Купить мерч «Эха»:

Музей А.С.Пушкина. Пушкин и деньги - Наталья Михайлова , Елена Усова - Музейные палаты - 2009-06-07

07.06.2009
Музей А.С.Пушкина. Пушкин и деньги - Наталья Михайлова , Елена Усова - Музейные палаты - 2009-06-07 Скачать

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Добрый день, в эфире Татьяна Пелипейко, и я с большущим удовольствием приветствую в нашем музее представителей музея Александра Сергеевича Пушкина. Итак, сегодня у нас в гостях Наталья Михайлова, заместитель директора по научной работе – Наталья Ивановна, добрый день!

Н.МИХАЙЛОВА: Добрый день, я приветствую Вас и ваших, и наших слушателей.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: И Елена Усова, главный хранитель музея. Елена Александрова…

Е.УСОВА: Здравствуйте, спасибо Вам за приглашение.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну, приглашение обусловлено и датой, и теми новостями, которые произошли в самом музее, в котором открылись две новых выставки. Какие выставки открылись у Вас к пушкинскому дню?

Н.МИХАЙЛОВА: Ну, наверное, сначала Елена Александровна расскажет о выставке «Моя родословная». Дело все в том, что выставка была приурочена не только к 210-й годовщине со дня рождения Пушкина, но и к первому всемирному съезду потомков Пушкина. Елена Александровна, пожалуйста.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Да, вот всемирный съезд потомков… Первый действительно, никогда такого не было?

Е.УСОВА: Вы знаете, что, он называется первый съезд, первый всемирный съезд потомков Пушкина, и действительно, он первый. Но здесь нужно вспомнить и о том, что почти все юбилеи поэта, которые нам известны, и очень давние юбилеи поэты, были сопряжены с приглашением потомков в честь праздника, посвященного дню рождения их пращура. Здесь можно углубиться и вспомнить 1880-й год, время открытия памятника поэту – это был первый всенародный праздник – на котором присутствовали все четверо детей Пушкина. А далее, 1899 год, когда московский городской голова, господин Голицын пригласил на чествование юбилея Пушкина всех живущих тогда в Москве и детей, и внуков Пушкина. Но естественно, семья эта сильно разрастается, и к нашему времени, к сегодняшнему дню, к 210-й годовщине со дня рождения Пушкина, приехали в Москву почти 90 его потомков. Вот такая большая семья…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: И наверное, из разных мест.

Е.УСОВА: Ну конечно же – из России из разных мест, мы знаем отдаленные уголки, допустим, Иркутска, где проживают потомки поэта, архангельцы… к сожалению, не приехали, но мы знаем там достаточно такой, разросшийся куст потомков поэта. И заграничные потомки, их тоже очень немало – это Бельгия и Нью-Йорк, и Швейцария. Франция, конечно же, Париж. Вот, так что мы были рады их встретить. Они пришли к нам в квартиру Пушкина на Арбате, и, как мы вчера с Натальей Ивановной обратили внимание, им не хватило места в большой гостиной, в которой началась семейная жизнь Пушкина.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну, тогда семейная жизнь начиналась не в таком количестве членов семьи, разумеется.

Н.МИХАЙЛОВА: А про выставку.

Е.УСОВА: Да, конечно.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: И выставка о родословной.

Е.УСОВА: И про выставку я хочу рассказать.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Мы подробно расскажем, но пока, вот, обозначим эти темы, конечно, да.

Е.УСОВА: Мне рассказывать про выставку, да?

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Два слова, потому что мы еще должны будем напомнить о второй выставке и задать вопросы слушателям.

Е.УСОВА: Да, конечно. «Моя родословная» - выставка, которая была специально подготовлена к первому всемирному съезду потомков Пушкина. В ней собраны мемориальные предметы, личные вещи Пушкина, документы архивные, которые связаны с темой родословия, геральдические документы, межевые документы, хозяйственные документы, имущественные документы и автографы, что самое главное, и что, может быть, самое трогательное – автографы самого Пушкина. Я, может быть, позже об этом еще скажу. Автографы Василия Львовича, который у нас на выставке представлен не столько как парнасский отец поэта, любимый герой Натальи Ивановны, а скорее как человек в семье поэта, который наиболее активно занимался родословием. Который готовил в геральдическое ведомство, ведомство герольдии при правительственном сенате, готовил документы своего родословия рода Пушкина.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Кстати говоря, интересен герб, и я скажу сразу слушателям нашим, что среди иллюстраций, которые мы поместили на сайт, там, где будет в дальнейшем расшифровка нашего разговора, вот, фотография герба – такого вот, того рельефного большого герба, который Вы представили на выставке. Наталья Ивановна, а вторая выставка, которая открылась у Вас – это..?

Н.МИХАЙЛОВА: А вторая выставка называется «Деньги, Пушкин, деньги». Я должна сказать, что мы не думали приурочить эту выставку к мировому экономическому кризису, она задумана была давно, но нам…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: (смеется) Тем более, что к Пушкину это, по-моему, подходило на всех этапах его жизни, проблема.

Н.МИХАЙЛОВА: Конечно, да, конечно.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: «Деньги, Пушкин, деньги» - действительно, помимо знаменитой фразы о том, что вдохновение не продается, а вот с рукописью можно поступить иначе, да, были и многие другие проблемы в жизни и Пушкина, и его семьи, и может быть, даже его рода, и об этом мы тоже подробнее поговорим в сегодняшней передаче. Но действительно, мы обещали задать вам вопросы и объявить вам призы. Ну, призы для начала, чтобы вы знали, за что бороться. Во-первых, это новое издание родословной Пушкина, в виде схемы – вот такая папочка, большая схема, которая охватывает несколько поколений в одну и в другую сторону, по восходящей и по нисходящей линии. Я так понимаю, что это, вот, последняя редакция этого периода.

Е.УСОВА: Это последняя и вторая редакция.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Последняя по счету, разумеется. Недавняя.

Е.УСОВА: Последняя по счету в нашем музее, это второе издание.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: И разумеется, там же есть и тексты, которые, вот, я сама вчера с удовольствием читала, как только это мне попало в руки. Итак, вот она, родословная Пушкина. Далее. Путеводитель «Пушкинский музей, Россия и зарубежье». Я не помню, была ли когда-нибудь такая вот полная книжка.

Н.МИХАЙЛОВА: Нет, это издание предпринято впервые.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Впервые предпринято издание, которое охватывает как Россию – т.е. Московский регион, Санкт-Петербургский, Тверская область, Оренбургский край имеет свой музей, и, естественно, Нижегородский край тоже.

Е.УСОВА: Вот на сегодняшний день существует сообщество Пушкинских музеев, каждый музей ежегодно Пушкинский выбирается быть руководителем его. И вот как раз мы предприняли издание, куда включили все музеи, входящие в Пушкинское сообщество.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Включая зарубежье. Включая зарубежье – это несколько, я смотрю, музеев на Украине здесь.

Е.УСОВА: Да, да, да. Да, если… Совершенно верно.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Также Литва, и также Словакия, вот здесь вот, именно музеев Пушкина существует довольно много, и даже не только, вот, в прежней территории Советского Союза, но и за его пределами. Вот это издание вам также сегодня предлагается. И наконец, альманах «Новая Пушкинская премия», тоже издание совсем свеженькое, оно охватывает лауреатов этой премии с 2005 по 2009 год, два лауреата были каждый год, так что, соответственно, два автора за каждый год, среди которых, в частности, у нас в этом альманахе есть и Юрий Кублановский, и Глеб Горбовский…

Н.МИХАЙЛОВА: И замечательный пушкинист…

Е.УСОВА: Сергей Григорьевич…

Н.МИХАЙЛОВА: …Сергей Бочаров.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Да, да, да. Сергей Бочаров – собственно, им, вот, открывается просто-напросто этот альманах, его также можно получить, дав правильный ответ на вопрос. Вопрос связан с темой нашего сегодняшнего разговора и одной из выставок. Скажите-ка, пожалуйста… Вот Пушкин, как известно, я думаю, всем, даже из школьной программы, закончив обучение в лицее, начал работать в коллегии иностранных дел. Какое же ему было назначено жалование?

Е.УСОВА: Переводчиком. Начал работать переводчиком.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Да, да, да. Итак, жалование Пушкина в коллегии иностранных дел, назначенное ему сразу после поступления туда после окончания лицея. Ну, тогда было принято говорить в год сумму, так что, соответственно, из этого и исходите. Мы принимаем ваши ответы в виде смс-ок. Только не проговоритесь, пожалуйста, теперь эту цифру, пока нам не дадут ответы.

Е.УСОВА: А пока идет… Можно мне добавить?

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Конечно.

Е.УСОВА: Пока идет борьба за наши призы среди слушателей «Эхо Москвы», я бы хотела добавить несколько слов к первому изданию, «Моя родословная». Автор этого издания – сотрудник музея Ольга Владимировна Рыкова, кандидат исторических наук, которая возглавляет единственный в мире на сегодняшний день генеалогический кабинет, находящийся в нашем музее. Может быть, это прибавит какой-то остроты к борьбе.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну и самое главное, что это действительно интересно, и очень наглядно это показывает те линии… ну может быть, в дальнейшем, в следующих изданиях, они будут и продолжены, да, до самых юных представителей Пушкинского рода.

Е.УСОВА: Ну, это непросто, потому что, Вы обратите…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Я понимаю, что это непросто – их много.

Е.УСОВА: Обратите внимание, эта схема сопровождена изобразительным рядом. Мы постараюсь к каждому имени дать либо живописное, имеющееся на сегодняшний день, графическое, либо фотографическое изображение. А не все потомки, охваченные нами ныне… т.е. не ко всем потомкам, которых мы знаем на сегодня, мы имеем изображения.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну, с нынешними-то все-таки проще.

Е.УСОВА: Проще, конечно.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Проще их добыть.

Е.УСОВА: Мы вот как раз, когда сегодня… вот, встречали их в этот раз, мы просили их прислать в музей фотографии.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: А надо было их прямо на месте…

Е.УСОВА: Чтобы у нас не было больше проблем.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Их надо было на месте прямо отфотографировать, тех, кто приехал.

Е.УСОВА: Ну, это само собой. Но это групповые, а так все-таки портретные должны быть.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Да, конечно. Вот, итак, «Моя родословная», и вот кстати говоря, очень любопытный герб, который достаточно сложен все-таки. И который содержит даже на щите несколько интересных изображений – там и изображение орла, и изображение руки, которая держит меч, и наконец, на подушке там корона – это корона какая, княжеская?

Е.УСОВА: Дворянская.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Дворянская.

Е.УСОВА: Да, да, да. Вы знаете, я хочу, вот, к разговору о гербе сказать следующее. Что Павлом I был выпущен, издан приказ о том, чтобы дворяне подали информацию, подали сведения о своих родах. Это началась как раз кампания при царствовании императора Павла I. И именно Василий Львович подал, как я уже сказала недавно, вот, в герольдию при правительственном Сенате сведения о роде Пушкина. И как раз, помимо сведений, подтвержденных даже свидетелями, должно… должен был быть подан и герб, рисованный художником. И герб должен быть сочинен самими представителями рода. Этот герб был выполнен неизвестным художником, и оригинал этого герба хранится в Петербурге во Всероссийском музее Пушкина. Напечатан впервые он был в общем гербовнике в томе 5 на странице 18. И, кстати, на выставке мы представляем еще один любопытный герб – из семьи тоже Пушкиных, но другой ветви немного Пушкиных, которые вели свое происхождение от старшего сына Григория Пушки Александра – это некто Никита Изотович. Его портрет тоже представлен на выставке, это предок поэта по боковой линии, портрет из собрания Всероссийского музея Пушкина в Санкт-Петербурге. И в этой семье Никиты Изотовича Пушкина тоже хранился герб, выполненный рукой неизвестного художника, и несколько отличающийся по атрибутам от того герба, который, вот, Вы показали нашим… Вашим слушателям.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну, это Вы нам его показали, прежде всего.

Е.УСОВА: Кстати говоря, тот, который показан, да, на сайте – вот, Вы сказали, «рельефный» - я бы хотела добавить к нему, что действительно, эффектное произведение, это подарок нашему музею из мэрии Москвы в 2004 году. Экспонат-подарок.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Итак, это одна выставка, которую можно найти в так называемом библиотечном зале сразу на первом этаже. А вторая большущая выставка, вот, в нижних залах – «Деньги, Пушкин, деньги» - и Наталья Ивановна, деньги – действительно, вот, пушкинская проблема. Знаете, что меня поразило: вот, почти при входе, когда начинаются документы, связанные с родом Пушкина – именно финансовые документы семьи Пушкина – я читаю… Вы знаете, ну вот все, что угодно там, да, вот, то что знаешь, как пытался он эту бронзовую статую продать, какие там были долги, заложенное имение, там, все… И вдруг там бумага: какое-то отношение от простого крестьянина, Кузнецова, что ли, или что-то в этом роде, который просит взыскать с Сергея Львовича Пушкина, т.е. с отца поэта, взыскать долг за какие-то поставки в размере…

Н.МИХАЙЛОВА: Не за какие-то поставки, а за мыло и свечи.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Мыло и свечи. В размере 100 с чем-то рублей с копейками. И вот на фоне всех прочих больших долгов вот даже это… Совсем была тяжелая ситуация у семьи?

Н.МИХАЙЛОВА: Ну, к сожалению… к сожалению, в семье Пушкиных не умели вести хозяйство, но любили поэзию. И эти черты унаследовали и великий Пушкин. Если говорить об отношении Пушкина к этой проблеме, то конечно, можно перечитать его письма, где он взывает к друзьям: «Денег, ради бога, денег! Денег или удавиться!» Но в то же время меня привлекло суждение Пушкина, высказанное им в письме к жене Наталье Николаевне. Он ей писал так: «Я деньги мало люблю, но уважаю в них единственный способ благопристойной независимости». И когда мы затевали эту выставку, обдумывали, что же мы будем показывать нашим посетителям, о чем мы будем рассказывать, то мы определили тему этой выставки так: мы рассказываем о ценах и ценностях. Мы говорим о деньгах как части повседневности, с которой был связан Пушкин и его современники ежедневно. Нужно было покупать еду, одежду, тратить время на развлечения, на дом, на дорогу, как же без этого?

Е.УСОВА: Конечно.

Н.МИХАЙЛОВА: Это очень важно. Но с другой стороны, мы рассказываем и о деньгах, которые явились темой художественного и философского осмысления Пушкина в его произведениях. «Все мое, сказало злато, все мое, сказал булат, все куплю, сказало злато, все возьму, сказал булат». И здесь мы рассказываем о разных произведениях, в которых по-разному решается эта тема. Ну, например, шутливое решение темы… насущной жизненной темы: «У Клариссы денег мало, ты богат, иди к венцу. И богатство ей пристало, и рога тебе к лицу». Ну, казалось бы, вот такие неравные браки, и мы понимаем, что этот богатый муж, он будет рогоносцем, он будет обманут бедной невестой, как только она выйдет замуж – это тема эпиграмм русских и французских, но эта тема и обсуждений. Когда заключались браки – конечно, они совершаются и заключаются на небесах, но тем не менее, имущественное положение тех, кто вступал в брак, оно обсуждалось. И Василий Львович, сегодня уже для меня очень приятно, что он не раз был упомянут, Василий Львович писал: «Денис Давыдов женится на Чирковой, она мила, и у нее тысяча душ». Вот это было важно. Ну а когда Пушкин женился, то ведь не будем забывать о том, что до женитьбы, кроме того жалования – ответ на этот вопрос, я надеюсь, мы получим, конечно…

Е.УСОВА:

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Мы получим, только Вы… Вы не назовите… не проболтайтесь.

Н.МИХАЙЛОВА: Я не проговорюсь. Вот у Пушкина не было до женитьбы своего имения и своих крестьян. И только перед женитьбой отец выделил ему Кистеневку, находящуюся недалеко от Болдино, и двести душ. И Пушкин вынужден был заложить их в опекунский совет…

Е.УСОВА:

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Т.е. моментально?

Н.МИХАЙЛОВА: Моментально, потому что у невесты тоже не было денег. И 11 тысяч из этих 40, которые он получил, он должен был отдать на приданое Натальи Николаевны и шутил по этому поводу, что жениться… «взять жену без состояния он в состоянии». Так вот, вернемся к произведениям Пушкина. Конечно же, это и «Станционный смотритель»… «Станционный смотритель» - пронзительная повесть о несчастной судьбе Самсона Вырина, который погибает оттого, что не может поверить в счастье своей дочери. Мальчишка рассказывает о том, как она приезжала на могилу старого смотрителя, и вспоминает о ней потому, что она дала ему пятак серебром – «славная барыня». И тронутый его рассказом, титулярный советник – а он рассказывает эту повесть – он завершает его так: «И я дал мальчишке пятачок, и не жалел уже о напрасной поездке, ни о 7 рублях, мною издержанных». Конечно же, это и «Борис Годунов», это знаменитая сцена с копеечкой, и вот, эту копеечку нам на выставку прислали наши друзья, наши коллеги из Церковно-епархиального музея Самары. Конечно же…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Т.е. именно того периода копеечка?

Е.УСОВА: Самая настоящая копеечка.

Н.МИХАЙЛОВА: Именно та копеечка, самая настоящая копеечка времен Бориса Годунова.

Е.УСОВА: Малюсенькая копеечка.

Н.МИХАЙЛОВА: Но надо сказать, что на выставке вообще много денег. И ассигнации, и серебряные деньги, и медные деньги – все это есть.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Да, вот кое-что мы тут показали на сайте – ассигнации, кстати, достаточно любопытные того времени, потому что они буквально такие вот, рукописные, во-первых, ну, или частью печатные, частью рукописные финансовые бумаги…

Н.МИХАЙЛОВА: Многие, ну, и вот, на сайте мы видим кошельки…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: И конечно, мощные такие монеты.

Н.МИХАЙЛОВА: …да, мощные медяки. Мы видим с Вами и портмоне здесь, и бисерные дамские кошелечки, и мужские портмоне. Но я повторяю, что нам хотелось показать этот быт, показать… Недавно мы приобрели возок, и вот этот возок мы показываем. «Долго ль мне гулять на свете, то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком?» Возок мы показываем, и очень много сведений из «Московских ведомостей», «Санкт-Петербургских ведомостей» - это объявления о продаже. «Продается четырехместная карета, 3500 рублей».

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Т.е. вот это как раз нам позволяет понять в какой-то мере уровень цен, просто говоря.

Н.МИХАЙЛОВА: Уровень цен… когда мы дали таблицу денежных знаков пушкинского времени, но надо сказать, что эти цены, их трудно соотнести с сегодняшним временем. Потому что, скажем, 80 копеек стоило проехать из центра Петербурга до Коломны. Но 80 копеек составляло дневное жалование мелкого чиновника. Бутылка шампанского Клико или Моэта… ну, самое дорогое шампанское – это вино кометы, т.е. шампанское 1811 года, когда на небе появилась яркая комета. Так вот, бутылка шампанского стоила 12 рублей.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Одновременно с этим у Вас же там дано, что ящик хорошего, как написано, хорошего, отменного вина – по-моему, дюжина за 35 рублей тех же.

Н.МИХАЙЛОВА: Значит, дело все в том, что Жихарев, приятель Пушкина по Арзамасу, он пишет в своем дневнике, что вот он купил, действительно, ящик Цимлянского по 40 копеек за бутылку. Но Цимлянское – это более дешевое вино, конечно, намного более дешевое. В начале XIX века, есть такие сведения, крепостную девку покупали за 8 рублей. Ну а цена за душу…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну, это не дешево.

Н.МИХАЙЛОВА: Ну, это было не дешево, ну а цена за душу, она колебалась от 80 до 1000 рублей. Очень дорого ценились повара. Хороший повар, за него платили много.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Но мы помним даже, собственно говоря, у Гоголя, в «Мертвых душах», когда у некоторых своих контрагентов Чичиков пытается купить души, ему начинают объяснять: «Да ведь этот же, он был такой замечательный плотник, там, или кто-то еще…»

Н.МИХАЙЛОВА: Конечно, конечно.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: «Ты что говоришь, он же помер, он же мертвый!»

Е.УСОВА: Наталья Ивановна, можно, я подхвачу?

Н.МИХАЙЛОВА: Да, конечно.

Е.УСОВА: Я очень внимательно Вас слушаю, и вдруг поняла, насколько тесно связаны наши выставки, казалось бы, такие разные. Мы работали параллельно с Натальей Ивановной, разными группами, и как сейчас говорят, на разных площадках, и вдруг я уже провела, идя сюда на эфир, ниточку между нашими выставками, сейчас, чуть позже скажу, в чем она заключается, вот эта… эта связь. Но у нас одни и те же герои, одни и те же проблемы. Говорить о венчальном обряде – а на нашей выставке представлены документы из Центрального исторического архива Москвы о венчании Василия Львовича Пушкина на Капитолине Вышеславцевой.

Н.МИХАЙЛОВА: Ой, это была печальная история.

Е.УСОВА: Ой, ну не надо, не надо, пожалуйста, без слез.

Н.МИХАЙЛОВА: Печальная история. Печальная история.

Е.УСОВА: Более того, у нас есть тоже документы из Центрального исторического архива Москвы о венчании Пушкина в церкви Большого Вознесения. И документ…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: А о крещении?

Е.УСОВА: Ну, о крещении здесь…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Он же москвич у нас.

Е.УСОВА: За этим не стоит уже тема приданого - то, о чем говорила Наталья Ивановна.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Да, да, да.

Е.УСОВА: И еще один документ, который все-таки связан с экономическими вопросами пушкинского времени – это вопрос о найме им дома. Дом на Арбате, где началась его семейная жизнь. И вот в этом документе как раз – это маклерская книга маклера Хлебникова – есть автограф самого поэта.

Н.МИХАЙЛОВА: И обозначена цена.

Е.УСОВА: И обозначена цена, совершенно верно.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Сколько? Сколько за это дом?

Н.МИХАЙЛОВА: Я помню: 2000 рублей на полгода.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Это 2000 рублей на полгода.

Е.УСОВА: На полгода.

Н.МИХАЙЛОВА: Ну, это с мебелью…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну что, скоро мы… Это с мебелью и со всем, но…

Е.УСОВА: Да.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: …но тем не менее, мы скоро, я думаю, сможем…

Е.УСОВА: И только второй этаж этого дома.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: …буквально после новостей объявить не только результаты нашей викторины сегодняшней, но и наконец дать этот ответ. И вот тогда сопоставить это с ценой дома, который нанимает Пушкин, и с его жалованием, которое было ему назначено… ну хорошо, несколько раньше…

Е.УСОВА: Да, там прошло 20 лет.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: …как называется… как молодому выпускнику тогда, да? Но тем не менее.

Е.УСОВА: И я, с Вашего позволения, все-таки назову соединяющую нас цитату, я бы сказала даже. Цитата, которая соединяет наши выставки. Пушкин, да, Наталья Ивановна сказала, не любил денег и не мог оставить после себя денег своим внукам. Но он оставил имя и об этом писал. Бескорыстная мысль о том, что «внуки могут уважены быть за имя, нами им переданное, есть благороднейшая надежда сердца человеческого». Вот, мне кажется, это объединяющая фраза.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Мы подхватим эту тему через пять минут примерно, после новостей.

НОВОСТИ

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Продолжаем разговор на тему «Пушкин, его родословная и его деньги», две выставки, две новых выставки в музее Александра Сергеевича Пушкина. Наши гости сегодня: Наталья Михайлова, зам директора по научной работе, и Елена Усова, главный хранитель музея. Но мы вам задавали вопрос. И наконец, мы уже дадим на него ответ, чтобы не держать себя за язык и чтобы спокойно рассуждать на эту тему пушкинских финансов, в том числе и в этом плане. И мы спрашивали о том, какое же жалование ему было положено в коллегии иностранных дел, когда Пушкин поступил туда после окончания лицея? Итак, ну что? Выдаем эту информацию?

Е.УСОВА: А наши слушатели не…?

Н.МИХАЙЛОВА: Так а слушатели не откликнулись?

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Слушатели откликнулись в большом количестве.

Н.МИХАЙЛОВА: Ну так тогда давайте.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Не все откликнулись верно…

Н.МИХАЙЛОВА: …послушаем слушателей?

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Нет, мы уже приняли этот ответ прямо в компьютере в виде смсок.

Н.МИХАЙЛОВА: И ответ правильный?

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Немало правильных ответов, но много было ответов, я бы сказала, слишком оптимистичных. Потому что правильный ответ – это 700 рублей в год. Это как, 700 рублей, ассигнациями тогда считали?

Н.МИХАЙЛОВА: Да, да.

Е.УСОВА: Ассигнациями, да.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: А большая разница была между одной и той же суммой ассигнациями и золотом или серебром?

Н.МИХАЙЛОВА: Большая.

Е.УСОВА: Значительная.

Н.МИХАЙЛОВА: Значительная. Я затрудняюсь ответить на этот вопрос…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Нет, а в чем, собственно, получалась разница-то? Ведь вроде бы деньги и деньги? Написано…

Н.МИХАЙЛОВА: Ну, золото и серебро все-таки…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну в реальном хождении…

Н.МИХАЙЛОВА: Ну, бумажные ассигнации – это другое.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Т.е. за одно и тоже что-нибудь можно было заплатить…

Е.УСОВА: Совершенно справедливо.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: …меньше, если ты платишь золотом, и больше, если ассигнациями?

Е.УСОВА: Естественно.

Н.МИХАЙЛОВА: Больше. Конечно.

Е.УСОВА: Если ты платишь бумажками.

Н.МИХАЙЛОВА: Если ты платишь ассигнациями.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Т.е. не очень еще верили все-таки, получается, психологически, хотя деньги…

Н.МИХАЙЛОВА: Ну так и кого же мы награждаем?

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Мы награждаем следующих наших участников. (перечисление победителей). Ну вот Вы знаете, среди высказываемых гипотез было, там, и 1200 рублей, и 2000, и даже некоторые писали, 5000 рублей.

Н.МИХАЙЛОВА: 5000 рублей Пушкин получал в конце жизни как придворный историограф.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Но это уже совсем другая история.

Н.МИХАЙЛОВА: Но приход не сходился с расходом, и я не могу не сказать… вот, Елена Александровна говорила об участии других музеев – это и Всероссийский музей Пушкина, и Михайловское участвовало на выставке, и архивы. В выставке «Деньги, Пушкин, деньги» приняли участие музеи Москвы, и мы благодарим и музеи Кремля, и Бахрушинский театральный музей – для нас все это было очень важно, но особую ценность, конечно же, для нас представляли архивные документы – это и архив Москвы, и архив древних актов. Я просто не могу не сказать нашим слушателям: на выставке им предоставлена уникальная возможность увидеть подлинное письмо Пушкина к брату Натальи Николаевны Дмитрию Николаевичу Гончарову. Письмо, в котором он просит 6 тысяч и пишет о том, что он боится, если его не станет, то жена его окажется на улице, а дети в нищете – эта мысль его гнетет. И здесь же экспонируется письмо Натальи Николаевны к брату Дмитрию Николаевичу – это подлинные письма. Мы пользуемся случаем, чтобы поблагодарить нашего друга, Светлану Романовну Долгову, которая помогла нам получить не только эти документы, но и другие ценнейшие документы, связанные с имущественным положением семьи Пушкина, и также очень любопытно посмотреть хозяйственные документы таких известных дворянских фамилий как Юсуповы и Голицыны. Мы узнаем, сколько они тратили на приобретение еды, там, на слесарные работы, 18 рублей за месяц надо было за платить на содержание дворового человека в больнице. Это любопытные очень документы…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну кстати говоря, если, вот, 700 пушкинских рублей разделить на то дорогое шампанское, которое Вы упоминали…

Н.МИХАЙЛОВА: Это немного, это, конечно…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: …то сколько ж ему выпить-то в год получается?

Н.МИХАЙЛОВА: Это, конечно же, немного. Но дело не в этом. Я просто хочу сказать о том, что мы ведь не всегда осознаем, когда Пушкина не стало, то в доме было всего 75 рублей наличных денег.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну там же есть документ, где перечислены долги.

Н.МИХАЙЛОВА: Это опека. Дело все в том, что Николай I после кончины Пушкина оплатил долги поэта, но его заимодавцы должны были предоставить документы – или расписки, или тетрадки. И вот когда вы читаете этот перечень, вы видите, что Пушкин был должен и хлебнику, и извозчику, и аптекарю, и конечно же…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Но это просто ведь текущие расходы. Это так резко оборваны, поэтому все, конечно, накапливается.

Н.МИХАЙЛОВА: Но дело все в том, что это были долги Пушкина… составили более 130 тысяч рублей. И конечно, это пронзительные документы. Но я хотела бы обратить внимание вот на что: вот у нас целый зал посвящен «Пиковой даме».

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Да, вот это отдельная история.

Н.МИХАЙЛОВА: «Пиковой даме». Это не просто отдельная история. Мы, когда… Казалось бы, ну что «Пиковая дама»? В основной экспозиции, рассказывающей о жизни и творчестве Пушкина, у нас есть зал «Пиковой дамы». Здесь «Пиковая дама» представлена в контексте выставки «Деньги, Пушкин, деньги». И мы рассматривали это произведение Пушкина – это вершина его прозы – как предупреждение Пушкина нашему XXI веку. «Деньги – вот чего алкала душа его». Герман сошел с ума. Причем здесь можно увидеть и так называемы адские рисунки Пушкина – черти, ведьмы, вот эта преисподняя. У него есть такие стихи: «Что козырь? – Черви. - Мне ходить. - Я бью. - Нельзя ли погодить? - Эй, смерть! Ты право сплутовала - Молчи! ты глуп и молоденек. Уж не тебе меня ловить».

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Сам Пушкин, вообще, много играл?

Н.МИХАЙЛОВА: Сам Пушкин много играл, он был страстным игроком, он говорил о том, что страсть к игре есть сильнейшая из страстей. И даже в черновиках «Онегина» есть такое, так называемое лирическое отступление, где Пушкин пишет о страсти к банку.

Е.УСОВА: Ой, можно сказать? Пожалуйста.

Н.МИХАЙЛОВА: Да, конечно, пожалуйста! Безусловно.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Елена Александровна Усова.

Е.УСОВА: Я хочу подхватить опять Вас, потому что император Николай I не только оплатил долги Пушкина, но он и определил мальчиков в пажи, девочек в институт, и назначил им пенсию до замужества. Это, может быть, тоже соотносится с той самой цитатой, о которой я говорила, что внуки могут… будут уважены за имя, нами ими переданное.

Н.МИХАЙЛОВА: Но продолжая Вас, Елена Александровна, я хотела бы сказать, что Пушкин завещал не только свое имя своим потомкам, но его потомки, так же, как и мы, являемся его наследниками. А наследуем мы его удивительное творчество. И мы наследуем не цены, а мы наследуем ценности, вернее, бесценности, которые заключены в его слове. Вот это для нас было самым важным, пожалуй.

Е.УСОВА: Безусловно, многие годы дети и внуки Пушкина, и следующее поколение, несли на себе отблеск славы своего пращура. Но я бы хотела еще заметить вот о чем: да, конечно, честное имя Пушкина – это что-то такое… то, что несоизмеримо совершенно ни с чем. И то, что нести, конечно, очень просто. Но я бы хотела отметить другую сторону вопроса, обратную, некую обратную связь, потому что дети и внуки поэта тоже много сделали для того, чтобы увековечить имя своего пращура. И Александр Александрович Пушкин сделал вклад в государственное хранилище, передал рукописи поэта, письма его. Григорий Александрович, внук, передал библиотеку поэта в государственное хранилище. И именно при их жизни, в конце XIX – начале ХХ века как раз и начала формироваться государственная мемориальная пушкиниана, благодаря усилиям его детей и внуков. Т.е. существовала вот эта обратная связь: внуки и правнуки тоже работали таким образом на сохранение имени Пушкина.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: А вот кстати говоря, как она, кстати, дальше существовала на этом переломе эпохе. Потому что как-то вот так советская музейная пушкиниана воспринимается через призму 37-го года – дата, конечно, такая, во всех отношениях впечатляющая.

Н.МИХАЙЛОВА: Ну почему же, наш музей был открыт для посетителей в 1961 году…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ваш позже, а вот в 20-е годы что было?

Н.МИХАЙЛОВА: И наш музей… прошу прощения, наш музей не случайно называют музеем даров, потому что значительная часть нашей коллекции, уникальные материалы, среди которых и прижизненные изображения Пушкина, и книжные раритеты, и предметы мебели, скульптура – это дары тех самых наследников Пушкина, тех, кто читает и почитает его гений, они несли самое ценное к нам в музей. Ну а когда мы говорим о наследниках Пушкина, то ведь среди них и выдающиеся ученые, и выдающиеся композиторы, писатели, поэты, и здесь можно называть очень много имен. Кто такой Петр Ильич Чайковский? Он наследник Пушкина. У нас вчера в день рождения Пушкина звучала опера Чайковского «Евгений Онегин». Ничего прекраснее этой оперы нет. Мы слушали музыку Чайковского, наследника Пушкина, и слова великого Пушкина.

Е.УСОВА: Наследника не по крови, а по духу, как заявил один из потомков.

Н.МИХАЙЛОВА: Совершенно верно. Не говоря уже о том, что Пушкин – ему также принадлежит это высказывание – что «личное достоинство он ставит выше родового достоинства». Это тоже очень важно. Самостояние человека – залог величия.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну хотя здесь есть, вот, некая такая иногда игра у него, как в стихотворении «Моя родословная», которая, кстати говоря, в этом буклете…

Е.УСОВА: «Я сам большой», да? Конечно.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Да.

Н.МИХАЙЛОВА: Да, «Я не богач, не царедворец, я сам большой»…

Е.УСОВА: «Я сам большой».

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Это когда он наоборот говорит, да, вот что такое аристократия вот эта знаменитая: «У нас нова рожденьем знатность, и чем новее, тем знатней».

Н.МИХАЙЛОВА: Ну, он говорит…

Е.УСОВА: Это полемические замечания…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Это, конечно, вот, к поздним титулам аристократическим определенное вот такое вот…

Н.МИХАЙЛОВА: Ну, видите ли, об этом очень много можно было бы говорить…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: …шпилька, я бы сказала.

Н.МИХАЙЛОВА: Потому что это связано еще с полемикой с Булгариным, который оскорбил Пушкина.

Е.УСОВА: И написано об этом много, да, в литературе.

Н.МИХАЙЛОВА: И написано об этом много. Но для двух выставок – «Моя родословная» и «Деньги, Пушкин, деньги», вот это признание Пушкина самостояния человека, оно для нас очень важно. «Я не богач, не царедворец, я сам большой». Вот этому посвящена наша выставка… наши выставки, и мы надеемся, что когда к нам придут наши посетители, они внимательно познакомятся с этими действительно уникальными материалами… Вот, сказали ли Вы, что личные вещи Пушкина пришли к нам из Петербурга…

Е.УСОВА: Да, я говорила.

Н.МИХАЙЛОВА: Это его жилет, его цилиндр, это все очень интересно. Документы, книги, предметы мебели, убранство – это все надо рассматривать и еще читать. Читать, вот…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Читать. Вот на самом деле, да…

Н.МИХАЙЛОВА: И еще читать.

Е.УСОВА: Я бы хотела добавить, что некоторые документы на выставке, к сожалению, будут находиться не весь срок ее экспонирования, а только первую неделю. И может быть, я создам некий ажиотаж для слушателей Вашей программы…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну уж, что делать?

Е.УСОВА: Но что делать, действительно, архивные документы не подлежат длительному экспонированию. Это хрупкие вещи, и поэтому… и документ, который Вы называли – это запись о рождении Пушкина в метрической книге церкви Богоявления в Елохове, и документы, связанные с Ганнибалом. Я не сказала еще, мы не затрагивали эту тему, ганнибальскую, но на выставке представлен документ из архива древних актов – это запись в посольском приказе о привозе ко двору Петра I «малых робят черных» - это те самые арапчата, среди которых был будущий «арап Петра Великого» Ибрагим Ганнибал, и этот документ относится к 1704 году. Трудно поверить, но он представлен в музее в оригинале. И собственно, автограф арапа Петра Великого тоже есть на нашей выставке. Под одним документом он подписался Абрам Петров. Кстати говоря, любопытная такая связь…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Именно Петров, кстати, да.

Е.УСОВА: …Пушкин тоже примеривал на себя, как он примеривал в рукописях карандашные зарисовки – в старости, в ганнибальском образе, так и подпись он примеривал на себя ганнибальскую, под стихотворением «Казак» - у нас эта рукопись представлена в воспроизведении, потому что я думаю, что Ваши слушатели знают, что рукописи подлинные пушкинские находятся в Пушкинском доме в Петербурге. Так вот, под стихотворением казак – это лицейского периода стихотворение – есть подпись под это: «А. Аннибал». Это любопытно, любопытно, как он себя осознавал. Тем более, что мы знаем, Пушкин учился в Царском селе в то время, когда на одном из прудов этого места стояла Морейская колонна, а на ней было написано: «Бригадиру Ганнибалу сдалась Наваринская крепость». Знаете, вот учиться в том месте, где уже увековечено имя твоего предка, наверное, тоже очень приподнимает.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: И одновременно с этим, вот, мы видим на выставке, особенно «Деньги, Пушкин, деньги», мы видим, фактически, вот, три линии: биографическую линию…

Е.УСОВА: Творческую линию.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Дальше… Творческую линию, и вот, наверное, экономическую.

Н.МИХАЙЛОВА: И контекст эпохи, я сказала бы так.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: И просто экономическую линию, контекст-то ведь не всякий, а именно все…

Н.МИХАЙЛОВА: Дело все в том… дело все в том, что, конечно, мы представили еще и экономические сочинения Адама Смита, Сэя, те книги, которые читал и Пушкин, и…

Е.УСОВА: Которые были в библиотеке его.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: И учебник карточной игры представили!

Н.МИХАЙЛОВА: Учебник карточной игры – ну конечно, здесь есть и книги о карточной игре. Это тоже любопытно и интересно. Так что приходите к нам, я думаю, что вам будет интересно.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: И напомню, наверное, что продлена у вас выставка, посвященная дворянскому интерьеру все той же пушкинской эпохи?

Е.УСОВА: Да, да.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Т.е. эти самые…

Е.УСОВА: Одновременно в нашем музее вы можете увидеть три выставки.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Комнатки, которые декорированы, каждая по функциональному назначению, по какому-то социальному уровню…

Е.УСОВА: Совершенно верно, есть комната бабушки, комната детишек. Комната девушки, барышни.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Т.е. по сути говоря, вот, действительно, картинка времени, она есть и в этих интерьерах, она есть и в этой истории экономики тогдашней, и она, конечно, есть…

Е.УСОВА: Т.е. она концептуальная, и она интерьерная…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: И она есть непосредственно…

Н.МИХАЙЛОВА: И она есть в основной экспозиции, которая рассказывает о Пушкине и его эпохе.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Экспозиция, которая рассказывает о Пушкине и его эпохе, и конечно же, вот эта новая выставка – с одной стороны, Вы знаете, она веселая: это Ваше «Деньги, Пушкин, деньги», с другой стороны, она…

Е.УСОВА: Ну как же?

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Да нет, ну там… То там влезает этот, там, на извозчика, то там эти самые, за сколько можно купить ящик такого вина или сякого вина. Просто любопытная, скажем. Потому что это далеко от нас, мы не соотносим вот эти 700 пушкинских рублей… да, мы можем абстрактно знать, что а вот, у семьи, там, 10 тысяч долгу – ну мало ли за что? В карты проиграли. В конце концов, вот в том самом зале, где у вас стоят эти карточные столики, карты, мелки в бисерной оплетке…

Н.МИХАЙЛОВА: Где идет карточная игра – дело все в том, что эту выставку нам помог озвучить народный артист России Борис Плотников.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Вот, я хотела спросить. Вот!

Н.МИХАЙЛОВА: И мы просили его записать на пленку крики разносчиков, тех, кто с лотков торговал – и игрушками, и журналами, и апельсинами, и чем только не торговали, и живой рыбой… Вот, но еще самое главное, о чем мы должны сказать: ведь эти выставки могут вызывать внимание наших посетителей еще и потому, что они имеют прекрасное художественное решение. Художником, автором художественной концепции двух выставок был наш давний друг – это художник Александр Никитич Конов, он заслуженный художник России, руководитель студии «Музей-дизайн», и мы очень благодарны ему за то, что он нашел очень интересное художественное решение и для выставки «Моя родословная», и для выставки «Деньги, Пушкин, деньги». Каждая из них имеет свое лицо, и в этом, действительно, изначально был такой замысел – эти выставки связаны друг с другом.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Наверное, у нас уже почти не хватит времени, но тема карт, тема игры, она там еще выделена, так сказать, в отдельное производство в виде истории разных знаменитых картежников той эпохи.

Н.МИХАЙЛОВА: Да, мы сочли нужным показать портреты тех людей, современников Пушкина…

Е.УСОВА: А лица какие! Обратите внимание.

Н.МИХАЙЛОВА: …страстных игроков, причем там и композитор Алябьев, там и баснописец Крылов, там и будущий декабрист…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Вот когда все выясняется!

Н.МИХАЙЛОВА: Конечно… …Волконский. А самое интересное, вот, обратите внимание, там в одной витрине висит миниатюрный портрет Марьи Григорьевны Разумовской, графини Разумовской – в первом браке она была за князем Голицыным, так вот Голицын проиграл ее Разумовскому в карты. И хотя…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: А как он мог это сделать? Нет, проиграть-то мог. Но юридически-то как это могло так решиться?

Н.МИХАЙЛОВА: А вот так это решилось, и более того, она была венчана потом с Разумовским, но в обществе долго не хотели признавать этот брак, и только вмешательство императора Александра, оно узаконило этот брак, потому что однажды на балу он обратился к ней «графиня». И все, уже все…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Т.е. по новому титулу?

Н.МИХАЙЛОВА: Да, уже по новому титулу, и все, этот брак был признан. Причем там очень интересные документы и тех, кто запрещал карточные игры. А власти, они не поддерживали азартные игры. Ведь были азартные игры и коммерческие. Вист – это коммерческая игра, а Фараон, Штосс - это азартная игра.

Е.УСОВА: Не требующая приложения интеллекта.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну вот видите, сколько всего вокруг Пушкина. И к сожалению, время наше уже истекает, поэтому я хочу поблагодарить наших гостей сегодняшних – это, напомню, Наталья Михайлова, заместитель директора музея Александра Сергеевича Пушкина по научной работе, и Елена Усова, главный хранитель этого музея. За всем остальным… Вы говорите, что действительно, документы сколько, неделю проведут только некоторые…?

Е.УСОВА: Отдельные документы.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Отдельные документы.

Е.УСОВА: Наиболее ценные. Да, к сожалению, будут изъяты.

Н.МИХАЙЛОВА: Спешите видеть.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну значит, наиболее любопытным из наших слушателей имеет смысл поторопиться и увидеть это. А вообще выставки будут работать?

Е.УСОВА: До 15 сентября – наша… «Моя родословная».

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Т.е. лето у нас… в целом, лето впереди?

Н.МИХАЙЛОВА: А «Деньги» будут работать до декабря.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну, т.е. время у нас есть, но чтобы увидеть все, надо спешить. Спасибо большое и удачи!

Н.МИХАЙЛОВА: Спасибо, удачи нашим слушателям!

Е.УСОВА: Спасибо!