Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2004-10-16

16.10.2004

К.ЛАРИНА: Ну, что, начинаем наш телевизионный радиоразговор. В студии «Эха Москвы» Ксения Ларина – ведущая эфира, и напротив меня Ирина Петровская – обозреватель газеты «Известия», обозреватель радиостанции «Эхо Москвы». Доброе утро, Ирина.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Доброе утро, Ксения.

К.ЛАРИНА: У нас там пока пейджер припадает на букву «щ».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Почему?

К.ЛАРИНА: Не знаю, что там случилось, но, может быть, оператор уснул и надавил локтем, да? Поэтому сейчас починим, но тем не менее, вопросы ваши принимают и на пейджер, и на телефон – 203-19-22, пейджер, напомню, 974-22-22 для абонента «Эхо Москвы». Сейчас посмотрим, что в Интернете приходило. Ну, одно послание я уже прочитала – ожидают все злых слов сразу и вообще. Мы на самом деле добрые.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Особенно утром субботы. Это по понедельникам вечером злость накапливают.

К.ЛАРИНА: Да, а сейчас-то… ну, давай с добрых слов начнем. Вот в чей адрес тебе хотелось бы сказать добрые слова, Ирин?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, я бы хотела поделиться таким… каким-то шоковым, я бы даже сказала, впечатлением от вчерашней акции «Русская армия в Ватикане», которую транслировало НТВ. Это было что-то невероятное. Ты не видела?

К.ЛАРИНА: Нет, к сожалению.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Наш Краснознаменный ансамбль песни и пляски, наши вот эти «солдатушки, браво, ребятушки» пели по приглашению Папы Римского в честь его, там какая-то была дата, 35 лет, что ли, как он стал Папой.

К.ЛАРИНА: Он сам заказал именно этот ансамбль?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это организовало – я не знаю, как заказал ли Папа ансамбль, - но знаю, что организовало эту трансляцию итальянское телевидение. И НТВ, а также другие компании мира это только транслировали. Конечно, они пели потрясающе, они плясали потрясающе. Но, как всегда, есть плюс и минус. Конечно, сама по себе акция – это что-то невероятное и грандиозное. Но если кто-то специально бы постарался представить наших – а я думаю, что в сознании западных людей это и есть армия – вот нашу армию такой странной, я бы сказала. Как был поставлен свет. А светом на телевидении можно многое убить.

К.ЛАРИНА: Убить, да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И когда – я не знаю, то ли их залепили светом, то ли, наоборот, света не хватало – но лица были чудовищные: по пять подбородков, какие-то темные, как будто гоблины, как сказал мой телевизионный товарищ, который позвонил в потрясении. Сама по себе декорация – я не с первых кадров смотрела, и мне показалось, что они поют то ли в лесу каком-то, то ли на темной площади. На заднем фоне были какие-то такие, как будто вывороченные ураганом деревья, а на общем плане это смотрелось так, как будто у них растут рога огромные. Вот опять же разграничим само по себе, безусловно, такое культурное или даже политическое событие. Была такая гордость – особенно, если не смотреть на экран, то пели они действительно потрясающе, причем пели весь репертуар: и русские народные, и «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат», и Верди, оперный репертуар…

К.ЛАРИНА: А там был зритель, кроме Папы?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Это оказалось, когда зажгли свет.

К.ЛАРИНА: Что там были люди.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Что это огромнейший зал, огромный, нарядный, красивый зал. И оказалось, что сам Папа Римский сидел в кресле за, видимо, каким-то пуленепробиваемым стеклом. А когда это было – во время концерта его показывали, то в темноте было ощущение, что это Папа Римский сидит в суфлерской будке. И так вот оттуда выглядывает. Но, так или иначе, опять же оставим наше злословие привычное, это, конечно, акция была потрясающая.

К.ЛАРИНА: Я присоединяюсь к добрым словам и хочу сказать, не знаю, видела ли ты, Ира, или нет, все, что касается Михаила Козакова. На этой неделе на канале «Культура» был целый сериал, такая летопись, которую вел наш Вергилий – Михаил Михайлович Козаков по всем этапам своего творческого пути. Там такие замечательные кадры собраны, уникальные совершенно. И телевизионные спектакли первые. И потрясающе – я видела впервые: Луспекаев в роли Вилли Старка в телеспектакле «Вся королевская рать». Он на эту роль был утвержден и отснялся там какой-то небольшой эпизод, а потом вот его не стало, и Жженов в итоге эту роль сыграл. Вообще, мне кажется, что это было очень здорово.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, я видела. Это замечательно. Они как бы продолжают такой цикл. Это началось с Олега Басилашвили.

К.ЛАРИНА: Только поздно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, вот, к сожалению, к сожалению, это 00:25. И, конечно, я понимаю, что поклонники досидят и досмотрят. Но, мне кажется, что канал «Культура» мог бы все-таки это пораньше ставить, потому что это такого масштаба личности, фигуры, артисты – в случае с Козаковым и режиссеры – что, наверное, можно было бы приобщить к общению с ними как можно больше людей.

К.ЛАРИНА: Теперь о плохом. О плохом хочу вернуться к статье, которая вчера вышла в «Известиях». И там речь шла об одном из шоу, ток-шоу, которое выходит на канале НТВ, - «Стресс» Александра Гордона. Про эту передачу часто спрашивают наши слушатели, и как-то особо нечего было сказать все это время. Достаточно все было понятно. Но вот, судя по той страстности, с который ты написала эту свою заметку, я поняла, что тебя задела сильно последняя история, связанная как раз с героями – жертвами бесланской трагедии.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, да, потому что вначале, когда «Стресс» появился, Александр Гордон – тут, кстати, вспомним, что премьера этой программы была назначена как раз на 3 сентября…

К.ЛАРИНА: И ее перенесли, да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и, появившись тогда на экране, Александр Гордон сказал, что наша программа о стрессах мирного времени, а то, что сейчас происходит и произошло – это стресс военного времени, и поэтому мы не считаем нужным сегодня выходить. Что было совершенно логично. Даже через неделю, когда появилась эта программа, она еще казалась неуместной. Поскольку там обсуждаются, ну, обычные такие, семейные, бытовые истории. Да, люди переживают множество конфликтов, стрессов в этой своей семейной, обыденной жизни. Ну, и как бы, ну, Бог с ними. Хотя я уже не поклонник такого типа шоу, поскольку что бы человек ни переживал, все это в результате превращается вот в эту вот… именно шоу. И в результате, когда заканчивается программа, это я уже, по-моему, в прошлый раз говорила, думаешь: «А зачем это все было?» Ну, вот зачем? Ну, мало ли, действительно, какие дикости происходят в жизни каждого человека. Ну, Бог с ним. Здесь же программу приурочили к сороковинам бесланской трагедии. И пришли пережившие люди, пережившие… пережившие, в общем. Наверное, всю жизнь еще будут переживать.

К.ЛАРИНА: Выжившие.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, выжившие. И, скажем, там была семья, где никто не погиб и Слава тебе, Господи. Но при этом с первого же момента было очевидно, что люди не очень адекватные, они с трудом говорят. И тоже это совершенно очевидно.

К.ЛАРИНА: Детишки особенно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И опять же было бы, Бог с ними, взрослые люди. Они в состоянии сами за себя нести ответственность и как-то там контролировать свои чувства. И даже, если это им тяжело, в конце концов, вряд ли их тянули на аркане. Но они пришли с маленькими детьми. Там один был только подросток, а в основном были просто маленькие дети, которые все это пережили. И вот смотреть на них было невыносимо. Я написала, что мне позвонил мой приятель-психолог во время этого, который просто криком кричал…

К.ЛАРИНА: «Что они делают?»

И.ПЕТРОВСКАЯ: …«Что они творят? Детей нельзя трогать». Дети - там была такая фраза Гордона, вот пока мы обсуждаем эти серьезные вещи и тяжелые, а посмотрите, дети есть дети, они строят друг другу рожи…

К.ЛАРИНА: Жизнь продолжается.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и жизнь продолжается. Типа, их психика справилась. Так вот, все наоборот. Если ты вспомнишь, сразу после Беслана, этого штурма, у нас были психологи на «Родительском собрании». И как раз тогда наша гостья, психолог…

К.ЛАРИНА: Марьяна Безруких.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, Марьяна Безруких, она говорила, ни в коем случае нельзя сейчас трогать детей, тянуть их вот на эти откровения публичные. Сейчас первое, что должно произойти, они должны максимально от этого как-то абстрагироваться, их нужно поместить в другую среду, и они должны начать это забывать. Во всяком случае, вытеснять это на периферию куда-то сознания. Понятно, что они с этим грузом проживут всю жизнь. И… Александр Гордон – он такой человек бесстрастный. В общем, я считаю, что он хороший ведущий. Но в данном случае он – то ли он никогда с маленькими не общался, то ли у него у самого нет маленьких детей, выросли – он выглядел, как такой жестокий отчим, который пришел в семью и пытается общаться с маленькими детьми: типа, ты мужик. И когда он обратился к маленькому мальчику, про которого родители рассказали, что он должен был 1-го сентября открывать линейку в Беслане и выучил стихотворение. И Гордон сказал: «Ну-ка, прочитай нам это стихотворение». И этот малыш вдруг зарыдал. Зарыдал и стал прятаться за мать. И мать стала оправдываться. А у нас люди такие бесхитростные – вроде, вот попросили и должен мальчик читать…

К.ЛАРИНА: А у тебя вот не подкатывало?

И.ПЕТРОВСКАЯ: У меня не просто подкатывало, у меня было – извините, это я часами шарахнулась об стол – у меня не просто подкатывало, а было какое-то невероятное возмущение просто от того, что делается. Просто возмущение.

К.ЛАРИНА: А, может быть, - с другой стороны остановимся – может быть, это для того, чтоб так пробило наших черствых зрителей. Почему – вот подумай.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ой, мне кажется, с этой трагедией вот до такой степени всех пробило.

К.ЛАРИНА: Вот каждый человек – вот смотреть на это невозможно спокойно, ты все равно каким-то образом это переживаешь, будь то возмущение, как у тебя, либо просто вот такие же слезы, которые возникают при таком искреннем сопереживании. Может быть, в этом тоже есть какой-то смысл? Не такой циничный, какой тебе привиделся.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, мне не циничный, может быть, даже привиделся, а просто люди не понимают, что…

К.ЛАРИНА: Что можно, что нельзя.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, что можно, что нельзя, и что они имеют дело с живыми людьми. С живыми людьми, и в первую очередь, в данном случае я говорю о том, что они имеют дело с детьми с маленькими.

К.ЛАРИНА: Но они же пришли. Вот ты сама про это говоришь. Я вот смотрела вторую часть программы ближе к финалу. Я смотрела на этих двух женщин: одна Людмила Соломоновна, по-моему, ее свекровь, девушки вот, которую показывали в документальных кадрах, в красном платье – помнишь?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, ну, естественно. И более того приходят в студию…

К.ЛАРИНА: И я поняла, что они хотят рассказывать.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Приход в студию предварили этими кадрами, еще раз усилив вот это вот ужасы, трагизм всего этого. И там была еще одна любопытная вещь, когда Гордон стал говорить, что вот эти кадры показывали в свое время, когда это все происходило, и до сих пор спорят – нужно ли такое показывать; он-то уверен, что нет, потому что зритель становится не соучастником, а зевакой, а любопытство в этой истории и в такой ситуации преступно. После этого он показывает эти кадры и приглашает этих людей. Ну, мне кажется, во-первых, слишком мало времени прошло, слишком мало. Во-вторых, будучи помещенными в эту нарядную, красивую студию, где ничто не намекает на случившееся, эти люди и их трагедия приобретает такой же вот характер обыденного случая, как мне показалось. Это не пробивает. Есть определенный стереотип восприятия тех или иных программ, когда… Ну, например, в «Окна» Нагиев бы пригласил этих людей, да? Ну, и что было бы? Был бы вот еще очередной какой-нибудь там, вот скандал был какой.

К.ЛАРИНА: Но хотели же – ты же почувствовала, что им хочется говорить. Вот герои. Хочется про это рассказывать.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Люди? Мне как раз показалось, что они с огромным трудом это говорят. Буквально вот затрудненная речь, ну, может быть, нет еще и навыка публичной речи. И женщин особенно мне было вот этих жалко, потому что видно было, что вот они по-прежнему это, по новой переживают. Невероятное было ощущение неловкости, когда в студию пришел вдовец, у которого погибла жена и мать там в этой школе чудовищной, и с маленькими девочками спасенными. И его просили говорить какие-то слова благодарности. И видно было, что говорить он не может, буквально там слезы появляются, но как всякий кавказский мужчина…

К.ЛАРИНА: Ну, а если это единственная форма, которая позволяет вообще об этом вспоминать и говорить, Ир. Ну, представь себе, посмотри на наше телевидение…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я не уверена во-первых, что это единственная форма, во-вторых, намного более тактично делают газеты…

К.ЛАРИНА: Газеты.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …потому что это не такое производит шокирующее впечатление, в-третьих, в новостных сюжетах тоже, как правило, все-таки куда более тактично к этому обращаются.

К.ЛАРИНА: Ну, мы с тобой про это говорили. Новостные сюжеты, когда, по-моему, вот на Российском телевидении пытались такие вот человеческие истории рассказать…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Сейчас, я говорю, сейчас уже, со временем.

К.ЛАРИНА: Это было ужасно фальшиво.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот сразу в первые дни – это было тоже ужасно, шокирующе, потому что людей там буквально из койки больничной выдирали, показывали во всех этих струпьях от ранений. Кстати, этот малыш, который так и не смог вспомнить стихотворение, у него тоже еще на лице не зажили эти раны. Не знаю, Ксюш, я говорю еще раз, всегда ведь руководствуешься этим внутренним чувством и понимаешь, что, если бы, не Дай Господь, это произошло и вот твоего ребенка вот также вытянули и говорили, снова вспоминали. Отец вспоминал там, как он лез по трупам, их разыскивал. И в этот момент на маленьких двух его детей, 4-летних близнецов, просто было страшно смотреть, потому что когда он рассказывал, как в него целились, мальчик показывал, там вот делал пальцами, руками вот этот прицел. Когда он рассказывал о бомбе, мальчик пытался показать, какого размера эта бомба.

К.ЛАРИНА: Давай мы…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Иногда они замирали и смотрели просто в одну точку невидящим взглядом. Ощущение было, что это глубоко травмированные люди и дети, которых сейчас не надо просто трогать и помещать в атмосферу такого нарядного столичного шоу.

К.ЛАРИНА: Давай мы сделаем вот что, пожалуйста, телефон 203-19-22 – не вопросы сейчас принимаем, а именно вот по этой передаче. Те, кто видел, мы обращаемся к нашим слушателям, «Стресс» Александра Гордона – это было в пятницу, вчера.

И.ПЕТРОВСКАЯ: В пятницу в 23… Нет, это теперь в среду. Она вначале выходила программа в пятницу, теперь в среду.

К.ЛАРИНА: В среду. Пожалуйста, вот как вы отнеслись к этой программе, какие чувства она у вас вызвала. 203-19-22. Именно по этой теме принимаю сейчас я звонок – наверное, только один. Ир, наушники возьми, пожалуйста. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый день.

К.ЛАРИНА: Как зовут вас?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Ирина.

К.ЛАРИНА: Да, Ирин, пожалуйста.

ИРИНА: Вы знаете, я очень люблю выступления Ирины Петровской. Очень интересно слушать.

К.ЛАРИНА: Я вас умоляю, пожалуйста.

ИРИНА: И вот по этой программе…

К.ЛАРИНА: Да, именно по этой программе.

ИРИНА: …у меня тоже сначала были… Страшное впечатление произвела. Я подумала тоже так же, что не стоило. А потом, вы знаете, поняла, что соучастие, созвучие можно вызвать вот таким способом. Эти люди держались чрезвычайно мужественно и честь им и хвала, что они превзошли вот эти сложности и довели до общества и вызвали вот это сострадание. Это очень нужно было.

К.ЛАРИНА: Спасибо вам, Людмила. Спасибо. Замечательно сказали. Еще один звонок успеваем принять именно по передаче «Стресс» Александра Гордона, которая была посвящена жертвам бесланской трагедии. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня зовут Татьяна Викторовна. Мне бы хотелось сказать, что я плакала, я просто рыдала, когда смотрела эту передачу. И я восторгаюсь мужеством людей, которые на нее пришли. Но детей ни в коем случае нельзя было приводить туда и сопереживать все вновь. Я сама педагог. Работала с детьми 30 лет. И я считаю, что это недопустимо.

К.ЛАРИНА: Спасибо большое. Вот два мнения мы услышали наших слушательниц, которые высказались по поводу передачи Александра Гордона. Ир, что скажешь?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я абсолютно так же плакала, когда это видела. И мое вот такое же, в общем, собственно говоря, вот эти два мнения они отчасти суммируют мое. Что, да, взрослые люди, опять же, их никто не тянул, они могут делиться, потому что у них есть уже, этот механизм выработан, они могут как-то контролировать свои чувства и, наверное, освобождаться от того груза памяти. Хотя от этого не освободишься. Но, вообще, вот использование детей на телевидении, мне кажется, эта вещь должна быть как-то отрегулирована. Потому что иначе это превращается вот в такое, ну, это не было избиением, конечно, младенцев. Но в результате эти несчастные дети были помещены туда, от чего они, наверное, больше всего, еще даже, не осознавая, хотят избавиться и освободиться.

К.ЛАРИНА: Ирина Петровская в нашей студии. Сейчас у нас новости. Потом продолжим нашу передачу, перейдем к ответам на ваши вопросы. И, конечно, коснемся каких-то других программ, которые на этой неделе были представлены на нашем телевидении.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: Ну, что, посмотрели мы тут на ваши вопросы, которые приходят по Интернету, которые пришли на пейджер. Я думаю, вот что стоит нам сказать. Ира, это я к тебе обращаюсь, как бы нас объединяя во множественное число. По поводу фильма Леонида Парфенова, который так все ждали и который так всех, как я поняла по мнениям наших слушателей, разочаровал, - «О мир, ты спорт!».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, разочаровал. Ну, честно говоря, мое ожидание сам Леонид Парфенов немножечко так снизил, позвонив и сказав, что не надо ничего особенного ждать.

К.ЛАРИНА: А он так сказал? Предупредил?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Была идея сделать именно видовой такой итоговый фильм, и не более того. Но в связи с тем… я так понимаю, что и премьера откладывалась из-за того, что слишком много в стране произошло за это время, Олимпиада уже кажется каким-то давним-предавним событием.

К.ЛАРИНА: Особенно после последнего футбольного матча Португалия-Россия.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ой, это самое. Вот это вот смешное, забыла сказать, потому что… это самое у меня уморительное впечатление. Я включаю программу «Новости» в 6 часов. И там идет первый анонс первой новости – «Не ждали», причем с неким пафосом таким, победным, я бы сказал. Впервые за 100 с чем-то лет наша сборная проиграла команде Португалии со счетом 7:1.

К.ЛАРИНА: Ужас.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Мне показалось, что это очень забавно – первая новость.

К.ЛАРИНА: А ты смотрела футбол-то?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, сам этот футбол не смотрела.

К.ЛАРИНА: Это было нечто. Это драматургия. Оторваться было невозможно. Такой расстрел был совершеннейший. Был апофеоз, когда ушел, хлопнув этими калиточками…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, эти кадры все время показывали.

К.ЛАРИНА: …хлопнув, Георгий Ярцев – это, конечно, сильное впечатление.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, и возвращаясь к фильму, да, мне показалось, что это не самая большая удача Леонида Парфенова. Мне непонятно, зачем там фигура второго ведущего Андрея Лошака – ощущение, что просто время чем-то занимают, ходя туда-сюда. Меня удивило, например, то, что плохо записанный звук местами. Это такие уже профессиональные чисто вещи, которые как правило, никогда не позволяли себе ни птенцы парфеновские, ни сам он. Может быть, все дело в том, что опять же вот эта ситуация, в которой фильм делал, его лишила этого азарта.

К.ЛАРИНА: Какого-то полета вдохновения, да?

И.ПЕТРОВСКАЯ: …который позволил бы вдохновенно это сделать. Хотя странно, потому что действительно Олимпиада и спорт – это очень яркие события.

К.ЛАРИНА: Уж там столько было интриг.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И интриги. Вероятно, опять же все зависело от того, кто был заказчиком фильма, и, наверное, были какие-то границы поставлены для авторов. Я не чувствовала там такого свободного полета. Ну, ну, что говорить? Единственное, что мне очень не понравилось – появившиеся сразу в нескольких изданиях такие крайние злобные желчные рецензии, примерно такие: ну, вот. Ну, вот ваш хваленый.

К.ЛАРИНА: Да, да, что дутая фигура, мыльный пузырь.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Дутая фигура, да. Мне кажется, что это не очень достойно по-человечески и профессионально, поскольку, ну, что – и на старуху бывает проруха. И потом, наверное, и перерыв, и, наверное, его внутреннее настроение – все, наверное, сказалось. Тут в данном случае это можно объяснить, хотя, конечно, зрителю это можно и не объяснять. Зритель видит результат.

К.ЛАРИНА: «Зачет по пяточкам», как говорил мой художественный руководитель Константин Аркадьевич Райкин, понимаешь?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, будем надеяться, что это такой вот проходной фильм, а дальше что-то еще будет.

К.ЛАРИНА: Следующая тема, которую наши слушатели предлагают обсудить Ирине Петровской – высказать свое мнение по поводу «Школы злословия» с Владимиром Владимировичем Познером.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ой, это было любопытно. Потому что ведущие, как они это обычно делают, гримируясь, обсуждают некий ход, стратегию своего разговора и тактику с гостем, и Дуня Смирнова сказала, что ее удивляет тон большинства интервью, что журналисты, коллеги общаются с Владимиром Владимировичем…

К.ЛАРИНА: …с придыханием.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …с придыханием. И вот удастся ли им это преодолеть. Не удалось. И, конечно, в данном случае Познер себя продемонстрировал высоким профессионалом. Потому что он умеет это – где-то брать на обаянии и улыбке…

К.ЛАРИНА: Харизма есть.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Где-то на таком почти предельном откровении.

К.ЛАРИНА: Но его интересно было слушать.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Его очень интересно слушать, разумеется, хотя там многое из того, что он рассказывал, лично я уже слушала – но это моя проблема. Я тоже брала интервью у Владимира Владимировича. Ну, и в общем, мне показалось, что он абсолютно девушек в результате покорил.

К.ЛАРИНА: Ответил на их вопрос своим поведением – почему вас все считают великим, совестью нации, неповторимым, уникальным? Они все добивались. А он все время говорил: «Да не знаю я, не знаю. Это их проблема».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Более того, он говорит: «А я себя таким не считаю. И в этом смысле я считаю, что я дутая фигура». И он очень правильные вещи говорит вообще о сути телевидения и о сути и роли телевизионного ведущего.

К.ЛАРИНА: Но при этом вся программа как раз была тем самым доказательством, почему его считают таким.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, это да. Но я говорю еще раз, что очень важно эти вещи проговаривать. Потому что есть один у нас ведущий, который сегодня просто себя считает вообще, даже не хочу упоминать, мессией и его видения, собственные видения он называет миссией, а себя – мессией. И он абсолютно вот преувеличивает роль телеведущего как некоего такого, я не знаю...

К.ЛАРИНА: Пастыря.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Пастыря и пророка одновременно. Познер совершенно правильно говорит: телевидение не создает никаких ценностей культурных – не сочиняет музыку, не пишет стихи и так далее. Это пшик.

К.ЛАРИНА: Помнишь, как в фильме у Рязанова: «Мы не сеем, не пашем, не строим. Мы гордимся общественным строем»?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, вот у нас к этому подходим снова – гордиться общественным строем тоже научились снова. А роль ведущего, да, она достаточно велика, но ровно до той самой поры, пока этот ведущий работает в эфире. А потом уходит, и его постепенно и довольно быстро забывают зрители. И в этом смысле он абсолютно прав.

К.ЛАРИНА: «Ирина, Ксения, как вам «Московская сага»? Очень надеемся на искренний ответ без оглядки на авторитет Аксенова», - почему-то оговаривается Елена. Ну, тут уж я позволю себе сказать, поскольку, Елена, я общаюсь достаточно часто с Василием Павловичем Аксеновым. Тут уж его авторитет, каким бы ни был, увы, можно сказать честно, что мы вместе с вами переживаем глубокое разочарование пока. Хотя я вот зарекалась, думала, пока не кончится, может быть, не говорить. Но пока слабые надежды на то, что когда-нибудь все это разыграется и превратится в какое-то художественное произведение, они, по-моему, тают с каждой серией. К сожалению, говорю я с большим сожалением об этом. Ира.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я вот вообще пребываю в глубокой такой растерянности. Потому что летом, еще пока фильм и когда фильм не был целиком готов и смонтирован, журналистам в зале Дома кино, нет, не Дома кино, а комитета по… как это раньше называлось? На Гнездниковском?

К.ЛАРИНА: …Не важно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: В общем, не важно.

К.ЛАРИНА: Совинформкино.

И.ПЕТРОВСКАЯ: В общем, раньше это называлось Комитет по кинематографии, а сейчас тоже как-то называется. Показали, причем там были именно кинокритики, вот Вита Рамм была наша.

К.ЛАРИНА: Вита, да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И это показали в сжатой форме. Такой типа дайджест. Как-то они это называют – трейлер, что ли. Когда весь фильм был уложен в 4, по-моему, часа. Притом я посмотрела два, что ли, или два с половиной. И мы все выходили из зала – то ли это магия общего просмотра… Хотя вряд ли.

К.ЛАРИНА: Может быть, просто там плотненько, плотненько все было.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Все выходили с ощущением, что это действительно значительная такая работа, и что это действительно близко к тому, что написал Василий Павлович Аксенов. Критики говорили слова – понимаете, что критики не те люди, которые приходят, чтобы сказать добрые слова авторам.

К.ЛАРИНА: Восторгаться.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот то ли от того, что эти 4,5 часа теперь растянуты на 22 серии, то ли потому, что… ну, я не знаю, то ли почему, но ощущение какого-то такого неумелого ученичества, попытки иллюстрирования книжки истории, при этом с отходом от текстов…

К.ЛАРИНА: С очень сильным отходом от текстов.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Во многих там сюжетных линиях. Очень как-то это снято странно, все время такая серая, плоская картинка. Я помимо всего прочего говорю, о впечатлении, да, то, что видят глаза.

К.ЛАРИНА: Художественном.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Может быть, к войне, я думаю, я там помню, что были сильные какие-то куски военные – может быть, к этому моменту как-то разыграются. Но пока у меня ощущение, что тогда мне что-то другое показали...

К.ЛАРИНА: На презентации, да?

И.ПЕТРОВСКАЯ: …что соответствует действительности, да. А сейчас я в растерянности. Притом, впервые за довольно долгий срок я смотрю вот именно в эфире сейчас и пытаюсь понять, что же это такое – что тогда было и что сейчас.

К.ЛАРИНА: Очень жаль.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, попробую еще посмотреть, чтобы понять, может быть, действительно разыграются. Хотя ты права – сама говорила – так редко бывает, что фильм…

К.ЛАРИНА: Таких примеров нет.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …начинается провально, а потом набирает высоту.

К.ЛАРИНА: К сожалению, да. Ну, во-первых, меня смущают там сценарные вещи. Потому что там очень сильно снижен вообще градус – то, что связано со сталинской эпохой и вообще с жизнью советской страны и с деятельностью НКВД и КГБ. Очень многие вещи сглажены. В романе они гораздо сильнее прописаны. И вообще, ощущение какой-то… безжизненного пространства. Несмотря на такое нагромождение хроники, на такое подробное следование бытовым приметам эпохи – вот тут вроде бы не упрекнешь: правильно одеты люди, правильный дом, правильная музыка звучит, в конце концов. Но ощущение, что дыхания нету, жизни нету в этом фильме. С чем это связано, не могу понять. Я всегда повторяю одно и то же – мне жалко артистов. Потому что собрать такое количество великолепнейших актеров и актрис, взять такую замечательную кинематографичную вещь, как «Московская сага» - где уж, слава Богу, есть что играть каждому персонажу. Там уж Василий Павлович, как большой писатель, постарался, чтобы каждый образ был прописан так, чтобы это было интересно – от рождения до финала. Что здесь произошло? Пока не понятно. Что-то не случилось?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Мы вчера общались там по другому поводу со Светой Сорокиной. Я говорю… И это, кстати, сейчас почти все начинают с вопроса друг к другу – ты смотришь «Московскую сагу»? Такое было ожидание. И я говорю, да, смотрю. И сказала те же слова, что как-то это все ходульно, ученически, говорю, какая-то костюмная такая. Она говорит: «Точное слово – не костюмная, а реквизитная». Такое ощущение, что натащили много-много всякого реквизита, поставили, а не оживает, а не дается материал.

К.ЛАРИНА: Жизни нет.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, и есть просто ощущение, что натюрморт такой – выстроили, положили.

К.ЛАРИНА: Но несмотря ни на что, в нашем эфире будет проходить игра «Московская сага». Мы будем разыгрывать для вас подарки в любом случае. Давайте досмотрим кино до конца. Может быть, еще не раз вернемся к этому и обсудим вместе с вами. Это я обращаюсь к нашим слушателям. Завтра у нас будет Алексей Кортнев в гостях, который играет одну из главных ролей в этом фильме. Вообще, так вот по актерским работам конкретно – вот вроде как-то и никаких претензий каких-то конкретных нет. Но общее ощущение какого-то…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Не получается. Не получается.

К.ЛАРИНА: Как аккорд, который не строит.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Хотя Чурикова, на мой взгляд, вполне хороша там.

К.ЛАРИНА: Отдельно все вроде как и ничего.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ей сложно, наверное, быть не хорошей. И там потом еще. Я помню прекрасно, там Харатьян неожиданный в лагерный сценах, и вот эти лагерные сцены производили впечатление. Я все-таки не буду сразу…

К.ЛАРИНА: Карабкаемся еще, барахтаемся, надеемся.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …крест ставить, потому что вообще очень ведь привлекательная это история – смотреть в развитии историю одной семьи, все ветви, ответвления. Это очень любопытно. И у нас давно не было такого вот рода произведений. Пожалуй, последнее это вот, что-то там – «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов». При…

К.ЛАРИНА: Кинороманы.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Если мы отбросим всякие идеологические вещи, это было очень хорошо сделано.

К.ЛАРИНА: «Открытая книга».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Добротно.

К.ЛАРИНА: Помнишь фильм?

И.ПЕТРОВСКАЯ: «Открытую книгу» помню.

К.ЛАРИНА: Кинороман.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, ну, и все. Ну, пожалуй, и все. Хотя, не знаю, может быть, я просто не очень хорошо знаю сейчас сериалы.

К.ЛАРИНА: «Сага о Форсайтах» часто показывают.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, так «Сага о Форсайтах» - ну, так…

К.ЛАРИНА: Братцы, тут пошли уже телеграммы типа – вот какая, мол, фигня, да? Я предлагаю всем, кто говорит, что фигня, - книжку прочитайте. Тем, кто не читал книгу, вы получите такое удовольствие. Потому что роман читается на одном дыхании. Роман Василия Акеснова «Московская Сага».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Подтверждают.

К.ЛАРИНА: На одном дыхании, да. Ну, что, телефон мы включим?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Еще давай, может быть, мы только упомянем о теледебатах. Потому что это одна из главных тем сегодня.

К.ЛАРИНА: А-а-а, американских.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, разумеется, американских. У нас теледебаты – это либо наше прошлое, либо это такая… теледебаты как имитация формы демократического процесса. Это у нас. И вот сейчас, когда показывают американские теледебаты – а надо отметить, что канал Рен-ТВ по пятницам показывал теледебаты, один… не просто один из немногих, а единственный…

К.ЛАРИНА: А мы тоже передаем по радио «Эхо Москвы».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я говорю про телеканалы. «Эхо Москвы» знаем, конечно. Но было две, например, программы – и Светланы Сорокина, и Малахова в «Пяти вечерах», посвященные теледебатам. И, конечно, во-первых, диву даешься, как это там все отлажено. Вот я, например, узнала, что там, во-первых, меняются периодически правила, но, в частности, что человек, выходящий на дебаты, даже должен листочек определенного формата иметь и какую-то особую ручку, которую проверяют.

К.ЛАРИНА: Никаких микрофончиков в ушах.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Никаких микрофончиков в ушах – все. Они не должны задавать друг другу вопросы. Это абсолютное ощущение честной, конкурентной борьбы.

К.ЛАРИНА: Никаких поблажек.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И дальше уже, что называется, как фишка ляжет. То есть понравишься ты или не понравишься. И, конечно, невозможно избавиться от всяких ассоциаций собственных, что наши деятели, особенно первого ряда, они вообще предпочитают не выходить на эти дебаты уже давно, с Ельцина это пошло, говоря о том, что как это так, они такие вот…

К.ЛАРИНА: Небожители?

И.ПЕТРОВСКАЯ: …могучие и великие будут…

К.ЛАРИНА: Не царское это дело.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Не царское именно это дело. Такое впечатление, что они собираются там сражаться с конкретным Пупкиным, а не объяснять нам, что реально происходит. И нет ни малейшего желания нам понравиться – то, что мы видим и у Буша, и у Керри. Ну, и, конечно, грандиозная вот эта история по поводу того, как Керри и Буш обменивались вопросами, мнения по поводу того, что происходит в России, и отношение к нашему президенту, и то, как купировали в новостях, в первую очередь, государственных, да и НТВ тоже…

К.ЛАРИНА: Цензура добралась до Америки.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, ну, абсолютно. В газетах пишут, что наша цензура цензурирует сегодня уже Буша с Керри. Но, в общем, конечно, тогда-то и понимаешь, почему страна, несмотря ни на что – говорят, Америка тоже не демократичная и там тоже есть своя цензура, и там Буш такой-сякой – но вот есть большая разница: они могут говорить, что вот так все происходит, а мы, к сожалению, уже не можем. Напоминает это все знаменитую байку про Бориса Полевого, который встречался с американцем много лет назад и тот ему сказал: «Вот у нас такая свобода и демократия, можно выйти к Белому дому и сказать -…

К.ЛАРИНА: Рейган – дурак.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Труман, Труман тогда был.

К.ЛАРИНА: Я жила при Рейгане уже.

И.ПЕТРОВСКАЯ: На что Полевой ему парировал, что и у нас то же самое – можно выйти на Красную площадь и сказать: «Труман – дурак».

К.ЛАРИНА: Друзья, у нас 10 минут до конца программы, Ир. Давайте послушаем телефонные звонки с вашими вопросами, может быть, мы чего-то забыли, может быть, вам чего-нибудь понравилось или не понравилось. Пожалуйста, 203-19-22 – телефон прямого эфира. Можно набирать этот номер и попадать сразу в прямой эфир без всякого отслушивания, прослушивания и цензурирования. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Добрый день. Меня Наталья зовут. Я хотела бы Ирину Евгеньевну спросить насчет «Красной капеллы» - как вам понравился этот фильм? Очень хотелось послушать.

К.ЛАРИНА: Спасибо.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Спасибо за вопрос.

К.ЛАРИНА: Он попал в неудачное время.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Он в очень неудачное время попал. Я несколько серий видела. По-моему, это тоже очень достойная работа, интересная, историческая. Мне кажется, его сейчас необходимо через какое-то время повторить, потому что он мало того, что попал в неудачное время, а еще и вот конкретно наслоился на ту трагедию, и поэтому его многие просто не увидели, потому что смотрели в то время новости. Но повторю, из того, что я видела, из тех серий мне показалось, что это очень хороший… хорошо сделанный сериал исторический.

К.ЛАРИНА: Хорошие работы актерские. Вот я очень люблю Андрея Ильина – здесь он такую роль замечательную. В общем, я надеюсь, что повторят просто в более мирное время, чтобы можно было еще раз посмотреть.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, надеюсь тоже. Потому что так вот пролетел и совершенно в этом не виноват, что называется.

К.ЛАРИНА: Еще звонок, пожалуйста, 203-19-22. Здравствуйте. Как зовут вас?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Валентина Артемьевна. Убедительная просьба – я чувствую большую обиду и за себя, и за Козакова, что показали по «Культуре» так поздно эту замечательную передачу. Нельзя ли их заставить повторить днем?

К.ЛАРИНА: Нельзя. Уважаемая Валентина, нельзя. Вот тут я за Ирину отвечаю каждый раз, когда к ней такие вопросы. А пусть повторят. Да пусть.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, я еще люблю, когда мне говорят: «Скажите им», или «Передайте им». Я, знаете, думаю, когда повторят? Летом. Когда будет мертвый сезон, затишье – вот тогда повторяют в более приличное время, когда уже показывать совсем нечего. Так что давайте дождемся очередного «мертвого» сезона.

К.ЛАРИНА: Кстати, Михаил Козаков будет у нас сегодня в студии, вы можете ему все высказать, все свои восторги по поводу его появления на телеэкране в прошедшую неделю.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я тут прочитала, кстати, с ним замечательное интервью, которое сделал с ним мой коллега и товарищ…

К.ЛАРИНА: В «Известиях».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, не в «Известиях» - в «Российской газете» - Валерий Кичин сделал интервью с Михаилом Михайловичем в эту пятницу.

К.ЛАРИНА: Я в «Известиях» в твоих читала замечательное интервью.

И.ПЕТРОВСКАЯ: В «Известиях» тоже замечательное, но я говорю в данном случае, вот там какая-то очень точная интонация была найдена.

К.ЛАРИНА: Давайте еще звонок, пожалуйста, 203-19-22 – телефон прямого эфира. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Пожалуйста, а вот о фильме «Мир Таирова».

К.ЛАРИНА: Как зовут вас, простите?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Вера Львовна.

К.ЛАРИНА: Вера Львовна. Спасибо. А вам-то понравился фильм?

ВЕРА ЛЬВОВНА: Очень понравился.

К.ЛАРИНА: Понравился. Спасибо. Вот вы обязательно позвоните еще Козакову, скажите, потому что, мне кажется, он очень переживает. То, что я слышала, Михаил Михайлович как раз очень расстроен, что этот фильм на три серии растянули, поскольку это же фильм, он делался для большого кино, в нормальном формате, да?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, мне вот тоже здесь показалось, что он сильно растянут. Ну, вообще, этот жанр такой, он имеет, конечно, право на существование, приближенный все-таки, как мне кажется…

К.ЛАРИНА: …к театру…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …к документалистике. И просто там разыгрываются определенные роли.

К.ЛАРИНА: Такой телеспектакль больше.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, телеспектакль – такой популяризация жизни замечательных людей. Ну, это имеет право на существование. Вот единственное, что уж совсем мне непонятно, канал ТВЦ – у меня нет такого ощущения, что там толпятся программы в прайм-тайме, и только вот программные директора выбирают, какая из них лучше, чтобы ее поставить и вот так вот прогреметь. Почему…

К.ЛАРИНА: …загнали…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …этот фильм – достаточно редкое для ТВЦ явление…

К.ЛАРИНА: Премьера.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …загнан вообще за час ночи. И премьера. Я искренне изумилась.

К.ЛАРИНА: Могли все-таки как-то понять рейтинг свой с помощью этой работы. Это уж точно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, наверняка. Наверняка. Хотя бы там после 10 показать, мне кажется, какая-то расточительность невероятная.

К.ЛАРИНА: Следующий звонок, пожалуйста. 203-19-22. Алле, алле. Говорите, говорите. Как хотите, молчите. Следующий – 203-19-22. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Приветствую вас. С удовольствием всегда слушаю. Извините, я только что вошла и подключилась. И рано, конечно, обсуждать «Московскую сагу» - прошло только 4 серии.

К.ЛАРИНА: Как вас зовут, простите?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Простите, ради Бога, Тамара меня зовут.

К.ЛАРИНА: Тамар, ну, выскажите свое мнение, поскольку мы уже…

ТАМАРА: Если можно. У меня по четырем сериям создалось впечатление, что это все видено и читано, и сюжеты как бы, ну, я не хочу сказать, надерганы, но знакомы по другим фильмам и по литературе – где-то «Дети Арбата», где-то что-то другое. Что, к сожалению, не лучшим образом играют актеры. Я грешу на режиссера. Потому что состав актерский замечательный. По именам. Но играют они настолько, ну, как сказать, бесцветно, что, например, Соломин мой любимый – он средний арифметический нищий доктор. И та же замечательная Чурикова, выдающаяся совершенно, не показала вершин мастерства.

К.ЛАРИНА: Тамар, а вы читали роман «Московская сага»?

ТАМАРА: К сожалению, нет, но теперь прочту обязательно.

К.ЛАРИНА: Прочтите. Получите огромное удовольствие.

ТАМАРА: Я поняла. Но у меня ощущение, вот друзья мои читали, что это не достойно романа. Вот эта экранизация.

К.ЛАРИНА: Ну, спасибо вам за ваше мнение. Я думаю, что мы еще вернемся к «Московской саге», она будет еще идти долго. Кстати, мы с тобой забыли кинороман замечательный, где играл тот же самый Юрий Соломин – «Хождение по мукам».

И.ПЕТРОВСКАЯ: А, «Хождение…» Но я имею в виду все-таки вот ближе к нам. Все, что мы упоминаем, это все из прошлого…

К.ЛАРИНА: Ведь могли же.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Именно. Не будем брать вообще такие вершины, как… ну, те же «Семнадцать мгновений весны», хотя это по-другому сделано.

К.ЛАРИНА: По-другому, да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но тем не менее тогда – вот сейчас только-только начали к этому приближаться – эти сериалы делались как кино настоящее. Причем на очень серьезной основе и сценарной, и драматургической. И, наверное, в этом вот причина. Хотя и здесь ведь тоже, если разобраться, - два года снимали или сколько там. Немыслимое количество актеров.

К.ЛАРИНА: Все для вас – ты вспомни, правительство Москвы, правительство России. Все принимали участие. Все для вас.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Конечно, вы правы, все зависит от режиссера. И все зависит от какой-то вот творческой воли. И группа, которая снимает. Хотя и про атмосферу тоже говорят актеры, сейчас вспоминают, что была на съемках прекрасная атмосфера. Ну, в общем, почему так бывает, что вот в один раз попали, а в другой – совершенно не попали.

К.ЛАРИНА: Еще один звонок, пожалуйста. 203-19-22. Пожалуйста, что мы еще упустили, что вы еще нам подскажете. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Алле, здравствуйте. Сергей беспокоит вас.

К.ЛАРИНА: Здравствуйте, Сергей, говорите.

СЕРГЕЙ: Ксения, Вы говорили про фильм «Смерть Таирова», да?

К.ЛАРИНА: Да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Просто, по-моему, «Таиров» называется.

К.ЛАРИНА: «Смерть Таирова».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, «Смерть»?

К.ЛАРИНА: Да.

СЕРГЕЙ: Я так считаю, что это блестящий фильм. И это один из лучших фильмов на российском телевидении вообще. И я потрясен, что его поставили, ну, я не знаю, среди каких-то совершенно левых американских фильмов в 3 часа ночи. Невозможно смотреть.

К.ЛАРИНА: Да, Сергей. Спасибо вам за звонок. Я еще раз надеюсь, что Михаил Козаков нас слышит. Михаил Михайлович, вы же, вот, вы зря расстраиваетесь. Смотрите, как.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, это, видимо, какой-то другой город, потому что здесь у нас шло после часу, час с чем-то, с копейками.

К.ЛАРИНА: А у Сергея где он, что он сказал?

И.ПЕТРОВСКАЯ: В три часа ночи.

К.ЛАРИНА: А, ну, это еще позже.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Не знаю, почему в три. Наверное, потому что другой город. Но действительно, это никак невозможно объяснить, ничем, кроме того, что таково отношение сегодня к, что называется, культурной тематике.

К.ЛАРИНА: Кошмар, да?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Давайте дальше. 203-19-22. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Алле, здравствуйте.

К.ЛАРИНА: Как зовут вас?

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Мне кажется, вы… Меня зовут Жанна. Мне кажется, вы упустили «Медную бабушку» в постановке Козакова.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А-га.

К.ЛАРИНА: Ну, Жанна, скажите свое отношение к этой премьере. Пожалуйста. Говорите.

ЖАННА: Мне очень нравится. Мне кажется, совершенно изумительная игра актера, который исполнял роль Жуковского. Великолепна Галина Тюнина. Очень интересное решение, и вообще, неподражаемый текст Леонида Зорина.

К.ЛАРИНА: Спасибо вам огромное, Жанна. Мы просто объясним, о чем шла речь, для тех, кто проглядел это, просмотрел. «Медная бабушка» - это пьеса Леонида Зорина, которую вот поставил на телевидении Михаил Козаков в качестве режиссера. Пьеса про Пушкина. Действительно, это событие, да?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, и кстати сказать, это раньше все-таки вышло по времени, я имею в виду, чем вот этот сериал…

К.ЛАРИНА: Можно было посмотреть.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Можно было посмотреть. Я просто не думала, что мы забыли. Мне казалось, что мы как-то в контексте …

К.ЛАРИНА: …про Козакова…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …про Козакова, да, об этом сказали. И сегодня, по-моему, на Первом канале тоже будет несколько… Во-первых, будут «Покровские ворота» по какому-то из каналов и в «Пестрой ленте» будет вспоминаться история, как снимались «Покровские ворота». И еще какие-то юбилейные сегодня и завтра будут программы про Михаила Михайловича. Так что не пропустите.

К.ЛАРИНА: Козакова много не бывает.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да.

К.ЛАРИНА: Ира, ну, мы вынуждены заканчивать, хотя как всегда огромное количество вопросов и тем, которые мы не успели обсудить. Нас ждет новая телевизионная неделя. Я так полистала, и все равно вот в итоге не понимаешь, на чем остановиться, чего ожидать. Вот у тебя на что-нибудь уже есть надежда, что тебе будет интересно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: На следующей неделе, я обратила внимание, что будет много такой исторической документалистики. Опять будут говорить, вспоминать – опять, потому что на этой неделе на НТВ был фильм БИ-БИ-СИ о Хрущеве «Перестройка без гласности». Интересно вполне, так бесстрастно, как делает БИ-БИ-СИ. Тем интереснее. На следующей неделе будет фильм документальный и о Хрущеве, и о тюремной психиатрии, которая была в советское время распространена, и фильм «Изгнание» про Галича. Ну, вот это вот такое у нас сегодня основное направление, поскольку о современном нельзя говорить, и тем более анализировать, вспоминают советское прошлое. А аллюзии сами собой напрашиваются у тех, кто в состоянии это оценивать, - аллюзии и ассоциации.

К.ЛАРИНА: Спасибо большое. Ирина Петровская каждую субботу с 11 до 12 отвечает на ваши вопросы и ругает телевидение, на чем свет стоит.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И хвалит.

К.ЛАРИНА: И хвалит. Спасибо, Ир, до встречи.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Спасибо, счастливо.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024