более богатым, потому что эти сериалы требуют производства фактически уже как кино, каждая серия.

К.ЛАРИНА: Чем-то духовным повеяло.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И «духовка», наконец, как это формулирует…

К.ЛАРИНА: Человечинка.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …Гордон – «Обычно вся духовка на «Культуру», а здесь вот появилось и это. И, кстати, то же самое осмысление самых неприятных, страшных исторических этапов нашей страны, которые у некоторых критиков и зрителей вызывает подозрения, что это реабилитация, наоборот, и тех персонажей исторических страшных того периода – да ничего подобного. Даже в не самой большой удаче года «Московской саге» все-таки никакой реабилитации нет, есть просто плохо поданный и показанный исторический фон.

К.ЛАРИНА: «Ирина Петровская, с удовольствием смотрю «Моя прекрасная няня» на «СТС» и «Линия жизни» на канале «Культура», - пишет нам Алла из Москвы.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, «Линия жизни» - очень неплохая программа. Очень стабильно существует.

К.ЛАРИНА: Вчера хорошую смотрела с Полищук. Замечательно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: С Полищук. Да. И очень хорошие персонажи туда приходят. Она как бы не претендующая на какую-то замысловатость, она именно в традициях концертных встреч…

К.ЛАРИНА: Встреч в Останкино.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Встреч в концертной студии Останкино, когда люди приходят послушать хорошего, умного, талантливого человека.

К.ЛАРИНА: Там еще очень хорошая аудитория подобрана – всегда люди, которым действительно интересно встречаться именно с этим конкретным человеком. У которых есть, что спросить.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, да, задают вопросы не те, которые, видимо, им раздали по бумажке, в той последовательности, в которой нужно. Может быть даже, эта последовательность там и выстраивается режиссерами, но в любом случае – это вопросы от нормальных людей, от нормальных думающих зрителей.

К.ЛАРИНА: «Мой папа всю жизнь ненавидел Кр.Орбакайте – как певицу и артистку. Посмотрев сейчас сериал «Родственный обмен», он в нее влюбился», - пишет нам Ирина.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я согласна. Я никогда, как ваш папа, не ненавидела Кристину Орбакайте, а просто… я вообще считаю это ужасно неконструктивным – тратить свои душевные силы на ненависть, да и любовь, кстати, тоже такую вот невероятную, экзальтированную к тем, кого мы видим на экране или на сцене. Но это такая традиция общечеловеческая вообще-то. Но Кристина Орбакайте меня, например, поразила в «Московской саге». Потому что я считаю, что там одна из лучших ее ролей. И то есть не ее ролей, а образов и ролей, ею сыгранных. И точно так же, в «Родственном обмене» - это тоже такой сериал…

К.ЛАРИНА: Я не видела.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это такая сказочка, где две девочки, разлученные…

К.ЛАРИНА: Там она близнецов каких-то играет.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, ну, «Принц и нищий», условно говоря.

К.ЛАРИНА: А, понятно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, и потом они встречаются, обнаруживают, что они дико похожи. И опять же повторю, ни на что не претендующее, но под Рождество, под Новый год вполне такое может быть на экране. И Орбакайте вполне достойно справляется с обеими ролями – обеими? Роль она – обеими.

К.ЛАРИНА: «Ирина, Ксения, добрый день. У нас самое классное ТВ для детей, - пишет нам с иронией, видимо, Елена. – Особенно у нас продвинуто НТВ. У него мультфильмы детские начинаются в 4:45 утра».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Предполагается, что ваш ребеночек еще не лег, видимо.

К.ЛАРИНА: Жаворонок.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Кстати, очень смешно, я обратила внимание, в том числе и моих читателей в «Известиях», на то, что канал ТНТ устроил такую явную акцию, которую поддержат все родители, с 31-ого, по-моему, декабря по 10-ое января с 10, по-моему, тоже утра до 14 идут вот так нон-стоп мультфильмы. То есть родители могут себе позволить больше немножко лишнего поспать.

К.ЛАРИНА: Поспать.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А детки будут смотреть в это время мультики: там, «Ну погоди!», «Бременские музыканты»…

К.ЛАРИНА: Очень хорошо.

И.ПЕТРОВСКАЯ: ...и так далее.

К.ЛАРИНА: «Кошмар этого года, - пишет нам Лена, – это «Фабрика звезд» с последующими изуродованными судьбами детей. А достижение – это развенчание Киркорова».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ага. Ну, не знаю, как достижение – развенчание Киркорова. Для кого-то он и не был никогда особенно чем-то увенчан. Но в любом случае, эта история вся просто показала, что попса достала. Не потому, что Киркоров лучше или хуже остальных, а просто наступил тот критический уже предел, после которого вдруг открылись у многих глаза, и они увидели, что их прежние герои совсем не так прекрасны и замечательны, и сказочны, как им хотелось бы думать. Что касается «Фабрики звезд»… – да, но, я думаю, что, тем не менее все равно вот этот народный гнев был несколько преувеличен. Потому что и остальные, прямо скажем – здесь просто этот попал в объектив, под прицел, а остальные, уверяю вас, думаю, что тоже немногим лучше. Что, кстати, показал очень знаковый, на мой взгляд, выпуск «Основного инстинкта», когда это все обсуждалось. И вполне достойные люди поддерживали его, прикрывали и так далее.

К.ЛАРИНА: Нехорошо было.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Что касается «Фабрики звезд», это нам с вами, взрослым людям, кажется, что судьбы изуродованы, а посмотрите на эти десятки, тысячи юных, которые туда стремятся, мечтают и считают, что это главное было бы их достижение жизни, если бы им удалось туда просто попасть, пройти этот кастинг и стать – ну, в одночасье, не одночасье – но за три месяца стать знаменитым, раскрученным и начать свои гастроли. Другое дело, что, конечно, им не рассказывают, что такое за гастроли ожидают этих ребят. По контракту они получают 100 долларов за концерт. Наверное, кому-то, кто получает 100 долларов в месяц и это покажется слишком большой суммой для гонорара, но я знаю и просто читала, и даже мне рассказывали, как они, в каких условиях мотаются на каких-то раздолбанных автобусах, в плацкарте. Эта вся звездность, она еще, естественно, и показная, и наносная. А эти ребята влачат, ну, жалкое, конечно, не жалкое – не назовешь – намного больше в нашей стране людей, которые влачат действительно жалкое существование, но их на полную катушку просто вот выжимают. И дай Бог, чтобы у них потом, у кого-то из них сохранились силы выйти на какие-то самостоятельные проекты, развиваться. А так – вот сколько они там записали, под фанеру две-три песенки и гоняют это по всем клубам, по всем площадкам, по всей стране. Ну, по идее, это абсолютно такая потогонная система, и там, я думаю, кто-то не выдерживает, но там очень жестокие контракты и неустойки, и все, что угодно. Раз вложили в вас, ребята, денежки, давайте. Там на 7 лет, по-моему, типовой контракт заключается. Вот теперь представим, что 7 лет вы существуете в этом режиме бесконечных гастролей, чеса по стране.

К.ЛАРИНА: Ир, ну, человек – сам хозяин своего счастья.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я об этом же говорю – естественно, многие об этом мечтают. Другой вопрос, что не все, и тем более молодые совсем, вот эти юные люди, 15 лет – там же участники от 15 есть, и 18-летние – просто не представляют, что за этим стоит. Это такая сказочка о чем – я не знаю? О Золушке, наверное. Когда вот тебе карета, вот тебе…

К.ЛАРИНА: Но никто не предупреждает их, что ровно в полночь все превратится в тыкву…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, да. Может наступить этот момент, когда рысаки окажутся жирными крысами.

К.ЛАРИНА: (смеется) Ладно. Знаешь, что?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, ну, серьезно. Это очень такая история…

К.ЛАРИНА: Зато, зато, Ир, они там не курят, не пьют и ничего не нюхают. Понимаешь, ведут здоровый образ жизни по телевизору, вот в этих своих четырех стенах.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Пока они в этих четырех стенах, да. А потом, мне кажется…

К.ЛАРИНА: Матом не ругаются.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …что только эта возможность какую-то релаксацию получить… Да, я согласна, что это…

К.ЛАРИНА: И не сношаются, как кролики, как это было в «Застеколье» когда-то.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, кстати, намекали производители этого проекта…

К.ЛАРИНА: Что хорошо бы?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, нет, что предыдущая «Фабрика» вела себя крайне вольно.

К.ЛАРИНА: Разнузданно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И там даже были какие-то помещения для уединений, в чем я тоже не вижу какого-то особенного вреда, только чтобы не надо этого по телевизору показывать – это, да. И опять же единственный позитивный момент для меня в «Фабрике» - что сразу выброшено на рынок шоу-бизнеса, долгое время монополизированный, ну, буквально десяткой там пятнадцатью известными персонажами, вот такое количество, ну, пока поставим в кавычках – «артистов». И таким образом это все-таки тоже демонополизируется…

К.ЛАРИНА: Да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: … и заставляет вот этих вот небожителей как-то, ну, активизироваться.

К.ЛАРИНА: И вновь появится в эфире Первого и Второго канала в Новогоднюю ночь.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, новые лица тем не менее благодаря вот этим юным появляются. Другое дело, что как мы уже говорили, телевидение – это самовоспроизводящаяся система. Потому что оно вначале фабрикует звезд, фабрикует героев, потом меняет их своими местами и не своими, а просто местами, в разные собственные проекты помещает, свои ведущие перемещаются, мигрируют. И, в общем, никто-то им уже и не нужен со стороны.

К.ЛАРИНА: Все свое.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, все свое и даже – говорю – если бы они оказались в осаде какой-то, то вполне бы просуществовали, построив и необитаемый остров и концертные площадки там прямо, внутри у себя.

К.ЛАРИНА: Одну реплику прочту и включаем телефон: «Я никогда не влюблялась в артистов и певцов, но когда у Ксении Лариной был в гостях Александр Домогаров, мне ужасно хотелось спросить – так ли он хорош на близком расстоянии, как на экране?» - спрашивает Лена. Лена, так же, так же, так же красив и хорош на близком расстоянии, как и на экране. Хороший парень. Итак, телефон 203-19-22. Ирина Петровская здесь в студии «Эха Москвы». Мы говорим о телевизоре с нашими телевизионными зрителями. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте, Ксения, Ирина.

К.ЛАРИНА: Здрасьте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: На этой неделе я посмотрела фильм Говорухина «Благословите женщину», и мне очень понравилась Инна Чурикова. Вообще, фильм очень интересный, но Инна Чурикова – просто обворожительная. Но очень удивляет, почему Первый канал присвоил себе анонс, что это впервые, этот фильм уже в этом году был.

К.ЛАРИНА: А как вас зовут, простите?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Римма.

К.ЛАРИНА: Римма, вы знаете, я вам объясню, в чем дело. Он впервые идет в виде телевизионного сериала. Он был показан как полнометражный художественный фильм, как и был сделан изначально Станиславом Говорухиным – вот то, что было в прокате, он был показан, это в один вечер происходило. А это сериал, который сделан на основе этого фильма тем же режиссером, и это действительно премьерный показ, насколько я понимаю.

РИММА: Вам он понравился, вы его видели?

К.ЛАРИНА: Я видела, да. Вот сейчас я, к сожалению, не смотрю фильм, который сейчас у нас идет по сериям. Я смотрела целиком фильм в один вечер. Очень… Я с вами согласна в оценке работы Инны Чуриковой. Как вы понимаете, это была такая условная Раневская в этом фильме, да? Вот похоже немножечко по образу.

РИММА: Ну… не совсем.

К.ЛАРИНА: Не совсем? А кого вы вспомнили?

РИММА: Ну, разве Раневская вот так закончила? Помните, как Раневская закончила?

К.ЛАРИНА: Нет, ну, это понятно.

РИММА: Это такая трагедия.

К.ЛАРИНА: Да, да. Ну, спасибо вам большое. Ира тоже хотела, по-моему, сказать по поводу этого фильма.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я смотрела, да. И я поймала себя на том, что что-то меня в этом завораживает, хотя вроде бы такой незамысловатый. Он сделан, наверное, специально такой стилизован под советское старое кино. Я в детстве обожала смотреть фильмы типа «Испытание верности», «Дом, в котором я живу»…

К.ЛАРИНА: (шепотом) Да-да-да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот моя бабушка называла это «жизненные фильмы», не в том смысле, что они достоверные и соответствуют правде жизни, а о жизни.

К.ЛАРИНА: Вот тот самый кинороман, который, кстати, не получился в «Московской саге». Они вот тогда, помнишь, тогда говорили о том, что была задача снимать, вот как снимали раньше, в 50-70-ые годы, вот так неспешно. Вот Говорухину это удалось, как мне кажется, вот именно стилизовать под то время и сам продукт художественный, да?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, мне тоже кажется, это удалось. И, в общем, я поймала себя на том, что я жду, смотрю, не отрываясь. Всего 4 серии.

К.ЛАРИНА: А, я тебе же рассказала уже конец, чем кончится.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И, кстати, к вопросу о том, что это фильм или сериал? Римма, если вы помните, так же, например, «Зимняя вишня», да? Вначале были фильмы просто, а потом уже Игорь Масленников – если это Масленников…

К.ЛАРИНА: Да, да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …сделал на этой основе сериал. И, ну, не знаю, насколько это продуктивно, но в данном случае вот эти 4 серии оказались вполне, мне кажется, достойным вариантом вот этого полнометражного фильма. Поэтому впервые.

К.ЛАРИНА: «Почему вы выборочно читаете послания только те, которые вам нравятся?» - спрашивает Нина. Нина, это наше право. Уж это право нам хотя бы оставьте.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, перед Новым годом, уж если не нравится. А то так потом и встретишь с этим настроением, будешь вспоминать там какие-нибудь эпитеты нелестные.

К.ЛАРИНА: Следующий звонок. Пожалуйста, Ирина. 203-19-22. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Я хотела спросить у г-жи Ирины – простите, я не знаю отчества. Неужели нельзя критиковать в газетах, по радио «Аншлага»? Это уже невозможно. И вообще, наш юмор, который весь ниже пояса.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Простите, я не поняла – критиковать или не критиковать?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Нет, критиковать. Почему нельзя критиковать?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Как?! Вы что, нельзя – можно!

К.ЛАРИНА: Почему? Нужно.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Ну, как почему? Я не знаю, я только иногда так мельком в газетах что-то такое про «Аншлаг».

К.ЛАРИНА: Как вас зовут, простите?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Меня зовут Наталья.

К.ЛАРИНА: Наталья, ну, жалко. Потому что как-то даже неудобно про это говорить, ну.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, Наталья, просто возник такой момент, когда это стало уже даже неприлично упоминать. Был период, когда бесконечно об этом говорили. «Аншлаг» - это уже даже не название такое передачи, а понятие нарицательное, характеризующее вот этот уровень низкопробного, ниже пояса юмора. Моя последняя статья про «Аншлаг», по-моему, летом датирована. Когда я вдруг после какого-то перерыва такого наткнулась, лето, вы понимаете, было такое – мертвый сезон. И я просто сидела и все это время диву давалась, до какой степени это невероятно. Юмор, тоже вас уверяю, бесконечный. И Петросян – вот сейчас было очередные его «Страсти-мордасти», которые в день конституции длились…

К.ЛАРИНА: Бесконечно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Множество каких-то там часов, зашкаливало, они даже там программу уже перешли, вот там в 12 часов, что ли, ночи стоял фильм, а они все длились, и длились, и длились.

К.ЛАРИНА: Да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И тоже только ленивый по этому поводу не высказывается. Но, к сожалению, выясняется, что эти программы, они существуют помимо критики, причем помимо как критики газетной, профессиональной, так и вельможной, государственной. И даже если уж министр культуры объясняет присутствие «Аншлага» тем, что там бешеные деньги проплачены, совершенно сомнительная фраза, что это означает в его интерпретации, непонятно. Но думаю, что имеется в виду, что рекламодатели в этот период – вот в «Аншлаг» и около «Аншлага» - это самое дорогое время, то есть цена, по которой продается реклама. И поэтому не может канал, хотя он и государственный, поступиться вот этим коммерческим принципом. Беда, беда. Пусть бы существовал на каком-нибудь частном канале, и ничего бы не было. Но это опять же к вопросу о том, что тем не менее зрители смотрят, смотрят и смотрят. И на концерты этих «Аншлагов» ходят, и на Петросянов. И кто-то же, это не просто, это же не массовка сидит в зале и хохочет, просто умирает, падает со стульев, и чем гаже и ниже этот юмор, тем истеричнее и лошадинее ржание. Но вот, увы, я понимаю, что здесь такая палка о двух концах, кто чего формирует – телевидение вкус или массовый вкус в результате формирует этот продукт телевизионный. Я бы все-таки была бы за то, чтобы телевидение пыталось поднимать зрителя. Это вечная проблема – кто кого куда поднимает и кто кого опускает. В данном случае, мы имеем в виду, ну, с тем, что в чистом виде зрителей опускают. Ну, давайте не будем смотреть, и тогда может быть, таким образом, будем бороться с подобным.

К.ЛАРИНА: Если там не поднимать, то хотя бы все-таки ориентироваться не на низшую часть, а на высшую часть, понимаешь? Не на худшую часть ориентироваться в человеке, а на лучшую.

И.ПЕТРОВСКАЯ: То есть на верхнюю половину тела.

К.ЛАРИНА: На верхнюю половину тела. Потому что, ну, что же это – доколе?

И.ПЕТРОВСКАЯ: У нас есть некоторые в небольшом количестве программы, которые ориентируются на верхнюю часть тела.

К.ЛАРИНА: На лучшую часть человечества.

И.ПЕТРОВСКАЯ: На «Культуре» вот, кстати, идет программа про юмор, которую иногда ведет Арканов. И там вполне пристойный юмор. И особенно действительно, когда показывают старые программы «Вокруг смеха», то понимаешь, что что-то произошло за эти годы с населением, и оно вдруг резко поглупело, потому что там на вполне тонкий и умный юмор была вполне адекватная реакция. И люди смеялись, но они смеялись по-другому, и лица были какие-то другие. И тот же Жванецкий – они все-таки никогда не опускались до уровня срамного низа и казарменного юмора. Это было непристойно.

К.ЛАРИНА: Вот мы с тобой смотрели спектакль «Лес» - вот сколько мы с тобой там смеялись?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Мы хохотали просто, умирали вместе со всем залом, но ни разу, нигде не перейдена эта грань, после которой уже это начинается не смех, а…

К.ЛАРИНА: …ржание.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …пошлое ржание, хихиканье.

К.ЛАРИНА: Так. Товарищи. Телефон. Последний телефон в этом году. 203-19-22. Пожалуйста. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый день. Меня зовут Дарья.

К.ЛАРИНА: Пожалуйста, Дарья. Говорите.

ДАРЬЯ: Вы знаете, вот я, может быть, вас обижу, но я считаю, что вам заплатили за эту передачу и за разгром «Аншлага» и Жванецкого и так далее.

К.ЛАРИНА: В смысле заплатили за…

ДАРЬЯ: Ну, признайтесь, по радио – ведь это же не мысли…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Чего по радио?

К.ЛАРИНА: Что, что?

ДАРЬЯ: Я говорю, вы можете сейчас сказать, что не приплатили, что это вы от души говорите.

К.ЛАРИНА: Нет, мы не от души, мы за зарплату (смеется).

ДАРЬЯ: За зарплату. А Ирина, вообще, безграмотный человек. Пусть она научится делать ударения.

К.ЛАРИНА: Как же, от души?

И.ПЕТРОВСКАЯ: В каком слове, подскажите?

ДАРЬЯ: Вообще, во многих словах.

К.ЛАРИНА: Как вас зовут? Дарья?

ДАРЬЯ: Меня зовут Дарья.

К.ЛАРИНА: Мы вам желаем хорошего настроения в Новом году. Пока. Нет. Это не был последний звонок в этом году. Будет следующий.

И.ПЕТРОВСКАЯ: На этом, конечно, не хотелось бы.

К.ЛАРИНА: 203-19-22. Алле, здравствуйте. Алле. Нет никого. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Добрый вам день.

К.ЛАРИНА: Здрасьте, здрасьте. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня звать Иван из Москвы.

К.ЛАРИНА: Давайте, Иван из Москвы, говорите.

ИВАН: Вот вы знаете, случилась такая трагедия у меня: приехали гости из СНГ. Я никогда не смотрю передачу «Окна». А эти смотрели с утра до вечера. И я не знал, куда мне из квартиры деться. Вообще, что это за хрень?

И.ПЕТРОВСКАЯ: (смеется)

К.ЛАРИНА: Иван, а вы спрашивали у них: «Ребята, вообще, что вам тут нравится?» Что они отвечают-то?

ИВАН: А они ничего, вы понимаете, они смотрят с открытым ртом на все на это дело, как из папиного скелета сделали унитаз, и как там две эпатажные девки визжали: «Ме-е-е! Ме-е-е!» - вот это. Ну, это ужас. Я не знал, куда мне из дома деться.

К.ЛАРИНА: Ну, вот смотрите. Вот вам и ответы на все ваши крики и вопросы, уважаемые слушатели и телевизионные зрители. Народ смотрит, ему нравится. Вот почему?

ИВАН: Ну, из СНГ приехали.

К.ЛАРИНА: И что? Что в СНГ не люди что ли живут? Там же люди живут нормальные.

ИВАН: Ну, понимаете, приехали люди из небольшого города. И им это в диковинку, что тут москалям кажут. Ну, да, и вот это. Мне-то стыдно. Мне стыдно, понимаете. Очень им понравилась передача про няню. Просто прямо вот как эта няня с репризами. Ну, вообще, вот этот, ну, низкий уровень. Ну, господа, ну, надо же к чему-то хорошему стремиться. Я понимаю, Нагиев – талантливый актер, он там и в этих, и в тех, и где угодно. Ну, молодец, я ничего, перевоплощается. Но вот такое, вот такое.

К.ЛАРИНА: Иван, спасибо вам за ваш крик души. Ну, что тут можно сказать, Ир? Смотрют и смотрют.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я думала, что приехали, например, гости из Туркмении, из СНГ, из такой страны, где уж точно ничего похожего не показывают, и, может быть, им это в новинку было. Единственное, что должно… Я ненавижу тоже «Окна». Ну, то есть не то, что ненавижу, а… Это даже тоже так же, как «Аншлаг» недостойно уже ни критики, ни разговора. Но единственное, что должно вас утешать, что это актерская программа. Не надо воспринимать это и принимать за правду жизни, за правду человеческих отношений. Это все бред сивой кобылы, вымысел сценаристов, люди приходят. Это нереально, не скелет отца, из которого сделали унитаз, а это просто вот выдумки тех, кто зарабатывает рейтинг. Опять же смотрят, как подорванные. Ну, что с этим сделаешь?

К.ЛАРИНА: Что ты будешь смотреть в новогоднюю ночь? Все?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ой, у меня будет фабрика, конвейер. Все я не могу смотреть.

К.ЛАРИНА: Ну, что тебе интереснее всего? Меньшиков.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Мне более всего интересно, «Первая ночь», как называется на НТВ, с Олегом Меньшиковым. Просто потому что это действительно блистательный актер и человек со вкусом. И я надеюсь, что именно и благодаря этому удастся избежать тоже каких-то совсем уж безвкусных вещей. А все остальное я буду записывать, а потом уже смотреть. Я ничего особенного не жду от новогоднего эфира. И вас призываю, мои дорогие слушатели, тоже ничего особенно не ждать открытий, вершин, шедевров, воспринимайте это, как фон. А если раздражает, то переключайтесь. Там на других каналах будет и кино в это время, и какие-то ретро-программы – можно будет найти то, что не вызовет у вас рвотный рефлекс.

К.ЛАРИНА: Раздражения.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Раздражения и ощущение, что вам Новый год намеренно кто-то испортил. Не относитесь к этому, как к чему-то просто вот такому обязательному, Первый канал опять. Ну, вот как смогут, так смогут. Не воспринимайте.

К.ЛАРИНА: Ну, что? Мы отработали нашу зарплату сегодня с Петровской и с чистой совестью уходим из эфира до следующего года. До нового года. Спасибо, Ира, с наступающим.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Спасибо. С наступающим тебя и всех.