Купить мерч «Эха»:

Издания серии "Актерская книга" - Марк Розовский, Артур Кангин, Екатерина Трофименко - Книжное казино - 2010-07-11

11.07.2010
Издания серии "Актерская книга" - Марк Розовский, Артур Кангин, Екатерина Трофименко - Книжное казино - 2010-07-11 Скачать

А. ТРЕФИЛОВА - Добрый день, Анна Трефилова у микрофона, я сегодня Ксения Ларина. Майя Пешкова на своём месте, ведущая этой программы. И мы действительно будем сегодня представлять серию «Актёрская книга» от издательства «Зебра Е». Одну девушку забыли мы в анонсе, который звучал перед этой программой – Анна Староминская, заместитель главного редактора актёрской серии. Здравствуйте, Анна.

А. СТАРОМИНСКАЯ - Здравствуйте.

А. ТРЕФИЛОВА - Марк Григорьевич Розовский действительно здесь. Здравствуйте, Марк Григорьевич.

М. РОЗОВСКИЙ - День добрый.

А. ТРЕФИЛОВА - Артур Кангин, это заместитель главного редактора издательства «Зебра Е».

А. КАНГИН - Добрый день.

А. ТРЕФИЛОВА - И Екатерина Трофименко, действительно заместитель генерального директора того же самого издательства.

Е. ТРОФИМЕНКО – Здравствуйте.

М. ПЕШКОВА - Как видите, издательство почти в полном составе. А кто самый главный закопёрщик этого издательства, мы оставим в тени или об этом скажем несколько позднее, а, может быть, даже к концу нашего эфира. Но я хочу сказать, что «Актёрская Книга» – это именно то издание, которым гордится полосатая «Зебра Е». Это действительно так? Это ваша гордость, Катя?

Е. ТРОФИМЕНКО – Это, действительно, да, это в, общем-то, наша визитная карточка. По этой серии знают «Зебру» в основном. Надо сказать, что она у нас ещё и знаковая, то есть мы действительно ей занимаемся прицельно.

А. ТРЕФИЛОВА - Марк Григорьевич, а вам не тяжело? Вот смотрите, вы один, а вокруг столько народу. Сплошное издательство, Как вы с ними работаете?

М. ПЕШКОВА - И все полосатые.

А. ТРЕФИЛОВА - И все полосатые.

А. КАНГИН – Мучается.

М. РОЗОВСКИЙ - Замечательная у меня работа именно с этим издательством, потому что, во-первых, издательство, которое издает очень хорошие и очень часто интеллектуальные книги, это книги свободных людей, пишущих на самые животрепещущие темы, ну а я как театральный человек конечно счастлив принять участие в этой серии, хотя честно скажу, хотя две мои книжки уже вышли в этой «Актёрская серии», но это книжки не совеем актёрские.

М. ПЕШКОВА - По-моему просто нет режиссёрской серии, ещё не придумали.

М. РОЗОВСКИЙ - Ну «Актёрская серия», я думаю, что это правильное название, но оно как бы включает в себя весь мир театра, я бы так сказал, и кино и там представлены замечательные личности нашего времени и мне очень было почётно, я бы так сказал, выступить автором своих книг в этой серии.

А. ТРЕФИЛОВА - Я должна сказать, что, конечно, у нас будет розыгрыш, всё будет как обычно: во второй половине часа вы сможете ответить на те вопросы, которые мы здесь для вас подготовили. Так что не волнуйтесь, всё будет в порядке, всё на своих местах. А вот по поводу серии, Марк Григорьевич, скажите, есть какая-нибудь внутренняя цензура вообще в мемуарной литературе?

М. РОЗОВСКИЙ - Ну, хотелось бы, чтобы её не было.

А. ТРЕФИЛОВА – Ну это вам хотелось бы.

М. РОЗОВСКИЙ – Ведь есть у каждого автора и, конечно, есть предел, чувство правды, который каждый автор в силу своей ответственности и в силу своего талант развил внутри себя. Ведь вы говорите о внутренней цензуре, а о государственной цензуре, цензуре официозной. Поэтому хочется, чтобы, понимаете, конечно, театр, он может быть даже и не нуждается в книгах. Потому что театр самодостаточен, и я имею в виду акт самого спектакля. Книга – это то, что сопутствует акту театрального изъявления. Однако, если мы посмотрим на историю театра, мы почувствуем: с одной стороны, очень жаль, что Шекспир не оставил мемуаров о том, как он работал в «Глобусе» и как он писал свои пьесы.

М. ПЕШКОВА - Но зато мы читаем псевдомемуары жены Шекспира.

М. РОЗОВСКИЙ - Да, но зато мы уже можем… мы уже знаем, что такое Константин Сергеевич Станиславский, Владимир Иванович Немирович-Данченко. То есть это уже когда культура театральная выросла и режиссёрская, актёрская профессия стали самосдостаточными, конечно, нам очень интересно. Я, например, читаю постоянно и Мейерхольда, и Таирова, и Эфроса.

М. ПЕШКОВА - Я представляю, в каком состоянии уже эти книги. Наверное, они все подчёркнуты и перечёркнуты.

А. ТРЕФИЛОВА - Вы пишете на полях?

М. РОЗОВСКИЙ - Вы знаете, иногда приходится отмечать нотабене, так, по-ленински. Нас когда-то учили ставить такие значки на полях. Конечно, есть излюбленные даже цитаты, которые очень полезно приводить в работе с актёрами, в практике театральной.

М. ПЕШКОВА – У вас карточки, карточки, наверное, да? Вот такие библиографические

М. РОЗОВСКИЙ - Нет, до этого у меня лично не доходит, но, конечно, хорошие книги о театре – это золото. Ведь театр – искусство мимолетное, искусство летучее, и что остаётся? Остается или слово «критика». К сожалению, критикам, особенно сегодня, я бы не слишком доверял, хотя есть критики, которым можно тоже доверять.

А. ТРЕФИЛОВА – На газете заворачивать селёдку.

М. РОЗОВСКИЙ - Есть театроведы, есть серьёзные мастера, так сказать, знающие историю театра и понимающие специфику театрального искусства. Но когда сам творец пытается как-то осознать себя в своём труде, это или получается хорошо, или же получается где-то наивно и иногда даже беспомощно. Ведь спектакль может быть совершенно гениальный, а сам режиссёр о нём может и не очень интересно рассказывать. Вот тут есть…

М. ПЕШКОВА - Ну, это разные профессии, сори… рассказывать и ставить спектакли.

М. РОЗОВСКИЙ - Совершенно. Но выдающиеся режиссеры, к счастью, были по-моему прекрасными писателями. То есть, они настолько увлекательны. Я бы сказал, это почти детективы, понимаете, когда ты читаешь Эфроса, его книги, ты чувствуешь его интонацию, его голос мне слышится в его книгах. Это поразительно.

М. ПЕШКОВА - Простите, я бы здесь хотела сказать спасибо Нонне Скегиной, которая издала его книги, вот эти последние книги – это её работа.

М. РОЗОВСКИЙ - Нонна Скегина была замлитом долгие годы в театре на Малой Бронной и она помогала изданию этих книг, но всё равно Эфрос писал собственной рукой. Я даже знаю, что он писал ответы критикам, но никогда их не публиковал. Значит, если возникала какая-то критическая статья или статья, которая его раззадоривала, то он писал ответ критику и клал его в ящик стола.

А. ТРЕФИЛОВА - Ну, это как раз проявление внутренней цензуры, между прочим.

М. РОЗОВСКИЙ - Это не цензура, это внутренний диалог. Когда творец говорит сам с собой. Ведь, знаете, наша – ну я так высокопарно скажу – искусство, оно ведь, с одной стороны, обязательно должно иметь какую-то интуитивную основу, а с другой - нужно обязательно заниматься вот таким самоутверждением, если хотите, на бумаге, когда ты формулируешь чётко и ясно, что ты хотел. Даже если ты запутался, очень важно достичь способа сформулировать даже свои заблуждения, даже свои ошибки, свои метания, свои тупики надо исследовать. Это и есть муки творчества, понимаете? И если ты это на бумаге сумел зафиксировать, то это очень полезно. Полезно прежде всего для тебя самого. Ну а если это ещё интересно другим, коллегам, прежде всего, а, может быть, и зрителям, потому что мир театра – он же совершенно необозрим. Ведь можно и даже людей, которые к тебе в театр не ходят, заинтересовать книгой и тогда этот человек придёт к тебе в театр, потому что он почувствует в тебе человека, который его или воспитывает, или же он с ним хочет поспорить, он вызывает на диалог.

А. ТРЕФИЛОВА - С чего вообще родилась, вот Артур, может быть, ответит, идея актёрской книги как серии.

А. КАНГИН - Ну, актёрская серия, она открывает совершенно с неожиданной, внезапной стороны мир актёра. Вот например, мы издали книжку. Дочка составила, Елена Ульянова. Мы видим Ульянова такого победительного. Такого сильного, волевого, а вот если почитать эту книжку внимательно, то этот человек, как вот говорил Марк Григорьевич, то это человек мечущийся, человек, ощущающий тупики. Он часто испытывает просто отчаяние, он не знает, как играть. Он не знает, как быть правдивым, он не верит в свои силы, и вот всё это есть в этих дневниках.

А. ТРЕФИЛОВА - Здесь тоже есть грань странная. А вот, публикация дневников, может быть, не предназначавшихся для публикаций?

А. КАНГИН - Ну вы знаете, выкиньте дневники Толстого, ну будет грустно.

А. ТРЕФИЛОВА - Я не знаю, я для себя не могу на этот вопрос ответить. Грустно, но с другой стороны…

М. РОЗОВСКИЙ - В таких книгах очень важна исповедальность и информативность, вот как сочетать информативность и исповедальность – это задача для каждого автора, мне кажется, актёрской серии и её непросто решить.

А. КАНГИН - Вы знаете, вот чувствует себя уверенным, себя правым только дурак. По-настоящему талантливый человек, он всегда сомневается, он всегда испытывает муки. Это совершенно нормально, это любой творческий человек, которому надо сделать что-то новое, небывалое, то, чего не было в космосе этом. Это всегда через муки, как роды у женщины.

М. РОЗОВСКИЙ - Для нас самое дорогое ощущение – это ощущение кризиса. Вот все говорят – кризис – это страшно, это ужасно. Боже мой, …

А. ТРЕФИЛОВА - Какая прелесть!

М.РОЗОВСКИЙ - Какая прелесть!

А. КАНГИН - Какое счастье.

М. РОЗОВСКИЙ - Это самое счастливое ощущение, потому что ты ищешь гармонию и когда ты находишь, то кризис исчезает. Вот это ощущение любого творца, простите, я даже не о себе говорю, скорее о каком-то Моцарте, о Пушкине, о том художестве, которое спасительно для человека, который созидает свой собственный мир.

М. ПЕШКОВА - Марк Григорьевич, а не болела «Белая страница» ахматовская и вы, когда остаётесь наедине, для вас это кризис или наоборот – нечто более высокое?

М. РОЗОВСКИЙ - По-разному, знаете, иногда хочется очень, ну как говорится, забить гвоздь. Когда в чём-то убеждён и в чём-то уверен, ты должен это обязательно для себя сформулировать. Ты должен дать или кому-то отповедь, или самого себя убедить.

М. ПЕШКОВА - Или кому-то дать в морду?

А. ТРЕФИЛОВА - Ну кому?

М. ПЕШКОВА - Или кого-то ударить.

А. КАНГИН - Ну иногда не мешает, иногда очень даже полезно.

М. РОЗОВСКИЙ - Зачем так, хотя…

А. КАНГИН - Почему бы и нет.

М. РОЗОВСКИЙ - Иногда хочется ответить резко, но это неплодотворно. Если тебя кто-то лупит, то мне кажется, ты замкнись в себе, сосредоточься и продолжай упорно делать своё дело, как ты считаешь нужным. То есть этому помогает твоя собственная книга. Две мои книги, они очень и разные, и похожие друг на друга. У вас в руках…

А. ТРЕФИЛОВА - «Поймали птичку голосисту»

М. РОЗОВСКИЙ - «Поймали птичку голосисту». Это история жизни и гибели эстрадной студии МГУ «Наш дом», театра, который я делал вместе со своими друзьями, многие из них стали сегодня знаменитые на всю страну, они народные артисты. Я сейчас не буду пересказывать эту книгу. Но тогда, когда мы начинали, мы были щенки, мы были такое братство романтическое, это было шестидесятничество. Мы были полны разного рода иллюзий, ведь нам хотелось быстро, быстро достичь всего того, чего мы до сих пор не достигли в нашей стране. Нам хотелось, да, вот, свободы нам хотелось. Захотелось – в те ещё годы – нам уже захотелось свободы. Ну и конечно, получили - каждый наш спектакль запрещали - мы получили по полной программе. Потом был и 68 год, страшный год, вступление наших войск в Чехословакию, и в 69 году в декабря, в декабре 69-го года нас ликвидировали, знаете, как в революцию к стенке ставили, вот так вот ликвидировали. Так прямо было и написано – ликвидировать эстрадную студию МГУ «Наш дом». Мы надолго остались безработными, были в чёрных списках и всякое такое, понимаете, и ничего от этого театра нашего не осталось, ни телевизионных записей, ни… ну вот ничего… Поэтому я, собственно, и написал эту книгу не для того, чтобы остаться в истории, а для того чтобы, как вам сказать, зафиксировать то, что реально происходило и в моей собственной жизни, и в жизни страны. Вот со страниц этой книжки, смею надеяться, возникает время, та эпоха, которая оставила свой огромный след и в нашей культуре, и в нашей истории. Я имею в виду шестидесятничество, потому что «Наш дом» был таким, как тогда говорили, театральным самиздатом нашего, того времени.

М. ПЕШКОВА - Попробуй-ка попасть тогда на ваши спектакли.

М. РОЗОВСКИЙ - Народ ломился, понимаете, и история гибели этого театра, история возвышения сначала, а потом история гибели, как его убили, потому что здесь и стенограммы парткомов, и мои походы в райкомы, горкомы. Там было много и, конечно, каких-то компромиссов, шаг вперёд, два шага назад. Надо было выиграть в главном. Мы не выиграли, мы проиграли, нас закрыли, но зарубки-то остались, и это был колоссальный опыт, и вот книга «Поймали птичку голосисту». Почему она так называется?

Поймали птичку голосисту

И ну сжимать её рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту,

А ей кричат: «Пой, птичка, пой».

Это известная эпиграмма великого русского поэта Гавриила Романовича Державина, написанная в конце XVIII века, и как я в шутку говорю – посвященная эстрадной студии МГУ «Наш дом». Это личное послание Державина всем нам. И вот, этот опыт, опыт наших борений за самих себя и история спектаклей, описание в каком-то смысле этих спектаклей, в этой книге есть. Все, кто её читают, говорят мне – ну ты написал театральный роман, ну как хорошо, что ты это сделал. Но дело не в том, что это я сделал, это сделали мы все, потому что там воспоминания практически всех участников нашего дела, помогала в этом деле мне замечательный человек, журналистка Наталья Богатырёва, которая изучает шестидесятничество как некую такую субкультуру в нашей истории. Вот это первая книга. Вторая книга, изобретение театра – это совсем по-другому, тоже в «Зебре Е» вышла уже вослед «Птичке», называется «Изобретение театра», и посвящена она открытию новой сцены нашего театра, который, наверное, в следующем году наконец после большого длительного ремонта, состоится. Это тоже история театра, но уже театра У Никитских Ворот, история спектаклей и история, можно так сказать, духовных исканий, уже близких к сегодняшнему дню.

А. ТРЕФИЛОВА - Значит, я напомню, что у нас в гостях «Зебра Е»: Марк Розовский, Артур Кангин, Екатерина Трофименко и Анна Староминская. Мы говорим о серии «Актерская книга» и, я надеюсь, будем разыгрывать сразу после кратких новостей, книги, в том числе из этой серии и не только и, безусловно, две книжки Марка Григорьевича тоже вам отдадим, но опять не за просто так.

НОВОСТИ

А. ТРЕФИЛОВА - У нас в гостях издательство «Зебра Е»: Артур Кангин, это заместитель главного редактора, Екатерина Трофименко, заместитель генерального директора, Анна Староминская, заместитель главного редактора «Актёрской серии» и Марк Розовский, который, собственно, в эту серию им всё и пишет.

М. РОЗОВСКИЙ - Я не один, там больше ста…

А. ТРЕФИЛОВА - А, вот так вот. Ань, скажите пожалуйста, ну всё это прекрасно, Марк Григорьевич – он талантливый человек, он так это всё замечательно описывал. На деле-то как это бывает, потому что мы все знаем про актёров и про то, как они любят чего-то вспоминать и бывает, что вспоминают они такое, что другие актёры потом диву даются. Вы как с этим справляетесь?

А. СТАРОМИНСКАЯ - Я думаю, что справляемся успешно, я надеюсь, по крайней мере.

А. ТРЕФИЛОВА - Ну как вы работаете. Мне интересна ваша внутренняя кухня. Приходит к вам человек – вот, написал.

М. ПЕШКОВА - Или хочу написать

А. ТРЕФИЛОВА - Или хочу написать.

А. СТАРОМИНСКАЯ - Всё происходит не совсем так. Во-первых, у нас есть артистический директор, Валерий Краснопольский. Который знает огромное количество мэтров российского и советского кинематографа, даже в первую очередь советского, и одно только какие имена фигурируют в этой серии – Ильинский, Олег Борисов, Валентин Гафт, Станислав Говорухин - ласкают слух эти фамилии.

А. ТРЕФИЛОВА - Там ещё Шукшин, Крамаров.

А. СТАРОМИНСКАЯ - Есть и Шукшин, есть и Крамаров, и Григорий Данелия. Этот список… Алла Демидова… его можно продолжать бесконечно. Но безусловно…

А. ТРЕФИЛОВА – Но в театре не все управляются.

А. СТАРОМИНСКАЯ - Это немножечко другая часть вопроса, дело в том, что часть из перечисленных людей великолепно владеют пером. Например, Алла Демидова, то есть люди которые фактически даже не нуждаются, по большому счёту, в редакторе. Есть, конечно, это надо понимать, нельзя это скидывать со счетов. Есть артисты великие артисты, которые не могут писать, но они великолепно наговаривают материал, и, конечно, всё зависит от предмета обсуждения. В частности, в ближайшее время выйдут книги Юрия Васильевича Яковлева и это, как раз говоря, о великих мэтрах советского кинематографа всех времён и Владимира Абрамовича Этуша и, работая, встречаясь с этими людьми, я получила потрясающее ни с чем не сравнимое удовольствие, потому что спектр тем и вопросов, которые мы обсуждали – начинался, естественно с работы и развитием в профессии и заканчивался их мировоззрением. И я думаю, что мы умудрились затронуть… достаточно глубоко копнуть… затронуть те вопросы, которые не были освещены никем ни в одном интервью. Мне бы хотелось на это надеяться.

А. ТРЕФИЛОВА - Вы знаете, я вам честно скажу, не хотела бы я быть редактором этой серии. Потому что я себе слабо представляю, как прихожу я к Юрию Яковлеву, например, и говорю – вы знаете, это не надо, вот это, пожалуй, стоит, а это к нам в книжку не войдёт.

А. СТАРОМИНСКАЯ - Нет, всё не так. Почему у вас такой …

А. ТРЕФИЛОВА - А какой?

А. СТАРОМИНСКАЯ - Угрюмый взгляд на эти вещи. Во-первых, это интересное по общения. Во-вторых, я определяю, что было бы интересно. Дело в том, что биография этих людей настолько громкая. Широко известно всей стране, и столько уже сказано и написано, что, для того чтобы осветить какие-то новые моменты или грани их личности, не побоюсь этой высокопарной формулировки…

А. ТРЕФИЛОВА - Молодая девушка, а они мэтры.

А. СТАРОМИНСКАЯ - Да, и те мне менее. Я думаю, что возраст для творческих людей не имеет никакого значения.

А. ТРЕФИЛОВА - Ну они же… они же… Они то про себя все думаю, что они прекрасно пишут. Они великие…

А. СТАРОМИНСКАЯ - Для этого существует редактор-составитель, который помогает. Ну, скажем, мне везёт, наверное, что я работаю с людьми крайне интеллигентными. Я вижу какой-то скепсис в ваших глазах, который не знаю чем объяснить.

А. ТРЕФИЛОВА - У меня взгляд такой.

А. СТАРОМИНСКАЯ - Понятно, хорошо.

М. ПЕШКОВА - А потом, Аня ведь очень много беседует с актёрами. Интервью Ани опубликованы. У Ани есть опыт.

А. ТРЕФИЛОВА - Майя, Майя, Майя, не выдавайте полностью, вы что.

М. ПЕШКОВА - Ладно, полностью не буду.

А. ТРЕФИЛОВА - Зачем всё рассказывать?

А. СТАРОМИНСКАЯ - Я не журналист, я не интервьюирую, это больше хотя любую беседу можно назвать, по большому счету, интервью.

А. ТРЕФИЛОВА - Но здесь есть просто такой элемент всем известного актёрского тщеславия. Марк Григорьевич не даст соврать. У актёров есть такая вещь, когда он сам лучше знает, о чём ему рассказать и как ему рассказать.

А. СТАРОМИНСКАЯ - Честно скажу, я с этим не сталкивались. Действительно не сталкивалась. И также мне посчастливилось с Валентиной Васильевной Толкуновой, ныне покойной, как мы знаем, трагически достаточно ушедшей из жизни. Также выйдет в самое ближайшее время книга под названием «Певица души», которая будет состоять из наших бесед с ней, из её каких-то – не хотела бы применять слово откровение – но тем не менее, Марк Григорьевич…

А. ТРЕФИЛОВА - Это дневниковые записи?

А. СТАРОМИНСКАЯ - Нет, это не дневниковые записи, это живые беседы. Это, наверное, концентрат жизненной философии, потому что Валентина Васильевна как никто другой олицетворяет то, что мы называем духовностью. Опять же, это немножко затасканное слово, но тем не менее это так. Человек, который видел многие вещи в своей сути, и частично эта книга состоит из воспоминаний её друзей, коллег по цеху, это также очень знаменитые, любимые уважаемые люди, Иосиф Кобзон, Игорь крутой, Лев Лещенко, великолепная, уникальная, на мой взгляд, поэтесса, Карина Филиппова, близкая очень подруга Валентины Васильевны.

А. ТРЕФИЛОВА - Нас уже спрашивают: Алексей интересуется на СМС, будем ли мы в конце концов задавать вопросы для слушателей. Ну надо подготовиться.

М. ПЕШКОВА - Конечно.

А. ТРЕФИЛОВА - Задаём вопросы, что мы сегодня предложить от издательства Зебра Е? Ну, во-первых, это книги Марка Розовского, во-вторых, это книги, то, о чем говорил Артур, это дневниковые записи Михаила Александровича Ульянова, которые собрала его дочь. Что ещё девушки нам должны подвезти, что-то любопытненькое. У нас должно быть некоторое количество книг из актёрской серии, вот буквально в течении 2-3 минут они должны появиться.

М. ПЕШКОВА - Их внесут торжественно в студию.

А. ТРЕФИЛОВА – Торжественно

А. КАНГИН - Книги в студию

А. ТРЕФИЛОВА - Войдёт девушка, на каблуках, я надеюсь, и в неглиже. Хорошо, задаём вопрос, Майя. Давайте, через один попробуем.

М. ПЕШКОВА - В каком воинском звании был герой Михаила Ульянова в фильме «Бег»?

А. ТРЕФИЛОВА - Второй вопрос: сколько «тетрадей жизни» написал за свою жизнь Тонино Гуэрра?

М. ПЕШКОВА - Назовите имя адресата, которому писала эпистолы Алла Демидова.

А. ТРЕФИЛОВА - Как называется самая знаменитая книга Константина Станиславского?

М. ПЕШКОВА - Сколько лет снималась великая актриса немого кино Вера Холодная?

А. ТРЕФИЛОВА - Куда и на чём летал один из героев Олега Янковского?

М. ПЕШКОВА - Зачем зебре полоски?

А. ТРЕФИЛОВА – Ну это такой специфический вопрос, поскольку «Зебра Е» у нас в гостях, да?

А. КАНГИН – Ну да, да, да. Зоологический такой.

А. ТРЕФИЛОВА - Назовите литературный бестселлер актёра и режиссёра Леонида Филатова.

М. ПЕШКОВА - В актёрской серии опубликованы сценарии режиссёра Георгия Данелии. Скажите, чем прославился фильма «33»? Вот такой вот вопрос.

А. ТРЕФИЛОВА - И что, мы сразу приступаем?

М. ПЕШКОВА - Нет, я думаю, что мы…

А. ТРЕФИЛОВА - Дадим несколько минут?

М. ПЕШКОВА - Да, дадим несколько минут.

А. ТРЕФИЛОВА - Сориентироваться

М. ПЕШКОВА - Чуть попозже. Наши слушатели, конечно, знают все ответы, но, тем не менее, мы хотим слышать именно из ваших уст, господа. Дальше мы продолжим, и здесь мне очень хотелось спросить нашего гостя Артура Кангина. Вы, как человек, который имеет прямое отношение к этой серии, над сколькими книгами вам удалось работать?

А. ТРЕФИЛОВА - Пусть и Катя нам что-нибудь скажет… сидит.

М. ПЕШКОВА - И Катя нам скажет.

А. КАНГИН - С актёрской серией мне не приходилось, я скажу, раскрою страшную тайну…

М. ПЕШКОВА - А вы осуществляете общее зам.директорское руководство?

А. КАНГИН - Зам. редактора, у нас, я говорю, очень много… я вам просто могу как генсек Брежнев вам сказать, у нас очень много… у нас 30 наименований направлений наших книг.

М. ПЕШКОВА - А мы всё читали в Интернете, что так много книг за последнее время, что вы издали.

А. КАНГИН - Да, у нас очень много книжек.

М. ПЕШКОВА - В 10-м году что вышло?

А. КАНГИН - Да, 65 книг только у нас в этом году вышло, новинок, за которые нам не стыдно.

М. ПЕШКОВА - От 12 до 15 книг, именно так написано на вашем сайте, кстати, там, где раскачивается полосатая зебра в кресле.

А. КАНГИН - В качалке, да.

А. ТРЕФИЛОВА - Я хочу всё-таки, Катя, вас-то спросить: вы осуществляете вот это общее руководство над сериями, да?

Е. ТРОФИМЕНКО - Нет, дело в том, что я осуществляю общее руководство, но не над сериями. А над сериями именно у нас главный редактор, я осуществляю функции координации.

А. ТРЕФИЛОВА - Там у них не заполучишь, Марк Григорьевич, в этом издательстве-то.

М. РОЗОВСКИЙ - Всё очень просто, я приношу рукопись. Её читают, потом меня приглашают…

А. КАНГИН - За деньгами.

А. ТРЕФИЛОВА - На собеседование. Прошёл – не прошёл.

М. РОЗОВСКИЙ - К подписанию договора, дальше говорят о сроках. Потом я вычитываю вёрстку, а потом я должен сделать банкет, но я его не делаю, потому что я могу взамен пригласить в театр всех близких мне людей, которые, вот, вытерпели то, что было на бумаге. Ну и так далее. Но если говорить серьёзно, вы знаете, вот «Зебра Е» чем мне… не потому что здесь они присутствует и мне хочется им польстить как автору… а я хочу сказать объективно, ну когда приходишь в книжный магазин и твои глаза рыщут по полкам, и, конечно, «Актёрская серия», скажем, она очень выделяется, даже на полках книжных магазинов, потому что обилие потрясающих имён, разной толщины книги, но они очень хорошо, во-первых, оформляются, они очень нарядны, театральны, и, во-вторых, когда… какую книгу ты ни возьмёшь, просто сами они не могут, наверное, открыто сказать, вот эта серия, мне кажется, полемизирует с той бульварщиной, которая так распространена в наше время. Очень много имён, в том числе тех, которые были названы, они испоганены в массовом сознании какими-то байками, скандалами, какими-то мерзостями, какой-то пошлятиной, понимаете? А тут от первого лица, понимаете? Тут те, кто говорят в актёрской серии, они отвечают сами за себя, и это прекрасно, потому что здесь кратчайший путь от автора к читателю, к зрителю, и вот за это, мне кажется, мы все должны быть благодарны, просто как читатели. Я сейчас говорю о себе не как об авторе, а как о читателе этой серии. Мне очень нравится листать эти книги, вчитываться, перечитывать, именно потому что я вижу личность крупным планом и эта личность доказывает, что она не случайная личность, не надуманная фигура в нашей культуре, а смотрите, какая она живая и только.

А. ТРЕФИЛОВА - Я хочу, Марк Григорьевич, вас попросить два слова сказать про новую книгу, которая у вас должна выйти.

М. РОЗОВСКИЙ - А вот она, как раз, не в актерской серии и спасибо, что вы задаёте этот вопрос, эта книга, я очень долго над ней работал, она называется она «Папа, мама, я и Сталин». Это история моих родителей, история их любви, история разрушения этой любви, потому что я родился в 37-м году, 3 апреля, а 3 декабря в Петропавловске на Камчатке, куда поехали мои родители строить социализм, отца моего арестовали, и он провёл в сталинских лагерях 17 лет своей жизни, и, конечно, это книга об их трагических судьбах, документальная книга, потому что буквально три года тому назад я получил возможность пойти в приёмную ФСБ, куда пришёл архив и я прочитал, будучи уже, можно сказать, зрелым человеком, если не сказать стариком, я прочитал всё дело моего отца от корки до корки, четыре тома. Я проплакал над этими страницами, потому что настоящие подлинные страницы. И вот, это дело моего отца, оно в этой книге будет практически целиком представлено. Ну и, конечно, я не удержался от размышлений об этом времени, о Сталине, о сталинщине, потому что Сталин – это некий такой Чернобыль на 10 поколений вперёд, это такой наркотик самого низкого пошиба и это та сатанинская сила зла, которая сегодня действует на всех нас, разлагает, продолжает разлагать всех нас. Поэтому это книга, направленная и к молодёжи, и к самому широкому читателю, это уже не актёрская книга. Часть этой книги, кстати, сейчас будет опубликована в журнале «Континент», чем я очень горжусь. И осенью она выйдет целиком и я надеюсь, найдёт своего читателя, хотя многие, может быть, не согласятся с некоторыми оценками, которые в этой книге содержатся, потому что я не просто свожу счёты со сталинщиной и с деспотизмом и тоталитаризмом, который, можно сказать, танком прошёл и через жизнь моих родителей, да и через мою жизнь, в конце концов, понимаете. Потому что как бы мы сегодня ни чувствовали сегодня абсолютно свободными себя…

А. ТРЕФИЛОВА - Почему мы сегодня так много говорим о Сталине, как вы думаете?

М. РОЗОВСКИЙ - Потому что он продолжает свою вонь, я бы сказал.

А. КАНГИН – Можно буквально одно слово сказать?

М. РОЗОВСКИЙ - Распространять в нашей сегодняшней жизни, в нашей сегодняшней реальности, потому что Сталин это не случайный трюк истории, У сталинщины огромная российская предыстория, имевшая свой генезис деспотизма и хочется в этом наконец разобраться, потому что очень много людей сегодня запутались или их запутали нарочно.

А. ТРЕФИЛОВА - Или они хотят запутаться.

М. РОЗОВСКИЙ И я вот об этом и говорю в этой книге. Ну вот на примере моей частной, абсолютно частной истории.

А. ТРЕФИЛОВА – Марк Григорьевич, дайте Артуру, он какую-то ремарку нам хочет сказать.

А. КАНГИН – Пожалуйста, очень коротко. Я думаю, книга Марка Григорьевича будет очень актуальна, потому что этот дух, то зловоние, которое было от Сталина, оно сейчас модифицировалось в более такие цивильные формы, вот эта вот наша молитва на блистательную вертикаль власти. У нас сейчас барельеф можно сделать - Путин и Ксюша Собчак. Обозначение вертикали блистательной и такой пошлятины, попсы такой чудовищной. Мы под этим знаком пошлятины и какого-то рабского страха, причём, который вогнан в нас на генетическом уровне. Мы с этим живём, вот что ужасно, вот что ужасно. И книга будет очень полезна, очень.

М. РОЗОВСКИЙ - 19 миллионов 870 тысяч арестованных и 7 миллионов расстрелянных с 1 января 35 года по 1 июля 41 плюс миллионы погибших и загубленных жизней до и после, но повторю - каждый, каждый, кто остался жив, подвергся волей-неволей воздействию вот этих сталинских гамма-лучей, в результате чего произошло и происходит по сей день вот это катастрофическое для человечества, и прежде всего для россиян, вырождение и перерождение, так сказать, хомо сапиенс…

А. КАНГИН - Страх в крови на молекулярном уровне. На молекулярном. Как в Камбодже после Пол Пота. Страх.

М. РОЗОВСКИЙ - Сегодня страдают от сталинщины и будут продолжать страдать от сталинщины.

А. ТРЕФИЛОВА - Мы может много говорить о Сталине. Понимаете, я не знаю, страх в крови – сейчас не убивают и не расстреливают. Понимаете, сейчас всё-таки другое время.

А. КАНГИН - Он бродит.

А. ТРЕФИЛОВА - Мы сейчас уйдём в эту тему, почему все боятся и молчат до сих пор.

М. ПЕШКОВА - Я прощу прощения, нам надо получить ответы на наши вопросы, радиослушатели уже ждут.

А. ТРЕФИЛОВА - Так , 3633659 – телефон прямого эфира. Вопросы будем напоминать или быстро, сразу, кто что запомнил, Майя, как?

М. ПЕШКОВА - Я думаю, что наши друзья запомнили. Если не запомнили, мы назовём те, на которые не ответят.

А. ТРЕФИЛОВА - Хорошо, значит, что у нас, тут будет слышно? Сразу можно взять наушники, какие есть. Поехали. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте, меня зовут Лена.

А. ТРЕФИЛОВА - Здрасьте, Лена

СЛУШАТЕЛЬ - Я хотела ответить на вопрос о герое Олега Янковского, который летал на ядре. Это барон Мюнгхаузен.

А. ТРЕФИЛОВА - Барон Мюнгхаузен. Лен, я правильно понимаю, что последние цифры у вас 6323, да?

СЛУШАТЕЛЬ - Да.

А. ТРЕФИЛОВА - О-кей, спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ - Спасибо.

М. ПЕШКОВА - Следующий, следующий ответ.

А. ТРЕФИЛОВА - Здравствуйте, вы в прямом эфире, алло.

СЛУШАТЕЛЬ - Алло, здравствуйте, меня зовут Евгений. Я хочу ответить на вопрос о герое Михаила Ульянова. Это генерал Чернота.

М. ПЕШКОВА - Абсолютно правильно вы ответили.

СЛУШАТЕЛЬ - Спасибо.

А. ТРЕФИЛОВА - Так, следующий, сейчас тут у нас техника. Добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ - Алло.

А. ТРЕФИЛОВА - Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте, меня зовут Анна, но только что ответили на вопрос о генерале Чернота.

А. ТРЕФИЛОВА - Выбирайте другой.

СЛУШАТЕЛЬ - А другой я не помню, к сожалению.

А. ТРЕФИЛОВА - Ну извините, Анна, тогда в другой раз. Опередили вас.

СЛУШАТЕЛЬ - Извините.

А. ТРЕФИЛОВА - Здравствуйте, алло, есть ли кто-нибудь?

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте. Это Евгений из Самары.

А. ТРЕФИЛОВА - Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ - Можно ответить на вопрос, сколько Вера Холодная снималась?

А. ТРЕФИЛОВА - Ну попробуйте.

М. ПЕШКОВА - Да.

СЛУШАТЕЛЬ - 4 года.

М. ПЕШКОВА - Совершенно верно, вы правы.

А. ТРЕФИЛОВА - Записали.

М. ПЕШКОВА - Спасибо за звонок.

А. КАНГИН - Знаток.

А. ТРЕФИЛОВА - Много времени мы дали, Майя, для подготовки.

М. ПЕШКОВА - Наши слушатели знают все.

А. ТРЕФИЛОВА – Здравствуйте, вы в прямом эфире.

СЛУШАТЕЛЬ - Мастер и Маргарита!

А. ТРЕФИЛОВА - Ничего не поняла, что хотел человек, отсоединился, сбежал.

А. КАНГИН - Что-то искреннее очень.

А. ТРЕФИЛОВА - Что-то искренне, от души.

М. ПЕШКОВА – Да, да, да. Не представился.

СЛУШАТЕЛЬ - Добрый день.

А. ТРЕФИЛОВА - Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ - Адресат Демидовой – Том Батлер.

М. ПЕШКОВА – Совершенно верно.

А. ТРЕФИЛОВА - А как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ - Меня Оксана.

М. ПЕШКОВА - А откуда вы нам звоните?

СЛУШАТЕЛЬ - Москва.

А. ТРЕФИЛОВА - Москва. Спасибо, Оксана, счастливо. 3633659. Что у нас там осталось ещё? Ещё осталось, да, Майечка?

М. ПЕШКОВА - Как называется самая знаменитая книга Константина Станиславского, мы тоже хотим получить ответ. Столько «тетрадей жизни» написал за свою жизнь Тонино Гуэрра? Напомню, что совсем недавно Тонино Гуэрра отметил своё 90-летие. Тонино Гуэрра является автором, одним из авторов издательства «Зебра Е». Про полоски мы ещё не получили ответа.

А. ТРЕФИЛОВА - Алло, здравствуйте, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ - Александр Павлович, Москва.

А. ТРЕФИЛОВА - Здрасьте, Александр Павлович.

СЛУШАТЕЛЬ - Книга Станиславского - «Моя жизнь в искусстве».

А. ТРЕФИЛОВА - Ну конечно.

СЛУШАТЕЛЬ - А можно ещё на один вопрос…

А. ТРЕФИЛОВА, М. ПЕШКОВА - Нет.

А. ТРЕФИЛОВА - У нас тут всё строго.

М. РОЗОВСКИЙ - Он две книги хочет получить

А. ТРЕФИЛОВА - 3633659. Добрый день. Нету никого. Ещё разочек сейчас попробуем. Тут как всегда линия перегружена. Добрый день, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ - Алло.

А. ТРЕФИЛОВА - Здравствуйте, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ - Вадим, Саратов.

А. ТРЕФИЛОВА - На что хотите отвечать, Вадим?

СЛУШАТЕЛЬ - Книжка Филатова, самая известная - про Федота-стрельца.

А. КАНГИН – Отлично.

А. ТРЕФИЛОВА- Совершенно верно. Спасибо. Так, ещё есть у нас, да?

М. ПЕШКОВА - Про полоски совершенно никто не ответил.

А. КАНГИН - Зебрины полоски.

А. ТРЕФИЛОВА - Зачем зебре полоски.

М. ПЕШКОВА - Про Георгия Данелию не ответили совершенно, а так хотелось бы получить. Тонино Гуэрра. Сколько «тетрадей жизни» написал Тонино?

А. ТРЕФИЛОВА - Здравствуйте, вы в прямом эфире. Доброе утро. Добрый день уже! Добрый день. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ - Тонино Гуэрра написал «Семь тетрадей жизни».

А. ТРЕФИЛОВА - А вас как зовут?

СЛУШАТЕЛЬ – Катя.

А. ТРЕФИЛОВА - Катя?

СЛУШАТЕЛЬ - Да.

А. ТРЕФИЛОВА - Вы тоже молодец.

М. ПЕШКОВА - А сколько тетрадей вы написали, Катя, и откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ - Из Москвы.

М. ПЕШКОВА - Очень хорошо, спасибо.

А. ТРЕФИЛОВА - Спасибо, пока.

М. ПЕШКОВА - Ждите звонка наших резидентов

А. ТРЕФИЛОВА - Зачем зебре полоски? Я настаиваю на этом.

М. ПЕШКОВА - Категорически настаиваешь.

СЛУШАТЕЛЬ - Алло.

А. ТРЕФИЛОВА - Здравствуйте, алло.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте, Наталья, Москва, о Данелии. Его герой был известен 33 зубами. Он думал, что у него 33 зуба.

А. ТРЕФИЛОВА - Совершенно верно, спасибо. Спасибо. Что, только полоски остались, что ли?

М. ПЕШКОВА - Да, да. Совершенно не хотят нам рассказать, почему у зебры такие полосочки.

А. ТРЕФИЛОВА - Ну что, попробуем ещё один звоночек и сдаёмся, что ли, Майя?

М. ПЕШКОВА - Нет, мы не сдаёмся. Нет, нет, нет. Я уверена, что все всё знают.

А. СТАРОМИНСКАЯ - Ну это философский вопрос…

А. ТРЕФИЛОВА - Про зебру это не философский, мне кажется, это такой уже, из биологии. Здравствуйте. Зачем зебре полоски? Зебре полоски зачем?

А. КАНГИН - Почему-то этот вопрос напугал людей.

А. ТРЕФИЛОВА - Я тоже не знала, между прочим. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Ой, здравствуйте, ну можно погадать. Они свет отражают и для маскировки тоже.

А. ТРЕФИЛОВА - Так, ну что, принимаем?

А. КАНГИН - Практически да, Ну можно просто уточнить, что самый страшный враг – это муха цеце у зебры. И у мухи рябит в глазах, когда она видит полоски, она не может идентифицировать зебру как цель.

А. ТРЕФИЛОВА - Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ - Спасибо, Елена. Я просто так погадала.

А. ТРЕФИЛОВА - Ну видите как, это ж как в «Что? Где? Когда?». Спасибо, Елена.

А. КАНГИН - Очень талантливо погадали.

М. ПЕШКОВА - Елена, а откуда вы?

А. ТРОФИМОВА- А уже всё, Майечка.

М. РОЗОВСКИЙ - А почему «Зебра Е»?

А. ТРЕФИЛОВА - Почему «Зебра Е»? Давайте выясним.

М. ПЕШКОВА - По-моему знают все.

А. ТРЕФИЛОВА - Почему, я не знаю, почему «Зебра Е».

А. СТАРОМИНСКАЯ - Потому что Виктор Ерофеев, чья первая буква фамилии…

А. ТРЕФИЛОВА - Её присоединили к зебре.

А. СТАРОМИНСКАЯ - Она отстоит через пробел, и буква большая.

А. ТРЕФИЛОВА - Ваши редакторские штучки.

А. СТАРОМИНСКАЯ - Ну а почему нет? Зебра Е.

М. ПЕШКОВА - Артур, что вы собираетесь издавать в этой серии дальше. Ваши планы. Но только быстро, у нас времени нет.

А. КАНГИН - В ближайшее время у нас выйдут книжки о Павле Луспекаеве. Кстати, о нём ничего не публиковалось никогда, об Андрее Толубееве и Николь Кидман. Три книжки.

М. РОЗОВСКИЙ - Книга о Луспекаеве – это должно быть… это был вообще гениальный артист русский, мне кажется, недооценённый, но вернее, конечно, люди театральные, артисты БДТ прекрасно понимали, с кем вместе они работали и это, по-моему, замечательный…

А. ТРЕФИЛОВА - А это тоже какие-то записи дневниковые будут, Артур?

А. КАНГИН - И дневники там, и письма, интервью, статьи.

А. ТРЕФИЛОВА - То есть от первого лица?

А. КАНГИН - Не совсем, не совсем так, потому что он человек был закрытый, как ни странно, и материала было мало.

М. ПЕШКОВА - За какие книжки боролись наши сегодняшние слушатели? Огласите список

А. ТРЕФИЛОВА - Естественно, Актёрская книга Чарли Чаплин «Как заставить людей смеяться». По-моему, это, вообще, должно быть руководством к действию. Тонино Гуэрра «Семь тетрадей жизни» и Марлен Дитрих – «Мысли и чувства». Ну и, безусловно, книги Марка Григорьевича Розовского и книга Михаила Ульянова «Дневники». Всё, друзья мои, заканчиваем. Издательство «Зебра Е». Марк Розовский, Артур Кангин, Екатерина Трофименко и Анна Староминская. Майя Пешкова, спасибо, Майя, огромное. Анна Трефилова. Пока!