Купить мерч «Эха»:

Памяти Юрия Яковлева - Дифирамб - 2013-12-01

01.12.2013
Памяти Юрия Яковлева - Дифирамб - 2013-12-01 Скачать

К. ЛАРИНА – Ну что, дорогие друзья. Хочу вас расстроить. Видите, мы специально подстраивались под наших гостей сегодня, для того чтобы провести передачу памяти Юрия Яковлева вместе с Римасом Туминасом, главным режиссером театра Вахтангова и ведущим артистом театра Евгением Князевым, который является и ректором Щукинского училища и работает всю свою жизнь в театре. Пришел сюда сразу после Щукинского училища. Тогда, конечно, Юрий Яковлев уже был мэтром. Но, видите, я думаю, что осуждать мы никого не будем с вами. Обстоятельства, наверное, таковы, что не смогли прийти дорогие наши гости к нам в студию. Я думаю, что это не последняя попытка с ними встретиться и вспомнить Юрия Яковлева. Мы это обязательно сделаем. Но я здесь в студии остаюсь с вами, и, конечно же, рассчитываю на вашу помощь. Поэтому напомню телефон прямого эфира - +74953633659. Я думаю, что всем нашим слушателям имя Юрия Яковлева многое говорит. У каждого свои ассоциации, свои воспоминания, свои любимые роли и свое видение этого человека. Я обожаю эту историю, когда ты придумываешь… может быть, ты с человеком не знаком, но ты видишь его в работе, ты видишь его в ролях, в театре, в кино, читаешь его книги, интервью. И у тебя есть свой собственный взгляд на этого человека, ты, может быть, сама себе его придумываешь. И всегда радостно, когда какие-то твои предположения совпадают.

Для меня Юрий Яковлев – конечно, артист действительно Богом поцелованный. Удивительнейший. Который мог сыграть все. Очень был необычен в комедийных ролях, в ролях так называемых «простаков». А уж в театре Вахтангова ему приходилось играть такие разнообразные роли – от аристократов и известных исторических персонажей до абсолютных клоунов, как знаменитый Панталоне в легендарном спектакле «Принцесса Турандот».

Последнюю свою роль он сыграл с спектакле «Пристань» в инсценировке рассказа Бунина «Темная аллея». Партнершей его была Лидия Вележева. И здесь, наверное, надо сказать особое спасибо Римасу Туминасу, который каким-то чутьем просто проинтуичил, что называется, когда собрал всех своих ведущих актеров и дал им возможность сыграть несыгранное. То есть это такие роли-мечты. То, что не осуществилось в их жизни актерской, здесь, в этом спектакле, в этой пристани, у каждого была возможность рассказать о своей любимой роли. И, конечно, Юрий Васильевич Яковлев здесь был одним из центров этого спектакля, притягательным невозможно. Хотя ему было, конечно, тяжело – и возраст, и болезни всякие. Но его интонации – интонации его голоса, его ирония, его мелодика – это никуда не девается. Это удивительное качество актерское. То, что природа дала, то, что потом отточено, отшлифовано годами работы, мастерства, работы с разными режиссерами, с разным материалом – это остается на века.

Слава Богу, что сегодня у нас есть возможность и голос Яковлева слышать, и видеть его в фильмах самых разных периодов его жизни. И слава Богу, что и в фондах телевидения сохранились многие спектакли театра Вахтангова, в том числе не просто снятые в зале во время спектакля, а специальные телеформаты. Я помню замечательную его работу комедийную «Дамы и гусары» - спектакль, который сохранился в фондах телевидения, и он существует. Я думаю, что многие его еще и увидят не раз. Может быть, канал «Культура» его покажет. Есть и «Конармия» по Бабелю, есть и, по-моему, «Без вины виноватая» театра Вахтангова. Спектакль, который ставил Петр Наумович Фомин.

Я еще раз напомню, что 2-го числа, то есть в понедельник, завтра, состоится церемония вручения премии «Звезда театрала», которая на сей раз будет впервые проходить на сцене театра имени Вахтангова, и как раз завтра должны были вручить Юрию Васильевичу почетное звание «Легенда сцены». Но вот, видите, теперь она будет посмертно вручена и, насколько я знаю, устроители церемонии там меняют сценарий, и вся церемония будет посвящена памяти Юрия Яковлева.

Я с удовольствием послушаю вас, про вашего Юрия Яковлева, что для вас эта потеря, какие любимые работы его вспоминаете? Чем этот человек вам дорог и близок, в чем была эта близость лично вам. Еще раз напомню телефон - +74953633659. И, конечно, у нас есть звуки. Мы подготовились к этой программе и вместе с нашим программистом Ирой Чесноковой подобрали несколько фрагментов, которые обязательно послушаем. Ну, давайте начнем с самого известного – это небольшой фрагмент из «Гусарской баллады».

ФРАГМЕНТ ИЗ ФИЛЬМА «ГУСАРСКАЯ БАЛЛАДА»

К. ЛАРИНА – Напомню, что это «Гусарская баллада», фильм Эльдара Рязанова. И партнершей поручика Ржевского Юрия Яковлева была Лариса Голубкина. Хочу напомнить, что это не первый фильм с Рязановым. Первым был «Человек ниоткуда», где Юрий Яковлев играл ученого, который привозит откуда-то, из каких-то северов, из вечной мерзлоты чудом сохранившегося древнего человека, которого блистательно играл Сергей Юрьевич Юрский. Фильм, кстати, тяжелую жизнь, по-моему, прожил, прежде чем попасть на экраны. Не очень к нему благоволили чиновники тогдашние. Но, тем не менее, он есть в истории. И хочу напомнить, что эту роль в комедии абсолютной, причем в комедии фарсовой, Эльдар Рязанов предложил Юрию Яковлеву после его феерического, большого кинодебюта в «Идиоте», где он сыграл князя Мышкина. Это не был дебют его фактический, но по сути это была первая его работа, которая принесла ему невероятную славу. Славу большого драматического артиста. И вдруг после такой роли Эльдар Александрович дает ему комедийную роль, и дальше, конечно, он его сыграл блестяще и в «Гусарской балладе», и, естественно, в «Иронии судьбы». И закадровый знаменитый в фильме «Берегись автомобиля», где он читает. У нас тоже есть фрагментик, мы обязательно его послушаем.

Ну, давайте я еще раз напомню телефон - +74953633659, чтобы вы рассказали нам о своем Юрии Яковлеве. Пожалуйста, мы слушаем вас. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Алло.

К. ЛАРИНА – Да, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте, меня зовут Александр. Я из Ростова звоню. Конечно, все помнят его прекрасные фильмы. Он был одним из великих профессионалов. Относительно последняя – «Кин-дза-дза», игра … Пушкина в «Выстреле». Но я хочу сказать о его чтении… Я не знаю, много ли он записал на радио рассказов, но меня почти потрясло его исполнение рассказа Леонида Андреева «Цветок под ногою». Это все, что я хотел сказать. Конечно, я могу рассказать много, но пусть еще кто-нибудь скажет.

К. ЛАРИНА – Спасибо, Александр, за этот звонок и за напоминание о работах Юрия Васильевича в качестве чтеца. Конечно, он профессионал, как вы правильно заметили, абсолютно точно. Но его голос был, конечно, совершенно уникален. Мы тут про Алексея Баталова говорили, когда отмечали его юбилей. Вот, Юрий Яковлев, конечно, из тех голосов, которые неповторимы и незабываемы. Тут, наверное, уместно упомянуть именно эти достаточно банальные прилагательные. Тем не менее, я могу еще одну работу напомнить, которая на меня произвела совершенно неизгладимое впечатление – это «Театральный роман». Это недавняя по времени работа, такой радиоспектакль, где Юрий Васильевич несколько ролей сыграл. Блестяще, просто блестяще. И стихи читал. Я тут Сереже Бунтману напоминала – замечательно он прочитал «Старуха, дверь закрой» - такая есть баллада у Маршака. Очень остроумная.

Вообще эта ирония, с которой он относился и к себе, и к своим ролям, в хорошем смысле этого слова… Он никогда не звездил, что называется. Никакого нарциссизма в нем никогда не было. Хотя, конечно, он имел все основания считать себя абсолютной звездой.

Еще, кстати, если говорить о его характере, многие про это говорят – его партнеры, его коллеги – что он был, конечно, совершенно отдельным человеком. Он не любил все камлания коллективные, старался держаться особняком. Хотя при этом… тут есть вопрос от наших слушателей: «Как к нему молодежь относилась?» По-моему, они его обожали. Я тут слушала Сережу Безрукова, сразу когда пришло сообщение о смерти Юрия Васильевича. И вот он написал у себя в фейсбуке в совершенно превосходных степенях об этом человеке. Он с ним сталкивался в работе немного, всего лишь в этом продукте продюсерском под названием «Ирония судьбы. Продолжение». Но был совершенно поражен Юрием Васильевичем – тем, как он себя ведет, как он работает на площадке, как он относится к партнерам и насколько он открыт для общения, насколько он доброжелателен, остроумен. Это, конечно, человек, о котором помнить будут все, кто с ним хотя бы раз в жизни сталкивался.

Давайте еще один фрагмент послушаем. Вот как раз я говорила про закадровый голос, и абсолютно точно Эльдар Рязанов угадывал все закадровые голоса. У него в одном из фильмов, по-моему, Зиновий Гердт читает закадровый текст, а здесь, в «Берегись автомобиля», это Юрий Яковлев. Не забыть этого голоса. Небольшой фрагмент из этого фильма.

ФРАГМЕНТ ИЗ ФИЛЬМА «БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ»

К. ЛАРИНА – Кстати, про «Старуха, дверь закрой» я вспомнила, что это мультфильм был. Осталась фонограмма Юрия Яковлева. Надеюсь, что, может быть, сегодня мы еще найдем ее в течение сегодняшнего дня, поскольку у нас еще будет программа, посвященная Юрию Васильевичу. Вы слышали в анонсах, это будет сегодня ночью в программе «Вот так» Сергея Бунтмана. Они тоже с нашими программистами подбирают фрагменты, для того чтобы вы услышали голос Юрия Яковлева.

Я еще раз напомню телефон - +74953633659. Напомню также, что ближайший спектакль «Пристань» будет посвящен памяти Юрия Яковлева в театре Вахтангова. А про прощание я пока не знаю. Есть какая-нибудь информация, спрашиваю у Ромы Брюсова, про прощание с Яковлевым?

Р. БРЮСОВ – Во вторник, насколько я знаю.

К. ЛАРИНА – То есть прощание будет, да? В театре? Во вторник.

Р. БРЮСОВ – Я уточню там в новостях уже. Давайте, в 15 часов.

К. ЛАРИНА – Хорошо. Сейчас новости, потом продолжим нашу программу.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Ну, вот видите, и мы сегодня в рамках программы «Дифирамб» то же самое с вами тут делаем – вспоминаем Юрия Васильевича Яковлева. Слушаем его голос. Я остановилась перед новостями по поводу похорон. Так вот – я открыла сайт театра Вахтангова, здесь совершенно точно уже указана дата и время для того, чтобы вы, дорогие друзья, поклонники творчества Юрия Васильевича Яковлева, могли попрощаться с артистом. Итак, церемония прощания с Юрием Яковлевым состоится в театре имени Вахтангова 3 декабря, во вторник, с 10 утра и до часу дня. Похороны пройдут в этот же день на Новодевичьем кладбище Москвы.

Здесь совершенно поразительный некролог, текст, который написан от театра. Замечательные слова, я с удовольствием их процитирую. «Ушел из жизни великий артист, человек исключительного благородства и достоинства, чье служение искусству – пример подвижничества. Юрий Васильевич Яковлев был человеком удивительной эрудиции, образованности, интеллигентности. Его жизнь была наполнена каждодневным творчеством. Его роли в театре и кино стали классикой. Многожанровость его творчества – талантлива и убедительна. Юрий Яковлев – целая эпоха в искусстве. Он был Вахтанговцем по рождению своего таланта, кумиром многих поколений. Он – гордость русской культуры. Он очаровывал своей неповторимостью, его талант был вдохновенным и безграничным. Юрий Васильевич Яковлев прожил счастливую творческую жизнь. О нем трудно говорить «был», невозможно смириться с утратой. Он ЕСТЬ в наших сердцах и нашей памяти. Он ЕСТЬ навсегда». Театр Вахтангова.

Вообще этот театр обладает какой-то магической силой притяжения. Я сейчас вспоминала, у меня такое ощущение… может быть, я ошибаюсь… что из него никто никогда не уходил. Вот, они как приходят туда, если они попадают туда в начале своего творческого пути, они остаются на всю жизнь. Хотя периоды, как у любого творческого коллектива, там самые разные в истории. Более удачные, более успешные, более звездные и достаточно спокойные. И всегда, конечно, если мы говорим об актерах, артист – всегда голодный человек. Не только в смысле что он есть хочет, а в том, что он хочет играть. Артист должен играть, он должен играть любимые роли, он должен хотеть приходить в театр для того чтобы выйти на сцену.

И в этом смысле Юрий Яковлев, действительно, прожил счастливую творческую жизнь. Он был невероятно востребованным, он очень много играл на протяжении всей своей жизни. И, кстати, ко многим авторам, ко многим спектаклям, ко многим пьесам возвращался в разные периоды своей жизни. Поскольку время идет, и человек был молодым, а потом стал уже и не очень молодым. Но он в той же пьесе играет совсем другую роль, и с удовольствием и с нежностью смотрит на молодого актера, который исполняет роль, которую он сам когда-то играл.

Один из его спектаклей, неожиданных совершенно, это «Конармия» Бабеля. По-моему, никто ее больше не ставил, Симонов только ухитрился устроить такую вакханалию на своей сцене. И автор, тем более, как вы понимаете, при советской власти не очень был почитаем властями. Но, тем не менее, они это сделали, и сделали это блестяще. Там играли все звезды Вахтанговского театра, и играли они точно по Бабелю. То есть со всеми его шутками полууголовными, жаргонными. Замечательные образы там создали и Николай Гриценко, и Григорий Абрикосов, и Вячеслав Шалевич и, конечно, Юрий Яковлев и многие другие. У нас есть фрагмент из спектакля «Конармия», давайте его послушаем, а потом я надеюсь вновь обратиться к вашим звонкам и еще два-три звонка послушать.

ФРАГМЕНТ ИЗ СПЕКТАКЛЯ «КОНАРМИЯ»

К. ЛАРИНА – Это был фрагмент из спектакля «Конармия» по Бабелю. И напомню, что телевизионный вариант этого спектакля есть и в Интернете, и в фондах, так что его можно посмотреть целиком.

Вообще удивительны судьбы, конечно, многих актеров советских, которые, естественно, поскольку жили в таких предлагаемых обстоятельствах, помимо ролей из мировой классики, из русской классики, настоящих, больших работ, играли массу всякой дряни. Это я не про Бабеля говорю, это отдельная история. Массу всякой советской дряни – каких-то красных командиров, красных комиссаров, каких-то хороших следователей, чекистов, каких-то милиционеров. И у каждого, почти у каждого человека, была своя история, своя драма в семье, поскольку мы с вами живем в такой стране, где в истории любой семьи есть обязательно трагедия, так или иначе связанная с системой, с власть. С войной, или не с войной, а совсем даже с мирной жизнью, со временами репрессий.

У Юрия Яковлева… могу просто процитировать его слова: «Почти все мои родственники погибли в аресты 37-го года. Кто-то умер, сосланным в Казахстан, в тюрьме, другие были расстреляны. Мой родной дядька подвергся репрессиям в 34-ом и был расстрелян». Вот, представьте себе с таким багажом, с таким бэкграундом, как бы сейчас сказали, человек входит в систему большого советского искусства, искусства большого советского стиля.

Таких судеб очень много, похожих. Я могу вам в этом театре найти таких людей целую вереницу, в театре Вахтангова. И в этой связи вспоминаю все время признания Ады Роговцевой, замечательной актрисы, муж которой – Константин Степанков, был просто певцом советской власти, играл и ковпаков, и матросов, играл в знаменитой экранизации «Как закалялась сталь», играл … не помню, как его фамилия, его первый наставник, матрос… И потом играл без конца каких-то деятелей партии и правительства. И как она потом призналась, Ада, это всю жизнь сплошная боль. Блистательный артист, ненавидевший всеми фибрами души эту власть, с которой он прожил всю жизнь. Власть, которая уничтожила всех его родных. Здесь аналогичный случай. Я думаю, что вряд ли можно говорить о ненависти, поскольку Юрий Васильевич Яковлев действительно человек высокого аристократизма. И, я думаю, чувство ненависти, бешенства, ксенофобии в любой ее форме вряд ли было бы ему свойственно. Но, тем не менее, это биография, с которой человек живет. С которой он живет и проживает целую жизнь.

Давайте я еще напомню телефон - +74953633659. Мы говорим о Юрии Яковлеве, и если вам есть что сказать про него, если вы хотите поделиться своим видением этого замечательного артиста, если вы хотите рассказать про своего Яковлева – то, пожалуйста, позвоните в прямой эфир. Я с удовольствием вас послушаю вместе со всеми остальными. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Алло, Ксения, добрый день. Это Екатерина говорит.

К. ЛАРИНА – Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Конечно, Юрий Яковлев – большая потеря, ужасная. Эпоха уходит. В первую очередь, я хотела бы вспомнить Стива Облонский в «Анне Карениной» - потрясающая его работа. И еще в «Разговоре с Чеховым» у него был… документальный сериал такой, если помните, они ездили по местам чеховским, и на Сахалине были, в Мелехово, очень хороший был…

К. ЛАРИНА –Да, Екатерина, спасибо вам большое за то, что об этом вспомнили. Что касается Чехова, тоже абсолютно не случайный автор в жизни Юрия Васильевича Яковлева. Мне кажется, он просто им болел всю жизнь. Потому что он играл во всех постановках чеховских, которые шли в театре Вахтангова, сыграл самого Антона Павловича Чехова в легендарном спектакле «Насмешливое мое счастье». Замечательный спектакль. И, слава Богу, он тоже есть в фондах телевидения, его можно посмотреть, в Интернете тоже можно найти целиком. Чеховские интонации невероятно были близки Юрию Яковлеву. Абсолютно точно вы вспомнили про Стива Облонского. Например, одна из моих самых любимых ролей в фильмографии Яковлева – это Стива Облонский. Я этот роман очень люблю, и каждый раз, когда его перечитываю, всегда слышу интонации именно Юрия Яковлева. Мне кажется, это идеальное совпадение героя и личности артиста.

Но при этом была еще одна «Анна Каренина». Достаточно спорный был спектакль, но, тем не менее, это история. Это история театра Вахтангова. Спектакль, который ставил Роман Григорьевич Виктюк. В роли Анны Карениной была Людмила Максакова, и в этом спектакле Юрий Яковлев играл Каренина. Это было невероятно тяжело ему, потому что, конечно же, после экранизации знаменитой, где Каренина сыграл его коллега по театру – Николай Гриценко, сыграл блистательно, ему нужно было найти какую-то свою интонацию, свой образ, своего Каренина. И он это сделал. Это была лучшая роль в этом спектакле. На моей памяти, я его сейчас вспоминаю, этот спектакль, лучшая роль. Выходил под аплодисменты. И он тоже, кстати, как и Гриценко, придумал себе и грим, и походку, и манеру речи. Но это был абсолютно другой Каренин, Каренин Юрия Яковлева.

Давайте еще звонок. Пожалуйста, +74953633659. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Алло, здравствуйте. Ольга Васильевна, Московская область. Вы знаете, все забыли… ни разу не слышала, моя, можно сказать, любимая роль Яковлева – «Опасный поворот».

К. ЛАРИНА – Это Басов.

СЛУШАТЕЛЬ – Экранизация Пристли «Не будите спящую собаку». Там настолько фильм идеальный, он настолько хорош, все так играют. А Яковлев – ну, нечто. Я так люблю этот фильм, смотрю его.

К. ЛАРИНА – Ольга Васильевна, спасибо тоже вам говорю. Одна из моих самых любимых тоже телевизионных работ. Почти наизусть ее помню, пересматриваю каждый раз, когда ее показывали. Он играл главную роль, все его обманывают… Сэр Роберт, по-моему. И для него открываются просто все люди, окружавшие его, которых он любил всю жизнь.

СЛУШАТЕЛЬ – А потом – раз – и все оказывается, поворот сюжета, и все хорошо на самом деле. И сюжет, и какие актерские работы! Шуранова там, Басов – великолепно.

К. ЛАРИНА – Руфина Нифонтова там играла.

СЛУШАТЕЛЬ – Да, да.

К. ЛАРИНА – Спасибо большое за эти воспоминания. Действительно, конечно, одна из центральных его работ именно в телевизионном эфире, на телевидении. Замечательная. Тоже, кстати, абсолютно они тогда играли… Это была английская драма, английский детектив, но они настолько были настоящими аристократами английскими, что ни у кого даже сомнения не возникало, что это советские артисты играют. Замечательно, этот талант, безусловно, талант и мастерство. И стиль, чем отличается, кстати, еще Юрий Яковлев и представители его поколения. У каждого свой стиль, как у художника, у каждого свой почерк. Это большая редкость. Это, помимо таланта, еще невероятный рост личности происходит в течение всей жизни. Этому сейчас не учат. Этому сейчас учить некогда.

Я об этом тоже часто думаю, откуда тот же Василий Семенович Лановой – человек из простой совсем семьи. А всегда на него смотришь, «в ролях», особенно «в ролях», особенно когда он Вронский, или красный командир в фильме «Офицеры», Иван Варавва. Все равно ощущение какого-то дворянского, аристократического происхождения. Я думаю, что это не просто умение сыграть. Это сыграть невозможно, это либо есть, либо этого нет. Это умение учить, у них были потрясающие учителя. Потрясающие. Это все были учителя, люди, которые их учили в Щукинском училище, во МХАТе, в том же ГИТИСе и в Щепкинском училище – это все представители совсем другой России, другой страны, другой истории. Когда мы говорим «через одно рукопожатие». А здесь было не через одно рукопожатие, а прямое рукопожатие из другой эпохи. И все, что эти люди сумели передать своим ученикам, они это всю жизнь несут. Сегодня мы лишены этого, к сожалению. Сегодня очень мало кто способен говорить именно о воспитании личности в институте или школе. Ну, да, азы мастерства какие-то, да и то не у всех получается. Таких учителей уж нет.

Кстати, все эти люди – Юрий Васильевич Яковлев в этом смысле не исключение – они с такой благодарностью вспоминают своих учителей, помнят их каждого по именам, начиная от мастеров курса, которые преподавали актерское мастерство. Цецилию Львовну Мансурову в каждом интервью все время вспоминала Юрий Васильевич Яковлев. Но и помнят всех, кто преподавал и этику, и сценическую речь, и сценическое движение, и все образовательные предметы, и литературу, и историю театра. Это, конечно, дорогого стоит. Поэтому они такие и были – воспитанные совсем другой страной.

Давайте еще звонок. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Да, добрый день. Разрешите выразить глубокое соболезнование в связи с уходом любимого, многопланового актера, с уникальным голосом. Юрий Яковлев был легок, естественен, ярок, остроумен в комедийных ролях в кино и на театральной сцене, глубок, тонок, изящен в образе Чехова в «Насмешливом моем счастье». Непревзойденный князь Мышкин в фильме Пырьева «Идиот». Великолепный образ создан в прекрасном спектакле «Пристань». Надо сказать, что этот актер, светлая ему память – он навечно в сердцах зрителей, которые когда-либо видели, слышали его. И хочу отметить –такой великолепный документальный фильм создан был в апреле нынешнего года, где мы увидели Яковлева как человека достойного, скромного, остроумного.

К. ЛАРИНА – Да, это был фильм, который был сделан к его 85-летию. Как вас зовут, простите?

СЛУШАТЕЛЬ – Этери из Москвы.

К. ЛАРИНА – Спасибо, дорогая Этери. Вы замечательную речь произнесли, мне остается только вам сказать огромное спасибо и просто поаплодировать замечательному языку и замечательному умению выразить свои чувства и мысли.

Конечно же, хочется вспомнить и сказать тоже слова поддержки всем друзьям и близким Юрия Васильевича Яковлева. У него была не одна семья, но в итоге она вся – одна семья. У него поразительного таланта ребята, дети, которые уже взрослые дети. Это актриса Театра Сатиры Алена Яковлева, это режиссер Антон Яковлев, который работает с такой самоотдачей, с такими материалами потрясающими. Он работает на разных сценах, но, по-моему, основная его площадка – это Московский художественный театр, он там сделал несколько спектаклей. То, что я видела – «Крейцерова соната», то, что я видела – «Дуэль». Антон Яковлев работает с классическими текстами и блестяще это делает. Это, конечно, талант, который по наследству передается. Конечно, Алексей Яковлев, замечательный артист, который, к сожалению, ушел из театра, не захотел работать больше артистом, а мог бы вполне себе яркую карьеру сделать театральную. Он очень яркий парень. И сейчас подрастает уже следующее поколение – уже внуки. Маша Козакова, которая соединила в себе черты рода Яковлевых и Козаковых. Это тоже удивительное совершенно сочетание, и дай Бог ей удачи. Ну, и много можно назвать еще других, и маленьких совсем, и юных, у которых все еще впереди. И дай им Бог талантливой и яркой жизни. Я думаю, что, конечно, эту фамилию они будут нести с гордостью и с ответственностью.

У нас время заканчивается. Давайте, я хотела дать фрагментик небольшой из «Без вины виноватые». Это спектакль Петра Наумовича Фоменко, которого тоже, увы, тоже уже нет на свете. Но спектакль, который вахтанговцы очень любили, очень любили. Действительно настоящий звездный состав занят в этом спектакле. Они его играли достаточно редко, но спектакль удивительный. Тут небольшой фрагмент, где вы услышите голос Юрия Васильевича Яковлева.

ФРАГМЕНТ СПЕКТАКЛЯ «БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ»

К. ЛАРИНА – Ну что же, мы должны уже заканчивать нашу программу. Напомню, что сегодня вы еще услышите голос Юрия Васильевича Яковлева после полуночи в программе «Вот так». И там мы тоже собираем фрагменты, которые есть в звуке, для того чтобы вы успели вспомнить и те роли, которые мы сегодня не вспоминали, и еще раз послушать этот божественный голос.

Я со своей стороны тоже могу еще раз сказать, что памяти кланяюсь этого великого артиста. Это действительно великий артист, великий человек. И благодарю судьбу, за то, что мы успели… я успела его увидеть и в театре, за то, что он мимо проходил, коснулся, и за то, что он был у нас в гостях, и я с ним общалась. Это великое-великое счастье, что такие люди рядом с нами были. Спасибо ему.

ПЕСНЯ «ДУЭТ КОРОЛЯ И АНДЖЕЛЫ» (Ю. ЯКОВЛЕВ, А. ПУГАЧЕВА)