Купить мерч «Эха»:

"Говорить, чтоб тебя понимали". Мастер-класс тележурналиста Нины Зверевой - Нина Зверева - Книжное казино - 2012-06-10

10.06.2012
"Говорить, чтоб тебя понимали". Мастер-класс тележурналиста Нины Зверевой - Нина Зверева - Книжное казино - 2012-06-10 Скачать

К. ЛАРИНА: Добрый день. В Москве 14 часов 12 минут. В студии «Эхо Москвы» ведущие передачи «Книжное казино» Ксения Ларина и Майя Пешкова. Майечка, приветствую тебя.

М. ПЕШКОВА: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Сегодня у нас особая передача, у нас сегодня мастер-класс проводит Нина Зверева. Ниночка, здравствуй, дорогая. Напомню, Нина Зверева – известнейший тележурналист, обладатель премии ТЭФИ, член Академии российского телевидения, глава центра «Практика», 20 лет ему исполнилось. Очень много учеников, выпускников оттуда вышло. Я думаю, мы поговорим об этой сфере жизни, которая, по-моему, всю жизнь и отнимает у Нины.

Н. ЗВЕРЕВА: Занимает.

К. ЛАРИНА: Есть еще и Болдино, про которое мы вспоминаем ежегодно, про это сегодня тоже поговорим, про пушкинский фестиваль «Живое слово», который Нина проводит в Болдино. Так что много тем для разговора. И, естественно, книжки, которые мы сегодня вам подарим. Перед тем, как начать наш разговор, давайте вспомним, что в эти минуты в Центральном доме художника на улице в шатрах проходит открытый книжный фестиваль.

М. ПЕШКОВА: Уже седьмой по счету. Очень интересное мероприятие происходит там. Короче говоря, вся Москва и гости столицы устремились туда, и дождь абсолютно не помеха. Я перед эфиром как раз там побывала, чтобы еще раз проверить, кое-что купить.

К. ЛАРИНА: Давай послушаем, что ты там насобирала. Слушаем Майю Пешкову, а потом идем в передачу.

РЕПОРТАЖ МАЙИ ПЕШКОВОЙ С КНИЖНОГО ФЕСТИВАЛЯ

К. ЛАРИНА: Итак, Нина Зверева у нас в студии. Давайте назовем книжки, которые мы сегодня дарим. Книга, которую я уже листаю, называется «Прямой эфир. В кадре и за кадром». Это совсем новая книга.

Н. ЗВЕРЕВА: Неделю назад вышла.

М. ПЕШКОВА: А также книга «Вам слово! Выступление без волнения». Еще одна книга, которая покорила мое сердце, – «Я говорю, меня слушают. Уроки практической риторики», Нина Зверева. В качестве четвертой книги, в качестве бонуса Марианна Лукашенко «Тайм-менеджмент для детей. Книга продвинутых родителей», как воспитывать ребенка так, чтобы помочь ему, а не останавливать его замыслы – именно об этом книга. Я ее уже купила.

К. ЛАРИНА: Первый вопрос мы задаем, отвечайте, пожалуйста, на смс +7-985-970-4545. За ответ на этот вопрос мы дадим книгу «Я говорю – меня слушают» Нины Зверевой.

Н. ЗВЕРЕВА: Сколько слов в словаре Пушкина?

К. ЛАРИНА: Есть точная цифра. Присылайте на смс +7-985-970-4545. Давайте начнем наш разговор. Нина, давай про «Практику» начнем.

Н. ЗВЕРЕВА: Это не интересно.

К. ЛАРИНА: Хоть сказать несколько слов.

Н. ЗВЕРЕВА: Не интересно. Давайте про другое, если позволите. Я хочу поблагодарить вас, что в мой день рождения прозвучали слова поздравления по моему любимому радио «Эхо Москвы».

К. ЛАРИНА: С Петровской оторвались.

Н. ЗВЕРЕВА: Это было очень приятно, незаслуженно долго, мне кажется. Действительно, есть такая школа телевизионная «Практика». Мне кажется, многое есть телевизионных школ, каждый человек делает всё для себя сам, и только тогда у него получается хорошо, т.е. для себя он делает. Я на телевидение пришла в 8 лет…

К. ЛАРИНА: В 8 лет?

Н. ЗВЕРЕВА: Да. Меня нашли на улице, пригласили на творческое телевидение.

К. ЛАРИНА: Девочка, хочешь сниматься в кино7

Н. ЗВЕРЕВА: Примерно. Только там было всё гораздо хуже: девочек уже набрали сниматься в кино, я была уже лишней и случайной. Просто детский режиссер шел по улице, уже отобрав девочек для съемки в кино, именно в кино, а тут я бежала с сачком, врезалась в него, такая веселая. Понравилась. Он показал на вышку и смеха ради сказал: «Придешь завтра туда, возьму сниматься». У меня родители занятые люди, я нашла вышку, а меня туда не пускают. И тогда я хитро обманула охранника, побежала на студию. За мной бежал вахтер. Была целая кутерьма, я бегала и кричала «дядя Миша». Я спросила, как его зовут. Он сказал – дядя Миша. Я больше ничего не знала.

В результате взяли меня, девочки с мамами ушли домой, а меня взяли сниматься. Это было местное телевидение, тогда было только местное телевидение, не было центрального телевидения. И меня, действительно, узнал весь город. Тем более у нас дома еще был телевизор с лупой КВН, и к нам приходил весь дом, 40 человек. Когда я шла по улице, меня все узнавали. Мне это очень нравилось. А потом меня заменили красивой девочкой, когда я была возрасте гадкого утенка, у меня была мечта отомстить всем и вернуться на телевидение с победой.

Я поступила на филологический. Это был вызов семье, все в семье физики, папа очень знаменитый физик, мама тоже, и вся родня физическая академическая, а тут я на филологический факультет поступила после физмат школы, да еще с медалью. Но родители у меня демократы, они считают, что если человек очень хочет, пусть попробует. Поступила. И вдруг в шкафу нашлись письма Александра Блока к моей бабушке. Причем она скрывала это всю жизнь, она не могла простить советскому государству, что он умен так страшно, он же умер от цинги, от голода фактически.

К. ЛАРИНА: А где их свела судьба?

Н. ЗВЕРЕВА: Она была бестужевкой, она училась на Бестужевских курсах, Зоя Владимировна Зверева, причем сразу, как я потом выяснила, на двух факультетах. И они переписывались, переписывались в самое трудное время, в столыпинское время. И моя бабушка была активная почти революционерка, и она привлекла Блока чуть ли не к благотворительной деятельности, т.е. он выступал с концертами, и средства от этих концертов шли в помощь политическим ссыльным и заключенным. И в это же время Любовь Дмитриевна – она же от него сбежала – вернулась с ребенком, он принял этого ребенка как своего. Ребенок умер.

И у меня в руках этих письма. Я их отдала в ЦГАЛИ. Я все-таки правильно воспитанный человек, мы решили, что это слишком дорогое наследство. Хотя сейчас, честно говоря, жалею. Мы сделали копии, я эти копии иногда перебираю. Они переписывались каждый день, он ей очень доверял. Даже есть его визитка, красивый почерк блоковский, там написано: «Дорогая Зоя Владимировна, не застал вас сейчас, очень жалею об этом, потому что есть такие вещи, которые хотел бы рассказать вам, а не писать». А в своем дневнике он про нее написал: «Значительная и живая». И вот когда я обнаружила эти письма, я поняла, какой я хочу быть, какую я хочу иметь эпитафию – значительная и живая. Она умерла, мне было 4 года, но я ее прекрасно помню. Это тетка моего отца, двоюродная бабушка, но она была бездетная, поэтому отец мой был ей как сын. Эти письма вернули на телевидение, потому что я в «Литературной газете» у Латыниной Аллы Николаевны написала огромную статью «23 письма Блока», мне было самой 18 лет, я уже была беременна первым ребенком, это была целая история… Всё есть в книжке «Прямой эфир».

К. ЛАРИНА: Это как раз книжка, про которую мы уже сказали.

Н. ЗВЕРЕВА: Книга «Прямой эфир» - это книга моей журналистской жизни. Я старалась писать ее не хвастаясь, с самоиронией, писала ее для своих учеников по их просьбам. Дело в том, что, когда я веду беседы, тренинги, семинары с учениками – я не называю это никогда мастер-классы, потому что люди должны всё делать сами, умный человек может только направлять, нельзя передать свой опыт никогда, научить нельзя, научиться можно…

К. ЛАРИНА: Нина, а кто тебя научил?

Н. ЗВЕРЕВА: У меня были прекрасные учителя. На местном горьковском телевидении тот самый дядя Миша Мараш, Рогнеда Александровна Шабарова, Владимир Сергеевич Близнецов. Я с таким удовольствием называю эти имена. Мне кажется, пока мы помним учителей, мы остаемся людьми.

К. ЛАРИНА: А ты пришла на телевидении уже в прямой эфир сразу?

Н. ЗВЕРЕВА: Да.

К. ЛАРИНА: Т.е. уже надо было говорить.

Н. ЗВЕРЕВА: Представляете, в «Литературной газете» вышла статья «23 письма Блока», и мне звонит дядя Володя Близнецов (для меня он дядя Володя): «Нина Витальевна, мы прочитали вашу статью…» Они же знают, что я та самая Нинка Зверева, которая у них была давным-давно. Это же потрясающая история. И я пришла на телевидение уже с животом, они меня рассматривали: это же Нинка, наша Нинка. И меня пустили в кадр. И вдруг оказалось, что все эти камеры, студии, это всё мое родное, живое. Меня никогда не слепили фонари – я настолько к этому привыкла. А при свете камер я вообще всегда оживала, у меня всегда проходила температура… Однажды я сломала довольно серьезно позвоночник, но я вела передачу, я не чувствовала боли. Это как у актеров бывает. Я очень люблю телевидение. Дожив до 40 лет, я решила просто сделать такую школу, которой не было у меня. Это самое лучшее основание – сделать так, как хочешь, чтобы учили тебя, писать такую книгу, которую самой не скучно будет читать. Вот я так и стараюсь. Я не думала никогда, что я буду заниматься красноречием и риторикой. Всю жизнь учила журналистов. Но вдруг стали приходить люди, у которых журналисты берут интервью. Они говорят: «Вы их учите, а почему вы нас не учите отвечать?»

К. ЛАРИНА: Т.е. это политики, бизнесмены, которым это необходимо по работе.

Н. ЗВЕРЕВА: Политики, бизнесмены, чиновники и просто люди, которые понимают, что это важно. Нельзя избежать говорения. Как сказал Лари Кинг, «дорога к счастью устлана разговорами». А теперь у меня любимая фраза – даже если он вдвоем с кем-то, он говорит, либо он говорит так, что его слушают, либо он говорит так, что его не слушают.

К. ЛАРИНА: Нина, а если говорить про наше телевидение, телевидение времен перестройки – это действительно звездный час нашего телевидения, звездное время?

Н. ЗВЕРЕВА: Для меня да. Я не думаю, что здесь есть какие-то оценки. Мы же можем судить только относительно того времени, в котором мы живем. Если сейчас нам дать это телевидение, мы бы не стали его смотреть.

К. ЛАРИНА: Не скажи. Есть вещи старые, которые повторяют на разных спутниковых каналах, это фантастическое зрелище, оторваться невозможно, это живое, оно абсолютно живое, телевидение той поры.

Н. ЗВЕРЕВА: Мне очень повезло. Как раз в возрасте 40 лет, уже познав некие науки и поняв, что нужно людям, как с ними общаться, уже прожив некую свою собственную жизнь, мы вдруг оказались в ситуации, когда смогли говорить всё, что мы хотели. Это же счастье. Я была собкором номер один российского телевидения, у меня было удостоверение – собкор № 1. Лысенко мне предложил первой. И первые репортажи у меня были еще в мае 1991 года, еще до появления первой программы «Вести».

К. ЛАРИНА: «Без ретуши».

Н. ЗВЕРЕВА: Да, 90-й год, там есть у меня страница об этом. Я ездила из Нижнего в Москву для прямых эфиров, познакомилась с ведущими журналистами Москвы. Это было чудесно.

К. ЛАРИНА: Тогда все узнали Нину Звереву как телевизионного журналиста, это была уже всесоюзная, всероссийская слава.

Н. ЗВЕРЕВА: Да ладно, Ксюша.

К. ЛАРИНА: Я помню появление этой девочки, черненькая головка аккуратненькая, короткая стрижка, такая бойкая, говорила – магия исходила от нее. Удивительно. А вопрос такой у меня, Нина. А почему ты не захотела переехать в Москву навсегда?

Н. ЗВЕРЕВА: Три раза меня всерьез звали. Я не могу сказать, что это было просто. Когда Сагалаев звал, я была совсем молодая, я победила на всесоюзном фестивале, мне было 24-25 лет, как раз создавалась программа «Взгляд», был шанс ее вести, мне об этом прямо говорил Эдуард Михайлович. Семья, трое детей, ощущение, что не могу предать своих зрителей. Я вам не могу передать, насколько я была популярна и любима в своем любимом Нижнем Новгороде. С 8 лет. И практически каждый день в прямом эфире. Даже однажды сделали социологическое исследование – 99% узнаваемости, 85% уважения, признания. Это же был сумасшедший восторг. И я видела, что Москва по-другому устроена, здесь люди по-другому общаются. Я боялась, что меня здесь просто съедят. Я не умею ходить по трупам. Я за собой знаю особенности личности. Однажды – не буду говорить где – меня очень хвалили, говорили всякие слова. Но не успели закрыть дверь, неплотно ее закрыли, а я не успела выйти, и я услышала вслед то, что говорили обо мне на самом деле. И для меня это было потрясение. В Нижнем у нас все-таки по-другому. Это меня тогда напугало. Потом, конечно, я закалилась, понимала, что это ерунда. Если ты хочешь по-настоящему состояться, реализоваться, нужен, наверное, масштаб. Но тут появилась моя школа и появилось собкорство. Собкорство – это замечательная возможность быть известной в России и при этом жить в любимом городе. У нас невероятной город. Нижний Новгород – это же две огромные реки, слияние двух рек. Это так близко от Москвы, сейчас есть «Сапсан». Почему всем надо жить в Москве? Можно жить в Нижнем, писать там книги, презентовать их в Москве, даже можно приехать и выступить по радио «Эхо Москвы». Мне кажется, весь мир открыт. Каждому человек надо жить… где родился, там и пригодился.

К. ЛАРИНА: 38 тысяч слов насчитывает словарный язык Пушкина. У нас победительница одна – Марина, телефон 983.

Н. ЗВЕРЕВА: Марина, вы молодец.

К. ЛАРИНА: Остальные говорили – 24, 21, 20 тысяч, 10 тысяч кто-то называет. 38 тысяч – это точная цифра. Сейчас следующий вопрос.

Н. ЗВЕРЕВА: Кто был творческим лидером молодежной редакции центрального телевидения в период ее расцвета?

К. ЛАРИНА: Эта фамилия уже прозвучала. Присылайте ваши ответы на смс +7-985-970-4545. Как Пушкин появился в твоей жизни? Откуда ты знаешь, что 38 тысяч слов его словарь насчитывает?

Н. ЗВЕРЕВА: Когда я стала заниматься красноречием и поняла, что люди говорят, используя одни и те же слова. Когда я прошу банкиров, умных, образованных людей, топ-менеджеров рассказать про свой любимый город, город, где они родились, вы знаете, какое первое слово говорят? Город уникальный, город красивый, город замечательный. И я поняла, что эти слова стерты от частого употребления, и люди не стараются искать другие слова. Мне стало интересно, а сколько слов у писателей, у людей, которые профессионально владеют словом? Стала смотреть. Пушкин, который создал русский литературный язык… СоздАл или сОздал, как правильно сказать?

М. ПЕШКОВА: По-моему, сОздал.

Н. ЗВЕРЕВА: 38 тысяч слов. У меня был второй вопрос, но мы не будем задавать его слушателям, я сама дам на него ответ, пусть каждый прикинет. Сколько слов мы употребляем в своей речи? К сожалению, сейчас, особенно у молодежи - может быть, здесь влияние Интернета, влияние сленгов, влияние того, что словом «прикольно» или «круто» можно заменить все другие слова – 3-5 тысяч слов всего.

К. ЛАРИНА: В среднем.

Н. ЗВЕРЕВА: Да. Люди, которые владеют речью, журналистов можно назвать много кого, тут рядом сидят такие люди, и Познер, и Сорокина, и Парфенов, и Дибров, огромное количество, никого не хочу обидеть, много людей, которые владеют языком прекрасно, – 10-12 тысяч слов в ежедневном употреблении. Элементарное упражнение, которое я делаю на тренингах, когда прошу назвать синоним, например, к слову «говорить». 2-3 синонима. И когда я говорю – а как же молвить, а как же калякать?.. Людям это в голову не приходит. И от этого наша речь такая сухая. Мне понравилось, как сказал однажды Познер – серая, сухая, как портянка.

К. ЛАРИНА: Давай сделаем эксперимент – кинем какое-нибудь слово нашим слушателям, пусть они синонимы придумывают.

Н. ЗВЕРЕВА: Ценить.

К. ЛАРИНА: Дорогие друзья, слово «ценить», давайте попробуем придумать к нему синонимы. Только не заглядывайте в словари, давайте «по чесноку» - что в голову приходит, то и присылайте на смс +7-985-970-4545. А сейчас новости.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: В гостях у нас сегодня Нина Зверева, мы представляем ее замечательные книжки, которые научат вас не только говорить, но и мыслить правильно и свободно.

Н. ЗВЕРЕВА: На это я не претендую.

К. ЛАРИНА: Пришли уже правильные ответы. Конечно, Эдуард Сагалаев был лидером молодежки. Мы решили увеличить количество победителей за счет тех, кто не ответил на первый вопрос. ОБЪЯВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ. Давай зададим следующий вопрос на смс.

Н. ЗВЕРЕВА: В каком населенном пункте России Пушкин написал свою лирику, «Маленькие трагедии» и «Повести Белкина»?

К. ЛАРИНА: Прекрасный вопрос, очень легкий. Присылайте ответ на смс +7-985-970-4545. А мы возвращаемся к нашему заданию. Очень сложное задание предложила вам Нина Зверева – придумать синонимы к слову «ценить». Справляется народ. Дорожить, любить, обожать, ставить высоко, признавать, уважать, почитать, запасть…

Н. ЗВЕРЕВА: Классно.

К. ЛАРИНА: Трястись над, отдавать должное, хвалить, восхищаться, трепетать, предавать значение, беречь, лелеять – даже есть и такое слово.

Н. ЗВЕРЕВА: Ой, как хорошо. Если можно, Ксения, перепишите то, что нам прислали. Это задание очень сложное. Я навскидку написала 5. Слушатели предложили больше, и некоторые гораздо более точные.

К. ЛАРИНА: Молодцы.

Н. ЗВЕРЕВА: Меня восхищает, с каким удовольствием люди занимаются русским языком. Я опять переживаю, как у нас сейчас плохо преподают русский язык в школе. Потому что такие элементарные вещи, как придумать сравнения. Я прошу всех людей совершенно разных профессий, которые сидят у нас на тренингах, придумать сравнения, например, для той профессии, которое они занимаются. У всех водопады. Я преподаю в школе управления «Сколково», там недавно были топ-менеджеры «Транснефти». Когда уже третий человек читает про водопад, они все начинают смеяться и потом начинают искать что-то другое. А уж когда по очереди я прошу их называть пословицы и поговорки русского народа, кроме «без труда не вытянешь и рыбку из пруда»… А я, знаете, как специально делаю, несмотря на то, что взрослые люди? Они уже к этому времени ко мне очень хорошо начинают относиться, весело, с большим почтением, и я говорю: кто не может сказать пословицу, пожалуйста, отойдите в угол, чтобы видно было, кто может. Они идут в угол, все они идут в угол. И когда через три секунды после начала тренинга у меня все эти образованные, культурные люди, с тремя высшими образованиями стоят в углу, я говорю: «Ну и как?» Они группой из угла кричат: «Нам стыдно!» И в углу они вспоминают все пословицы и поговорки. Но в реальной речи они ими не пользуются.

К. ЛАРИНА: От чего зависит? Я думала, что зависит от количества прочитанных книг. Это связано как-то?

Н. ЗВЕРЕВА: У меня есть своя теория на этот счет. У меня теория такая. Есть забытые файлы. Мы все знаем русский язык, читаем книги, понимаем каждое слово. Наши дети не понимают «кибитка кочевая», но мы пока еще легко им можем объяснить. Но есть слова в активной памяти. А вот здесь, когда считается нормальным 3-5 тысяч слов, о чем мы сказали, то люди, грубо говоря, не парятся, не мучают себя в поисках точного слова. Я говорю, что красноречие, этим можно овладеть. 4 дня занятий, но ведь потом люди занимаются сами. Я говорю: вы идете на работу, вы едите в машине… Кроме того, что полезно пословицы и поговорки говорить… Современные люди не двигают губами и языком, очень жуют слова.

К. ЛАРИНА: Вялый рот я это называю.

Н. ЗВЕРЕВА: Не знают, что надо говорить только на выдохе. Т.е. наша речь и по содержанию, и по форме неприятна. А речь очень много значит. Не случайно мы за людьми, которые красиво говорят, готовы идти на край света, сидеть с ними рядом за столом, всё что угодно делать. Какое наслаждение – слушать красивую русскую речь. Я восхищаюсь Познером. Ведь он же выучил русский язык. Но как он прекрасно говорит по-русски! Русский язык же ему не родной.

К. ЛАРИНА: Кого бы ты еще привела в пример, если не журналистов, может быть, из деятелей культуры, кто действительно может быть примером для подражания?

Н. ЗВЕРЕВА: Очень много.

К. ЛАРИНА: Сергей Юрский – просто блестящий оратор. Смотри, мы пока говорим только о количестве слов, о лексиконе. А ведь наверняка здесь важны навыки актерского мастерства, эмоциональность, убежденность.

Н. ЗВЕРЕВА: Когда я спрашиваю на своих тренингах, кто лучше говорит – Путин или Медведев, чтобы всё было просто, чтобы всё было понятно, и конечно, вся группа всегда голосует за Путина. И я с ними согласна. Мне даже кажется, что в последнее время те, кто работают с Медведевым, направили его в неправильную сторону – он стал очень подражать Путину во всем, в том числе в речи.

К. ЛАРИНА: А это совсем не его риторика.

Н. ЗВЕРЕВА: Поначалу, когда появился такой профессорский сын, с такой красивой питерской речью, мне понравилось. Хотя, может быть, она иногда была слишком долгая, слишком заумная, для нашего электората не подходящая. Но когда он встал на ту же полянку, что Путин, он стал явно проигрывать, это было очень заметно. Потому что тут не откажешь Владимиру Владимировичу – он говорит остро, быстро, у него прекрасная реакция, иногда лучше не скажешь, особенно когда прямые трансляции с народом, тут я ничего не могу сказать. Прекрасно говорит Обама. Я немного понимаю английский, мне еще дети переводят, там нюансов очень много. Прекрасно говорит Юлия Тимошенко. Она невероятная. Там такие метафоры, сравнения, так она ведет за собой народ. Публичные политики обязаны хорошо говорить, без этого никак – за ними должны пойти, за них должны голосовать. Конечно, краснобай Жириновский невероятный. Но если расшифровать его речь – а я этим занималась просто уже как специалист, – то он может начать с того, что я не буду голосовать за этот закон, и закончить тем, что я буду голосовать за этот закон. Но всем уже всё не важно. Т.е. он сам себя отрицает, но сам процесс говорения у него такой захватывающий и яркий, что, конечно, в этом смысле он молодец.

К. ЛАРИНА: А вот эта митинговая стилистика, которая сейчас вошла в моду, поскольку мы все живем внутри протеста?..

Н. ЗВЕРЕВА: Я была на митинге и была несколько разочарована, насколько не умеют наши лидеры оппозиции говорить, даже вызывать у толпы желание что-то проскандировать. Я даже написала об этом у вас на «Эхо Москвы» в своем блоге, получила много откликов, со мной многие согласились. «Путин – нет» – это не то, что люди могут скандировать на площади. Придумайте такой слоган, который легко скандировать. Я была на съездах комсомола, там все скандировали «Ленин, партия, комсомол». Это же легко скандировать.

К. ЛАРИНА: «Россия без Путина».

Н. ЗВЕРЕВА: Плохо. И потом получается «бес», бес Путина, Россия - бес Путин. Это что означает? Ведь когда мы говорим, то всё по-другому. Мы всё время смеемся в семье над такими вещами: «Я желаю счастья вам». Я же лаю счастья вам.

К. ЛАРИНА: Это когда говорят «ты же ребенок».

Н. ЗВЕРЕВА: Ты жеребенок, да.

К. ЛАРИНА: Можно я вернусь к нашим победителям? Конечно, Болдино, волшебное Болдино. Какое слово! Сколько за ним стоит! ОБЪЯВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ. Мы сейчас будем суперпризы разыгрывать. А там уже вопросы профессиональные.

Н. ЗВЕРЕВА: Я так рада, что имею отношение к тому, что люди узнали про Болдино. Мне было всегда как нижегородке больно и обидно, что знали только Михайловское. Теперь люди едут в Болдино. Конечно, наш фестиваль, которому 7 лет уже и который настоящий праздник, и то, что меня сделали почетным гражданином села Большое Болдино… Их всего 7 человек. Это такое звание!

К. ЛАРИНА: Ты царица Болдино.

Н. ЗВЕРЕВА: Я даже мечтать об этом не могла. Но едут каждый день автобусы. И люди начинают понимать, что именно Болдино является родиной русского литературного языка. Да, Пушкин там написал всё главное, что он написал, на том русском языке, на котором мы имеем возможность говорить, только почему-то не очень этого хотим, а может быть, не очень об этом думаем. Меня удивляет, что за 4-5 дней наших тренингов люди начинают говорить и думать по-другому, они очень благодарны. Я говорю: если вы начинаете свою речь со слова «однажды», вас сразу будут слушать, а если вы говорите – со мной был однажды неприятный случай, вас все будут слушать. Люди наши почему-то любят хвастаться и любят рекламировать себя, а другие люди совершенно это не воспринимают – почему я отказалась с самого начала говорить про «Практику». Потому что я понимаю, что другим скучно.

К. ЛАРИНА: Но про Болдино они должны знать.

Н. ЗВЕРЕВА: В Болдино я очень зову. Там, может быть, не самые лучшие в мире гостиницы, но там такие гостеприимные люди. Там до сих пор все говорят на прекрасном русском языке. Одно из чудес Болдино – то, что там сами крестьяне отстояли дом Пушкина, родовое поместье от пожаров в 17-м году. Т.е. одни шли с вилами и топорами, а другие стояли насмерть. Между ними была драка, победили те, кто отстоял дом Пушкина. Это всё сохранилось: там сохранились деревья, которые он посадил своими руками, там необыкновенная атмосфера, там очень красиво, это место особого вдохновения.

К. ЛАРИНА: Если говорить о патриотизме, то там можно учиться патриотизму, можно приезжать туда…

Н. ЗВЕРЕВА: Далеко, конечно.

К. ЛАРИНА: Останови на улице человека, спроси у него про Болдино, он тебе расскажет всё с самого начала, что там было, как там было, что где находится.

Н. ЗВЕРЕВА: А Пушкин – любимый барин до сих пор.

К. ЛАРИНА: Это удивительно. Кстати, надо сказать отдельно про замечательную традицию балов, в которых принимают участие не какие-нибудь специально обученные артисты, ряженые, а обычные люди самых разных профессий, которые приходят на эти балы. Там школа, какой-то специальный кружок танцевальный?

Н. ЗВЕРЕВА: Если кто-то хочет посмотреть, то на сайте Первого канала нажмите «Болдино», и посмотрите три сюжета с фестиваля, где всё рассказано, всё показано. Павел Полуйчик, Ирада Зейналова, Анна Нельсон , к нам присылает Кирилл Клейменов, за что я ему очень благодарна, лучших журналистов, у них даже происходит соревнование, в том числе в русском языке. Очень хорошие репортажи, прекрасные репортажи, красивые.

М. ПЕШКОВА: Едем, едем.

К. ЛАРИНА: Давай теперь по профессии задавай вопрос, по телефону отвечаем.

Н. ЗВЕРЕВА: Как вам кажется, что важнее для успешного выступления – начало или финал?

К. ЛАРИНА: Пожалуйста, 363-36-59. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ1: Здравствуйте. Это Галина. Финал.

К. ЛАРИНА: Галина, объясните.

СЛУШАТЕЛЬ1: Мне кажется, больше запоминается в конце.

Н. ЗВЕРЕВА: Да.

К. ЛАРИНА: Вы абсолютно правильно ответили на вопрос. Я вспоминаю Штирлица – всегда запоминается последняя фраза.

Н. ЗВЕРЕВА: Я так и называю – правило Штирлица. Дело в том, что многие люди, когда начинают выступать, придумывают первую яркую фразу, первую яркую историю и не думают о том, чем закончить, особенно когда говорят тосты. И на этом всё разваливается.

К. ЛАРИНА: Я совершенно не умею. Я в конце говорю – ну вот и всё. А нужно обязательно придумать финал. Как анекдоты рассказывать – тоже особое умение.

Н. ЗВЕРЕВА: Поэтому когда у вас есть яркая фраза, хорошая идея, хорошее пожелание, вы зафинальте этим свою речь, это мой совет вам.

К. ЛАРИНА: А чем зафиналивать? Научи нас. Какой-нибудь афоризм, поговорка. И как говорят у нас народе… И когда эта маленькая птичка…

Н. ЗВЕРЕВА: Финал всегда должен вызывать эмоцию у людей - либо радостную, либо трепетную. Это Аристотель придумал – катарсис обязательно в конце должен быть.

К. ЛАРИНА: Помните, «Кавказская пленница», когда он тосты собирал и плакал в конце – птичку жалко.

Н. ЗВЕРЕВА: Есть еще один вопрос у меня. Волнение при выступлении, как вы считаете, это хорошо или плохо.

К. ЛАРИНА: Ваши собственные ощущения, ничего не подсказываем. 363-36-59. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ2: Добрый день. Мне кажется, что волнение – это неплохо, даже хорошо, потому что поддерживает тонус.

К. ЛАРИНА: Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ2: Сергей.

К. ЛАРИНА: Спасибо большое. Ответили вы правильно, и сейчас Нина объяснит почему.

Н. ЗВЕРЕВА: Очень многие люди просят избавить их от волнения. Я говорю – ни в коем случае. Волнение для оратора – это как бензин для машины, без него не выйдет ничего. Я сейчас сижу и волнуюсь, знаю, что двое коллег рядом со мной, несмотря на огромный опыт, тоже волнуются, иначе не получится хорошо. Волнение позволяет концентрировать мысли, выбирать из них самое яркое. Волнение устанавливает мостик со слушателями, потому что наше волнение вам передается. Но есть отличная фраза: «Надо конвертировать волнение в кураж», – сказала не я, сказал Эрнест Мацкявичюс, мне чрезвычайно понравилось. Потому что иногда волнение превращается – опять сравнение – в океанскую волну, которая вас накрывает. Т.е. должна быть какая-то мера, волнение надо конвертировать в кураж.

К. ЛАРИНА: Нина, еще одна проблема, с которой я сталкивалась и сама частенько, и знаю людей, которые не могут преодолеть. Одно дело, когда ты сидишь, как мы сейчас сидим и общаемся друг с другом. А другое дело, когда вдруг внимание концентрируется именно на тебе, и огромное количество людей, будь то стол, за которым ты сидишь, или зал в ресторане, или зал где-нибудь в кинотеатре – все на тебя смотрят, и ты должен что-то говорить. Это какое-то особое волнение, это какой-то барьер, который нужно преодолеть. Как его преодолеть? Есть упражнения для этого?

Н. ЗВЕРЕВА: Конечно, есть упражнения. Это как если вы хотите иметь хорошее тело, приходится каждый день ходить в фитнес-зал. То же самое, чтобы научиться говорить перед публикой, не обладая геном публичности… Я уверена, что некоторые рождаются с этим геном. Мой друг Александр Акопов, великолепный продюсер, оратор, он всегда говорит, что есть дети, которые залезают на табуретку и начинают читать стишки деду Морозу, а есть другие дети, которые знают стишки гораздо лучше, но никогда не залезут на табуретку. И это всегда происходит при рождении. В одной семье может быть ребенок публичный и ребенок скромник.

К. ЛАРИНА: Как ребенок, который не может у доски отвечать, он всё знает, но не может ничего ответить – ему страшно.

Н. ЗВЕРЕВА: Всё равно когда-то надо этому научиться. Такие люди обычно ко мне и приходят. И всегда советую все-таки тренироваться и самому с собой, т.е. записывать себя на диктофон, слушать, привыкать к звуку своего голоса, записывать себя на камеру. Есть люди, которые предпочитают быть слушателями, отмалчиваться, а когда-то ведь придется говорить. Просто надо тренироваться, обязательно надо достигать успеха. Успех в маленькой компании – тост в кругу семьи, а потом большая сцена – и уже всё проще, потому что через ситуацию успеха человеку всегда всё проще.

К. ЛАРИНА: Тогда твои пожелания нашим слушателям, и это финал, который должен запомниться.

Н. ЗВЕРЕВА: Я всегда говорю, что любая фраза должна состоять из трех элементов: не случайно – пришел, увидел, победил. Я хочу сказать нашим слушателям, что гораздо интереснее бывает слушать человека и брать интервью у человека, который не хочет давать интервью, который не готов давать интервью. Лучше выступает тот человек, который не выступает каждый день, но который хорошо подумал и хорошо подготовился. В каждом из вас есть интересный человек, каждому из вас есть что рассказать людям, поверьте мне. Не бойтесь выступать и говорить.

К. ЛАРИНА: Это Нина Зверева. А я все-таки скажу последнюю фразу. Большой привет Михаилу Сладкову, который нас сейчас слушает. Миша, мы тебя не забыли, мы тебя помним и тебя тоже поздравляем со всеми праздниками. Спасибо тебе.