Купить мерч «Эха»:

Елена Камбурова - Дифирамб - 2020-07-12

12.07.2020
Елена Камбурова - Дифирамб - 2020-07-12 Скачать

Ксения Ларина

Добрый день! Начинаем программу «Дифирамб». У микрофона «Эха Москвы» Ксения Ларина. И сегодня в нашей виртуальной студии, в студии «Эха Москвы», которую мы построили за время карантина и коронавируса, замечательная актриса, певица, музыкант, руководитель Московского театра поэзии и музыки… музыки и поэзии. Да. Простите. Музыка впереди всегда. Это я помню. Итак, Елена Камбурова. Леночка, приветствую Вас! Здравствуйте!

Елена Камбурова

Приветствую всячески. Да.

К. Ларина

У нас сейчас череда юбилеев, но я понимаю, что просто мы… Мы будем делать, что мы просто так с Вами встречаемся. Да?

Е. Камбурова

Да, да.

К. Ларина

Можно так сделать? Просто… просто потому, что давно не виделись и давно не слышались.

Е. Камбурова

Да.

К. Ларина

Хочу задать Вам сразу вопрос, связанный с последними событиями, которые очень сильно изменили жизнь человечества. Насколько Вам тяжело даётся вот эта вот самоизоляция? Или Вы в принципе человек, который любит уединение, ему без людей лучше, чем с большим количеством людей?

Е. Камбурова

Ну, теперь я поняла, что, оказывается, я очень люблю людей и очень люблю театр. На случай хотелось бы встретиться и начать репетировать. Да. Вот. Хотя и первый… первоначальное. Да, действительно я люблю уединение. Вот. Но, в общем, по сути я случайно оказалась здесь. Сначала до… до коронавируса приехала просто отдохнуть. Вот. А вот так получилось. Ну, что же? Я тогда, значит, чем-то же нужно заниматься вот кроме отдыха, который незапланированный получился. Поэтому я читаю. Я смотрю фильмы, которых я большое количество, оказывается, не видела, и по интернету есть возможность их смотреть. Вот. И готовлю два спектакля, которые, я надеюсь, выйдут. По… по сути почти моноспектакли такие. Да.

К. Ларина

Я вижу, что у Вас там есть уже группа зрителей и группа поддержки.

Е. Камбурова

Да.

К. Ларина

Это сначала была кошка до начала записи программы. А сейчас я вижу собачку.

Е. Камбурова

Собачка маленькая. Это соседская. Чудесная собачка Бася.

К. Ларина

Сколько… сколько… сколько там у Вас таких? Много рядом? Двое или больше?

Е. Камбурова

Вот да… Только что… Но они дворовые. Из… Только во дворе у нас две собачки, которых я тоже очень люблю. Они ничьи. Они деревенские. Но мы их очень-очень любим, привечаем всячески. Да.

К. Ларина

Лена, ну, я знаю ещё одну тоже хорошую новость. Помимо того, что Вы готовите два спектакля, Вы еще и книжку ждете, которая должна уже очень скоро появится.

Е. Камбурова

Да.

К. Ларина

Да. Книга наконец-то воспоминаний, о которой многие зрители, не будем указывать пальцами, очень Вас просили, чтобы Вы наконец книжку сделали. Вы это сделали.

Е. Камбурова

Да. Да.

К. Ларина

Это ж… Расскажите немножечко о том, что это за книга, когда она выйдет, и собственно из чего Вы ее создавали.

Е. Камбурова

Вот это… Это очень хорошо знает Надежда Василевская, Надя…

К. Ларина

Сейчас я скажу. Сейчас я всё скажу.

Е. Камбурова

Да.

К. Ларина

С Надей мы как раз общались перед записью про…

Е. Камбурова

Да.

К. Ларина

Издательство «Русский путь».

Е. Камбурова

Но инициатор, конечно, Надя Василевская, которая со мной беседует, беседовала и беседует. И, в общем, собственно она выходец из своих зрителей. Понимаете? Вот потрясающе. Давным-давно мы познакомились с ней. И с тех пор она держит руку на пульсе всей моей жизни НРЗБ, в том числе вот эта книга. Главное, что в книге будет вкладыш. То есть это диск из моих, ну, как мне кажется, лучших песен.

К. Ларина

Ну, это… Это всё очень скромный человек. Я знаю, что Камбурова очень скромный… Лишнего не скажет.

Е. Камбурова

Так получилось.

К. Ларина

Лишнего хорошего про себя не скажет. Да. Но я так понимаю, что и книга эта в основном посвящена на себе любимой, – да? – а тем людям, которые…

Е. Камбурова

Конечно.

К. Ларина

… сыграли в Вашей жизни большую роль.

Е. Камбурова

Да. Конечно, о начале говорю, о том, что вообще вот Юрий Левитанский очень точно сказал, что могли бы многие сказать о себе, если б вы знали, каким я себе достался. Вот чуть-чуть я рассказываю о том, каким я себе досталась. Но с детства очень стеснительная. Ну, в общем, это так получилось и дальше. Но, в общем, всё-таки меня хватило на то, чтобы потом выйти всё-таки на сцену, и вот видите, как это получилось. Получилось вроде бы. Да?

К. Ларина

То есть это можно сказать, что это было такое сопротивление, если у Вас такой страх…

Е. Камбурова

Да, да.

К. Ларина

Правильно ли я понимаю, что у Вас такой страх был перед публикой, публичности, да?

Е. Камбурова

Публичное одиночество и я были вещи совершенно несовместимые. И я готова была на чердаке своего дома петь, там плясать, говорить какие-то стихи, но как только если, боже, кто-то это услышит, это мне казалось невероятным. Тем не менее при том, что я… когда я впервые в десятом классе, значит, решила выступить в школьной самодеятельности, это был не просто провал, а вот если бы это снять в кино, люди бы не поверили, что так бывает. Но тем не менее да. И тем не менее это тоже всё преодолелось вот всё-таки и случилось…

К. Ларина

А как… как это преодолеть? Если всё равно это паника тебя охватывает, когда ты понимаешь, что на тебя смотрят сотни глаз. Как преодолеть этот страх, этот ступор, этот зажим? У Вас есть свой собственный выработанный за годы работы на сцене свой рецепт?

Е. Камбурова

Это только желание. Когда желание что-то сделать, оно превышает и не смелость и прочее. Вот когда есть желание и ощущение, что только ты понимаешь, допустим, такие стихи, например, я помню стихи к молодой актрисе: «Но Клоя, ты мила собой. Тебе во след толпятся смехи, Сулят любовникам утехи – Итак, венцы перед тобой… …Увы! Другую б освистали…» А я тогда особенно, значит, мне оказалось, что, ну, да, конечно, я хотела бы быть актрисой. Но разве с такой внешностью могут быть артистки? Вот я всё время для себя: «Увы! Другую б освистали…» И я с этими стихами поступала в Щукинское училище. Для меня это было очень важно. Вот. Так что вот это желание что-то сказать, что, может быть, другие не сказали бы, а сказала бы только я, значит, вот оно сокрушает все неловкости. Да.

К. Ларина

А Вы слышите зал, когда стоите на сцене?

Е. Камбурова

Я чувствую. Я чувствую зал. И особенно когда я только начала выступать, я в очень комфортной ситуации оказалась, потому что тогда я когда я только начинала, тогда к поэзии было особенно любовное отношение огромного количества молодёжи. И там техническая молодежь тоже, в общем… И поэтому я попала на такую почву, подготовленную. И поэтому вот залы, залы были, значит, когда студенческая особенно аудитория была, я чувствовала там настоящую любовь, понимаете. Не потому, может быть, что я это пела, а что – что! – я пела, о чём я говорила. Вот это они были совершенно со мной солидарны. Вот. И… Но тогда же я помню, что вот такая любовь, и вдруг какой-нибудь другой зал концертный за городом, что-то куда-то я не туда попадаю, и люди, которые не готовы были слушать поэтическую песню. А таких оказалось тоже многих. Вот я чувствовала, какие разные залы. И когда мне потом руководители Москонцерта говорили, что надо, чтобы нравиться всем, а не вообще только этим, а этим… Вот я говорю, ну, нет, разная подготовка у зрителей, разное восприятие. Вот были сложности – да, – такого рода. Вот.

К. Ларина

Ну, вот Вы попали… Как бы начало Вашей судьбы творческой, оно попало как раз в тот момент, пик увлечения советского…

Е. Камбурова

Да, да.

К. Ларина

… советского тогда общества поэзией, поскольку это было… Во-первых, это была еще…

Е. Камбурова

… поэты читали вообще на стадионах свои стихи.

К. Ларина

Да, да.

Е. Камбурова

Политехнический инсти… В Политехнический музей вообще нельзя было попасть на эти вечера. То есть я просто пришла вовремя к этому времени. Да.

К. Ларина

Сегодня возможно такое вот массовое увлечение словом, стихотворением, поэзией, музыкальной поэзией? Вы это видите? Или это сегодня опять такое…

Е. Камбурова

Дело в том, что я… Я верую, я верую. То есть всё равно я верю, что, может быть, когда-нибудь что-то произойдёт. Но, во-первых, конечно, этому очень способствовало бы радио и телевидение. Если бы вдруг вот «Первый канал» – да? – ну, «Культура»… немножко другой канал, но если бы они там транслировали определенного рода песни, в основе которых стихи, окрылённые музыкой, то это невольно бы массу потенциальных зрителей, слушателей привлекло бы, заинтересовало бы обязательно. То есть расширилась бы эта аудитория. И тогда бы наш Театр музыки и поэзии был бы… продолжал бы… Он маленький, камерный театр. Но тогда бы появился и большой театр, в котором бы тоже и были бы определённые спектакли, и определенная музыка звучала бы. Ведь у нас спектакли все построены на поэзии и на музыке. Вот и называется Театр музыки и поэзии, потому что соединяется всё одно с другим. Начали мы с «Капель датского короля». Вот. Которая… Весь спектакль построен на песнях и стихах Булата Окуджавы. И вот смотрите этот спектакль у нас как шел, так и идёт. Он сначала и до… вот по сей день всё время… всё время есть интерес к нему, потому что это Булат Окуджава, чье творчество бессмертно, мне кажется. Вот. Так что возможно. Да.

К. Ларина

Вы как… Вы как… как актриса, как исполнительница чужих…

Е. Камбурова

Да.

К. Ларина

… чужих текстов и чужой музыки, Вы всё равно актриса, которая берёт текст музыкальный и поэтический…

Е. Камбурова

Да, да.

К. Ларина

… и как бы его присва… выдумывается… придумает историю свою.

Е. Камбурова

Я буквально присваиваю…

К. Ларина

Да, да.

Е. Камбурова

… присваиваю себе. Я помню, что в детстве я тоже писала стихи, но потом где-то в 18 лет я поняла, что… когда я начала понимать, что такое настоящая поэзия… Ведь хотя в школе мы проходили и Пушкина, – да? – но тем не менее я по-настоящему не понимала тогда. А вот когда начали появляться другие песни, когда я слушала, что о, это не только песни, которые я слушала по радио. Хорошие, добрые, милые эстрадные песни. Тогда ещё в мое время они были такие. Вот не было попсы вообще. Да. По-моему, не было всё-таки. Вот. И…

К. Ларина

Ну, как не было? Вот «Ландыши» была попса вот, допустим, такие…

Е. Камбурова

Ну, вот я теперь слушаю «Ландыши» НРЗБ песня.

К. Ларина

Именно.

Е. Камбурова

«Ландыши» НРЗБ. Так что тогда считалось, что это пошло. Да? А если бы они знали во что выродится песня?! Тогда бы – да, – волосы дыбом. Вот. Ну, поэтому вот если бы действительно радио, телевидение транслировало бы… начало вдруг неожиданно, начали бы вот мои песни звучать, песни моих современников, которые в эту сторону не просто смотрят, а в этом существуют.

К. Ларина

А кто это?

Е. Камбурова

Это Елена Фролова, например. Понимаете, но тем не менее она тоже не звучит на телевидении. Это Анна Леванова, Анна Комова. Ну, многие, в общем…

К. Ларина

Это всё Ваши… Ваши, получается, в какой-то степени…

Е. Камбурова

Ну, наши. Да.

К. Ларина

… ученики.

Е. Камбурова

То есть они притекают к нам и становятся… Анна Леванова как чудесно поёт! Всё это и трудно… И они, главное, что интересно, что им не хочется быть на телевидении так, как другие, понимаете? Они… Потому, что тогда они сделаются другими. Они понимают, что для того, чтобы быть на телевидении, нужно петь вот то-то, то-то и то-то. Они не хотят. И поэтому получается, что всё, и мы…

К. Ларина

Хочу…

Е. Камбурова

… большой неформат.

К. Ларина

Хочу Вас успокоить…

Е. Камбурова

Да.

К. Ларина

… что сегодня на телевидении никто из порядочных людей быть не хочет, на нынешнем телевидение, которое мы имеем, желающих туда…

Е. Камбурова

Ну, огромное…

К. Ларина

… из приличных людей.

Е. Камбурова

… зрителей, которые воспитываются. Поэтому вот если бы эти же зрители случайно посмотрели бы другое, кто знает, может быть, какие-то из них переметнулись на нашу сторону.

К. Ларина

Леночка, мне кажется, что всё равно искусство, которым Вы занимаетесь, и те замечательные исполнители, которых Вы сейчас назвали, это не… не для широких масс. Это не массовое искусство. И слава…

Е. Камбурова

Правильно.

К. Ларина

И слава богу!

Е. Камбурова

Но когда вот этот неформат будет интересно представлен телевидении, тогда он почти станет форматом в каком-то смысле. Да.

К. Ларина

Может быть, мы их доживём до этого времени, потому что я… Прекрасно же понимаем мы с Вами, что, допустим, музыкальные спектакли сегодняшние, которые неформат: ни мюзикл, ни опять же…

Е. Камбурова

Да, да, да.

К. Ларина

… не… не дорого-богато, а вот такой настоящий доверительный разговор с публикой с помощью стихов и музыки, и даже известных песен, мы же видим, как это делают молодые актёры в… Там не знаю. В том же «Гоголь-центре» прекрасно или во МХАТе у Маш… у Маши… Мария Брусникина делает прекрасные…

Е. Камбурова

Да, да, да. Прекрасно. А вот у нас, например, есть спектакль «Победа. Реквием», в котором участвуют все молодые актрисы, но они поют песни военных лет и мирные песни. Всё это сочетается. И в режиссуре Ивана Поповски, который, по счастью, попал в наш театр, и, в общем, все спектакли, многие спектакли благодаря его умению не только услышать, а и видеть это музыкальное чудо, получается, интересно. Да.

К. Ларина

Давайте тогда скажем несколько слов о планах вот, я имею в виду про спектакли, которые Вы в начале сказали, а то я Вас как-то не спросила, что это. Что это за… за задумки? На какой основе? Что это за драматургия? Вот две новых работы, которые Вы будете репетировать, когда – тьфу-тьфу-тьфу! – вернется всё к нормальной жизни.

Е. Камбурова

Ну, это, во-первых, «Маленький принц» по Экзюпери. Ну, я очень болею, потому что для меня это такая трогательная история, всё, что связано с «Маленьким принцем» через призму этого существа, в общем-то, нужно быть в ответе… в ответе за тех, кого приручил. То есть мы приручаем зрителя, и мы в ответе за этого зрителя. Понимаете, вот если бы завтра, допустим, у нас появился бы какой-нибудь другой спектакль с принципиально другими смыслами и правилами, как растерялись бы наши зрители. Ведь у нас есть конкретно наши, которые ходят на все наши спектакли. Но мы… Я знаю, что очень много зрителей первый раз приходят, ой, мы даже не знали, что у вас такой театр, что у вас такие спектакли. Они не знают опять же, потому что мы не поддержаны по-настоящему телевидением. Это всё…

К. Ларина

Подождите, «Маленький принц» и это всё равно… Я рядом… Я рядом слышу классическую песню в Вашем исполнении. Она там будет звучать?

Е. Камбурова

Там НРЗБ смешно, что я очень давно спела песню «Маленький принц». А теперь вот это вернулось мне «Маленьким принцем», спектаклем. По сути и моноспектакль с участием нескольких актеров, которые играют Делового человека, Лиса там. А, в общем, это моноспектакль, где у меня тоже много ролей. И мне… Во всяком случае мне очень интересно с Денисом Сорокотягиным вместе работать. Вот.

К. Ларина

А Вы…

Е. Камбурова

Да?

К. Ларина: А 2

й?

Е. Камбурова

Да. А 2-й спектакль – это «12» по… по поэме Александра Блока «Двенадцать». Владимир Дашкевич написал потрясающее, по-моему, произведение под этим названием. Вот. И участвую я и наш как бы вокальный состав. Они очень интересно дополняют всё вместе, в общем. Для меня это очень важно. Вот. И…

К. Ларина

Ну, это такая вещь-то тяжёлая. Она такая не слишком оптимистичная по своей… по своему посылу.

Е. Камбурова

Честно говоря, мне даже обидно, что многие… Многие считают, что это какое-то революционное произведение. Это значит вообще не вслушаться в текст того, о чём писал Блок. Это боль за то, что хам, который пришёл и перевернул все с ног на голову, и задавил всё интеллигентное начало, всю человечность такую. Так что для меня это очень важно об этом сегодня сказать ещё раз, что революция очень… очень отразилось, если брать XX век, одно из самых страшных явлений – это была революция.

К. Ларина

Кстати, сразу тоже вспоминаю ещё одну вашу работу – «Балаганчик». То, что вы делали, это…

Е. Камбурова

Да.

К. Ларина

… какая-то… Мне кажется, что она тоже вот в этом спектакле должна прозвучать. Нет? Или не попадает?

Е. Камбурова

Дело в том, что мы ещё там задумали какие-то такие между… между действиями нечто такое. И вот мне кажется, что «Балаганчик» очень подходит туда тоже. Да.

К. Ларина

Видите как? Вот я… Мы же… Вот Вы рассказываете, я уже могу себе представить, как… как это всё будет воплощено на сцене.

Е. Камбурова

Да.

К. Ларина

А, Лен, вот Вы говорите про то, что вот телевидение Вам необходимо. А департамент культуры-то?

Е. Камбурова

Ну, не мне лично. Не мне лично.

К. Ларина

Да.

Е. Камбурова

Мне просто за страну обидно. Вот.

К. Ларина

Ну, это я… Понимаете, в чем дело, я понимаю, про что Вы говорите, но мне кажется, что уповать на телевидение сейчас бессмысленно. Это совершенно…

Е. Камбурова

Ну, может быть.

К. Ларина

Ну…

Е. Камбурова

Сарафанное радио у нас сейчас…

К. Ларина

Да, да. Да, да. Мало этого, там если когда что-то интересное, хорошее появляется и важное, оно тонет в этом. Это такая сейчас яма, не скажу какая, в которой любая вот жемчужинка, она проваливается и не разгребешь и не найдёшь. И никто искать не будет.

Е. Камбурова

Да.

К. Ларина

Поэтому лучше, мне кажется, перед перерывом скажу, поскольку всё-таки у вас большая команда, очень такая продвинутая, вот развивать скорее в интернете свое присутствие, свой YouTube-канал…

Е. Камбурова

Может быть. Да.

К. Ларина

Да. Там делать какие-то свои фрагменты спектаклей. Но, в общем, мне кажется, что там будет гораздо важнее.

Е. Камбурова

Поэтому лучше, мне кажется, перед перерывом скажу, поскольку всё-таки у вас большая команда, очень такая продвинутая, вот развивать скорее в интернете свое присутствие, свой канал Там делать какие-то в своих агентов спектакли Но мне кажется что там будет гораздо важнее Главное, что мне очень важно подчеркнуть, что, ну, я вот каким-то непо… невероятным чудом добилась того, того что у нас есть помещение, что безумно важно для театра. Вот. А уже когда появилась появилось помещение,и то вот, например, Алексин кино Олег Синкин, который был до этого только моим аккумуляторомаккомпаниатором, он обнаружил в себе прекрасное качество аранжировщика. Он интересные идеи давал для спектаклей.я И вот он появился, потом Иван Поповски, режиссер. Вот они и составили вот это вот, ну, говорю… говорю чудто,-то ноу не чудо. Ну, в общем, я же не… Получается, что не яй оставила этих спектакли,ей поэтому я могу говорить о них хорошо.

К. Ларина

Вок… Вокруг Вас…

Е. Камбурова

Да.

К. Ларина

… всё вертится, вертится вокруг Вас. Вы генератор идей художественных…

Е. Камбурова

Да, да, да.

К. Ларина

всё вертится вертится вокруг кварцевый генератор идей художественных И людей вокруг себя собирается собираете замечательно замечательных. Лена, у нас сейчас перерыв небольшой на новости. Вернемся через некоторое время обратно в студию.

**********ю

К. Ларина

Возвращаемся в программу «Дифирамб». Напомни Напомню, что сегодня мы в нашей виртуальной студии беседуем с Еленой Камбуровой. Меня зовут Ксения Ларина. Лена, я ещё вспоминаю замечательный 348 штрих к Вашему портрету, Вы где-то говорили, что Вас в детстве называли гречкой. Ну Это так?

Е. Камбурова

Да, -да, -да. Действительно это…

К. Ларина

Да. Да.

Е. Камбурова

… Я очень обижалась. Я тогда даже не понимала, что что я гречанка по национальности, что имейте греки – эЭто народ фантастический, что они дали миру огромное… в общем, огромный подарок. То есть культура всё вся от греков пошла. Но мне тогда было это было неизвестно. И поэтому да, вот…

К. Ларина

Я хотела немножечко вообще про это поговорить, поскольку думаю, что и в книге, о которой мы сказали, немало было сказано о тех… о тех людях, о тех Ваших родных, которые были долго до Вас. Да? О тех, кто сгинул, потому что я знаю, что там трагические истории семьи.

Е. Камбурова

Да, да.

К. Ларина

А когда вообще Вы обо всём об этом узнали? О том, что было до Вас. И насколько для Вас это было важно?

Е. Камбурова

так хотел поговорить поскольку думаю что книги которые высказали немало было сказано а тех людях этих Ваших родных которые были долго до тех кто скинул Может я знаю что там трагические истории когда вообще обо всём об этом узнали О том что было до Вас насколько для Вас это было важно Да вот интересно, что мама мне даже не рассказывала о том, почему мы оказались не в Ленинграде, куда сначала должны были… Мы, вернее, сначала начали жить в Ленинграде. Папе даоли в распределениие, он инженером был, в Ленинград. И потом его через полгода оттуда выслали, потому что он грек, оказывается. И она об этом мне не говорила. Поэтому мы оказались в Сталинские, теперь в Новокузнецк. Вот. И это… А уж о том, что, допустим, дедушку расстреляли, Марка, об этом… что несколько дядей… дядей, в общем,и которыей тоже… Я смотрю на их портреты, чудесные совершенно интеллигентные лица. от Два учителя там были. В общем, и я их тоже… Сгинули они, понимаете. Вот. Так что… Но об этом мама настолько боялась, что она… Вообще- этот страх, ведь он парализовал всё. И люди даже боялись вспоминать. Уже тогда, когда была Перестройка, казалось бы, – да? – ну, вот всё равно что-то такое, что был страх высказать всё, как есть. Вот.

К. Ларина

И как? Как Вы об этом узнавали?

Е. Камбурова

И как Как Вы об этом узнавали А я узнавала потом через… У меня подруга, в общем, которая в обществе… Ой! Как же она называетсять это общество?

К. Ларина

«Мемориал»?

Е. Камбурова

« Мемориал». Да. И номера Алтай она, в общем, мне подсказала, что можно узнать о моих родственниках. Вот. И я помню, как вот эту записку, буквально записку я держала в руках, не веря своим глазам. Там просто синим карандашом было написано: Марк такой-то – расmarta qayta стрелять. Понимаете, это… Вот это… Это сохранилось. Мне не дали его с собой, но я просто… сДали показать. Показали мне.

К. Ларина

У Вас же крымские греки… Крым… Оттуда откуда происходият?

Е. Камбурова

у вас же КрымскиеДа, да. Конечно. греки ещё оттуда вы да тамТе ещё и греки, которым Екатерина подарила Крым. Оттуда они переехали от татар, в общем. Вот.

К. Ларина

Вот Вы…

Е. Камбурова

… и с татарами там в общем как-то. Татары… татары как-то повлияли очень ногликов на греков, настолько, что даже деревни, в которых жили греки, и они по сейчас… по сей иденьим там живут в Донецкой области, там живут, значит, вот например, одна деревня говорит на чисто грец… ии греческом языке, а другая на тюркском. И актёрском я помню, что мама легко общалась с моей соседкой татаркой. В общем, она знает так язык. Да.

К. Ларина

Конечно же, неизбежно вопрос у меня на языке вертится, я должна его задать: как вы пережили весь этот разлом с Украиной, присоединение или аннексию Крыма? Я знаю, что Вы достаточно, ну, Вы не поддерживали всё, что тогда…

Е. Камбурова

Да.

К. Ларина

… наша… наша власть устроила. И для Вас, я так понимаю, эта история – ну, как? – очень личная. Как Вы это переживаете? И есть ли у Вас…

Е. Камбурова

Да, да, да.

К. Ларина

… вообще какие-то связи… связи…

Е. Камбурова

… на Украину. Конечно за неизбежное вопрос у меня на языке вертится я должна его задать как вы пережили если этот разлом с Украиной От присоединения или аннексию Крыма Я знаю что Вы достаточно ну они поддерживали всё что тогда устроила И для Вас я так понимаю история очень личное Как Вы переживаете если у Вас как У меня друзья живут в Киеве. И, в общем, мы даже никогда не говорим про это, потому что и есть что-то выше всяких там заболеваний завоеваний территорий,и неи завоеваний. Есть… Боже мой, какой зритель в Киеве! Как это грустно! Да.

К. Ларина

А в Крыму Вы когда были в последний раз?

Е. Камбурова

плане территории ни завоеваний есть Боже мой какой зритель в Киеве Как это грустно от прямого Когда будет последний раз Очень…

К. Ларина

Давно. Давно.

Е. Камбурова

Да.

К. Ларина

Еще такой вопрос. Опять возвращаясь к песне и к стене, наверняка Вы заметили как человек чуткий, что сегодня вновь новый какой-то виток популярности переживают песни советского времени, но антисоветской направленности, такие остросоциальные как у Высоцкого, как у Галича. Как… Чем Вы это объясняете? И согласны ли Вы, что это так?

Е. Камбурова

давным-давно Если такой вопрос ответь обращаюсь к песне и к стене наверняка бы заметили как всех чуткий что сегодня вновь новую какой-то виток популярности переживают песня советского времени но антисоветской направленности такие остросоциальные как Высоцкого как у Галича Как Чем Вы это объясняете согласно лягушка это так Я не очень почувствовала, что эти имеи на, особенно Галича… не почувствовала, хочу чтобы они так уж звучали. Но, может быть, это я просто что-то пропустила.

К. Ларина

Ну, хорошо. Так скажу…

Е. Камбурова

У меня…

К. Ларина

всё хорошо Так как оСтановяаться актуальными опять.

Е. Камбурова

остаются Актуальными. Я вообще… В любом случае я счастлива, что Высоцкий, которого я очень мало знала дто его смерти, ну, знала так что-то 1 1-2 песни, а послхоже его смерти я впервые… мне дали кассету, я была потрясена, что у него такие песни, такого масштаба, такого нерва, такого… ткакой лирике лирики. Вот. Ине прошло довольно много лет, и появился спектакль. Спектакль «На свой необычныйая манер», ва котором я соединила 2-х… две2 личности потрясающие для меня. Это Жак Брель, французский шансонье, которого яая очень давно полюбила. Вот. И Высоцкий. У них… У них одинаковый темперамент. Более того спектакля спектакль начинался… начинается с того, что оля звучит голос Жака Бреля и Высоцкого. И они говорят по сути об одном и том же. Меня это поразило – одинаково сть их мышления, темперамент мышления. Всё… И вот так соединилось в этом… в этом спектаклеи такие два удивительных поэта.

К. Ларина

Вы следите…

Е. Камбурова

… позже узнала. Да.

К. Ларина

Вы следите вообще за событиями политическими? Вас это вообще интересует? Или Вы решили закрыть?

Е. Камбурова

какое-то интересует Или Вы решили Нет, меня интересует, в какую сторону мы вообще движемся.

К. Ларина

Так.

Е. Камбурова

такПо внимайете?

К. Ларина

Что…

Е. Камбурова

Да.

К. Ларина

Что чувствуете? Что Вам подсказывает Ваша творческая душа, интуиция?

Е. Камбурова

… настороженность есть. Да. Есть настороженность. Да. чувствуете Что Вам подсказывает Ваша творческая душа интуиция Ну, понимаете, вот всё-таки мы сейчас… У нас есть свобода слова относительно. И всё-таки она относительная! Вы понимаете?

К. Ларина

Только за нее… За нее уже сажают, за эту свободу слова.

Е. Камбурова

… вот поэтому я уже очень онастороженнаяое состояние, как бы… Как бы не было хуже. Да. Вот.

К. Ларина

Если говорить о Вашей судьбе вот, на Ваш взгляд, из того, что помните Вы из всей вот своей жизни, самый тяжёлый период в истории страны, с которым совпала Ваша жизнь? Когда была вот тяжело, когда было ощущение, что куда-то… что всё… что всё валится.

Е. Камбурова

Если говорить о Вашей судьбе вот на Ваш взгляд самый тяжёлый период в истории страны которым совпало Вашу жизнь Когда была вот тяжело когда было ощущение что куда-то что всё что всё валится Ну…

К. Ларина

Когда вот…

Е. Камбурова

… в 90-е годы…

К. Ларина

Да? В 90-е?

Е. Камбурова

Да, было ощущение. Но вот интересно, что я за год до войны родилась, но войну совершенно не по… не в детстве, ничего такого… Я могла оказаться в Ленинграде, если бы отстань отца не выслали в Сталинск. А я, в общем, провела детство в… на Украине, в Донецкой области. Не знала, что… что есть, что война. Понимаете? Я не знала про это. Все-таки многие дети моего возраста, ну, она в 3, в 4 года должны были знать, что происходит. Это мимо меня прошла вот эта беда. Я потом только узнала, как было тяжело детям и после войны… Да.о И после войны я тоже… я была в городе Хмельницком, ну, вот в Проскурове. скоро ли ОнаНу, училась в школе. Совершенно не понимала, в какой я стране живу. То есть ят даже не знала, что у нас… ну, всё, что было у нас, что… что это было. Понимаете? Вот. Ни о каких тюрьмах, ни о чём я не знала абсолютно. Вот. И потом мне показывали в… Уже чуть позже мне показали в Хмельницком дверь, говорит, вот это… в эту дверь, значит, уводили людей, которых потом расстреливали. То есть оказывается, и там это было. Вот. Но я ничего этого не знала. То есть детство такое безоблачное. Я помню, я считала, что я живу в самой счастливой стране. И помню, что я писала письма в «Пионерскую правду» и… и туда, значит, в этих письмах вкладывала свои стихи. И писала, например, ну, дурацкое совершенно, сколько в ней патриотизма, сколько мудрости живёт в нашей стране, сколько всего… В общем, я была воспитана на нашем радио, которое…

К. Ларина

На советском радио, да?

Е. Камбурова

На советском советском радио радио. То есть вот мне оказалось, что всё прекрасно. И только когда… лет в Клятва 20 вдруг… Да, вот Лариса Критская, с которой я начала общаться, она была моим аккомпаниатором. Царство небесное. Вот онао 1-я мне открыла просто глаза, что… Да говорит… Она всё время говорила, да это совок. Я говорю: «Почему сотавок? Сотавок…» так Да, боже мой, она просто ненавидела советскую власть и… и не могла даже справиться со своей ненавистью, где надо, и где не надо, всё время начинала говорить, какой э-то кошмар. Вот она как раз меня и образовала. Вот. Так что, ну, потом я уже…

К. Ларина

Ну… Ну, какой… Какой замечательный круг общения! Мы сегодня столько людей назвали. Это же все люди, которые сквозь себя… себя пропускали весь этот трагизм истории…

Е. Камбурова

Да.

К. Ларина

… нашей страны. И Булат… Да, да, да.

Е. Камбурова

… с отцом какая трагедия…

К. Ларина

И Левитанский. И Левитанский.

Е. Камбурова

Левитанский…

К. Ларина

Окуджава. Да.

Е. Камбурова

Вот. И Левитанский, который Ну какой Какой замечательный круг общения мы сегодня столько людей назвали Это же все люди которые с тебя пропускали сюда трагизм истории нашей страны Или Левитанский Левитанский прошёл войну. Вот. Я счастлива, что у нас в театре есть спектакли спектакль, которые который посвящены Юрия Юрию Левитанского Левитанскому. Так что, видите, поэтом уу нас как-то… Мы любим поэтов. Да.

К. Ларина

Кого бы Вы назвали своими учителями или своим учителем? Не так вот совсем буквально, а вот… -вот без него не было бы Камбуровой,а без этого человека.

Е. Камбурова

Ну, вот, во-первых, учителем становится не только тот, кто конкретно тебя чему-то учит. Я считаю, что учителем настоящим является твое впечатления впечатление от того, что тебя по-настоящему трогает и впечатляет,обещает вот это ий становится твоим обучением. Меня поразили песни Окуджавы. Меня поразили песни Новеллы Матвеевой. Значит, они начали меня уже тогда образовывать. А потом я попала на концерт Жака Бреля в Театре эстрады в Москве и была просто потрясена, потому что я увидела, на что способна вообще песня, что это не только лирика, это не и протест, и это сочетание… сочетание прекрасных стихов, музыки и потрясающего исполнения. Ведь он был и актером потрясающим. Всё вместе. И вот этот… И я помню, что после этого вчера я просто ошалела, понимаете, я поняла, что, боже мой, вот как, оказывается, можно. А более того это произошло… Вот его вечер, допустим. А мы на следующий день должны были выступать уже… Называлась… Такая группа у нас была «В путь- под дорогу». Собрали молодых и, значит,ем выпустили это в Театре эстрады. И вот мы после этого должны были выступать. И мне было даже стыдно, что, в общем, ну, я выхожу, но всё это… и темперамент, и очень хорошо принимала зритель. НоДа я понимала, что песня может быть гораздо ярче, гораздо эмоциональный эмоциональней. Ну, в общем, я очень… Видите, вот получилось, что Жак Брель, один из моих таких важных- важных учителей. Татьяна Ивановна Булкина, которая занималась со мной и предложила мне прочитать «Ночью Нунчу» горьковскую из «Сказок об Италии» «Ночью Нунчу». И не просто тогда была… У меня был, так сказать, была возможность записываться на радио. Я записала это на радио. И… И чудо произошло! ФМарина Георгиевна Раневская послушала, когда это транслировалось. Иа не просто послушала, написала письмо на радио. Но разве это не чудо? Я вообще говорю, я верю в чудеса, они иногда случается случаются. Вот и это случилось чудо. Вот. И… и мне когда отдали это письмо, конечно, было трудно поверить, что это она. И три года я вообще даже не представляла, что можно ей позвонить, сказать спасибо, что Вы вот написали. Мне всё казалось, что это, может, меня кто-нибудь разыграл. Вот. Иась только через какое-то время, когда я к ней пришла и уже и была похожа вхожа в дом действительно… Так чтодонгис видела Наташуэ то произошло потом.

К. Ларина

Лен, а Вы никогда не пытались преподавать?

Е. Камбурова

вот блин а Вы никогда не пытались преподавать Я могу только подсказывать кому-то что-то. Всё. Но, по-моему, это такая ответственность. Такая ответственность! И не вот всё когдак-то я… Я вроде бы, может быть, и надо, но что-то какой-то у меня есть… Стоп. Нет. Ты не достатрочныйо… Не достаточно – что -ли? – умнао для этого. Не знаю. сНе достаточно прозорливо прозорлива. Я могу только понимать, что вот этот человек не так поймёт, не то поёт. Но это я могу понимать. А вот что-то объяснить ему, не знаю.

К. Ларина

Почему спрашиваю? Потому, что абсолютно нет… нет, у нас практически людей, которые могут этот жанр, что называется, этому жанру научить, как-то найти, воспитать целое следующие поколения артистов. Пожалуй, вот Кудряшова я, конечно, кто 1-й приходит… Да?

Е. Камбурова

Ну, хотел сказать НРЗБ Кудряшов, который мало того, что…

К. Ларина

Да.

Е. Камбурова

… секреты эти сказал, ведь Почему спрашиваю Потому что абсолютно нет у нас практически людей которые могут жанр называется этому жанру научной найти воспитать целое последующие поколения так чисто пожрать Кудряшова я конечно его спектакли в нашем театре, они очень хороши.о И он понимает, что нужно. Благодаря ему появилась… появился… Он мне сказал, что нужно нужна Антигона, что я должна сыграть Антигону. Я тогда ой,ак ДАВАЙ да нет, нет. Ну, как же? Ну, вот он уверен был, что у меня это получится. Мне кажется, что у меня появилась… И вот интересно, что у меня даже видео есть этого спектакля.

К. Ларина

Я видела, кстати, этот спектакль. Я про него хотела тоже вспомнить, поскольку гречка, известно, что гречка должна была проявиться. И это, мне кажется, сыграло тоже свою роль, этот вот… внутренний зов крови. Правда же?

Е. Камбурова

Да, да, да.

К. Ларина

Я видела кстати этот спектакль я хотела тоже вспомнить гречка гречка должна была появиться это мне кажется сыграла этот внутренний зов кровиОн всё равно существует. И если у Вас есть видео, надо вот… Опять же возвращаясь возвращаюсь к своему предложению, рекомендации, если нас услышат Ваши коллегие по театру, развивать YouTube YouTube-канал, который будет смотреть молодёжь. Молодёжь не смотрит телевизор…

Е. Камбурова

А вот интересно, что в результате…

К. Ларина

Да.

Е. Камбурова

… как вот бы по таким… по другим совершенно каналам очень многие люди слушают, видят…

К. Ларина

Конечно. Конечно.

Е. Камбурова

Да. Совершенно конечно конечно изменилось время. Да.

К. Ларина

Сегодня, на Ваш взгляд, время благоприятное вообще для искусства, для творчества?

Е. Камбурова

о время благоприятное для искусства для творчества Ну, как сказать? С одной стороны не очень зажимают, но не до такой степени когда дышать невозможно. Всё-таки можно себе придумать такую, другую историю, можно спорные какие-то вещи делать. Всё-таки можно выходить к зрителю. Но не знаю, не знаю.

К. Ларина

Но когда… В советское время было сложнее работать?

Е. Камбурова

Ну как В советское время было сложнее работать Конечно. Я помню, что я… Я ведь всегда выходя на сцену, всегда я думала, вот-вот может кто-то обязательно напишет письмо какое-то, всегда это ощущение как- будто я партизан какой-то, как будто я что-то такое не говорю, вещаю со сцены, что нежелательно, поскольку первый же мой сольный концерт, который я… Надо же было сдавать сольныей концерты. И вот я сдала… сдавала первый концерт. И на нём… Когда обсуждали, то на нём камня на камне не оставили. То есть всё! Больше всего я запомнилоась Суржикова. Этот такой был певец – мужиков Суржиков. Он пел русские народные песни, очень был, так сказать, ну, в фаворе. В общем, правильный такой певец. В общем, он сказал: «Так начиналось в Чехословакии. Вот так будут твои песни… Вот к почему это пришло». Вот так, понимаете. Вот так был этот художественный совет. И тогда я каждый раз выходила, думаю, Господи, пронесло, никто ничего не написал. А всё-таки писали же письма. Всё равно находились… Особенно когда я стала лауреатом премии московского комсомола. А стала я оставила потому, что меня запретили, в чтобщем, почти запретили моиая выступления,е не дали возможности сольно выступать. И тогда Ролан Быков, которыйе хотел со мной сделать спектакль, ну,о первый раз слово «musical» я у него услыхала, мюзикл по «Сказке о дожде» Беллы Ахмадулиной. В общем, он уже видел, это как это всё сделается, и очень хорошо относился ко мне. Когда он узнал, что меня, может можно сказать, зарубили, тогда он такой… Что?! Я сейчас ем им… И, значит, он очень со многими был знаком и позвал комсомольцев, в общем, из горкома комсомола, и они меня послушали. И сказали:сь «Да нет ничего особенного. Ничего такого…» И решили сделать меня лауреатом премии комсомола, представляете. Вот. И сделали, несмотря на то, что Москонцерт когда об этом узнал, значит, они всячески препятствовали, там были целый… целаяый борьба. Но тем не менее они выигораели. Я и остала лауреатомсь рядом премияи комсомола. Но оказывается, это ещё хуже мне стало! Тогда б тихо не ездила бы и нечего, а так в афише «лауреат премии комсомола». И тут особенно рьяные руководители партии там в разных местах, они сказали: «Ничего себе! Что это за программа, которая…» В общем, и тут ещё хуже стало. В общем, так что интересно. Интереснаяое у меня жизнь вообще-то.

К. Ларина

Ну, вот про эту про всю жизнь, я надеюсь, мы простим прочтем, когда выйдет книга. Да?

Е. Камбурова

Да, наверное. Да.

К. Ларина

Давайте будем ждать. Леночка, я Вас благодарю. Надеюсь, много полезных советов и полезных воспоминаний сегодня прозвучало для молодого поколения. Телевидение на фиг не надо. Идём в интернет. И там будем дальше жить и работаеть. Огромное Вам спасибо и спасибо вашего Вашим зрителям, которые вели себя хорошо, по-моему, лон а сегодня вот на… на нашей записи,их никомуго не мешали. Я Вас обнимаю, поздравляю…

Е. Камбурова

да.

К. Ларина

… и желаю скорейшего возвращенияе на сцену кка любимым своим коллегам…

Е. Камбурова

Да, да.

К. Ларина

… в любимый кинотеатр.

Е. Камбурова

Я тоже надеюсь очень. Всего доброго! Спасибо.

К. Ларина

Спасибо.

Е. Камбурова

Я очень рада, что мы встретились.