Купить мерч «Эха»:

Игорь Иртеньев, Алла Боссарт - Книжное казино - 2007-08-12

12.08.2007

К.ЛАРИНА – Ну что мы сегодня разыгрывать будем? Ноутбук Иртеньева?

М.ПЕШКОВА – Нет, нет, нет… Издательство «Время» прислало нам любезно книжки, книжки Аллы Боссарт и Игоря Иртеньева, наших сегодняшних гостей, но мне бы сегодня хотелось говорить о последней написанной Аллой книге.

К.ЛАРИНА – Во-первых, здравствуйте, да? Всем.

И.ИРТЕНЬЕВ – Мы уже в эфире, да?

К.ЛАРИНА – Да, давно уже.

М.ПЕШКОВА – Ах, мы в эфире?

А.БОССАРТ – Здорово как. Такая неформальная…

М.ПЕШКОВА – Мы будем говорить о книге «Скрэббл» и о книге Игоря Иртеньева «Точка ру». Это последние книжки, которые увидели свет совсем недавно.

А.БОССАРТ – Я внесу поправку: не о «Скрэббл», а о «Гугл» мы будем говорить.

М.ПЕШКОВА – Да, о «Гугл». Почему я говорю «Скрэббл»…

К.ЛАРИНА – «Скрэббл» - это игра такая в слова.

М.ПЕШКОВА – Это игра, но это повесть Аллы, которая мне безумно нравится. И теперь перед передачей.

К.ЛАРИНА – А «Гугл» - это поисковая система, да?

М.ПЕШКОВА – Пояснили, что, где, как.

К.ЛАРИНА – Да?

М.ПЕШКОВА – Что, где, когда.

К.ЛАРИНА – Боже мой, боже. Так.

А.БОССАРТ – Мы ее как раз включили в один вопросов.

И.ИРТЕНЬЕВ – Очень хорошо, тогда данный вопрос снимается просто. Отлично.

А.БОССАРТ – Да.

К.ЛАРИНА – А, нам авторы прямо сейчас уже ответили.

И.ИРТЕНЬЕВ – Да.

К.ЛАРИНА – Хорошо. Так, а там вопросы в ноутбуке, чтоб понимали слушатели, что это не шутка, у нас действительно присутствует вот та аппаратура, на которой создаются шедевры знаменитые, да? И там можно оттуда что-нибудь почитать.

А.БОССАРТ – Нет, половина шедевров…

И.ИРТЕНЬЕВ – Половина шедевров.

А.БОССАРТ – …создается на этом, но есть еще и другой ноутбук.

К.ЛАРИНА – Ну, что?

М.ПЕШКОВА – Это хорошо, что вы приехали столь вооруженные.

К.ЛАРИНА – Да. Значит, еще раз давайте мы поясним для аудитории. Мы разыгрываем сегодня книжки и Аллы Боссарт, и Игоря Иртеньева, да?

М.ПЕШКОВА – Да, у нас две книжки Аллы Боссарт и одна книжка Игоря Иртеньева, и каждый победитель получит сегодня итого: три книги.

К.ЛАРИНА – Отлично. Издательство ты не сказала.

М.ПЕШКОВА – Издательство «Время».

К.ЛАРИНА – «Время», хорошо. Значит, вопросы у нас есть…

М.ПЕШКОВА – Самое главное Алла Гладкова предоставила нам книжки.

К.ЛАРИНА – Хорошо. Вопросы у нас есть, вопросы мы зададим чуть позже, в следующей части, после новостей. Нашим слушателям напомним все наши средства связи, которыми вы можете сейчас пользоваться, если хотите вопрос задать нашим гостям, Игорю и Алле. Пожалуйста, номер SMS +7-985-970-45-45 и номер телефона прямого эфира, который вам пригодится уже чуть позже: 363-36-59. Уважаемые гости, отвлекитесь, пожалуйста, вы как будто первый раз увидели, как работает компьютер. Что там происходит? Я хочу посмотреть.

А.БОССАРТ – Мы считаем.

К.ЛАРИНА – Что? Вопросы?

И.ИРТЕНЬЕВ – Мы судорожно на ходу просто корректируем вопрос. Мы добирались сюда не без приключений.

К.ЛАРИНА – Ну, давайте мы про книжки несколько слов скажем, чтобы их представить, что это такое за книги. Именно книги сегодняшнего дня. Игорь, у Вас что это?

И.ИРТЕНЬЕВ – У меня вышла, значит, к моему 60-летию…

К.ЛАРИНА – Во-первых, с прошедшим.

И.ИРТЕНЬЕВ – Спасибо большое. Спасибо, значит, к моему 60-летию, которое имело честь состояться в мае этого года, вышла у меня книжка, которая называется «Точка ру». В издательстве «Время», как уже говорилось. Там есть такая фишка: значит, там было 60 стихотворений, я отобрал, ну, чтобы 60 - 60, чтобы все это как-то закольцевалось. И она вот сегодня, собственно, и разыгрывается. Называется она, повторяю: «Точка ру».

К.ЛАРИНА – И Алл, а Ваши?

А.БОССАРТ – Ну вот, у меня две книжки. Первая: «Скрэббл» - это сборник рассказов, повестей и «Гугл: отражение» - это роман, который вышел в этом году.

К.ЛАРИНА – А почему у Вас такие названия, действительно? Вот первое, что приходит в голову…

А.БОССАРТ – Вы знаете, мне просто неловко, когда мне некоторые люди говорят: «А эта книжка у меня есть, твоя там «Гугл»». Я говорю: «У тебя есть «Скрэббл»»…

К.ЛАРИНА – А почему вот такое все англоязычное?

А.БОССАРТ – Почему я так называю? Это так из чистой случайности.

К.ЛАРИНА – Это не патриотично.

А.БОССАРТ – У меня нет, у меня, например, есть книжка еще, которая между ними вышла. Она называется «Кузнечик».

К.ЛАРИНА – Хотя у Иртеньева тоже «Точка ру», все какое-то не патриотичное.

А.БОССАРТ – «Кузнечик» у меня есть книжка. Просто-напросто.

И.ИРТЕНЬЕВ – Но «ру» - куда более патриотичное.

А.БОССАРТ – А потом, чего такого непатриотичного? «Google» - это поисковая система, куда входит и масса российской информации.

К.ЛАРИНА – А на «Скрэббле» как раз нарисован кузнечик.

А.БОССАРТ – А на «Скрэббл» нарисован кузнечик, да, и таким образом я его считаю своим фирменным знаком.

К.ЛАРИНА – Угу.

М.ПЕШКОВА – А, наверное, наши слушатели многие знают, что такое «Скрэббл», как играть, а может быть, и нет.

И.ИРТЕНЬЕВ – Он еще называется «Эрудит», эта игра, она у нас продается как «Эрудит» в наших магазинах.

А.БОССАРТ – Мы купили ее в Киеве, а там она называется «Ерудит».

И.ИРТЕНЬЕВ – Видимо, там была просто борьба с иностранным влиянием, поэтому «Скрэббл» решили заменить на более нейтральное, по мнению, так сказать, выпускающей стороны слово - «Эрудит».

М.ПЕШКОВА – Это была любимая игра Набокова и его сестры Елены, уже тогда, когда лежал в госпитале, в той самой предсмертной своей болезни, Елена его навещала, и они часами играли в «Скрэббл». Так, что у вас…

А.БОССАРТ – Как мы с Иртеньевым. Мы тоже часами играем.

И.ИРТЕНЬЕВ – К счастью, не совсем в этих обстоятельствах.

М.ПЕШКОВА – Ну дай бог, чтобы обстоятельства были весьма и весьма положительными.

К.ЛАРИНА – Слушайте, ни одного стихотворения нельзя процитировать.

И.ИРТЕНЬЕВ – Да, ладно, ладно.

А.БОССАРТ – Ну, ладно.

И.ИРТЕНЬЕВ – Ну, ладно, не надо.

К.ЛАРИНА – Ну, я так натыкаюсь.

И.ИРТЕНЬЕВ – Ну, не надо такой уж пиар делать. Эту книжку и так более-менее покупают, так что не обязательно так уж ее очень…

К.ЛАРИНА – Ну, как-то мне не везет, я как-то натыкаюсь все время, ну?

М.ПЕШКОВА – Ксения, а можно просьбу? «Мне для Алки ничего не жалко», - можно попросить Вас прочитать?

И.ИРТЕНЬЕВ – Ну, конечно, ну, даже давайте, мы вот как сделаем: я сейчас тогда прочту целый цикл, посвященный… Я объясню, почему, потому что это стихотворение там трижды как бы откликается в этой книжке. В далеком, по-моему, 93-м, если не ошибаюсь, году в разгар, значит, гиперинфляции было написано такое стихотворенье. Я каждый раз говорю, что пугающая цифра, которая там существует в качестве такого рефрена с каким-то безумным количеством нулей, она на тот момент составляла что-то порядка 3 долларов. И стихотворение это звучало так:

Мне для Алки ничего не жалко,

Кто бы там чего ни говорил.

Я недавно Алке зажигалку

За 15 тысяч подарил.

Чтоб сумела Алка

Искру высечь,

От которой можно прикурить,

Мне пришлось ей за 15 тысяч

Зажигалку эту подарить.

Приобрел я зажигалку эту

По такой неистовой цене,

Чтобы, прикуривши сигарету,

Вспоминала Алка обо мне.

На свои купил, на трудовые,

Те, что получил за этот стих.

Бабки, прямо скажем, ломовые,

Алка, прямо скажем, стоит их.

Вот, это стихотворенье, значит, вошло в эту книжку исключительно в качестве эпиграфа, потому что здесь собраны стихи последних трех лет, а это, как выяснилось, значит, было написано гораздо раньше. И оно фрагментарно здесь приведено в качестве эпиграфа. Приведены, за ним следуют еще два стихотворения, посвященных тому же адресату. Значит, какое-то время назад Алла достигла… Ну, не будем вспоминать старое …

А.БОССАРТ – Я вот не знаю, почему он так радостно сообщает, что Алла достигла пенсионного возраста…

И.ИРТЕНЬЕВ – Она достигла, потому что не каждая женщина в нашей стране достигает пенсионного возраста…

А.БОССАРТ – Причем буквально на всю аудиторию…

К.ЛАРИНА – Захлебываясь от восторга.

И.ИРТЕНЬЕВ – Да, значит, тем не менее, она его достигла.

А.БОССАРТ – Надеюсь, она меня простит, - каждый раз он говорит. Боюсь, что скоро эта надежда не оправдается…

И.ИРТЕНЬЕВ – И «Новая газета», в которой Алла работает, значит, какие-то устроила такие скромные торжества по этому поводу и выпустила для нее в одном экземпляре, как в свое время для Владимира Ильича Ленина выпускали газету, в одном экземпляре. Вот такой специальный… Меня попросили, что-то написать они, значит, ну, как человека, наиболее близко ее знающего. Вот. И тогда было написано второе стихотворение:

Мне для Алки ничего не жалко,

Типа ни бумаги, ни чернил.

Уж не я ли стих про зажигалку

Для нее когда-то сочинил.

Как мужчина самых честных правил,

Как примерный муж своей жены

Я ее на всю страну прославил,

Да и за пределами страны.

Мир о ней узнал не понаслышке,

Ей самой так раскрутиться б хрен,

Чтоб из незаметной серой мышки

разом превратиться в Анну Керн.

А теперь в застиранном халате

На меня орет она с утра.

Вот что мы имеем в результате

нами причиненного добра.

А еще орет она на Верку, – это дочка, -

А еще на всех подряд орет.

Кто имел жену пенсионерку,

Тот меня, товарищи, поймет.

А потом какое-то время спустя, значит, надо сказать, что я работаю в газете «Газета». Я колумнист там, и дважды в неделю, значит, какие-то наши материалы комментирую в стихотворной форме. И вот, значит, в какой-то момент была очередная наша такая народная забава – это в стране кампания - «Борьба с привилегиями», и ополчились на этот раз, значит, на мигалки, там, на спецсигналы. И вот мигалка, мигалка, мигалка, - я для себя повторял, и что-то меня так фонетически там забродило. Тогда было написано вот какое стихотворение:

Мне для Алки… Нет, не так. А, да:

Мне для Алки ничего… Нет:

Ничего не жалко мне для Алки,

Как уже не раз я говорил,

Я недавно целых три мигалки

Ей на день рожденья подарил.

Сразу горизонты стали шире,

Сразу статус вырос у нее.

С первой драит пол она в квартире,

Варит суп и кипятит белье.

Со второй на службу Алка ходит -

Как-никак служивый человек,

Чем немало шороху наводит

На своих задроченных коллег.

Третью в сокровенное мгновенье

Запускает Алка, и во мне

Вдруг такое возникает рвенье,

Что забыть приходится о сне.

Хоть расход мне предстоит немалый,

Но настолько я жену люблю,

Что еще четвертую, пожалуй,

Ей на всякий случай прикуплю.

Так что ничего не бойся, Алла,

Мы тебя в обиду не дадим,

Пусть они снимают спецсигналы,

Мы свои покуда погодим.

К.ЛАРИНА – Ну, слушайте, это просто отдельный номер. А это уже, этот номер уже как бы демонстрировался?

И.ИРТЕНЬЕВ – Это в книжке.

А.БОССАРТ – О, да, этот номер демонстрируется буквально через день.

И.ИРТЕНЬЕВ – Ну, ладно, ладно, через день.

К.ЛАРИНА – Алла, а Вы чем ответили?

А.БОССАРТ – Я?

К.ЛАРИНА – Да.

А.БОССАРТ – Я ответила тем, что иногда пишу стихи, которые Игорь печатает под своей фамилией, вот, собственно, и все.

К.ЛАРИНА – Это правда?

И.ИРТЕНЬЕВ – Правда.

К.ЛАРИНА – Ну, например.

И.ИРТЕНЬЕВ – Ага, ну, сейчас, конечно.

А.БОССАРТ – Это тайна нашей лаборатории, да? Нет, я, ну как я могу ответить? Я, поскольку мастер большой формы, как вы понимаете, да? Я же не могу написать роман об Игоре Иртеньеве.

И.ИРТЕНЬЕВ – Ну, кстати.

А.БОССАРТ – Да, кстати…

К.ЛАРИНА – А почему бы и нет, да?

А.БОССАРТ – Ну, потому что он будет довольно бесконфликтным, этот роман. Игорь живет чрезвычайно гармоничной жизнью. На его 60-летие присутствовали все три жены, так что сами понимаете, насколько бесконфликтен этот человек. Как прекрасно складываются все его отношения.

К.ЛАРИНА – Это Вы - бесконфликтная женщина, получается? Он здесь ни при чем. Т.е. с двумя предыдущими женами Вы общаетесь?

А.БОССАРТ – Ну, да, нет…

К.ЛАРИНА – Вы дружите?

А.БОССАРТ – Ну, в общем да. По крайней мере, вот со второй женой очень общаемся, да. В очень близких отношениях.

К.ЛАРИНА – Надо же, это жена какая потрясающая.

А.БОССАРТ – Она замечательная.

К.ЛАРИНА – Я про Вас говорю.

И.ИРТЕНЬЕВ – Я предлагаю из этой сферы все-таки вернуться в сферу литературную, с Вашего разрешения.

К.ЛАРИНА – Да, пожалуйста, пожалуйста, что-то звенит у нас, что это там? Мобильный телефон? Да.

М.ПЕШКОВА – А мне бы хотелось вернуться к более раннему времени. А как вдруг случилось так, что в доме, где было очень много стихотворений, и Ваш батюшка, Василий Давыдыч тоже писал стихи, Вы так поздно пришли к поэзии? Я имею в виду творчество Ваше.

И.ИРТЕНЬЕВ – Тому виной мое задержанное развитие. У меня все как-то поздно. Я поздно ходить научился, где-то там… классу к 3-му примерно. Все у меня как-то так…

М.ПЕШКОВА – Но, тем не менее четыре школы Вы поменяли?

И.ИРТЕНЬЕВ – Да, поменял, но я же ни в одной не задержался.

К.ЛАРИНА – Ну, подождите, а когда все-таки это стало политическими комментариями? Стихотворными, на злобу дня. Кто первый это предложил?

И.ИРТЕНЬЕВ – Политическими… Нет, нет, я сейчас скажу. Как все-таки человек довольно социально активный, вот, я писал эти стихи, ну, сначала на перестройку. Как-то меня вот эти процессы, значит, бурлящие в этот момент в стране, страшно воодушевили, и я какие-то социальные стихи, значит, начал писать. Ну, без всякого заказа совершенно. Вот, просто мне это было созвучно, мне в этот момент. И это сначала подхватила программа «Взгляд», которая меня довольно часто приглашала, а потом уже, какое-то время спустя, вот на… в период расцвета того, значит, легендарного уже НТВ, когда начиналась передача «Итого» Виктора Шендеровича. И он меня пригласил в качестве поэта-правдоруба в свою передачу, и вот уже примерно 10 лет где-то мы с ним. Эта передача последовательно выходила из эфира самых разных каналов. Сейчас она на «Эхе Москвы», уже под названием «Плавленый сырок», и мы с Виктором до сих пор работаем, и это моя постоянная… То есть этому где-то лет 10, регулярному писанию политических комментариев - этому 10 с небольших лет. Вот, а мне бы хотелось все-таки, если еще как бы актуальны вопросы наши нашим слушателям или это уже..?

А.БОССАРТ – Это нам скажут.

К.ЛАРИНА – Нет, пожалуйста, можем сейчас задать. Давайте, давайте.

И.ИРТЕНЬЕВ – Чтобы у них просто было время на них ответить.

К.ЛАРИНА – Конечно, пожалуйста.

И.ИРТЕНЬЕВ – Ну, вот мы приготовили, значит…

К.ЛАРИНА – Сколько штук?

И.ИРТЕНЬЕВ – Сейчас я скажу, сколько…

А.БОССАРТ – Девять, девять.

К.ЛАРИНА – Давайте.

И.ИРТЕНЬЕВ – Это ничего, нормально?

К.ЛАРИНА – Нормально, прекрасно, у нас хватит подарков-то?

М.ПЕШКОВА – Хватит.

И.ИРТЕНЬЕВ – Хватит.

А.БОССАРТ – Хватит все.

К.ЛАРИНА – Отлично.

И.ИРТЕНЬЕВ – Ну, давайте, будем прямо так.

К.ЛАРИНА – Прямо подряд задавайте.

И.ИРТЕНЬЕВ – Нет, Ал, с тобой попеременно. Вот я одно читаю, ты – другое.

ВОПРОСЫ

К.ЛАРИНА – Хорошо, значит, друзья мои, на эти вопросы мы будем отвечать по телефону прямого эфира после… во второй части программы, после новостей, телефон могу напомнить, пожалуйста: 363-36-59. У меня еще вопрос теперь, опять же к Игорю: а вот когда-нибудь читали Ваши стихи другие люди? Вы когда-нибудь слышали? Актеры?

И.ИРТЕНЬЕВ – Ну, в общем, да.

К.ЛАРИНА – И как?

И.ИРТЕНЬЕВ – Ну, даже целый спектакль…

К.ЛАРИНА – Был?

И.ИРТЕНЬЕВ – Ну, например, Сергей Плотов, который на вашем радио…

К.ЛАРИНА – Да, да, да.

И.ИРТЕНЬЕВ – … в течение 3-х лет, значит, вел там…

К.ЛАРИНА – Он писал стихи к программе «Ну, и денек!».

И.ИРТЕНЬЕВ – Да, он писал стихи к программе «Ну, и денек!», но до этого Сережа, значит, выпустил моноспектакль по моим стихам, будучи сам замечательным поэтом, на мой взгляд. Вот, и даже получил на нем приз на каком-то всероссийском, значит, конкурсе одноактных спектаклей. Вот, но вообще у них довольно … Там много и песен существует на эти стихи. Нет, они, в общем…

К.ЛАРИНА – А песни какие?

И.ИРТЕНЬЕВ – Ой, ну много, много, ну, я не знаю, ну, Мищуки, там, братья писали на мои стихи. Там и Дулов писал, ну, много, серьезно.

К.ЛАРИНА – Ну, что-нибудь народное есть? То, что все думают, что это народная, а это Иртеньев придумал.

И.ИРТЕНЬЕВ – Нет, это только: «до чего же нас довели, коммунисты, суки…»

К.ЛАРИНА – Ой, чудный, чудный слоган, да, да. Ну, хорошо, давайте мы сделаем так: тут у нас есть вопросы, которые наши слушатели хотели вам задать, поскольку я их призывала это сделать, они послушно это делают. Ну, во-первых: «Дорогой, уважаемый Игорь, с Вами жизнь лучше и веселее. Вы - замечательный, люблю Вас очень, очень долго, люблю Вас очень долго, счастья Вам и семье», - Наташа из Москвы вот нам пишет. И.ИРТЕНЬЕВ – Спасибо.

К.ЛАРИНА – «Можно ли заказать Вам написание стихов? Если да, пожалуйста, позвоните мне или сообщите координаты. С надеждой на отклик, Марина», - и телефон прилагается. Нет, а правда, можно заказать?

И.ИРТЕНЬЕВ – Ну, в общем… да, пожалуй, что нет.

К.ЛАРИНА – Нет? Никто не пробовал еще?

И.ИРТЕНЬЕВ – Пробовали, не без успеха, но сегодня как-то не очень настроен.

К.ЛАРИНА – Потому что это хороший бизнес можно сделать, да?

И.ИРТЕНЬЕВ – Я знаю. Ну, я бы не хотел пользоваться, так сказать, услугами «Эхо Москвы» для того, чтобы делать свой бизнес.

К.ЛАРИНА – На самом деле, все еще впереди, поскольку публиковаться в таком жанре все сложнее и сложнее. Мы так все веселимся сегодня, на самом деле, жизнь-то больше печалит, чем радует, поэтому не исключено, что когда-нибудь Игорь Иртеньев будет сочинять стихи для открыток, знаете, которые продаются с готовыми стихами, с пожеланиями…

М.ПЕШКОВА – А, ну да: «Люби меня, как я тебя».

К.ЛАРИНА – Ал, такая странная мизансцена, смотри: все ушли.

А.БОССАРТ – А я осталась. Я хочу просто рассказать, что у меня есть такая тарелка деревянная, оставшаяся мне от прабабушки, по периметру, которой – как это сказать? - написано, значит, написано таким образом: «Каво люблю, таво дарю». Вот, вот это вот будущее Игоря Иртеньева.

К.ЛАРИНА – Не уходите никуда, Вы-то хоть останьтесь.

А.БОССАРТ – Нет? А Вы сказали, мне намекнули, чтобы я ушла.

К.ЛАРИНА – Нет, я наоборот была потрясена просто такой мизансценой. Мы сидим, разговариваем… Просто объясню нашим слушателям: сидим, разговариваем все, да? Договаривая ответ на мой вопрос, Иртеньев встает и выходит из студии. За ним Майя Пешкова, а Алла так и остается, как приличный человек, вежливый, все правильно. У нас сейчас новости, потом продолжим.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА – Продолжаем разговор. Значит, Алла Боссарт и Игорь Иртеньев у нас в гостях. Я еще раз книжки перечислю, которые сегодня попадут в хорошие руки. Я имею в виду наших слушателей, прежде всего. Хотя и ведущим, я так понимаю, тоже кое-что перепадет. Издательство «Время». Игорь Иртеньев «Точка ру», сборник стихов. Алла Боссарт «Скрэббл» и Алла Боссарт «Гугл: отражение». Я опять же листала книгу Игоря Иртеньева. Я все-таки настаиваю, что есть мало что…

И.ИРТЕНЬЕВ – В поисках цитируемых стихотворений?

К.ЛАРИНА – Да, мало что можно процитировать, не только по причине некоторой вольности, да? Но еще, как я понимаю, и есть смысловые вещи, которые сегодня, как я уже говорила в конце первой части нашего разговора, когда Иртеньев вышел, что все труднее и труднее публиковать то, что Вы пишите. Практически, где вот Вы можете опубликовать? Ну, в «Новой газете», ну, в газете «Газета».

И.ИРТЕНЬЕВ – В газете «Газета».

К.ЛАРИНА – В сети. Я имею в виду, в сетевой «Газете».

И.ИРТЕНЬЕВ – В сети, значит, ну, у вас, на вашем «Эхе Москвы».

К.ЛАРИНА – Пока еще можно прочитать.

И.ИРТЕНЬЕВ – То, что потом на сайте, значит, появляется.

К.ЛАРИНА – Да, да.

И.ИРТЕНЬЕВ – Ну, это превращается все в «Точку ру», на самом деле, все это когда-то...

К.ЛАРИНА – Сужается.

И.ИРТЕНЬЕВ – …безбрежное поле, да, сужается в ту самую точку.

К.ЛАРИНА – Да, да. Ну, так почему же ничего не получается? Как вот я просто так посмотрела, вот замечательное стихотворение про бесполезность этих стрел, да, вот Ваше, да? Вот в чем? Я не понимаю, почему не получается, вот Вы понимаете?

И.ИРТЕНЬЕВ – Ну, это очень горькие размышления, в общем, я не знаю. Я думаю, что это не очень…

К.ЛАРИНА – «Все в молоко».

И.ИРТЕНЬЕВ – «Все в молоко», не очень… Давайте, я его прочту, собственно, тогда, чтобы понятно было.

К.ЛАРИНА – Да, да.

И.ИРТЕНЬЕВ – Свободой идей святой одержим,

Трудов не жалея и сил,

Я стрелы метал в ненавистный режим,

Но ветер их вдаль относил.

И словно отважный герой Чингачгук

Я снова, в который уж раз,

Натягивал туго свой репчатый лук

И левый прищуривал глаз.

И ворон кружил в небесах надо мной,

Почуяв поживу свою,

И конь подо мною плясал вороной,

Не раз выручавший в бою.

Но снова со мной приключалась беда

Все та же, хотя и одна,

И снова летела стрела не туда,

Куда по идее должна.

Мой конь притомился,

И я постарел,

И ворон от голода сдох.

И сколько на ветер тех пущено стрел,

Один только ведает Бог.

А сколько напрасно наломано дров?

Им счет на вагоны идет.

А что же режим? Он румян и здоров

И нового лучника ждет.

А ответить, почему не получается, значит, вот все это, я могу. Это, может быть, очень резко прозвучит, но это цитата, прямая цитата из нашего всего - Александра Сергеевича Пушкина:

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды,

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя,

Но потерял напрасно время,

Благие мысли и труды.

Паситесь мирные народы,

Вас не пробудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должен резать или стричь

Наследье их из года в годы…

Из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

Вот это было сказано 200 лет назад, все вопросы к Александру Сергеевичу.

М.ПЕШКОВА – Коль скоро возникли вопросы к Александру Сергеевичу, мне хочется Вас спросить: именно пушкинская охота к перемене мест Вас влечет в разные края, страны и веси? И мы с Вами ведь договаривались о встрече в течение многих, многих месяцев, и вдруг звонок я слышу: «Ой, Майя, я уезжаю». «Ой, Майя, мне необходимо вот туда-то съездить», да и в последний раз…

К.ЛАРИНА – А куда ездит в основном?

М.ПЕШКОВА – Вот, мне так и хочется узнать, куда ездят поэт и его супруга?

К.ЛАРИНА – Так тебе все и сказали.

И.ИРТЕНЬЕВ – Да, куда позовут, туда, собственно, и подхватываемся. Нет, ну на самом деле, вот, когда мы первый раз, Майя, с Вами перенесли это…

К.ЛАРИНА – На Канары, на Мальдивы?

И.ИРТЕНЬЕВ – Нет.

А.БОССАРТ – Нет.

И.ИРТЕНЬЕВ – Ну, кстати говоря, нет, на Канары, на Мальдивы, нет, не ездим. Значит, тогда действительно мы поехали в очень хорошей компании, когда первый раз мы перенесли наш эфир, в Севастополь, нас туда пригласили выступать. Там был, Юлий Ким был, был Миша Кочетков, мой дружок, значит, Леня Сергеев. Очень хорошая компания. Там есть человек - такой большой любитель бардовской песни и поэзии, он нам устроил там выступление в День города, поэтому мы с удовольствием туда поехали. А после этого, ну, мы действительно съездили. Конечно, это не Канары и не Мальдивы, но все-таки это было под Барселоной, там был фестиваль бардовской песни, всемирный фестиваль, который проводится вот уже, по-моему, 7-ой раз.

К.ЛАРИНА – Это недавно было, по-моему, вот сейчас.

И.ИРТЕНЬЕВ – Это было, вот только-только мы оттуда вернулись.

К.ЛАРИНА – Ким туда, по-моему, тоже собирался.

И.ИРТЕНЬЕВ – Да, да, да. Там была замечательная совершенно компания, значит…

К.ЛАРИНА – А что испанцам вообще?

И.ИРТЕНЬЕВ – А испанцам это абсолютно ровно ничего, ровно ничего.

А.БОССАРТ – Да, там одни наши собираются.

И.ИРТЕНЬЕВ – Там одни наши просто, отовсюду: из Германии, из Израиля, из Америки.

К.ЛАРИНА – А почему там тогда?

А.БОССАРТ – Там уже есть меню на русском языке, вывески на русском языке …

И.ИРТЕНЬЕВ – Ну, во-первых, дело в том, что… ну, Коста-Брава, вообще, тоже я как-то написал в своем стихотворении, практически анклав уже русский…

К.ЛАРИНА – Знаете, что, ну я понимаю, когда где-нибудь в Коктебеле устроят там… Фестиваль бардовской песни…

И.ИРТЕНЬЕВ – Ну, понимаете, какая штука? До этого это было, например, в прошлом году, это было в Болгарии, в таком отельчике в маленьком на берегу Черного моря. До этого это было, например, под Венецией, до этого было где-то на Кипре…

К.ЛАРИНА – Хорошо живут барды наши.

И.ИРТЕНЬЕВ – Ну, дело… это не только наши, это люди …

А.БОССАРТ – Они же собирают со всего мира наших, русскоязычных.

И.ИРТЕНЬЕВ – Они собирают наших со всего мира, ну, для которых…

К.ЛАРИНА – Оправдывайтесь, оправдывайтесь.

А.БОССАРТ – Там есть такой специальный человек, который все это дело придумал.

И.ИРТЕНЬЕВ – Да, Стас Аршинов …

А.БОССАРТ – Да, из Казани, кстати сказать…

К.ЛАРИНА – То есть, по сути, это не для местной публики увеселение?

И.ИРТЕНЬЕВ – Нет, нет. Это совершенно герметическое мероприятие только для тех людей, которые туда приезжают, но приезжает с каждым разом все больше…

А.БОССАРТ – Но там приезжают такие энтузиасты, как из Австралии, например, ребята какие-то.

К.ЛАРИНА – Хорошо, а по родине вы разъезжаете? Родину знаете вообще?

И.ИРТЕНЬЕВ – Да. Родину я неплохо знаю, во всяком случае, географически, потому что я 20 лет проработал на телевидении в отделе хроники, и 3 места, где я не был, я могу их назвать: значит, я не был на Камчатке, не был на Чукотке и какой-то 3-й я забыл. Вот, везде я был.

К.ЛАРИНА – А почему же Вы так родину не любите? Вы в черных списках, Иртеньев.

И.ИРТЕНЬЕВ – А вот это я не знаю.

К.ЛАРИНА – Вы - враг народа. Вы льете воду на известную Вам мельницу.

И.ИРТЕНЬЕВ – «Люблю отчизну я, - цитирую другое наше все, - но странною любовью, ее не победит рассудок мой», вот.

К.ЛАРИНА – Разговор о патриотизме все равно у нас выходит веселый, что мне нравится, значит, не все еще потеряно. Да, Майечка.

М.ПЕШКОВА – Я хочу еще спросить о 4-м номере журнала «Октябрь». Мне казалось, что тогда абсолютно весь номер посвящен именно Вам. Вы дружите с «Октябрем»? Это юбилейный номер, именно сделанный к Вашему юбилею. Там столько материала.

И.ИРТЕНЬЕВ – Ну, Майя, Майя… Майя, ну, Вы очень…

К.ЛАРИНА – Какой номер, номер чего?

М.ПЕШКОВА – 4-й номер журнала «Октябрь» за этот год.

К.ЛАРИНА – То есть просто целиком и полностью посвященный Игорю Иртеньеву?

И.ИРТЕНЬЕВ – Нет, нет, спокойно. Тут я должен реабилитировать журнал «Октябрь». Минуточку. Во-первых, там было, ну, примерно действительно они мне отвели, может быть, полос 20. Там были просто, ну, очень лестные для меня отзывы моих, ну, скажем друзей, ну, в общем, да, наверное, можно сказать: друзей. Там был Александр Кабаков и Евгений Бунимович, Юрий Норштейн и Юрий Арабов. Вот они вспомнили…

К.ЛАРИНА – Хорошая компания.

И.ИРТЕНЬЕВ – Хорошая компания, очень хорошая компания.

К.ЛАРИНА – Действительно дорогого стоит.

И.ИРТЕНЬЕВ – Да, и довольно большая подборка стихов. Но в этом же номере был, значит, материал, посвященный 70-летию Андрея Георгиевича Битова, так сказать, который все-таки фигура чуть более крупного масштаба, чем я. Мне все-таки чувство реальности как-то не изменяет. Вот, ну и достаточно было вообще материала, который бывает в журнале постоянно.

К.ЛАРИНА – Ну, я все опять же с упорством, да? Хочу все-таки перевести разговор в важное, в очень серьезное русло. Мне все-таки не дает покоя эта мысль, что, может быть, не тем мы и занимались, действительно, всю жизнь, все смешно, а есть вещи, которые вот невозможно обсмеять. Может быть, в этом и ошибка. Это я так Вас провоцирую просто на ответ, Вы понимаете, Игорь?

И.ИРТЕНЬЕВ – Вы ко мне?

К.ЛАРИНА – Да, да. Может быть, здесь ошибка кроется, что не чувствовали, не понимали вообще масштаба, всей серьезности? Вот давайте вспомним опять же, мы любим ностальгировать по началу 90-х - концу 80-х годов, да?

И.ИРТЕНЬЕВ – Да.

К.ЛАРИНА – Как это там все было, такой романтический настрой. Ведь я помню, тогда появилась эта фраза, которая, так мы ее все полюбили: процесс необратим. То есть обратно затолкать невозможно эту пасту в этот тюбик. Оказалось, что это делается в секунду, в секунду.

И.ИРТЕНЬЕВ – Ну, я согласен с Вами.

К.ЛАРИНА – Ну.

И.ИРТЕНЬЕВ – Да.

К.ЛАРИНА – И все тогда получается бессмысленно.

И.ИРТЕНЬЕВ – Нет, это не бессмысленно, значит, это совершенно не бессмысленно, потому что существует достаточно… Это, возможно, в процентном отношении это не так много, но в абсолютных цифрах это, поверьте, значит, это все-таки речь идет о миллионах. Это люди, которые в общем, ну вот носители наших с Вами взглядов. Даже если это, там, жалкие 5% населения, то на 150-и, на 140-миллионную страну это уже значит там население какой-нибудь там Бельгии. А на самом-то деле, и побольше, вот. И 7, там, 10 миллионов. Это вполне почтенная аудитория, вот. И совершенно мне бы не хотелось с ней расставаться. Я считаю, что она имеет право на выражение своего мнения и, ну, в общем, имеет и будет, так сказать, и надо всеми силами бороться за то, чтобы это мнение выражать.

К.ЛАРИНА – Алла, добавите что-то? К этой теме.

А.БОССАРТ – Ну что? По поводу положения вещей сегодня?

К.ЛАРИНА – Да.

А.БОССАРТ – Ну, в общем, это все очень грустно. И мы-то, например, в газете чувствуем это, может быть, особенно остро, потому что «Наша газета», которая была форпостом таким, в общем, лидером и все такое, в общем, сдает позиции одну за другой. Я не знаю, чем это можно объяснить, тем ли, что…

К.ЛАРИНА – Страхом, не знаю чем… что происходит с человечеством...

А.БОССАРТ – Ну, я не знаю, может быть…

К.ЛАРИНА – …с нашим, с русским человечеством?

А.БОССАРТ – Появились новые у нас начальники в лице инвесторов, там. Ну, об этом, может быть, не очень корректно говорить, вот, ну, может быть, а может быть, этот… Даже это не страх, а это привычка…

И.ИРТЕНЬЕВ – Усталость такая.

А.БОССАРТ – Стала вырабатываться, стала вырабатываться привычка апатии, вернее сказать. Вот какая-то апатия уже, уже не охота лезть никому на рожон, на баррикады там и так далее, вот. И я чувствую, как мои многие коллеги, гораздо более молодые, чем я, ну просто перестают там ходить на работу, перестают печататься. Им становится это все не интересно, потому что они понимают, что они встретят или протест какой-то или в лучшем случае не встретят просто никакого интереса. Вот, ну надо забить газетную площадь, ну и вот. Редко-редко стали появляться какие-то материалы, и я не знаю, то ли нас подкосила так смерть Ани Политковской. Видимо, она действительно была каким-то очень серьезным фактором для газеты. Я имею в виду, Аню, таким, ну, моторам. Хотя мы этого тогда не понимали и считали, что, в общем, то, что она пишет уже в зубах это навязло у всех, вот, а оказалось, что, в общем, она действительно определяла, в большой степени определяла климат, вот. Ну, так что я не думаю, что вот то, что Вы говорите, Ксения, произошло за одну минуту, конечно, нет, это все…

К.ЛАРИНА – Ну, как-то не успели: «Мама», - сказать, и уже все…

А.БОССАРТ – Ну, в общем, нет…

К.ЛАРИНА – …а все не так.

А.БОССАРТ – Ну, мы, на самом деле, успели сказать очень много, слава Богу, успели сказать очень многое. И тот же Игорь, и та же «Новая газета», и та же Аня Политковская. Слава Богу, мы успели, вот, а ведь могли бы опоздать, да? Ну, вот, тем не менее, видимо, какое-то проклятье над этой страной висит и не дает вырваться.

К.ЛАРИНА – Ну, а с другой стороны, что вот Вас лично смущает в том, что Россия, извините за выражение, встает с колен? Что Россия стала сильным государством, да? Что в России такой молодой, сильный президент, которого не стыдно показать миру, да?

А.БОССАРТ – Нет, ну нас не это смущает-то совсем.

К.ЛАРИНА – А что? Ну?

А.БОССАРТ – То, что Россия, во-первых, не таким уж она становится сильным государством, потому что…

И.ИРТЕНЬЕВ – Государство становится сильным в тот момент, когда оно… продолжительность жизни его граждан, ну, доходит до мировых стандартов, а не…

А.БОССАРТ – Не ракетами определяется сила государства, а определяется она социальной программой.

И.ИРТЕНЬЕВ – Да. Социальной программой, безопасностью населения, чтобы не страшно было выходить на улицу, продолжительностью жизни, как я уже сказал. Отношением к инвалидам, к слабым, вот чем…

А.БОССАРТ – А что касается нашего президента, которого не стыдно показать, вот это вот тот самый агитпункт, как говорит одна моя подруга, которая сейчас, я надеюсь, меня слушает, вот, наш народ всегда очень клевал на внешний имидж, как пишет Игорь в своих стихах. Вот, и это было главным, когда есть, так сказать, морда лица и когда, в общем, есть иностранные языки, есть чувство юмора, и это действительно все очень, так сказать…

И.ИРТЕНЬЕВ – Импонирует. Быстрая реакция …

А.БОССАРТ – Импонирует, да, да, да. Это красиво, это так сказать и симпатично, и этим можно козырнуть, но, а дальше-то что? С лица-то воду не пить.

К.ЛАРИНА – Россия встает с колен, - вам сказано.

И.ИРТЕНЬЕВ – Это мантра такая, что Россия встает с колен, потому что…

К.ЛАРИНА – Да, и вот в эти мантры почему-то человек русский, российский верит гораздо больше, чем в реальность, которая его окружает.

И.ИРТЕНЬЕВ – Причем самое интересное, что мы вдруг в какой-то момент перестаем находить общий язык с нашими даже близкими друзьями, с людьми, которые в свое время там ксерили «Архипелаг Гулаг», вообще, и все. И вот на них действительно совершенно магическое впечатление производит вот это постоянное то, что из ящика на них льется. Потому что если как бы начать действительно разбирать наши реальные достижения в каких-то областях, ну это, в общем, регулярная выплата зарплаты, наверное, ну что, в общем-то, не как бы… не подвиг Геракла. И, наверное, ну, и некоторые повышения, ну уровня жизни, да, повышение есть, но при таких огромных совершенно, абсолютно халявных деньгах, которые на нас свалились, все это достаточно скромно. Всё, этим наши достижения ограничиваются.

К.ЛАРИНА – Ну, это то, что видите Вы, а народ видит по-другому. Его же никто не насилует, извините за выражение.

А.БОССАРТ – Насилуют …

К.ЛАРИНА – Кто? Он сам…

А.БОССАРТ – Его насилует телевидение, его насилуют средства массовой информации.

К.ЛАРИНА – Подождите, его насилует телевидение, но ведь телевидение, оно же не в безвоздушном пространстве. Я же выхожу на улицу, и я сталкиваюсь совсем с другой жизнью.

А.БОССАРТ – Вот странно, что вот, Вы знаете...

К.ЛАРИНА – Я сталкиваюсь с чиновниками, которые меня призирают, которые меня футболят и мне хамят, да? И я не имею возможности ни на что…

А.БОССАРТ – И тем не менее, вот они смотрят телевизор, где им говорят, что чиновникам там снижают зарплату, и у них почему-то в голове не срабатывает, у людей, что зарплату им снижают с фантастически высокой какой-то цифры. Это как вот мы приходим в бутик, и нам пишут: «70% скидки», но эти 70% - скидки с цены, там, я не знаю, - 20 тысяч. Вот, понимаете? Это то же самое. Им кажется, что вот чиновникам снижают зарплату: «Ага, о! Мы - как хорошо, вот мы тоже уже становимся цивилизованными людьми, у нас чиновники начинают, так сказать, становиться людьми». Вот, ну это же все, это все внешняя сторона, которая странно, что ее не понимают люди, которые в этом контексте живут. Понятно, что это действует на иностранцев и производит на них впечатление. А то, что это производит впечатление на русских, на российских людей. Это вот Игорь так сказать процитировал Пушкина. Вот это вот объясняется только этим. Резать и стричь. Извините.

К.ЛАРИНА – О, да. Ну, что, дорогие слушатели, хотите книжку получить в подарок? А?

А.БОССАРТ – Не, я на самом деле очень люблю свою страну, свой народ.

К.ЛАРИНА – Ой, так… «Видит Бог, я так люблю родину», - это сказала Раневская из «Вишневого сада». Да, да, а, кстати, еще один вопрос, если успеем, конечно, так коротенечко. Вопрос, который вам наши слушатели просят сказать, а почему вы не уехали никуда?

А.БОССАРТ – Ну вот это меня спрашивают как раз даже наши друзья.

К.ЛАРИНА – Ну, нас тоже.

А.БОССАРТ – Нас спрашивают…

К.ЛАРИНА – Да, да. Если вы так ненавидите, что вы здесь делаете?

А.БОССАРТ – «Да, а чего вы здесь сидите? Уезжайте».

И.ИРТЕНЬЕВ – А с какой стати? Вы, ребята, и уезжайте. Моя страна, я здесь родился вообще-то.

К.ЛАРИНА – А они любят родину, а Вы - нет. Нам не нужны.

А.БОССАРТ – А я считаю, мы больше делаем. А я считаю, мы делаем больше для вот этой страны, чем делает они, сидя дома и глядя в телевизор. А мы, по крайней мере, что-то пытаемся изменить. Игорь, там со своими текстами, я своими, вот. И мы бы этого за границей делать не могли, не имели бы права, потому что, например как…

И.ИРТЕНЬЕВ – То есть, пересекая границы страны, ты автоматически теряешь право так сказать … отзываться о ней неодобрительно.

А.БОССАРТ – Я скажу, например, как наш друг, вот любимый нами Петя Вайль, который издал… И я очень его ценю, высоко ценю как писателя, как журналиста, как публициста, но считаю, что такую книжку как «Карты родины» эмигрант писать не имеет права, не имеет права относиться… Вернее, не относиться, а формулировать такое свое отношение к стране, которую он покинул, а я имею право. Вот я имею право, а он нет.

К.ЛАРИНА – Всё точно, очень точная аналогия, да. Ну что, давайте мы послушаем, у нас времени остается 10 минут до конца. Вопросы, если быстро напомним, то хорошо. Вот быстренько просто их перечислить, прочитать, Игорь, давайте это сделаем, а я телефон напомню: 363-36-59. Давайте.

РОЗЫГРЫШ ПРИЗОВ

К.ЛАРИНА – Стихи, я специально время оставила, Игорь.

И.ИРТЕНЬЕВ – Ага, стихи. Ну, как раз ответ там на вопрос: «Что вы здесь делаете?». Он содержится в названии этой книжки, вернее, в стихотворении, которое дало название книжке. Звучит это так:

Есть точка в космосе

С названьем кратким «Ру»,

В которой я завис давно и прочно.

Боюсь, что в этой точке и помру,

Боюсь, что весь,

Хотя не знаю точно.

К.ЛАРИНА – Ну, после таких стихов как-то уже и надо вроде ничего говорить. Вроде как ода, хотя еще время есть. Я думала большое будет стихотворенье.

И.ИРТЕНЬЕВ – Ну, я не знаю сколько, у нас есть время, тогда…

К.ЛАРИНА – Минута.

И.ИРТЕНЬЕВ – Минута, ну, давайте я тогда сейчас что-нибудь просто…

К.ЛАРИНА – Давайте.

И.ИРТЕНЬЕВ – Просто что-нибудь еще и прочту. Ага, а вот просто я открыл случайно. Значит, это один из моих любимых персонажей в российской политике, Ирина Хакамада, которая где-то с год назад сказала, что она уже разочаровалась в политике и уходит в бизнес. И тогда было написано вот такое стихотворение, посвященное ей:

Зачем Ирина Муцуловна,

Вы из политики ушли?

Я к Вам всегда дышал неровно,

Хотя и будучи вдали.

Все в Вас поэтов волновало,

Все вдохновляло бег пера, -

От тонкого лица овала

До дивной линии бедра.

Я осыпал бы Вас цветами,

По выходным водил в кино,

Но Вы покинули татами

Вся в белом, в смысле, кимоно.

Без Вас иссякну я как лирик

И пересохну как Арал.

Кто там остался?

Клоун Жирик?

Грызлов бесцветный ченодрал?

Мужлан Зюганов?

В этом списке хромого партинвентаря

Никто не стоит ногтя Слизки,

Про Ваш уже ни говоря.

Ирина, этот мир уродлив,

Он как рогожа обветшал,

Лишь Ваш изящный иероглиф

Его отчасти украшал.

Я предложить готов Вам руку,

А если скажите Вы: «Нет»,

Пойду и сделаю сэпуку, -

В руке не дрогнет пистолет.

К.ЛАРИНА – Игорь Иртеньев и Алла Боссарт – наши сегодняшние гости. Спасибо большое, нашим слушателям тоже спасибо.