Купить мерч «Эха»:

Григорий Остер - Книжное казино - 2009-06-28

28.06.2009
Григорий Остер - Книжное казино - 2009-06-28 Скачать

К. ЛАРИНА: 13:12, мы начинаем программу «Книжное казино», она у нас опять сегодня в необычном формате проходит, поскольку мы работаем на двух площадках сегодня. Это студия радиостанции «Эхо Москвы», в которой Ксения Ларина и Майя Пешкова.

М. ПЕШКОВА: Добрый день.

К. ЛАРИНА: И студия-экспресс в зале Торгового Дома «Москва» на Тверской. Мы видим зал, в котором собрались… А где люди, собственно? Я вижу там Дымарский, Венедиктов, Цвей, а люди-то где?

М. ПЕШКОВА: А я вижу девочку.

К. ЛАРИНА: Что за массовка нагнанная? Вон девочку видим, вон люди подходят. Это нормальные люди, надеюсь? Люди, которые пришли в магазин «Москва», а не на встречу с Венедиктовым. Григорий Остер – наш герой сегодня, он находится за отдельным столом. Григорий, приветствуем Вас.

Г. ОСТЕР: Меня слышно?

К. ЛАРИНА: И даже видно!

Г. ОСТЕР: Отлично! Я хотел сказать, что у нас здесь ещё Владимир Роменский.

В. РОМЕНСКИЙ: Я нахожусь рядом с Григорием Остером. Здесь есть не только представители с «Эха Москвы», но ещё и много людей, которые пришли пообщаться с автором. Я хочу отметить, что Григорий Остер начал раздавать автографы. Если кто-то нас слышит у себя дома и хочет, чтобы на «Вредных советах» или на других книжках известных этого автора стоял автограф автора, он должен сейчас немедленно срываться из дома, бежать в книжный магазин «Москва» и тогда Григорий Остер обязательно поставит автограф. Я ничего не путаю?

Г. ОСТЕР: Да, поставим. Но вряд ли человек успеет добежать, наша передача будет 40 минут, так что только в пределах Садового кольца. Остальные могут не беспокоиться.

К. ЛАРИНА: Мы с утра народ собираем, я надеюсь, что кто-нибудь подойдёт в течение программы в магазин «Москва» и получит автограф.

М. ПЕШКОВА: А если кто не успеет…

К. ЛАРИНА: Давайте не будем забывать про слушателей. Здесь есть книжки в студии, которые мы разыграем для слушателей, зададим им один вопрос, на который вы сможете отвечать в течение программы на наш смс-номер +7-985-970-45-45. Ах! Кого убийца Пушкина непременно вызвал бы на дуэль, окажись он в 1837 году на свободе? Хороший вопрос?

М. ПЕШКОВА: Нормальный.

К. ЛАРИНА: Присылайте ответы. Давайте мы назовём книги, которые у нас есть и здесь, в студии, и там, у Григория Остера.

М. ПЕШКОВА: Это «Сказки и мультфильмы» издательства «Планета Детства», «Вредные советы», АСТРЕЛЬ, «Все вредные советы» - «Планета Детства» и «38 попугаев», тоже «Планета Детства».

К. ЛАРИНА: Григорий, рост удава сколько?

Г. ОСТЕР: Длина удава? Это очень сложный вопрос, потому что её можно измерять в слонёнках, мартышках, попугаях и разными другими длинами, например, своим собственным ребёнком, поэтому нельзя ответить одним словом. Сложно, всё относительно.

К. ЛАРИНА: Хорошо, а кто сможет ответить на этот вопрос из зала? Длина удава в попугаях, слонёнках и мартышках, кто знает?

КРИК ИЗ ЗАЛА: 38 попугаев.

К. ЛАРИНА: А мартышек сколько?

КРИК ИЗ ЗАЛА: И одна мартышка.

К. ЛАРИНА: Нет.

РЕБЁНОК: Пять мартышек и два слонёнка.

К. ЛАРИНА: Отличный ответ! Этот человек знает! Настоящий читатель! Отлично! Молодец! Что Вы там пишете на книжках, Григорий?

Г. ОСТЕР: Я пишу автографы, в основном это имена детей, мальчиков и девочек, и редко бывает, что пришёл ребёнок и попросил бы меня, чтобы я подписал книгу его папе, дедушке, бабушке. Такое бывает крайне редко, хотя бывает.

К. ЛАРИНА: Пора издать уже книжку для взрослых.

Г. ОСТЕР: А на «Вредных советах» написано, что это книжка только для непослушных детей. Вообще, книга, особенно детская книга – это специальное устройство для того, чтобы взрослый общался со своим ребёнком. Они сели бы рядом, открыли книгу и это устройство начинает работать, когда взрослый читает ребёнку книгу. Причём, в это устройство не надо вставлять никаких батареек, такие устройства работают только на любви.

К. ЛАРИНА: И на чувстве юмора, я бы добавила. Потому что мы с Вами знаем, немало людей есть, которые Ваши вредные советы воспринимают буквально, и возмущаются: «Как же можно писать такое для детей!»

Г. ОСТЕР: Неужели такие есть?

К. ЛАРИНА: А что с ними делать?

Г. ОСТЕР: Нет, таких становится всё меньше и меньше. Потому что когда-то, когда «Вредные советы» только появились, то почти все взрослые, бабушки, дедушки, они были страшно возмущены, они кричали, что нельзя, потому что будет полный кошмар, эти дети прямо всё так и сделают! Но теперь уже прошло много лет, уже существуют некоторые молодые бабушки и дедушки, которые, когда были детьми, читали «Вредные советы», и в общем-то, ничего страшного не произошло. Люди, которые стали взрослыми, не стали выполнять мои вредные советы в массе.

Хотя, конечно, некоторые говорят, что нынешний финансовый кризис как раз и связан с тем, что подросли дети, начитавшиеся вредных советов в детстве, а теперь устроили нам всем финансовый кризис.

М. ПЕШКОВА: Я хотел спросить у Вас, как у драматурга. Где идут Ваши пьесы? Я знаю, что в «Глобусе» поставлена Ваша пьеса.

К. ЛАРИНА: В Лондоне?

М. ПЕШКОВА: Нет, не в Лондоне.

Г. ОСТЕР: Мои пьесы во многих театрах идут. В Москве, прежде всего, приглашал бы в «Школу современной пьесы», где идут «Вредные советы» и замечательный спектакль «Котёнок по имени «Гав» в театре детской книги. Вы можете объяснить, как можно поставить какую-то пьесу по «Вредным советам»? «Если вы по коридору мчитесь на велосипеде, а из ванны вам навстречу…» Всё можно показать. И как вы мчитесь по коридору на велосипеде и как вы врезаетесь в папу, потому что он мягкий, и как вас папа прощает.

К. ЛАРИНА: Кстати, в «Школе современной пьесы» это сделано блестяще, потому что большинство вредных советов положено на музыку. Причём, на современную музыку, там и рэп, и хип-хоп, по-моему, дети с восторгом это поют и учат наизусть в зрительном зале.

Г. ОСТЕР: Уже 500 спектаклей прошло за несколько лет.

К. ЛАРИНА: А у нас что происходит? Катерина Мосина, расскажите про юных читателей и посетителей магазина «Москва».

Е. МОСИНА: Я вижу двух прекрасных детей, девочка, которая уже отвечала и показала свои знания книг Григория Остера.

К. ЛАРИНА: Надо было ей какой-то приз дать.

Е. МОСИНА: Мы ей дадим приз обязательно. Есть ещё мальчик, который сейчас выбирает одну из книг Григория Остера. Кстати, в нашем магазине в рейтинге текущем детской литературы книга Григория Остера «Легенды и мифы Лаврового переулка» в рейтинге десятка лучших детских книг.

К. ЛАРИНА: Тогда про неё нужно отдельно сказать, Григорий.

Г. ОСТЕР: Это давно написанная мною книга, которую много лет не издавали, почти 10 лет, я её специально не издавал, и сейчас она как бы вернулась. Это эпос. Бывает эпос Древней Греции, а может быть эпос какой-то одной улицы, одного двора. И вот «Легенды и мифы Лаврового переулка» - это эпос двора. Ведь поколение детей меняется очень быстро. Проходит 2-3 года и в песочнице сидят другие дети, другие катаются по вашему двору на велосипеде, дерутся и бьют стёкла.

А те, которые 3 года назад били стёкла, уже занимаются другими вещами. Этот эпос именно о легендах того, что происходило в одном из конкретных дворов.

К. ЛАРИНА: А в Вашей жизни есть такой двор?

Г. ОСТЕР: Да у всех такие дворы, все выросли в таких дворах. Даже сейчас, когда соседи между собой не общаются, и даже не знают друг друга в лицо, потому что одни ездят в лифте, а другие ходят пешком по лестницам, то дети всё равно знают друг друга, потому что они выходят во двор, общаются, или смотрят друг на друга в окна, если их окна расположены напротив. Но то, что я здесь вижу мало детей, и вижу в основном взрослых, это, конечно, очень грустно. Потому что дети могут получить мои книги, я всё больше это осознаю, только в одном случае, если взрослые эти книги для них купят.

Вот я увидел ещё одного ребёнка.

К. ЛАРИНА: Катя Мосина привела ребёнка. Откуда ребёнок?

Г. ОСТЕР: Но я бы сделал так. Если бы издать такой закон, чтобы зарплату взрослых получали дети за взрослых, и сами распределяли семейный бюджет, вот дети бы решали, как распределить семейный бюджет.

К. ЛАРИНА: На что бы они тратили?

Г. ОСТЕР: Мне кажется, что это было бы более правильно, потому что мои гонорары тогда бы сильно возросли.

К. ЛАРИНА: А Вы проверили этот эксперимент на своей семье? Ваши дети распоряжаются Вашим бюджетом?

Г. ОСТЕР: Только они и распоряжаются. Но у меня уже самому младшему 16, поэтому распоряжайся или нет, всё равно всё них уходит. Самый младший в прошлом году работал на «Эхо Москвы».

К. ЛАРИНА: Очень умный. Он слишком умный для нас.

Г. ОСТЕР: (Смеётся). Вот видите, рядом со мной сидит довольно молодой человек, который говорит, что год тому назад – это когда-то. Это и есть подтверждение тому, что я говорю, потому что то, что было 3-4-5 лет тому назад для детей это глубочайшая древность, как для взрослых античность. Именно на этом и построена вся история про легенды и мифы дворов и переулков.

М. ПЕШКОВА: Я лично хотела спросить, какова история создания «Котёнка по имени Гав? Потому что именно с этим стихотворением исцеление моего внука. Он лежал в больнице, был очень тяжело болен, ребёнку был год и семь месяцев. И мама ему прочитала это стихотворение. Он произносил слово «Ещё», она ему читала дальше. И так длилось полтора часа. После этого мальчишка стал здоровым! Как Вы написали это стихотворение?

Г. ОСТЕР: Это же не стихотворение. Это сказка. Как же можно полтора читать стихотворение, представьте себе, что будет.

М. ПЕШКОВА: А мама говорила, что она читала по кругу. Я пыталась дома найти эту книжку и не нашла. Значит зачитали.

Г. ОСТЕР: Ну так она же теперь есть во всех магазинах, слава богу. «Котёнок по имени Гав» - это же истории по котёнка, который жил во дворе, и когда кот чёрный, его сосед, узнал, что котёнка зовут Гав, он сказал: «Я бы не советовал котёнку с таким именем спускаться во двор, потому что во дворе котёнка с таким именем ждут одни неприятности». А мне интересно, если спросить детей, как они думают, почему котёнка с именем Гав во дворе ждут неприятности? Давайте девочке дадим микрофон, пусть скажет, почему котёнка ждут неприятности? Что будет, если его собака спросит, как его зовут, а он скажет?

ДЕВОЧКА: Я не знаю.

МАМА ДЕВОЧКИ: Собака его съест.

ДЕВОЧКА: Собака подумает, что залаял.

К. ЛАРИНА: Она подумает, что это не котёнок, а собака.

Г. ОСТЕР: Не-е-ет! Собака подумает, что он её дразнит. Так и случилось в мультфильме.

К. ЛАРИНА: Сколько лет мультфильму?

Г. ОСТЕР: Ой, я даже… Он в 1976 году был сделан. Это глубочайшая древность, я же говорю! Уже бабушки есть, которые смотрели его в детстве. Мне даже самому уже страшно, сколько прошло. Честно говоря, многие дети на полном серьёзе, когда встречают меня, удивляются. Они думают, что я давно уже умер.

К. ЛАРИНА: Вы настоящий классик. Там есть портрет Остера в магазине?

В. РОМЕНСКИЙ: Портрет Григория Остера висит на дверях магазина, как раз под ним и сообщается, что сегодня проходит встреча. Люди всё новые и новые приходят для того, чтобы пообщаться с автором книг. А сколько вообще написано вредных советов? Я смотрю, здесь один том «Вредных советов», второй…

Г. ОСТЕР: Существует четыре тома «Вредных советов», первые, вторые, третьи и четвёртые. Но издательство, которое выпускает книги, оно не всегда выпускает их по этим томам, потому что «Вредные советы» я написал на все случаи жизни. Нужно выпустить отдельные «Вредные советы» про школу. И там будут всякие вредные советы, типа того, что «Если ты, при виде школы, весь дрожишь от жажды знаний, заходи, тебе учитель обязательно нальёт». Можно отдельно выпустить «Вредные советы» для девочек и мальчиков, можно отдельно для тихих и скромных непослушных детей и таких детей, которые настолько непослушные, что они всё время кричат.

К. ЛАРИНА: Мы с Вами ещё в прошлый раз решили, что необходимо писать вредные советы для разных профессий, для врачей, для дипломатов, для журналистов.

Г. ОСТЕР: Я этим потихонечку и занимаюсь. Здесь люди хотят задать вопрос, давайте дадим им такую возможность.

ПОКУПАТЕЛЬ: Президент благотворительного фонда «Нарком» Алексеев Александр. Григорий Венедиктович, скажите, пожалуйста, что бы Вы посоветовали лицам, которые употребляют алкоголь и наркотики?

Г. ОСТЕР: Понимаете, поскольку я даю вредные советы, то я бы им и посоветовал бы продолжать употреблять до тех пор, пока они все не вымрут.

К. ЛАРИНА: У меня есть вредный совет для нашего слушателя, президента фонда «Нарком». «Что б не портить людям настроение, подходите к ним с улыбкой радостной, и плохие сообщая новости, потирайте руки и хихикайте».

ПОКУПАТЕЛЬ: Спасибо.

К. ЛАРИНА: А где хихиканье и потирание рук?

ПОКУПАТЕЛЬ: Тогда ещё один вопрос. А что Вы делали позавчера, во Всемирный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков?

Г. ОСТЕР: Я занимался законным оборотом наркотиков.

(Хохот в зале)

К. ЛАРИНА: Так! У нас время подходит к Новостям.

М. ПЕШКОВА: Я хотела спросить. Вы многодетный папа. Подарили ли Ваши дети Вам внуков, и что Вы им читаете?

Г. ОСТЕР: Есть внучка. Но пока ещё она просто играет с игрушками, потому что только два года. И ещё чуть-чуть, ещё полгода, годик, и всё, и мы начнём читать книжки на полном серьёзе. Я начну портить ребёнка.

В. РОМЕНСКИЙ: А какие книжки, кроме собственных, хотели бы ей прочитать?

Г. ОСТЕР: Ой, их невозможно перечислить. На самом деле я ей, да и любому ребёнку, ужасно завидую. Ведь только подумайте, сколько совершенно потрясающих, замечательных, сначала детских, а потом взрослых книг им предстоит прочитать! Какое они получат удовольствие, когда впервые будут читать всё то, чем мы с вами наслаждались с детства, начиная от сказок Пушкина для маленьких, проходя через всю мировую классику, через нашу классику, через совсем недавнюю классику, типа Коваль, потом дойдут до Успенского. А потом они начнут читать взрослые книги. Просто каждому ребёнку можно только позавидовать, сколько у него ещё радостей впереди.

К. ЛАРИНА: Давайте мы сейчас уйдём на перерыв, у нас Новости. Я предлагаю нашим слушателям, которые находятся в магазине «Москва», подготовить вопросы Григорию Остеру. Будет важно, если вас услышит многомиллионная аудитория радиостанции «Эхо Москвы».

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: Возвращаемся в программу «Книжное казино». У нас сегодня две студии, одна здесь, на «Эхо Москвы» на Новом Арбате, а вторая на Тверской, в магазине «Москва», где находится наш гость в окружении своих поклонников и почитателей. Это поэт Григорий Остер. Я бы хотела, чтобы Григорий несколько слов сказал об ещё одной акции, которая сегодня так же пройдёт в музее Чуковского в Переделкино. Расскажите, что это такое, уважаемый Григорий.

Г. ОСТЕР: Я прямо отсюда поеду выступать перед людьми, которые там собрались. Это будет благотворительный концерт в 16 часов начнётся, в пользу Тарусской больницы, это в двух словах не расскажешь, но это важное место, которое создано. Мы говорили об этом очень много. В помощь этой больнице, в помощь самому музею Чуковского и будет сбор с этого концерта благотворительного, на который я поеду, буду читать там свою совершенно новую книгу.

К. ЛАРИНА: Я тоже хотела про неё спросить, поскольку мы уже некоторые фрагменты слышали из этой книги в нашу прошлую встречу. Это совсем не детские произведения. Они для всей семьи, что называется. Они воспитывают не только и не столько детей, сколько взрослых.

Г. ОСТЕР: Не только детей. Вы имеете в виду книжку «Дети и дети», наверное?

К. ЛАРИНА: Да.

Г. ОСТЕР: Потому что на самом деле я ведь написал сейчас четыре книги просто для взрослых. Это просто специальные четыре книги для взрослых. И буквально через несколько дней в магазин «Москва» поступят первые две из этих книг, одна называется «Вредные советы отцам подрастающих детей», это в прозе произведение, очень короткие вредные советы отцам. Именно отцам, а не всем родителям! А вторая книга «Вредные советы для непослушных бизнесменов». Антикризисная книга, но можно из этих двух книг что-нибудь показать, если хотите.

К. ЛАРИНА: Давайте.

Г. ОСТЕР: Давайте, например, посмотрим, «Вредные советы отцам подрастающих детей». Здесь есть такие советы: «Если ваш ребёнок родился девочкой, утешьте её, скажите, что это ещё не самое страшное, могло быть и хуже. Она могла оказаться мальчиком». «Если ребёнок указывает вам на ваши недостатки, постарайтесь от них избавиться. Например, если у вас недостаточно мороженого в холодильнике, сходите и купите ещё». Вот тут есть ребёнок, который подтвердит. Правильно? Это же очень серьёзный недостаток у родителя. Подходи к микрофону и скажи, какие ещё недостатки бывают у родителей?

К. ЛАРИНА: Осторожно только, пожалуйста.

Г. ОСТЕР: Недостаточно.

РЕБЁНОК: Родители часто ругаются.

Г. ОСТЕР: Ругаются, ладно! Это совсем другая история. Знаешь, у меня есть вредный совет. Если на тебя кричат родители, вряд ли ты услышишь что-то новое. Если друг на друга – то прислушайся, почерпнёшь немало интересного.

К. ЛАРИНА: Скажи, пожалуйста, а как тебя зовут? Дайте нам девочку.

РЕБЁНОК: Саша.

К. ЛАРИНА: А сколько лет тебе?

РЕБЁНОК: Девять.

К. ЛАРИНА: Книжки читаешь?

РЕБЁНОК: Да, читаю.

К. ЛАРИНА: А что любишь, расскажи нам, пожалуйста.

РЕБЁНОК: Люблю всякие приключения, рассказы.

К. ЛАРИНА: А ты сегодня что-нибудь нашла интересного в магазине?

РЕБЁНОК: Да. «Беовульфа» читала.

К. ЛАРИНА: Это что такое?

РЕБЁНОК: Это эпос.

К. ЛАРИНА: Вот! Как раз эпос, который так любит Григорий Остер, он очень любит этот жанр. Ну, давайте, мы хотели подключить наших читателей, почитателей и слушателей, которые в магазине находятся. Может у вас есть вопросы к Григорию Остеру.

СЛУШАТЕЛЬ: Марина Кащенко. Скажите, пожалуйста, мы знаем, что Вы родились на Украине, служили на Северном флоте, большую часть жизни прожили в Москве. Более того, в Баварии есть улица, которая называется Остер Вальдштрассе. Речь идёт о том, что там есть лес имени Остеров. Что это за лес и что Вы чтите для себя родиной?

Г. ОСТЕР: Да у меня целая страна есть, Остеррайх [нем. Österreich] называется, Австрия.

СЛУШАТЕЛЬ: Это с двумя точками. А лес просто Ваш.

Г. ОСТЕР: Всё это названо в честь меня. Я сейчас собираюсь поехать в Крым к отцу, в Ялту, и мы по дороге хотим, заехав на Украину, специально приехать в город Остер. Есть такой город Остер. Я хочу туда приехать, побывать в нём один раз. И я после этого смогу говорить, что я был в этом городе, и он так называется.

К. ЛАРИНА: Вы в этом смысле не очень оригинальны, потому что Александр Анатольевич Ширвиндт написал целую книгу про город Ширвиндт, который тоже был на карте, но к сожалению, исчез. Но Ваш город существует, Вам повезло больше.

Г. ОСТЕР: Может быть тоже появится книга, путеводитель города Остера от Григория Остера. Но я подумал, что если такая история произошла с Ширвиндтом, то я в город Остер не поеду, а то мало ли что!

К. ЛАРИНА: Давайте, может, кто-то вопрос хочет задать?

СЛУШАТЕЛЬ: Я по другому поводу, по хорошему поводу. Как Ваши дети воспринимают Ваши книги?

К. ЛАРИНА: И воспринимают ли они вообще?

Г. ОСТЕР: Конечно, воспринимают, но очень по-разному, это зависит от настроения. Например, когда моему сыну Никите было года четыре-пять, то когда он на меня злился, он подходил ко мне и говорил: «Мне не нравится ни один твой вредный совет!»

СЛУШАТЕЛЬ: Какая умница! А они цензурируют то, что Вы пишете?

Г. ОСТЕР: Да, конечно. Иногда они исправляют. Иногда это бывает так удачно, что я и оставляю. Вот, например, у меня есть замечательный совет, который дочка Маша мне помогла написать. Совет звучит так – в горчицу булку накроши, и чайной ложкой съешь. И будешь знать, как горек хлеб твоих учителей. А я начал с того, что в солонку. У меня было написано «в солонку». А Маша прочитала, и сказала: «Какая солонка! В горчицу!» И я исправил, написал горчица.

М. ПЕШКОВА: Я хотела спросить у Вас про Ваших иллюстраторов. Но первый вопрос будет совсем маленький. Я знаю, что Ваши дети, девочки, художники. Будут ли они иллюстрировать Ваши книжки?

Г. ОСТЕР: Ну, во-первых, уже иллюстрируют. Выпущенных изданий таких книжных нет. Но дочка моя Лиля иллюстрировала в журналах, а Маша сейчас иллюстрирует. И я думаю, что это будет публиковаться в журналах. А сделать, конечно, целиком мою книжку, это очень непросто. И это такая серьёзная работа, связанная уже с конкретной работой издательств. Пока дети были маленькие, было очень соблазнительно, чтобы они иллюстрировали мои книжки. Но, к сожалению, в 90% случаев дети терпеть не могут детских рисунков. И книги, которые иллюстрированы детьми, почему-то дети не любят. Видимо, каждый ребёнок считает, что он и сам так может сделать.

К. ЛАРИНА: А в моём детстве вообще не было книжек с картинками. Я сама рисовала.

Г. ОСТЕР: Здорово.

К. ЛАРИНА: В книжках же!

Г. ОСТЕР: Как говорила Алиса из страны Чудес. Если в книжках нет иллюстраций и диалогов, то зачем же их читать!

К. ЛАРИНА: Действительно. Давайте поговорим о детской литературе современной. Буквально сегодня утром в программе «Детская площадка» мы обсуждали эту тему, сетуя на то, что новых авторов не появляется среди детских писателей. Так ли это, Григорий? Могли бы Вы кого-то назвать? Вы следите, как развивается отрасль, в которой Вы работаете?

Г. ОСТЕР: Нет, авторы, конечно, появляются. Я бы не стал никого конкретно называть, потому что можно человек двадцать назвать хороших и интересных, относительно молодых писателей. А вот сказать так, чтобы я знал кого-то совсем-совсем молодых новых, это я не могу. Но это и неестественно. Подумайте сами. Ведь молодые люди, они хотят писать специально для взрослых. Они сами ещё недавно были детьми, они из этого мира вырвались, как из тюрьмы. И они не хотят писать для детей. Вообще, надо сказать, я это не устаю повторять, что замечательная детская литература, которая была в Советском Союзе, она обязана партии и правительству.

Потому что только мощная цензура, которая загоняла талантливых людей в детскую литературу и в переводчики, только она способствовала тому, что у нас такие потрясающие переводчики были в стране, и такие замечательные детские писатели, достаточно молодые.

К. ЛАРИНА: То же самое можно сказать о советской кинорежиссуре. Ведь самые главные шедевры рождались в детском кино, куда ссылали талантливых людей. Например, Александр Мита начинал с детского кино. Какие у него замечательные детские фильмы! И «Звонят, откройте дверь», и «Друг мой Колька». Вы абсолютно правы. Шедевры начинаются там, где есть асфальт сверху.

Г. ОСТЕР: Да. А теперь, поскольку в стране практически цензуры никакой нет, а только одна самоцензура, на самом деле она бывает более жёсткая, чем цензура, но это так, то теперь у нас значительно меньше молодых детских писателей.

К. ЛАРИНА: А как дети выбирают книжки? Как взрослые выбирают, я могу себе представить. Подходит к полке, листает, читает какие-то куски. А как дети? У нас там есть юные читатели? Если вы не знаете автора, как вы понимаете, что эта книжка вам интересно, по картинкам?

РЕБЁНОК: Я выбираю по картинкам. Чаще всего дети выбирают по картинкам.

В. РОМЕНСКИЙ: А обложка играет какое-то значение?

РЕБЁНОК: Да. На ней тоже должна быть картинка.

К. ЛАРИНА: А какие картинки тебе нравятся?

РЕБЁНОК: Такие, какие должны быть в сказках.

К. ЛАРИНА: Действительно, всегда получается, что когда хорошая картинка, то и книжка классная. Или такое бывает редко?

РЕБЁНОК: Часто.

К. ЛАРИНА: Обычно хорошая картинка – это гарантия, что и текст хороший.

РЕБЁНОК: Да.

К. ЛАРИНА: А ещё у кого есть какие способы выборы книг? Там есть юные читатели?

В. РОМЕНСКИЙ: Юные читатели стесняются немножко. (Обращаясь к ребёнку) Расскажешь, как книжки выбираешь?

Е. МОСИНА: Какие книжки нравятся, расскажи нам, Надюша? Вот Наденька у нас, подойди поближе. Ты картинки смотришь или ты интересуешься, про что книжка?

НАДЯ: Я только картинки.

К. ЛАРИНА: Картинки. Правильно. Катя, расскажи нам, сегодня какие книжки самые ценные для юных читателей? Что больше всего выбирают, кроме присутствующего здесь классика Григория Остера? Кто входит в десятку лучших детских авторов?

Е. МОСИНА: Ну, никого, наверное, не удивлю, в нашем магазине традиционные книги выбираются больше всего. Например, «Мифы Древней Греции» на первом месте сейчас в рейтинге. Вышли два замечательных издания с прекрасными иллюстрациями. Мы услышали от наших детей, какую роль они замечательную играют. На втором месте книга о Мефодии Бюслаеве, так что дети, которые собирают эту серию Емца, могут у нас её тоже увидеть. На третьем – книга Астрид Линдгренд «Принцесса, которая не хотела играть в куклы», дальше Льюис Кэрролл, Раутмуфт «Полботинка и меховая борода», это книжки известных писателей, классика детского жанра.

К. ЛАРИНА: Как Вам списочек, Григорий? Хороший вкус у читателей?

Г. ОСТЕР: Конечно, хороший вкус. Вообще, читатель, как и покупатель, он всегда прав. Очень наивно с точки зрения писателя говорить, что читатель неправ, что он читает плохие книги, а должен читать хорошие. У Достоевского получалось писать детективы. Поэтому говорить о том, что детективы – это плохо, неправильно… Писатель должен писать такие книги, которые читателю будет интересно читать. А потом он может в них вставлять то, что ему хочется в неё вставить.

В. РОМЕНСКИЙ: Григорий, а как Вы относитесь к Джоан Роулинг, к её серии о Гарри Потере?

Г. ОСТЕР: В принципе, я отношусь хорошо. Я не хочу сказать, что это великая литература, но я считаю, что Роулинг сделала для многих стран замечательное дело. Она очень большое количество детей, которые вообще бы никогда ничего не читали, привлекла в ряды читателей, и начав с этой книги, они уже дальше стали читать другие. Ну а дальше уже как повезёт. Кто-то будет читать Емца и на нём остановится, а кто-то пойдёт дальше, до Достоевского.

К. ЛАРИНА: А как отличить хорошую книжку от плохой?

Г. ОСТЕР: Как отличить хорошую книжку от плохой, я Вам скажу. По выражению лица ребёнка, который её читает. Смотрите на выражение лица ребёнка, который читает, или которому читают книгу. И вы сразу отличите хорошую книгу от плохой.

К. ЛАРИНА: А как взрослому отличить хорошую детскую книгу от плохой?

Г. ОСТЕР: Тоже по выражению лица. Берите книгу, читайте её ребёнку. Начните со словаря и постепенно переходите к другим, удобочитаемым книгам. И в тот момент, когда ребёнок ваш начнёт хохотать, посмотрите, что вы читаете. Уверяю вас, у вас в руках окажется интересная книга.

К. ЛАРИНА: А можно спросить у посетителей магазина, что они сегодня читают и покупают? Взрослых уже.

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Добрый день. Сегодня зашла поискать имя для будущей дочке. У меня два сына. И вот среднему сыну мы имя нашли в этом магазине книжном.

К. ЛАРИНА: Это каким же образом?

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Открыли энциклопедию и искали имя, чтобы соответствовало отчеству, фамилии, национальности. У нас много национальностей намешано, хотелось что-то необычное. Старшего сына зовут Эмиль, среднего Вилен.

К. ЛАРИНА: А давайте придумаем имя дочке все вместе! У кого какие варианты, пожалуйста, помогайте человеку!

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Мужа зовут Вадим. Отчество Вадимовна будет.

К. МОСИНА: Если книжное, предлагаю Алиса.

К. ЛАРИНА: Алиса Вадимовна, прекрасно!

Г. ОСТЕР: Не знаю, не знаю… Это очень большая ответственность. Я считаю, что это должны родители делать вдвоём. Никто не дожжен это слышать. Это довольно тайный момент, что-то типа зачатия.

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Подождём рождения, посмотрим.

Г. ОСТЕР: Когда вы на неё посмотрите, вы сразу поймёте, как её зовут.

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Но варианты должны быть.

К. ЛАРИНА: Какие книжки Вы читаете? Что купили сегодня?

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: «Вредные советы» взяла двум сыновьям, уже стоит автограф. И неродившейся девочке «Привет, мартышки».

К. ЛАРИНА: Это всё Григорий Остер написал?

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Да.

К. ЛАРИНА: А сами какую литературу читаете, взрослую?

Г. ОСТЕР: Я подписал книжку неродившемуся ребёнку!

В. РОМЕНСКИЙ: Подходит другой родитель.

Е. МОСИНА: Это мама Наденьки, которая нам рассказывала.

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Мы купили «Сказки и мультфильмы» Григория Остера. У нас трое детей, чтобы всем понравилось. А ещё Надя выбрала «Феи». Даже не знаю, что это такое. Какая-то книга с наклейками, что-то там нужно делать, украшения, и отправить их по электронной почте своему другу.

К. ЛАРИНА: А как Вы выбираете книжки?

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Надежда выбирала.

К. ЛАРИНА: А Вы помогаете ей в выборе? Подсовываете какие-то книжки дома?

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Да, конечно. Те, которые сами читали в детстве.

К. ЛАРИНА: А прячете какие-то книжки?

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Нет, конечно нет.

К. ЛАРИНА: То есть, всё можно?

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Да.

К. ЛАРИНА: А от Вас прятали?

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Нет, не прятали.

К. ЛАРИНА: Боже мой, какие замечательные семьи! Григорий, а от Вас прятали книжки?

Г. ОСТЕР: Вообще, родители прячут только те книжки, в которых между страницами заложены сбережения.

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: У нас нет сбережений, поэтому и не прячем.

В. РОМЕНСКИЙ: Григорий, Вы же пишете не только художественную литературу, но и довольно серьёзные учебники.

К. ЛАРИНА: Задачники, да.

Г. ОСТЕР: Да, на самом деле учебников всерьёз я не пишу. Я пишу такие учебники по псевдо-наукам. Например, я сейчас работаю над книгой, котора называется «Вритература». Я ещё не закончил, я давно работаю над этим учебником. Дело в том, что для того, чтобы научиться всерьёз врать, дети должны сначала осмыслить и освоить всё, что наврали предыдущие поколения до них. Поэтому я объясняю детям, что это такое. Это ведь великое искусство – враньё.

Вы знаете, какое было первое вритературное произведение, самое великое вритературное произведение? Оно состояло из трёх слов – я больше не буду.

К. ЛАРИНА: Первое художественное враньё.

Г. ОСТЕР: Конечно же, каждый, кто говорит это, конечно же будет ещё как! А второе великое произведение написали одновременно два автора, так получилось. Они просто взяли и написали в один миг это, создали это произведение великое вритературное. И звучит оно так – он первый начал. Это чистая великая вритература. И дальше это постепенно развивается. Есть очень разные жанры вритературные, вритературные басни и вритература специальные повести о дружбе, это огромный пласт, который нужно изучать.

И этот учебник как раз для изучения той вритературы, которую наврало человечество за века для детей, я сейчас как раз и создаю.

К. ЛАРИНА: Давайте что-нибудь прочтём ещё, а то у нас времени мало остаётся, буквально несколько минут. Давайте?

Г. ОСТЕР: Я могу вам прочитать, если не обязательно детское, то я могу прочитать «Вредные советы отцам подрастающих детей». Например: «Никогда не позволяйте ребёнку без спроса брать с вас пример, научите своего ребёнка плохо играть в шахматы и поставьте ему мат». Это для отцов подрастающих детей специальные советы. «Если вы хотите, чтобы ваша дочь была воспитана на подлинных ценностях, купите их ей». «Не приучайте своих детей к тому, от чего им потом придётся долго и мучительно отвыкать», «Ни в коем случае не разрешайте ребёнку то, чего вам в его возрасте хотелось больше всего на свете». «Приучайте ребёнка быть добрым, отзывчивым, и всегда с радостью уступать свои игрушки другим. И не забывайте ежедневно покупать ему новые». «Никогда не говорите своему ребёнку, что он ваше наказание господнее. Поверит, и скажет: «Да, я кара божья, ниспосланная за прегрешения твои. Трепещи, нечестивец!» Это жутко!

«Отвечая на вопросы своих детей, не забывайте, всё, что вы скажете, может быть использовано против вас». «Помните, что вы не только сами имеете право хранить молчание, но можете велеть ребёнку, чтобы он хоть минуту помолчал». И есть такое изречение, что если вам ребёнок задаёт слишком много вопросов, это я напоминаю, что это вредные советы отцам подрастающих детей. Если ребёнок задаёт слишком много вопросов, пошлите ребёнка к матери, пусть она отвечает на его вопросы. А если ваш ребёнок требует второе пирожное, купите ему целый торт, и пусть это будет для него хорошим уроком. Не требуйте от ребёнка невозможного. Сначала сами попробуйте доесть эту кашу. Помните, отсрочка разговора о сексуальных отношениях с вашей взрослой дочерью не убережёт её от беременности.

Объясните своему ребёнку, что он должен научиться вести себя скромно и прилично, чтобы никто не догадался о его истинных намерениях. Балуйте своего ребёнка как можно чаще, и он вырастет чутким, мягким и снисходительным к самому себе человеку.

К. ЛАРИНА: Мы потихонечку переходим в вечерний формат, пошли такие темы интимные. Давайте мы напомним, что если кто хочет продолжить общение с Григорием Остером, вы успеете доехать до Переделкино, там в четыре часа начало концерта, в дом-музей Корнея Чуковского. Мы должны заканчивать программу, но я так понимаю, что там народ останется с Вами. Спасибо Вам огромное, что приняли участие в нашей передаче. И до встречи.