Купить мерч «Эха»:

«Буготак» - «Буготак» - Аргентум - 2007-04-01

01.04.2007

А.ПЛЮЩЕВ: Доброй ночи. Вас приветствует Александр Плющев и Лариса Ясногородская.

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: Доброй ночи.

А.ПЛЮЩЕВ: Прежде чем перейти собственно к нашей программе, хочется разыграть две пары билетов, которые любезно предоставлены нашими друзьями для вас: на 12 и 13 апреля (на День Космонавтики и на день отходника после Дня Космонавтики) - на группу «Город 312» и на группу «Ночные Снайперы» соответственно. Чтобы не частить, я задам всего один вопрос про группу «Ночные Снайперы». Как будет называться их новый альбом? Если Вы ответите первым, то пойдете 13-го, после Дня Космонавтики, на «Ночные Снайперы» в «Лужники» на трибуну 2, сектор 9. Прикиньте? Еще и вдвоем. «Впуск» в фойе в 18:00, а во сколько выпуск не написано. Ответы присылайте на номер +79859704545. Тот, кто будет вторым, будет оштрафован и в знак штрафа пойдет на «Город 312» 12-го числа в 20:00 в клуб Б1. Вот и все. Ответы будут приниматься в течение ближайших… А вот они уже и поступают. Спасибо. Можно больше не отвечать. Кто победил, мы скажем позже. Вру. Это же один и тот же человек нам пишет. Давайте еще отвечайте. А у нас гость сегодня есть.

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: Да, у нас же гость есть, причем непростой. В гостях у нас Георгий Юрьевич Андриянов, группа «Буготак». Я благодарна Вам, что Вы доехали до нас, потому что, я знаю, это было непросто. Добрый вечер.

Г.АНДРИЯНОВ: Да просто на самом деле.

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: Просто? А как?

Г.АНДРИЯНОВ: Ножками.

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: Это, наверное, принципиальный момент. Вы не пользуетесь транспортом?

Г.АНДРИЯНОВ: Я пошел в Москву. Что было потом, я не помню. Билеты какие-то, что-то шумело, стучало, а потом я оказался тут.

А.ПЛЮЩЕВ: Мы должны оговориться, что Георгия Юрьевича на самом деле зовут не так. Я не могу произнести практически ни одного слова…

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: Не смотри на меня – я тоже не могу.

А.ПЛЮЩЕВ: Айюджалсын – это единственное, что я могу произнести. Но поскольку просто так нельзя называть, то мы будем говорить Георгий Юрьевич.

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: Нам позволили это делать. Мы за это очень благодарны.

Г.АНДРИЯНОВ: Проще Оол.

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: Отлично.

А.ПЛЮЩЕВ: Спасибо, Оол.

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: Я хочу сказать, что Оол приехал к нам не один, а со своей медсестрой, но это слово мало характеризует женщину, которая стоит рядом с Вами и помогает Вам. Ее зовут Агыз, по-моему.

А.ПЛЮЩЕВ: Она взята сюда, чтобы осуществлять не только медицинскую помощь, но и некую духовную связь, но об этом мы поговорим позже, в наших следующих эфирах. Пока поскольку не все наши слушатели знают, что такое группа «Буготак», а все шлют название альбома «Ночные Снайперы», что можно уже точно не делать (в конце программы мы объявим победителей), давайте послушаем и окунемся в мир этой прекрасной музыки.

/музыка/

А.ПЛЮЩЕВ: Вот так звучит группа «Буготак», которая несет в нашу современную культуру дыхание древности. До сих пор там, откуда происходит эта культура, а это Алтай, Тыва, Монголия, может быть…

Г.АНДРИЯНОВ: Еще Ямало-Ненецкий автономный округ, Анадырь и т.д.

А.ПЛЮЩЕВ: Широка география. Действительно ли там эта культура сохранилась в первозданном виде? Георгий Юрьевич, Вы же наверняка часто там бываете и можете отследить, есть ли эволюция или все сохраняется из века в век.

Г.АНДРИЯНОВ: Это сложный вопрос. Однозначно прослеживается две ветви. Точно могу сказать, что ни одна традиционная культура не может существовать в постоянном и неизменном виде. Как нам доказал еще Лев Гумилев, этносы – это нечто развивающееся. У них есть цикл возникновения, апассионарного подъема и спада. Этническая культура вместе с породившим ее этносом развивается, достигает пика, а затем начинается спад. Сейчас мы имеем пик развития этнокультуры в Тыве, где она полностью соответствует чаяниям и духу народа, поэтому тывинская музыка самая популярная среди сибирской музыки. С другой стороны, возьмем Якутию. Там идет так называемый «золотой век». Там 2 направления: свое, родное, но они его играют на электрогитарах, на ударных, но это уникальное явление, это настоящая этническая музыка, а второе направление – это то, что поддерживается правительством в угоду иностранцам, которые хотят посмотреть на экзотических обезьянок (это хомусные (по-русски варганные) коллективы полутрадиционного немелодического пения и т.д.). Еще можно привести пример Бурятии, где, с одной стороны, существует этническая музыка, все серьезно, все стильно, на национальных инструментах, хотя здесь это уже немного народное, и есть, с другой стороны, истинно народная музыка – это бурятский рэп с матерными русскими словами. Вот такая сложная ситуация в Сибири, но есть и традиционная культура. Конечно, она сохранилась в отдаленных местах, где нет даже своего врача. Она сохранилась среди тех, кто старше. Люди старятся и по мере старения обращаются к традициям, несут ее с собой, так что она живет больше, чем отдельный человек.

А.ПЛЮЩЕВ: Вы сказали, что есть часть культуры обезьянок для туристов. Я знаю, что у Вашей группы есть целый альбом каверов. Разве он не построен по тем же канонам и не является музыкой для туристов? Это же прикол: горловое пение, варган.

Г.АНДРИЯНОВ: Разница в том, что мы понимаем, что издеваемся. Кроме того, это развитие, адаптация мировой рок-музыки к традиционной сибирской музыке и адаптация традиционной сибирской музыки к мировой. Это взаимопроникновение культур.

А.ПЛЮЩЕВ: Это же то же самое, что есть японскую кухню в Москве. Это адаптация, но я боюсь, что японцы мало понимают в японской кухне, которая продается в Москве.

Г.АНДРИЯНОВ: Мы, по крайней мере, не врем. Есть сорт музыки, когда человеку несведущему говорят, что это настоящая этника, что тут все сыграно на традиционных инструментах, что все в традиционных одеждах. Тут мы честны: посмеялись, поиздевались. Всем нравится.

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: Еще бы! Все узнают.

А.ПЛЮЩЕВ: Я предлагаю послушать что-то из кавер-версий. Потом мы вернемся к этнике не для туристов и обезьянок. Смотреть пока нас вы не можете по независящим от нас причинам. Мы попытаемся восстановить вещание. Слушаем пока. <…> Не всегда все удается. Я понял, с этого момента мы будем все делать в живую. Зачем слушать диски? Тем более, что этника не переносит снос на цифр. Теряется в цифровом звучании что-то по сравнению с живым выступлением?

Г.АНДРИЯНОВ: Теряется, если запись идет в студии, с оборудованием, поэтому мы берем наше цифровое оборудование (кстати, такой же ноутбук, как и у Плющева) на природу, располагаемся в палатках с костерком в этнических регионах и записываем там те партии, которые можем записать.

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: Может быть, Вы нам сейчас что-то продемонстрируете?

Г.АНДРИЯНОВ: Пускай будет шорская импровизация на хомусе.

/музыка/

Г.АНДРИЯНОВ: Предлагаю, кстати, последнюю версию с альбома «Человек из тайги». Это тоже кавер, называется «Кажун восходящего солнца». Там музыка народная американская.

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: Мы обязательно послушаем. То, что Вы сейчас исполняли, - это специальная музыка? Может быть, это музыка, чтобы завлекать зверя или вызывать дождь?

А.ПЛЮЩЕВ: Какой у нее практический смысл?

Г.АНДРИЯНОВ: Это традиционная шорская игра мужчины для женщины.

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: Любовная песня?

Г.АНДРИЯНОВ: Не то чтобы объяснение в любви, но что-то вроде “Hello! I love you. Won’t you tell me your name?”.

А.ПЛЮЩЕВ: Шикарно, мне кажется, мы можем уже слушать «Конь тугезый».

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: Если наша техника не будет сопротивляться. Нет? Спасибо. Слушаем.

/музыка/

А.ПЛЮЩЕВ: Вот так в живую звучит «Конь тугезый». А что вы хотели?

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: Оол – человек уже пожилой, нужно понимать ситуацию.

А.ПЛЮЩЕВ: Настолько хватило вспомоществований Агыз, которая сделала здесь немного…

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: Искусственного дыхания. Не смешно, конечно.

А.ПЛЮЩЕВ: Турецкого массажа.

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: Такова правда жизни.

А.ПЛЮЩЕВ: Мы отвлеклись от этнической музыки, которая сейчас, мне кажется, интересна и на подъеме. Я наблюдаю за развитием этого жанра. Мне кажется, многие взялись сейчас за это. Как Вы относитесь к тому, что люди, которые живут совершенно в других местах, далеко от севера, например, в Москве, студенты берутся за это? Разве может человек, который не родился и не прожил в этом, освоить горловое пение или мастерство игры на варгане?

Г.АНДРИЯНОВ: Может. Я как-то раз ездил в Самару с концертом. Там обнаружилось 4 человека, которые владеют прекрасным горловым пением. Единственное, в чем они попросили меня помочь, - это показать им какие-то манеры исполнения, а техникой они и сами владели. Кто-то, кто не родился в тех местах, но чувствует в себе способность, талант и готовность, может прийти к желаемому результату. Это замечательно. Мне пришлось 6 лет плотно пожить в тайге, поездить в экспедициях, поговорить с нужными людьми. В конце концов все получилось. Сейчас я продолжаю учиться. У меня есть учителя. Многие из них старше меня, но есть и моложе, по 50, 60 лет. Всегда есть, чему поучиться.

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: А правда, что Вы собираетесь отказаться от, условно говоря, мирской жизни и уйти странствовать с племенами?

Г.АНДРИЯНОВ: Нет, просто я этим летом поеду в те племена, где нашей культуры нет вообще, которые совершают жертвоприношения (зверей приносят в жертву) и практикуют шаманизм.

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: Вас это привлекает: шаманизм, жестокость? Не боитесь Greenpeace?

Г.АНДРИЯНОВ: Не боюсь. Современный цивилизованный человек нуждается в жестокости. Без этого он многое теряет. Изначально человек адаптирован к трудностям, боли, жестокости, а комфорт – это изобретение последнего века.

А.ПЛЮЩЕВ: Я хочу сделать небольшое заявление. Наконец-то заработала видеотрансляция на pluwev.com. Простите нас за временные технические трудности.

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: Правильно, пришла Агыз и все починила.

А.ПЛЮЩЕВ: Теперь вы можете видеть и Оола, и Агыз. Мне кажется, есть вопросы на sms-номер +79859704545, но зададим мы их попозже. Тут мне указывают, что Тыва и Бурятия не север. Конечно, не север, просто мы говорили, что и на севере, и на Дальнем Востоке есть творчество. Я все обобщил. Все для нас далекий север.

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: Примерно все, что за пределами МКАДа.

А.ПЛЮЩЕВ: За МКАДом только север. Есть вопросы. Кстати, наши слушатели (простим им их невежество) спрашивают (в частности, Наташа): «Признайтесь, что из Новосибирска «Буготак». Место там есть такое в области, почему и название такое».

Г.АНДРИЯНОВ: Вообще-то, таких названий очень много. Это как озеро Каракол. Оно переводится как «черное озеро». Таких озер только на Алтае больше 20. Буготак – «бык-гора» или некоторая анатомическая мужская деталь, о которой мы не будем говорить. Это гора, ориентир, сопка. Кочевник едет на лошади, оставляет эту сопку по какую-то сторону от себя и точно знает, что таким образом приедет туда, куда хочет. Почему такое название? Потому что мы хотим быть ориентиром для этнической музыки.

А.ПЛЮЩЕВ: Вы уже почтенный человек. Вы сказали, что есть люди 50, 60 лет в числе Ваших учителей. Вы даете уроки? Вы передаете опыт горловой музыки?

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: Или жертвоприношений?

Г.АНДРИЯНОВ: Нет, жертвоприношениями я не занимаюсь. Я цивилизованный человек. Я просто умею совмещать в себе и то, и другое. Каждый, кто приходит, что-то получает от меня. Насильно никого не заставляю. Это традиция, скорее, восточная, где ученик сначала сам должен очень много попробовать, сам попытаться, а потом ему достаточно 2-3 слов учителя и он все понимает. Реально это занимает даже меньше времени, чем западный подход, который вдалбливает и двойки ставит, пока ученичок не дойдет до нужной кондиции.

А.ПЛЮЩЕВ: Я не понимаю, как 2-3 слов учителя может хватить на то, чтобы овладеть такой техникой, как горловое, или, как пишут нам на пейджер, гортанное, пение. Вы сами именно так овладевали?

Г.АНДРИЯНОВ: Кстати, не горловое и не гортанное, а обертоновое, если быть правильным. Если быть неправильным, то оно называется кай, или хомей. Еще оно не называется хоректер, потому что хоректер – это ругательное слово.

А.ПЛЮЩЕВ: С 2-3 слов можно запомнить все эти названия, но овладеть этим…

Г.АНДРИЯНОВ: Когда я пытался овладеть низким горловым пением, я сначала 4 месяца делал все неправильно, а потом, когда я уже сделал массу попыток, нужный человек из горного Алтая мне подсказал. Потом я пошел в горы, попробовал так, как он сказал, и все сразу получилось. Не факт, что, если бы я напрягал его все это время, у меня что-то бы получилось. Может быть, я бы с самого начала его не так понял, запомнил бы неправильно и не смог бы никогда этому научиться.

А.ПЛЮЩЕВ: Кстати, а женщины могут овладеть каким-либо подобием этого пения?

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: Очень важный вопрос, потому что я заинтересована.

Г.АНДРИЯНОВ: Да, многие женщины спрашивают, причем чаще, чем мужчины. Может, я им просто так нравлюсь. На самом деле есть женщины, которые владеют горловым пением. В Калмыкии я видел как минимум двух. Тут нужно много мужских гормонов, чтобы овладеть низким горловым пением, а какая это женщина тогда? А дзарин, среднесибирским пением, может овладеть и мужчина, и женщина.

А.ПЛЮЩЕВ: К сожалению, тебе, Лариса, не удастся овладеть никоим образом. Я открою небольшую медицинскую тайну. Лариса сегодня сдавала анализы: у нее нет ни одного мужского гормона.

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: Даже не знаю, что мне делать. Можно я с Вами пойду в племена? Вы меня возьмете? Я просто буду помогать Агыз.

Г.АНДРИЯНОВ: Пожалуйста.

А.ПЛЮЩЕВ: Продолжаем живой концерт. Ты понимаешь, что я сейчас попрошу Оола спеть очередную песню только для того, чтобы разобраться с твоими планами на лето.

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: А это, видимо, будет песня с альбома “Sibirian Tales”, да? Какая?

Г.АНДРИЯНОВ: Это песня с очень интересной и странной историей. Ее сочиняли шорцы вместе с католическими миссионерами лет 150 назад. Называется она «Давайте мириться».

/музыка/

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: Программа «Аргентум». Радио «Эхо Москвы». В студии Александр Плющев и Лариса Ясногородская. К нам в гости приехал уважаемый Оол, Георгий Юрьвечи Андриянов, группа «Буготак». Может быть, не всем будет интересно, но я хочу затронуть одну тему. Мне действительно интересно поехать с Вами, если Вы меня, конечно, возьмете. Расскажите, что это будет, потому что мне, честно говоря, здесь все уже надоело. Я хочу сменить обстановку.

Г.АНДРИЯНОВ: Начнем с того, что, выезжая из Москвы, человек попадает в Новосибирск или Барнаул…

А.ПЛЮЩЕВ: А я думал, сначала в Московскую область. Извините.

Г.АНДРИЯНОВ: На самолете. Мы же цивилизованные люди.

А.ПЛЮЩЕВ: У самолета есть колеса – он может ехать.

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: А еще можно к нему что-то прицепить, и он все время будет ехать.

Г.АНДРИЯНОВ: Потом его цепляют таксисты и везут в туристические районы – это первый буфер. Большинство там и остается, пробует традиционный сплав, походы на конях, шашлык. Если сделать над собой усилие, большее, чем собраться и приехать в туристическую зону, то можно попасть в те места, где живут древние духи, где до сих пор дикая природа, где до сих пор лежат консервные банки туристов, которые ходили там 20 лет назад и некоторые из которых остались там. Тогда туризм был не столь безопасным, как сейчас. Дальше идут совсем дикие места. Это самое большое испытание.

А.ПЛЮЩЕВ: Это можно себе представить, но с другой стороны, мне интересно, вернется ли оттуда Лариса и если вернется, то какой? Как тайга меняет людей?

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: Меня пугают не заведения быстрого питания, кинотеатры или дискотеки. Мне хочется измениться внутренне, очиститься духовно, что невозможно в Москве.

Г.АНДРИЯНОВ: Начнем с того, что у тебя шанс добраться не так велик. Это зависит от желания. Вернешься ты человеком, который либо откажется от города, либо будет жить в нем так, что этот город не принесет ему ни депрессий, ни опущения рассудка, ты избавишься от московской привычки много говорить и мало делать, если она у тебя есть. Изменится мироощущение, будет больше понимания окружающего, краски станут ярче, слух станет острее, восприятие четче, а где лучше восприятие, там и соображение лучше. Произойдет расширение сознания.

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: Про расширение сознания я где-то слышала. В каких-то криминальных передачах, по-моему.

А.ПЛЮЩЕВ: В sms мне указывают на то, что мы с Оолом уже перешли на ты. Дело в том, что очень сложно без отчества, а отчество я не могу запомнить ни с первого раза, ни со второго. Без отчества сложно обращаться на Вы, поэтому я срываюсь. Оол, как любой буддист, совершенно не обращает на это внимания и спокойно относится к таким мелочам.

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: Наоборот, он снисходит таким образом до нас.

А.ПЛЮЩЕВ: Лучше бы ты не произносила это слово.

Г.АНДРИЯНОВ: Сейчас я исповедую агностицизм. Буддизм был 2 года назад.

А.ПЛЮЩЕВ: Ты еще до буддизма не доросла, а Оол уже агностицизм исповедует.

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: А как правильно?

А.ПЛЮЩЕВ: Я тоже не будут произносить этого слова, чтобы в тайгу не отправиться.

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: Чтобы я сама все поняла.

А.ПЛЮЩЕВ: Хватит болтать. Давайте послушаем еще одну композицию, разумеется, в живую.

Г.АНДРИЯНОВ: Меня зовут Агдамыно. Человек пришел вслед за ледниками. Он шел долго, мучался. Когда он пришел, он осознал себя великим победителем природы, а ледник еще только вступал, везде болота. Он пришел а пещеру, измученный, но сильный. Он пришел туда с братом и основал новое племя.

А.ПЛЮЩЕВ: Пока Вы настраиваете инструменты, хотелось бы уточнить: тема войны в песнях одна из основных?

Г.АНДРИЯНОВ: Основная тема нашего нового альбома «Человек из тайги» - это тема древнего, сакрального, поэтому простого взаимоотношения мужчины и женщины.

А.ПЛЮЩЕВ: Когда слушаешь, кажется, что поет воин. Может быть, он на отдыхе, но он воин. Тема войны присутствует? Я на свои ощущения ориентируюсь.

Г.АНДРИЯНОВ: Если в Сибири кто-то и воевал, то только на юге, а так места, занятий много. Войны с природой нет, а есть глубокое взаимодействие. Кстати, русские осваивали Сибирь практически без стычек, без конфликтов, что отличает освоение Сибири от освоения Америки, где бесконечно воевали, поэтому, может быть, теперь у них такая слащавая музыка доминирует. У нас осваивали мирно, все присоединялись добровольно. Как результат, численность коренного населения растет в Сибири.

А.ПЛЮЩЕВ: То есть это не исчезающие малые народы?

Г.АНДРИЯНОВ: Нет. У нас в Новосибирске работал один человек на студии (я студии держу, сайты делаю), потом его брат приехал – они оказались гениальнейшими программистами. В Сибири использовалась объектная нотация тысячелетия. На бересте, на камнях рисовали, и это те же диаграммы, но изобрели их двумя тысячелетиями раньше. Будем играть?

А.ПЛЮЩЕВ: Да.

/музыка/

А.ПЛЮЩЕВ: Те, кто хотел посмотреть трансляцию на pluwev.com/video, делают это, и это 1 человек. Все остальные куда-то разошлись. Оол весь вечер из-за неполадок в технике, которая сломалась сегодня вся как одна, пел вживую. Спасибо Агыз, которая помогает нам. Время летит быстро. Мы поговорили о взаимоотношениях с тайгой. Мы не поговорили о взаимоотношениях с тундрой, а хотелось бы.

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: Мне кажется, мы что-то придумаем. У нас будет цикл передач, если я все-таки доберусь туда.

А.ПЛЮЩЕВ: Я боюсь, что тебя тогда перехватит другая наша программа «Своими глазами».

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: Хорошо, что не программа «Аптека за углом».

А.ПЛЮЩЕВ: Оол припас нам небольшой сюрприз. Сейчас мы услышим его исполнение еще одной песни специально для нашего эфира.

/музыка/

А.ПЛЮЩЕВ: По-мирски поблагодарили мы дорогого Оола за доставленное на сегодня огромное удовольствие. Мы, к сожалению, теряем Ларису, которая уходит вместе с Оолом в тайгу, но я, Александр Плющев, остаюсь вместе с вами. Через неделю мы встретимся вновь в программе «Аргентум». В завершении программы хотел бы сказать, кто у нас победил, а победили два человека с одинаковыми именами, но разными телефонами, как ни странно: на «Ночных Снайперов» идет Саша, который правильно угадал, что новый альбом «Ночных Снайперов» называется «Бонни и Клайд», с номером 8916037, а Александр с номером 896030054 идет на «Город 312» в танцевальный партер в клуб Б1. Оола мы еще раз благодарим. Спасибо Вам большое.

Г.АНДРИЯНОВ: Вам спасибо.

А.ПЛЮЩЕВ: Приходите еще, неоднократно, я думаю.

Л.ЯСНОГОРОДСКАЯ: А я хочу попрощаться и сказать: «Будьте счастливы, люди. Мир вам».

Г.АНДРИЯНОВ: И любовь.

А.ПЛЮЩЕВ: В следующей программе мы продолжим тему, в том числе и взаимоотношений с котом.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024