Купить мерч «Эха»:

Музыкальная программа декабрьских вечеров - Евгения Кривицкая - Музейные палаты - 2008-11-29

29.11.2008
Музыкальная программа декабрьских вечеров - Евгения Кривицкая - Музейные палаты - 2008-11-29 Скачать

К.ЛАРИНА: И мы возвращаемся уже в прямой эфир. Здесь Татьяна Пелипейко, здесь Ксения Ларина и наша гостья – Евгения Кривицкая, музыковед.

Мы остаёмся в Пушкинском музее для того, чтобы успеть вот за оставшиеся почти 15 минут доложить вам о том, из чего будет строиться программа «Декабрьских вечеров» традиционных.

Добрый день, Евгения, здравствуйте.

Е.КРИВИЦКАЯ: Здравствуйте.

К.ЛАРИНА: Победителей доложим, Татьяна?

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Доложим, я думаю. Я напомню, что мы задавали вопрос о том, собственно, что помогло Генри Тейту, основателю галереи «Тейт» сделать такое состояние огромное?

Торговля сахаром, сладкая жизнь. Но не просто сладкая жизнь, но ещё и с некоторой новацией, потому что он вовремя у изобретателя купил патент, и стал выпускать сахар в новом виде.

К.ЛАРИНА: В кубиках?

Т.ПЕЛИПЕЙКО: В кубиках, да. И все ответы: прессованными кусочками, в кубиках.

К.ЛАРИНА: Рафинад?

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Рафинад не вообще, а именно в кубике, в кусочке, в прямоугольничке – вот это всё ответы были правильные. Главное, индивидуальные кусочки.

К.ЛАРИНА: Итак, наши победители: (перечисляет имена и номера телефонов победителей). Они получают каталоги Владимира Любарова.

Ну, а мы теперь пошли дальше.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: И естественно, не только территориально объединяет «Декабрьские вечера» и выставку Тёрнера музей имени Пушкина, но и объединяет их тематически, потому что Тёрнеру посвятили эту программу «Декабрьских вечеров». Так она и называется: «Посвящение Тёрнеру: образ и звук». И, собственно, главный зал, где будут происходить концерты, это зал, где также висят работы Тёрнера. Но они не только там, там несколько залов заняты – выставка большая.

Вот на самом деле, всегда начинаешь задумываться: а как можно впрямую связать визуальный образ, произведения художника, и музыкальные произведения, которые,

в общем-то, не увязываются впрямую с визуальностью?

К.ЛАРИНА: Кто у нас первый был? Скрябин, наверное, предпринимал такие попытки?

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Ну, это другая история. Нет, уйма, кто предпринимал попытки.

Е.КРИВИЦКАЯ: И программная музыка, и демонстративная совсем.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Да. Но здесь я не думаю, что вот подобного рода увязка сделана. Я думаю, что Евгения нас просветит сейчас на эту тему.

Е.КРИВИЦКАЯ: Ну, конечно, никогда на «Декабрьских вечерах» не было задачи сделать прямую иллюстрацию в музыке живописного ряда, да это, на самом деле, практически невозможно. То есть, важна некая вот атмосфера общая, когда мы вообще находимся в окружении картин, и как бы основные направления живописные они проецируются на выбранную программу. Естественно, программа как-то соотносится. Ну, например, драматическое, экспрессивное начало в живописи Тёрнера, например, будет отмечено в программе 5 декабря, где известный пианист Алексей Любимов представит нам своего ученика, уже сейчас аспиранта Московской консерватории, очень талантливого, интересного пианиста Сергея Каспрова. И программа у них действительно необычная: они сыграют и соло, но самое интересное, мне кажется, это будет их совместное музицирование на два рояля, где они сыграют, например, увертюру к «Тангейзеру» Вагнера в переложении Макса Рейгера, или, скажем Траурный марш в манере Калло из Первой симфонии Малера, на два фортепиано. То есть, это что-то совершенно необычное.

С другой стороны, мир фантазийности Тёрнера. Скажем, он будет представлен в программе Николая Луганского, тоже фортепианная музыка: Шопен, пейзажные миниатюры Листа из «Годов странствий», Бах, Рахманинов, обработки скрипичной музыки. То есть, здесь панорама совершенно различная.

Ну, скажем, вот я – любитель старинной музыки и, конечно, для меня здесь есть такие программы, ну супер-интересные, супер- эксклюзивные. То есть, музыканты, которые выступают только на «Декабрьских вечерах».

Это, скажем, известнейший ансамбль «Кипирион-21», под руководством Йордиса Валя (Испания), замечательного исполнителя на виоле да гамба. И у него будет такая программа необычная: «Семь ликов женщины старой Испании». Это 17 декабря.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Кстати, вот музыканты тоже вот специально подбирали программы.

Е.КРИВИЦКАЯ: Конечно.

К.ЛАРИНА: Под предлагаемые обстоятельства, - так называется, да?

Е.КРИВИЦКАЯ: Да, да. Ну вот, например, следующая программа 20 декабря. Это уже впрямую как бы корреспондирует с Тёрнером, у которого был ряд картин, связанных с образами Венеции. И вот итальянский ансамбль «Джардино гармоника», входящий, наверное, в пятёрку, или даже в тройку мировых ансамблей, исполняющих старинную музыку на старинных инструментах, в аутентичной манере. И вот они привезли такую программу «Музыка для Венеции» и венецианских композиторов.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Вот, кстати, когда мы читаем: Вивальди, ведь все знают Вивальди, да? А дальше – мы читаем имена, мы не всегда и не всех знаем.

Е.КРИВИЦКАЯ: Там Дарио Кастелло, например, мифический композитор, о котором ничего неизвестно, кроме того, что когда-то в середине ХУП века были напечатаны ноты под такой фамилией. Считается, что он был корнетистом в соборе Святого Марка.

К.ЛАРИНА: Может быть, это мистификация какая-то?

Е.КРИВИЦКАЯ: Да. Потому что в архивах этого собора, в заплатных ведомостях, как обычно, находят исторических таких вот персонажей, такого музыканта не значилось. Но вот ноты остались, и вот музыка совершенно замечательная.

К.ЛАРИНА: Хорошая музыка. Ни на что не похожа. Нельзя как-нибудь сделать, анализ провести, предположить, кто может скрываться за этой фамилией?

Е.КРИВИЦКАЯ: В принципе, ну там был целый ряд композиторов, близких к нему.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: В любом случае, профессионал какой-то должен был это писать. Это не просто развлекающийся какой-нибудь герцог, который под чужим именем.

Е.КРИВИЦКАЯ: Нет, это был какой-то музыкант собора Святого Марка, но вот он себя не расшифровал, - скажем так.

Ну, для любителей вокальной музыки здесь просто пиршество можно сказать. И наши очень хорошие молодые певцы и певицы. Например, 13 числа будут солисты Большого театра, например, Анна Глатова, сопрано Светлана Шилова (меццо). Они будут петь, например, такие редкие вещи, как дуэты из Шумана.

А во втором отделении они же, плюс такой же, выходящий на передний план тенор Сергей Романовский. Они исполнят музыку Россини, Доницетти, Беллини, то есть, вот этот весь замечательный белькантовый репертуар.

С другой стороны, у нас будут там контр-тенора. То есть, опять же, то, что связано со старинной музыкой.

Скажем, вот 24 декабря, в католическое рождество такая красивая программа, связанная с музыкой Бриттена: рождественские гимны, баллады, песни. Вот там будет Олег Ребец, мужское сопрано, совершенно необычный по тембру голос.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Там ещё и детские голоса. Там ещё и дети.

Е.КРИВИЦКАЯ: Да, детский хор.

(Все присутствующие заговорили хором).

Будет детская опера.

К.ЛАРИНА: Которая «Быстро рус»?

Е.КРИВИЦКАЯ: Нет, «Золотая Чита», т «Авраам и Исаак», кантик, который мы никогда не слышали. И вообще, надо сказать, что поскольку Тёрнер у нас английский художник, так вот, английская музыка в особенности будет широко представлена в этих программах. И, в частности, вот классика ХХ века. Бриттен – он будет во всех вариантах – вокальная и хоровая музыка, Виолончельная соната.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Скажите, будет не только «Тейт-Бритн», но и Тэйт-Бриттен?

Е.КРИВИЦКАЯ: Да. Кстати, кстати, да. Ну, а завтра будет открытие, и на открытии будет играть совершенно потрясающий скрипач Пинхас Цуккерман, который привёз свой квинтет. Канадские музыканты вместе с ним приезжают. И вот они сыграют Элгара, Дворжака и Брамса. Несколько здесь линий сойдутся в этой программе. То есть, английская музыка, романтическая музыка разных периодов, европейская, чешская.

К.ЛАРИНА: А по инструментам там кто у вас умещается? Оркестр-то умещается?

Е.КРИВИЦКАЯ: Там Камерный оркестр, и он будет, кстати. Это традиционно «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета, художественного руководителя фестиваля. И они сыграют такую очень интересную вещь – композитор Тавернер, это современный автор, который ещё жив, слава Богу, и он принял православие, что для Англии такая необычная вещь, он пишет хоры на православные тексты. А здесь будет такое произведение для виолончели и струнного оркестра «Покров пресвятой Богородицы», первое исполнение в России.

К.ЛАРИНА: Вы знаете, мне кого не хватает в этом ряду, - в Бриттене? Дмитрия Ситковецкого не приглашали?

Е.КРИВИЦКАЯ: Нет, в этом году Дмитрия Ситковецкого не будет. Но дуэт Наталии Гутман и Вячеслава Попругина будет, который сыграет такую программу, тоже очень изысканную – Сонату Хиндемита, Сонату Бриджа, Сонату Онс Лоу и Сонату Бриттена, которую в своё время он написал для Мстислава Ростроповича, виолончельную.

К.ЛАРИНА: А сколько продлится фестиваль «Декабрьские вечера»?

Е.КРИВИЦКАЯ: Весь декабрь: 30-го начинаем ноября, как бы за один день до декабря, и 30-го декабря заканчиваем.

К.ЛАРИНА: А что будет в заключение?

Е.КРИВИЦКАЯ: Тоже очень интересно. Приедет легендарный французский гобоист Морис Бург, и вместе с ним будет наш гобоист Алексей Огринчук, который сейчас тоже считается одним из первых гобоистов мира. Он в Концертгебау играет оркестре, то есть, востребованность совершенно невероятная его.

И вместе с ним будет Серж Озолини, фаготист из Италии. И они сыграют такую необычную музыку – Гендель и его современники: Бах, Телеман и Зеленка. И трио-сонаты, которые будут для двух гобоев и фагота, например. Такой необычный очень колорит чисто духовых инструментов. Генделя трио-сонаты, и ещё будет в качестве такого вкрапления Клавесинная токката Баха Ре-минор в исполнении Рено Теппо из Эстонии (клавесиннистки).

В общем, мне кажется, что здесь программа этого фестиваля ну на все вкусы. То есть, и для эстетов, и для любителей старины, и для любителей современной музыки.

К.ЛАРИНА: А что-нибудь исполняться будет впервые?

Е.КРИВИЦКАЯ: Ну вот то, что я вам сказала, - Тавернер.

Да, еще вот очень интересная вещь будет: в архиве Бриттена обнаружились ещё не исполнявшиеся песни на стихи Бёрнса. Восемь песен. И вот наш исследователь из Петербурга Людмила Ковнацкая специально спросила разрешение в фонде Бриттена, и 4 песни прозвучат на «Декабрьских вечерах» в исполнении Марата Гали 24 декабря. Вот будет совершенно такая новинка.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: В оригинале, я так понимаю, а не в переводе Маршака? Я о текстах.

Е.КРИВИЦКАЯ: Нет, нет. Бриттен не знал об этом переводе, мне кажется.

К.ЛАРИНА: Что ещё не сказали?

Е.КРИВИЦКАЯ: Да, что ещё не сказала? Я не сказала многого, на самом деле. Потому что программ очень много, и они идут почти каждый день.

Будут разнообразные камерные ансамбли. Но вот, в частности, Юрий Башмет, о котором уже шла речь, он выступит не только как дирижёр, но и как альтист, которого мы все очень любим, в программе, где будет исполняться Трио Шуберта и знаменитый «Форелиум-квинтет» Шуберта. Вместе с Людмилой Берлинской, Александром Рудиным, Романом Балашовым, - это все очень такие достойные, известные наши музыканты.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Можно я добавлю?

К.ЛАРИНА: Пожалуйста.

Т.ПЕЛИПЕЙКО: Очень неожиданно только сегодня вытряхнула это сообщение из электронной почты.

Оказывается, сохранились в архивах зарисовки, которые делались на первых программах «Декабрьских вечеров», то есть, это рисунки, которые изображают, как Святослав Рихтер играет, как другие тоже исполнители на этих первых вечерах, в восьмидесятых годах ещё. И будет выставка, она откроется ближе к середине декабря, на Ленивке, практически напротив музея. Вот, дополнительная художественно-документальная составляющая ещё «Декабрьским вечерам» возникнет.

К.ЛАРИНА: Ну что же, у нас получается такое путешествие с погружением такое получилось.

Огромное спасибо Евгении Кривицкой за то, что она нашла время для нас, хоть ненадолго, но успели доложить самое интересное мероприятие – концерты, которые будут в рамках «Декабрьских вечеров» в Пушкинском музее.

Спасибо.

Е.КРИВИЦКАЯ: Спасибо за приглашение. До свидания.