Купить мерч «Эха»:

Олег Басилашвили - Человек из телевизора - 2003-03-29

29.03.2003

К. ЛАРИНА 13 часов 18 минут, сегодня у нас в студии Олег Басилашвили. Олег Валерьянович, здравствуйте. Мы хотели сегодня предоставить нашим слушателям творческий отчет о том, как живет и работает наш любимый артист. Но я хотела бы начать с телевизора. Потому что у вас идет такая симпатичная программа, про которую вы сейчас вспомнили - "С потолка". Стоит объяснить для тех, кто не знает, что потолок в буквальном смысле имеется в виду. Это потолок в вашей гримерке в БДТ, на котором расписывались лучшие люди планеты.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Не только лучше, худшие тоже. Всякие расписывались.

К. ЛАРИНА Вы действительно встречаетесь с каждым, кто там расписался?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Не со всеми, конечно. Есть люди, которые никогда не расписывались на этом потолке, но все-таки эта программа с потолка. Мы разговариваем, в основном, из гримерной, на которой тысячи подписей всяких знаменитых людей. И поэтому называется "С потолка", но туда иногда приходят люди, впервые попавшие в наш театр.

К. ЛАРИНА А вам что нужно от них как ведущему?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Мне кажется, что мы живем сейчас в такое сложное для театра время, что необходимы две вещи артистам, на них лежит какой-то внутренний долг, и я его ощущаю. Первое сохранение лучших традиций русского российского театра и в то же время разведка того неведомого, во что театр может превратиться в результате. А это превращение произойдет само собой, оно естественно и неизбежно, ибо наступил XXI век и нельзя требовать от театра XXI века того, что мы требовали от театра начала XIX, XX-го. Значит, какое-то изменение должно произойти, тем более, стала другая страна. Но наилучшие и незыблемые традиции русского театра должны быть сохранены. В любом виде, но сохранены. И этому я пытаюсь посвятить свои разговоры с людьми, понять, что их волновало раньше, что их волнует сейчас, каким бы они хотели увидеть будущее. Если собрать все 103 передачи, которые мы уже сделали, 103 ужас какой, то, наверное, был бы потрет нашего сегодняшнего актерского дня.

К. ЛАРИНА Что вас раздражает в сегодняшнем театре?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Очень многое раздражает, к сожалению. Я остановлюсь на двух вещах. Для того, чтобы стать актером, мне и моим товарищам, тысячам таких, как я, пришлось учиться, очень тяжело учиться в театральных училищах. Я в студии Художественного театра помню отчаяние, в котором я пребывал к моменту сдачи государственных экзаменов. Потому что я понимал, что мои приятели, такие, как Женя Евстигнеев, Таня Доронина, Миша Казаков, и многие другие однокурсники, (а у нас был замечательный курс), значительно выше и лучше сдают экзамен, чем я. Это было очень тяжело, и нашелся только один человек в студии Художественного театра, Виктор Павлович Франке или Монюков, у него была двойная фамилия, который сказал: "Ничего, Басилашвили вам всем еще покажет". Он, видимо, судил по одному маленькому отрывку, который мне разрешили сыграть из пьесы "Сомов и другие", где я играл Сомова. И благодаря Борису Ильичу Вершилову, царство ему небесное, замечательный был педагог, благодаря ему было "живое" место в спектакле, шедшее от меня. И, видимо, он за это место зацепился. А так этот кошмар - "Нора" Ибсена, где я неопытный и невинный юноша - играю владельца дома.

К. ЛАРИНА Но вы же красивый мужчина.

О. БАСИЛАШВИЛИ Красивый-не красивый, но мальчишка, он еще не знает, что такое женщина, простите. А тут я играю владельца этого тела, дома. Все это я изображал, конечно, и было очень тяжело. Затем, первые годы в театре это пытка, бессонные ночи, как сказать текст, это ужас. И постепенно в течение этих пыток иногда вдруг проклевывалось "живое" место в той или иной ролишке. Потом роль побольше, счастье от того, что что-то получилось. Потом ужас от провала следующей. В общем, что я вам рассказываю, вы все это знаете. И в результате получилось три, четыре, может быть, пять ролей в театре, на телевидении и в кино, за которые не стыдно. И я вижу, что эти роли отличаются, отличается один человек от другого, другой от третьего. Разные люди, действующие органично. Это страшный труд. Я сейчас смотрю, выходят молодые и немолодые люди, лепят текст органично, и они уже известны всей стране, они уже вроде актеры. Таким образом, планка этого труда, вам знакомого кошмара, опущена очень низко. Можно просто появиться на телевидении, произнести "Руки вверх, стреляю!", - все, - тебя знает вся страна и заслуги, допустим, того же Николая Гриценко или Жени Евстигнеева, или Николая Симонова, они ничто по сравнению с этим молодым человеком, который произнес дурацкий текст. Понимаете, такая девальвация и снижение актерской планки.

К. ЛАРИНА "Потому что публика дура", - известное выражение.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Ну, публика всегда права, так что тут ничего не поделаешь. На вас лежит ответственность за людей, вы актеры, вы выходите на сцену во имя того, чтобы люди (это же так), стали лучше. Посредством смеха, слез, отчаяния, раздумий, но стали лучше. Для этого вы вышли на сцену. Это первое. И второе: крен нашей режиссуры, талантливой режиссуры в режиссуру указательного пальца, в режиссуру-ребус, режиссуру-кроссворд. Я не буду называть фамилии режиссеров, потому что надеюсь, что кто-то из них меня когда-то пригласит работать, чтобы не было осложнений, но спектакли, в которых Возьмем фамилию Някрошюс это талантливый литовский режиссер, замечательный, он поставил пьесу "Дядя Ваня" Чехова. Я ее смотрел, это давно уже было, но возьмем как образец. Ну почему надо брать пьесу "Дядя Ваня" с целью доказать, что это нация вымирает? Русская нация. Не об этом написано у Чехова. Возьми другую пьесу на эту тему, ставь ради бога. Для чего надо делать так, чтобы зритель увидел, что дядя Ваня, оказывается, давно уже живет с Еленой Андреевной, а Астров ее любит. Все же наоборот.

К. ЛАРИНА Есть покруче, есть фильм "Три сестры", по-моему, Бланка, где сплошные лесбиянки и гомосексуалисты.

О. БАСИЛАШВИЛИ - И почему-то милейший приживал, который вызывает только симпатию и зависть, пьет одеколон, ворует. У него что, нет водки или спирта, раз уж он такой алкоголик? Что это такое, зачем это сделано?! Почему талантливый режиссер Някрошюс тратит свой талант на то, чтобы затуманить произведение Чехова и придать ему совершенно другое, не желаемое Чеховым звучание? Вот это порок современной режиссуры. Георгий Александрович Товстоногов, царство небесное, учил нас, что надо, беря пьесу, постараться докопаться до того смысла, который волновал автора и попытаться раскрыть этот смысл, чтобы зритель эмоционально его понял. Вот задача режиссера, а не показать какой ты умный, как ты легко и свободно можешь расправиться с тем или иным автором. Это гибель театра, вот это меня волнует больше всего. Даже больше, чем эта актерская планка, которая упала чрезвычайно низко.

К. ЛАРИНА Насчет планки, наверное, и актеры во многом виноваты. Потому что этот антрепризный расцвет, который сейчас происходит, он же преподносится как театр.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Тут я с вами не соглашусь.

К. ЛАРИНА Я знаю, что вы работаете в антрепризах.

О. БАСИЛАШВИЛИ - В одной антрепризе. Я работаю у Леонида Трушкина в театре Антона Чехова.

К. ЛАРИНА Это другое. Это театр, и Леня Трушкин, которого я бесконечно уважаю и очень люблю его спектакли. Это другой уровень, а что касается антреприз, с которыми катаются по всей стране и зарабатывают деньги это то, что раньше называлось простым советским словом "чес", это тот самый уровень

О. БАСИЛАШВИЛИ - Ну, вы знаете что, антреприза антрепризе рознь. Лет 25-30 назад мы были с Георгием Александровичем в Литве на гастролях. Мы жили в одной гостинице, на берегу замечательной реки, и обедали в одном ресторане. И просто от скуки, не с кем было поговорить, так как я был его соседом, за обедом мы всегда оказывались вместе. И он сказал, что наш советский театр настолько закостенел в министерском ложе, "прокрустовом" ложе, что он кончает свое существование. "Вы знаете, какой я апологет московского Художественного театра Станиславского и Немировича-Данченко, Мейерхольда, Вахтангова, Таирова и так далее. Я пытался создать театр, который аккумулировал бы лучшие свойства этих театров, и кое-что мне удалось", - сказал он. Это действительно так. "Но я за то, чтобы этот театр прекратил свое существование. Он окостенел, он дальше не движется". Я говорю: "А будущее?" "Будущее за антрепризой, - сказал он мне", - честное слово. Театр должен прекратить существование, распасться, и антрепризные спектакли, при всей их мерзости и прекрасности, если есть такое слово, в результате возьмут на себя всю тяжесть театрального процесса и плохое и хорошее. И когда-то, как протест против этого, возникнет новый Художественный театр, на новом уровне. И это было сказано 20 лет тому назад, даже больше, и он оказался прав. Поэтому я работаю и в Большом Драматическом с целью работать в стенах любимого театра, который мне дал очень много и продолжать там работать среди своих товарищей, и одновременно с антрепризой, потому что за антрепризой будущее, там легче дышится, там можно пробовать и не бояться товарищей, окружения, стен, публики.

К. ЛАРИНА Там нужно думать об обязательном коммерческом успехе.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Не обязательно. У нас идет спектакль по пьесе Вебера "Ужин с дураком" в театре Антона Чехова в постановке Трушкина. Играет замечательный Гена Хазанов, прекрасно, это вообще подвиг, о котором можно отдельно говорить

К. ЛАРИНА Там еще играет Олег Басилашвили.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Переход с эстрады на драматическое действо, вам, как театральному человеку, должно быть понятно, какой это адской труд. Спектакль пользуется необычайным успехом, уже, по-моему, четвертый год подряд. Билетов не достать, хотя они довольно дороги. Одновременно с этим Леонид Трушкин ставит такую некассовую пьесу, как "Цена" Миллера и нам всем Золотухину, мне, Равиковичу, Вере Воронковой, заменяющей другой актрисе, безумно нравится существовать. Зритель, который приходит на этот спектакль, вначале несколько разочарован, но имеет надежду на смех, потому что роль Равиковича, старого еврея, Соломона, она все-таки шлягерная и там есть над чем посмеяться. А потом этот смех проходит и опять драма. И я чувствую, как постепенно зритель выходит на то же самое чувство, которым живут актеры. И вы бы видели, что делается в конце. Мы воспитываем наших зрителей, это наш долг. Я считаю, что за антрепризой в этом отношении долг, она должна воспитывать того зрителя, который приходит просто погоготать.

К. ЛАРИНА Мы сделаем перерыв на выпуск новостей, а затем продолжим нашу встречу.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА Наш пейджер работает в усиленном режиме, наши слушатели вам присылают вопросы. Напомню номер 961-22-22 для абонента "Эхо Москвы" и я бы попросила вас, Олег Валерьянович сказать о здоровье, чтобы эту тему закрыть. Я вам говорила, что обязательно будут интересоваться, поскольку много было сообщений.

О. БАСИЛАШВИЛИ - О моем здоровье? Я просто болел, видимо, это было грипп. Я, для того, чтобы это более престижно звучало, говорю, что это был тот самый нынешний жуткий грипп. Но все, слава богу, прошло, большое спасибо врачам Военно-Медицинской академии, которые за мной ухаживали, сделали мне очень много хорошего. Спасибо замечательному врачу по фамилии Хабулава, я ему очень благодарен. Прежде всего, я хочу поблагодарить мою семью, мою жену Галю Мшанскую, которая сейчас меня слушает и замирает от ужаса, что я могу сказать какую-нибудь глупость. А я, наверняка, уже не одну сказал, поэтому я представляю, что ждет меня дома. Люш, я тебя прошу, не ругай меня, пожалуйста, когда я приеду, целую тебя. И две мои дочки Ксюша и Оля. Ксюша даже специально из Москвы приехала ухаживать за мной, и Ольга тоже помогла, поэтому семья - это замечательно, они сделали очень много, я их очень люблю и целую крепко. Надеюсь, что мы будет еще долго-долго вместе.

К. ЛАРИНА Вы на сцену уже вышли?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Да, я уже два месяца играю.

К. ЛАРИНА Еще есть такое заявление по поводу первой части нашего разговора о том, что вас раздражало в театре. Некий или некая Саша пишет: "На самом деле, более сильного поколения актеров, чем сегодня Миронов, Безруков и так далее, в годы Басилашвили просто не было".

О. БАСИЛАШВИЛИ - Ну что же, каждый волен думать, что ему кажется. Я не хочу говорить о Безрукове или о Жене Миронове ничего плохого, тем более, я с Мироновым совсем недавно снимался в Достоевском. Этот 10-серийный фильм, который скоро выйдет, под названием "Идиот", по произведению Федора Михайловича Достоевского. И там замечательно снимался Женя Миронов. Кроме того, там еще и Машков был, Оля Будина. Режиссер Бортко собрал созвездие и я надеюсь, что этот фильм будет хорошим, потому что впервые будет сериал на серьезную тему.

К. ЛАРИНА Кстати, вы у Бортко снимались в сериале "Бандитский Петербург".

О. БАСИЛАШВИЛИ - Да, но желание сниматься было продиктовано не только талантом режиссера Бортко, но и какими-то материальными соображениями.

К. ЛАРИНА Неприятный персонаж у вас получился.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Да, потому что я хорошо знал, я не был знаком, но хорошо знал о деятельности нашего петербургского прокурора, и мне хотелось в какой-то степени выяснить с ним отношения на экране.

К. ЛАРИНА Он узнал себя?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Я не знаю, не хочу о нем сейчас говорить.

К. ЛАРИНА То есть сериалы как жанр все равно принимаете?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Нет, сериал это жанр, который еще до конца Я не могу смотреть сериал, потому что я не понимаю, что было до, и что будет после. Потому что невозможно просмотреть 10 серий подряд. Что-то выпадает, например я снимался в фильме под названием "Под крышей медного города", который в Киеве снимал прекрасный режиссер Криштофович. И очень хороший сериал получился, там шесть или семь серий. Я играл очень для меня интересную роль двух братьев-близнецов, которые абсолютно похожи друг на друга. Я играл один, то есть не было никаких примет, отличающих внешне одного от другого. А внутренне диаметрально противоположные люди. Один научный работник, типа Сахарова, углубленный в себя, принципиальный, честный, а другой пиарщик, очень остер на язык, остроумен, шутит. А этот такой тютя, и вот этот тютя влюбляется в женщину, в Катю Васильеву, свою сверстницу. Уже далеко за 50 и поэтому возникает чувство неловкости.

К. ЛАРИНА Что-то я вспоминаю, я это видела.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Если смотреть все, получилась роль, за которую мне не стыдно, даже можно сказать с гордостью, что вышло хорошо. А если смотреть маленький кусочек ну и что. Ничего. Вот в этом минус сериалов. То, что касается сегодняшних актеров, я ничего не хочу сказать о Безрукове, но я вспоминаю Женю Евстигнеева или Пашу Луспекаева. Сколько сил ими было вбито в то, чтобы у Паши Луспекаева был Нагульнов в "Поднятой целине", это образ одного человека, и Бонер - совершенно другой, неузнаваемый, тут не внешняя, а внутренняя перестройка. Скалозуб, которого он репетировал в "Горе от ума" - фантастический идиот, но не похожий на тех двух персонажей. А Женя Евстигнеев. Возьмите Плейшнера в "Семнадцати мгновениях весны" - это одно, а возьмите, допустим, спектакль, который шел в Художественном театре, "Старый Новый год" - совершенно другой человек. Или профессор Преображенский в "Собачьем сердце". Это же работа хирурга, который работает на мозгу

К. ЛАРИНА Уровень другой.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Это уровень другой. Я посмотрел артиста Безрукова, я вижу, что это способный человек, но неадекватно его появление в передаче "Без протокола" и его мнение о самом себе, неадекватно, пусть он меня извинит, я ему желаю всего самого доброго, неадекватно тому, что я видел на экране, что он сделал. Вот в чем дело. И, кстати говоря, Женя Миронов никогда о себе ничего подобного не говорил. Это скромный человек, профессионал, и я горжусь тем, что я тоже имел отношение к тому, что такие артисты, как Миронов, Машков, Оля Будина и многие другие, имеют возможность сейчас так работать. Они могут работать в одном, в трех, пяти театрах, за рубежом, иметь своих агентов в Голливуде. Это все в какой-то степени мы, 60-десятники, пришедшие на съезд народных депутатов РФ, добились этой свободы для актерского цеха и, на мой взгляд, сейчас возникают действительно замечательные имена. А тот же самый Миронов, разве можно сравнивать его с сегодняшними певцами, артистами нет. Это был великий артист.

К. ЛАРИНА А Олега Даля тогда надо назвать. Просто есть еще счеты к себе, для чего ты этим занимаешься.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Да, пил, потому что вечно был неудовлетворен собой, я его знал, я был с ним шапочно знаком, но я знал, что это человек, который ненавидел себя и окружающих, потому что как ему кажется, ну, не складывается внутри, уходил из одного театра в другой. А тут речь человека, который постиг все и понимает, что, за что его любят. Как у Толстого - числитель и знаменатель, знаменатель это то, что человек на самом деле из себя представляет, а наверху цифра то, что он сам о себе думает. Так вот, например, одна вторая, или одна пятимиллионная. Вот в чем дело. Я желаю всем нашим молодым артистам, чтобы они представляли из себя единицу или, по крайней мере, одну вторую.

К. ЛАРИНА Вообще искушений очень много, особенно сейчас и понятно, что кривая тебя может куда угодно вывезти. Но потом это такая вещь, которая очень жестоко мстит. Даже не замечаешь, как этот переход происходит. Мы не будет конкретно о ком-то говорить, но если говорить о преподавании, о работе с молодыми актерами, со студентами, то сюда должен входить какой-то момент воспитания личности? Или это только профессия, а все остальное не мое дело?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Ксения, это главное. Вы какое училище окончили?

К. ЛАРИНА ГИТИС.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Я студию Московского Художественного театра, у нас были замечательные педагоги. Прежде всего, Борис Ильич Вершилов, может быть, вы о нем слышали. Человек, который вместе со Станиславским работал и начал работу над "Днями Турбиных", над "Белой гвардией". Он нашел роман, и это он, описанный Булгаковым, входит и говорит: "Я прочел вашу рукопись. И от удивления почесал правой рукой левое ухо". И я узнал Бориса Ильича. И он уступил Судакову "Дни Турбиных", потому что полагал, что Судаков сделает лучше. Вот какой был человек.

К. ЛАРИНА Я училась, кстати, у Ирины Ильиничны Судаковой.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Это, видимо, его дочь.

К. ЛАРИНА Да.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Так вот, была замечательная студия, и я безумно благодарен этому. И в нас Борис Ильич и Павел Владимирович воспитывали личности. Павел Владимирович Массальский, Александр Михайлович Комиссаров.

К. ЛАРИНА Поэтому и уровень другой.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Что мог Павел Владимирович Массальский, не педагог? Он замечательный, прекрасный характерный актер, красавец. Но как педагог Что такое педагогика вообще в театре? Надо четко говорить слова, надо иметь хороший голос, развивать его, память. А что еще? Научить быть артистом? Борис Ильич нам говорил: "Вы четыре года у меня учитесь, и моя задача заключается только в одном, чтобы один раз на сцене или во время этюда вы почувствовали удовольствие и ощущение власти надо мной, как над зрителем. Пусть будет хоть одна секунда, но тогда значит, что четыре года прошли не зря. И в дальнейшей вашей театральной жизни, если у вас есть это чувство, значит, несмотря на ругательные, критические статьи, вы играете хорошо, а вот если нет этого чувства, то, несмотря на то, что вас все хвалят, значит, вы играете плохо". Вот чему нас научил Борис Ильич Вершилов. А Павел Владимирович своим ежедневным присутствием, просто своим поведением давал пример человека, умеющего себя вести, влюбленного в театр, отдающему театру все свои силы и всю свою жизнь. Человек, который работал со Станиславским, с Немировичем-Данченко. Мы ходили по этой студии, и мы постепенно превращались в каких-то мхатовских людей. И эти мхатовцы сейчас расползлись по всей стране, и мы друг друга узнаем по глазам.

К. ЛАРИНА А вас, наверняка, звали во МХАТ, когда вы уже стали известным артистом, звали?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Меня не только во МХАТ звали, в другие театры звали.

К. ЛАРИНА А почему не пошли?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Понимаете, когда звали во МХАТ, Георгий Александрович Товстоногов жил и очень хорошо работал, у нас был прекрасный театр, Большой Драматический театр. И уйти оттуда в неизвестность, во МХАТ, где нет режиссуры, тогда еще не было Олега Ефремова во МХАТе. Было непонятно для чего? Чтобы в Москве жить? Да, Москва моя родина, я ее очень люблю и очень по ней скучаю, но все-таки дело есть дело, и уходить только ради того, чтобы жить в коммунальной квартире с мамой, с папой и бабушкой, было бы глупо. Товстоногов это крупнейшая театральная величина и БДТ в те времена был на сто голов значительно выше, чем любой московский.

К. ЛАРИНА Но ведь распадалось все потихонечку. Юрский уехал, Борисов уехал.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Потом меня приглашали позже. Из БДТ стали уходить артисты и в это мгновение меня еще раз пригласили в другой театр. Я сказал, что я этого сделать не могу. На вопрос почему, я ответил, что Георгий Александрович болен, и если я сейчас уйду, это будет большим ударом. Я не могу этого сделать, человек мне дал жизнь, дал все. Товстоногов дал мне взглянуть на самого себя и понять себя, свои достоинства и недостатки. Он сделал меня, как впрочем, большинство артистов БДТ, актерами. Неизвестно, какова была бы судьба многих из нас, если бы не Георгий Александрович Товстоногов. Поэтому я не имею права уйти. Когда он ушел из жизни, еще раз приглашали. А тут уже передо мной стояли обязательства перед театром, из которого нельзя уйти, потому что он и так в бедственном состоянии. Я вообще-то, рад тому обстоятельству, что я работаю в моем театре. Правда, иногда не узнаю людей, которые выходят на сцену, потому что совершенно новые лица. Дай бог им здоровья, среди них есть очень много талантливых интересных, и мужчин, и женщин.

К. ЛАРИНА Вы смотрели спектакль "Ревизор", который сделал Валера Фокин, такой мейерхольдовский спектакль? Как он вам?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Я сам когда-то играл Хлестакова в спектакле Г.А. Товстоногова "Ревизор". Такой спектакль, как у Фокина, имеет право на существование, талантливый спектакль. Но мне интереснее смотреть не лобовое столкновение, допустим, абсолютно наглого человека, выдающего себя за ревизора или за какое-то значительное лицо, мне значительно интереснее смотреть столкновение человека, который не понимает, что его принимают за ревизора, и считает, что вокруг хорошие люди, которые дают ему деньги, поят его, даже дочерей своих подсовывают. И люди, которые, глядя на эту пустышку, ничем не напоминающего ревизора, трясутся от ужаса, твердо зная, что это ревизор. Вот коллизия Гоголя. Почему они трясутся от ужаса? Потому что мы живем в такой стране, жили и продолжаем жить в стране, в которой все диктует страх. Страх, не дай бог не то сказать, страх, уже наш, обывательский, что тебя разоблачат, твое воровство, твою коррупцию, твое мздоимство, страх, что выплывут твои грешки, что тебя сошлют в Сибирь, снимут с должности, лишат партбилета, мало ли чего. Страх руководит страной, и этот страх в глазах этих боящихся людей превращает пустышку и идиота, в общем-то, в значительное лицо. "Ух, как он ловко притворяется", - думают они. А он не притворяется, он такой и есть, без царя в голове. Вот эта коллизия мне интереснее, чем та коллизия, которую дал Фокин. Хотя там все сделано очень талантливо, играют талантливые очень хорошие актеры. И Хлестакова

К. ЛАРИНА Девотченко замечательный парень.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Так, как Девотченко, легче играть, там определеннее рисунок, он такой аферист. А Хлестаков не аферист, он такой же, каким был и я, когда мне было, допустим, 17 лет. Верящий, хороший человек. Через три акта к нему приходят и принимают за какого-то другого человека. Три акта потребовалось, хотя все ясно с самого начала. В такой стране живем. Недаром Пушкин сказал, после того, как прочел "Ревизора": "Как грустна наша Россия".

К. ЛАРИНА Скажите, пожалуйста, Олег Валерьянович, ведете ли вы политические споры со своими друзьями, партнерами, коллегами?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Дал себе зарок не вести. Потому что никакого смысла эти политические споры не имеют. Как ты ни говори, а только надрываешь себе пуп, теряешь здоровье, попадаешь в больницу, а смысла в этом никакого нет. У меня есть точка зрения на различные наши внутренние и внешнеполитические шаги, но это моя личная точка зрения.

К. ЛАРИНА То есть ваше мнение о человеке не меняется в зависимости от того, как вы оцениваете его поступок в публичной жизни?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Нет, постепенно может измениться. Чем больше я узнаю о Сталине, например, тем отношение к нему становится хуже трудно сказать, потому что две несоизмеримые величины - Сталин и я, но картина становится значительно яснее, что это за личность и какой вред он принес, не только материальный, нашей стране. Не только по внедрению страха, о котором я говорил, в наши души, который до сих пор на генетическом уровне живет в нас. В вас и во мне, не дай бог не то что-нибудь сказать. Вот этого не должно быть в нормальной стране.

К. ЛАРИНА А не кажется ли вам, что сейчас отношение к Сталину, наоборот, смягчается?

О. БАСИЛАШВИЛИ - И мне кажется, что стараниями СМИ идет такая проработка слушателей, зрителей, читателей.

К. ЛАРИНА Почему СМИ это делают?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Потому что и по радио, на телевидении, в газетах я читаю статьи, в которых фигура Сталина не то, что бы облагораживается, нет, но в этих статьях воспитывается некое уважение и такое отношение с улыбкой к Иосифу Виссарионовичу. Я не думаю, что ФРГ так экономически возвысилась бы и не приобрела бы такое место в мире, которое она сейчас имеет, если бы с культом Гитлера, (а там был культ), с культом нацистской партии, Геббельса и всех прочих, не было бы раз и навсегда покончено. Ведь раз в году в Германии есть День покаяния, они становятся на колени и каются, просят прощение и у всего мира, и у своих же соотечественников за те преступления, которые совершила Германия по отношению к ним. У нас этого, к сожалению, нет. Вот пока мы не покаемся

К. ЛАРИНА Не будет этого.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Значит, ничего у нас и не получится. Значит, мы будем продолжать жизнь в той самой стране, которую называл Лермонтов, к сожалению, "немытой Россией". Но я думаю, что это не так.

К. ЛАРИНА У нас очень мало таких штучных людей, сейчас вновь в моду вошел некий коллективизм, и в политике, и как мне кажется, в искусстве тоже, поэтому мне очень радостно, что в Санкт-Петербурге существует такой человек, как Алексей Герман, например, который может жить отдельно и который может сказать вещи, не очень популярные и не очень модные сегодня. Я просто вспоминаю, мы заговорили про Сталина, про эту сталинскую неделю, он опубликовал открытое письмо в "Известиях". Вы читали?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Да.

К. ЛАРИНА - Как вы думаете, в сегодняшнем мире, в сегодняшней России эти голоса могут быть услышаны? Ваши, Германа еще кого-то?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Они услышаны, но, даже, слушая ваше "Эхо Москвы", когда вы проводите интерактивные опросы, всегда получается 60х40. Причем аудитория, слушающая вас, в общем-то, демократически настроенная, и даже в вашей демократически настроенной аудитории 60%, будем так говорить, настроены просталински, 40% - меньшинство - настроено подлинно либерально-демократически, большинство антидемократически.

К. ЛАРИНА - И растет.

О. БАСИЛАШВИЛИ - И растет. Так что модель общества такова и есть. Я думаю, что многие действия нашего уважаемого президента продиктованы именно этим обстоятельством.

К. ЛАРИНА Последний вопрос, как вам кажется, общественное мнение должно влиять на политические решения?

О. БАСИЛАШВИЛИ - Наша задача с вами, чтобы общественное мнение было в стране, его пока нет, подлинного общественного мнения. Все эти демонстрации, митинги устраиваются либо сверху, либо сбоку, но не по инициативе гражданского общества. У нас пока гражданское общество в зачатке, а оно и должно диктовать политику. Почему Буш начал войну в Ираке потому что после 11-го сентября американцы это была единая нация, которая желала покончить с терроризмом, что и позволило Бушу ввести свои войска в Ирак. Это такой частный пример. Там есть гражданское общество, а у нас, его пока нет. И задача актеров, работников радио, телевидения, кино и так далее пытаться сплотить это общество одной какой-то идеей. Я думаю, что эта идея должна быть нравственной идеей, ибо только культура, которая замешана на нравственности, может склеить отдельные индивидуумы и превратить их в народ, а не в массу людей. Как говорил Пьер Безухов в "Войне и мире", который приехал с какого-то земского собрания и там один человек сказал очень интересную вещь. "А что он сказал?", - спрашивает Наташа. Он сказал, что раз большинство плохих людей умеют соединяться вместе и представлять собой силу, значит, и хорошие люди должны сделать то же самое. Ведь как просто. И вот до сих пор нам не удается хороших людей сплотить вместе, взять пример того же "Яблока" и СПС, казалось бы, что их там разделяет. Как сказал один умный человек - демократы берутся за руки только в том случае, когда их ведут на расстрел.

К. ЛАРИНА Вот на этой оптимистической ноте мы и завершим нашу сегодняшнюю творческую встречу с Олегом Басилашвили. Я желаю вам здоровья, удачи, успехов. А про "Костюмер" мы ни слова не сказали. Спектакль "Костюмер" - это последняя по времени премьера, в которой играет Олег Валерьянович, я надеюсь, что мы эту работу в Москве тоже увидим.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Мы должны приехать, это спектакль БДТ, мы приедем в Москву, и будем играть в Малом театре. Когда точно, я пока не могу сказать. Должен сказать, что последние 3-4 спектакля внушают мне гордый оптимизм. Мне кажется, что начинает вылупливаться та самая идея, которую Харвуд вложил в эту историю.

К. ЛАРИНА Вот на этой оптимистической ноте мы закончим нашу встречу. Спасибо.

О. БАСИЛАШВИЛИ - Я вам тоже желаю всего доброго, я понимаю, как вы трудно работаете, всего самого-самого доброго.