Купить мерч «Эха»:

Каков он - детектив? - Сергей Литвинов, Сергей Рубис, Наталья Андреева - Книжное казино - 2010-08-08

08.08.2010
Каков он - детектив? - Сергей Литвинов, Сергей Рубис, Наталья Андреева - Книжное казино - 2010-08-08 Скачать

С. БУНТМАН - Ну что ж, 13 часов 12 минут, Сергей Бунтман у микрофона. Сегодня последнее воскресенье, когда я заменяю Ксению Ларину. Ксения Ларина возвращается из отпуска, приступает к работе, и следующий уикенд, суббота и воскресенье, вы будете утренние передачи, такие начально-дневные уже слушать как полагается с Ксенией Лариной. Ну, а сегодня мы проводим «Книжное казино», и мы сегодня займёмся детективами всевозможными. Разыграем, 10 человек у нас получат по 4 детективные книжки, и я представлю сразу наших гостей: это Сергей Рубис, здравствуйте, Сергей.

С. РУБИС - Здравствуйте.

С. БУНТМАН - Сегодня одни Сергеи у нас будут. Сразу предупреждаю, загадывайте кучу желаний. Я знаю, что у всех будет одно и то же, кто в Москве слушает, одно и то же желание, но оно будет нейтрализовано теми, кто нас слушает, например, где у нас там, в Пакистане наводнение, ещё где-нибудь, ну, я не знаю.

С. РУБИС - В Индии.

С. БУНТМАН - В Индии, в Польше, там тоже, так что, вот, может быть, и не получится. Но старайтесь. Сергей Рубис, директор редакции современной русской прозы издательства «ЭКСМО» и ещё Сергей Литвинов, автор провокационных детективов.

С. ЛИТВИНОВ - Провокационных! Вот как меня обозвали!

С. БУНТМАН - Ну, не надо скандала сразу. Ну, что, провокационных.

С. ЛИТВИНОВ - Провокационных! Давайте мы поскандалим здесь.

С. БУНТМАН - Сразу устроим провокацию, да, да.

С. ЛИТВИНОВ - Это же сразу даёт интригу, конфликт какой-то. Почему Сергеи собрались, почему должно быть всё так благолепно. Сергей Литвинов – это я, добрый день, дорогие товарищи.

С. БУНТМАН - Добрый день всем.

С. ЛИТВИНОВ - Господа.

С. БУНТМАН - И, к сожалению, Наталья Андреевна у нас, автор психологических детективов, у нас не смогла сегодня, потому что такая создалась экологически… психологически детективная ситуация, что очень трудно в Москву прилететь, и лучше, может быть, даже не вылететь, чем прилететь в какой-нибудь другой город, а потом из него добираться. Ну, тоже история, да, получается.

С. ЛИТВИНОВ - Ну, ситуация, скорее, из фильма, из книги ужасов, чем из детектива или психологического триллера.

С. БУНТМАН - А почему, а не может быть фоном для детектива всё-таки?

С. ЛИТВИНОВ - Может быть, абсолютно.

С. БУНТМАН - Ну, вот…

С. ЛИТВИНОВ - Да, да, да.

С. БУНТМАН - Да, смог в Москве.

С. ЛИТВИНОВ - Плохо видно, поэтому стрелка не увидели. Плохо видно – поэтому человек, который подкрался с кинжалом, не заметен. Плохо видно – поэтому камеры наружного наблюдения не разглядели банду, которая взяла что-нибудь.

С. БУНТМАН - Да, из двух тысяч человек. Не разглядеть даже. Или тут начинается: красненькая точечка, только и можно, неизвестно откуда, на себе вдруг замечаешь красненькую точечку.

С. ЛИТВИНОВ - Слушайте, а у вас хорошее воображение. Почему вы не пишете детективы всё-таки?

С. РУБИС - Это был мой вопрос. Это должен был я сейчас сказать.

С. БУНТМАН - Я потому что всё время здесь говорю. Потому что здесь всё время мы говорим. Мы сегодня будем говорить о детективе, что он собой представляет и о российском детективе и, как, вот, например, Сергей Рубис… детективы всё продолжают в огромных количествах и выходить, и писаться, и читаться, и издаваться. В любой последовательности.

С. РУБИС - Я скажу, что на сегодняшний день это самый популярный жанр в нашей стране.

С. БУНТМАН - Остаётся.

С. РУБИС - Остаётся. Ну, несмотря на возможные какие-то инсинуации и какие-то другие мнения, я вам по статистике могу вам точно сказать, что на сегодняшний день и в нашей стране, да я думаю, что и в мире точно так же остаётся самым популярным.

С. ЛИТВИНОВ - В мире каждая четвёртая книга издаваемая – это детектив. Каждая четвёртая книга. Значит, первая – это сборник Мао Цзэдуна, я так понимаю, вторая – Библия, третье – всё остальное, а четвёртая – детектив.

С. БУНТМАН - Ну, там просто охватил…

С. РУБИС - Первая всё-таки Библия, несмотря ни на что.

С. ЛИТВИНОВ - Кто знает, когда-то Мао Цзэдун побивал Библию.

С. БУНТМАН - Когда-то он побивал, я помню, как соперник Мао Цзэдуна Ким Ир Сен, когда нам присылали, я год работал в библиотеке Ленина в ранней юности, и нам присылали в иностранном комплектовании нам присылали тысячами, тысячами новые произведения Ким Ир Сена.

С. РУБИС - На корейском?

С. БУНТМАН - На русском языке. На русском языке присылали, причём так изданы были. Такая мягкая, но глянцевая обложка. И фотография товарища Ким Ир Сена была проложена папиросной бумагой в каждой тоненькой книжке. Моя любимая книга, «Об изжитии догматизма и формализма и введения чучхе в идеологической работе», она была вот так вот. И до сих пор… и золотыми буквами Ким Ир Сен, и, вот, то, что я сказал.

С. ЛИТВИНОВ - Пусть лучше будут детективы.

С. БУНТМАН - По-моему, тоже, да. Потому что там начать и умереть, у нас славились люди, которые читали Ким Ир Сена. Была особая мода, так, в юности. Ну, хорошо, детективы. Находятся ли… вот, меня всегда поражало, находятся ли для этого сюжеты, ходы, повороты, фабулы, или у детектива тоже исчисляемые такие фабулы? Всё-таки…

С. РУБИС - Серёж, давай, только что говорили перед входом сюда как раз на эту тему.

С. ЛИТВИНОВ - Вы знаете, я думаю, что находятся, находятся, потому что человеческая фантазия всё-таки безгранична. Если ты черпаешь всё в документалке и не воспаряешь, наверное, ничего интересного придумать уже невозможно, потому что реально круг преступлений ограничен.

С. БУНТМАН - Ну, да. Да, украли, ограбили, убили, ну и так далее.

С. РУБИС - Ну, а потом понятно, что не только в детективах, а в принципе количество сюжетов – оно счётное.

С. БУНТМАН - Ну, да.

С. РУБИС - А всё остальное – это антураж, который окружает нас. Ну и, соответственно, наша жизнь – она же развивается, появляются новые элементы, появляются какие-то технические новшества, ещё что-то, и, собственно говоря, с помощью вот этих деталей или конвете, да, есть возможность, наверное, создавать какие-то произведения, которые могут резко отличаться от других.

С. БУНТМАН - Что главное в детективе – кто или как? В смысле, кто убил. Вот, разгадать загадку или как это происходит. Вот это великое всегда противостояние, да, когда, вот, как Хичкок замечательно об этом говорил, что, вот, есть, когда сидят люди за столом, да, и тут под столом взрывается бомба. А другое дело – интересно, когда мы видим и сидящих за столом, и бомбу, как там тикает.

С. ЛИТВИНОВ - Это самое интересное. Когда взрывается, неинтересно, а когда бомба, и, допустим, кто-то один знает о том, что там бомба.

С. БУНТМАН - Но и мы знаем, соучастники.

С. ЛИТВИНОВ - И мы знаем.

С. БУНТМАН - И мы, соучастники и сопереживающие.

С. ЛИТВИНОВ - Нет, когда все за столом не знают о бомбе, это менее интересно, чем когда один о бомбе знает, но сидит… это, кстати, ведь ситуация, когда «Операция Валькирия» или в нашем фильме «Освобождение» великолепно было показано, когда было покушение на Гитлера.

С. БУНТМАН - Но там играл гениальный Альфред Штруве, играл Штауффенберга, я до сих пор помню, как это было сделано.

С. ЛИТВИНОВ - Блестящий эпизод, кстати говоря, вот, всё связано с…

С. БУНТМАН - Вот эти вставочки в «Освобождении» - они были чрезвычайно хороши. Похищение Муссолини, когда Скорцени ворует, на планёре ворует Скорцени тогда, это было отлично.

С. ЛИТВИНОВ - Детектив хорош в любом жанре. Если что-то у тебя не читается или тяжело проглатывается, например, собрание сочинение «Ким Ир Сена», вставь туда кусочек детективный, и все начнут читать.

С. БУНТМАН - Да. Ну, надо. Ну, старины Ким Ир Сена нет с нами. Но есть пока ещё сын. Может, он-то постоянный детектив. Он знает, что у него есть или нет бомбы, кстати говоря. У Ким Чен Ира. Кто-то ещё знает.

С. ЛИТВИНОВ - А интрига-то закручена.

С. БУНТМАН - Пустит, да, пульнёт или не пульнёт? Вот, тоже детектив получается замечательный.

С. РУБИС - А вы знаете, мне кажется, важно и что, и как, потому что это зависит от того, для кого ты делаешь, а люди все разные: для кого-то важнее детали, что, да, для кого-то важнее как, поэтому тут гадать-то достаточно и однозначно ответить тяжело, и гадать достаточно сложно, мне кажется.

С. ЛИТВИНОВ - Мне кажется, вот, Сергей Рубис – он представляет славное племя издателей, и, вот…

С. БУНТМАН - Как может не сказать это автор с перспективой издания, что это славное племя издателей.

С. ЛИТВИНОВ - Да нет, мы знакомы…

С. РУБИС - Да нет, мы уже знакомы, можно сказать, 10 лет, наверное, поэтому тут это, в общем, наверное…

С. ЛИТВИНОВ - Без подхалимажа.

С. РУБИС - Да.

С. ЛИТВИНОВ - Так вот, мне кажется, я сейчас может и неприятную для издателей вещь скажу, что издатели пользуются вот этой всеобщей любовью к детективу и называют порой детективами то, что детективами не является.

С. БУНТМАН - Угу.

С. РУБИС - Самое смешное или страшное, что это не издатели называют, а это читатели так классифицируют у себя в голове.

С. БУНТМАН - Ну, да.

С. РУБИС - И мы, мы рады, я честно говорю, что у нас там всё время споры идут про то, что как назвать, чтобы было понятно с точки зрения сегментации рынка, собственно, с маркетинговой точки зрения, и не далее, как позавчера мы об этом говорили с нашим генеральным директором и с главным редактором про то, какая же нужна сегментация, чтобы читатели понимали, потому что так, как мы внутри себя называем, и мы это чётко можем развести. Мы понимаем, что детектив – это, ну, условно говоря, замкнутое пространство, убийца, который должен быть определён в конце, улики, ещё что-то, и только это может называться детективом. Всё остальное, где этого нет.

С. ЛИТВИНОВ - Полицейский роман, триллер.

С. РУБИС - Боевик, криминальный роман. Это действительно так, но, к сожалению, на сегодняшний день приходится констатировать, что у наших читателей, у потребителей в головах картинка другая, они детективами называют всё подряд, то есть, они не разделяют этого.

С. БУНТМАН - Ну, да.

С. РУБИС - Вопрос в том, что мы должны заниматься тем, чтобы, как раз-таки, раскладывать всё по полочкам, для чего мы, наверное, здесь сегодня и находимся.

С. БУНТМАН - Самое главное какая цель? Для того, чтоб было понятно человеку, который читает, было понятно, на что он идёт.

С. РУБИС - Совершенно верно. Ожидания его должны быть удовлетворены, его ожидания от того, что он покупает или берёт у кого-то почитать.

С. БУНТМАН - Очень смешно бывает, когда жанровые ярлыки. Как в кино бывают, как в телепрограммах.

С. РУБИС - Да, да, да.

С. БУНТМАН - Детективный триллер, я это очень, совершенно, очень люблю это.

С. ЛИТВИНОВ - Нет, ну, я хочу сказать, из нашего совместного опыта и с Сергеем, и с моим соавтором и сестрой Аней Литвиновой. Мы с Аней написали больше 30 книг. Чистыми детективами, я думаю, там является не более 10, в том числе, там, триллеры, авантюрные романы, даже мистические романы, но все они выходят, вот, сейчас выходят под, как это называется, рубрикой, в серии «две звезды российского детектива».

С. РУБИС - Российского детектива.

С. ЛИТВИНОВ - Да, мы с Аней – «две звезды российского детектива». Я акцент не на звезде, а на детективе.

С. РУБИС - Да, да, да.

С. БУНТМАН - Я поставил, во-первых, что уже определяют вас, скорее, ждут своего автор как люди, которые читают книгу за книгой, ждут своего автора, и здесь уже детектив – это как второстепенный или само собой разумеющийся, а ждут именно вашего. Уже здесь существует и привыкание, и знакомство, поэтому в детективах существуют серии, существуют сквозные герои у некоторых. Существуют ясные ситуации. Мы понимаем, что один автор – это не другой автор, хотя они могут и описывать почти идентичные, там, или преступления, или идентичные детективные истории. Вот, наверное, это-то, это тоже ждут. Ждут своего автора. Вы на это работаете тоже наверняка.

С. РУБИС - Совершенно верно, и, вот, в этом сегменте рынка наиболее развита привязанность читателей к автору, потому что, там, скажем, в детской литературе или, например, в фантастике на сегодняшний день возможно издание и брендирование серий как таковых, или героев, не знаю, там, какой-нибудь Гарри Поттер, первичен, Роулинг уже вторична была. Всем был важен герой, и так далее. Здесь, наоборот, здесь действительно люди…

С. БУНТМАН - Она так построила свои семь книжек.

С. РУБИС - Это не она построила, это закон восприятия. Для детской психологии…

С. БУНТМАН - Нет, изначально-то она придумала, да…

С. РУБИС - Для детской психологии не так важно, кто написал, как важен герой.

С. ЛИТВИНОВ - Про кого.

С. РУБИС - Про кого, потому что каждый ассоциирует же себя каким-то образом, или не ассоциирует с героем.

С. БУНТМАН - Да, это видно, как он растёт.

С. РУБИС - Совершенно верно.

С. БУНТМАН - Проблемы усложняются.

С. РУБИС - Поэтому действительно это так. Что касается детективов, Серёжа сказал про то же название серии. Да, это название серии, но просто как-то же надо объединять это. Либо просто назвать «это детективы Анны и Сергея Литвиновых». К счастью, это достаточно легко дифференцируется на рынке, потому что таких уникальных дуэтов – их нет на рынке, и поэтому тут читателю легко у себя в сознании запомнить это, оставить это, да. А автор, конечно, мы не можем сказать автору – слушай, пожалуйста, пиши, вот, детективы, классические детективы. Понятно, что мы все живые люди, и мы работаем, у нас есть какая-то часть рутинной работы, есть какая-то часть творческой работы. У авторов, конечно, творческая работа сильно превуалирует над рутинной. Поэтому понятно, что им в какой-то момент хочется что-то изменить, попробовать себя в другом жанре, что-то новое сделать.

С. ЛИТВИНОВ - Поэтому, если можно, я выдам секрет этой внутренней кухни. Когда мы приносим нечто отличающееся от того, что издатели привыкли издавать, то издатели морщатся. И говорят, что морщатся читатели от этого. Вот, когда, условно говоря, мы принесли роман, который больше о любви, чем детективный. Хотя детективная там линия тоже есть.

С. БУНТМАН - Ага, ну, здесь вы так зачем… Помните, ход замечательный… был прекрасный фильм Филиппа де Брока с Бельмондо, фильм великолепный об авторе шпионских романов.

С. ЛИТВИНОВ - Да, да.

С. БУНТМАН - И там же герой…

С. ЛИТВИНОВ - Блистательный, да, и в конце концов роман этот…

С. БУНТМАН - Да, и как он, что он ни пытался сделать со своим этим самым Бобом Сен-Клером, которого он хотел унизить, растоптать, чтоб он перестал быть суперменом.

С. ЛИТВИНОВ - Мне больше всего нравится сцена мести водопроводчику.

С. БУНТМАН - О, когда электрик, который говорит, что я не могу работать без водопроводчика. И он их расстреливает в книжке на пляже. Вот, это гениальный совершенно момент. Вы много мстите в своих детективах?

С. ЛИТВИНОВ - Нет, мы не мстим в детективах по одной простой…

С. БУНТМАН - Управдому. Милиционерам.

С. ЛИТВИНОВ - Нет, нет, ещё раз нет. Мы от этого отказались с Аней давным-давно по одной простой причине. Ещё в одной… в самой первой своей книги мы вставили туда человека, ну, действительно, недруга и который плохо с нами себя повёл, и в этой книге, причём, его не убивают, не распинают, но он…

С. БУНТМАН - Вот, он просто такой.

С. ЛИТВИНОВ - Вот, он такой, и он выглядит жалко. А потом через пару месяцев со дня выхода книги мы узнали, что этот человек, к сожалению, скончался он инсульта. Ну, конечно, мы не воспринимаем себя как неких демиургов и вряд ли есть такая связь, даже какая-то очень тонко опосредованная. Нет, конечно, связи. Но на всякий случай мы его убрали.

С. БУНТМАН - Но это лежит…

С. ЛИТВИНОВ - Давайте не будем.

С. БУНТМАН - Это остаётся.

С. ЛИТВИНОВ - Что-нибудь хорошее писать – это запросто. Давайте мы вам что-нибудь напишем хорошее. Это исполнится.

С. БУНТМАН - А, ну это другое. Вот, здесь был вопрос, параллельный вопрос был в Интернете. Вопрос классический: правда ли, что авторы детектива – потенциальные преступники.

С. ЛИТВИНОВ - Конечно, правда. Естественно. Просто у авторов детективов хорошее воображение и они вот это вот воображение своё реализуют на бумаге, а у преступников… это Набоков ещё писал, что воображение-то скудное. Ну, что у него… зайти с пистолетом в банк, взять деньги, а потом с девчонкой поехать на курорт. Вот, всё на что его голова способна. Конечно, авторы детективов…

С. РУБИС - Ну, вы знаете, по практике на сегодняшний день.

С. ЛИТВИНОВ - Лучше преступников теоретически.

С. РУБИС - Я думаю ни в мире, ни в нашей стране неизвестны такие примеры.

С. БУНТМАН - Сергей стал сразу своих авторов перебирать.

С. РУБИС - Я стал сразу… ну, вы знаете, на самом деле.

С. ЛИТВИНОВ - Задумался.

С. РУБИС - Нет, правда, смешно или несмешно.

С. БУНТМАН - Мы сейчас прервёмся…

С. РУБИС - Я приведу потом пример.

С. БУНТМАН - Да, да, да. Пожалуйста, сейчас новости у нас будут.

НОВОСТИ

С. БУНТМАН - Мы продолжаем наше детективное «Книжное казино». Так мы и не договорились, да и договориться невозможно, в чём чистота детектива. Сергей Рубис, директор редакции современной русской прозы издательства «ЭКСМО» и Сергей Литвинов, автор детективов, я не буду говорить провокационных, а то он сейчас будет кричать тут. Тут же Сергей Литвинов. Сергей Бунтман ведёт эту программу. Сергей Рубис, вы хотели привести некий пример. Мы тут заговорили о воображении преступников и авторов детективов как потенциальных преступников.

С. РУБИС - Да, да. Я действительно хотел. Какие-то я помню смутно, может быть, лет 10 назад, были какие-то истории, что кто-то из авторов, ну, вот, попал в какую-то криминальную переделку или ещё что-то.

С. ЛИТВИНОВ - По пьянке ударил кого-то ножом, на самом деле это так было.

С. РУБИС - Я врать не буду, что там было, уже я плохо помню. Ну, просто журналисты тут же ухватились, выходила книжка, давайте-давайте, ну, вот, я могу сказать, что, ну, понятно, что статистика есть статистика, но если один человек, там, из тысячи попал куда-то, то получается, что, вот, процент…

С. БУНТМАН - Ну, как же интересно из этого сделать.

С. РУБИС - Одна десятая, да, соответственно, если взять какие-то другие специальности, там процент будет гораздо выше, поэтому я думаю, что это не…

С. БУНТМАН - Да нет, конечно.

С. РУБИС - Необъективная история.

С. БУНТМАН - И потом, мне кажется, что сам сюжет автор детективов, воспроизводящий свои книги или, наоборот, пишущий книги по реальным своим же преступлениям – это такой же сюжетный ход, как и многие другие.

С. РУБИС - Ну, конечно.

С. БУНТМАН - И это само по себе литература.

С. ЛИТВИНОВ - Ну, во всяком случае, лучше иметь синицу в руке в виде гонорара от издательства, чем журавля в небе в виде каких-то ящиков с золотом. Во всяком случае, наш творческий путь с Аней начинался в эпоху того, предыдущего кризиса в 98-ом году, и мы тогда потеряли едва ли не всё, и закрылась наше с ней рекламное агентство, и одна из идей, которую моя авантюрная сестра озвучила, было ограбление банка по сети, тогда это было необыкновенно для наших, российских, условий, что такое сеть, как банк ограбить. Преступление было великолепно разработано нами, особенно если учесть, что у Ани муж банкир. В те времена был. И встал вопрос – так что, начинаем, что ли? Но, в конце концов, это всё трансформировалось в книгу. Да, мы за неё получили по 150$ на лицо, но мы не получили реальный срок, потому что сейчас, как я думаю, что скорее всего получили, а ещё лучше, если бы даже ограбление удалось, получили бы по башке от каких-то преступных организаций, деньги были бы изъяты, ну и так далее.

С. БУНТМАН - Да, и дальше уже получается другая книжка. Следующая книжка получается. С этими преступными организациями, как они вас искали бы.

С. ЛИТВИНОВ - Ну, конечно.

С. БУНТМАН - Выявляли.

С. ЛИТВИНОВ - Конечно, это потом сыграло в нашей какой-то восемнадцатой книге по счёту.

С. БУНТМАН - Кстати говоря, любопытный вопрос о реалиях разных книг. Вот, я сейчас открыл книжку вашу, и здесь реалии рассказываются ретроспективные истории, и где? Метро Ждановская сноска, ныне Выхино.

С. ЛИТВИНОВ - Да, да, да.

С. БУНТМАН - Улица Белинского, там, Никитский переулок. Слушайте, после вчерашнего предложения, да ещё после… если будет принят законопроект, это придётся вообще все переделывать, если на наших реалиях будут детекивы… милиция…

С. ЛИТВИНОВ - Полковник милиции Гуров. Сносочка: полковник полиции.

С. БУНТМАН - Да, комиссар полиции.

С. РУБИС - А что делать с тем, что уже лежит в книжных магазинах?

С. БУНТМАН - Да, всё, вам-то что, какая жуткая работа.

С. РУБИС - Я вообще не понимаю.

С. БУНТМАН - Это регулярную замену запускать в компьютер.

С. РУБИС - Да, там все. А тем хорошо, тем, кто умер уже авторы. Это всё-таки охраняемые вещи. Что это? Значит, надо брать и переписывать за них.

С. ЛИТВИНОВ - Сноски, везде сноски.

С. РУБИС - Ну, это караул просто.

С. БУНТМАН - Нет, ну ретроспективно это не делается, хотя была формула, там, член КПСС 1901 года, вот и всё, когда никакой партии не было. Но это мы уж говорили 20 раз. Ну, это, вот, изменение реалий. Говорят, что Жюль Верн бегал и пытался изъять тираж «20000 лье под водой», потому что тогда появилась торпеда, а у него такой простой вещи, как торпеда, на «Наутилусе» не было, и он, рвя на себе волосу и бороду.

С. ЛИТВИНОВ - Как же я не додумал.

С. БУНТМАН - Да, и он пытался изъять тираж, говорят, весь. С реалиями. Помните про прокуратуру. Они все говорили. Говорят, говорят…

С. РУБИС - Она и сейчас есть, почему была-то.

С. БУНТМАН - Нет, говорят. Вот, сейчас сделают СКП…

С. РУБИС - Нет, есть СКП, есть прокуратура.

С. БУНТМАН - Сделают СКП, сделают СКП, и что с нами будет, как будут переводить, и так далее. И этого не стало, а потом сделали. Сериал повторяют, он вроде бы в наше время происходит, как бы в наше, а уже как-то уходит, да, уже нет такой степени доверия. Вы с этим когда-нибудь сталкивались, потому что у вас в реальном времени, или это неважно?

С. ЛИТВИНОВ - Ну, это всё такие мелочи, честно говоря, хотя есть некое искушение вставить в книгу нынешние сегодняшние вещи, но потом задаёшь себе вопрос – а как это будет читаться через 10 лет, а через 20, через 100. Кто это… это значит должен ещё сидеть, толковать или писать в примечании, что, вот, здесь авторы имели в виду, там, я не знаю…

С. БУНТМАН - Да.

С. ЛИТВИНОВ - Инцидент с Северо-корейской ракетой, раз уж мы…

С. БУНТМАН - Да, да, да.

С. ЛИТВИНОВ - А потом пояснять, что такое Северная Корея в те времена, так что лучше не касаться вот этих вот законных реалий.

С. РУБИС - Я согласен, в конце концов, это проблема тех, кто будет это издавать через десять лет. Им надо будет толковать.

С. БУНТМАН - Чужая. Да, вот, я тоже хотел, Сергей, сказать, что это чужая работа. Зачем делать…

С. РУБИС - Но а им надо будет толкование делать.

С. ЛИТВИНОВ - Ну, почему, мы должны думать о читателях, о наших читателях через 100 лет.

С. РУБИС - Тогда лучше фантастику, знаешь, это просто в космос и всё. Там…

С. БУНТМАН - Вот, смотрите, нам пишет Капитон из Москвы. Пишет: «Комиссар полиции – это нонсенс». Почему же нонсенс. Дяденька Капитон, ну что ж вы говорите такое? Комиссар – это не большевицкое слово, и комиссаров полиции существует в миллионе стран-то, столько нет стран, сколько комиссаров полиции.

С. ЛИТВИНОВ - Комиссар Мегрэ, он же комиссар полиции.

С. БУНТМАН - Полиции, да.

С. РУБИС - Здесь, скорее, непонятно другое: ради чего это всё, для чего это всё, не очень понятно.

С. БУНТМАН - Чего? Изменение?

С. РУБИС - Ну, назвать – да. Назвать милицию полицией. Что поменяется? Сознание у них поменяется?

С. БУНТМАН - Конечно, тут же совершенно.

С. РУБИС - Или, там, структура поменяется, или люди?

С. БУНТМАН - Ну, там целый кирпич, я всё не приступлю к изучению законопроекта, хотя надо бы, он уже на сайте висит. Вернёмся к детективам. Как… бывает ли так, что у вас иссякает или некая серия, или некая тематика иссякает у вас как издателей?

С. РУБИС - Ну, не у нас как издателей, а это скорее…

С. БУНТМАН - Она в жизни иссякает.

С. РУБИС - Да, у людей. Вот, смотрите: середина 90-ых было популярно очень всякие бандитские воры, ещё что-то.

С. ЛИТВИНОВ - «Конкретное мочилово».

С. РУБИС - Мочилово.

С. ЛИТВИНОВ - Название одной из книг, между прочим, издательства, которое Сергей представляет.

С. РУБИС - Да, и тогда было популярно…

С. БУНТМАН - Очень хорошее определение жанра, кстати говоря, очень точное.

С. РУБИС - Тогда было популярно это .Сейчас это никому не нужно, потому что реалии изменились, и всё, тема ушла, и тиражи. Понятно, что остаётся какая-то часть людей, которым по-прежнему интересно, потому что… эти все вещи, потому что, ну, тюрьмы есть. Там…

С. ЛИТВИНОВ - И там даже читают книги.

С. РУБИС - Исполнение наказания есть. Большое количество людей, которое связано с этим… работают в этой системе, они тоже никуда не исчезли, но просто это нельзя сказать модно-немодно, но просто реалии другие. Поменялась жизнь, и всё.

С. ЛИТВИНОВ - Точно так же в середине и в конце 90-х годов было достаточно модно, интересно политические детективы писать, читать, и мы в этом жанре отметились, и был такой автор Ильин.

С. РУБИС - Ну, он шпионские, скорее писал. У него был главный герой…

С. БУНТМАН - А что такое политический детектив? У нас же реалии… у нас и политический криминал существует.

С. РУБИС - Да, вы знаете, на самом деле…

С. ЛИТВИНОВ - Ну, то никому не интересно.

С. РУБИС - У нас этот жанр, я с Серёжей соглашусь. То ли нет такого яркого человека, который мог бы это реализовать настолько, чтобы это было интересно. Вот, смотрите, априори женщинам политика не очень интересна. Ну, слабо они ей интересуются в массе своей. Это, скорее, удел мужчин, но мужчины сейчас в принципе мало читают. Детективов они сейчас читают ещё меньше, чем, там, скажем, фантастики, да? Как-то так рынок такой сегодня, поэтому и жанр политического детектива, наверное, сегодня массово не может быть популярен. Вот, ну, там, скажем, и авторы наиболее популярно известные всё равно в этом жанре находятся в том сегменте, где большинство женщин.

С. БУНТМАН - Что получается, что читатели детективов…

С. ЛИТВИНОВ - Женщины.

С. РУБИС - В массе…

С. ЛИТВИНОВ - Как читателей книг вообще.

С. РУБИС - В нашей стране.

С. ЛИТВИНОВ - Так и читателей детективов.

С. РУБИС - Я вам могу сказать, как читателей и как даже не только читателей, но в основном покупателей книг, потому что можно, там, встретить картинку, когда в метро мужчина читает, ну, дамский роман, даже не беру детектив, а какой-то дамский роман. Когда ты это видишь, невольно задаёшься вопросом – как же так, что ж ты делаешь? И ты понимаешь, что это просто животное, которое даже не в состоянии дойти, купить себе книжку до магазина. Он просто берёт у жены наименее трудозатратным способом и просто читает то, что валяется дома, под руку подвернулось.

С. БУНТМАН - Мы, конечно, будем, Алексей, сейчас разыгрывать книги. Сейчас мы вопросы как раз зачитаем через минутку просто. Зачитаем вопросы и будем принимать ваши телефонные звонки. У нас есть десять наборов книг. Вот, которые можно перевязать бечёвкой или положить в пакет, вот, как вам будет удобно. Значит, я, смотрите: у нас есть «Неслучайная ночь» Ольги Володарской, у нас есть Татьяна Полякова, у нас есть Наталья Андреева, у нас «Огненная лилия», да, и есть Анна и Сергей Литвиновым «Я тебя никогда не забуду». У нас есть 4 книги и десять наборов по 4 книги.

С. ЛИТВИНОВ - Самая лучшая, совершенно понятно, какая.

С. БУНТМАН - Ну, понятно. Слушатели и читатели прочитают и сравнят, а потом напишут нам. Напишите нам, а лучше нарисуйте, как это говорили в детской передаче. Алексей говорит: «Что такое шпионский детектив?».

С. РУБИС - Шпионский роман?

С. БУНТМАН - Нет, шпионский роман – это понятно.

С. РУБИС - Нет, ну, шпионский детектив…

С. ЛИТВИНОВ - «Семнадцать мгновений весны».

С. РУБИС - Ну, я бы даже сказал…

С. БУНТМАН - Кстати.

С. РУБИС - Там всякие… «Идентификация Борна», то что есть…

С. ЛИТВИНОВ - Да, классические.

С. РУБИС - «Миссия невыполнима», ну, например, да?

С. ЛИТВИНОВ - Да, да, да.

С. БУНТМАН - Да.

С. РУБИС - Когда они ищут предателя, но это в своей среде ищут предателя.

С. ЛИТВИНОВ - Нет, ну, да, классические.

С. БУНТМАН - Не рассказывайте, вдруг кто не видел.

С. РУБИС - У Ильина как раз там тема была тогда. У него был агент, который работал в конторе, некой конторе, но он отличался тем, что он искал… он… эта контора работала внутри страны, она занималась… Он как шпион, но внутри страны работал.

С. ЛИТВИНОВ - Ну, поэтому я это… политическим детективом обозвал.

С. БУНТМАН - Нет, смотрите, сколько было таких вот коллизий и очень разработанная коллизия, когда какая-нибудь могучая шпионская ЦРУ-КГБшно-Моссадовская история, и какие-то два-три незадачливых, или, наоборот, хороших преступника, просто уголовники и грабители – они влезают и попадают в эту историю, украв чемодан, там, я не знаю.

С. ЛИТВИНОВ - Случайно, да, да. Это великолепный ход…

С. БУНТМАН - Или парень, которому подсунули кассету, кинули в пакет, «Враг государства» на этом всём замешан.

С. ЛИТВИНОВ - Он десятки раз повторялся, да. Великолепный ход, когда человек, который ни при чём, попадает как… почти вот в эти самые жернова.

С. БУНТМАН - В совершенно разные миры, да, попадает. Илья просил нас напомнить, что фильм тот назывался «Великолепный», да, действительно, просто я не…

С. ЛИТВИНОВ - Вы сказали так – фильм великолепный.

С. БУНТМАН - А, фильм великолепный.

С. ЛИТВИНОВ - Да, да, да. А он и назывался «Великолепный».

С. БУНТМАН - Вот это всегда так. Во французском-то там артикль просто стоит. Там «Le manific», не перепутаешь, а здесь трудно говорить. Так, «Подарите детективы, обожаю». А вы выиграйте. Оксана, выиграйте. В метро. Вот, вопросы, пожалуйста, Сергей.

С. РУБИС - Первый…

С. БУНТМАН - Сразу все подряд.

С. РУБИС - Сразу все подряд?

С. БУНТМАН - Да, и люди будут выбирать, на какой ответить.

С. РУБИС - Кто из авторов детективного жанра получал Тэффи за лучший сценарий?

С. БУНТМАН - Так.

С. РУБИС - Первый вопрос. Второй вопрос: кто является основоположником жанра авантюрного детектива в нашей стране.

С. БУНТМАН - В нашей стране.

С. РУБИС - Да, да. Ну, может быть, в мире тоже кто-то есть, я не знаю.

С. БУНТМАН - Я просто здесь ключевые слова подчёркиваю.

С. РУБИС - Вопросы будут в основном касаться наших авторов. Кто из российских авторов детектива занесён в российскую книгу Гиннеса, и за что? За что - если не знаете – ладно, но хотя бы кто.

С. БУНТМАН - Кто, как вы думаете.

С. РУБИС - Кто из авторов отечественного детективного жанра работает в творческом тандеме?

С. БУНТМАН - Сколько надо тандемов таких, ну, хотя бы?

С. РУБИС - Хотя бы, да. Я думаю, что можно дать тому, кто угадает хотя бы.

С. БУНТМАН - Хорошо. Так.

С. РУБИС - Сколько лет сейчас Насте Каменской? Это просто я преддверии того, что скоро выходит роман новый про Каменскую. Марина давно, много лет не писала про Каменскую. Сейчас вот написала. Там… кто-то, наверное, сможет почитать. Фанаты.

С. БУНТМАН - Да.

С. РУБИС - У кого из авторов есть одноимённый герой и сериал «Дронго», который шёл по телевидению.

С. БУНТМАН - Так.

С. РУБИС - Кто из авторов работает в жанре адвокатского детектива?

С. БУНТМАН - Угу.

С. РУБИС - Из отечественных. Ну, можно, наверное, кого-то иностранных.

С. БУНТМАН - Нет, ну, вот, отечественные.

С. РУБИС - Да.

С. БУНТМАН - Отечественные, да.

С. РУБИС - Кто из иностранных авторов детективного жанра возглавляет сегодня строчки хит-парадов и у нас, и за рубежом?

С. БУНТМАН - Угу, так.

С. РУБИС - Кого из авторов детективного жанра называют нашей Агатой Кристи?

С. БУНТМАН - Так.

С. РУБИС - И последний вопрос: кто объединяет писателя Бориса Акунина и автора Мисиму?

С. БУНТМАН - Угу, хорошо.

С. РУБИС – Всё, ждём ваших ответов.

С. БУНТМАН - Понятно. Десять…

С. ЛИТВИНОВ - Серёжа, я на все вопросы знаю ответы.

С. РУБИС - Тебе не надо отвечать.

С. БУНТМАН - Это нельзя. Кстати, а у меня бумажка с подсказками есть. Я вообще могу внаглую ответить.

С. ЛИТВИНОВ - Молчу, молчу.

С. БУНТМАН - Так, отвечайте нам по телефону 3633659. И я начинаю слушать. Называйте, на какой вопрос вы хотите ответить и отвечайте на здоровье. Алло, добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ - Всем добрый день. Понимаете, отвечаю на ваш вопрос. Вы будете всегда лузе…

С. БУНТМАН - Так, понятно, это у нас робота запустили. Вот, тоже детектив. Алло, добрый день. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ - Добрый день.

С. БУНТМАН - Добрый день. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ - Меня зовут Сергей, я из Коломны.

С. БУНТМАН - Сергей, ещё один Сергей. Господи.

СЛУШАТЕЛЬ - Да.

С. БУНТМАН - Так, на какой вопрос вы хотите ответить?

СЛУШАТЕЛЬ - Шестой, по-моему. Это автор «Дронго» Чингиз Абдуллаев.

С. БУНТМАН - Чингиз Абдуллаев. Всё правильно?

С. РУБИС - Да, всё правильно, да.

С. БУНТМАН - Всё правильно. Отлично. Мы записали, запишем ваш телефон.

СЛУШАТЕЛЬ - Спасибо.

С. БУНТМАН - Всё, отключаю. Сейчас, вот, уже вопрос, действительно, номер 6. Вопрос у нас выбыл. Дальше идём. Так, алло, добрый день. Алло, радио, умоляю, выключите. Алло, добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте.

С. БУНТМАН - Здравствуйте, радио убейте, пожалуйста, на некоторое время.

СЛУШАТЕЛЬ – Про тандемы.

С. БУНТМАН - Да, давайте.

СЛУШАТЕЛЬ - Это Вайнеры, Литвиновы.

С. ЛИТВИНОВ - Спасибо.

С. БУНТМАН - Вайнеры, Литвиновы.

С. ЛИТВИНОВ - В такой компании.

С. БУНТМАН - В такой компании замечательной. Как вас зовут?

С. ЛИТВИНОВ - Да.

СЛУШАТЕЛЬ - Лев.

С. БУНТМАН - Лев, хорошо.

СЛУШАТЕЛЬ - Да.

С. БУНТМАН - Мы ваш телефон записываем, и у вас будут 4 книги. Так, ещё один ,про тандемы ответили, так, дальше давайте, дальше идём. Алло, добрый день. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ - Алло, здравствуйте.

С. БУНТМАН - Здравствуйте, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ - Андрей.

С. БУНТМАН - Андрей, на какой вопрос вы хотите ответить?

СЛУШАТЕЛЬ - На первый вопрос. Кто получил Тэффи.

С. БУНТМАН - Да, ну, кто?

СЛУШАТЕЛЬ - Это Андрей Кивинов.

С. БУНТМАН - Нет.

С. РУБИС - Нет.

С. БУНТМАН - Нет,

С. РУБИС - Нет, Кивинов не получал, насколько я знаю.

С. БУНТМАН - Нет, спасибо. Дальше идём. Слушаем вас. Алло, добрый день. Алло. Ну, отключились. Алло, добрый день. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ - Алло, здравствуйте.

С. БУНТМАН - Здравствуйте, как вас зовут. Откуда звоните?

СЛУШАТЕЛЬ - Меня зовут Анна из Перми.

С. БУНТМАН - Анна из Перми. На какой вы вопрос хотите ответить?

СЛУШАТЕЛЬ - Про Настю Каменскую.

С. БУНТМАН - Да, и сколько ей лет?

СЛУШАТЕЛЬ - Я твёрдо не уверена, но, может быть, 50?

С. БУНТМАН - Ну, правильно.

С. РУБИС - Правильно.

С. БУНТМАН - Правильно.

С. РУБИС - Правильно.

С. БУНТМАН - Посчитали, вы молодец.

С. РУБИС - Правильно, это такая задачка нетривиальная была.

С. БУНТМАН - Отлично. Хороший был вопрос.

С. РУБИС - Я не думал, честно говоря, что кто-то ответит.

С. БУНТМАН - А ответит. Вот так вот. Спасибо большое.

С. РУБИС - Спасибо большое.

С. БУНТМАН - Так, телефон записали. Всё хорошо. Ещё у нас остаются вопросы. Алло, добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ - Добрый день.

С. БУНТМАН - Как вас зовут, откуда звоните нам?

СЛУШАТЕЛЬ - Меня зовут Вера, Петербург, я хотела бы ответить на, ну, попытаться ответить на вопрос по поводу Акунина и Чхартишвили.

С. БУНТМАН - Вы уже ответили.

С. РУБИС - Вы уже ответили, собственно.

С. БУНТМАН - Ответили, да. Где связь между Акуниным и Мисимой. Как раз…

СЛУШАТЕЛЬ - Ой, да, да, да, да, да. Извините, да.

С. БУНТМАН - Да, это Чхартишвили.

СЛУШАТЕЛЬ - И ещё…

С. РУБИС - Их объединяет фамилия.

СЛУШАТЕЛЬ - И ещё Акунин переводил.

С. БУНТМАН - Нет, ещё не надо.

СЛУШАТЕЛЬ - Переводил роман Мисимы…

С. БУНТМАН - Да, совершенно верно.

СЛУШАТЕЛЬ - «Золотой храм», и предисловие…

С. БУНТМАН - Ну, всё правильно. Связь прямая. Отлично, спасибо большое.

С. РУБИС - Спасибо большое.

С. БУНТМАН - Спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ - Да, пожалуйста.

С. БУНТМАН - Да. Хорошо как. Вообще, страшный человек, который стоит между Акуниным и Мисимой. Такой страшный человек.

С. РУБИС - Не между. Он объединяет их. Наоборот.

С. БУНТМАН - Да. Тогда они должны быть соперники страшные. Вот, хорошо. Дальше, у нас ещё есть несколько вопросов. И несколько ответов, я думаю. Алло. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ - Алё.

С. БУНТМАН - Алло, здравствуйте, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте, Москва, Анна.

С. БУНТМАН - Анна из Москвы. На какой вопрос вы хотите ответить?

СЛУШАТЕЛЬ - Я хотела бы ответить, кто является русской Агатой Кристи.

С. БУНТМАН - Ну и кто?

СЛУШАТЕЛЬ - Марина Анатольевна Алексеева, она же, господи, Александра Маринина.

С. РУБИС - Да.

С. БУНТМАН - Да.

С. РУБИС - Спасибо, да.

С. БУНТМАН - Совершенно верно, спасибо.

С. РУБИС - Так принято называть.

С. БУНТМАН - Да.

С. РУБИС - Хотя, может быть, она сама так и не считает в обиходе.

С. БУНТМАН - Вот, так принято называть. Нет, есть какое-то звание, там, просто как-то в обиходе, чтобы каким-то образом дать точку отсчёта. Вот, вот так и называют. Всё правильно. Ещё у нас сколько вопросов? Вопроса 4 у нас, по-моему осталось. Алло добрый день. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте, Лариса, Копейск. За рубежом – может быть, Шелдон?

С. РУБИС - Нет.

С. БУНТМАН - Нет.

С. РУБИС - Не Шелдон.

С. БУНТМАН - Нет, не Шелдон. Нет. Нет.

СЛУШАТЕЛЬ - Извините.

С. БУНТМАН - Спасибо, это я уже… я сразу поискал, на какой…

С. РУБИС - На восьмой вопрос.

С. БУНТМАН - На восьмой вопрос. Ещё нет ответа у нас. Давайте ещё попробуем, время есть. Алло, добрый день. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ - Алло. Алло.

С. БУНТМАН - Да, добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ - Я, вот, хочу ответить, на кто из адвокатов пишет детективы. Это Павел Астахов.

С. БУНТМАН - Павел Астахов есть среди других. Павел Астахов.

СЛУШАТЕЛЬ - Да.

С. БУНТМАН - Адвокатский детектив, совершенно верно. Абсолютно. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ - Вера.

С. БУНТМАН - Ещё раз…

СЛУШАТЕЛЬ - Из Подмосковья.

С. БУНТМАН - Да, Вера из Подмосковья. Спасибо большое. Записали ваш телефон. Ещё пара вопросов у нас есть. Алло, добрый день. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте, это Владимир.

С. БУНТМАН - Владимир.

СЛУШАТЕЛЬ - По-моему, Тэффи получил Хруцкий.

С. РУБИС - Нет, Хруцкий не получал.

С. БУНТМАН - Вот, оказался вопрос… он казался лёгким, да?

С. РУБИС - Вообще.

С. БУНТМАН - Он казался самым лёгким. Так, слушаем, алло, добрый день.

С. РУБИС - Ну, самый второй, третий, я бы сказал, самый лёгкий.

СЛУШАТЕЛЬ - Алло.

С. БУНТМАН - Алло, добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте. Виктор из Подмосковья.

С. БУНТМАН - Да, Виктор.

СЛУШАТЕЛЬ - Я хочу ответить, кто вошёл в русскую книгу рекордов Гиннеса. Это Дарья Донцова.

С. РУБИС - Да.

С. БУНТМАН - Дарья Донцова, совершенно верно.

С. РУБИС - Вот это, скорее всего, был самый легкий.

С. БУНТМАН - Ну, может быть, да. И мы сейчас… мы ваш телефон записываем. Всё, отлично. Ну, и ещё у нас осталось… Алло, добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте, я по вопросу о Тэффи.

С. БУНТМАН - Ну, вопрос о Тэффи поднимаем.

СЛУШАТЕЛЬ - В 2004 году, кажется, Татьяна Устинова получила Тэффи.

С. РУБИС - Ну, наконец-то.

С. БУНТМАН - Да, всё правильно. А вас как зовут?

СЛУШАТЕЛЬ - Ирина.

С. БУНТМАН - Ирина, всё правильно. Хорошо. Ирина, записали ваш телефон. И есть у вас возможность ответить ещё на вопрос, я так думаю. Алло, добрый день. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ - Алло, здравствуйте.

С. БУНТМАН - Здравствуйте, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ - Татьяна.

С. БУНТМАН - Татьяна.

СЛУШАТЕЛЬ - Я хочу ответить про жанр авантюрный жанр.

С. БУНТМАН - Да.

СЛУШАТЕЛЬ - Может быть, это Полякова?

С. БУНТМАН - Полякова. Всё правильно. Спасибо большое. Спасибо. Получайте книжки. Так, ещё у нас остался один, по-моему, да?

С. РУБИС - Один вопрос остался.

С. БУНТМАН - Да, хит-парад как раз.

С. РУБИС - Да, да.

С. БУНТМАН - Давайте попробуем получить ответ на него. Алло, добрый день, алло.

СЛУШАТЕЛЬ - Алё.

С. БУНТМАН - Да. здравствуйте, добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ - Добрый день, меня зовут Ирина из Москвы.

С. БУНТМАН - Да, Ирина.

СЛУШАТЕЛЬ - Ну, по-моему, хит-парад всегда возглавляла Агата Кристи.

С. БУНТМАН - Нет.

СЛУШАТЕЛЬ - Да вы что?

С. РУБИС - Ну, наверное, она возглавляла, но сегодня…

С. БУНТМАН - За все времена, может быть, по совокупности.

С. РУБИС - Но сегодня, наверное, не так.

С. БУНТМАН - Ну, ещё последний раз мы попробуем. Алло, добрый день. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ - О, здравствуйте.

С. БУНТМАН - Здравствуйте, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ - Александр.

С. БУНТМАН - Александр, ну?

СЛУШАТЕЛЬ - Ну, назову зарубежное что-то. Может быть, это Чейз?

С. БУНТМАН - Нет.

С. РУБИС - Нет.

С. БУНТМАН - Нет, нет.

С. РУБИС - Сегодня нет.

С. БУНТМАН - Вот оказался самый тяжкий вопрос.

С. РУБИС - Ну, на самом деле… А вопрос, кто возглавляет хит-парады у нас и за рубежом.

С. ЛИТВИНОВ - А я знаю.

С. РУБИС - Из зарубежных авторов.

С. БУНТМАН - Ну, что, Сергею дадим.

С. ЛИТВИНОВ - Мало кому известно… А вы нашу книжку мне подарите?

С. РУБИС - Конечно.

С. ЛИТВИНОВ - Минуточку, может, я ещё и ошибусь.

С. БУНТМАН - Ну, скажи.

С. ЛИТВИНОВ - Стиг Ларсон, да?

С. БУНТМАН - Стиг Ларсон, да.

С. РУБИС - Да, да, да.

С. БУНТМАН - Стиг Ларсон оказалась. Вот…

С. РУБИС - Мы не разговаривали, уважаемые радиослушатели, Серёжа не видит даже.

С. БУНТМАН - Он называется локальный. Эфемерность такая хит-парадов. Вот, много слушателей пытались ответить. Но, вот это означает, что у каждого свой, наверное, хит-парад всё-таки.

С. РУБИС - Безусловно.

С. БУНТМАН - Реальный.

С. РУБИС - Безусловно.

С. БУНТМАН - И, вот, на это, наверное, рассчитывают, когда и издатели. Всё-таки всегдашний вопрос – чего больше у издателей – чутья или науки типа маркетинга и прочее.

С. ЛИТВИНОВ - По-моему, чутья.

С. РУБИС - Науки не больше пока, я вам точно могу сказать, ни у нас, ни во всём мире.

С. БУНТМАН - А это, вообще, возможно, чтобы высчитать и наукой? Я знал нескольких авторов, которые… их все знают, много авторов, которые пытались высчитать, вот, просчитать идеальный алгоритм.

С. ЛИТВИНОВ - Невозможно.

С. РУБИС - Как и фильма, так и книги. Я тоже, я соглашусь с вами.

С. ЛИТВИНОВ - Ещё фильмов, наверное, возможно, потому что у них там фокус-группа, и так далее.

С. БУНТМАН - Ой, как видно. Сергей, вы что же, всё время смотрите кино и видите, где это считано, да? Где это из реечек сколочено, из научных реечек. Всё, ничего этого не получится.

С. РУБИС – Талант автора очень трудно измерить.

С. БУНТМАН - Сколько бы ни писали, и как бы не издавали, и сколько бы ни издавали, всё равно здесь человек, который пишет и который угадывает, что эту книжку надо издать. Вот и вся великая схема. Спасибо большое, Сергей, Сергей Литвинов и Сергей Рубис.

С. РУБИС - Спасибо большое.

С. БУНТМАН - Мы сегодня в «Книжном казино» говорили о детективах. Спасибо.

С. РУБИС - Спасибо.

С. ЛИТВИНОВ - Спасибо.