Купить мерч «Эха»:

Юрий Арабов - Юрий Арабов - Книжное казино - 2007-12-16

16.12.2007

К. ЛАРИНА: 12 часов, 13 минут, мы начинаем программу «Книжное казино». Здесь, в студии, ведущие программы Ксения Ларина и Майя Пешкова.

М. ПЕШКОВА: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: А в гостях у нас писатель и сценарист, лауреат премии Триумф» 2007 года Юрий Арабов. Здравствуйте!

Ю. АРАБОВ: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Конечно же есть книги, которые вы сегодня получите. Майя сейчас скажет.

Ю. АРАБОВ: Это "Флагелланты", книга, которая вышла в издательстве «Вагриус», а также книга нашего гостя Юрия Николаевича Арабова «Солнце и другие киносценарии», с предисловием, которое написал Александр Сокуров. А эта книга увидела свет в издательстве «Амфора», в библиотеке кинематурга.

К. ЛАРИНА: Нашим слушателям скажем, каким образом получить сегодняшние книги с автографом автора. Нужно для этого лишь воспользоваться либо телефоном 363-36-59, либо номером для смс - +7-985-970-45-45 и задать вопрос нашему гостю Юрию Арабову. Прием смс-ок мы начинаем прямо сейчас, еще раз напомню [повтор телефонов]. Телефонные звонки будем слушать во второй части нашей программы.

Вначале надо поздравить нашего гостя с премией.

Ю. АРАБОВ: Ха-ха! Спасибо!

К. ЛАРИНА: Ваше отношение ироничное ко всякого рода премиям. Но, я думаю, что здесь это приятно, здесь деньги большие дают.

Ю. АРАБОВ: Вы знаете, я эти деньги… могу пятак заработать, а могу и не зарабатывать, потому, что выяснилось, что деньги некуда тратить у нас, если ты не участвуешь в гламуре, если ты не покупаешь себе дорогих вещей от Версаче, то особо тратить некуда деньги, потому, что квартиру, все равно, не купишь, дом не купишь, это должны быть нефтяные, другие совсем деньги. Ради денег я бы вообще не советовал разбиваться людям в пух и прх.

К. ЛАРИНА: А ради чего?

Ю. АРАБОВ: Да вообще не ради чего! Надо самореализовываться, нужно пытаться сделать то, к чему лежит душа и стараться не переступать через этические нормы. Что касается премии, то я благодарен людям, которые ее вручили, я сразу позвонил и поздравил их с этой премией, поблагодарил, точнее. Хотя, по большому счету, я сам не знаю, за что я ее получил и, наверное, 28 января я, все-таки, выясню за что я ее получил.

К. ЛАРИНА: Насколько я понимаю, «Триумф» дается не за конкретные деяния, а за то, что человек есть на этом свете, потому, что там такая компания замечательная!

К. ЛАРИНА: Тогда 145 миллионов людей наградить надо премией «Триумф».

К. ЛАРИНА: Наградить всех! (Смеется) Я думаю, что это когда-нибудь случится. Ну, мы шутим, конечно, на самом деле, там лучшие люди, действительно, награждаются этой премией, она дается один раз, что очень важно.

М. ПЕШКОВА: И профессионалы эту премию дают профессионалам, она дорогого стоит, потому, что выбирают среди равных.

К. ЛАРИНА: Юрий Николаевич, не смущает, что это деньги Березовского? Там какие-то ходили слухи, что надо в лицо бросить грязные деньги.

Ю. АРАБОВ: Грязные, а вот я не знаю, где у нас НЕ деньги Березовского? Участвовать в передачах Первого канала, ОРТ, это как? С деньгами Березовского или без его денег? Это же канал, в становлении которого принимал участие Березовский.

К. ЛАРИНА: Если так рассуждать, то у нас и президент Путин на деньги Березовского пришел к власти. На самом деле, это тоже чистая правда.

Ю. АРАБОВ: Вы знаете, бросать никуда эти деньги не собираюсь, но, естественно, я их брошу просто в «черную дыру» и раздам в долг приятелям и знакомым, что будет вполне благородно, но дело в том, что эту премию мне вручали люди, которые мне очень дороги. Это Зоя Богуславская и Андрей Андреевич Вознесенский. И оскорблять их тем, что «давайте, я брошу эти деньги», это просто оскорбление людей, которые меня очень долго поддерживали, которым я очень благодарен и которых я очень уважаю. Андрей Андреевич – это очень большой поэт, у него разные стихи, разное в жизни было, это очень большой человек. Вы мне даётё, а я говорю – не нужны мне ваши деньги! Что за плевки в лицо, я не понимаю. Если дают деньги, эти деньги нужно направить на какое-нибудь благородное дело, помочь людям, которые в них нуждаются.

К. ЛАРИНА: Хорошо, деньги берём. А что касается наград? Есть награды, от которых вы бы могли отказаться?

Ю. АРАБОВ: Не собираюсь я ни от каких наград отказываться.

К. ЛАРИНА: Были же такие прецеденты, я помню, что Солженицын в свое время отказался принять награду из рук Ельцина.

Ю. АРАБОВ: Да, было. Но я лишён подобного масштаба и лишен подобных амбиций. Награды помогают существовать в социуме, который полностью построен на глянце, на этих вот социальных отметках, вот есть у тебя отметина, какая-то медалька – хорошо! Мне это очень помогает, когда я приношу очередной сценарий на студию про окаменевшую девицу, которая превратилась, словно жена Лота, в соляной столб в г. Куйбышеве в 1956 году. У меня не будет этих наград, студия просто воспримет меня, как сумасшедшего, потому, что такое может принести только сумасшедший. Но у меня есть награды и студия думает…

К. ЛАРИНА: Статус другой.

Ю. АРАБОВ: Да. У меня принимаются эти вещи. Это я рассказал сюжет моего нового романа «Чудо» и сценария, по которому я написал и который будет сниматься. Спасибо, что не отвергли этот сценарий.

К. ЛАРИНА: Это Александр Прошкин будет снимать?

Ю. АРАБОВ: Да. Это вещи, которые нам время от времени перепадают, они просто помогают в творческой деятельности, в реализации творческих программ.

К. ЛАРИНА: Поскольку время стремительно меняется, как бы мы не сопротивлялись этому, оно меняется, на сегодняшний день как бы вы определили роль литературы и вообще искусства в современной России? Какая у него сегодня функция?

Ю. АРАБОВ: Это глас вопиющего в пустыне. Сегодня литература и искусство вот этим гласом вопиющего в пустыне становится. Но может, в принципе, ситуация, в какой-то степени, измениться в будущем, потому, что, если интеллигенция осознает то, что она должна оставаться интеллигенцией, т.е. посредником между народом и властью, культура может облагородиться. И я думаю, что, надеюсь, что мои собраться по перу и собраться по видам искусства это должны понимать, они должны понимать, что наше дело не оформительство, не дизайн гламура, а нечто большее и отказываясь от роли посредника, мы фактически отказываемся от своего социального и культурного статуса.

К. ЛАРИНА: Но ведь посредничество тоже можно по-разному понимать. Посредничество можно воспринимать, как оправдание каких-то поступков власти в глазах народа.

Ю. АРАБОВ: Может быть и такое посредничество, но может быть и посредничество, которое делал Лев Николаевич Толстой, это же тоже посредничество. Я вот имею ввиду, как раз традиции русской интеллигенции.

К. ЛАРИНА: А в чем она заключается? Давайте попробуем сформулировать.

Ю. АРАБОВ: Заключается в том, что мы должны объяснять власть имущим, как живут люди, артикулировать их интересы и артикулировать действительно некие их насущные проблемы, насущные запросы, потому, что люди, которые попадают в коридоры власти, они очень быстро отрываются от почвы. Я считаю, что одно из призваний интеллигенции – именно артикулировать почву.

К. ЛАРИНА: Для власть имущих.

Ю. АРАБОВ: Да.

К. ЛАРИНА: А обратно? Для читателей, для людей, для народа?

Ю. АРАБОВ: Обратно – это делают газеты, журналы и те люди, которые впрямую могут к интеллигенции не относиться. Собственно, интеллигенция в России была всегда народниками, всегда они люди от почвы, хотя кто-то сказал, что они страшно далеки от народа, но это не совсем правильно. А обратно – власть сама делает, тем более, в наш медийный век это все делается элементарно.

К. ЛАРИНА: Чем вы объясните такой провал либеральных партий на выборах в Парламент? Не только на выборах, а вообще? Черная дыра, в которую все они провалились.

Ю. АРАБОВ: Я ничего нового здесь вам сказать не могу. Рад бы как-нибудь пошутить, сказать что-то новое, но ничего нового не скажу. Во-первых, разочарование в реформах 90-х годов, в частности, в одной из книжек я прочел такую вещь, что были перестановлены местами две реформы, отпуск цен и приватизация, что все это должно было быть по-другому, сначала приватизация мелких предприятий, у всех у нас были какие-то деньги, существовал денежный навес, а потом уже отпуск цен, когда мы бы стали мелкими собственниками сначала, а потом бы отпустились эти цены. Я не экономист и не знаю, насколько это мнение справедливо, я это мнение прочем, кажется, у покойного Хлебникова в книжке «Березовский – крестный отец Кремля». Он говорил, что это главное преступление, которое совершено в 90-х годах против народа. Во всяком случае, я не экономист и не знаю, насколько мнение Хлебникова справедливо, но, конечно, я сам помню ситуацию, когда я человек, у которого за плечами было уже фильмов десять и у которого накопления с книжки исчезли. У меня, по-моему, тысяч 30 было, очень большие деньги, я сценарист был все-таки, выходили фильмы, награжденный уже международными премиями. Они исчезли буквально в месяца четыре. Я стоял в продовольственном магазине и думал: «А что мне купить на деньги, которые есть? Банку килек или батон хлеба?» Вот это очень трудно простить, во-первых. И во-вторых. Тотальная манипуляция обществом, тотальная манипуляция народом, которая сегодня у нас существует через средства массовой информации. СМИ, даже телевидение, даже если мы не берем новостной блок, вот оставим новостной блок в покое. Новости – они всегда, всю жизнь составлялись, прежде всего, с точки зрения власть имущих. А вот вне новостных блоков. Ну что это такое?! Это танцы-шманцы, юмор-гумор, то есть, всё призвано, чтобы отсечь человека от культурной социальной и политической деятельности. Это потребительство, которое нам рассылается через эти СМИ, потребительский идеал, который блистательно действует и блистательно переориентирует человека на совсем другое.

К. ЛАРИНА: Вы уверены, если все это заменить концертами классической музыки, это будут смотреть?

Ю. АРАБОВ: Заменять ничего не нужно, просто нужно один-два, еще доступных всей России, каналов…

К. ЛАРИНА: «Культура».

Ю. АРАБОВ: Кроме Первого, которые можно было бы принимать в деревнях, я сам по полгода живу в деревне, ничего, кроме Первого и Второго канала, ничего там нет.

К. ЛАРИНА: А что народ говорит? Вот вы живете в деревне. Нам же все время рассказывают начальники телевизионные, что это народ хочет это смотреть.

Ю. АРАБОВ: Народ в чёрную ругает всё, что есть! В чёрную!

К. ЛАРИНА: Но смотрит.

Ю. АРАБОВ: В чёрную ругает телевидение, в чёрную ругает местные власти, вообще всё, что происходит. Но народ сориентирован, тем не менее, народ сманипулирован и с помощью этих манипуляций можно нагнать определенный процент голосов за кого-то. Но, конечно, должно пройти еще какое-то время после 90-х и, все-таки, наши либеральные партии должны как-то с народом поговорить о том, что случилось, потому, что такого разговора мы за эту избирательную кампанию не услышали. Было там много всякого, а вот такого мы не услышали.

К. ЛАРИНА: Так не пускали их никуда! Вы же помните, что там творилось! Замочили так, что просто…Сколько еще отмываться!

Ю. АРАБОВ: Нужно добиваться создания общественного телевидения, не Первого канала, а общественного телевидения, где бы различные партии получали бы какое-то время вне избирательной кампании.

К. ЛАРИНА: А, может быть, вообще, либерализм, как идея, не пригоден для нашей страны? Это тоже еще одна популярная версия провала.

Ю. АРАБОВ: Всё обман! Я считаю, что это всё обман. Я считаю, что есть вызов определенный времени, вызов состоит в том, что, «ребята! Люди! Вы должны самоорганизовываться, быть социально ответственными, вы должны жить не на иждивении своего правительства, ни на иждивении папы с мамой, а вы должны сами отвечать за свои слова и поступки, вы должны снизу самоорганизовываться». Это называется демократия. Вот вызов, самоорганизовывайтесь и Россия будет! Не сумеете самоорганизоваться – Россия будет стареть с каждым годом. Стареть, стареть, ветшать, дряхлеть, несмотря на все эти внешние наши успехи.

К. ЛАРИНА: Но подождите! Простите, Юрий Николаевич, по всем опросам люди, как раз, выбирают иждивенчество, предпочитают всем гражданским свободам. В гробу они видали все эти свободы!

Ю. АРАБОВ: Это у нас до сих пор архаическое, немодифицированное общество, немодернизированное общество с феодальном сознанием. У нас у всех феодальное сознание, в том числе и у меня. Нам кажется, что мы окружены врагами, всё, что происходит – есть заговор тёмных сил и прочее, прочее, прочее. Очень много было в ХХ веке упущено, упущено несколько исторических фаз для того, чтобы можно было модернизировать страну, упущено, прежде всего, Брежневым, упущено во многом Ельциным, потому, что это через колено решалось, упущено Горбачёвым, это целая историческая программа. У нас общество очень, на мой взгляд, отстает от потребностей времени. И всё, что можно сделать в этой ситуации – это сверху, именно сверху, сейчас помогать людям в социальной самоорганизации, внизу. Это может быть утопическая идея, но ничего другого я просто не представляю, потому, что снизу настолько люди за 100 лет разрушены, вот этого лихолетья войны с собственным народом, что люди бессильны и не нужно их сильно осуждать за то, что они проголосовали за тех и не проголосовали за других. Они бессильны и разрушены.

К. ЛАРИНА: Остановимся, послушаем Новости, потом вернемся в передачу и уже предоставим возможность нашим слушателям задать вопросы Юрию Арабову.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: Здесь Ксения Ларина, здесь Майя Пешкова и наш гость Юрий Арабов, который сейчас будет отвечать на ваши вопросы, хотя мне тоже хочется много чего спросить, если еще успею втиснуться между вашими звонками, то попробую. Итак, внимание! Наш телефон – 363-36-59, вы можете задать вопрос Юрию Николаевичу Арабову, он тут подумает и ответит на любой… Любой?

Ю. АРАБОВ: Возможно.

К. ЛАРИНА: Или есть какие-нибудь темы, которые не стоит.

Ю. АРАБОВ: На этот вопрос я промолчу.

К. ЛАРИНА: Хорошо! Пожалуйста, дорогие друзья, мы готовы вас услышать. Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Добрый день. Это Алла Павловна, Москва. Я хотела бы поздравить Юрия Николаевича, с моей точки зрения, с очень заслуженной наградой.

Ю. АРАБОВ: Спасибо!

СЛУШАТЕЛЬ: И хотела спросить вот что. Роман «Доктор Живаго» я читала очень давно, еще когда он печатался в журналах, я хотела спросить, тяжело ли было перекладывать это на язык кино?

Ю. АРАБОВ: Да, Алла Павловна, очень тяжело, хотя бы потому, что этот сценарий занял 600 страниц текста, перекладывать было крайне сложно, потому, что эстетика Пастернака оставалась за бортом, ее очень было трудно передать в действии, оставалось действие, оставалась фабула, которая крайне напоминает некоторые русские романы. Когда нас и Александра Прошкина упрекали в том, что мы сделали вместо «Доктора Живаго» «Хождение по мукам». Я говорил: «Очистите роман «Доктор Живаго» от описания и поэтических всякого рода орнаментальностей. Что остается? Остается «Хождение по мукам». Я считаю, все, что я мог, я сделал, я считаю, что режиссер Александр Прошкин все, что мог сделал. Мне не в чем себя упрекнуть. Другое дело, что есть законы телевизионного формата нашего, всё, что в телевизионный формат попадает, каким-то образом опошляется. Скажем, картина «Доктор Живаго» я, например, когда ее транслировал НТВ, смотреть вообще не мог.

К. ЛАРИНА: Контекст какой?

Ю. АРАБОВ: Просто жуткий. Нечто невыносимое! Я посмотрел эту картину у себя на даче, с DVD, без всяких рекламных вставок и нашёл в ней много достоинств режиссерских, актерских, кое-что мне не понравилось. Я считаю, что мы зря использовали стихи, что стихи с экрана не звучат пастернаковские, или звучат не должным образом. Но мы сделали всё, что могли. Я считаю, что фабула фильма и сюжет фильма отвечают фабуле и сюжету Пастернака и отвечает сюжету и фабуле России, а эстетика – увы! Эстетика романа осталась за бортом.

К. ЛАРИНА: Следующий звонок, пожалуйста. Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Меня зовут Вадим. У меня такой вопрос. Я хотел бы попросить, можно встретиться с Арабовым, я могу приехать, у меня есть идея для сценария. Он может уделить мне время?

К. ЛАРИНА: Не знаю, что ответит вам Юрий Николаевич.

СЛУШАТЕЛЬ: Перешлите свой сценарий хотя бы на «Эхо Москвы», они передадут.

К. ЛАРИНА: Спасибо! Сейчас все будут присылать!

Ю. АРАБОВ: Все – не надо.

К. ЛАРИНА: Следующий звонок. Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Добрый день, это Сергей из Барнаула. Я бы хотел спросить Юрия Николаевича, а сейчас, в данный момент, экранизируют ли какой-нибудь ваш сценарий?

К. ЛАРИНА: Спасибо, Сергей. Бальзам на душу! Сейчас с удовольствием Юрий Николаевич на него ответит.

Ю. АРАБОВ: Когда вы так говорите, мне очень хочется не отвечать. Ну, сейчас у меня в производстве находится три сценария, один сценарий «Юрьев день», такая странная история о том, как у одной матери пропал сын в церкви, которая превращена в музей. Пошёл и не вернулся. Делает эту картину Кирилл Серебренников, известный театральный режиссер, который сделал до этого неоднозначную картину «Изображая жертву», но я считаю, что картину живую.

К. ЛАРИНА: У него, кстати, до этого был интересный фильм «Дневник убийцы».

Ю. АРАБОВ: Я не видел его, он мне не показывал. Эта картина снимается и, кажется, уже 25 декабря должна отсняться. Что будет, я не знаю.

К. ЛАРИНА: Это большой метр?

Ю. АРАБОВ: Естественно.

К. ЛАРИНА: Я имею ввиду, что это не телевизионный формат.

Ю. АРАБОВ: нет! Я телевизионных форматов после «Доктора Живаго» и «Завещание Ленина», я отказываюсь, потому, что это изматывающая и непосильная работа. Работа не очень благодарная. Две картины, Александр Николаевич Сокуров в подготовительном периоде находится с «Фаустом», такая вольная экранизация Гётте, картина о том, как не Сатана бегает за человеком, а как человек бегает за Сатаной, как все становятся в очередь, добиваясь его расположения. Такая, современная картина.

К. ЛАРИНА: Где ж такого артиста взять?

Ю. АРАБОВ: Не знаю, не знаю! У Александра Николаевича есть соображения, но я не имею права их выдавать. И третья картина – это картина «Чудо», в подготовительном периоде находится, Александр Прошкин, экранизация моего же романа о странном событии, которое произошло в городе Куйбышеве, ныне Самаре в январе 1956 года.

К. ЛАРИНА: Это реальное событие?

Ю. АРАБОВ: Да, реальное. Когда одна девица стала танцевать с Николаем Угодником [икона] и вдруг застыла. Это картина о том, как мы в упор не видим чуда и как в чудесном событии мы подразумеваем совсем не то, что оно значит. Не знаю, что из этого получится, роман написан, сценарий написан, руководство ЦПШ-студии, слава Богу, доверилось, купило этот сценарий, запустило в производство, хотя это достаточно большой риск. И вот Александр Прошкин.

К. ЛАРИНА: А прочитать это всё когда можно?

Ю. АРАБОВ: Не знаю, когда это все можно прочитать, это нужно согласовывать со студиями, но роман предположительно должен выйти в издательстве «Вагриус» где-то летом.

М. ПЕШКОВА: Хотела спросить о вашей профессорской деятельности. Чем занимается кафедра, кроме того, что выпускает кинодраматургов?

Ю. АРАБОВ: Кафедра пытается заниматься образованием людей, которые сейчас приходят со скамьи средней школы совершенно необразованными, в еще большей степени необразованными, чем наше поколение. Я думал, что наше поколение – это предел необразованности, потому, что я вышел из школы, я не читал вообще ничего в школе, ни Толстого, ни Достоевского. Гоголя немножечко читал. А потом в первый год после окончания школы я начал читать весь корпус книг, начиная с древне-индийской философии, заканчивая русской классикой. Безграмотно я писал, с грамматическими ошибками до середины 70-х годов. Казалось бы, предел падения! До сих пор, спроси меня про сумму квадрата катетов, я расстроюсь необыкновенно! Ну что? Хуже не может быть! Но, оказывается, может быть еще хуже.

К. ЛАРИНА: А чем вы это объясняете?

Ю. АРАБОВ: Может быть ситуация, когда человек не отвечает на вопрос: «В каком году была война 1812 года?» Может и такое быть. Развал средней школы. Развал! Развалили среднюю школу в 90-х годах и в сегодняшнем времени это продолжается, просто замедлилось, слава Богу, но продолжается. Сельские школы бедствуют. Из школ ушли все люди, которым есть куда идти. В школах остались, дай Бог, поклон им земной, что остались, но очень часто люди, которым некуда больше идти. Но нельзя же до такого скотского состояния учителя нашего допускать. Ну что это за скотство! Нельзя столько платить денег людям! Не будут люди работать. Высшая школа, конечно, тоже переживает не лучшие времена, но в Высшей школе чуть-чуть ситуация лучше. Дурацкие нововведения, я считаю, единый экзамен – дурацкая вещь, потому, что результаты его можно купить и сфальсифицировать этот ЕГЭ. То, что сейчас будет переход Высшей школы в магистратуру – тоже непонятно, что это такое. Но это считается вхождением в Европу, но это чисто формальные вещи, которые заставляют чиновничий аппарат спускать сотни бумаг, это учебному процессу не помогает. Средняя школа разрушена в большей степени, чем была при советской власти.

К. ЛАРИНА: Давайте еще послушаем звонки. Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Ольга, я звоню из Москвы. Юрий Николаевич, я хотела спросить, вот трансцендентально в стихах сохраняется эмоциональный заряд, что вы делаете, чтобы почувствовать это?

Ю. АРАБОВ: Ольга! Какой хороший вопрос! Не могли бы вы повторить? Связь лиризма и трансцендентальности?

СЛУШАТЕЛЬ: Да. Спасибо.

Ю. АРАБОВ: Вы знаете, это вопрос специальный, но у меня это достигается через метафору, через работу с метафорой, потому, что метафора вмещает в себя не только мироздание, когда всё сравнимо со всем и в капле можно увидеть Космос. Метафора вмещает в себя то, как вы ее делаете, ваш собственный лирический порыв. Для меня главный инструмент – метафора. Это первое. И второе. Конечно, наша школа, вы, наверное, тоже поэт, скорее всего, судя по вопросу, я не знаю, какой школе вы принадлежите и с кем вы работаете вместе, но наша школа была очень витиеватой. Часто закрывалась от читателя набором трудно воспринимаемых объектов и смысловых конструкций. Я думаю, что стихи могут быть упрощены, я думаю, что вариант позднего Пастернака, у которого не исчезла метафора, во-первых, а во-вторых, лирическое высказывание стало более чистым и откровенным. Это хороший очень путь для поэта.

К. ЛАРИНА: Не прочтете?

Ю. АРАБОВ: Да нет, спасибо.

К. ЛАРИНА: Давайте еще звонок, пожалуйста. Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Добрый день. Юрий Николаевич, поздравляю вас.

Ю. АРАБОВ: Спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ: Зовут меня Андрей Алексеевич. У меня к вам вот какой вопрос. Я тут почитал ваши эссе, связанные с Рождеством. Не помните? В журнале.

Ю. АРАБОВ: Да, было такое.

СЛУШАТЕЛЬ: Вы мне, пожалуйста, объясните, с Юрьев-Польским у вас что-то связано?

Ю. АРАБОВ: С Ямпольским?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет! С городком Юрьев-Польский.

Ю. АРАБОВ: С Юрьев-Польским у меня связано то, что я где-то полгода живу недалеко от этого городка, во-вторых, этот городок, наверное, мой самый любимый сейчас город в России.

К. ЛАРИНА: А где это?

Ю. АРАБОВ: Это Владимирская область. Это Золотое кольцо, город очень запущенный, тихий, лишённый почти промышленности. И в третьих, я просто написал «Юрьев день», там история, которая развивается в Юрьеве-Польском. И сейчас этот фильм уже заканчивается. Для меня этот город очень важный, я бы хотел там жить, если бы была такая возможность. Но возможности пока такой нет.

К. ЛАРИНА: А почему?

СЛУШАТЕЛЬ: Потому, что у меня здесь дети. Надо быть здесь не из-за премии, нельзя всю жизнь получать какие-то премии. У меня здесь дети, я здесь преподаю, я же не могу их оставить.

К. ЛАРИНА: Следующий звонок. Пожалуйста. Алло! Здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. [Невнятно]

К. ЛАРИНА: Непонятно говорите.

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут [Невнятно], я живу в Томске. Город северный. У вас очень сильный потенциал. Почему…

К. ЛАРИНА: Ну! Что почему?

СЛУШАТЕЛЬ: Почему у нас… Я, вообще, не хочу жить в Китае.

К. ЛАРИНА: А! «Не хочу жить в Китае». Я услышала ключевую фразу.

Ю. АРАБОВ: Чтобы не жить в Китае, мы должны работать, во-первых. Мы должны рожать детей, во-вторых. Мы должны любить своих жён и укреплять семью, в-третьих. Вот если мы всего этого достигнем, мы не будем жить в Китае. А если мы будем бить своих жён, иметь миллион любовниц, делать аборты, приказывать жёнам пить, вот тогда будет и Китай, и Африка, и всё, что вы хотите.

К. ЛАРИНА: Алло! Добрый день, здравствуйте!

СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Здравствуйте. Это Татьяна Александровна из Москвы. Юрий Николаевич! Вот вы сказали, что мы должны каким-то образом организоваться.

Ю. АРАБОВ: Да, Татьяна.

СЛУШАТЕЛЬ: У вас есть какой-то, хотя бы один, вариант такой? Потому, что настолько аморфная масса!

Ю. АРАБОВ: Вы знаете…

СЛУШАТЕЛЬ: Не с кем организовываться!

Ю. АРАБОВ: У меня опыт не большой, но у меня кое-какой опыт есть. По поводу, кстати, Китая. Я живу недалеко от станции Ботанический сад, где должны строить огромный китайский центр с памятником Лао Цзы, какие-то небоскребы. Наш район превращается в Чайна Таун. Я был, как и многие, в Европе есть в каждом городе такой Чайна Таун. Но меня беспокоило другое. У нас есть кусок леса, который примыкает к стройке, в котором до сих пор водятся белки, мы ходим туда их кормить, этих белок. Он был превращен в мусорную кучу. И явно лес пошел бы на снос и на подрубку, чтобы этот Центр построить и т.д. И вот что делать? Передо мной, как перед гражданином, стоял вопрос. Организовывать людей с пикетами? Или как-то добиваться сверху решения этой ситуации? Я написал в Администрацию президента. Мне очень быстро ответили, направили к городским властям и я написал в Правительство Москвы, депутату Жене Бунимовичу, моему товарищу, о том, что угрожает лесу и что мы лишимся последнего куска территории. Каково же было моё удивление, когда Лужков, в присутствии Бунимовича, наложил свою резолюцию строгого контроля на моё письмо. Этот лес сейчас очищен, он таким чистым не был. Ложка мёда в нашу бочку дёгтя. Он таким чистым, я его не помню таким чистым. Проложены дорожки, как-то всё это сохранено. Не знаю, надолго ли? Может быть, приедут китайцы и всё опять срубят. Но, говорят, просто их обязали заботиться об этом куске леса. Так что я это говорю к чему? К тому, что мышка попала в молоко, барахталась, барахталась, сбила масло и поплыла. Я за то, чтобы сбить масло. Любыми путями! Любыми легальными, гражданскими, достойными путями!

К. ЛАРИНА: Вот вам отвечает еще один наш слушатель – Владимир из Реутова. «Самоорганизация холопов? Однако!»

Ю. АРАБОВ: Вы знаете, если холоп не самоорганизуется, он всю жизнь будет холопом. И я не верю в то, что мы, русские, россияне, как говорил наш покойный президент, вообще изначально холопы. Мы просто народ уничтожили, сто лет измывались. Ну что… Война с собственным народом. 70 лет советской власти. 40 лет людоедские! До смерти нашего Генералиссимуса. 30 лет, которые я застал, приличные, вегетарианские, когда, если ты не выходил на Красную площадь, ты имел социальную помощь, защиту, образование и медицину. Потом началось лихолетье перестройки, когда, конечно же, людям был нанесен очень большой моральный и материальный, просто психический ущерб, в 90-е годы. Но нужно понимать катастрофичность нашей истории. И надо говорить не о холопах, а надо говорить о реабилитации людей. Нам, конечно же, нужно 20-30 лет сейчас спокойствия, исключающего войну с собственным народом. Тогда у нас все будет.

К. ЛАРИНА: А почему вы говорите «лихолетье перестройки»?

Ю. АРАБОВ: Лихолетье перестройки – я имею ввиду то, что…

К. ЛАРИНА: Это же попытка освобождения!

Ю. АРАБОВ: То, что я говорил в начале передачи. Я имею ввиду рубеж 1991-1992 года. Залоговые аукционы, когда у людей «уплыло», когда государство полностью сбросило с себя какие-либо социальные функции по отношению к гражданам. Это очень плохо. А что касается Горбачева, то, конечно, Горбачев – персонаж возвышенный. И дай Бог ему здоровья, не смотря на катастрофические последствия его деятельности. Это возвышенный персонаж, благородный человек, который хотел модернизировать общество, но был слишком положительным для того, чтобы это сделать, человеческих качеств ему просто не хватило.

К. ЛАРИНА: Я смотрю, очень такой большой счет вы предъявляете к команде Егора Гайдара, Б.Н. Ельцину.

Ю. АРАБОВ: Вы знаете, нет! Я не хочу предъявлять никаких счетов, просто я помню, как люди буквально сходили с ума, спивались.

К. ЛАРИНА: Они и до этого спивались благополучно.

Ю. АРАБОВ: Правильно. У нас вообще люди пьют. Но, все-таки, я хочу сказать вот что. В те времена народом была принесена очень большая жертва. И я бы хотел все мои инвективы направить на то, чтобы эта жертва не пропала бы даром, чтобы мы боролись за демократическое самоорганизованное общество, свободное, чтобы оно когда-либо состоялось и чтобы мы не называли себя холопами, а просто трезво бы оценивали то, что с нами произошло. Мы можем подняться и поднимемся обязательно!

К. ЛАРИНА: Послушайте, я слушаю вас и вспоминаю сцену, сильнейшую, в том же «Докторе Живаго» по поводу грехов отцов, сколько должно пройти времени, чтобы искупить этот грех. Что там говорится? Сколько времени?

Ю. АРАБОВ: Я уж не помню, что там говорится.

К. ЛАРИНА: Много чего-то говорили!

Ю. АРАБОВ: До пятого или седьмого колена. Я просто хочу сказать, что у нас вращается одна и та же пластинка общественной жизни на одной и той же бороздке, оттого, что некоторые сюжеты не закрыты, не закрыты Н.С. Хрущевым. Потому, что тех палачей, которые людей казнили, которые пытали, нужно было наказывать. Вот не наказали, не приняли меры, вот у нас бороздка эта и вращается. И у нас много таких бороздок, которые требуют некого сюжетного закрытия. Ну… Как-нибудь…

К. ЛАРИНА: Ну что же, мы тоже не закрываем сюжет с Юрием Арабовым. Ставим многоточие. Мне кажется, что сегодня много важных слов было произнесено нашим гостем в нашей студии. Спасибо вам большое, Юрий Николаевич. Удачи вам. И ждем творческих свершений.

Ю. АРАБОВ: Спасибо! Я жду тоже процветания вашей радиостанции.

К. ЛАРИНА: Вашими молитвами!

Ю. АРАБОВ: И России в целом.

К. ЛАРИНА: Спасибо! Всего доброго.