Купить мерч «Эха»:

Легко ли быть писателем-фантастом в России - Дмитрий Володихин, Борис Вишневский - Книжное казино - 2013-04-14

14.04.2013

К.ЛАРИНА: Жизнь совершенно непредсказуемая вещь, зашел в комнату Борис Вишневский, мы дружим с ним в Фейсбуке, ведем совместную гражданскую и общественную жизнь, и я знала, что сегодня будет Борис Вишневский, но я не знала, что тот самый. Очень рада, Борис.

Б.ВИШНЕВСКИЙ: Спасибо, я тоже.

К.ЛАРИНА: Спасибо тебе, Майя. Борис Вишневский, публицист, автор книги "Аркадий и Борис Стругацкие: двойная звезда". Дмитрий Володихин. Здравствуйте, Дмитрий.

Д.ВОЛОДИХИН: Добрый день.

К.ЛАРИНА: Один из авторов ЖЗЛ-овской книги "Братья Стругацкие". Майя Пешкова здесь.

М.ПЕШКОВА: Здравствуйте.

К.ЛАРИНА: И я, Ксения Ларина. Еще раз здравствуйте. Начинаем наше «Книжное казино», которое посвящено Стругацким. Завтра исполнилось бы 80 лет со дня рождения Бориса Натановича Стругацкого, который не дожил до своего юбилея.

Б.ВИШНЕВСКИЙ: Он скончался 19 ноября.

К.ЛАРИНА: И сегодня мы будем говорить об этом уникальном тандеме.

М.ПЕШКОВА: Мы сегодня будем разыгрывать вышедший последним «Полдень. XXI век», альманах Бориса Стругацкого. Он выходил в таком замечательном издательстве «Вокруг света». У нас книга, которую привез наш питерский гость Борис Вишневский, "Аркадий и Борис Стругацкие: двойная звезда". Книга Дмитрия Володихина, совместно с Геннадием Прашкевичем эта книга написана, "Братья Стругацкие", книга увидела свет не так давно в серии «ЖЗЛ». Также книги Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине», «Обитаемый остров», «Хищные вещи века», «Трудно быть богом». Сегодня у нас большой книжный развал.

К.ЛАРИНА: Те, кто хочет поучаствовать в нашем конкурсе, в «Кубке Яндекса», как мы его называем, тот может ответить на вопрос, как звали профессора, создавшего кадавра, в повести «Понедельник начинается в субботу». Назовите имя этого персонажа на эсэмэс +7-985-970-45-45.

Как обычно мы начинаем наш эфир с рейтингов продаж. Напомню, что этот рейтинг, составлен по 3 магазинам «Московский дом книги», «Библиоглобус» и «Москва». Я по традиции называю 1-ую 5-ку, т.к. времени у нас не так много. Тут есть некоторые изменения. У нас новинка, хотя книга «Так говорила Фаина Раневская» это уже не книга, это во всех книгах происходит, как бы они не назывались, кто только не собирает афоризмы Фаины Раневской или приписываемые ей анекдоты. И вот 6 издание этой книги на почетном 5 месте. На 4-м месте Пауло Коэльо «Манускрипт, найденный в Акко». На 3-м новинка Макс Фрай «Тубурская игра. История, рассказанная Нумминорихом Кутой». Что это такое, расскажите, Дмитрий, может, вы знаете?

Б.ВИШНЕВСКИЙ: Я думаю, что это продолжение цикла о городе Ехо, фантазийного.

К.ЛАРИНА: Это фэнтези, понятно. Б. Акунин «Черный город» на 2 месте. А на 1 месте В. Пелевин со своим новым романом «Бэтман Аполло», который обсуждается в сетях. Все поклонники Пелевина бьются, у кого разочарование, у кого восторг. Из этого списка из вас кто-нибудь что-нибудь читал?

Б.ВИШНЕВСКИЙ: Я нет, скажу честно.

Д.ВОЛОДИХИН: Пелевин – это и не триумф, и не падение. Предыдущие его роман «Снафф» вызвал фурор. Там Пелевин изменил свою приверженность тем смыслам, которые были до этого. «Бэтман Аполло» в этом смысле не столь ярок. Но любопытно, тем, кто любит Пелевина это может понравиться вполне. Это не худшая его книга, но и не лучшая.

К.ЛАРИНА: Стругацких в этом списке нет, хотя по тому, как реагирует всегда наша читающая публика на выход всяких экранизаций, она тут же начинает скупать все, что увидела в кино. И фильм «Трудно быть богом», который выйдет осенью, как обещал Леша Герман, он возбудит, будем надеяться, опять интерес к литературе Стругацких. Хотя экранизируют их много и с удовольствием, с разной степенью успеха.

Б.ВИШНЕВСКИЙ: Значительно меньше, чем следовало.

Д.ВОЛОДИХИН: Если взять всех постсоветских фантастов, то лидерами будут Стругацкие по экранизациям. Было бы приятно увидеть больше их фильмов.

К.ЛАРИНА: А что вы видели из того, что было?

Д.ВОЛОДИХИН: Если не все, то почти все видел.

К.ЛАРИНА: «Быть богом» была уже экранизация Фляйшмана.

Б.ВИШНЕВСКИЙ: Не очень хорошая.

Д.ВОЛОДИХИН: Там были провалы, там были находки. Там был неплохо сделан главный герой. Безобразие, гряз средневекового города сделаны с перебором. Будем надеяться, что Герман сделает лучше.

К.ЛАРИНА: А вы не смотрели никакой материал из фильма Германа?

Д.ВОЛОДИХИН: То, что публиковалось из сценарных разработок, я с этим знаком. Но одно дело ты читаешь сценарные разработки, другое – фильм.

К.ЛАРИНА: Борис, а вы на просмотре не были?

Б.ВИШНЕВСКИЙ: На просмотре я не был, но то, что экранизировали, я видел все. Конечно, по поводу фильма «Трудно быть богом» я видел небольшие отрывки. Мне трудно себе составить впечатление, жду, когда выйдет. Но у каждого человека, который любит Стругацких, собственное представление об экранизации. У меня тоже оно есть, не знаю, насколько оно совпадет с тем, что я увижу на экране. Из того, что выходило до этого – «Обитаемый остров» - мы с Борисом Натановичем активно обсуждали, ему понравилась 1 часть, совершенно разочаровала 2-ая, как впрочем, и меня. Т.к. во 2 все свелось к заурядному боевику. Сам герой книги, который в книге очень серьезно изменяется, по мере того, как он переходит с одного этапа на другой. а в фильме этого нет, в фильме он один и то же от начала до конца.

К.ЛАРИНА: Мне бы хотелось о личном поговорить. Борис, ваше знакомство с Борисом Стругацким как произошло? С Аркадием вы были знакомы?

Б.ВИШНЕВСКИЙ: К сожалению, не был знаком. С Борисом Натановичем я пытался познакомиться 40 лет назад, когда я заканчивал школу. В 10-м классе делали вечер «Были ли гости из космоса?». И я знаю, что Борис Натанович живет не очень далеко от нашей школы на улице Победы, я достал телефон, набрался наглости, позвонил и робко спросил, не согласится ли он прийти на нашу школьную встречу. Но он мягко отказался, сказал, что очень занят. И пришлось мне ждать еще 20 лет знакомства с ним. Март 1992 года в «Доме писателя» старом, еще до пожара, мы с ним договорились об интервью. И около 20 лет постоянно встречались, разговаривали, переписывались по электронной почте. Почти все записанное вошло в книгу, которая выходила 20 лет назад. Я очень надеюсь, что выйдет 2 издание с утроенным интервью, которые были взяты с момента выхода этой книги.

К.ЛАРИНА: Можно это назвать дружбой?

Б.ВИШНЕВСКИЙ: Я не осмелился бы так себя назвать, его другом, скорее он был для меня старшим товарищем. У меня была привычка каждое интервью публиковать, присылать по электронной почте, он вычитывал, иногда вносил очень серьезные правки. Устная и письменная речь очень сильно отличаются. И только после этого это все публиковалось.

К.ЛАРИНА: мы продолжим наш разговор после Новостей.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: Продолжаем программу. Я полистала вашу книгу, Борис, там заканчиваются ваши беседы датировано 2002 годом. А после этого есть чем дополнять?

Б.ВИШНЕВСКИЙ: Есть конечно. Большое число интервью еще было записано и опубликовано. Я надеюсь, все это войдет во 2 издание. Еще туда войдет замечательный между Борисом Натановичем и Михаилом Борисовичем Ходорковским.

К.ЛАРИНА: Обращаюсь к Дмитрию, чтобы он немножечко рассказал о своем Стругацком.

Д.ВОЛОДИХИН: Я не могу похвастаться столь близким знакомством с Борисом Стругацким, т.к. я живу в Москве и кругам писателей-фантастов Петербурга менее прикосновенен. Более 10 лет назад на одном из международных конгрессов собирающихся фантастов «Странник», проходившем в Петербурге. Меня по просьбе Бориса Натановича подвели к нему, чтоб познакомиться. И он спросил, тот ли я Дмитрий Володихин, статьи которого печатаются, для меня это была большая честь. И тогда мы всего-навсего обменялись несколькими фразами, я был очень удивлен, что в течение этого десятилетия с небольшим Борис Натанович четырежды в шорт-лист премии им. Стругацких. За литературоведением, которое занимается фантастикой, он следил достаточно внимательно. И он интересовался этим не из тщеславия, не из любопытства, а у него была возможность влиять на литературный процесс, и он ей постоянно пользовался. Что касается моих московских знакомых, то у меня есть друзья, которые были учениками Аркадия Натановича. И я часто слышал истории, которые происходили, когда он был жив, а ушел он в начале 90-х. И то как он вел семинары фантастов. Оба этих семинары принесли нашей фантастической литературе колоссальную пользу.

К.ЛАРИНА: Дни, когда отмечается день рождения Бориса Стругацкого, я вспомнила, когда говорили о московских фантастах, не могу не передать привет от нас всех Сереже Лукьяненко, который 11 апреля отметил свой день рождения. Он тоже птенец из того же гнезда Стругацких. Сережа, с днем рождения, всегда ждем и рады вас видеть. Мы знаем, что Борис Натанович не был публичной фигурой, который бы не вылезал из телевизора, постоянно высказывался, он больше молчал. Но он высказывался в те минуты, когда молчать было невозможно. Поступок, связанный с его выступлением, всегда был поступок невероятного гражданского мужества. Борис, когда произошло это превращение, было дли оно, когда человек из писателя-фантаста превращается в общественного деятеля?

Б.ВИШНЕВСКИЙ: Я не думаю, что это было такое уж превращение. Просто Борис Натанович, естественно, интересовался всем, что происходило вокруг. И статьи на общественно-политические темы, интервью они давали еще с Аркадием Натановичем в перестроечное время. Когда можно было высказать свою позицию, то они не могли этого не сделать. Я знаю, что Борис Натанович с большим воодушевлением 3 августа 1991, и он не оставлял без внимания ничего важного, что происходило. О чем я страшно жалею, что он почти всегда отказывался выступать на ТВ. Не сохранилось почти ничего из видеовыступлений. Он не хотел почему-то. я его уговаривал, его часто приглашали, но он вообще не любил никуда ездить. Он был готов дать интервью на радио, но вытащить его в телестудию было очень сложно, только когда он физически хорошо себя чувствовал. Но он компенсировал это с лихвой, когда очень активно выступал. Я всегда старался заручиться мнением Бориса Натановича и постараться его напечатать, когда происходили любые мало-мальски важные события. Я все время убеждал его, что его голос очень важен. Что для огромного числа людей он был властителем дум, им важно знать, что думает Борис Натанович. Оно очень сильно влияло на людей. И Борис Натанович понимал, что ему не надо молчать.

К.ЛАРИНА: А как формировалось его отношение к Путину?

Б.ВИШНЕВСКИЙ: Оно менялось со временем. За 20 лет, что мы с ним общались, его степень оптимизма постепенно уменьшалась. Он вообще был историческим оптимистом. Приход Путина он встретил спокойно. Куда спокойней, чем я.

К.ЛАРИНА: Вам же всем этот человек был известен по Петербургу?

Б.ВИШНЕВСКИЙ: мне этот человек еще был известен с моих 1-ых депутатских времен начала 90-х годов. Именно потому, что я его помню, я никаких иллюзий не испытывал. А Борис Натанович, поскольку лично его не видел, как-то спокойно. Но достаточно быстро он стал думать так же, как думали мы. Я у него спросил, если бы он встретился с Путиным, что бы он у него спросил. Он сухо ответил: ничего, у нас нет общих тем для разговоров. Он прекрасно понимал, что происходит и в меру своих сил старался во всех своих выступлениях отстаивать самую главную вещь – свободу.

Д.ВОЛОДИХИН: Я хотел бы напомнить, что после смерти старшего брата Борис Натанович не отложил перо. И увидели свет 2 его романа «Поиск предназначения», «Бессильные мира сего». Относительно оптимизма в политической сфере. В 1 романе показано его отсутствие. Там сказано, что люди сами себя от сложных обстоятельств того мира, который они построили, избавить не могут. Здесь необходимо вмешательство иного рода. Что касается 2-го романа, там он есть, позиция несколько поменялась. Там проведены выборы, и претендент-интеллигент возобладал над генералом в силу того, что ученики гениального учителя применили определенные технологии. В тот момент, когда появился роман «Бессильные мира сего», очевидна надежда на то, что механизмы политического характера сулят определенную возможность перемены.

К.ЛАРИНА: А советский писатель понимал про что эта литература, не просто фантастические истории?

Д.ВОЛОДИХИН: Конечно понимал. Года с 62-го, с повести «Попытка к бегству», почти во всех текстах точка зрения критическая к советскому режиму, в каких-то вещах прямо приравнивается к режиму фашистскому, она понималась, отлично прочитывалась. Интеллигенция 60-80 такие вещи расшифровывала элементарно. А власть время от времени за это наказывала. Очень ограниченные возможности печататься с конца 60 по конец 80-х годов. Это было осознанное противостояние.

К.ЛАРИНА: Напрямую они сталкивались с системой?

Д.ВОЛОДИХИН: Неоднократно, в частности в момент публикаций их текстов за рубежом их вызывали, нажимали, чтоб они писали покаянные письма. Люди выбрали позицию критическую в отношении советской власти, им старались дать меньше возможностей высказаться. После середины 80-х годов то, что лежало под спудом, моментально вышло, оказалось, что они востребованы, люд их ждут. Откровенное высказывание их точки зрения было впервые уже в новых условиях, сделано в «Жидах города Питера».

Б.ВИШНЕВСКИЙ: Все 70-е годы у Стругацких не вышло ни одной новой книги, ничего не удавалось напечатать, власти понимали, что ни пишут не фантастическом мире, а о нашем. Когда вышло 1-е издание «Обитаемого острова», то всем стало понятно, что мир, который там описан, это наш мир. И огромные усилия Стругацких уходили, чтоб добиться напечатания книг, приходилось идти на цензурные уступки, потом уже в конце 80 – в 90-е были восстановлены в первоначальном виде многие их произведения. но в главном они никаких уступок не сделали, те, кто принимал решение, печатать их или нет, они понимали, что это опасная литература.

К.ЛАРИНА: Я хочу задать нашим слушателям вопрос, за ответ на который они получат весь комплект сегодняшних книг. А пока для наших гостей. Какой поступок Бориса Стругацкого характеризует его больше всего как личность? А пока вы думаете, для наших слушателей. В какой повести главный герой мальчик с Земли, воспитанный жителями с другого мира? Пожалуйста: +7-495-363-36-59.

Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Игорь. Это «Парень из преисподней».

К.ЛАРИНА: Нет, вы ошиблись. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Это «Малыш».

К.ЛАРИНА: Верно, как вас зовут?

К.ЛАРИНА: Елена, Москва.

К.ЛАРИНА: Елена, вы получаете невероятный подарок сегодня.

СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо, я читала Стругацких и очень их люблю.

К.ЛАРИНА: Замечательно, значит, в хорошие руки попадают книги. Возвращаемся к моему вопросу.

Б.ВИШНЕВСКИЙ: Вспоминается эпизод, 1995 где-то год. Это редчайший случай, когда Борис Натанович сам написал текст и попросил меня помочь в публикации. Но это было несложно. Он был очень обеспокоен тем, что у нас в стране тогда уже зарождался фашизм. Текст назывался «Фашизм это очень просто». Текст был опубликован в газете «Невское время». Если говорить о его убеждениях, то в максимальной степени он был антифашистом. Это было то явление, которое было ему ненавистно. И он был готов и силы свои потратить, и нервы, и время. Но он был, к счастью, не один. Он был в этой борьбе нашим знаменем в Петербурге. Его очень не хватает, опасность эта существует до сих пор. Мне стыдно сказать, что в Петербурге до сих пор можно пойти и на Невском проспекте в открытую купить фашистскую литературу.

Д.ВОЛОДИХИН: Его общественное высказывание, как правило, было сделано жестко и твердо. Чувствовалась убежденность, твердая воля, позиция. Но это был очень тактичный, вежливый человек, старавшийся никого напрасно не обидеть. Ему как руководителю литературного семинара приходилось знакомиться с огромным количеством текстов, мягко говоря скверного качества. И он внимательнейшим образом знакомился с текстом, высказывал свое мнение, когда оно было не хорошо, старался устраниться, чтобы не высказать человеку в лицо, что текст никуда не годен. Когда некий автор домогался настойчиво ответа, Борис Натанович сказал: «Проделана большая и серьезная работа.», больше ничего не сказал.

Б.ВИШНЕВСКИЙ: Кстати, завтра его ученики соберутся на этот семинар, я там тоже буду. Он был членом жюри очень многих литературных премий. И в силу этой обязанности ему приходилось много читать. У него уходило на это много времени. Он был человек исключительно добрый и отзывчивый, всем старался помочь, если мог. В отношении общественной позиции он был жестким и резким, а когда речь шла о человеческих взаимоотношениях, с ним общаться было наслаждением.

К.ЛАРИНА: Весь сегодняшний эфир посвящен одной теме – нравственному состоянию общества и нравственному стержню, который должен быть в каждом человеке. Характер Стругацкого, его суть человеческая из чего складывались? Это гражданское бесстрашие, умение видеть больше, чем показывают?

Д.ВОЛОДИХИН: Я бы добавил в отношении обоих братьев чрезвычайно высокое трудолюбие. Люди постоянно работали, несмотря на колоссальный успех 60-х-70-х. Это характеризует их самым лучшим способом.

Б.ВИШНЕВСКИЙ: Почти все, когда прощались с Борисом Натановичем, говорили, что с его уходом мы осиротели. Благодаря ему мы стали тем, что мы есть, это наш Учитель, они всегда слово «учитель» писали с большой буквы. Мы старались быть похожими на его героев, мы многим обязаны его творчеству. И отчаянно жаль, что и Аркадий Натанович, и Борис Натанович от нас ушли так рано.

К.ЛАРИНА: Слава Богу, что у нас есть книги Стругацких, есть воспоминания людей о них вполне себе живых, поскольку это действительно счастье, что это наши современники. Стругацкий – наш современник, он с нами это время переживал, и с его помощью мы это время переживем дальше. Спасибо вам огромное, дорогие гости!

ВСЕ: Вам спасибо.