Купить мерч «Эха»:

Автограф истории - 2021-10-09

09.10.2021
Автограф истории - 2021-10-09 Скачать

Никита Башнин

Речь пойдёт о рыжиках. Рыжик - это всем известный гриб, который относится к микоризным грибам, к пластинчатым, к млечникам. На латыни звучит как Lactarius deliciosus. Млечных великолепнейший - это царь грибов, который успешно спорит с белым грибом, оспаривая 1-е место по вкусовым качествам.

Ну, а теперь обратимся к документам и из архива санкт-петербургского Института истории РАН. И неожиданно обнаруживается, что значительное количество документов посвящено пересылке этих грибов с русского севера в Москву. Например, царь Алексей Михайлович, в своё время ему уделяли меньше внимания в историографии, однако оказывается, что мы о нем достаточно много знаем. И вот придворный врач Коллинз свидетельствовал, что царь всегда, когда был здоров, бывал на богослужениях в церкви, а когда был болен, служба совершалась его покоях. Котошихин, небезызвестный бытописатель той эпохи, писал, что царю падают лишь капусту, грузди, рыжики и ягодные блюда без масла. И есть он по вторникам, четвергам и субботам эту пищу один раз в день. Откуда же брались рыжики в покоях Алексея Михайловича? Здесь на помощь нам приходят документы нашего архива. Процитирую этот источник. Грамотка совсем небольшая. «От царя и Великого князя Алексея Михайловича всеа Великия и малыя и белыя России Самодержца, богомольцу нашему Симону Архиепископу Вологоцкому и Белозерскому.Писал ты к нам, великому государю, что послал про наш великого государя обиход сосуд рыжиков вологодских за своей печатью. И мы, великий государь, указали те рыжики принять, а тебя, богомольца нашего, за то милостиво похваляем. Писано в царствующем граде Москве, в наших царских палатах, лета 7179 года, марта в 8 день». Ну, и на обороте, как полагается адрес: «Богомольцу нашему Симону, архиепископу Вологодскому и Белозерскому». Дело в том, что в XVII веке взаимоотношения между людьми разных уровней политических, церковных, разных чинов, как тогда говорили, подкреплялись взаимными дарами, обменами. И рыжики были тем самым продуктом, который считался высококлассным, которые любили московские гурманы: бояре, цари, архиепископа, епископы. И с севера, с Каргополя, из Вологды периодически в Москву отправлялись обозы, на которых были гружёные рыжики. Благодаря таким взаимоотношениям мы узнаем, например, политические интересы вологодских архиепископов, в документах которых сохранились сведения о том, кому именно нужно было передавать рыжики.

Позволю себе процитировать ещё один документ. Это роспись рыжиков 1679 года, которые были посланы к Москве. «Преосвященному НРЗБ митрополиту Крутицкому - голова сахара, рыба сёмга и сосуд рыжиков, Архангельскому архиепископу - ведёрко рыжиков; бывшему Сибирскому архиепископу Симеону - ведёрко рыжиков; боярину и дворецкому Богдану Матвеевичу Хитрово - сосуд рыжиков». Таким образом мы видим, что Вологодской архиепископ сначала посылал подношение представителям церкви, а затем пошли представители уже светской власти.

Никита Башнин, старший научный сотрудник научно-исторического архива и группы источниковедения.