Купить мерч «Эха»:

И что значит, пускать или не пускать? - Комментарий недели - 2002-02-15

15.02.2002

И что значит, пускать или не пускать? Не позволить им технически приехать, что ли? Не дать визы? Все это более широкие вопросы, которые относятся к статусу нашей православной церкви в обществе. В принципе, ведь никто не спорит, что церковь это общественный институт. Отсюда следует, что общество больше, чем церковь, как целое больше любой своей части. Да и церковь лишь один из институтов общества. Но почему-то сложилось так, что общество все время ждет от церкви, некоего направляющего слова, ответов на трудные общественные вопросы. То есть, общество в целом открыто по отношению к церкви, и ждет ее влияния. Наша церковь спокойно игнорирует это ожидание, и живет своей внутренней жизнью. Не смешиваясь с окружающим миром, не смешиваясь с обществом. И вот возникает вопрос, а может ли общество влиять на церковь? Поддается ли этот общественный институт влиянию? Правомерно ли обществу требовать от своего института модернизации в интересах сохранения и развития национальной культуры? Существуют ли такие интересы для РПЦ вообще? Сохранение, и развитие, а значит, и модернизация национальной культуры? С одной стороны, ортодоксальность, то есть, неизменность нашей церкви это ее гордость и отличие от других ветвей христианства. Но с другой и слабое место. Отсутствие модернизации, нежелание отвечать на современные вызовы ведет к общему снижению количества православных в мире. Православная паства начинает крошиться. Модным в славянском мире становится обращать свои взгляды к католичеству и протестантизму. Но православная церковь тает не только количественно. Те, кто все еще по традиции относят себя к православным, в большинстве своем не ходят в церковь или делают это крайне нерегулярно. Они относятся к церкви не как к актуальному духовному источнику, а как к национальному сувениру. Так в перспективе православию грозит превращение из полноценной ветви христианства в немногочисленную секту. Пока в России спорят, пускать ли к себе католиков, на Украине среди христиан уже каждый четвертый протестант. Даже увлечение католичеством превращается в пройденный этап. Еще свободнее, еще ближе к реальной жизни вот ожидания людей от церкви как общественного института. Католики, и особенно протестанты справляются с этим. Православные пастыри пока не очень. Тем самым они бросают общество на произвол судьбы, позволяя либо выращивать новые ценности-мутанты, либо искать ответы в иных, более современных ветвях христианства. Так что спор, пускать технических посланцев папы Римского на территорию России, или нет не имеет смысла. Религия это духовная категория. Отказываясь от модернизации, наша РПЦ уже сдала духовные позиции, уже сама пригласила на свое место других. В этих условиях общество должно предъявить своему институту счет, потребовать от нашей церкви модернизации, и реального участия в земной жизни.