Купить мерч «Эха»:

Музеи Кремля: колыбель Александра I - Алексей Левыкин - Музейные палаты - 2009-03-22

22.03.2009
Музеи Кремля: колыбель Александра I - Алексей Левыкин - Музейные палаты - 2009-03-22 Скачать

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Добрый день, 12 часов почти 14 минут в Москве. В «Музейных палатах» сегодня у нас Музеи Кремля, и я приветствую научного руководителя – Алексея Левыкина: здравствуйте.

А.ЛЕВЫКИН: Здравствуйте.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: У нас повод, надо сказать, немножко необычный для музейного, для Кремлёвского, во всяком случае, разговора. Я ещё не помню, чтобы среди экспонатов Музеев Кремля обсуждалась колыбель.

А.ЛЕВЫКИН: Ну, у нас музей вообще необычный по своему составу и по своей истории. Он очень серьёзно отличается от многих музеев нашей страны и мира вот именно своим неожиданным составом, который складывался на протяжении очень многих веков, и естественно туда попадали экспонаты вполне неожиданные и по своему исполнению, и по своей истории. В том числе вот эта вот стальная колыбелька императора Александра Первого, которая только что стала основной экспозицией Оружейной палаты.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Экспозицией. Основной экспозицией Оружейной палаты.

Но колыбелька, которая сделана из стали, это тоже, конечно, необычная вещь.

Я сразу скажу слушателям нашим, которые недалеко сейчас от компьютеров, что ну, кое-как хилой моей рукой сделанные фотографии есть у нас на сайте сегодняшней странички передачи «Музейные палаты», и это вам

чуть-чуть поможет в нашем разговоре. А остальные, конечно, смогут это посмотреть потом, те, кто нас сейчас слушают, может быть, вне дома.

Но маленький до этого момент: где ж такую стальную колыбельку сделали? Этот вопрос я бы хотела осветить прежде, чем зададим вопрос для наших слушателей сегодняшней викторины.

А.ЛЕВЫКИН: Ну, такую колыбельку могли сделать только в одном месте в России, и это место называется Тула.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Тула? Это оружейное место.

А.ЛЕВЫКИН: Да. И сделать её могли только оружейные мастера. Потому что в тот период это, так сказать, ну, наверное, главный центр обработки металла, чёрного металла в нашей стране – это главный оружейный центр. Ну, и в декоре данной колыбельки были использованы самые популярные и самые сложные в технике декора именно огнестрельного и холодного оружия, которым обладали тульские мастера.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Сейчас мы к этому подойдём подробнее. А сначала – только вопрос и призы.

Призы у нас с вами билеты для посещения выставки «Ювелирное искусство Индии в эпоху Великих Моголов», которая работает в Успенской звоннице Московского Кремля. И билеты на два лица, приглашения, ну которые заодно, конечно, просто дают возможность погулять по всей территории Кремля, вы можете получить, если ответите нам на такой вопрос. Внимание!

От какой даты ведёт свою историю тульское оружейное производство?

Правильно сформулировала?

А.ЛЕВЫКИН: Правильно.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Итак, откуда же они отсчитывают свою историю? Ну, дату, кто-то, если захочет, может уточнить, как сложилась эта дата. Ну, во всяком случае, дату нам, пожалуйста, дайте правильно sms-ками на наш телефон: +7 (985) 970-45-45. Билеты в Кремль, билеты на выставку в Успенской звоннице вас ожидают.

Итак, во-первых, почему в принципе возникла такая ситуация? Почему они стали делать эту самую детскую колыбель? Это всё-таки достаточно необычно.

А.ЛЕВЫКИН: Ну, вы знаете, да, давайте вернёмся ещё немножко к истории.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Да, давайте, только дату случайно не назовите.

А.ЛЕВЫКИН: Дату я не буду называть, я буду говорить, наверное, об истории самой колыбельки, потому что, как я уже сказал, она была сделана для Великого князя Александра Павловича, будущего императора Александра Первого.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: И действующего внука, что, наверное, тоже важно.

А.ЛЕВЫКИН: И действующего внука императрицы Екатерины Второй.

Родился он в 1777 году, а колыбелька была выполнена в 1779 году, так что тульские мастера в какой-то степени немножко опоздали и поэтому…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну, хотя она довольно большая. Годовалого, двухлетнего ребёнка качать его уже не надо.

А.ЛЕВЫКИН: Да. Так что, скорей всего, это был такой… Трудно сказать, почему опоздали: может быть, долго делали, может быть, какой-то закладывался в заказ особый смысл. Но мы, честно говоря, даже не знаем, чей это был заказ. Был ли это заказ самой Екатерины Второй для любимого внука, в котором она видела своего будущего наследника.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: То есть, символика определённая.

А.ЛЕВЫКИН: Либо это заказ кого-то из вельмож, либо это, может быть, сама идея тульских мастеров, которые славились не только своим умением делать оружие, и хорошо делать оружие, особенно в ХУШ столетии, но которые вошли в историю тягой к различным неожиданным предметам, что потом и послужило сюжетом, наверное, лучшего произведения, написанного про Тулу, это знаменитое произведение Лескова «Левша», подковавшего блоху. Так что, вот история начинается именно оттуда. И нам даже очень сложно сказать использовали ли её когда-нибудь по назначению.

Мы знаем то, что она хранилась в Эрмитаже, хранилась достаточно долго. Точное место, где она находилась, можно только предполагать. Скорее всего, это было, может быть, нечто, вроде какой-нибудь парадной спальни дворца. Вот такие помещения они, во всяком случае, известны и в Российской, и в международной практике.

Но после одного из пожаров в 1837 году было принято решение о переводе этого экспоната. Уже тогда понимали, наверное, его художественную в большей степени ценность, в Москву, в Оружейную палату, где она была помещена в так называемом Модельном зале Оружейной палаты. Там хранились очень многие неожиданные и очень интересные предметы, которые своим происхождением, либо своим видом не были связаны с главными экспонатами. А всё-таки главным экспонатом было оружие. И находилась эта модель в зале вплоть, наверное, до того момента, когда такая колыбелька была нужна. То есть, до 1917 года.

Затем она из экспозиции исчезает, оказывается в фондах.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: То есть, почти 100 лет она где-то пролежала.

А.ЛЕВЫКИН: Да, фактически 100 лет. Не где-то, а она находилась в фондах. И это, конечно, не очень хорошо отражается на жизни экспоната, и определённое влияние температурное, влажностное, и погодное. В общем, к девяностым годам, когда задумали реставрацию, она находилась в достаточно тяжёлом состоянии.

И вот в 1998 году руководство музея приняло решение о передаче её в реставрацию. И с этого момента этот процесс начался. Сейчас вот она вернулась.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну, для того, чтобы, мы всё-таки радио, мы не телевидение, поэтому кто-то видит фото, а кто-то не видит, давайте, нам нужно всё-таки как-то описать этот предмет. Потому что колыбелька в представлении вот обычном, это собственно вот такая вот кроватка подвесная, как правило, для ребёнка. Чаще мы их себе представляем в виде деревянных колыбелек крестьянских, которые сейчас тоже находятся, как правило, уже в музеях.

Что же мы видим здесь?

А.ЛЕВЫКИН: Ну, это достаточно крупная конструкция, высотой более двух метров, длиной более полутора метров, которая составлена из стальных отполированных деталей. Составной частью её является такое подвешенное крепление, которым можно, наверное, было крепить и люльку, и, в конечном счёте, какую-то небольшую кроватку.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: То есть, прежде всего, это такая вот большая, со шкаф размером, стальная рама, как бы вот контур такого вот прямоугольного сооружения. Кто-то может видеть всё это дело. Там возможно мог быть ещё какой-то тканевый балдахин. Но главное вот – верхний ряд он украшен любопытно.

А.ЛЕВЫКИН: Да, украшенный вот этот вот фриз, блестящая, отполированная поверхность стальных конструкций. Я даже больше скажу: наверное, до завершения реставрации, или, во всяком случае, до процесса реставрации была такая легенда, что данная кроватка выполнена из стволов огнестрельного оружия. Но реставраторы доказали, что это только такая имитация. Наверное, определённая легенда, потому что это была…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Но это не полые металлические стержни?

А.ЛЕВЫКИН: Там есть полые трубки, но они достаточно тонкостенные и не могут быть стволами. А другие части не имеют свойственного вот этому каналу ствола, которое отверстие. Так что, это в какой-то степени имитация. Ну, и конечно, декор этой колыбельки, который, наверное, тульские мастера, во-первых, использовали все техники, которыми они владели в этот период.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Значит, под этим контуром балдахина у нас подвешенная дуга идёт сверху, а на ней вот такие вот перекрестные дуги. И это уже в размер действительно достаточно большой люльки, которую можно поместить на эту раму подвешенную.

А.ЛЕВЫКИН: Да, это может быть какая-то кроватка, которая покачивается. Ну, это уже вот…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Эти шарниры действуют?

А.ЛЕВЫКИН: Действуют, конечно.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Всё действует. То есть, по большому счёту…

А.ЛЕВЫКИН: Сейчас, после реставрации всё это действует, всё это нормально функционирует. Как мы говорили, утрат и повреждений нет.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Перейдём к декору.

А.ЛЕВЫКИН: Но самый главный элемент декора это то, что специалисты называют «алмазная грань». Это различные виды дорожки, орнаментальные завитки, выполненные набором стальных шариков. Но даже, наверное, трудно назвать их стальными шариками, потому что это либо такие винтики, потому что при креплении они иногда ввинчивались, делалась такая резьба. То есть, это шляпка на ножке, либо в форме гвоздика с такой округлой шляпкой, которая в дальнейшем гранилась под бриллиант, или под алмаз, и полировалась.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Надо сказать, что, когда вот в первый момент входишь и видишь ещё так на определённом расстоянии всё это сооружение, там действительно такие блестящие линии этого рисунка, и, конечно, первая мысль, что это выложено ну не алмазами, наверное, при таком объёме всего этого, но, как минимум, стразами, стеклом.

А.ЛЕВЫКИН: А теперь представьте ещё, да, концентрированный цвет на неё, и допустим, такие лёгкие покачивания деталей, которые дают вот эту игру и действительно перед вами полное ощущение …

Т.ПЕЛИПЕЙКО: А ещё тем более, свечи же, не электричество. Огонь-то тоже шевелится.

А.ЛЕВЫКИН: Да, вот эта технология она достаточно давно существует в оружейном искусстве. Ну, во всяком случае, мы знаем работы и ХУ1 века, и ХУП века, когда эти элементы использовались, но вот такой взрыв её, взрыв популярности технологии подобного украшения, это вторая половина ХУШ века.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Я попыталась покрупнее снять один фрагмент. Конечно, результат не слишком впечатляет, но, тем не менее, какое-то впечатление, может быть, и создаёт.

А.ЛЕВЫКИН: Но у нас есть такой элемент, когда такая ближняя съёмка хороша для специалиста. Она несколько пугает простого посетителя, но, поверьте мне, когда вы увидите её воочию, то…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: А размеры этих шариков?

А.ЛЕВЫКИН: Разный. Это всё зависит… Он же может быть в сечении и достаточно крупный – диаметром и в сантиметр, и в диаметре полсантиметра, - всё это зависит, так сказать, от той задачи, которую поставил перед собой мастер.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: То есть, в любом случае, это не обработка сплошной поверхности металла, это каждый элементик сделан отдельно и вставлен на место.

А.ЛЕВЫКИН: Каждый элемент он вставляется в своё место. Это может быть либо заклёпка, либо, как свидетельствуют реставраторы, которые работали над ней, даже вот была такая нарезка, они как бы ввинчивались в поверхность. Но при этом, я ещё раз говорю: шляпка, полукруглая шляпка подвергалась огранке. Подвергалась огранке так же, как подвергается огранке драгоценный камень.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Вы сказали, что это вошло в моду в середине ХУШ века, а куда применялось?

А.ЛЕВЫКИН: Во второй половине ХУШ века.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Во второй половине.

А.ЛЕВЫКИН: Она применялась, как правило, в большей степени для украшения холодного оружия.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Холодного оружия. Вот, собственно говоря, добавила я поэтому фотографию из вашей же коллекции.

А.ЛЕВЫКИН: Да, вы добавили фотографию знаменитой сабли, которая тоже, судя по вензелю и, судя по монограмме, которая на ней находится, принадлежала императору Александру Первому.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну, всё того же.

А.ЛЕВЫКИН: Это, кстати, между прочим, уникальный экспонат. Это единственный экспонат в нашей коллекции, который, надо сказать, и поучаствовал, с русской точки зрения, в географических открытиях, потому что эта сабля совершила кругосветное путешествие. Это знаменитое кругосветное путешествие, которое первое русское кругосветное путешествие, когда два корабля – «Нева» и «Надежда» под руководством Лисянского и Крузенштерна совершили вот этот вот путь из Санкт-Петербурга до берегов русской Америки и вернулись назад.

Но у этой экспедиции была не только задача достичь этих дальних берегов, но одна из главных задач – это было доставить в Японию первый состав русского посольства. И, естественно, для посольства, по традиции того времени, на корабль были загружены, а это был корабль «Надежда», были загружены очень богатые дары. Среди этих даров находилась и сабля, которую изготовили тульские мастера для императора Александра Первого, и украшенные вот в этой технике.

И, может быть, к счастью для нас, может быть, к несчастью для японцев, страна в это время ещё была закрытой для посещения иностранцев. Только голландцы и португальцы имели возможность въезжать туда, и работать. У них был там центр торговый, во всяком случае, император Японии вежливо отказался от этого, и дары были вновь возвращены в Россию. И в 1806 году вот эта сабля поступила сначала в императорскую Рюст-Камеру «Собрание оружия», а потом в 10-м году пришла в наш музей.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну, таким образом, музей, как минимум, получил очень интересный экспонат.

А.ЛЕВЫКИН: Этому факту мы действительно несказанно рады.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: И физически, и с сопутствующей историей.

Нам пора прерваться на НОВОСТИ.

Алексей Левыкин, научный руководитель музеев Московского Кремля сегодня в передаче «Музейные палаты». И мы продолжим минут через несколько.

НОВОСТИ

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Мы продолжаем сегодняшний выпуск совместно с музеями Кремля. Научный руководитель – Алексей Левыкин – гость нашей студии и тульские оружейники в несколько необычном преломлении. Сегодня у нас в центре внимания – колыбель, предназначавшаяся Александру Первому. Нет исторических сведений о том, использовалась ли она когда-то для него, или для каких-то других младенцев Романовской фамилии, вдруг?

А.ЛЕВЫКИН: Не знаем, да, данных у нас насчёт этого нет.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Однако вот именно интересно то, что стальная колыбель, стальная конструкция, в которую могла помещаться детская люлька, она делалась именно оружейниками, и делалась с использованием практически всех тех же технологий, которые делались уже частью в декоре для холодного, а, по сути, ещё и для огнестрельного оружия.

А.ЛЕВЫКИН: Давайте вернёмся ещё раз к технологиям, потому что вот эта бриллиантовая грань, о которой мы говорили, тут следует сказать ещё один интересный нюанс, который очень тесно связан с самой Тулой и тех легендах, которые вокруг Тулы создавались.

Дело в том, что, наверное, наивысшего искусства первоначально в использовании данной технологии, данной техники достигли английские оружейники этого времени, которые потихонечку начинают выходить на первый план лучших оружейников мира того времени.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Пожалуй, не случайно тогда Лесковский Левша именно англичанам показал.

А.ЛЕВЫКИН: Вот, правильно, правильно! Именно тогда, именно в ХУШ веке впервые в Англию начинают направлять тульских мастеров для обучения, в том числе и вот этой техники. У нас есть данные о том, что в Тулу при участии такого выдающегося государственного деятеля второй половины ХУШ века Григория Александровича Потёмкина, фаворита Екатерины Второй, направлялись мастера. Даже известны их имена. Известно имя, например, такого мастера, как Яков Леонтьев, и мастер Алексей Сурнин.

Считается, что именно Алексей Сурнин и послужил прототипом для легендарного Левши.

И, освоив эту технику, вернувшись назад, они её развили, придали ей вот этот вот незабываемый русский характер, и примерно вот от семидесятых годов ХУШ века и вплоть до начала Х1Х века эта техника широко использовалась.

Кроме наших экспонатов очень хорошо известен экспонат Исторического музея, где главным украшением рукояти шпаги служит настоящая кисть, собранная вот из этих мельчайших гранёных шариков.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: А как они сами делались? Понятно, как гранить камень, как делались гранёные шарики из металла? – Это сначала отливка, а потом полировка, или как?

А.ЛЕВЫКИН: Вы знаете, мне очень здесь сложно сказать, потому что…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: А нет никаких свидетельств документальных по технологии?

А.ЛЕВЫКИН: Я прямых свидетельств, как это изготавливается, не видел. Это может быть, наверное, и отливка. Потому что я знаю, что существуют различные формы. Вот в середине ХУШ века и ранее использовали так называемый гранёный колчедан. Это самородная сталь. Самородное железо, которое так же гранилось под бриллиант и использовалось как украшение. Здесь же немножко другое. Здесь всё-таки материал, созданный руками. Но возможно и… Мы же знаем, что блоху-то подковали. Правда, сломали, но подковали.

Т.ПЕЛИПЕЙКО (смеётся).

А.ЛЕВЫКИН: Вот. Но кроме вот этой бриллиантовой грани использовались и другие техники. Вот в этой кроватке, в этой колыбельке, наверное, было использовано всё, то, что они умеют. Например, знаменитая тоушировка. Тоушировка, как называют её специалисты, а туляки до сих пор эту технику называют врезка.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Это что?

А.ЛЕВЫКИН: Это инкрустация драгоценным металлом стальных поверхностей. Сначала резцом делается углубление по форме украшения. Это может быть цветок, это может быть листок, это может быть стебель, а затем туда насекается металл. Причём, он не просто насекается в эту поверхность, он обрабатывается сверху, то есть, он прорабатывается, ему дают, например, если это листочек, ему даётся жилка, ему даётся вот эта вот фактура поверхности листа. И, наверное, это просто, когда это большой листок. А когда, извините меня, его толщина миллиметр, то мы можем судить и говорить о том, что это ювелирная работа оружейника, человека, который

всё-таки привык работать с тяжёлым металлом.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Но сталь – это же не мягкий металл. Это же не золото, это не серебро, которое легче поддаётся…

А.ЛЕВЫКИН: Но техника у неё неправильная, она использовалась практически во всём мире. Мы знаем прекрасные виды вот такой тоушировки на Востоке в ХУ1-ХУП веке. Мы знаем эти виды прекрасные и в ХУШ, и в Х1Х, и даже сейчас.

Мне по жизни один раз пришлось побывать в спец. цехе Тулы. Это было в начале девяностых годов, он ещё работал, где делали эксклюзивно украшенное оружие. Знаете, это потрясающее было зрелище! Потому что у тебя такое ощущение, что мастер работает с пластилином, настолько легко резцом он готовил поверхность ствола, который был изготовлен из высококачественной стали. Вот так же легко он молоточком вбивал туда линию серебряной проволоки, после чего на твоих глазах рождался шедевр. Это удивительное просто искусство, это удивительное умение, наверное, которое генетически вбивается в человека. Потому что тульская история

всё-таки насчитывает очень-очень много веков.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну вот, о Тульской истории. Теперь мы получили список наших победителей и можем к истории вернуться. Сначала назову тех, кто дал нам правильный ответ, во всяком случае, тех, кто успел это сделать раньше других: (перечисляет имена и первые цифры номеров телефонов победителей), прошу прощения – всё написано от руки, которые нам дали правильный ответ, а именно: 1595 год. Я бы вот подробней процитировала ответ Сергея, одного из наших победителей, который сказал так: «В 1595 году царь освободил тульских кузнецов от земских повинностей и обязал их изготавливать оружие.

А позже, в 1599-м, сюда были переселены 30 профессиональных оружейных мастеров». Всё так?

А.ЛЕВЫКИН: Да. Совершенно точный и правильный ответ. Хотя мы можем предполагать, что район Тулы, город известный достаточно давно, всегда, наверное, был центром и металлургии русской.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну, просто в силу наличия полезных ископаемых.

А.ЛЕВЫКИН: Да. И, наверное, и производства оружия. Но вот эта вот дата – 1595 год она в какой-то степени несколько условна, но это всё-таки дата первого упоминания людей этой профессии и специальности, которые там работают. А дальше очень долгая история.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Это был чей указ?

А.ЛЕВЫКИН: Вы знаете, это был, кажется, ещё Фёдор Иоаннович, кажется ещё, насколько я помню, или Борис Годунов.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Хотя, ну придумать это мог, конечно, Борис Годунов.

А.ЛЕВЫКИН: Сейчас боюсь. Борис Годунов, кажется, да. Но именно с этого момента она становится потихонечку, сначала она с трудом оспаривала это первенство у самой Москвы с центром оружейного производства.

В ХУП веке мы уже знаем, что количество мастеров растёт, появляются первые фабрики в полном смысле этого слова. А в середине ХУП века тульские мастера по одной из трагических причин: потому что в Москве была чума во время русско-польской войны, погибло очень большое количество профессиональных мастеров, нужны были изготовители очень сложных нарезных стволов для царских пищалей, и этих оружейников нашли в Туле. И уже потихоньку к шестидесятым годам мы встречаем вообще потрясающее звание тульского мастера: «Жалованный Тульский оружейный мастер Государевой Оружейной палаты». То есть, это те люди, которые видно поставляли замки и стволы сюда, в Москву, и из них уже делали царские пищали, охотничье и царское боевое оружие. Это уже Тула сделала ещё один большой шаг.

Но следующий шаг, когда она становится настоящей кузницей русского оружия, это во времена Петра Первого.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Вот многие поэтому в своих ответах упоминали как раз Петровские времена.

А.ЛЕВЫКИН: Да, потому что именно при Петре был сделан такой официальный, очень большой заказ на производство огнестрельного оружия. И это очень значимая для нас дата, потому что это оружие становится основным оружием русской армии. И второе – это создание знаменитого ТОЗа (Тульского Оружейного Завода).

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Это 1712 год, указ Петра.

А.ЛЕВЫКИН: 1712 год. Да.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Но вот многие давали этот ответ, но, как говорится, немножечко сократили историю.

А.ЛЕВЫКИН: А в ХУШ веке мы видим совершенно другое: Тула не только становится производителем боевого оружия, хорошего боевого оружия, главного оружия русской армии на протяжении всего ХУШ века, а, если мы вспомним этот век, это век блистательных побед. То есть, это оружие победы фактически, и на южных рубежах России, выход к Чёрному морю: Крым, войны с Османской империей.

Ну, а с другой стороны, буквально с самого начала ХУШ века, всё больше и больше тульские мастера делают уникальных образцов парадного оружия для русской императорской семьи.

И вот эта вот коллекция, потрясающая по своей красоте, хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

Здесь всё: здесь и тульская врезка, и бриллиантовая грань, и знаменитый тульский золотой оброн. Это высокая рельефная резьба по той же стали, с потрясающе красивой полированной поверхностью и с золочением фона. Кстати, вот эта вот техника золочения фона использована и в кроватке, опять-таки. Причём, это не просто горячее золочение, это насечка. Сначала готовится поверхность, насекается поверхность стальная, а потом она полностью начинает заполняться, набиваться проработанной золотой проволокой.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: То есть, это не покраска золотой красочкой?

А.ЛЕВЫКИН: Это не покраска золотой красочкой, да. И эта техника присутствует здесь. Плюс литьё. Бронза, золочение горячее по бронзе. То есть, всё, что умели тульские мастера, воплотилось вот в этой интересной кроватке.

Кстати, кроватка не единственная мебель, которая вообще присутствует, которую делали тульские мастера. Екатерина Вторая очень любила это. И она делала подарки и придворным, и своим ближним. Есть и мебель: столики, сундучки, и прочее, и прочее. То, что делали тульские мастера. Поэтому можно говорить, что всё-таки, наверное, какой-то заказ был. Возможно, очень большой, высокий заказ от бабушки, которая очень любила своего внука.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: А что касается вообще дальнейшего развития производства в Туле. Вот по ХУП век мы видим ещё вот эту вот замечательную ювелирную работу и серьёзную. А Х1Х век для них, это что? Они сохраняют это лидирующее место?

А.ЛЕВЫКИН: Конечно, Тула всегда сохраняет. В Туле работали династии. Мы можем эти династии проследить…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: До ХУ1 века?

А.ЛЕВЫКИН: С ХУ1 века – сложнее, а вот с ХУШ-Х1Х – очень часто. Это те же самые Леонтьевы, Пушкины.

Х1Х век – это век династии Гольчаковых.

Тула продолжает делать, во-первых, хорошее боевое оружие, и Тула продолжала делать украшенное оружие для императорского дома.

А затем Тула сделала первое оружие для широкой публики.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Это что?

А.ЛЕВЫКИН: Вы знаете, 1861 год – это дата освобождения крестьянства, это не только дата освобождения крестьянства, это вообще, так сказать, появление всё новых и новых прослоек, свободных прослоек: разночинцы, жители городов.

И то, что раньше было привилегией, может быть, высшего класса – охота, она становится всё более и более демократичной. И для вот этой демократичной массы нужно хорошее оружие. И тульские мастера дают это хорошее оружие. Оно могло быть более простым, оно могло быть очень украшенным, но они продолжают это делать.

И, например, и в Эрмитаже, и в Историческом музее сейчас можно увидеть шедевры, настоящие шедевры оружейного искусства, которые сделали мастера Х1Х века. Создаются целые легенды. Сейчас, наверное, каждый охотник знает, что такое «Самсонов в Туле».

Самсонов в Туле – это производитель ножей, очень хороших ножей, очень простых ножей, и даже очень дешёвых ножей вот на рубеже Х1Х-ХХ веков. Это был очень хороший инструмент, который помогал охотнику. Они популярны, модны. И до сих пор обладатель этого ножа с гордостью его может показать своим коллегам.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Как-то вот, упоминая ваши поездки в Тулу, вы очень грустно сказали, что тогда, ещё в девяностые годы, был цех, который делал такое вот красивое оружие…

А.ЛЕВЫКИН: Вы знаете, я, насколько знаю, что и сейчас тульские мастера продолжают делать украшенное оружие. Я, насколько знаю, всё-таки и сейчас продолжает работать вот этот цех. Это так называемый цех специального конструкторского исследовательского бюро, который был создан в пятидесятые годы, и который сделал очень много интересных вещей, в том числе именно там родилось это знаменитое космическое ружьё, которым сейчас вооружены космонавты.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: А подробнее?

А.ЛЕВЫКИН: Но подробнее, наверное, это лучше узнать у туляков. Посетить я тоже думаю возможно – не так далеко от Москвы. Сесть на машину, на поезд, доехать до Тулы и посетить изумительный Тульский музей.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Он общедоступный?

А.ЛЕВЫКИН: Конечно, доступный. Он находится на территории…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Есть музеи при заводах, которые очень закрытые. Там экскурсии по записи, и так далее.

А.ЛЕВЫКИН: Нет, Тульский музей – часть уникального архитектурного комплекса, знаменитого Тульского кремля, одного из самых первых кремлей каменных, который был построен, потому что Тула – не только кузница, но она твердыня, которая защищала южные рубежи нашей страны. И там, на территории кремля находится Тульский оружейный музей, в котором вы можете видеть прекрасные работы мастеров и Х1Х века больше, потому что лучшая коллекция ХУШ века хранится у нас, а вот Х1Х век там представлен достаточно хорошо. И ХХ века.

Затем, как я уже сказал, когда была создана вот эта вот знаменитая вот эта вот СКИП СО, которая занималась либо производством спортивного оружия, производством такого уникального оружия, как космическое ружьё. Но, кроме того, они делали прекрасные охотничьи ружья.

Существовал изумительный фонд этого оружия, это оружие делалось, естественно, и направлялось ну, членам Политбюро, что-то продавалось. Известны знаменитые серии, которые исполнялись под специальные даты с изумительными золотыми спусковыми крючками, с изумительной врезкой, с изумительным орнаментом.

Оружие, которое я знаю, вот у нас есть некоторые образцы в нашей коллекции. Когда их показывали иностранцам, они приходили в восторг. То есть, уровень изготовления оружия ничем не уступал лучшим ведущим оружейным фирмам современным.

И сейчас они продолжают эту работу, но побольше бы внимания, побольше бы внимания к этой традиции.

Я понимаю, что традиция не уйдёт никогда, она не исчезнет, но любую традицию надо лелеять и беречь.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Возвращаясь к нашей экспозиции, что ещё из тульских вещей можно видеть именно в экспозиции? В фондах, наверное, больше этого.

Но вот мы видим: колыбель – новый экспонат, который замечательно там стоит, ему так отдельную буквально стеночку выделили. Мы можем найти эту саблю.

А.ЛЕВЫКИН: Да. И рядом с саблей мы можем увидеть потрясающие образцы и боевого оружия, и потрясающие образцы украшенного оружия, охотничьего оружия середины ХУШ века. Оружия, которое изготавливалось для таких любителей, ценителей охоты, как Пётр Второй, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, сама Екатерина Вторая. Они знали, что такое это оружие. Умели им пользоваться. И умели ценить красоту его.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Вот именно красоту. Потому что этот ХУШ век там оружие иногда вообще кажется самым музейным экспонатом.

А.ЛЕВЫКИН: Знаете, ну просто потрясает. Тем более, надо сказать, что тогда в декоре оружия господствовал французский стиль, который был выработан в конце ХУП века, и нашёл своё отражение в таких специальных альбомах гравюрных. И трудно сказать, каким образом эти альбомы попадают в Тулу. Скорее всего, это была специальная доставка и специальный заказ из Санкт-Петербурга. Но туляки, начиная работать вот в этой технике, мы называем её «Техникой золотого Оброна», когда предмет украшался высокой рельефной резьбой, поверхность рельефа полировалась, а фон золотился. Получался потрясающий эффект, который не уступает ни золоту, ни серебру, ни драгоценному камню. Это вещи потрясающей просто-напросто красоты.

Но, что самое интересное наблюдать, вы понимаете, хотя пользуются-то они вот французскими гравюрами, французскими альбомами, но, когда ты начинаешь вглядываться вот в эти изображения, в эти нюансы, ты понимаешь: это делал русский человек. Тут присутствует какая-то душа. Это душа. Вот мне очень сложно объяснить то, что мог сделать тульский мастер.

У нас хранится группа, специальная группа достаточно простых охотничьих кинжалов и ножей, которые были сделаны для знаменитого Персидского похода Платона Зубова в самом конце правления Екатерины Второй. Скорее всего, их должны были использовать для даров на Кавказе, союзникам, правителям.

Тут и представьте такую сцену: нож, рукоять костяная. На ней вырезаны два изображения: с одной – страшный лев, с другой – заяц. Лев в виде зайца и заяц в виде льва. Так умели работать только тульские мастера. Вот этот вот элемент души, который всегда присутствовал у них, вот он просто незабываем.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ещё всегда вот для этого периода, особенно для ХУШ века, даже забавляет подход к оружию, как одновременно какое-то такое вот серьёзное оружие, и там какая-то безделушечка, которая просто вот при себе она вставлена либо в ножны, либо там в рукоять, либо ещё куда-то. Когда из этого серьёзного охотничьего кинжала вдруг сбоку можно вытащить вилочку, на привале употребить.

А.ЛЕВЫКИН: Извините, это специальный прибор, это не охотничий кинжал, это охотничий нож, либо хиршвангер, олений нож, так называемый.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ой-ёй-ёй! (Смеётся). Каюсь! Моё невежество в этом проявилось.

А.ЛЕВЫКИН: Там вилочка, столовый ножичек, который вы можете использовать во время трапезы.

Охота же – это празднество, это целое действо. Существовало целое ведомство в (неразборчиво) канцелярии, которая этим делом занималась. Поэтому это нюанс.

Но вот то, что вы говорите, вы знаете, есть несколько форм.

Вот, например, у нас в музее хранится уникальная вещь. Это пистолет-чернильница, который сделали те же самые тульские мастера. Вот скажите, зачем пистолет-чернильница? Ну, это веяние эпохи.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну, в дороге, чтобы поменьше с собой разных вещей таскать.

А.ЛЕВЫКИН: Нет, нет. Она стояла на столе, и как, по мнению наших специалистов, она выполняла различные функции: это был пистолет, настоящий боевой пистолет, но и, кроме того, для шутки. Можно, например, было так показать, что, либо, там была специально такая камборка и специальный механизм, который позволял закрывать запальное отверстие. И вы могли бы налить в эту камбору либо воды, либо засыпать песок, а потом продемонстрировать выстрел, который может произойти просто от воды и песка. Понимаете? Это вот шутка, которую любили тульские мастера.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: А этот экспонат виден у вас там? Или его не показывают в постоянной экспозиции?

А.ЛЕВЫКИН: Вы знаете, этот экспонат у нас не находится в экспозиции, но он очень часто участвует в наших выставках. Мы его очень любим, и очень часто демонстрируем именно на них.

А бывает оружие-девиз, прокламация, потому что

опять-таки, в наших фондах хранится уникальная сабля, которую опять-таки бабушка подарила своему любимому внуку. Я имею в виду Екатерину Вторую и Великого князя Александра Павловича, который просто программно, видно то, что Александр Первый – будущий император. И, наверное, поэтому эта сабля очень тихонечко потом, после смерти Екатерины Второй, оказалась в Рюст-камере, а потом была увезена в Москву вместе с ней. А потом у нас остались только легендарные сведения о том, что это подарок.

Наверное, Павлу Первому не очень нравилось такое противопоставление его и сына.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну, вот таким неожиданным образом, начав разговор с колыбели, мы говорили именно об оружии, и об оружейной коллекции.

Если можно, немножечко ещё о планах. Что ещё вы новенького покажете в Оружейной?

А.ЛЕВЫКИН: Вот буквально в среду у нас произойдёт очень важное событие – с одной стороны, с исторической, с другой – с культурной. Это будет выставка, выставка для нас очень неожиданная, одного предмета: из (неразборчиво)камеры, из Королевской Оружейной палаты Стокгольма к нам приедет уникальный экспонат. Он может быть, на секундочку вернётся к нам. Это шлем Ивана Грозного, который, скорее всего, был сделан в Оружейной палате, хранился здесь. Затем был утрачен в смутное время. Потом неожиданным путём он попал в Швецию, в Королевскую…

Т.ПЕЛИПЕЙКО: И никаких сведений нет о том, как это вот так утрачен был? Кто его «прихватил», простите?

А.ЛЕВЫКИН: Скорее всего, он был захвачен поляками и оказался в Варшаве. А шведы в свою очередь заполучили его как трофей в 1656 году, оккупировав Варшаву. И вот этот шлем можно будет увидеть на экспозиции из Оружейной палаты. В течение небольшого времени, двух месяцев, он будет экспонироваться.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну, два месяца всё же это, да?

А этот шлем кем изготовлен?

А.ЛЕВЫКИН: Имя мастера неизвестно. Он вообще сам по себе очень интересен. Очень интересная надпись. Там нет ещё царского титула. Она очень неожиданно звучит: «Великий князь Иван Васильевич, сын Госпадаря и Великого князя, Госпадаря и Самодержца Всея Руси Василия Ивановича». Всё это говорит о том, что он – не царь. То есть, он сделан до 1547 года.

Но он не детский, опять-таки. Он не мог быть сделан в момент жизни ещё, как я считаю, Василия Третьего. Он сделан для подростка, его диаметр 19 сантиметров.

Всё-таки для достаточно взрослого человека. То есть, это очень интересный экспонат, который, скорее всего, жил здесь, в Кремле и ушёл отсюда.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: И вернулся ненадолго.

А.ЛЕВЫКИН: И ненадолго вернулся. Имени, к сожалению, неизвестно. Но мы знаем, что работала целая плеяда мастеров. И, наверное, не случайно, что самым главным мастером в ХУ1 веке в Московской Оружейной палате был Шеломник.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: И напомните, как сейчас попадают в Оружейную палату?

А.ЛЕВЫКИН: Как всегда, то есть, в Оружейную палату можно попасть, приобретя билет либо в Александровском саду, либо у администратора Оружейной палаты. Сейчас пока что ещё время более-менее свободное, туристический сезон не начался, так что есть возможность приобрести билет и на территорию Московского Кремля и Оружейной палаты.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Возможно, что это по-прежнему день в день, и непосредственно перед сеансом продаются на этот сеанс билеты?

А.ЛЕВЫКИН: Да, конечно, конечно.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Вот, значит, я думаю, что легко вы сможете опознать крупный объект – колыбель Александра, и, может быть, чуть больше усилий придётся приложить, чтобы найти остальные вещи, о которых мы говорили. Просто быть внимательным, и пройти по экспозиции.

Спасибо большое. Алексей Левыкин, научный руководитель музеев Московского Кремля был сегодня в нашей передаче «Музейные палаты». И будем ждать следующих ваших любопытностей. Спасибо.

А.ЛЕВЫКИН: Спасибо большое.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Спасибо!