Купить мерч «Эха»:

Юрий Сапрыкин - Какого черта - 2005-11-27

27.11.2005

Э.НИКОЛАЕВА – Что такое Москва? Москва – это театры, выставки, концерты, музеи, библиотеки. Так должен отвечать культурный человек. Но большинство стремится в Москву, потому что здесь проще заработать на колбасу. Какого черта так низок культурный уровень новых москвичей? Какого черта мы бесконечно сидим у телевизора, вместо того, чтобы воспользоваться преимуществами столичной жизни? Об этом я хочу спросить у главного редактора журнала «Афиша», Юрия Сапрыкина. Здрасьте, Юра.

Ю.САПРЫКИН – Здравствуйте.

Э.НИКОЛАЕВА – Человек Вы молодой, симатишный и очень с горящими глазами, бывший журналист.

Ю.САПРЫКИН – Я, в общем, по сю пору им являюсь или считаю себя, по крайней мере.

Э.НИКОЛАЕВА – Обычно главные редактора, они уже забывают о том, что когда-то они бегали с диктофонами, с ручками.

Ю.САПРЫКИН – Не, я до сих пор бегаю с диктофоном, и, ну, может быть, не с ручкой, а с лептопом, но писание каких-то текстов и узнавание каких-то новостей, по-прежнему, для меня, по крайней мере, это самое большое удовольствие, которое есть в этой работе. А вот вся эта административная история – это как бы… надстройка.

Э.НИКОЛАЕВА – Обязательное приложение.

Ю.САПРЫКИН – Да.

Э.НИКОЛАЕВА – Итак, Юра, посыл такой – я бы хотела сразу определить тему нашей беседы, что люди развлекаются, ходят куда-то те, у кого есть деньги, потому что культурная жизнь, как выясняется на поверку, очень дорогая. Получается, что ваш журнал «Афиша» - для богатых людей.

Ю.САПРЫКИН – Ну, это совершеннейшая неправда. Дело в том, что бывает культурная жизнь и бывает культурная жизнь. Вот бывает концерт Хворостовского новогодний, на который билеты стоят 100 тысяч рублей, а бывают ничуть не менее интересные вещи, на которые пускают бесплатно. Все лучшее…

Э.НИКОЛАЕВА – Вы объяснения публикуете вот так, Юр, в своем журнале «Афиша»? Театр такой-то – вход бесплатный. Знаете, какой будет ажиотаж.

Ю.САПРЫКИН – Знаете, все как известно лучшие вещи в жизни – они не продаются, они не стоят денег. Поэтому ну как бы удовольствие от общения с людьми, удовольствие от встречи с какими-то новыми впечатлениями, оно не всегда измеряется в как бы деньгах. Понятно, что новогодний концерт Хворостовского, да простит меня наш оперный певец – это вещь как бы, скорее, статусная, это вещь, которая, ну, по-моему, имеет мало отношения к…

Э.НИКОЛАЕВА – Тусовке.

Ю.САПРЫКИН – Не к тусовке, к тусовке она имеет огромное отношение, а вот к…

Э.НИКОЛАЕВА – Может, даже к культурной жизни?

Ю.САПРЫКИН – …новым впечатлениям, к расширению своего, прости Господи, внутреннего опыта. Это вещь, на которой просто надо быть, чтобы соответствовать чему-то, да? А вещи, где ты действительно узнаешь что-то новое, что-то переживаешь, что-то испытываешь, вовсе не обязательно должны стоить каких-то адских тысяч.

Э.НИКОЛАЕВА – Ну, ладно, конечно, эта тема у нас с Вами, Юрий, дискуссионная, потому что сходить даже в Театр тот же Ленинского комсомола – каждый день не походишь так: 500-600 рублей отдай.

Ю.САПРЫКИН – Ну, а сходить в Центр драматургии и режиссуры, допустим, стоит раза в 3-4 меньше, а жизни там раза в 3-4 больше.

Э.НИКОЛАЕВА – Позиции мы с Вами свои определили, каждый свою, да?

Ю.САПРЫКИН – Угу.

Э.НИКОЛАЕВА – Какой по-Вашему тем не менее процент москвичей ведет так называемую культурную жизнь?

Ю.САПРЫКИН – По-моему, культурную жизнь ведут 100% москвичей, только они не всегда отдают в этом себе отчет, и эта культурная жизнь может быть разной. Мне кажется, что как бы семья, которая сидит у телевизора и смотрит сериал «Кармелита», тоже ведет культурную жизнь, да? Потому что сериал «Кармелита», как ни крути, транслирует какие-то ценности.

Э.НИКОЛАЕВА – Доносит.

Ю.САПРЫКИН – Да, что любить и быть любимым хорошо, а как бы быть злым и гадким – это плохо. Что любовь, опять же возвращаемся к теме финансовой, не стоит никаких денег, вот и счастье не купишь. В общем, какие-то ценности, очень правильные ценности, абсолютно не поспоришь, да? На каком-то очень таком странном и примитивном уровне он все равно доносит, поэтому…

Э.НИКОЛАЕВА – Но очень примитивном, Юр, вот Вы не зря это сказали.

Ю.САПРЫКИН – Ну, тем не менее, да? Мне сложно представить себе, что от просмотра фильма «Кармелита» человек может стать хуже.

Э.НИКОЛАЕВА – Но мы же живем в Москве, Юрий, вот в чем посыл. Какого черта мы бесконечно сидим у того самого телевизора с этой самой «Кармелитой», вместо того, чтобы воспользоваться все-таки преимуществами столичной жизни?

Ю.САПРЫКИН – Москва, вот в путеводителях «Афиши», в книжечках таких по городам, есть такая дежурная формула, там, Барселона – это большой и быстро меняющийся город. Москва - это тоже большой и быстро меняющийся город, но как бы он не менялся, как бы городская среда московская все равно остается довольно агрессивной. И заставить себя не то чтобы пойти куда-то за культурными впечатлениями …

Э.НИКОЛАЕВА – А высунуть нос…

Ю.САПРЫКИН – … а просто высунуть нос…

Э.НИКОЛАЕВА – …на улицу

Ю.САПРЫКИН – …на улицу. Иногда бывает очень непросто.

Э.НИКОЛАЕВА – Из собственной норки.

Ю.САПРЫКИН – Да. Мне, казалось бы, допустим, ну просто по специальности положено…

Э.НИКОЛАЕВА – Ну да. Сам Бог велел.

Ю.САПРЫКИН – …везде бывать и всюду совать свой нос, но поверьте, мне тоже иногда бывает сложно вытащить себя за шиворот, вот просто преодолеть какое-то расстояние, там, от дома до театра или от дома до концертного зала.

Э.НИКОЛАЕВА – Опять-таки мысли, там, во-первых, выходить, машины, если свою, то вести, и если ловить, то ловить, непонятно, кого поймаешь, такси вызывать. В общем, какие-то дополнительные трудности, да?

Ю.САПРЫКИН – Где припарковаться.

Э.НИКОЛАЕВА – Где припарковаться?

Ю.САПРЫКИН – Охранники будут тебя там ощупывать и тебе хамить.

Э.НИКОЛАЕВА – Шпынять тебя.

Ю.САПРЫКИН – Ну, в общем, ужас, ужас, ужас. Вот в фильме «Муха», кажется, был такой фантастический фильм, если помните.

Э.НИКОЛАЕВА – Да.

Ю.САПРЫКИН – Там человек придумал средство для какой-то «нуль-транспортировки», когда вот залезаешь в кабинку и она тебя по молекулам разбирает, собирает…

Э.НИКОЛАЕВА – В другом месте.

Ю.САПРЫКИН – …по молекулам в другой кабинке в совершенно другом месте. Вот для Москвы это идеальное было бы средство передвижения. Вот тут-то, я думаю, культурная жизнь бы и закипела со страшной силой. Проблема в том, что надо вот как-то преодолеть это расстояние.

Э.НИКОЛАЕВА – Да, еще психологический барьер: там сидит много народу, и все на тебя смотрят.

Ю.САПРЫКИН – И там сидит много народу, и смотрят они даже не на тебя, но вот понимаете, вот в этой самой культурной жизни, как мы ее называем, очень важен эффект как бы соучастия, эффект совместного действия. Помните, как в детстве ходили в кино на какую-нибудь, ну, ерунду на какую-нибудь по нынешним нашим представлениям, да? На фильм… Господи, «Пираты ХХ века». И вот, когда сидит 500 человек народу, и все как бы дышат в одном ритме, все смеются в одном и том же месте, все вздыхают в одном и том же… Это удивительный кайф, да?

Э.НИКОЛАЕВА – Да, общности единения.

Ю.САПРЫКИН – Да, у Гришковца в какой-то…

Э.НИКОЛАЕВА – А Вы с ним большой, по-моему, приятель.

Ю.САПРЫКИН – Я не очень большой с ним приятель, но я с огромнейшим уважением отношусь к тому, что он делает в театре. В спектакле «Одновременно» есть такой пассаж про то, как… Вот все фильмы продаются на видео, все фильмы продаются на DVD. Пришел к ларьку, купил, пожалуйста. И вот, тем не менее, когда ты смотришь в телевизионной программе вот «Семнадцать мгновений весны». Включаешь как дурак телевизор в назначенное, неудобное для тебя время и смотришь это. Но нет бы, купить на DVD и посмотреть. Но нет, ты включаешь именно по телевизору, потому что ты чувствуешь, что вот вся многомиллионная страна в этот момент с тобой села смотреть «Семнадцать мгновений весны». И это такой драйв. Это совсем другое впечатление. Так вот. возвращаясь к московской культурной жизни.

Э.НИКОЛАЕВА – Да, как вернуть людей к активному образу жизни?

Ю.САПРЫКИН – Когда ты приходишь в театр, когда ты приходишь на концерт, когда ты приходишь в кино сейчас, к сожалению, не факт, что все находящиеся в зале с тобою будут…

Э.НИКОЛАЕВА – Солидарны.

Ю.САПРЫКИН – …вместе сопереживать, да? Если ты приходишь на концерт какой-нибудь…

Э.НИКОЛАЕВА – Рок-группы.

Ю.САПРЫКИН – …хорошей, но, к сожалению, модной группы, то 90%-ная вероятность, что большинство людей в зале пришли не слушать ее, а тоже как-то себя показать. И что они будут общаться между собой, мало внимания обращая на то, что происходит на сцене. Если ты приходишь в театр на какой-то статусный спектакль, туда тоже приходят люди себя показать, а в кино люди приходят…

Э.НИКОЛАЕВА – В партер специальные пригласительные ведь присылают каким-то всяким нашим так называемым звездам.

Ю.САПРЫКИН – Да, да, да, да. А в кино люди приходят похрумкать попкорном и как бы пошептаться друг с другом, поцеловаться на заднем сидении.

Э.НИКОЛАЕВА – Ой, как это было уже давно.

Ю.САПРЫКИН – …периодически так: «Гу-га-га-га-га». Вот издавать такие звуки. И вот это ощущение как бы совместного действа и ощущение как бы общего переживается, оно теряется.

Э.НИКОЛАЕВА – Теряется

Ю.САПРЫКИН – А мы, к сожалению, за 90-е годы, вот когда действительно, ну, культурная жизнь как-то стухла, да? Ну, просто некуда было ходить, мы потеряли умение вот воспроизводить этот коллективный опыт, мы потеряли умение вместе что-то смотреть, вот по настоящему смотреть. Очень часто.

Э.НИКОЛАЕВА – Зато приобрели умение вместе в чем-то участвовать. Вот, например, мы говорим о том, что падает культурный уровень нашей столицы и москвичей, потому что приезжие приезжают. Каждый по собственному достатку. Одни приезжают за колбасой, другие приезжают, чтобы приобрести здесь квартиры, дома, «Мерседесы» и прочие марки дорогих автомобилей. Но при этом, независимо оттого, какой у них достаток материальный, они все равно не ходят ни в какие театры, ни на выставки. Потому что, ну, что им ходить в театр? Пришел в театр, погас свет, и их не видно. А ведь надо же, чтобы все видели, какие они самодостаточные. Поэтому куда ходят у нас богатые мужчины и женщины? Ну, в основном, мужики ходят по ресторанам, по всяким там «Пушкиным» и куда-то еще, там есть какие-то фешенебельные, да? Набор ресторанов.

Ю.САПРЫКИН – Между прочим, очень приятное место.

Э.НИКОЛАЕВА – Очень приятное. Я там тоже была один раз. А женщины у нас, обеспеченные дамы, они ходят в салоны – бывшие парикмахерские, так называемые. У них там круг общения, тусовки, они сидят там, пуделей своих вычесывают, сами себе многокилометровые ногти накрашивают. А некоторые из центра даже едут, живущие в центре, в вордклассы и всякие модные школы здоровья в Жуковку, потому что рядом на соседней дорожке будет бегать такой же… звезда телеэкрана, например, как и ты. Вот Вы представляете, какая общность теперь у нас и духовное какое развитие стало у людей. Как вырвать их из порочного круга «шопинг – телевидение – тусовка»?

Ю.САПРЫКИН – Ну, а чего их вырывать? Ну, как пел Борис Гребенщиков, ребята ловят свой кайф. Вот им там хорошо.

Э.НИКОЛАЕВА – Переживать нам за них

Ю.САПРЫКИН – Чего, собственно, мы к ним цепляемся? Более того, подобающие вот этому уровню как бы развлечения и культурные события, их тоже вагон, да? Ну, как бы посмотрите, сколько стоит билет в партер на какой-нибудь концерт какой-нибудь Шер и Уитни Хьюстон. Понятно, что, ну, как бы вот эти люди там и сидят. Там не важно, нравится оно им, не нравится. Так что эти люди сидят и в Доме музыки на дорогих статусных концертах. И как бы у них с культурной жизнью все в порядке. Нечего за них переживать, да? Они бывают там, где надо. Поверьте, спортом они тоже занимаются, фитнесом, не потому, что им это очень нравится, да? Не потому что вот прямо всю жизнь они мечтали запрыгнуть на этот тренажер и по нему… а потому что надо.

Э.НИКОЛАЕВА – Круг общения.

Ю.САПРЫКИН – И проблема здесь не в том, что вот они бедные, несчастные, там загибаются без духовной пищи, а проблема в том, что конечно у москвича, неважно какой он – приезжий, не приезжий, у человека, прожившего здесь некоторое количество лет, развивается такой комплекс жителя Сочи по отношению к морю. Вот знаете, Вы разговаривали когда-нибудь с жителями этого города?

Э.НИКОЛАЕВА – Да. Вот как раз не так давно разговаривала: «А вы в море купались?»

Ю.САПРЫКИН – «Ох, как Вам везет, наверное, Вы все лето, там, в море тащитесь?» «Да, какое море?»

Э.НИКОЛАЕВА – Какое море?

Ю.САПРЫКИН – «Один раз как-то вот в мае в него окунулись, и все». Конечно, человек, живущий в Москве, понимает, что, ну, вот да, конечно, есть, есть Третьяковка, есть пушкинский музей, есть Большой театр. Но поскольку оно есть всегда, то…

Э.НИКОЛАЕВА – Никуда.

Ю.САПРЫКИН – …можно сходить туда как-нибудь потом.

Э.НИКОЛАЕВА – Понятно.

Ю.САПРЫКИН – А так и жизнь проходит.

Э.НИКОЛАЕВА – Юрий Сапрыкин – человек, который все афиширует. Журнал «Афиша», Юра, который Вы делаете, называют главным путеводителем московской тусовки. Вы согласны?

Ю.САПРЫКИН – Мне очень не нравится слово «тусовка». Вот. Поэтому…

Э.НИКОЛАЕВА – Давайте переиначим. Журнал «Афиша», который Вы делаете, называют главным путеводителем москвичей.

Ю.САПРЫКИН – Вот тут согласен.

Э.НИКОЛАЕВА – Вы согласны?

Ю.САПРЫКИН – Да. Правда, не всегда.

Э.НИКОЛАЕВА – Юр, ну, все же, почему Вы – главный путеводитель?

Ю.САПРЫКИН – Я для себя это формулирую так: «Афише» удалось, в отличие от других путеводителей, которых, на самом деле, миллион, создать образ этого города, как города, в котором хочется жить. Когда ты листаешь «Афишу», не важно, нравится тебе, как пишут обозреватели или как критики критикуют кино, в общем, совершенно неважно, да?

Э.НИКОЛАЕВА – Пишут так зло, должна сказать, хорошо.

Ю.САПРЫКИН – Ну, случается. Ну, а как иначе-то? У тебя все равно создается ощущение, что вокруг происходит миллион всего интересного, что в этом городе бурлит жизнь, что ты все равно не успеешь…

Э.НИКОЛАЕВА – Создается ощущение.

Ю.САПРЫКИН – Это действительно как бы не совсем так, да? Что ты все равно не успеешь вот везде, где хочется, да? Но что в этом городе, ну, как бы имеет смысл жить. Что в нем не просто…

Э.НИКОЛАЕВА – Привлекательно для жизни.

Ю.САПРЫКИН – Что ты попадаешь не просто в какой-то информационный поток, а ты попадаешь в город, где хочется жить. Вот в этом секрет «Афиши».

Э.НИКОЛАЕВА – Юрий Сапрыкин – человек, который все афиширует. Между первой и второй частью нашей программы перерывчик будет небольшой. Мы вернемся в эфир после новостей и рекламы, чтобы окончательно разобраться со столичной культурной жизнью.

НОВОСТИ

Э.НИКОЛАЕВА – Итак, в студии нашей программы Юрий Сапрыкин – человек, который все афиширует, культовый персонаж московской тусовки. Юр, какие, по-Вашему, последние веяния в индустрии развлечений? Ночные клубы, казино, рестораны – что сейчас модно?

Ю.САПРЫКИН – Последние веяния, по-моему, заключаются в том, что как бы все развлечения переместились из каких-то присутственных мест, перемещаются все больше и больше буквально-таки в карман человека, да? То, что происходит в области ресторанов и ночных клубов, гораздо менее интересно, чем то, что происходит в области маленьких железных ящичков. Вчера ночью, допустим, я залез в Интернет и обнаружил, что вот сегодня в англосаксонских странах в продажу поступил так называемый видео айпод. Т.е. это маленькая коробочка, в которую можно загрузить 10 тысяч песен, а еще теперь и сколько-то там сотен часов видео. И вот ты ходишь с нею, и смотришь пропущенные телепередачи или какие-то клипы, которые тебе всегда хотелось посмотреть. Вот. И, конечно, когда у тебя заводится такая игрушка, то какое тут может быть казино, прости Господи? Все развлечения как бы переходят в цифровой формат и все в большей и большей степени становятся вот доступны на кончиках пальцев. Да, вот вы видите, кругом висит реклама цифрового телевидения, которое предоставляет 99 каналов за 3 копейки, и еще можно по заказу там как бы вот фильмы смотреть, не то, что тебе показывают, а то, что тебе хочется. Вот в этой области все двигается семимильными шагами, каждый месяц происходят какие-то нереальные новости, абсолютно непредставимые, невозможные еще, там, год назад.

Э.НИКОЛАЕВА – Технические, да?

Ю.САПРЫКИН – Технические, да. И это просто меняет способ потребления вот всей этой культуры и способ развлекаться.

Э.НИКОЛАЕВА – Индивидуализирует, да?

Ю.САПРЫКИН – Ну, в общем, да, все делается проще, удобнее, понятнее, немножко скучнее, но культура приближается к потребителю, выражаясь официозным советским языком.

Э.НИКОЛАЕВА – Понятно. Но это для продвинутых, Юр. А для тех, кто не любит нажимать ни на какие кнопочки и не хочет индивидуализироваться, а хочет показать свои наряды, свои «брульянты», высокие каблуки на стразах там каких-то, - ночные клубы и казино для них самое то место, где это все можно продемонстрировать. Ведь они демонстрируют ночами напролет. Один таксист ехал, рассказывал мне: «Вот, - говорит, подвез дочку, там, вот они тусуются, ну, там, на Таганке, в таком-то ресторане. Забираю я ее оттуда в 3 часа ночи. Когда они работают, когда они деньги зарабатывают? А знаете, - говорит, - зашел туда. Там стакан водки стоит 700 или 1000 рублей. Да, это же вообще, как жить-то после этого?»

Ю.САПРЫКИН – Неужели же стаканами разливают? Изящно.

Э.НИКОЛАЕВА – Не знаю, у него, наверное, мерило. Тем не менее, люди же должны себя показать. И на других посмотреть.

Ю.САПРЫКИН – Ну, должны. Эта ярмарка тщеславия, она всегда будет существовать. Я думаю, что в ней ничего особо не изменится.

Э.НИКОЛАЕВА – Ну, какие-то приятные клубы есть, Юра, где вам самому нравится быть? Ну, все-таки хочется, там, где-то потанцевать?

Ю.САПРЫКИН – Вот в последнее время их не осталось. Были, ну, там, какое-то время назад, довольно давно, да, был какой-то прорыв, связанный с открытием «Китайского летчика» и каких-то ему подобных мест, где маленькие залы.

Э.НИКОЛАЕВА – Хорошая музыка.

Ю.САПРЫКИН – Неброская мебель, гарантированно хорошая музыка, гарантированно приятные люди и все, в общем, нормально, да? Но проходят годы, и вот немножко все консервируется, и немножко все…

Э.НИКОЛАЕВА – Покрывается.

Ю.САПРЫКИН – Покрывается как бы пылью. Вот. А чего-то радикально нового в этой области не произошло. Все вокруг говорят про клуб «Газгольдер», в каковой клуб его владельцы даже не пустили обозревателя журнала «Афиша», чтобы он, не дай Бог, про него не написал. Вот в качестве страшной мести…

Э.НИКОЛАЕВА – Что, так плохо, что ли?

Ю.САПРЫКИН – …владельцев клуба «Газгольдер» объявляю о нем во всеуслышание в прямой эфир.

Э.НИКОЛАЕВА – Есть такой.

Ю.САПРЫКИН – Да, есть такой. Говорят, там очень хорошо, говорят, туда никого не пускают и вот там…

Э.НИКОЛАЕВА – VIP какой-то клуб?

Ю.САПРЫКИН – Он VIP, но не такой вот, не в смысле Ксении Собчак. Там горит камин, там какие-то диваны, интимный полумрак, гарантированно хорошая музыка, и вообще все очень приятно. Вот. Но просто туда с улицы…

Э.НИКОЛАЕВА – Девушек по вызову там нет?

Ю.САПРЫКИН – …не попадешь.

Э.НИКОЛАЕВА – Понятно.

Ю.САПРЫКИН – Ну, девушки по вызову есть, конечно же, везде. Вот. Тут…

Э.НИКОЛАЕВА – Ну, в общем, это модно. А ресторан какой модный?

Ю.САПРЫКИН – Ресторан какой модный? Вот «Пушкин» задал такую планку, которую очень сложно перепрыгнуть и…

Э.НИКОЛАЕВА – Дворцовую такую планку.

Ю.САПРЫКИН – Да, да, но вот степень продуманности деталей, степень игры, которая там есть, я действительно восхищен абсолютно этим местом, ее очень сложно превзойти. И поэтому появляются какие-то очаги, там. Вот летом открылся дорогущий ресторан «Павильон» на Патриарших прудах с видом на Патриарший пруд. Вот ты сидишь и как бы смотришь на уточек. Вот, действительно приятно и действительно вся вот эта, прости Господи, тусовка действительно туда переместилась. Ну, появятся еще какие-то места.

Э.НИКОЛАЕВА – Патриарший пруд чудом сохранили, ведь хотели забетонировать.

Ю.САПРЫКИН – Да. Вот сейчас, положим, открывает на Якиманской набережной свой ресторан французский дизайнер Филипп Старк. Это не ресторан по его проекту, а это собственно его ресторан, где он занимается интерьером, кухней и всем, всем, всем. Скажем, в Большом Гнездниковском ресторатор Деллос, открывший «Пушкина», открывает тоже какой-то невероятный комплекс из трех ресторанов, картинных галерей, антикварных магазинов и на него работают, по-моему, все первокурсники художественных вузов Москвы, делают там какую-то резьбу по дереву.

Э.НИКОЛАЕВА – Лепнину.

Ю.САПРЫКИН – …художественную лепку. Да. Все это стилизовано под китайские, насколько я слышал опять же на радио «Эхо Москвы», под китайские павильоны в российских усадьбах XVIII века. Все это дико изощренная культурологическая игра.

Э.НИКОЛАЕВА – Очень даже изощренная.

Ю.САПРЫКИН – Да.

Э.НИКОЛАЕВА – Страшно. На поганой козе-то не подъедешь к такому ресторану.

Ю.САПРЫКИН – Да, и я думаю, что там…

Э.НИКОЛАЕВА – Только на белых лимузинах, наверное, надо.

Ю.САПРЫКИН – Ну, они не влезут в переулок. Я думаю, что там тоже будет, на что посмотреть, и публика в норковых манто без сомнения туда…

Э.НИКОЛАЕВА – Экскурсия.

Ю.САПРЫКИН – А Вы знаете, у Деллоса, на самом деле, философия очень проста. Вот все боятся «Пушкина», да? А я неоднократно заходил туда, там, в футболке и в драных джинсах, не испытывал ровным счетом никаких затруднений. Вообще, философия Де Лосса, насколько я знаю, что в ресторан должны заходить все, и в меню «Пушкина» тоже есть довольно дешевые предложения. В общем, мне кажется, что…

Э.НИКОЛАЕВА – Дешевые, начиная от 1000 рублей.

Ю.САПРЫКИН – Нет, нет, абсолютно. Мне кажется, что просто публика в норковых манто пытается создать вокруг этого такой ореол закрытости и недоступности, а на самом деле просто нужно обладать некоторым любопытством и не бояться.

Э.НИКОЛАЕВА – Пытливостью.

Ю.САПРЫКИН – Пытливостью.

Э.НИКОЛАЕВА – Как сказал Вячеслав Бутусов.

Ю.САПРЫКИН – Да. И ты быстро научишься получать от этого удовольствие, не чувствовать там себя дураком.

Э.НИКОЛАЕВА – Понятно. Юрий Сапрыкин – человек, который все афиширует. Как Вы относитесь к такому явлению городской жизни как игровые автоматы? Что это - казино для бедных?

Ю.САПРЫКИН – Я не сторонник теории мирового заговора, но мне кажется, что это один из многочисленных способов оболванивания людей, который придуман, я уж не знаю, кем, да? Мне не хочется верить, что какими-то там властями, но, тем не менее, все это выстраивается в очень стройную картину.

Э.НИКОЛАЕВА – Кремлем.

Ю.САПРЫКИН – Игровые автоматы – это, в общем, то же самое, что «Фабрика звезд». Игровые автоматы – это, в общем, то же самое, что тупые телевизионные сериалы. Это способ убить время, убить деньги и свернуть себе голову набекрень и уже не думать о своих каких-то реальных проблемах и о своей реальной жизни. Даже если они никем не придуманы, то это очень удобно для господствующего правящего класса.

Э.НИКОЛАЕВА – Итак, клубная культура – есть ли она? И может ли нормальный человек регулярно вот так вот «зависать», как выражаются, по ночам?

Ю.САПРЫКИН – Ой, да, конечно, может. Возможности человеческого организма беспредельны. Я вот буквально на днях прочитал книжку Андрея Макаревича «Занимательная наркология». Там описываются 70-е годы.

Э.НИКОЛАЕВА – Сколько пили?

Ю.САПРЫКИН – Да. И там тоже речь идет о таких «зависаниях», которым нынешним вот этим клаберам просто и не снились. Конечно, человек может «зависать» сколько угодно. Другой вопрос, ну, как бы зачем…

Э.НИКОЛАЕВА – Зачем он это делает.

Ю.САПРЫКИН – …зачем ему это надо. Да, зачем он это делает. Проблема с клубной жизнью в Москве, как и с другими отраслями, в том, что далеко не все ходят туда затем, чтобы, ну, действительно получать удовольствие. Некоторые ходят просто потому, что им надо показаться. Гори огнем эти клубы, да? Вот лучше бы дома посидеть и чаю попить.

Э.НИКОЛАЕВА – Но никто не увидит.

Ю.САПРЫКИН – Но никто не увидит. В известной степени, они тоже превращаются в ярмарку тщеславия. Но самое интересное, по-моему, здесь вот значимость вот этого клубления, диджейства и всего такого сильно переоценена. Вот есть такой английский музыкант Момус – очень умный человек. И я в его Интернет-дневнике как-то прочитал отчет о том, как он ездил куда-то, то ли в Китай, то ли в Бол… не, в Китай, по-моему, все-таки. И он пишет среди прочего, что, ну, как и во всех странах третьего мира диджеев там считают суперзвездами. В этом смысле Москва, конечно, к сожалению город третьего мира, потому что, ну, как бы люди, которые на самом деле просто заводят чужую музыку, считаются здесь какими-то богами, супергероями и получают многодесяткотысячные гонорары. Это полный бред. Значимость вот этой стороны жизни здесь…

Э.НИКОЛАЕВА – Сильно преувеличена.

Ю.САПРЫКИН – …разрослась до каких-то невероятных размеров. Вот кажется, что нет никого, есть одни диджеи. Тоже какой-то заговор.

Э.НИКОЛАЕВА – Заговор. Вы согласны с тем, что Москву ничем не удивишь?

Ю.САПРЫКИН – Не согласен.

Э.НИКОЛАЕВА – А ведь давно уже на культурные мероприятия не выстраиваются очереди.

Ю.САПРЫКИН – Ну, вот я ходил на выставку Уорхолла, простоял в очереди минут 40 приблизительно. И конечно, есть концерты, на которые не попасть. И конечно, в театр Фоменко по-прежнему не купить билетов за месяц или за сколько хошь. Конечно, Москву есть, чем удивить. И когда за дело берутся люди, не пытающиеся как бы срубить легких денег и не пытающиеся втюхать какой-то залежалый товар, а люди действительно с фантазией и хорошим вкусом, Москву удивить можно на раз. Все, что здесь делал Вячеслав Полунин, я не имею в виду «Снежное шоу», а я имею в виду театральные олимпиады, карнавалы, в Саду Аквариум этим летом выступление оркестра из 50 саксофонистов, разодетых в какие-то космические костюмы, от этого действительно – простите за вульгаризм – сносит голову. Да? Вот чтобы ты ни видел…

Э.НИКОЛАЕВА – Сшибает башню.

Ю.САПРЫКИН – …чего бы ты ни повидал, какой бы ты ни был искушенный, это вещь, ну, от которой невозможно не удивиться.

Э.НИКОЛАЕВА – Юра, а вот как из обилия предлагаемых мероприятий выделить вот такие вот изюминки?

Ю.САПРЫКИН – Ну, есть один очень простой способ – это, скажем, читать журнал «Афиша». А есть другой простой способ – это смотреть на людей, которые даже не то, чтобы принимают участие, а которые делают это мероприятие, да? Если вы верите их вкусу, если вы считаете, что они вас не обманут, то идите. Вот Полунину я верю. Промоутеру Саше Чепарухину, который привез сюда тучу прекраснейших музыкантов, там, и Пати Смит, и «Крафтверк» и всех на свете, вот я ему верю. Даже если он привозит человека, которого я вот не знаю, как зовут, все равно можно идти, и там будет хорошо.

Э.НИКОЛАЕВА – Юрий Сапрыкин – человек, который все афиширует. Юр, вот Вы никогда не задумывались о том, что Ваш журнал «Афиша» один, а телевизионных журналов море. Вы ощущаете себя в оппозиции телевидению?

Ю.САПРЫКИН – Вы знаете, мы, скорее, живем в каких-то параллельных мирах. Вот. В свое время журнал «Афиша» писал о телевидении, было даже телевизионное приложение «Ящик». Но в какой-то момент вдруг стало понятно, что писать там, в общем, не о чем.

Э.НИКОЛАЕВА – Только не критиковать его.

Ю.САПРЫКИН – И это было даже задолго до увольнения Парфенова, потому что оттуда высосали воздух. Там происходит вот такая абсолютно дежурная жизнь, в которой нет никаких новостей. Ну, новый сериал, да? Ну, передачу «Смехопанорама» поменяли на передачу «Кривое зеркало». Закрылась одна плохая аналитическая программа, открылась другая плохая. Ну, вот в этом нет решительно ничего нового. На самом деле, со времен вот по-моему все-таки «Последнего героя» и «Фабрики звезд», если мы даже говорим о таких демократичных форматах, ничего экстраординарного, ничего, что бы цепляло взгляд, телевидение здесь не придумало.

Э.НИКОЛАЕВА – А то, что придумало…

Ю.САПРЫКИН – Новостей там, как выражался Иван Демидов, больше нет. А то, что придумало, то позакрывали.

Э.НИКОЛАЕВА – … то позакрывали. Намного ли Интернет с его «Живым журналом» лучше ТВ?

Ю.САПРЫКИН – «Живой журнал», я тут писал на эту тему в издании «Большой город» и на меня потом в Интернете много нападали, что вот автор - идиот, не понимает элементарных вещей и разницы между тоталитарным телевидением и демократичным «ЖЖ». На самом деле, я все прекрасно понимаю. Конечно, «ЖЖ» лучше телевидения, конечно, ты там сам регулируешь информационные потоки и можешь не только тупо воспринимать информацию, но и как бы отвечать на эту информацию, вступать в какое-то общение немедленно. Но парадокс в том…

Э.НИКОЛАЕВА – Обмениваться.

Ю.САПРЫКИН – Да, что люди, формируя эти информационные потоки, они в конце концов в массе своей наформировывают себе вот тот же самый телевизор только в профиль. Вот вся тупота, которая есть в довольно разнообразном «Живом журнале», она вдруг приобретает невероятную популярность. И вот человек выключает телевизор, где поет Верка Сердючка и включает «Живой журнал», выбирает там себе безошибочно точно такого же клоуна и сидит, вперившись в экран целый день, забыв про работу, и читает, что этот клоун ему напишет. Так что, как ни крути, в итоге получается то же самое.

Э.НИКОЛАЕВА – Но как бы Вы лично, Юр, устроили в Москве досуг своих детей? Уже пора устраивать их досуг?

Ю.САПРЫКИН – Нет, я, в общем, только тем и занимаюсь в свободное время, что устраиваю их досуг. Если мы не говорим о том слое людей, у которых есть такая постоянно действующая няня, которая озабочена воспитанием ребенка и поднятием его культурного уровня.

Э.НИКОЛАЕВА – Она уже тогда должна называться гувернанткой.

Ю.САПРЫКИН – Да, она гувернантка, о’кей. То люди, которые работают и при этом хотят заниматься своими детьми, имеют на это не так много времени.

Э.НИКОЛАЕВА – Да Вы про себя говорите, Юр, не надо. Вы скажите: «Я по воскресеньям своих детей вожу в театр».

Ю.САПРЫКИН – Короче.

Э.НИКОЛАЕВА – Раз в неделю они должны пойти в театр.

Ю.САПРЫКИН – Нет. Скажем так: у меня очень мало времени на занятия с детьми, поэтому я не могу позволить себе такую роскошь, как сходить с ребенком на плохой детский спектакль, который даже ему понравится, который даже, наверное, приучит его к тому, что, вообще, в театр можно ходить. Я хочу использовать это время на то, чтобы сходить куда-то, где и мне будет интересно.

Э.НИКОЛАЕВА – Максимально качественно.

Ю.САПРЫКИН – Нет, просто пойти туда, где и ему, и мне будет интересно. На плохом детском спектакле, а 90% детских спектаклей в Москве плохи, я не могу позволить себе такую роскошь. Я иду либо в музей, причем на какую-то выставку, которую, может быть, даже вот парню сейчас будет неинтересно, да? Но потом он поймет.

Э.НИКОЛАЕВА – А сколько ему сейчас лет?

Ю.САПРЫКИН – Ему 9 лет. Я иду в Третьяковку и я показываю ему там Бубновый валет или что-то. Я пытаюсь ему рассказать, в чем смысл и в чем прелесть всего этого. Или я иду с ним в консерваторию, что совсем уже, конечно, садизм и истязательство над бедным ребенком, но опять же запомнит и привыкнет.

Э.НИКОЛАЕВА – Потом поймет.

Ю.САПРЫКИН – Да. Или я иду с ним в какое-то кино, где и мне, и ему будет интересно. Не на какой-то примитивный детский цифровой мультфильм, да?

Э.НИКОЛАЕВА – На «Девятую роту», наверное?

Ю.САПРЫКИН – Не на «Девятую роту», Боже упаси. Ну, все-таки не надо, наверное, в таком возрасте на такие вещи смотреть. Это может быть вполне себе детский мультфильм, но пусть уж это будет «Суперсемейка» или «Шрек», пусть это будет невероятно виртуозно сделанная вещь, вот произведение, которое и на взрослого действует совершенно сногсшибательно. Или я иду с ним в театр, но тогда уже на взрослый спектакль.

Э.НИКОЛАЕВА – А в какой театр?

Ю.САПРЫКИН – Знаете, я давний и очень большой поклонник Фоменко. И мне очень сложно сейчас бывает проникнуть в этот театр, на это приходится тратить какое-то невероятное количество усилий.

Э.НИКОЛАЕВА – Даже Вам сложно?

Ю.САПРЫКИН – Даже мне сложно.

Э.НИКОЛАЕВА – Что уже говорить о нас?

Ю.САПРЫКИН – Но это всегда стоит того. Это всегда стоит того. Мне кажется, что большинство хороших вещей, которые сейчас происходят в театре, они каким-то образом связаны с Фоменко. Это и Женовач – фоменковский режиссер, который ставит в Малом театре. И вот новая студия, которая у Женовача появилась, из молодых ребят, выпускников РАТИ, если я не ошибаюсь.

Э.НИКОЛАЕВА – И так каждую неделю? Консерватория, мультик и хороший спектакль.

Ю.САПРЫКИН – Ну, а можно и на футбол ходить. Можно сходить на хороший матч, выплеснуть там накопившуюся энергию, выпустить монстров из подсознания и тоже получить огромное удовольствие. Тут не обяза… Вот не надо только перебирать вот с этой высоколобостью, да? А можно сходить и в ботанический сад и просто посмотреть на деревья. На самом-то деле, ребенку, ему…

Э.НИКОЛАЕВА – Там опасно.

Ю.САПРЫКИН – Ему не консерватория нужна и не детский спектакль…

Э.НИКОЛАЕВА – А общение с папой.

Ю.САПРЫКИН – А ему нужно, чтобы с ним возились. Да, ему нужно, чтобы вместе с ним что-то делать. А что – это вопрос второй.

Э.НИКОЛАЕВА – Только до крайностей доходить не надо, естественно. Ну что же, поработаем на контрасте. Как Вы относитесь к индустрии проституции? «Афиша» случайно не рекламирует этот вид досуга?

Ю.САПРЫКИН – Ну, рекламирует наряду со всеми прочими, за что... Вы понимаете, в смысле рекламы…

Э.НИКОЛАЕВА – Ну, т.е. VIP-сауны, да, у вас помещаются объявления?

Ю.САПРЫКИН – Если люди…

Э.НИКОЛАЕВА – Платят.

Ю.САПРЫКИН – Если люди приносят нам объявление про VIP-сауну и размещают ее на рекламной полосе, я не считаю себя святее Папы Римского и не считаю себя вправе сказать: а идите-ка вы вот, пожалуйста, куда-нибудь там еще. Конечно…

Э.НИКОЛАЕВА – Т.е. вы не упускаете этот вид заработка рекламного?

Ю.САПРЫКИН – Нет.

Э.НИКОЛАЕВА – Ну, а нужны ли публичные дома нам, Юрий?

Ю.САПРЫКИН – Ну, а что, их нет?

Э.НИКОЛАЕВА – Ну, официальных, я думаю, нет.

Ю.САПРЫКИН – Ну, так, понимаете…

Э.НИКОЛАЕВА – А они есть?

Ю.САПРЫКИН – Жизнь всегда пробьет себе дорогу. Ну, Вы же говорите: VIP-сауны, Вы же понимаете, что это означает. И все понимают, что это означает. Как это ни запрещай, ну, запрещай это, разрешай, все это будет примерно одинаково выглядеть. Хотим мы того или нет. Хорошо, а давайте запретим сейчас, допустим, курение сигарет, да? И рекламу сигарет вообще. Неужели от этого люди перестанут курить? Ну, будут выращивать табак у себя на подоконнике.

Э.НИКОЛАЕВА – А Вы курите, Юр?

Ю.САПРЫКИН – Нет. Человек слаб, подвержен многим порокам. Ну, как бы запрещай эти пороки, не запрещай, он все равно будет себя им подвергать. Вот такое он существо. И это вопрос, который каждый сам для себя решает индивидуально. Не хочешь курить – не кури. Не хочешь ходить в публичные дома – не ходи. Но есть огромное количество людей, которые все равно будут это делать.

Э.НИКОЛАЕВА – Ходят, ходят.

Ю.САПРЫКИН – Да, под страхом лишения рук и ног.

Э.НИКОЛАЕВА – Понятно. Юрий Сапрыкин – человек, который все афиширует. Юр, как Вы относитесь к тому, что звание культурной столицы России все чаще присваивают в последнее время не Москве, а Санкт-Петербургу?

Ю.САПРЫКИН – Я считаю, что это абсолютно справедливо, это всегда так было и всегда так будет, потому что Санкт-Петербург вот на уровне самой своей городской среды, мы говорили, что в Москве она агрессивна, ну, вот просто от самого факта нахождения в этом городе тебе проще пробиться к – извините за высокий слог – прекрасному, да? Пойти в филармонию в Питере – это гораздо более просто и, ну, как бы органично, вот шел, шел по улице, зашел в филармонию, ничего не изменилось, да? Чем в Москве сходить в консерваторию. Это два разных мира, друг с другом не связанных. Там нужно преодолевать какой-то барьер.

Э.НИКОЛАЕВА – Барьер.

Ю.САПРЫКИН – В Питере это одно и то же. Вот ты ходишь, вокруг тебя музей, ты в этом музее живешь…

Э.НИКОЛАЕВА – А тут тебе еще и филармония.

Ю.САПРЫКИН – Ты просто глядя по сторонам, получаешь огромнейший культурный опыт.

Э.НИКОЛАЕВА – А может, на культуру влияет климат? И влияет ли климат на культуру?

Ю.САПРЫКИН – Ну, в каком-то смысле, да, потому что, ну, наверное, где-то ближе к экватору музыка более ритмична, а танцы более зажигательны. А, скажем, концептуальное современное искусство играет там гораздо меньшее значение, чем в северных странах. Но как бы не смеялись сейчас над риторикой горбачевской эпохи, есть общечеловеческие ценности. Конечно же, есть ценности, которые понятны всем без перевода, и Лев Толстой, он в буквальном смысле и в Африке - Лев Толстой.

Э.НИКОЛАЕВА – Какие события столичной жизни Вы афишируете с особым удовольствием?

Ю.САПРЫКИН – События, в которые мы сами влюбляемся заранее. Даже если они потом не оправдывают ожидания, но мы как-то себя уговариваем, что…

Э.НИКОЛАЕВА – Вы такой восторженный, да? Турист.

Ю.САПРЫКИН – Да нет, дело не во мне. Этот журнал делает огромное количество людей, талантливых очень. Эти люди очень эмоционально иногда относятся к тому, что они делают, и склонны любить или ненавидеть то, о чем они пишут. Вот поэтому, если ты влюбляешься в человеческом смысле в какого-то деятеля искусств, как это было у «Афиши» с упомянутым ранее, допустим, Евгением Гришковцом, да? То ты после этого будешь восторженно реагировать на каждый его шаг, на каждый его поступок. Если вдруг потом тебе приходится как-то там разочароваться в чем-то, то это тоже очень болезненно.

Э.НИКОЛАЕВА – А разочаровались?

Ю.САПРЫКИН – В чем?

Э.НИКОЛАЕВА – С Гришковцом?

Ю.САПРЫКИН – В том, что он делает в театре, нет. Но мне кажется, что он тратит свой талант на какие-то вещи, в которых он не настолько органично себя чувствует и не настолько блестящ, как на сцене. Мне кажется, что его игра в такую эстрадную звезду, вот она…

Э.НИКОЛАЕВА – Вредит.

Ю.САПРЫКИН – Не вредит, она лишает его просто времени и возможности на то, чтобы заняться вот действительно выдающимися, значительными, великими вещами, которые он делает на сцене.

Э.НИКОЛАЕВА – Будете ли Вы афишировать политические акции, митинги и тому подобное?

Ю.САПРЫКИН – Да, да, без сомнения. Но хотелось бы все-таки провести различие между рекламой и не рекламой. Если принесли нам рекламу, то мы ее поставим, если она…

Э.НИКОЛАЕВА – За деньги?

Ю.САПРЫКИН – За деньги. И она будет стоять на рекламных полосах. Да, если мы об этом пишем, то мы пишем об этом бесплатно, потому что нам этого хочется. Все, что написано редакцией, это не является рекламой.

Э.НИКОЛАЕВА – Ага! Т.е. у вас нет такой хитрости, что пишут под видом журналистского материала, а на самом деле через рекламное агентство?

Ю.САПРЫКИН – У нас такой хитрости нет. При любом удобном случае я не упускаю возможности…

Э.НИКОЛАЕВА – Я это повторяю.

Ю.САПРЫКИН – …об этом сказать: все, что написано черным по белому в журнале, все это написано не потому, что кто-то за это заплатил.

Э.НИКОЛАЕВА – Всегда ли вам удается всем угодить? Как относится к вашему изданию культурная общественность? Она же у нас очень придирчивая.

Ю.САПРЫКИН – Ну, культурная общественность относится к нашему изданию как свойственно относиться людям. Она радуется, когда ее хвалят, обижается, когда ее ругают, презирает нас, когда о ней не пишут. Да, мне вот рассказывали, что в Сочи летом был эстрадный фестиваль «Пять звезд» под эгидой первого канала, где собрались все поп-продюсеры российские. И вот разговаривали среди прочего про прессу и говорили: журнал «Афиша» вообще пишет непонятно, о чем. «Непонятно, о чем» – это в переводе на русский: «не о нас». Ну, как человек относится, когда о нем чего-то говорят? Вот так и культурная общественность.

Э.НИКОЛАЕВА – Понятно. Спасибо, Юрий, за Ваши ответы. Всем пока. Ведите, пожалуйста, исключительно культурный образ жизни. «Афиша» вам в этом поможет. В эфире были: я – Элина Николаева и человек, который все афиширует…

Ю.САПРЫКИН – Юрий Сапрыкин.