Купить мерч «Эха»:

Алла Сурикова - Алла Сурикова - Бомонд - 2002-11-24

24.11.2002

24 ноября 2002 года

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Алла Сурикова - кинорежиссер.

Эфир ведут Матвей Ганапольский, Елена Кондорицкая, Николай Тамразов.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Традиционный "Бомонд", в студии "Эха Москвы" Елена Кондорицкая, добрый день.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Добрый день.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Николай Ишуевич Тамразов, здравствуй.

Н. ТАМРАЗОВ Здравствуй-здравствуй.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ты хочешь стать кинозвездой?

Н. ТАМРАЗОВ Я уже давно ей слыву, существую, да.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А почему тебя не видно на экране?

Н. ТАМРАЗОВ Потому что я снимаюсь там, где хочу, а все остальные лезут туда, чтобы поиметь популярность. А мне не нравится я отбрасываю, говорю "нет".

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Особые фильмы какие-то.

Н. ТАМРАЗОВ Особые фильмы, конечно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну вот к нашей гостье ты относишься хорошо, да или нет?

Н. ТАМРАЗОВ Нет, потому что столько, сколько она написала, и не найти меня ни в одной из этих ролей это преступление.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Преступление.

А. СУРИКОВА Но глазки на Вас я положила.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Положила. Друзья, у нас в гостях Алла Ильинична Сурикова, давайте ей поаплодируем. Алла Сурикова, человек, который жизнь положил на то, чтобы когда мы приходим в кинотеатры, у нас повышалось настроение, человек, который делает комедии. Неблагодарный жанр, потому что одному смешно, другому не смешно. Если человек пришел в плохом настроении в кинотеатр и вышел тоже в плохом настроении, если что-то не сложилось, нога болит, ухо стреляет, поясница виновато не его здоровье, виноват режиссер, который сделал невеселый фильм. На самом деле, фильмы замечательные, я их напомню, из известных, потому что до этого тоже кое-что делалось, "Суета сует" с Галиной Польских и Фрунзиком Мкртчяном, покойным гением, "Будьте моим мужем", там Елена Проклова и Андрей Миронов, "Ищите женщину" с Софико Чиаурели и Леонидом Куравлевым, "Человек с бульвара Капуцинов", что можно говорить, там даже перечислять не буду, кто только там ни блистал. Потом один из следующих фильмов "Две стрелы", и вот последнее, то, что уже как бы очень помнится, "Московские каникулы", "Дети понедельника", а Владимир Ильин, Гундарева и Алла Клюка в фильме "Хочу в тюрьму", это все знают, все помнят, как "Запорожец" плавал по реке, там по реке или по морю?

А. СУРИКОВА По Неве.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ По Неве, да. Вот режиссер. Трудно снимать комедии?

А. СУРИКОВА Да запросто. "Мотор!" сначала, а потом "Стоп!".

Н. ТАМРАЗОВ Так же, как и трагедию.

А. СУРИКОВА В общем, да, получается так.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Поскольку, Николай Ишуевич, ты снимал и то, и другое, ты знаешь. Ну а все-таки, чуть-чуть, вот пока пойдут вопросы от моих коллег, что такое снимать комедию, чем это все-таки отличается, какие тут есть секреты от того, как снимаешь фильмы в других жанрах?

А. СУРИКОВА Если комедия не получается, то это трагедия, естественно. А как утверждает Петя Фоменко, комедия это трагедия, которая произошла не с тобой.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Нормально, хорошо.

А. СУРИКОВА Вы знаете, всерьез и у микрофона читать лекцию о том, как снимать кино, особенно комедию, конечно же, я не буду.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Тогда уточню вопрос, ладно?

А. СУРИКОВА Пожалуйста, я все равно не буду. Давайте.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Дело в том, что писатели-сатирики, которые к нам приходили сюда, они говорят об определенной трудности времени. Когда было устоявшееся время, то легко было смеяться, мы понимали абсолютно четкие критерии это хорошо, это плохо, смеемся над плохим. Плохое было общепонятым, это был общепризнанный стандарт плохого, каких-то недостатков. А теперь не разберешь, все как в котле, сейчас либо все плохое, либо все хорошее.

А. СУРИКОВА Нет, наоборот, вот сейчас как раз время выкристаллизовывания общечеловеческих ценностей, и плохое есть плохое в общечеловеческом понимании, хорошее в общечеловеческом, потому что раньше у нас была возможность смеяться над сегодняшним временем, мы держали небольшую фигу в кармане. И вы как зритель, уже когда бы эту фигочку аккуратненько показывали, вы смеялись, у нас было легкое взаимопонимание на тему сегодняшней жизни. Упал человек, это упал не человек, а система упала, и мы смеемся. Встал с серьезным лицом это система, значит, не хочет себя ронять. Все время были какие-то возможности, ассоциации. А сегодня конкретных таких, маленьких ассоциатишек, ну они есть, да, мы можем, но в общем, они смысла особого не имеют. И поэтому комедия должна подниматься до уровня высокой комедии, т.е. комедии общечеловеческих ценностей.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ То есть комедия положений и характеров, которая могла бы произойти в любой стране?

А. СУРИКОВА В любой стране, в любое время.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Еще один уточняющий вопрос по этому поводу. Все-таки просто не понимаю, хочу понять. Есть комедии, в которых, предположим "Особенности национальной охоты", хороший, замечательный фильм, вот это особенности национальной охоты, да, и мы смеемся, потому что видим некоторые детали, которые мы понимаем и пр. Вот Вы когда снимаете кино, вот Вы, это такое интернациональное кино, которое Вы хотите, чтобы было понято в любой стране, например, или это сугубо кино российское, как бы для россиян, где всякие аналогии, всякие детали, которые должны быть нам смешны?

А. СУРИКОВА Это зависит, опять-таки, от материала, с которым я работаю. Скажем, когда Эдик Акопов написал "Человека с бульвара Капуцинов", там было очень много конкретных таких, что ли, сатирических ассоциаций, от которых мы практически ушли, потому что человек, который предан искусству, человек на все времена, потому что, скажем, зло, которое в кино выступает в виде чернухи, порнухи и т.д., и это на все времена. И все равно остаются ассоциации, скажем, гробовщик критик-философ, он как бы на все времена, но он и конкретно наш любимый. Скажем, в картине "Две стрелы", я ее делала по Володину, Володин такой, очень тонкий художник, и его произведения экстраполируются из каменного века в наш день, просто срываются. И какой бы наш день ни был, вчерашний или сегодняшний, она все равно, это заслуга Володина, картина все равно будет подниматься до уровня сегодняшнего восприятия, сегодняшней ситуации. Поэтому дерутся там как бы за место под солнцем да, это как бы на все времена, и сегодня дерутся. И поэтому убивают, скажем, друг друга, стравливают друг друга, чтобы взять власть. Это на все времена способ, но это и сегодня, ассоциации с сегодняшним днем, абсолютно точно. Тут зависит как бы от материала, который ты берешь. А скажем, такая картина, как "Искренне ваш" по сценарию Вали Озерникова, очень хороший драматург, у него очень хороший диалог, острый такой, репризный, интересный, она была написана как пьеса "Профессионал жизни" к определенному времени, и в 85 году, когда она выходила, она уже была еще немножко во времени, но уже на излете. Тогда вышли три картины "Блондинка за углом", "Прохиндиада" и "Искренне ваш", и они как ни странно были примерно рядом, примерно тема была одна и та же. Но у нас одна красивая газета написала про эту картину "маленький Фауст", понимая и очень хорошо метания, написала понимая, что герой Виталия Соломина, как сказать, жертва система, а не ее главный продукт, т.е. продукт системы, но и жертва система, потому что талантливый человек, который уходит доставать объектив для этого.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Подзорной трубы.

А. СУРИКОВА Нет.

Н. ТАМРАЗОВ Звездочета.

А. СУРИКОВА В небо смотрят.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Телескоп.

А. СУРИКОВА Телескоп, для склероза, он теряет себя, потому что чтобы достать объектив для телескопа, ему нужно сначала достать холодильник для этого, а потом обувь для того, а декорации для этого, хотя, может быть, он талантливей еще и в этом, как менеджер, но это уже сегодняшний день. И может быть, если бы сегодня делала эту картину, может быть, я бы сделала кино про другое.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Елена Кондорицкая.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Я хотела спросить. То есть сегодня фильмы, вот за образец Чарли Чаплин, потому что на все времена, верно?

А. СУРИКОВА Да, вчера какой-то спор был с моими некоторыми из студентов, которые говорили, что сегодня, как им кажется, Чарли Чаплин не смешной.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Не соглашусь. Но может быть, совсем молодые, может быть им так. А вот кстати, тогда о молодых. Существует вообще какая-то конкуренция в этом жанре? Или, может быть, какие-то новые ребята пришли, которые действительно очень ярко показались именно в этом жанре?

А. СУРИКОВА Вы знаете, в комедию, к сожалению, молодежь идет очень туго. Вот из таких, относительно молодых комедиографов я знаю талантливого Зайкина, потому что он действительно сделал смешную картину "Башмачник". К ней можно относиться так или так. Если ее смотришь с хорошим отношением к картине, в хорошем настроении, она смешная. И я слушала зал, я специально на "Кинотавре" пошла второй раз смотреть картину, потому что, конечно же, комедия делается для зала, а не для жюри. И зал реагировал замечательно значит, он прав. Он что-то собирался исправить, но вот он один из молодых людей. Но я так понимаю, что поскольку он человек талантливый, он и актер по образованию, и драматург, то он конечно хочет получать призы и ездить на международные фестивали. А это значит, что он должен делать скучное кино не для зрителя, а для критика, одного или двух.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ С долгими планами.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Вот кстати о фестивалях. Совсем недавно состоялся фестиваль, на котором Вы были председательницей, фестиваль комедийного кино?

А. СУРИКОВА Президентом.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Извините пожалуйста.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И председатель тоже.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Скажите, что, так много фильмов в этом жанре сегодня?

А. СУРИКОВА Так много девушек хороших, хочется запеть, немного, но они есть. У нас программа получилась перенасыщенная, в общем, наверное ее можно сделать более скупой и с другой стороны расширить ее географию. Мы пока проводим этот фестиваль 3,5 дня, 4, скажем так, потому что не хватает ни финансовой мощности для того, чтобы дольше, ни каких-то других, наши проблемы. Но в эти 3,5 дня 24 картины, это очень много.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Да, это огромное количество.

А. СУРИКОВА 5 картин для детей, утренняя программа, плюс две просто детские программы, это в этом году Гарри Бардин представлял свои картины анимационнные, и Боря Грачевский представлял новый "Ералаш".

Е. КОНДОРИЦКАЯ А вот скажите, кто получил приз? Или это был фестиваль просто демонстрации новых фильмов?

А. СУРИКОВА Потом была довольно широкая программа фильмов, снятых на видео, потому что сегодня, как я считаю, в общем, это и сложность, и особенность нынешнего времени, и спасение для многих коллег, что существуют заказы телевизионные. Это могут быть двухсерийные картины, могут быть сериалы. К сожалению, пока сериалов комедийных я пока не видела, но вот у нас на фестивале была премьера телевизионного фильма "Москва смеется", снятого по рассказам Трушкина Анатолия, замечательного такого писателя. Была картина "Окей", которая по зрительскому опросу, у нас голосуют зрители своими билетами, они отрывают такие бумажки "хорошо", "очень хорошо", и "так себе". И три стоят ящика, куда они бросают, и потом Оля Шмырова, которая начальник этого дела, подсчитывает голоса, и в последний день говорит оргкомитету.

Н. ТАМРАЗОВ Взятку и она голоса считает не так.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Значит, зритель все-таки выбирает у Вас?

А. СУРИКОВА Зритель, у нас, вы знаете, как, поскольку моя задача холить и лелеять комедию, и все, кто привозит свою картину, как мне кажется, должны уезжать с хорошим настроением, каждая картина, представленная на фестивале, получает замечательную, очень красивую, по-моему, грамоту на бересте, "Сия дана фильму такому-то за участие в фестивале". И это уже награда. Кроме того, главную награду на фестивале получают люди, которые сделали свой вклад, значительный вклад в комедию. И это каждый год, на открытии в основном фестиваля. В этом году у нас еще получили за вклад в комедию два ушедших гения прошлого века, Юрий Никулин и Григорий Горин, их жены Любочка Горина и Татьяна Николаевна Никулина получили призы за своих замечательных, талантливых, умных, высоких, красивых мужей. И живые, ныне здравствующие, те, кто своим количеством и качеством картины сделал вклад. Это получал и Рязанов, и Данелия, и Пуговкин, и Токарева, и Инин, и т.д.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Т.е. много номинаций?

А. СУРИКОВА Нет, номинация за вклад в комедию, вот это как бы главная номинация фестиваля, это за все, что человек сделал для комедии. Вот Рогожкина никак не можем схватить, потому что я считаю, что он тоже очень многое сделал в комедии. И это один из людей, режиссеров сегодняшних, очень мне симпатичных, которые как-то очень чувствуют жанр. И я считаю, что "Кукушка" - замечательная комедия.

Е. КОНДОРИЦКАЯ А лучший комедийный актер вы вообще выбираете или только касается фильмов?

А. СУРИКОВА Нет, вы знаете, там есть еще такая как бы у нас номинация "За вашу улыбку", и вот актеры на закрытии, из фильмов, которые получили большинство голосов, получают такую грамоту, какой-то подарок от новгородцев "За вашу улыбку". Это и Ирина Розанова, и Женя Крюкова, и не помню еще, кто снимался в картинах, на самом деле, наша задача действительно, как мне кажется, насколько это возможно, поддержать тех, кто в этом жанре пытается делать первые шаги или последние шаги, потому что это очень тяжело и очень биваемо, обижаемо.

Е. КОНДОРИЦКАЯ А сейчас деньги на комедии дают или приходится все-таки выбивать?

А. СУРИКОВА Так же, как и на трагедию, в общем, хотя народ хочет улыбаться. Очень любопытные слова на фестивале сказала Люда Максакова, и потом Володя Еремин, он сказал, что все ищут национальную идею, "Улыбнись, Россия" - это и есть национальная идея сегодня. Не содрогнись, не вздрогни

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вздрогни это вообще ничего.

А. СУРИКОВА Это смотря в каком контексте.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Мы сейчас сделаем небольшую паузу, 16 часов 30 минут приближаются. Мы послушаем краткие новости, что происходит в мире и в России, после чего вернемся сюда в студию, будем продолжать беседу с Аллой Ильиничной Суриковой.

НОВОСТИ

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Эфир продолжается, Алла Ильинична Сурикова у нас в гостях, с ней беседует Матвей Ганапольский, Елена Кондорицкая, Николай Тамразов. Николай Ишуевич, такая женщина у нас в гостях.

Н. ТАМРАЗОВ Слушаю и ловлю каждое ее слово.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Не надо ловить, ты на работе, ты должен говорить что-то, ты должен дискутировать, спорить с ней.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Он не может спорить, потому что он будет сниматься, вы что, собирается.

А. СУРИКОВА Дайте сказать человеку.

Н. ТАМРАЗОВ Редкие люди на белом свете, особенно в области искусства, которые умеют слушать. Вы же все умеете только ля-ля-ля, но никого не слышите. А я слышу, слушаю, мне очень все нравится.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ То есть тебе бабки платят за то, что ты слушаешь, да?

Н. ТАМРАЗОВ Да.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Т.е. мы говорим, язык стираем.

Н. ТАМРАЗОВ А я показываю своим молчанием, что на "Эхе" есть и интеллигентные люди.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Коль, ты можешь не приходить, все равно будет то же самое.

А. СУРИКОВА Ну ладно, ребята, вы не правы. Мне как раз глаза его нужны.

Н. ТАМРАЗОВ Вот, и не только глаза.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот они, подаю я их отдельно на тарелочке.

А. СУРИКОВА Мне только глаза, да. Я же чувствую собеседника, который интересен.

Н. ТАМРАЗОВ И все-таки я хочу спросить, у меня есть вопрос.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ О, это редкий случай, впервые за 2 месяца он задает вопрос.

Н. ТАМРАЗОВ Я знаю, что вообще закон смешного, мне кажется, я понимаю, знать я его не знаю, но каким-то образом понимаю. Я знаю, что такое реприза, я знаю, как ее не надо подавать, чтобы она была репризой, если ты ее подаешь, она уже сгнила. Как же в кино вот так, чтобы выбрать тот литературный ряд, который сегодня снимаем, сегодня смешно, а ведь когда фильм выйдет, может уже стать несмешным. Это чрезвычайно сложно точно определить вот эту гамму словесную, чтобы завтра и послезавтра, во всяком случае, хоть до конца съемок осталось смешным. Что это за психология? Где она таится?

А. СУРИКОВА Знаете, когда я заканчиваю картину и в сотый раз или в двухсотый смотрю монтаж, мне думается Боже мой, ничего смешного, какой кошмар, где же смешное. Когда-то, когда мы снимали потому что привыкаешь к смешному, и конечно же это особый слух, это особые ощущения. И действительно истиной в последней инстанции в данном случае не бывает. Мы снимаем "Будьте моим мужем", Андрей Александрович Миронов стоит у окна, и там выпадает рама. И такой прямой, смешной гэг, потому что он на голову выпадает, он, облокотившись в таком лирическом состоянии, она выпадает. И когда третий раз она выпадает, он посмотрел на мое лицо, и я стою какая-то мрачная и никакая. Говорит: "Что, в чем дело? Почему?" Я говорю: "Что-то как-то мне уже не смешно". Он говорит: "М-м-м". Анекдот, когда третий раз рассказывают третий раз подряд, он не может быть смешным, но закон смешного, скажем, такого гэга, он действительно должен быть интерпретирован по-разному, но три раза, т.е. один раз рама падает так, другой раз так, а потом все уже ждут, что же будет. Т.е. кое-чему и он меня учил.

Е. КОНДОРИЦКАЯ А актеров Вы снимаете разных или все-таки придерживаетесь того, что труппа должна быть та, с которой Вы уже работали?

А. СУРИКОВА В общем, как бы я люблю актеров, которых снимаю, я снимаю актеров, которых люблю. Но конечно же материал диктует больше, чем мои привязанности. Вот скажем, в картине "Чокнутые", был сценарий замечательного драматурга Володи Кунина, это история строительства первой железной дороги в России, 1837 год, там был написано "корнет молодой" и "Мария, посланница Господа". Значит, молодой корнет, я все искала в районе, тогда это 89-91 год, в районе Олега Меньшикова, и он даже хотел, и даже обещал, но Олег человек особый, он неуловимый, его как бы держишь за руку, а он машет второй рукой и говорит: "Адью, скоро встретимся". И обижаться на него бессмысленно, его надо любить таким, и радоваться за то, где он и как снимается. Пришла Оля Кабо попробоваться, Николай Петрович Караченцов, с которым мы дружим, которого я бесконечно и нежно люблю, пришел просто пообщаться с нами и помочь нам в пробе. Оля попробовалась, у нее такое классическое, посланница Господа Бога, потому что у нее такое лицо и бархатные глаза. И Николай Петрович уехал в Питер на гастроли. Мы пробуем одного, второго, третьего, и в какой-то момент я каждый раз смотрю пробы и понимаю, что лучше поменять корнета на поручика, сделать его чуть старше, чем искать.

Н. ТАМРАЗОВ Того, чего нет.

А. СУРИКОВА И я, так сказать, беру сценарий, и мы с Володей меняем, и я еду в Питер за Караченцовым, разыскивать его.

Н. ТАМРАЗОВ Я же был в Москве, что за режиссер.

А. СУРИКОВА Все нормально, все впереди. У нас вся любовь впереди. Понимая, что он, может быть, уже дал согласие на какую-то другую картину, мы подъезжаем к Питеру, и вдруг радио такое, железнодорожное, поет голосом Караченцова а жизнь во всем всегда права, и у нее свои права. И это конечно, это гениально, просто такое совпадение, когда Питер, железная дорога, подъезд и его голос. И я бросаюсь к нему в ноги, говорю, что мы поменяли возраст с корнета на поручика.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Друзья, я прерву на секунду вашу беседу, передо мной диск Андрея Миронова, называется "Жизнь моя кинематограф", и пусть Андрей Миронов сейчас споет для нас и для всех о кино.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Из фильма?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я не знаю.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Как не знаешь?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ "Синема, синема", оттуда, да?

Е. КОНДОРИЦКАЯ Конечно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Тогда оттуда, друзья, из фильма Аллы Суриковой.

ПЕСНЯ

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И вместе с Андреем Мироновым, это "Синема, синема" в исполнении Андрея Александровича Миронова из "Человека с бульвара Капуцинов". Алла Ильинична Сурикова у нас в гостях, говорим о комедии.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Я хочу как раз спросить, вот когда пишется сценарий, Вы в эту сферу вообще как бы вторгаетесь или очень аккуратно, или наоборот, половина на половину, как вообще происходит вот это?

А. СУРИКОВА По-разному, иногда я получаю готовый сценарий, как, скажем, было в "Человеке с бульвара Капуцинов", потом пришел готовый Андрей Александрович Миронов, готовый к тому, чтобы сыграть главную роль. И дальше вместе с ним у нас появились предложения к автору, потому что там финал был другой, там еще какие-то вещи были другие. И автор вместе с нами пошел на какие-то переделки, т.е. иногда я сама, если автор позволяет и не скандалит. Скажем, замечательным автором был Эмиль Брагинский, он очень легко работал, и с ним легко было переделывать, причем он мог 20 вариантов мгновенно придумать, легкое перо очень, ироничное, к сожалению его очень сегодня не хватает, Эмиля. И скажем, если сценарий пишется изначально на тему, как например писался сценарий "Екатерина и Александр. Хроника любви и смерти", который, к сожалению, сейчас снимает другой режиссер. Вот это была газетная вырезка, ко мне обратилась Оля Кабо с просьбой поискать материал для нее, я ей отдала эту вырезку из газеты, я ее познакомила с автором Валентином Озерниковым, потом он углубился в исторический материал, потом я ему предложила несколько ходов, и ввести там подругу и одного человека, который там провоцирует ситуацию. А потом так получилось, что когда писался сценарий, время поработало против нас в нескольких направлениях. Во-первых, потому что вышла в Белоруссии картина, не очень хорошая, но она вышла на эту тему, а во-вторых, потому что на такую дорогую историческую картину в то время не было денег. Прошло несколько лет, и недавно я узнала, что другой режиссер мы сняли пробы даже к картине другой режиссер с другими, естественно, актерами в другом месте делает эту картину.

Е. КОНДОРИЦКАЯ А кстати, сценарии сами не пытались писать?

А. СУРИКОВА У меня была пара фильмов, где я была участником сценария, но знаете, так или иначе, режиссеры, и сейчас вот у меня ребята на Высших режиссерских курсах учатся, и я их провоцирую на то, чтобы они писали этюды, писали маленькие сценарии. Режиссер обязан уметь работать со сценарием, но это не значит, что он должен снимать, это редкие такие птицы долетают до середины этого Днепра, потому что все-таки детей лучше делать вдвоем, а кино это ребенок. И когда есть и мама, и папа, рождается третий более, как мне кажется, успешно. Редко. Петя Тодоровский, там я не знаю, кто еще, сейчас Лена Райская, человек способный и пишущий, и очень активный, делает по своему сценарию. Еще наверное, просто сейчас не приходит в голову, люди, которые явно одарены как авторы, и им не мешает то, что они потом с этим автором.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот сейчас, я смотрю, здесь список благодеяний Ваших комедийных, и вижу, что "Хочу в тюрьму", фильм, который очень успешно прошел у нас с плавающей машиной и с универсальным Ильиным, который, по-моему, может играть все, что угодно, замечательный совершенно человек.

А. СУРИКОВА Согласна.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вышел в 98 году. 2002-й, время, когда мы сейчас говорим в студии, какие планы, имеем право спросить?

А. СУРИКОВА Вообще говоря, вот я получала как бы финансовую поддержку от государства в картине "Московские каникулы", это 95 год. Потом была картина 96 года, это была картина без поддержки государства и т.д. Я очень надеюсь, что сейчас у меня лежит сценарий "Дерзновенный" Алеши Тима. Если к тому времени, правда, пока я наконец получу полностью финансовую поддержку от государства и еще от кого-то, кто обещает принести дополнительные деньги, если к этому времени история эта

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Не будет поставлена в Белоруссии другим режиссером.

А. СУРИКОВА В Белоруссии, да, другим режиссером или у меня не пропадет охота делать это, потому что когда долго чего-то хочешь, по себе знаешь, Матвей, может перехотеться. Я надеюсь, что в будущем году я буду это делать. А за это время для телевидения была "Идеальная пара", то, что мы делали с Владимиром Николаевичем Досталем, тогда это называлось, сейчас не называется, "Кинодом", по-моему, тогда "Киномост". И была картина "Только раз" для ТВЦ с Софико Чиаурели, с Донатасом Банионисом, такая новогодняя история, вот она, наверное, ее в декабре будут показывать по телевизору, можно будет посмотреть.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Хочу спросить в Доме кино поменялось руководство, я слышала, что Вы будете работать там, на общественных началах?

А. СУРИКОВА На общественных.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Что это такое?

Н. ТАМРАЗОВ Да не нужны ей деньги, зачем?

А. СУРИКОВА Действительно. Нет, хотелось бы, но, по-моему, пока об этом и у директора Дома кино не идет речи, он пока хотел бы расплатиться со всеми, как он говорит, долгами Дома кино. Значит, моя функция в том, чтобы, во-первых

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я догадался, я понял, Лена, знаешь, кем она будет? Она будет директором ресторана. Я тебе должен сказать, что это наиболее перспективная сфера деятельности.

А. СУРИКОВА Нет, мне нельзя быть директором ресторана по многим причинам, во-первых, потому что там хороший директор Юра, он мне нравится, во-вторых, потому что я из тех людей, которые, когда нервничают, все время едят. А поскольку я нервничаю все время, то я бы ела с утра до вечера, понимаешь, да?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да.

А. СУРИКОВА А моя задача все-таки влезть в несколько костюмов, которые мне подарила моя дочь, она худей меня, и мне бы очень хотелось их носить. И поэтому мне хочется похудеть. И потом, у меня с деньгами напряженка, когда мне деньги попадают в руки, они тут же от меня уходят, они у меня не задерживаются.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Значит, это общественное?

А. СУРИКОВА Это общественная работа, это будет худсовет, в который входит много, по-моему, замечательных людей. Мы будем обсуждать возможные всякие мероприятия, которые будут проводиться в Доме кино. Значит, обязательно, естественно, премьеры в Доме кино. Как я поняла идею нынешнего руководства Союза и Дома кино, они хотели бы, чтобы Дом кино еще и зарабатывал деньги. Но не в том количестве, естественно, картины должны идти в Доме кино, в котором было в первой книжке, там было очень много. И потом все-таки это должно быть подготовлено, должна быть рекламная акция, нужно понять, кто будет ходить, нужно понять, какие картины будут делаться. И потом конечно же я думаю, что это должно быть много интересных мероприятий, вот Матвей, если у тебя будут идеи, и у вас, кстати.

Н. ТАМРАЗОВ Какого толка, извините, мероприятия?

А. СУРИКОВА Идеи мероприятий, связанные с кино, искусством, то, что может быть интересно кинематографистам и не только им, а то, что, может быть, интересно, полезно, перспективно для кинематографистов.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Т.е. сольный вечер Николая Ишуевича Тамразова.

А. СУРИКОВА Да.

Н. ТАМРАЗОВ Я серьезно, без дураков.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Думаем.

А. СУРИКОВА "Эхо Москвы" в гостях Дома кино, если придумаете какую-нибудь интересную программу, мы можем вместе осуществить пожалуйста.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Знаете, как Кондорицкая чечетку бьет?

А. СУРИКОВА Вот будет бить.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Зачем ты рассказал? Это уже неинтересно.

А. СУРИКОВА У меня такие девочки-степистки есть в школе имени Караченцова, вот одна девочка у меня снималась, они так степ бьют.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А что, существует школа имени Караченцова?

А. СУРИКОВА Вы знаете, в Подмосковье, в городе Красноармейске. Есть такой Коля Остапов, каскадер, энтузиаст, который когда-то пришел ко мне с улицы, сказал, что он хочет сниматься, познакомился, и практически во многих картинах у меня снимался. Потом я их познакомила с Колей, потом он действительно энтузиаст, и в городе Красноармейске, куда переехал жить, создал школу искусств. Набрал детей, выучил, они степуют так, что просто вы вздрогнете.

Н. ТАМРАЗОВ Я видел на экране телевизора, с Караченцовым степовали. Караченцов, кстати, делал хуже, чем они.

А. СУРИКОВА Естественно, потому что они профессионалы, а он любитель у них. Он у них учится. Но он им помогает, он дает им возможность, в общем, помогает в разных направлениях, в том числе и именем.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А с каким фильмом у Вас были связаны самые лучшие воспоминания?

Н. ТАМРАЗОВ Ой, это еще все впереди.

А. СУРИКОВА Елки-палки, это трудно сказать, с каким. С клипом "Леди Гамильтон", три минуты.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Отмучалась.

А. СУРИКОВА Быстро, да. Ты знаешь, почему, мы на ты или на Вы?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ В студии на Вы.

А. СУРИКОВА Знаете, почему, Матвей? А как по отчеству?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Юрьевич.

А. СУРИКОВА Матвей Юрьевич.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, Алла Ильинична, слушаю внимательно Вас.

А. СУРИКОВА Потому что, во-первых, очень можно много выпить под эту картину, вот собираемся вместе, она же идет 3,5 минуты, сначала перед картиной.

Е. КОНДОРИЦКАЯ Это где Караченцов поет.

А. СУРИКОВА Караченцов поет, и Оля Кабо играет эту девочку. И потом мальчик чудный там, я ведь очень люблю мюзиклы в кино, которые мне наверное так, в этой жизни не удастся снять.

Н. ТАМРАЗОВ Я Вам помогу, сделаем.

А. СУРИКОВА Хорошо. А здесь как бы практически вчистую этот жанр, такой маленький мюзикл в 3,5 минуты, потому что это ведь не клип, это кино.

Н. ТАМРАЗОВ Люди собрались, 3,5 минуты прошли, что делать?

Е. КОНДОРИЦКАЯ Пить.

А. СУРИКОВА Выпивать после. Мы любим просто эту картину, действительно. Ну и потом она самая маленькая, когда он самый маленький, самый лелеемый.

Н. ТАМРАЗОВ Почти обо мне.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, хорошо. А вот знаете еще, простой, да, вот Вы сейчас подыскиваете что-то, ведь как бы простой, а время идет. Наверное, Вы думаете, надо что-то схватиться, что-то снимать, а с другой стороны, ну не снимать, что попало.

А. СУРИКОВА Естественно.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Тяжелая история?

А. СУРИКОВА Что попало не буду, но если попадется что-то хорошее, из чего можно перспективно что-то сделать, то естественно будем пытаться. Время сложное в этом смысле, в смысле финансовом и в смысле выбора истории, потому что не хочется отступать от жанра, хотя со всех сторон поджимают и говорят ну когда же серьезное кино?

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Мощное.

А. СУРИКОВА Трагедию, да, с большим количеством неохота себе изменять.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Хорошо, друзья, Алла Ильинична Сурикова была у нас в гостях. И, что я думаю, Коля, Лена, будем желать ей счастья, успехов, здоровья?

Е. КОНДОРИЦКАЯ Картин побольше.

Н. ТАМРАЗОВ Здоровья побольше и картины, пусть у нее будет здоровье, и пусть Бог будет к ней милостив, как и до этого часто.

А. СУРИКОВА Спасибо большое.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И вот Андрей Александрович Миронов закончит, из фильма нашего "Человек с бульвара Капуцинов", который сняла Алла Ильинична, он закончит нашу передачу, про это, все про это. Спасибо.