Купить мерч «Эха»:

Останкинский - Мой район - 2021-07-03

03.07.2021
Останкинский - Мой район - 2021-07-03 Скачать

Сергей Бунтман

15 часов 6 минут. Сергей Бунтман у микрофона. И мы сегодня с вами путешествуем, продолжаем путешествие по Москве и отправляемся в Останкинский район. Останкинский район – это не только собственно Останкино, не только телевидение, не только башня, не только ВДНХ, но это еще и огромный Ботанический сад Академии наук. Это ещё вот такой треугольник, который идёт, если смотреть, это треугольник, то вот здесь у нас будет проспект Мира, вот так вот с этой стороны, а правее взять, западнее будет отходить Октябрьская железная дорога, Николаевская железная дорога. И вот из этого треугольника вырастает у нас Останкинский район. И там у него вся вплоть до улицы Сергея Эйзенштейна, вплоть до ВГИКа там уже, до Ростокино, до Свиблово практически с маленькими такими кусочками. И вот по Ленинградской дороге, а затем по Академической… Ботанической улице вот этот район. Но сколько он себе содержит всего замечательного, потрясающего. И, конечно, сегодня речь пойдет и об останкинском телецентре. У нас есть те люди, которые расскажут и о ВДНХ, и «Рабочем и колхознице», и о павильоне Иофана, и величайшей его когда-то скульптуре «Рабочего и колхозницы», которая наконец-то поднялась на свою приемлемую высоту. Это небольшие улицы, которые между проспектом Мира и железной дорогой существуют такие, как чудесные сейчас по-новому застраиваемая улица Годовикова, это небольшой улица Бочкова. Это многое-многое, что приятно вспомнить. И собственно фасады проспекта Мира, вот эти пышные сталинская фасады и пост-сталинского уже брежневского времени здесь стоят такие башни со знаменитым и прекрасно знаменитом и печально знаменитым магазином «Океан». Вот как раз всё это относится к Останкинскому району.

Ну, вот, дорогие друзья, Дмитрий у нас в 87-м году, будучи проездом в Москве с группой школьников, не попали в мавзолей, но побывали около Останкино. Это очень хорошо. Сейчас мы послушаем московские новости. Но до этого я хочу задать вам вопрос. Сегодня мы разыгрываем pdf районов в электронном виде естественно Останкинский, а дальше Мещанский, Ростокино мы сделаем и Марьину рощу. То есть четыре района. Ростокино, Останкинский, Мещанский, Марьина роща. Так что здесь мы окружим. У нас нет одного района, который примыкает. Это горячо любимый мной район Алексеевский. Но Алексеевский выйдет в июле. Вот выйдет в июле.

«Скажите, пожалуйста, - сразу отвечу на вопрос, - есть ли связь передачи по радио и журналом в почтовом ящике? Прошла передача по Якиманке. Когда ждать журнал?» Ольга, здесь связь противоположная, обратная. За… Мы делаем передачи только по тем районам, где есть уже давно журналы. Дамир пишет: «Останкинская башня выше Эйфелевой». Да. Ну, мы еще поговорим с вами и про башню, и про всё. А сейчас +7 985 970 45 45. Вы отвечайте, пожалуйста, на вопрос, какое главное здание на улице Королёва, 12, здание телецентра называется АСК-1. На Королёва, 19 чуть-чуть наискосок называется АСК-3. А где же у нас в Москве находится здание АСК-2? Пожалуйста. Где оно находится? Даже можете улицу сказать. Вы её все прекрасно знаете. Итак, где находится АСК-2? А пока московские новости, Ольга Журавлева.

Ольга Журавлева

Повторную прививку от коронавируса нужно сделать через 6 месяцев после первой вакцинации. Такие сроки установлены врачами в связи с напряженной эпидемиологической ситуацией. На данный момент в Москве в наличии двухкомпонентный «Спутник-V» и новый однокомпонентный «Спутник Lite». Выбрать можно любую вакцину вне зависимости от того, каким препаратом была сделана первая прививка. С 1 июля пройти ревакцинацию можно в павильонах «Здоровая Москва». С 5 июля откроется запись в 12 городских поликлиниках.

Посещать кафе и рестораны в Москве теперь разрешено только тем, кто прошёл вакцинацию от covid-19, переболел либо имеет отрицательный ПЦР тест, что неизбежно снизило посещаемость кафе и ресторанов. Для смягчения последствий введенных ограничений Правительство Москвы утвердило пакет дополнительных мер поддержки предприятий общественного питания. Они получат отсрочку по уплате арендных платежей за третий квартал текущего года. Общепит включён в программу предоставления субсидии малому и среднему бизнесу. Некоторые предприятия смогут также получить льготные кредиты на пополнение оборотных средств. Почти 1200 рестораторов столицы могут перенести арендные платежи. А всего московским предпринимателям с начала года одобрено 500 заявок на субсидии и гранты для бизнеса.

Москва создает новую транспортную систему, которая прослужит еще много десятилетий, говорит мэр города Сергей Собянин. Новая транспортная система включает обширную дорожную сеть метро и дорожную инфраструктуру. Москва в рекордные сроки открыла движение по Московскому центральному кольцу, создала два московских центральных диаметра. В планах на ближайшие годы окончание строительства Большой кольцевой линии метро и 1-го участка новой Троицкой линии, продление веток метро до аэропорта Внуково и района Северный. Особое внимание уделяется созданию комфортных пересадок с одного вида транспорта на другой и удобной билетной системы.

Москва тем временем заняла первое место в мире по эффективности работы городского транспорта по индексу Mckinsey за 2021 год. В Москве, по словам Максима Ликсутова, самое низкое время ожидания метро, одна из самых высоких скоростей движения общественного транспорта в утренний час-пик, а также одна из самых высоких долей выделенных полос относительно протяженности улично-дорожной сети.

Москва стала третьей в рейтинге самых привлекательных для жизни мегаполисов. Первую строчку занял Нью-Йорк, на 2-й – Лондон. Таковы результаты исследования «Город для каждого», которое было представлено на Московском урбанистическом форуме. Всего эксперты оценивали 16 мегаполисов, сравнивая уровень жизни, экономические возможности, отношения общества и власти, динамику позитивных изменений в жизни горожан. В сравнении с 2010 годом Москва входит в число лидеров по скорости позитивных изменений. По многим показателям российская столица опередила Сингапур, Сидней, Париж, Берлин и Токио.

1 июля исполнилось 9 лет с момента присоединения новых территорий к Москве. На новых территориях создано 2 административных округах Троицкий и Новомосковский. В их состав вошли 19 поселений и 2 городских округа Троицк и Щербинка. За прошедшие годы население ТиНАО увеличилась в два с половиной раза. На новых территориях построено более 100 социальных объектов, создано свыше 182 000 рабочих мест, открыто 8 станций метро, благоустроены десятки парков и скверов.

Медицинские карты для образовательных учреждений Москвы перевели в электронный формат. Это избавит родителей будущих школьников и воспитанников детских садов от сбора лишних справок, сообщает заместитель мэра Москвы Анастасия Ракова. Медкарта будут оформляться врачом в поликлинике в электронном формате с использованием единой цифровой платформы здравоохранения столицы.

С. Бунтман

Ну, вот Ольга Журавлёва. Пришли мне правильные ответы, но я правильный ответ не назову, а победителей назову. Сейчас объясню почему. Правильно ответили, где находится АСК-2, ответили Наталия – 7790, Вениамин – 3266, Ирина – 2618, Елена – 2710. Я не скажу, потому что вам мой коллега даст правильный ответ, и через минуту-другую мы его послушаем здесь. Мы послушаем нашего замечательного коллегу Михаила Куницына, радиоведущего и ведущего программы «Винил» у нас на радио, которую я очень люблю, например. И он режиссёр программы «Время» с 90-х годов по 2013 год. Но до этого я бы хотел дать вам один кусочек из 1966 года. Это был телевизионный такой вот репортаж, была разрисовка, когда отправляются из старого телецентра, отправляются журналисты в Останкино. Сначала там стройка, огромное поле, где расчищают и рушат дома, абсолютно такие вот симпатичные деревянные дома конца XIX века. Смотрят на бывшую церковь, построенную, кстати, крепостным мастером. Изумительная церковь в Останкине. Смотрят на дворец и смотрят, как здесь будет располагаться. И вот они видят примерно то, что я в детстве видел из своего окна, только близко. Наше окно выходило на север с Мещанской улицы, с переулка Васнецова. И я видел, как вырастает вот нечто, вырастает такая вот… такой… сигарообразная трубка вырастает вдалеке. И у неё пупочка такая образовалась. И вот сейчас как раз этот репортаж, несколько секунд, он будет о том, как… что это было такое.

Звучит репортаж 1966 года.

С. Бунтман

Ну, вот это так вырастала Останкинская башня. Но здесь подхватывает нас, только внимательно его слушайте, и вы узнаете от него ответ на вопрос, где находится АСК-2, но сразу он подхватывает эту тему. Михаил Куницын.

Михаил Куницын

Когда-то в детстве я предполагал, что все дикторы и герои программ, а также работники телевидения поднимаются на Останкинскую башню, и оттуда попадают в эфир. С таким наивным представлением я столкнулся, уже работая на телевидении. Оказалось всё совсем не так. Тысячи работников телевизионного центра находятся в 2-х зданиях на улице Академика Королёва. Первое здание Академика Королёва, 12 или аппаратно-студийный комплекс-1, АСК-1, построен в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции. И собственно именем 50-летия октября его и наградили, обозвали. Второе здание АСК-3 или Академика Королёва, 19 расположено напротив, всего через дорогу, и построено в 80-м году к Олимпиаде. Многие спрашивают, а где же АСК-2. Отвечаю. Аппаратно-студийный комплекс-2 – это Шаболовка. Между собой два здания в Останкине соединены подземным служебным переходом, о котором ходят легенды. Говорят, что рабочие так торопились к Олимпиаде, что закопали каток, который укладывал асфальт в этом подземном переходе. Улица Академика Королёва, 12 или АСК-1 – это большое здание площадью 154 000 квадратных метров, 13 этажей, 60 студий, транспортные коридоры, по которым может свободно проехать грузовой автомобиль. Всевозможные костюмерные, гримерные, хранилища, рестораны, магазины, парикмахерские. По сути дела это такой город в городе, где ежедневно находится не менее 10 000 человек.

Аппаратно-студийный комплекс-3, построенный к Олимпиаде или Олимпийский телерадиокомплекс – здание более приземистое. Про него тоже есть интересная история. Говорят, что оно построено неправильным расположением, что парадный вход смотрит на платформу Останкино. Но скорее всего это легенды. Но тем не менее тот выход, который ведет к платформе называют задним проходом. Именно через него в 93-м году эвакуировались сотрудники из-под обстрела, когда около телецентра шли боевые действия. В советское время практически все программы центрального телевидения выходили в эфир из Останкино. Сейчас там остались только «Первый канал», «НТВ» и канал «ОТР». Практически все остальные переехали уже в другие локации в городе, где гораздо меньшая аренда, потому что телевизионно-технический центр свои помещения всем каналам, которые расположены в Останкине сейчас, даёт в аренду и достаточно, насколько мы можем понимать, дорогую. Внутри АСК-3 Олимпийского телерадиокомплекса находится знаменитая потемкинская лестница. Огромная мраморная лестница, которой практически никто никогда не пользовался. В ней сейчас организован Музей телевидения. Ну, такой замечательный художественный фильм, который назывался «Чародеи», вот всего снимали в коридорах Останкино, в АСК-3. И герой Семёна Фарады, бегая по этим коридорам, кричал: «Люди, кто так строит?!» И, конечно, без опытного провожатого, впервые оказавшись в останкинских коридорах, можно заблудиться. Но я надеюсь, что каждый, кто оказывается там, дорогу верную всё-таки найдёт.

С. Бунтман

Это Михаил Куницын. Я напоминаю, что он работал на программе «Время» режиссёром в 90-х и вплоть до 2013 года. И вы по средам слышите его у нас передачу… его передачу «Винил» в 23 часа 5 минут. Но вот, ну, вы поняли из того, что рассказывал Михаил Куницын, что тот самый загадочный АСК-2 вовсе не между АСК-1 и АСК-3, а он находится на Шаболовке. Вы мне называли еще несколько адресов, например, Краснобогатырскую улицу называли люди, но там находятся здания, в которых арендует, например, телеканал «Мир» арендует здание. На самой рядом с останкинским телецентром на Аргуновской улице… На Аргуновской улице находится несколько зданий тоже, которые принадлежат разным телекомпаниям. Так что это разрослось всё.

«Помню страшный пожар в Останкино», - пишет Дмитрий. Да, была… Едем-едем, помню, и вдруг чего-то горит. Я помню, что встретил я этот уже разгорающийся пожар именно при проезде по Шереметьевской улице, которая от Третьего кольца вот ведет туда в Останкино. Что касается истории, которую рассказал Михаил Куницын, история про… не каток, но бульдозер. Это знаете, ну, примерно так получается в стиле армянского радио, не выиграл, а проиграл, а так всё понятно. И забыли его, в общем-то, что достаточно достоверно, замыкая нулевой цикл. Вообще-то он был на стройке самого Олимпийского телецентра, который сейчас АСК-3. Дело в том, что эти истории у нас ходили, я уже работал на иновещании уже после Олимпийских игр, и туда сотрудников на субботники постоянно в 70-х годах постоянно туда отправляли. И да, главный вход обращен совершенно в другую сторону, не к улице Королёва. Поэтому такая странность существует. Ну, вот из одного выпуска радиофакультета МАИ многие попали в строящиеся здания, это Павел пишет нам. АСК-1. Ребята старшие рассказывают, что зрелище страшненькое на верхних этажах, когда весь день реально раскачивается подъёмный кран. Ну, да. Вот те, кто видел, как это строилось, как строился АСК-1 в Останкине – это, конечно, конструкции… каркасно-панельный дом. Вот строится каркас бетонный, собираются эти конструкции, и на них кладутся плиты, перекрытие и навешиваются внешние, то, что получается стенами.

«Я тоже помню пожар, - пишет Наталинка. - Мы тогда пошли как раз на нее на экскурсию». Я единственный раз был наверху башни в ресторане «7-е небо», ну, единственный раз я был на свадьбе нашего коллеги, к сожалению, его уже нет с нами, нашего коллеги в начале 90-х годов. Вот. Так что смотрите, здесь… Когда ещё никакого не было телецентра, нас всё время возили кататься на лыжах. У нас с нашей улицы Гиляровского, с Больничного переулка, ещё вот когда только начинал строиться центр, мы были в младших классах, и нас всё время туда возили в останкинский парк. Я аж вздрогнул. Я уже даже и не совсем твердо помнил, что это парк имени Дзержинского был, потому что всё это был Дзержинский район. Потом плавно он переходил в Бабушкинский район. И вот здесь писал… Базилио писал, что был 100 раз у друзей на Годовикова и всегда считал, что это Алексеевский район. Нет, это Останкинский район. Годовикова я тоже очень хорошо помню, там был… Там был… жил мой лучший школьный друг, к сожалению, его тоже нет на свете уже. Лучший школьный друг Александр Иванович Щедров, замечательный переводчик, замечательный вообще был человек. И там, конечно, я очень много провел времени у него на улице Годовикова. Но считает у нас Лариса, по-моему, считала, что… считает, что Алексеевский вот на той стороне от ВДНХ, что он гораздо зеленее и уютнее. Но там туда дальше уже за улицу Бориса Галушкина, там тоже строят огромные здания и строят их на территории 40-й больницы, а саму больницу переводят далеко. Да, это очень… очень такая история мучительная.

«А куда выходит главный фасад АСК-1?» На пруд! В советское время его ставили. Да. Его ставили так, чтобы пруд был большим партером перед телецентром. Там модернистский портик к пруду. Да. А сейчас там парковка и забор. Утрачены замыслы советских архитекторов. Об утраченных замыслах у нас ещё пойдет речь во второй части нашей программы. И вот здесь вспоминают по ассоциации с «Чародеями», я был в отеле в Суздале и видел конёк на крыше, где восседал Гафт в «Чародеях», и видел зал, где Шамаханская спускалась по винтовой лестнице и зимний сад видел. Но это Суздаль, а не Останкино. А вот переходы – это прямо в Останкине было, вот эти переходы и стеклянные люди… люди. Вот дубовая роща рядом с телецентром. Павел Кузнецов… Павел Кузнецов много написал. И вот он может не от… А нет, на третий вопрос он может не отвечать, потому что он в чате дал на него ответ заранее.

И я вам задам вопрос другой. Есть монумент Покорителям космоса. Мы несколько слов скажем и об аллее Космонавтов. Вот монумент Покорителям космоса, у подножия которого сидит Циолковский. Там наверху ракета. Он такой вот темно-блестящий как солнечные батареи. Так вот почему, глядя на монумент Покорителям космоса, космонавты частенько говорили, что это, судя по всему, аварийный запуск? Почему это ненормальный, а аварийный запуск говорили космонавты, когда смотрели на монумент Покорителям космоса? +7 985 970 45 45.

А вот вы знаете, что сначала был… была аллея Космонавтов, она шла прямо от уголка напротив кинотеатра «Космос» и шла прямо вот туда к монументу Покорителям космоса, туда поднималась вверх к главному входу ВДНХ. И на ней поставили первых космонавтов. И потом надо было решать внутреннюю проблему. Чуть поодаль поставили большие скульптуры. Там были просто головы первых космонавтов. Но была большая проблема, когда поставили две большие скульптуры Королёва и Келдыша потом уже. А вот куда ставить Комарова Владимира Михайловича, который погиб в 67-м году, он погиб. И вот ему поставили тоже вот бюст. Он стоял чуть поодаль тогда. Но потом уже стало более-менее всё равно, потому что гибели были, и много стало космонавтов. Ну, вот аллея Космонавтов, её потом перенесли. Она очень уютно так располагалась и уходила туда к улице Королева. Давайте послушаем новости, а потом продолжим.

**********

С. Бунтман

Ну, вот тем же самым нашим галопом из оперетты Шостаковича «Москва, Черёмушки» мы с вами отправляемся вовсе не в Черёмушки. Мы возвращаемся в Останкино. Ну, здесь много отвечали, почему космонавты сказали, ой, внештатный запуск, когда смотрели на монумент Покорителям космоса. Ну, всё правильно. Нормальный запуск вертикальный, а это как-то вот… вот у нас идёт под углом. Правильно ответили Владимир – 1736, Сергей, у которого только есть mail, но все равно мы до него доберемся, Татьяна – 2759 и Юрий – 3230. Да, e-mail обязательно надо указывать, потому что мы вам тогда сможем прислать pdf журналов районов Останкинский, Марьина роща, Мещанский и Ростокино. Да, вот угол наклона ракеты говорит о том, что это внештатный запуск. Вот очень хорошо. Вот такая ситуация… Вот Сергей как раз нам пишет, считается аварийной, ведь топливо в ракету заливает ровно столько, чтобы выйти на орбиту по кратчайшему пути, то есть перпендикулярно. Мне очень нравится, когда вы подробно отвечать. Дальше говорят, что памятник собирались по оси ВДНХ установить. Но вообще было несколько вариантов этого памятника. Мне кажется, этот очень удачный, и хоть внештатный запуск, но это такая хорошая очень вертикаль, которая есть в Москве, и как раз на подъезде она видна, когда едешь по проспекту Мира. Это очень здорово всё видно.

Достаточно зелёный район, конечно, Останкинский. И Ботанический сад, и ВДНХ – достаточно зелёные места. И места, которые были зажаты вот, например, между Шереметьевской Аргуновской улицами зажат… все эти места, которые были зажаты между железной дорогой. И как-то трудно было привести в порядок. Вы вспоминаете завод «Калибр». Завод «Калибр» очень славный, конечно. Очень славный. Но завод «Калибр» не красил пейзаж ни улицы Годовикова, где он находился. А там очень странные названия есть, хотя они логичные. Есть улица Цандера. Здесь продолжается космическая тема, или она здесь начинается, а продолжается напротив на той стороне проспекта Мира в Алексеевском районе. Звёздный бульвар – это очень и очень приличное место. Есть то ли анекдот, то ли легенда. Когда проектировали монумент Покорителям космоса художники спросили, как выглядит ракета. Кто-то перебдел с секретностью и показала Фау-2. Она оказалась на монументе. «Вообще-то похоже», - пишет Леонид. Но ракета там весьма условная такая, немножко похожа на ракету из журнала «Крокодил».

«Во время пожара, - на башне имеется в виду, - я наблюдала с биноклем в руках за вертолетом, который кружил вокруг шпиля. Тогда был реальный риск её обрушения. Но всё обошлось. Башня выстояла». Да, Галя, я помню, это было очень и очень тревожно. И тревожно было за всё: и за саму башню, и за окрестные кварталы. И тревожно было за всю аппаратуру, которой напичкана… напичкана башня. И наши… После пожара наши передатчики тоже… FM-частоты, их перевели в другое место. Вот здесь ещё… А! Тут такая история совершенно драматическая, Елена пишет нам: «Помню как перед сдачей в строй телецентра нас посылали туда сжигать в печах строительные леса. Ребята, у которых были дачи, умоляли разрешить взять с собой доски. Но доктор сказал в печку, значит, в печку». Да, это очень жаль. Это очень жаль.

А скажите, пожалуйста, вот о людях вопрос. Павла Кузнецова прошу не отвечать, он уже ответил. Хотя он может с легкостью и выиграть у нас pdf районов Останкинский Мещанский, Ростокинский и Марьина роща. Скажите, пожалуйста, как связан… Это вопрос на скорость. Как связаны лётчик Бочков и артист и писатель, режиссер Василий Шукшин? Итак, как связаны лётчик-ас, которого считают третьим после Покрышкина и Кожедуба, считали… Как связаны летчик Бочков и Василий Шукшин? Пожалуйста, ответьте. +7 985 970 45 45 и обязательно свой адрес, свой адрес электронной вы… вы укажите. Так. Ну, вот сейчас я думаю, что нам с вами стоит пойти немножко дальше и пройтись по проспекту Мира за главный вход ВДНХ и увидеть замечательную скульптуру. Но скульптура эта только не так давно, как вы сейчас и услышите, обрела свою нормальную высоту, на которой она расположена. Даже когда построили огромный дом уже в Алексеевском районе, построили на той стороне проспекта Мира дом на курьих ножках, вот дом многоножки такие вот сделали, когда большие очень дома появились, всё равно казалось, что она, ну, не так несколько стоит. Это «Рабочий и колхозница», замечательное произведение Веры Мухиной. Но и о ней и о павильоне 37-го года директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева.

Елизавета Лихачева

Советский павильон в Париже в 1937 году строил его архитектор Борис Иофан. Он выиграл внутренний конкурс. Его павильон сразу по замыслу архитектора должен был венчаться статуей. За основу Борис Иофан взял довольно известную статую периода поздней архаики греческой, которая называется «Тираноборцы». Сейчас одна из НРЗБ копий стоит во археологическом музее в Неаполе. Причем он изначально придумал идею, что это должен быть рабочий и колхозница. И дальше воплотила ее незабвенная Вера Мухина, которая сделала, ну, завершила павильон и сделала абсолютно гениальным. Вообще павильон Иофана в Париже – это, конечно, совершенно удивительно произведение, потому что если мы все вспомним с вами 37-й год, то 1-я ассоциация, которая у нас НРЗБ помимо 100-летия смерти Пушкина, которое довольно широко праздновалось в Советском Союзе почему-то, это и самый страшный год сталинского террора. Это большая чистка, большой террор, в ходе которого погибли миллионы людей, но тем не менее павильон Бориса Иофана, он отражает совсем другие вещи, совсем другие идеи. Когда парижане увидели этот павильон, это был павильон страны молодой, динамично развивающейся, в которой свободные, креативные люди. И те вещи, которые были там представлены, в частности дворец советов того же Бориса Михайловича, – это движение советской индустриализации, советской коллективизации, тех процессов, которые шли в Советском Союзе, все это, конечно, мир поразило. Более того павильон Иофана выиграл негласное соревнование с павильоном 3-го рейха, который был построен по проекту Шпеера, ровно напротив павильона Советского Союза. И павильон Шпеера проиграл спор по всеобщему мнению. То есть павильон Иофана несмотря на то, что он был ниже значительно, чем павильон Шпеера, оказался более выразительным, более интересным, чем павильон 3-го рейха. На выходе мы с вами получаем совершенно удивительное произведение, которое безусловно как любое искусство отражает страну, но НРЗБ это не то отражение, которое мы ожидаем увидеть, услышав про сталинский СССР 37-го года. И, на мой взгляд, это довольно интересный памятник, потому что НРЗБ Иофана не врёт, и Иофан не врёт. Советский Союз действительно был страной молодых, относительно свободных и вообще свободных, динамично развивающихся людей. И это абсолютная правда. Но в тоже время у этой правды была изнанка, и судьба этого павильона после 37-го года ярчайший тому пример. И Иофан, и Мухина мечтали о том, что статуя, которую поставили у восточного входа ВДНХ встанет на необходимый постамент. Даже в архиве Иофана сохранились рисунки, где он придумывает обе… эту статую возвращает её на ту высоту, на которой она стояла изначально. В конечном итоге возвращение статуи на высоту павильона состоялась только уже после распада Советского Союза. и там была довольно спорная история реставрации «Рабочего и колхозницы», которая по сути привела к утрате памятника. Но тем не менее вот эта идея – да? – невероятно визуально привлекательная до сих пор имеет довольно большое воздействие на людей. И во многом наше представление о сталинском СССР 37-го года формируется обликом этого павильона.

С. Бунтман

Это Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры имени Щусева. Ну, вот смотрите, здесь спрашивает, чем отличается колхозница от совхозницы. Интересными проблемами занимается чат. Нет, я шучу, конечно. Это, ну, вообще слово «совхозница», оно не употреблялось практически. Колхозница – это работница колхоза. Совхоз – это государственное предприятие. И вот, как здесь правильно пишут, колхоз – это считался кооперативной собственностью. Изумительная скульптура, конечно, Веры Мухиной. Прекрасная. И то, что её подняли на должную высоту, это очень здорово. Вы великолепно ответили на вопросы, которые касаются, чем с… вот как связаны замечательный лётчик Бочков и великолепный писатель, актёр и режиссёр Василий Шукшин. Василий Шукшин жил в таком обычном советском доме на улице Бочкова со своей семьёй. И можно было и встретить и Шукшина, и Лидию Федосееву можно было встретить с девочками там, происходившими… происходившими по проспекту Мира. Вот там вот всегда здесь… Мы же ходили всё время… по всяким делам ходили в «Детский мир», который располагался в стилобате дома, построенного вдоль проспекта Мира. И я помню, как только появились, это была большая редкость, никакие не ещё… появились такая штука как страшные бумажные подгузники какие-то, они гигантских размеров и несгибаемые были, и продавались в гигантских же пачках. И я помню как китайский кули, потому что я не влезал ни в один автобус там 98-й, 714-й, который потом появился, я шёл вот до Павла Корчагина как китайский кули, нагруженный этими подгузниками для Евгения Сергеевича. Вот. Да, на доме 5 находится мемориальная доска Шукшину.

Удивительный диалог павильонов. Вот Юрий, Вы молодец, это спасибо Вам большое. Удивительный диалог павильонов 37-го года с Всемирной выставки и 67-го года монреальский павильон. Совершенно разные архитектуры, но потрясающая общность летящей, вот взлетающей эстетики. Да, во многом монреальский павиньон… павильон, конечно, вдохновлялся, вдохновлялся вот тем, что сделал Борис Иофан тогда в Париже в 37-м году.

«Говорят, что через 9 месяцев после пожара был всплеск рождаемости, - Василий пишет, - в Москве». Ну, потому что телевизора не было видно. Ну, может быть. Может быть, конечно. Ну, это всегда так представляется нам. Владимир правильно ответил про Бочкова и Шукшина – 1736. Нет, это 3-й… Это второй вопрос. Да, это я уже… Да. А здесь Олег, простите, – 8836, Катя – 3205 и Андрей – вот 90… 0026. Вот у него как. Максим – 1497. Ну, вот давайте сейчас мы с вами заглянем в главное пространство, если не брать, конечно, зелёные огромные… огромную территорию Ботанического сада, то как проход к Ботаническому саду ещё ко всему в то, что было когда-то… Вы представляете себе, вот вся Шереметьевская замечательная гигантская усадьба, их сады и леса, всё, что принадлежало, ведь это всё спускалось, и Марьина роща – это часть этого. А потом, кстати говоря, и вот невзгоды Марьиной Рощи такие и с населением, с заселенкой этого и с бандитизмом, они происходили от того, что была отделена от той северной части шереметьевских владений вот той самой сначала николаевской железной дорогой, а потом была соединительная ветка и виндавская железная дорога. Там всё время эти железные дороги в разных местах они пересекают Шереметьевскую улицу.

Ну, вот, друзья, давайте сейчас отправимся на ВДНХ, музей ВДНХ. И Павел Нефёдов, куратор музея ВДНХ нам всё и расскажет.

Павел Нефёдов

Район, который сейчас называется районом ВДНХ начался с усадьбы и парка Останкино. Это были владения Шереметьевых. И они к 30-м годам прошлого века были сравнительно пустыми. И вот на этой территории была создана Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. И с 39-го года это стало одним из самых популярных… популярных районов Москвы. Сюда ежегодно приезжали сотни тысяч и миллионы человек. И вот так с годами территория выставки расширялась, становилась всё более разнообразной. Здесь появлялись новые возможности для проведения времени и для обучения, и для развлечений. Постепенно вокруг ВДНХ, к тому времени выставку уже переименовали в ВДНХ, вокруг появлялись новые пространства, новые достопримечательности. Так в 45-м году был заложен Ботанический сад. И сейчас Ботанический сад, парк Останкино и ВДНХ – это фактически единая территория с точки зрения посетителей, которые свободны здесь гуляют. И всё время все эти годы у территории ВДНХ оставалось главное. Это было выставка. Это было место, связанное с ощущением чего-то необычного, чудесного, самого передового и самого нового. И в середине 60-х годов вот это ощущение достигло своего пика, потому что на ВДНХ стали появляться экспонаты, связанные с освоением космоса. И через какое-то время весь район ВДНХ стал фактически восприниматься как такая самая главная витрина космических достижений в Москве и в Советском Союзе. Так был построен монумент Покорителям космоса, который находится рядом с ВДНХ. И здесь недалеко находится музей-усадьба Королёва и самый главный павильон, самый крупный павильон ВДНХ – это павильон «Космос». И эта традиция сохранилась и возродилась уже в наше время. Сейчас территория ВДНХ – это опять место, где можно увидеть самые интересные, самые необычные космические экспонаты. Во-первых, сохранилась и стоит на прежнем месте ракета Гагарина, ракета «Восток». За ней находится павильон «Космос», в котором сейчас размещается центр «Космонавтика и авиация». И также недалеко находится космический корабль «Буран».

Теперь, наверное, два слова про Музей ВДНХ. В арке главного входа уже 2 года работает музей ВДНХ. Это место, которое было создано, ну, фактически с двумя целями. Во-первых, музей ВДНХ был создан для людей, которые хотят узнать что-то про историю и культуру выставки. Это самая благодарная аудитория – люди, которые ищут знаний, которые хотят узнать, что здесь происходило, какие события связаны с выставкой, и как-то, возможно, сопоставить свои личные воспоминания и ощущения с той информацией, которая сохранилась в архивах и библиотеках. Кроме того музей ВДНХ, он помогает людям, которые пришли на выставку и не очень понимают, что они видят. Они не могут здесь непосредственно с территорий считать вот всю ту богатую историю, и в музее ВДНХ они могут найти какие-то намёки, найти какие-то идеи о том, что смотреть на выставке, куда, на что обращать внимание, на какие детали, элементы нужно посмотреть, чтобы как-то проникнуться вот во все это богатое прошлое.

Вообще ВДНХ – это уникальный объект с точки зрения того, что это и архитектурный ансамбль, это и парк, и место для развлечений, место для получения знаний. И вот в этом смысле я как раз против того, чтобы стараться упростить эту сложную картину. Да, ВДНХ – это очень сложная картина. Здесь очень много всего. И здесь не нужно пытаться упрощать. Каждый, кто приходит на ВДНХ находит здесь что-то свое. Кому-то интересно сходить в ресторан. Кому-то интересно позаниматься спортом. А кто-то ищет здесь новых знаний. Для кого-то это история Советского Союза. Для кого-то это ностальгия о своём детстве. Кто-то здесь находит информацию о будущем, о самых передовых идеях и экспонатах, которые экспонируются уже в обновленных павильонах. Ну, можно сказать, что сейчас здесь можно найти павильоны и выставочные пространства, которые посвящены самым разным направлениям. Это кино и мультфильмы. Это конный спорт и экология, цветоводство, национальные павильоны тоже присутствуют здесь на ВДНХ. То есть очень богатое разнообразие. И вот в этом калейдоскопе и есть то уникальное, что называется феноменом ВДНХ, то ради чего сюда приезжали и приезжают люди.

С. Бунтман

Куратор музея ВДНХ Павел Нефедов. Я согласен, потому что мне очень не нравилось, когда обветшавшее ВДНХ превращалось в какой-то шалман с бессмысленно понатыканными торговыми и точками общепита, и… Ну, в упадок уже стал приходить в такой вот какой-то… изменение своей структуры приходить ещё даже в 70-х годах. Она просто какой-то становилась такой же как сам Советский Союз такой… обветшало-ханжеская совсем такая была. Но здесь очень здорово. Расскажите об истории Останкино царских времен. Кому принадлежала усадьба Останкино до Шереметьева? Черкасские. Да. Черкасские. Конечно. Во владении Черкасских, их… Вы знаете, Аслан, это… это очень хорошая история. И это одно из тех владений, которые были розданы. Вот розданы. Потом переходили они и по наследству, и по свойству от черкасских Шереметьевым. И Шереметьевы, конечно, это привели в такой вот парадиз. Но как и всякий парадиз, он был основан… всякий рай наш такой вот эпохи как XVIII век в большей степени, такое роскошество екатерининских времен, даже до этого елизаветинских времён, конечно, оно было основано на рабстве и на рабском труде. И при всём при том, что Шереметьев, конечно, относился к своим крепостным и очень любил таланты среди своих крепостных таких как и Аргуновы, и как Жемчугова. И все равно это было основано на рабстве. Конечно, когда эта земля преображалась, сначала было Останкино… Останкино село вот с небольшой усадьбе при Черкасских, а вот при Шереметьевских… при Шереметьевых развернулось строительство, и были построены пруды, сделаны. То есть запруда была на всевозможных на речках, которые от Копытовки, там который проходил вот прямо через аж проспект Мира туда. Всё это было покрыто речками, ручьями, стало прудами, стало парками, стало лесами.

Но я сейчас хотел бы завершить вот тем, что помните, мы были в Кускове. Я хочу так замкнуть вот и фрагментом из той оперы, которая у Шереметьевых исполнялась. Это опера «Ричард Львиное сердце» Гретри, такая популярная в XVIII веке в России. И шереметьевские крепостные певцы, актёры исполняли эту оперу. «О, Ричард, мой король», который стал потом, кстати, гимном эмигрантов-роялистов, пожалуйста, послушайте её.

Звучит ария из оперы «Ричард Львиное сердце».

С. Бунтман

Хотелось бы послушать и там прямо в останкинском театре послушать бы всю оперу на французском. Гретри – французский композитор. Ну, что ж, друзья? Спасибо всем, кто участвовал, и кто много нам ещё и рассказывал об Останкинском районе. Павел Кузнецов, это вопль просто отчаяния: «Про пончиковую забыли!» Да, на трамвайном круге. Когда идёшь с лыж, и кофе горячий, но кофе Бурденко, как называл его мой папа, и чудесные пончики на машинном масле, как тогда говорили, но все обсыпанные сахарной пудрой. Это было прекрасно. Спасибо! Я с вами на два… на две субботы прощаюсь. Никита всё прекрасно сделает. А потом я вернусь из отпуска.

Более подробно обо всех изменениях в районе вы можете узнать на официальном портале Мэра и Правительства Москвы (

mos.ru

)


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024