Купить мерч «Эха»:

Андрей Макаревич - Дифирамб - 2016-05-22

22.05.2016
Андрей Макаревич - Дифирамб - 2016-05-22 Скачать

О. Бычкова

14 часов 6 минут. У микрофона Ольга Бычкова. Добрый день! Мне сегодня, конечно, несказанно повезло, я сегодня здесь вместо Ксении Лариной. И такая, в общем, везуха, потому что в «Дифирамбе» у нас сегодня… Зрители Сетевизора видят кто, а слушателям радио я скажу, что это Андрей Макаревич, друзья. Вот так вот.

А. Макаревич

Всем привет!

О. Бычкова

Привет и вам, здравствуйте. У нас тут уже лежит диск, у нашего звукорежиссёра Светланы Ростовцевой, с которым пришёл наш гость. И у нас там уже намечены некоторые треки, цифры и номера, и некоторые планы у нас есть. Потому что то, что вы сегодня услышите, — это же абсолютно новый диск, новые песни, никто их не слышал никогда в жизни.

А. Макаревич

Если быть абсолютно честным, то три из этих десяти песен мы вывесили в Интернет года два назад. Мы их записывали предварительно и как-то потом сделали перерыв в работе над пластинкой. Ещё две песни там — это очень старые и совершенно забытые песни: одна моя сольная, а одна, которую «Машина» когда-то пыталась записать, но мы их не играли никогда. Так что эти песни получили, в общем, второе рождение. И пять были написаны совсем недавно.

О. Бычкова

Это новая пластинка, которая вышла только что, в мае, 6 мая, называется «Вы».

А. Макаревич

Точно, называется «Вы».

О. Бычкова

Почему не «Ты»?

А. Макаревич

Потому что я думаю, что у нас больше одного слушателя.

О. Бычкова

И там действительно фотографии, портреты живых людей, селфи.

А. Макаревич

Да, мы организовали сбор в Интернете селфи. Оказалось это делом довольно хлопотным, потому что, чтобы всё было дальше хорошо, к каждой фотографии нужно было ещё получить разрешение, что этот человек не против того, чтобы его фотография была на обложке, а то, не дай бог, какой-нибудь негодяй возьмёт и подаст потом в суд.

О. Бычкова

Сам же сфотографируется — и сам же подаст.

А. Макаревич

Конечно. Все формальности были соблюдены. И я так понимаю…

О. Бычкова

Мне кажется, что у вас немножко всё-таки больше поклонников, чем поместилось на обложке.

А. Макаревич

Дело в том, что мы очень торопились.

О. Бычкова

На совсем «чуть-чуть» больше.

А. Макаревич

Мы быстро писали и очень быстро делали обложку, потому что «Русский пионер» — журнал, с которым я сотрудничаю уже несколько лет — предложил вложить пластинку в майский номер. И я подумал, что это будет очень здорово: у нас и день рождения в мае, нам 47 лет, и вообще журнал хороший. И просто был дедлайн, и надо было успеть к выходу журнала. Поэтому то, что мы за несколько дней собрали, фотографии — мы из них обложку и сделали.

О. Бычкова

Но на качестве музыки это точно не отразилось?

А. Макаревич

Получился казус, потому что в пластинке, которая в журнале, всё равно две песни местами перепутаны. Ну, я думаю, что это не смертельно. А та, которая есть в iTunes, и та, которая выйдет как CD, и потом, я думаю, к осени выйдет на виниле, — там уже всё будет окончательно правильно.

О. Бычкова

На виниле будет выходить?

А. Макаревич

Будет, будет обязательно.

О. Бычкова

А вы давно не выходили на виниле? Я как-то не думала об этом, честно говоря.

А. Макаревич

Сейчас я вам скажу. Восемь лет назад у нас была пластинка «Time Machine», которую мы на «Abbey Road» писали. Потом были две пластинки на виниле с «Оркестром креольского танго»: это «Штандер» и… Господи, как же называлась последняя? Я уже и не помню. «Вино и слёзы». И теперь эта — четвёртая получится.

О. Бычкова

То есть вы в теме, конечно, в процессе.

А. Макаревич

В общем, уже коллекция, да.

О. Бычкова

А чем на виниле лучше, чем не на виниле?

А. Макаревич

Примерно тем же, чем письмо, написанное от руки, лучше SMS.

О. Бычкова

А фотография, сделанная фотоаппаратом, лучше, чем телефоном.

А. Макаревич

Значительно. И я это могу объяснить с точки зрения физики. И здесь, кстати, разница одинаковая. Как пиксели в изображении (это такие точечки, из которых сделана фотография электронная), точно так же звук, записанный не на плёнке, скажем, а в компьютере, он всё равно ступенчатый, он маленькими ступеньками. Когда ты пишешь на плёнке, то это плавные синусоиды. И эта мягкость звука, к сожалению, уникальна. Этого можно только на виниле добиться.

А. Макаревич: Когда ты пишешь на плёнке, то это плавные синусоиды. И эта мягкость звука уникальна

О. Бычкова

И прямо можно это услышать?

А. Макаревич

Это можно услышать. Имеющий уши это слышит великолепно.

О. Бычкова

Да? То есть, если вам дать послушать и не рассказывать…

А. Макаревич

Вы себе не представляете, насколько это небо и земля.

О. Бычкова

Интересно. Да, интересно. А почему Светлана Ростовцева ухмыляется?

С. Ростовцева

Так на самом деле.

О. Бычкова

Да, наш звукорежиссёр согласна тоже с нами. Давай ты поработаешь лучше и поставишь нам трек № 1, который называется «Миром правит любовь», прямо с этого диска. ПЕСНЯ «МИРОМ ПРАВИТ ЛЮБОВЬ»

Мир состоит из очень простых вещей.

Миру свойственна жизнь, миром правит любовь.

Мир состоит из очень простых вещей.

Я повторяю вновь, мы повторяем вновь и вновь, что

Мир состоит из очень простых вещей.

Золото падает вниз — оно тяжелей, чем жесть и картон.

Золото падает вниз — оно неподвластно капризам времён.

Пена всплывает вверх, пена не тонет и сразу видна.

Пена всплывает вверх, но состоит в основном из говна.

А мир состоит из очень простых вещей.

Миру свойственна жизнь, миром правит любовь.

Мир состоит из очень простых вещей.

Я повторяю вновь, мы повторяем вновь и вновь, что

Мир состоит из очень простых вещей.

Граблями меряем пройденный путь, в цирке от клоунов не продохнуть.

Воры у воров украли страну — проснётся ли кто-нибудь?

Увидев стену, давим на газ, время уже не отпустит нас.

Но снова весна и всё, будто в первый раз.

Мир состоит из очень простых вещей.

Миру свойственна жизнь, миром правит любовь.

Мир состоит из очень простых вещей.

Я повторяю вновь, мы повторяем вновь и вновь, что

Мир состоит из очень простых вещей.

О. Бычкова

Вот. Послушали мы новую песню с нового диска «Машины времени», который называется «Вы». Знаете, о чём я подумала? «Машина» звучит похоже на себя саму — так, как она звучала в предыдущие десятилетия. Ну, похоже. Вы специально так делаете?

А. Макаревич

Нет, это само собой получается.

О. Бычкова

Нет, вопрос в другом. Вот в «Оркестре креольского танго» вы явно экспериментируете с разными звуками, а в «Машине» — как будто бы специально нет.

А. Макаревич

Не со звуками. В «Оркестре креольского танго» просто другая музыкальная стилистика — там такой свинг весьма традиционный и джазовые музыканты, которые играют весьма в традиции тоже. В «Машине» у нас были пластинки…

О. Бычкова

Но они там так разнообразны, тем не менее.

А. Макаревич

А потому что это такое весьма разнообразное направление, скажем так. В «Машине» у нас были годы, когда мы пытались экспериментировать, может быть, гнались за какими-то модными открытиями, которые появлялись. Но это было всё давно. Сейчас — не знаю. Мы практически не спорили, когда писали этот альбом (хотя это редкое явление). Есть песня, есть её настроение, есть слова, есть мелодия — и совершенно понятно, как её играть. В общем, мы ничего не изобретали, скажем так.

А. Макаревич: В «Машине» у нас были годы, когда мы пытались экспериментировать

О. Бычкова

Всё ваше там, да?

А. Макаревич

Нет. Две песни, даже три — написал музыку Саша Кутиков. А слова мои везде.

О. Бычкова

Предыдущий альбом был в 2009 году?

А. Макаревич

Я уже и не помню.

О. Бычкова

Я вот вам говорю, что в 2009 году.

А. Макаревич

Да? Верю. У меня нет оснований вам не доверять.

О. Бычкова

И назывался он «Машины не парковать».

А. Макаревич

Да, было такое дело.

О. Бычкова

Что произошло с 2009-го по 2016-й? Много разных событий внутри «Машины времени»: ушёл Маргулис…

А. Макаревич

Если говорить о каких-то глобальных событиях, то — да, Маргулис. Вместо Маргулиса пришёл замечательный гитарист Игорь Хомич, который, по-моему, изумительно вписался в нашу стилистику, в нашу музыку, и мы на него не нарадуемся. Надеюсь, что он на нас тоже. Женя занимается своими сольными делами, сольным проектом, телепрограммой теперь ещё.

А. Макаревич: Вместо Маргулиса пришёл замечательный гитарист Игорь Хомич

О. Бычкова

Вам жалко, что он ушёл?

А. Макаревич

Нет, мне совсем не жалко.

О. Бычкова

А ему жалко?

А. Макаревич

А откуда же я знаю?

О. Бычкова

А вы не спрашивали?

А. Макаревич

Нет. «Женя, тебе не жалко, что ты ушёл?» Ну зачем я буду спрашивать?

О. Бычкова

Ну, не знаю.

А. Макаревич

Большие мальчики все.

О. Бычкова

Просто об этом много говорили, и было много спекуляций. И вы знаете, безусловно, что было много объяснений того, почему он ушёл.

А. Макаревич

Я вам хочу сказать, что впервые у нас такая… У нас же время от времени менялись музыканты, и всегда это вызывало какие-то обсуждения бурные. И вот впервые… Игорь Хомич вышел на сцену (это было два года назад, насколько я помню), и я следил за Интернетом: ни одного отрицательного отзыва о нём я не видел. Это просто меня самого поразило, потому что фаны привязываются к музыкантам, хотят, чтобы было, как вчера.

О. Бычкова

Да, не хотят ничего нового и незнакомого.

А. Макаревич

Вот этого не было. А потом, какие события? Мы много гастролировали…

О. Бычкова

Нет, подождите, вы не уходите от вопроса про Маргулиса, потому что говорили разное: что это произошло не только потому, что он решил заниматься собственными делами и собственной музыкой… Ну, Кутиков тоже всё время этим занимается у вас, как я понимаю.

А. Макаревич

Да и я занимаюсь.

О. Бычкова

Да и вы занимаетесь, кстати говоря, да. Но в том числе и потому, что возникли какие-то разногласия, связанные с вашей общественной позицией — вот это всё.

А. Макаревич

Да ну, перестаньте, ничего подобного. Бред собачий.

О. Бычкова

Это бред собачий?

А. Макаревич

Абсолютно. Женя вообще такой человек, что его то, что вы называете общественной позицией, вообще мало колышет.

О. Бычкова

Люди говорят так.

А. Макаревич

Люди много чего говорят. У Жени абсолютно блюзовое отношение к жизни — «всё пофиг» (за что мы его и любим). Так что никаких разногласий у нас в группе на эту тему… И разговоров-то на эту тему не было.

О. Бычкова

Совсем не было никаких разговоров?

А. Макаревич

Вообще. Во-об-ще.

О. Бычкова

Мы вас ещё спросим про вашу общественную позицию.

А. Макаревич

Да пожалуйста. За пределами того, что мы делаем вместе, каждый абсолютно волен вести себя так, как он считает нужным, и говорить то, что он считает нужным. И меня это совершенно не коробит.

О. Бычкова

Но вы слушаете так ревниво (или не ревниво), что там сделал Маргулис без вас?

А. Макаревич

Нет, я слушаю, что он сделал в музыке. Он замечательный музыкант. Он, в общем, как и Боря Гребенщиков, поёт всю жизнь одну длинную песню. И эта песня мне нравится: она замечательная, она блюзовая, она гармонически красива и мелодически красива. У него это органично выходит.

А. Макаревич: Он, как и Боря Гребенщиков, поёт всю жизнь одну длинную песню

О. Бычкова

А почему это происходит? И вообще, как это происходит, когда люди выступают вместе, растут как музыканты и как личности вместе, а потом перестают?

А. Макаревич

А ещё бывает, знаете, живёт-живёт человек, а потом — раз! — и умер. Почему такое происходит?

О. Бычкова

Это случается практически со всеми.

А. Макаревич

Ну, увы, да. Я думаю, что просто мир меняется. Люди меняются с каждым днём и с каждой минутой. Кому-то что-то надоело. Кто-то проснулся утром и вдруг себя увидел в новом качестве. Может быть, он ошибся. Может быть — нет. Ну, ему хочется так. Замечательно!

О. Бычкова

Смена группы похожа на смену жены?

А. Макаревич: Я

то группу не менял, поэтому мне трудно ответить на этот вопрос.

О. Бычкова

Я тогда сразу, чтобы не забыть об этом и уже два раза не вставать, ещё про другое вас спрошу. Вот я всегда думаю — выходят музыканты на сцену, а все же им говорят: «Давай «новый поворот», — например, или что-нибудь ещё. Вы как с этим справляетесь?

А. Макаревич

Очень легко.

О. Бычкова

Ведь есть же эти песни, которые вы пели за все эти годы по сто миллиардов раз?

А. Макаревич

Слушайте, человек каждый день приходит в церковь и произносит одну и ту же молитву. Она ему надоела?

О. Бычкова

Не знаю.

А. Макаревич

Я думаю, что нет. Мы играем те песни, которые нам не надоедают. Есть огромное количество песен, которые мы написали, но они нам надоели — и мы их не играем. Их гораздо больше. Мы написали песен пятьсот, наверное, а на концерте звучит не больше тридцати. Концерт строится по совершенно понятному алгоритму. На концерт приходит большое количество очень разных людей. Если составить весь концерт из новых песен, то к четвёртой песне зрители просто устанут от обилия новой информации.

О. Бычкова

Ну да, конечно.

А. Макаревич

Тем более новую песню лучше послушать на пластинке, где все слова слышны и всё понятно.

О. Бычкова

Или в Интернете.

А. Макаревич

Или в Интернете. А потом прийти на концерт и увидеть, насколько она живьём ещё интереснее. Поэтому все группы мира, даже если у них выходит альбом, никогда не играют его на концерте целиком. Rolling Stones играют две-три песни…

О. Бычкова

Иначе их просто не узнают люди.

А. Макаревич

Ну, они хотят, чтобы люди устали от другого — от завода, от контакта, от энергетики. А потом играются любимые песни разных лет. Это наши любимые песни в первую очередь, потому что иначе мы хорошо не сыграем, если мы эту песню не любим, например. Это часто совпадает, большей частью это совпадает с желанием большинства тех, кто пришёл.

О. Бычкова

То есть вас не раздражает, когда вам начинают кричать из зала «давай…»?

А. Макаревич

Нет, он же от радости кричит. Он же не кричит: «Пошли вон отсюда!» Он хочет услышать свою любимую песню.

О. Бычкова

И каждый раз, вот сейчас — на этом концерте сегодня, в эту минуту — вы поёте этот «Поворот» в пятимиллионный раз в вашей жизни.

А. Макаревич

Ну, может быть, чуть меньше, но — да, наверное.

О. Бычкова

И неужели каждый раз по-разному это может происходить?

А. Макаревич

Нет, это во многом происходит одинаково. Это песня, которая загадочным образом вызывает необыкновенный позитивный энергетический подъём — и у нас самих, и у тех, кто слушает. И её долголетие (а написана она была в 1979 году) это доказывает. Ну, так получилось.

О. Бычкова

И автоматизма тоже не происходит?

А. Макаревич

Нет. Автоматизм на концерте вообще недопустим, потому что энергетика пропадёт тут же.

А. Макаревич: Автоматизм на концерте вообще недопустим, потому что энергетика пропадёт тут же

О. Бычкова

Давайте мы ещё что-нибудь послушаем новенькое тогда, в конце концов. Можно, конечно, пойти на поводу и поставить что-нибудь старенькое, но мы сегодня поставим новенькое.

А. Макаревич

Нет, на радио мы этого делать не будем. Да, давайте.

О. Бычкова

Песня называется «Однажды». ПЕСНЯ «ОДНАЖДЫ»

Я зову тебя,

А ты не слышишь — вот беда.

Ведёт дорога в никуда,

И пусть всё ближе…

Друг, любезный мой — ты прав,

Уже не надо следовать за мной.

Бог даст — и ты услышишь голос за стеной,

Хоть он всё тише…

Однажды, когда этот мир обессилит от жажды,

И каждый поймёт наконец, в чём он был виноват.

Случится друг другу в глаза

Посмотреть и проститься, как птицы,

Что больше сюда уже не прилетят.

Но что-то заставит звучать еле слышную ноту,

И кто-то откроет ворота на солнечный свет.

Мы вместе идём — распеваем хорошие песни по Пресне;

И в мире нет смерти, и времени нет.

Нет смерти, и времени нет.

Нет смерти, и времени нет.

Нет смерти, и времени нет.

Нет смерти, и времени нет.

О. Бычкова

Ой, красиво-то как, прямо прекрасно! Вам нравится?

А. Макаревич

Нравится. Врать не буду.

О. Бычкова

Хорошо. Это песня «Однажды» с нового диска «Машины времени» под названием «Вы». Нам сейчас надо будет прерваться, к сожалению, на несколько минут на новости и небольшую рекламу.

А. Макаревич

Мы вернёмся.

О. Бычкова

Да, мы вернёмся обязательно. Тут вопросов ещё очень много к Андрею Макаревичу. И ещё у нас тут есть некоторые песни в запасе. Да, наверное, всё тогда. Давайте оторвёмся от этого счастья, а потом продолжим.

НОВОСТИ

О. Бычкова

Мы продолжаем программу «Дифирамб». У микрофона Ольга Бычкова. А с дифирамбами мы, конечно, обращаемся к Андрею Макаревичу сегодня; и слушаем также музыку с нового диска под названием «Вы», который только что, 6 мая, вышел. А 27 мая вы отмечаете 47 лет «Машине».

А. Макаревич

Страшное дело.

О. Бычкова

Страшное дело. Просто даже как-то вот… Ну, как-то понимаешь, конечно, что «Машина» давно существует…

А. Макаревич

Но не настолько.

О. Бычкова

Ну да. Цифры, конечно, впечатляют. Отмечать как-то будете специально?

А. Макаревич

Я думаю, что за столом. Хватит уже юбилейных концертов. Меня от словосочетания «юбилейный концерт» воротит! Я не так давно вдруг понял, что смотришь на афиши — и у всех концерты юбилейные, у всех почему-то какие-то юбилейные. У меня слово «юбилей» с Леонидом Ильичом ассоциируется.

О. Бычкова

Ну, потому что 47 лет — это не юбилей, если уж совсем честно говорить.

А. Макаревич

Это не юбилей, да, совершенно верно.

О. Бычкова

Да, как-то много, какая-то пора, какая-то полоса идёт — год-два, потому что все одновременно…

А. Макаревич

Больше, гораздо больше. Любовь нашего народа к юбилеям…

О. Бычкова

То есть вы не будете ничего такого специального?

А. Макаревич

Нет.

О. Бычкова

Вы просто сядете…

А. Макаревич

Сядем и выпьем, как люди. Я так считаю.

О. Бычкова

Все-все-все причастные? В узком, в широком?

А. Макаревич

Ну, «Машина» — точно. Мы близких друзей позовём. У нас их не так мало.

О. Бычкова

У нас тут спрашивают про Маргулиса, который ведёт действительно чудесную программу на телеканале «Че».

А. Макаревич

Очень хорошая программа, да.

О. Бычкова

Она такая и музыкальная, и душевная, и человечная. И он сам как-то очень попадает в интонацию, что самое главное, безусловно.

А. Макаревич

Ну да.

О. Бычкова

А вас звали уже туда?

А. Макаревич

Пока — нет. Но я не теряю надежды. Рано или поздно группа кончится. Нет, позовёт, я думаю. Почему нет?

О. Бычкова

А вам есть о чём разговаривать? Ну, потому что, чтобы разговаривать, нужно чего-то не знать друг о друге.

А. Макаревич

Во-первых, мы с ним разговаривать можем бесконечно, потому что отношения наши не увяли и не испортились. А потом, всё-таки эта программа — прежде всего музыкальная, а разговор — это такой гарнирчик.

О. Бычкова

«Идиш Джаз». Вот тут мы в перерыве выяснили, что всё пропустили со Светланой Ростовцевой. Оказывается, там уже две пластинки.

А. Макаревич

Да, было записано два альбома, они тоже есть в iTunes, как и пластинка «Вы». Я понял, что это настолько бездонный колодец, что можно записать «Идиш Джаз 3», «Идиш Джаз 4» и остаток жизни посвятить вот этому. А это всё-таки не основное моё занятие. Так что я считаю, что мы воздали долг этой культуре, этой истории и этой музыке. Программа эта живая. Когда нас с ней приглашают, мы ездим и по миру, и по городам.

О. Бычкова

Именно с ней приглашают?

А. Макаревич

И с ней приглашают.

О. Бычкова

Часто?

А. Макаревич

Приглашают и с программой «L.O.V.E», которая вместе с «A’Cappella ExpreSSS» сделана. И вообще у нас открылся наконец клубик джазовый, о чём я мечтал много лет, на Сретенке.

О. Бычкова

Расскажите.

А. Макаревич

Сретенка, 11. Он называется «JAM Club». Это маленький клубик, два маленьких зальчика, где мы добились очень живого негромкого звука. В одном зальчике вообще играют без всякого электричества люди. Другой зал более универсален.

О. Бычкова

А вы тоже там играете?

А. Макаревич

И я там играю. Сегодня буду играть.

О. Бычкова

А сколько туда народу помещается?

А. Макаревич

Один зальчик — 40 человек, другой — 50. Это для джазового клуба… Это абсолютно не для денег история, а это для удовольствия.

О. Бычкова

А зачем? Зачем человеку, который собирает стадионы на протяжении десятилетий?

А. Макаревич

Это совершенно другой кайф.

О. Бычкова

Зачем ему вот то, с чего на самом деле начинают прыщавые подростки с гитарой?

А. Макаревич

Нет. Во-первых, это джазовый клуб. У нас в Москве и в стране огромное количество молодых замечательных джазовых музыкантов. Вот они туда приходят, они общаются, они играют. Вчера выступала замечательная американская певица. Приезжал из Америки чудесный трубач Головнёв — один из немногих русских музыкантов, который вписался там в десятку ведущих джазовых музыкантов, скажем так. Идёт какая-то жизнь. Мне просто там в кайф находиться, я себя чувствую, как дома.

О. Бычкова

То есть вам нравится атмосфера?

А. Макаревич

И атмосфера, и музыка, которая звучит, и люди, которые приходят её слушать, и грузинская кухня, которая у нас очень качественная.

О. Бычкова

Я поняла только про грузинскую кухню пока что. Ну, 40 человек — это же квартирник. Нет, это даже не квартирник, а это такой междусобойчик.

А. Макаревич

Поверьте мне, что бо́льшая часть джазовых клубов в мире вот таких размеров. Это совсем отдельный уют.

О. Бычкова

Я понимаю. Но вы же не просто джазовый музыкант в чистом виде, совсем даже не…

А. Макаревич

Я не просто джазовый музыкант в чистом виде, но я очень люблю джазовую музыку, и я её стараюсь постичь и играть.

О. Бычкова

А там приходят одни и те же люди?

А. Макаревич

Разные.

О. Бычкова

Да?

А. Макаревич

Конечно.

О. Бычкова

И вам нравится?

А. Макаревич

Безумно.

О. Бычкова

Вам нравится что? Что вы видите просто этих людей на близком расстоянии, а не на стадионе?

А. Макаревич

Нет, во-первых, звучит разная музыка. А джаз на стадионе играть…

О. Бычкова

Нет, ну понятно.

А. Макаревич

Во-вторых, всё время происходят jam session — это когда разные музыканты… Вдруг пришёл ещё кто-то — и «выходи на сцену, сыграй с нами». Это событие всегда. Это кайф. Никогда не знаешь, что произойдёт. Вот я за это джаз очень люблю — за полную свободу.

О. Бычкова

А вы как часто там выступаете?

А. Макаревич

С программой я там выступаю, скажем, раз в месяц. И я имею право: если ребята не против, я могу с кем угодно выйти и сыграть пару вещей, например.

О. Бычкова

Просто вам захотелось прийти и поиграть?

А. Макаревич

Да, конечно. И это не только меня касается, а и Жени Борца, и многих музыкантов, которые там часто бывают.

О. Бычкова

Важный вопрос про «Машину»… Сейчас я найду, где это. Ну, надо человеку ответить. Вот. Никифор спрашивает: «Кто сейчас на клавишных?»

А. Макаревич

Андрей Державин, и уже последние лет пятнадцать, по-моему.

О. Бычкова

Ну вот. Спрашивают — нужно ответить. «Как вам пелось, — спрашивает Роман, — недавно в Одессе на Потёмкинской?»

А. Макаревич

Пелось восхитительно, потому что это страшно красиво. Это одно из красивейших архитектурных мест вообще в мире — эта гигантская лестница, сделанная в перспективе исторической. На этой лестнице сидели зрители сверху донизу, их там было около 10 тысяч человек.

А. Макаревич: Пелось восхитительно, потому что это страшно красиво

О. Бычкова

Там столько помещается?

А. Макаревич

Да. Она же длиннющая!

О. Бычкова

Ну, она огромная, конечно, да.

А. Макаревич

И плотно-плотно. Внизу стояла большая высокая сцена. И я получил огромное удовольствие, во всяком случае. Мы там играли с новой моей командой, она называется «YOUR 5». Это команда, которая играет мои песни, только в джазовом варианте.

О. Бычкова

Расскажите.

А. Макаревич

Ну, скажем так, если «Оркестр креольского танго» — это всё-таки был такой традиционный мини-биг-бенд, то здесь просто четыре музыканта, которые играют очень минималистично, но играют по-джазовому, поэтому песни звучат совсем по-другому, вот совсем по-другому. И мне это страшно интересно.

О. Бычкова

По-другому — это по какому?

А. Макаревич

Ну, скажем, не так, как они могли бы звучать в «Машине», или как они звучали на моих сольных пластинках под гитару в каком-то бардовском варианте. Вот совсем иначе.

О. Бычкова

Всё-таки вам «Машина» по-прежнему интересна?

А. Макаревич

Конечно.

О. Бычкова

Ну, потому что столько других вещей, которыми вы занимаетесь, и такое движение в музыке…

А. Макаревич

Вы допускаете мысль, что человек может любить и пельмени, и коньяк, например, и жареное мясо?

О. Бычкова

И тортик. Понятно. Ещё спрашивают… Так, пока я ищу эти вопросы… А, вот, господи! Это совершенно важно, конечно. Спрашивает Дмитрий: «Как вы относитесь к запретам ваших концертов в некоторых городах?»

А. Макаревич

Стараюсь относиться с иронией, потому что если я начну рвать на себе остатки волос, то их не останется.

О. Бычкова

Ну а как с иронией относиться?

А. Макаревич

А как ещё к этому относиться? Как относиться к плохой погоде? Пройдёт и это. Я знаю, что это чистая глупость на местах. Это перестраховка на местах. Они, говоря по-русски, «побздюхивают». Ну что? Ну, дай им Бог здоровья.

О. Бычкова

А они часто ведут себя оскорбительно по отношению к вам?

А. Макаревич

Нет. Ну, если не считать оскорблением, что концерт объявили, а потом какой-то директор дворца культуры его взял и отменил. Вообще, конечно, приятного в этом мало.

О. Бычкова

И тогда что? Вы собираетесь и уезжаете обратно?

А. Макаревич

Нет, это не доходит до приезда, это всё-таки становится известно за несколько дней. Но мне просто жалко людей, которые купили билеты, а теперь им надо идти и возвращать свои деньги за билеты. Их-то за что?

О. Бычкова

А вы можете не доводить до такого?

А. Макаревич

Каким образом?

О. Бычкова

Ну… как-то не обсуждать некоторые темы.

А. Макаревич

Я ничего не обсуждаю.

О. Бычкова

Потому что для многих тоже это неожиданно как-то всё было.

А. Макаревич

Я вообще ничего не обсуждаю, если вы заметили. Я занимаюсь своим делом. В Питере, в ДК Ленсовета вдруг тоже… Это колыбель рок-клуба питерского. И вдруг директор испугался. А в филармонии питерской не испугались — и прошёл концерт замечательно.

А. Макаревич: Я вообще ничего не обсуждаю, если вы заметили.

О. Бычкова

Хотя, казалось бы…

А. Макаревич

Да, всё наоборот. И вообще поразительное дело: в советские времена нас не пускали в Москву, а по стране можно было ездить (и чем дальше, тем проще), а вот в Москве нельзя было играть. Сейчас ровно наоборот: вот в Москве можно, а, например, в Свердловске, скажем, уже проблема.

О. Бычкова

А почему?

А. Макаревич

А откуда я знаю?

О. Бычкова

Странно. Да, действительно получается так. Сейчас история с Гребенщиковым на Дальнем Востоке — то же самое, да?

А. Макаревич

Это какая-то часть большой вселенской глупости, которая вокруг нас происходит.

О. Бычкова

Но глупости стало явно больше почему-то.

А. Макаревич

Да, к сожалению. Ну, пройдёт и это.

О. Бычкова

А есть объяснение — почему?

А. Макаревич

У меня нет объяснения этому. И, честно говоря, мне не очень интересно даже думать на эту тему.

О. Бычкова

Тут спрашивают вас: «Если бы вы заняли иную позицию, вас не стали бы преследовать и отменять гастроли?» Это вопрос. Не стали бы?

А. Макаревич

Я не занимаю никаких позиций, понимаете. Я не солдат в окопе. Я считаю: если мы живём в свободной стране, то каждый гражданин страны имеет право на своё мнение. И если меня спрашивают о моём мнении, я не могу белое называть чёрным, а чёрное — белым. Вот и всё.

А. Макаревич: Я не занимаю никаких позиций, понимаете. Я не солдат в окопе.

О. Бычкова

Следующая песня у нас как раз и называется — «Оставайся собой».

А. Макаревич

Точно.

О. Бычкова

Очень кстати.

А. Макаревич

Это не она. Ошибочка получилась.

О. Бычкова

А эту мы не будем слушать? Она такая душевная по первым звукам.

А. Макаревич

У нас ещё будет душевная песня.

О. Бычкова

Да? Хорошо. А какой номер нужно взять?

А. Макаревич

«Оставайся собой»? Там написано, на конвертике.

С. Ростовцева

Написано — 6. И стоит 6.

А. Макаревич

Значит — 7. Всё, я понял. Потому что они там перепутали.

О. Бычкова

А, это как раз эти перепутанные две.

А. Макаревич

Да, это из-за сдвига.

О. Бычкова

Хорошо. Извините нас.

А. Макаревич

О, вот она!

О. Бычкова

Ура! ПЕСНЯ «ОСТАВАЙСЯ СОБОЙ»

Как тебя любили, возносили и поили вином.

Как тебя гнобили, били, били, поливали говном.

Это бой! Значит — будет огонь!

Не сгибайся! Не сдавайся! Не меняйся! Оставайся собой!

Рыбам в море лучше, но на блюде их закончатся дни.

Свиньи шли на студень, только люди оставались людьми.

Это бой! Значит — будет огонь!

Не сгибайся! Не сдавайся! Не меняйся! Оставайся собой!

Время нажимает, поджимает невидимой рукой.

Ты взлетаешь. Ты ныряешь. Ты не знаешь, кто ты такой.

Это бой! Значит — скоро отбой!

Не сгибайся! Не сдавайся! Не меняйся! Оставайся собой!

Не сгибайся! Не сдавайся! Не меняйся! Оставайся собой!

Не сгибайся! Не сдавайся! Не меняйся! Оставайся собой!

О. Бычкова

Спрашивают: «Не слишком ли часто Макар произносил слово на букву «г», которое прозвучало в первом треке?» — из Самарской области прилетел вопрос.

А. Макаревич

На этой пластинке — дважды. И, по-моему, оба раза оно на своём месте.

О. Бычкова

По теме.

А. Макаревич

Не надо ханжества.

О. Бычкова

Не надо ханжества, это правда. «Где Пётр Подгородецкий?» — спрашивают внезапно.

А. Макаревич

Да кто ж его знает? Я не знаю, где Пётр Подгородецкий.

О. Бычкова

Вот так?

А. Макаревич

Абсолютно.

О. Бычкова

Прямо так жёстко?

А. Макаревич

Действительно не знаю.

О. Бычкова

«Будут ли новые фильмы?»

А. Макаревич

Пока никаких предложений не поступало. Хотя могу сказать, что написал я одну песенку к одному сериалу. Но, пока его ещё не досняли, я, чтобы не сглазить, не хочу пока говорить на эту тему.

О. Бычкова

К сериалу?

А. Макаревич

Ага.

О. Бычкова

А про что сериал?

А. Макаревич

Про людей, про сальсу, про танцы.

О. Бычкова

Про танцы?!

А. Макаревич

Да.

О. Бычкова

Интересно. А когда выйдет?

А. Макаревич

Хороший вопрос. Его надо доснять сначала.

О. Бычкова

То есть не скоро ещё?

А. Макаревич

Сейчас же, знаете, как кино делается? Есть деньги — снимаем. Потом ждём денег. Потом опять снимаем. Потом опять ждём денег.

О. Бычкова

Ну, это не ваш фильм? Это просто вы написали…

А. Макаревич

Это не мой фильм, нет. Я просто написал песенку туда.

О. Бычкова

Хорошо, ладно. Жалко, что не рассказали нам побольше.

А. Макаревич

Рано.

О. Бычкова

Хорошо. Верим. Верим, что рано. Ну что? Наверное, всё тогда. Наверное, всё, потому что нам нужно… Ой, ещё пишут, смотрите. Тут один человек пишет: «Вы — мой любимый битл», — пишет кто-то.

А. Макаревич

Лихо.

О. Бычкова

Лихо, да. А Дед Серёжа пишет: «Все песни очень напоминают Beatles и сольные вещи Леннона».

А. Макаревич

Ну, это была наша детская школа. И я эту музыку и их подход до сих пор очень люблю, и мы очень любим. И чего скрывать свою любовь-то?

О. Бычкова

А какой подход?

А. Макаревич

Они никогда не повторялись. Они очень правильно решали песню аранжировочно, очень изобретательно, очень ни на кого похоже, очень узнаваемо. Ну, гении были. Чего говорить?

О. Бычкова

Ну да. Тут спрашивали, кстати говоря, про гениев и Лозу, например. Это смешно?

А. Макаревич

Я вас умоляю, ребята! Человек себе сделал пиар совершенно забесплатно длиною в месяц.

О. Бычкова

Ну, как-то не все, наверное, хотели бы такого пиара. Ну, ладно, у каждого свой вкус.

А. Макаревич

Абсолютно.

О. Бычкова

Алексей из Саратова передаёт «спасибо» Андрею за книгу «Мужская кулина́рия».

А. Макаревич

Кулинари́я. Есть такая книжка — смешная, по-моему.

О. Бычкова

Смешная?

А. Макаревич

Смешная. Вот видите, я эту традицию теперь продолжаю в вашем журнале «Дилетант».

О. Бычкова

Кстати, да! Кстати, да, в журнале.

А. Макаревич

Виталий Дымарский попросил, и я не смог ему отказать.

О. Бычкова

Да, в журнале «Дилетант» Андрей Макаревич ведёт рубрику про еду и пишет там про всякое мясо и про вот это всё.

А. Макаревич

Всё, как мы любим.

О. Бычкова

А вы сами пишете?

А. Макаревич

Конечно. А кто же за меня писать-то будет?

О. Бычкова

Ну, я должна была спросить, знаете ли. Как редактору журнала «Дилетант» мне было интересно.

А. Макаревич

Ну да. «Рот он открывает, а поёт кто-то другой» — так это называется.

О. Бычкова

Ну, знаете, пишут иногда разные… «Где можно посмотреть вашу графику?» — спрашивает Виталий из Питера.

А. Макаревич

Осенью будет выставка, в сентябре.

О. Бычкова

Где?

А. Макаревич

В «Розе Азора», там будет. Но это будет не графика. У меня постоянно там выставки.

О. Бычкова

В «Розе Азора», вот тут у нас на Никитском бульваре.

А. Макаревич

Да. Но в этот раз будет не графика, а это будут живописные довольно здоровые доски. Я впервые в эту технику влез, и мне страшно интересно. Возить их только тяжело.

О. Бычкова

А вы их куда возите? По выставкам?

А. Макаревич

Ну, на выставку придётся везти, да.

О. Бычкова

То есть ещё не приходилось пока?

А. Макаревич

Пока — нет. Я их не показывал ещё никогда.

О. Бычкова

Ну что? Я вас поздравляю ещё раз с вашим «не юбилеем» — с 47-летием!

А. Макаревич

Спасибо!

О. Бычкова

27 мая «Машина времени» соберётся приватно (на что имеет, безусловно, полнейшее право) и отметит это дело. Когда можно будет искать альбом «Вы»?

А. Макаревич

Альбом есть в iTunes. А что касается таких коробочек, где внутри CD… Это, к сожалению, почти ушло в прошлое.

О. Бычкова

Это правда.

А. Макаревич

Он появится, конечно, для тех, кто это любит, но в небольшом количестве. Ещё раз говорю, в iTunes он есть. А винил будет осенью.

О. Бычкова

Вот конвертики с такими большими чёрненькими — это будет осенью?

А. Макаревич

Да.

О. Бычкова

Ещё неизвестно когда? Вот это надо ловить, кстати.

А. Макаревич

Ну, август-сентябрь.

О. Бычкова

Винил, конечно, ловить надо. Спасибо вам большое.

А. Макаревич

И вам спасибо.

О. Бычкова

Спасибо нашим слушателям, которые писали и слушали. И за это Андрей Макаревич ещё даст послушать одну песню, которая называется… «Сорок лет тому назад»?

А. Макаревич

Да. Это уже Саша Кутиков сейчас будет звучать. ПЕСНЯ «СОРОК ЛЕТ ТОМУ НАЗАД»

Сорок лет тому назад кричали мне: «Держись!»

Вновь кричат — наверно, им видней.

Сто потерь и сто наград — моя смешная жизнь,

Вот была — и стоит ли о ней?

Сорок лет сквозь пену дней я вижу вновь и вновь,

Как бы ни мотал меня мой путь.

Впереди и чуть быстрей летит моя любовь —

Стоит только руку протянуть!

А я бежал за ней, я загнал коней,

я и день и ночь думал только о ней.

Непонятно как ускорял я шаг —

Только ни на шаг не приблизился к ней.

Я покинул ваш недобрый, ваш похмельный бал.

Всё идёт по кругу в сотый раз.

В миг, когда раздастся крик «Нас кто-то обманул!» —

Жаль, я не увижу ваших глаз…

А я бежал за ней, я загнал коней,

Я и день и ночь думал только о ней.

Непонятно как ускорял я шаг —

Только ни на шаг не приблизился к ней.

А я бегу за ней, я гоню коней,

Я и день и ночь думал только о ней.

Непонятно как ускорял я шаг —

Только ни на шаг я не приблизился к ней.

Я не приблизился к ней.

Я не приблизился к ней.

Я не приблизился к ней.