Купить мерч «Эха»:

Зураб Церетели - Какого черта - 2009-01-03

03.01.2009
Зураб Церетели - Какого черта - 2009-01-03 Скачать

Э.НИКОЛАЕВА: Традиция рождественских встреч на «Эхе Москвы» с Зурабом Церетели имеет две причины. Во-первых, в Новый год нужно подвести итоги работы за год минувший, а во-вторых, 4 января у скульптора и художника, президента Российской Академии художеств день рождения, на этот раз юбилей – 75 лет. Добрый вечер, Зураб Константинович.

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Добрый-добрый-добрый. Очень рад вас слышать.

Э.НИКОЛАЕВА: Каким был минувший год для вас, Зураб Константинович?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Как каждый год, также и этот год был насыщенным потребностью работать, создавать, рисовать – повторялось, как и в предыдущий год.

Э.НИКОЛАЕВА: Ну а новые проекты, работы, выставки? Заботы президента Академии художеств?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Новая работа, которую я недавно закончил, это «Полтавская битва», она выставлена у меня в галерее искусств. Это важнейший факт для меня.

Э.НИКОЛАЕВА: А что это такое, Зураб Константинович? Можете поподробнее? Что значит закончил – это она в виде чего?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Это большая модель на материале Полтавской битвы, исторические факты, нашей истории, которые я передал языком пластики. Так что там есть сюжет. Можете посмотреть и обсудить. Это первое. Потому что народ ходит в музей, они смотрят и свои отзывы пишут, очень полезные для меня.

Э.НИКОЛАЕВА: Известно, что по вашим работам можно изучать мировую географию. Что нового в этом плане? Вы правда хотели поставить памятник Наполеону на Елисейских полях?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Нет, этого у меня даже в голове не было про Наполеона.

Э.НИКОЛАЕВА: Правда? А идея-то какая хорошая, Зураб Константинович.

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Нет, я сперва хочу Кутузова и Багратиона создать. Если вы помните, я сделал для Министерства обороны большое панно – Куликовская битва и 1812-й год. Так что я это сделаю по-другому. Изучаю сейчас все факты. Посмотрим. Кутузова и Багратиона мне очень хочется сделать, такая потребность у меня есть.

Э.НИКОЛАЕВА: Вы основатель нескольких музеев и центров современного искусства в Москве. Кстати, как называется последний из них? Вы открыли не так давно…

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Знаете, я в Москве открыл Московский музей современного искусства. Сейчас я открыл Российский современный государственный музей. Российской Федерации.

Э.НИКОЛАЕВА: Вот многим удивительно, что современным искусством занимается не совсем уже молодой человек.

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Кто?

Э.НИКОЛАЕВА: Зураб Церетели.

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Почему немолодой? Это характер, гены. Я себя не считаю… Поэтому иногда я останавливаюсь и думаю – не слишком ли я радостный? Или надо себя солидно вести?

Э.НИКОЛАЕВА: А как надо?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Надо, как сердце диктует.

Э.НИКОЛАЕВА: То есть вы иногда все-таки ловите себя на мысли, надо ли себя солидно вести, соответственно возрасту как бы, да?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Играть, да.

Э.НИКОЛАЕВА: Так. Я где-то читала статистику, что число людей, посещающих музей, катастрофически сокращается. Насколько это соответствует действительности?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Не знаю, где вы все это читали, но 500-600 человек в московском музее каждый день. У нас огромнейший список, который дает возможность каждые две недели…

Э.НИКОЛАЕВА: Обновлять экспозицию?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Менять выставки. Выставки все новые и новые. Поэтому народ ходит. А на Гоголевском бульваре, если вы сейчас пройдете, увидите, какая очередь.

Э.НИКОЛАЕВА: Казалось бы, огромное помещение. А много же приезжающих, наверное? Туристов, иностранцев?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Нет, вообще и москвичи очень интересуются искусством. Это новое поколение. Они очень грамотно шагают.

Э.НИКОЛАЕВА: В 30 регионах России прошли ваши персональные выставки за этот год. При этом вы говорите так – я общаюсь на местах, чтобы дали денег художникам. Неужели нет другого способа помочь нашим российским художникам? Вот вы специально ездите, встречаетесь с губернаторами, с местными властями и говорите, продвигаете молодых. А все говорят, что Зураб Церетели думает только про себя.

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Не знаю, кто говорит. Я никого не слушаю. Надо в каждой губернии открыть отделение Академии, чтобы художники радостно смотрели на свою красивую природу и на своего ближнего. Потому что нельзя так, чтобы у них не было отделения. Надо выбрать академиков членкорами, чтобы они разговаривали. Не только в России. Они должны вывести весь свой талант в Европу и в Америку, везде. Потому что российская школа уникальнейшая в мире. Нету больше такой. Санкт-Петербургская и московская школа. Поэтому это огромнейшая радость, что сохранилось то мышление, которое Петр создавал, Екатерина создавала, Елизавета и Шувалов, первый президент Академии художеств. Эта уникальнейшая школа. Поэтому не только внутри надо. Надо, чтобы это прошло по Европе, по Америке. 2010-й год – Франция- Россия. Также год Италии.

Э.НИКОЛАЕВА: Когда он будет?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Тоже, как этот. Нельзя только здесь аплодировать нашим художникам. Надо, чтобы вся Европа, Америка, все чтобы знали. У нас очень хорошая концепция. Уже договорились, что во Франции будет выставка «мир Кавказа». Все кавказские художники, уникальнейшие художники Дагестана, Осетии, Кабардино-Балкарии, Чечни. Это уникальнейшие люди. У них не только своя национальная одежда, не только этнографические и археологические богатства. У них на этой почве создано уникальнейшее искусство. Поэтому наша главная задача это. Я так устроил, что в конце 2009 года будет эта выставка в Москве, а потом во Франции в 2010 году.

Э.НИКОЛАЕВА: Очень хорошо, что вы про это говорили, потому что в связи с обстановкой в Грузии у меня был к вам вопрос – почему между Россией и Грузией нет сейчас хотя бы культурных контактов? Но вы думаете не только про Грузию, а про весь кавказский регион. Это очень хорошо, Зураб Константинович. И у многих в наше тяжелое время не укладывается в голове, что, казалось бы, вы человек… у вас все хорошо – чего переживать за других, за этих молодых художников? А вы не раз говорили по поводу того, что они уезжают за границу, что мы теряем наше богатство.

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Безусловно. У нас уникальнейшая школа, образование даем. Для кого? Они многие уезжают, молодежь, и оставляют свой талант, свои картины за границей. Тогда для чего? Если наших раньше ссылали в Сибирь и выбрасывали их работы, то сейчас этого нет. Но то же самое – они уезжают и там оставляют.

Э.НИКОЛАЕВА: Итак, в студии нашей программы Зураб Церетели, президент Российской Академии художеств, а вопросы здесь задаю я, Элина Николаева. Теперь о грустном. Умер патриарх. Вы были близко с ним знакомы. Храм Христа Спасителя – материальный памятник патриарху. А вы ведь, Зураб Константинович, руководили работами, управляли четырьмя сотнями художников. Это, наверное, была самая главная работа в вашей жизни?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Знаете, у нас сейчас тоже слезы в глазах, когда ушел такой святой человек. Надо было его знать. И если бы не он и не Юрий Михайлович, Храм Христа Спасителя за два с половиной года никто не воздвиг. 25 лет академия наша строила. А сейчас за два с половиной года. Это грандиозный проект. Это богатство Российской Федерации. Видите, как радуются люди.

Э.НИКОЛАЕВА: Насколько мне известно, патриарх лично выезжал и присутствовал.

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Безусловно. И к куполу, где мы стояли и работали, он поднялся и очень долго смотрел, советы давал. Я создал его образ – большую скульптуру, которая здесь стоит в галерее на Пречистенке. И рядом стоит Илья II, они вместе учились, они оба православные. Общая вера, общий крест они носили.

Э.НИКОЛАЕВА: Зураб Константинович, а что вы можете еще рассказать о патриархе из личного опыта общения, чтобы это были не общие слова?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Было уникально, что он очень хорошо знал искусство, фресковое искусство. У нас была беседа насчет мокрой штукатурки – что наше поколение прошло, что надо обязательно открыть отделение в Суриковском институте, чтобы фресковому искусству на сырой штукатурке научились.

Э.НИКОЛАЕВА: Это не гипс, да? это особенная технология.

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Да, это веками остается.

Э.НИКОЛАЕВА: То есть вы построили Храм Христа Спасителя за два с половиной года, и обычно… аналог какой стройке это, если брать какие-то известные архитектурные памятники? То есть в принципе он на века?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Безусловно, на века. Я еще раз говорю – это большая заслуга святейшего и Юрия Михайловича Лужкова. И Бог сверху смотрел и помогал. Потому что это был уникальнейший период. Никогда не забуду. Во-первых, это общение. Это было огромнейшее питание. Когда вы спрашиваете о возрасте, я не чувствую возраста. Никакого возраста на существует.

Э.НИКОЛАЕВА: Вы совсем не меняетесь.

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Помогает искусство.

Э.НИКОЛАЕВА: Это очень полезный рецепт. Занимайтесь искусством. Зураб Константинович, а как человек вы с патриархом общались? У вас есть какие-то человеческие боли и чаяния? Не только проблемы в очередном строительстве. И Поклонную гору, я знаю, тоже патриарх курировал, когда вы еще в свое время строили, это был первый проект. А как человек вы какие-то человеческие вопросы задавали патриарху?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Задавал.

Э.НИКОЛАЕВА: А что спрашивали?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Если можно, я пока не буду говорить.

Э.НИКОЛАЕВА: Еще при жизни Алексия вы сделали его скульптурный портрет. При каких обстоятельствах это происходило?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Не портрет, а целиком его сделал. Его характер, его пропорции. Пластическим языком я передал тот образ, который все время наблюдал, наброски делал, характер, все.

Э.НИКОЛАЕВА: А где это происходило? При каких обстоятельствах?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Везде.

Э.НИКОЛАЕВА: То есть он вам не позировал?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Ну что значит позировать? Как я могу беспокоить его позированием? Человек занятой. У каждого художника есть свой взгляд на предмет. Это мне очень помогало, когда мы сидели на заседании, обсуждали.

Э.НИКОЛАЕВА: Вы постоянно рисуете. Даже сейчас вы пришли к нам в студию…

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Вы задаете вопрос, а я руки не могу остановить.

Э.НИКОЛАЕВА: Итак, в студии нашей программы Зураб Церетели, президент Российской Академии художеств. Эта статус Алексия, которую вы сделали, переедет к новому центру искусств на Гоголевском бульваре, да, Зураб Константинович?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Посмотрим.

Э.НИКОЛАЕВА: Что за фотографии патриарха вы хотите представить на выставке? Какова история их происхождения?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Вы знаете, это будет весь архив документальный, который существовал. О том, как создавался Храм Христа Спасителя. Очень хочется все это показать в проектах, эскизах, шаблонах.

Э.НИКОЛАЕВА: Это огромная работа.

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Безусловно. И в фотодокументах.

Э.НИКОЛАЕВА: Ну что же, важнейшим из искусств помимо прочего для нас является реклама. Реклама Музея современного искусства на «Эхе Москвы». А мы продолжим сразу после.

РЕКЛАМА

Э.НИКОЛАЕВА: Итак, в студии нашей программы Зураб Церетели, президент Российской Академии художеств. Теперь давайте, Зураб Константинович, открывайте тайну вашей вечной молодости. 75 лет – применительно к вам даже несопоставима эта цифра, а вот вы весь в заботах. Вы по-прежнему работаете у холста?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Знаете, это, видно, отцовский характер. Отец включал телевизор, радио, электробритву и пел. Так начиналось утро. Он рано вставал. Я тоже привык – рано встаю. Всякие движения. Это как закон. До 2-3 часов. Потом убегаю в Академию, в музей. Эта творческая карусель дает возможность мне жить. Я не могу, если что-то не нарисую. Это графика, это скульптура. Когда говорят, что нет настроения сегодня рисовать, я этого не понимаю. Это уже потребности профессиональные. Поэтому вот так я и живу. Так что искусство – если вы будете рисовать, я даю вам слово, что у вас морщин меньше будет.

Э.НИКОЛАЕВА: Понятно, Зураб Константинович, в общем, рецепт один – тяжелый труд. Можно ли вообще труд художника называть тяжелым, кстати?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Он тяжелый, безусловно.

Э.НИКОЛАЕВА: Вдруг не получится?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Нет, не в этом. Родить идею, довести ее до конца – это не так легко. Огромная махина сорокаметровая, которую я сделал и поставил против терроризма – не так легко было это. Начиная от конструкции, от метровой нагрузки. Не только рисовать модель и создавать. Надо вести процесс. И до конца осуществить. Тогда ты уже свободен. А так что… Была эпоха, когда делали модели, передавали заводам. Сейчас уже другая эпоха. Рождаем идею и доводим до конца. Вот так воспитываем поколения, которые имеют огромнейший талант, российская молодежь. Я провожу мастер-класс. Приходите посмотреть, как они предмет передают. Все разные. Не штампуют. Все свой индивидуальный характер показывают при передачи природы или предмета. Однажды я объявил – давайте сегодня будем фантазировать. Боже мой, как они фантазируют! Как они трактуют! Какая смелость! Я вспомнил, когда в детском саду нам учителя карандаши давали, все одинаково рисовали – танки, самолеты, пушки и так далее.

Э.НИКОЛАЕВА: А что рисовали вы тогда?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Тогда я тоже танки, пулеметы, пароходы, самолеты. Знаете, отсюда это счастье – каждый свое лицо показывает, свой почерк.

Э.НИКОЛАЕВА: А что сейчас рисуют дети?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Когда я сказал «давайте будем фантазировать», вы не представляете, что. Например, девочка нарисовала море и что происходит там внутри. Фантазировала так. Одна нарисовала кошку- если бы был жив Пикассо, наверное, он бы так не мог нарисовать, так обобщить форму. Много интересных вещей. Они по-своему передают предметы, портреты, натюрморт, фрукты. Все разные. Потому что разные дети. Индивидуальное отношение к предмету надо развивать. Вот это и есть музейная ценность. Это и есть богатство Российской Федерации.

Э.НИКОЛАЕВА: Зураб Константинович, в студии нашей программы был такой художник Михаил Сатаров. Он портретист, ему заказывают портреты. И он выразил свое мнение, что такие художники, как Ренуар, Пикассо и многие известные импрессионисты и не только, это типа не художники. Нужно всем рисовать в стиле реальности, реалистичного искусства. И я сказала ему, что вообще-то мысль мракобесная. Да, Зураб Константинович? А что вы на этот счет думаете? Что все должны рисовать одинаково?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Знаете, российская школа сохранила это – все дети проходят классическое мышление и анатомию. Но когда ты все это знаешь уже, потом ты должен свое индивидуальное отношение показать. Вы помните, как раньше одинаково одевались, одинаково мыслили, рекламы не были, витрины серые, и слово не положено было. Сейчас счастливая эпоха – все по-разному, улыбается народ, витрины блестящие, изменилась ситуация. Как можно, допустим, соцреализм мы одинаково мыслили – одинаковое отношение существовало. А сейчас, дорогие мои, дети уникальны. Когда я провожу мастер-классы, я больше от них получаю, чем им даю.

Э.НИКОЛАЕВА: Понятно. Я считаю, что вы, Зураб Константинович, даете им немало. Когда я была у вас в кабинете, я видела у вас возле вашего рабочего стола фотографию, где вы с Дмитрием Анатольевичем Медведевым. При каких обстоятельствах вы с ним встречались?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Знаете, жизнь впереди. Я занимаюсь академией. Я ценю и уважаю тех, кто любит искусство. Поэтому я наше руководство, которые почти все ценят искусство, и мы молимся, чтобы они долго жили.

Э.НИКОЛАЕВА: Зураб Константинович, у меня еще к вам вопрос. В каких отношениях вы с президентом нашей страны? Вы хорошо с ним знакомы?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Знаете, президент РФ – это счастье для общества, для народа, для всех.

Э.НИКОЛАЕВА: Он такой молодой…

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Не только молодой. Грамотность. Что думает и передает народу. Это большое счастье. Без дипломатии. Это искренность.

Э.НИКОЛАЕВА: Непосредственность, естественное поведение.

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Да. Поэтому сейчас Россия – самое счастливое государство.

Э.НИКОЛАЕВА: Мы сейчас еще вернемся к этой теме. Вы скажите мне, пожалуйста, как вы заканчиваете год в академии. Что происходит в вашей академии в свете кризиса?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Знаете, художники и академия всегда были на таких рельсах. Кризис всегда был у нас. Поэтому мы сейчас абсолютно ничего не замечаем. Нас никто так не балует. Через искусства шагаем и живем, и все друг другу в глаза смотрим, чтобы рождались хорошие произведения. Это моя концепция, мое отношение. И я думаю, что этот год…

Э.НИКОЛАЕВА: Тогда и кризис не помеха?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Да, безусловно. Самое главное – чтобы краски были, холсты и пластилин, искусство развивалось. А к кризису привыкли мы, художники.

Э.НИКОЛАЕВА: Особенно вы, Зураб Константинович, который начинал всю свою творческую жизнь… хлебнули-то нормально, что называется, лихо. Помните ваш рассказ про черный хлеб и кильки в томате? Любимое блюдо.

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Безусловно. Но надо, чтобы больше был синтез монументального искусства и архитектуры. Раньше было так, что моментально архитекторов превращали в художников. Это неслучайно. Сейчас, когда строятся дома, мышление у художника другое, чем…

Э.НИКОЛАЕВА: Чем у строителя.

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Строитель исполняет то, что дает архитектор. Синтез монументального искусства и архитектуры – это важнейший фактор. Я в Бразилии работал – без художника шагу не делал. Когда я работал в Ульяновске, был очень интересный архитектор Мезинцев. Многие, которые без художника не работали. Вот во время олимпиады в Москве у меня было в проекте на девятом этаже отдельная мастерская – там же я рисовал, туда же архитекторы заходили, обсуждали и так далее. Так же комплекс в Пицунде.

Э.НИКОЛАЕВА: Я слышала, Зураб Константинович, вы хотите принять участие и с каким-то предложением выступаете во время олимпиады в Сочи. Что вы хотите там? что задумали такое?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Если я буду полезен, я готов. Есть у меня предложения. Можете посмотреть, на втором этаже в галерее выставлено. Есть вещи, которые для меня легко почему? Я в Адлере работал и в Сочи работал и знаю это.

Э.НИКОЛАЕВА: А что там надо знать? Там какие-то климатические условия или что?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Археологические и геологические моменты – это важно. Сейчас я понял, что огромнейшее богатство я получил от Академии наук, когда я был в доме художника. Этнография – это правильное мышление, это очень помогает художнику.

Э.НИКОЛАЕВА: Траектория местности какая-то?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Все вместе.

Э.НИКОЛАЕВА: Когда вы последний раз были в Грузии?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Перед тем, как закрылись прямые рейсы.

Э.НИКОЛАЕВА: Да? вы успели на последний?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Не могу через это лететь, как закрылось.

Э.НИКОЛАЕВА: Через другие страны въезжать в Грузию, да?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Да.

Э.НИКОЛАЕВА: Зураб Константинович, скажите, пожалуйста, про августовскую войну – как могли грузины изначально стрелять из «Градов» по городу, где живые люди? Мне вот это непонятно.

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Я художник, вы давайте задавайте мне вопросы, которые касаются творчества. А вопросы, кто стрелял или не стрелял… Почему я вам сказал, что я прошел этнографию и археологию – я люблю описывать факт. Но только если я его увижу. А так, через кого-то, я не могу. Поэтому у меня здоровая психика в этом плане. Или мозги.

Э.НИКОЛАЕВА: Наверное, и то и другое. Итак, в студии нашей программы Зураб Церетели, президент Российской Академии художеств. Зураб Константинович, у всех новогоднее настроение. А вы помните свой самый дорогой подарок на Новый год? То, что вам подарили, и то, что вы дарили?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Я всегда люблю, когда я что-то делаю и дарю. Я люблю, когда у меня удачный натюрморт или цветы получаются или подсолнухи. Это для меня радость. Было, например, очень приятно, когда я открывал «Доброе побеждает зло», Бейкер выступал и сказал такую фразу – утро у нас начинается радостно, счастливо, потому что в спальне висят цветы Зураба. Я так обрадовался этому.

Э.НИКОЛАЕВА: А вы что, Бейкеру дарили свои работы?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Бушу старшему.

Э.НИКОЛАЕВА: С младшим не встречались?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Встречался.

Э.НИКОЛАЕВА: Подарили ему свои подсолнушки?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Нет-нет.

Э.НИКОЛАЕВА: Почему?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Отец и его мама, Барбара, были у меня в мастерской, где я жил, на Тверском бульваре в полуподвале. Когда первый раз они приезжали. Им понравилось. Закончил и отдал, пока они за столом сидели.

Э.НИКОЛАЕВА: Раз уж зашла речь о первых лицах государств – вы с новым президентом Франции знакомы и с его моделью очаровательной, женой?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Да, знакомы. Но пока не рисовал.

Э.НИКОЛАЕВА: Чем будете удивлять мир в 2009 году?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Я делаю одну работу. Это получается 33 метра. Я в следующий раз в 2009 году, если у вас будет желание, дам вам интервью.

Э.НИКОЛАЕВА: Надо к вам проникнуть шпионом в мастерскую и узнать, что же там такое. К какой тематике хотя бы имеет отношение?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Ну, у каждого есть свой покровитель в жизни. Поэтому когда бабушка повесила мне крест, я этот крест ношу.

Э.НИКОЛАЕВА: Зураб Константинович, самый последний вопрос. Ваши новогодние предсказания всегда сбываются. Я помню, как в 2006-м вы говорили, что 2007-й будет самым счастливым годом для России. Так, в общем, оно и оказалось. А чего вы ждете от 2009-го года, года быка? У вас нет ощущения какого-то страха? Сейчас по всем фронтам идет какое-то нагнетание, что ужас, кризис, все будет плохо, еще хуже.

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Никогда не будет в России плохо, потому что народ счастливый. А в здоровом теле здоровый дух. Никогда плохо не будет в России.

Э.НИКОЛАЕВА: Как вам удалось так тонко спрогнозировать, что 2007-й год будет самым счастливым годом?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Если вы мне верите – тогда не допустил ошибку, сейчас тоже не допускаю.

Э.НИКОЛАЕВА: Зураб Константинович, скажите, как вы будете или отмечали свой день рождения? Где вы собираетесь? Вы на лыжах горных еще катаетесь?

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Да. Наверное, так же буду. Пока еще не решил, потому что у меня сейчас много забот. Я хочу, чтобы все мои сотрудники в Академии, все мои художники, наши членкоры, академики - сперва их хочу порадовать, а потом подумаю про себя.

Э.НИКОЛАЕВА: Ну что же, спасибо за все ваши ответы. И с юбилеем вас, Зураб Константинович. Всем пока. Цените в жизни прекрасное. В эфире были я, Элина Николаева, и…

З.ЦЕРЕТЕЛИ: Зураб Церетели. Поздравляю с Новым годом. И – шагайте через искусство.