Купить мерч «Эха»:

Новый номер журнала «Дилетант» - 96 страниц - 2020-12-24

24.12.2020
Новый номер журнала «Дилетант» - 96 страниц - 2020-12-24 Скачать

С.Бунтман

Дорогие друзья, добрый вечер! «Добрый вечер» говорю я, но эту передачу вы слушаете в записи и смотрите, думаю, тоже в записи. И я поздравляю тех, кто сегодня отмечает Рождество по григорианскому календарю и всем желаю прекрасного, прекрасного Рождества, чтобы все было гораздо лучше, чем сейчас. Под эту бодрейшую музыку и может старожилы нашей радиостанции ожидали, что сейчас появится Алексей Венедиктов, это была его старая заставка, музыка Поля Мизраки к фильму «Три мушкетера». «Три мушкетера» 1961 года, это был фильм любимый нашего детства в свое время. И почему она сейчас звучит, потому что номер наш «Дилетанта», сегодня «96 страниц» этого номера, посвящен мушкетерам. У нас был когда-то, в 12 году мушкетерский номер, но это было в другую эпоху, так что можно теперь подойти заново и так и делает наш журнал, журнал «Дилетант». И вот мы смотрим как в действительности из небольшого отряда мушкетеров получается вот такой элитное подразделение. Сначала это были карабинеры Генриха Четвертого и у них были карабины. Потом в 1622 году Людовик Тринадцатый, новый король, очень молодой человек, уже 10 лет правивший после всех своих гражданских войн, он устраивает новую совершенно роту, и это рота мушкетеров, потому что вооружены они были мушкетами. Уже стрелять в конном строю это тяжело из мушкета, потому что мушкет требует многих команд, фитильный мушкет, он ставится на сошку, это тяжеленая штука. И во-первых, как пишется у нас здесь в статье Елены Минушкиной, то при защите фантастического бастиона Сен-Жерве при осаде Ла-Рошеля наши друзья, мушкетеры, другой мушкет, кричит Атос, да, другой мушкет, мушкеты, чтобы стрелять, более-менее скоро должны перезаряжаться, очень скоро кем-то другим. Но при этом команд примерно 10, если ведется мушкетерами такими рядовыми, ведется огонь, то примерно 10 команд, 10, а может и больше, есть один фильм 73 года, фильм Лестера, в котором эти все команды приводятся и мы видим какая это тяжелая штука, приводится как курьез в том замечательном фильме. Этот небольшой отряд, которым командует сам король номинально, он капитан мушкетеров. А капитан лейтенанта назначает, и капитан-лейтенант как раз и осуществляет непосредственное командование мушкетерами. То есть король только номинально существует во главе. И в то время, когда происходит действие «Трех мушкетеров», конечно, это в 25 году начинается, конечно, там совершенно другой капитан-лейтенант на самом деле, ну, в быту его называют капитаном, капитан-лейтенант, конечно, господин де Тревиль, потому что исторически де Тревиль был гораздо позже. А первый капитан-лейтенант мушкетеров как раз погиб в первом же бою, в первом настоящем бою мушкетеров, и это было как раз под Ла-Рошеле в 1627 году, когда начиналась эта замечательная кампания. Мы прослеживаем с вами историю мушкетеров и историю интерпретаций мушкетеров в нашем номере.

И вот мы смотрим как преображается эта рота. Сначала действительно 50 человек, даже не полная рота, мушкетеров. Мушкетеры спешиваются. Это такая получается конная пехота, потому что они перемещаются на конях и потом они вступают уже в бой, вступают в пешем строю, стрельбу, во всяком случае, ведут, а тут они могли только шпагу использовать и использовать тесак, использовать гораздо более короткие вещи, тесак, палаш. Экипированы мушкетеры были очень хорошо. И они должны были экипироваться сами. И у нас тут есть, я открываю замечательную тайну нашего журнала, у нас есть специальная статья, в которой задаются часто задаваемые вопросы и на них получается ответ. Почему мушкетеры должны были экипироваться сами. Помните как в романе, это тяжелое мероприятие, и на какие ухищрения пришлось идти для того, чтобы экипироваться по-настоящему для похода под Ла-Рошель. Да, они должны были сами экипироваться и получали они только, во что угодно, так что перевязь Портоса, которая была у него под его обычным плащом, сзади, она выглядела совсем не так шикарно, как выглядела спереди, это вполне возможно. Потому что когда мушкетеры шли, выезжали строем, будь то на охрану короля, а они занимались в основном внешней охраной короля, они выходили в своих этих прекраснейших синих казаках, этот казак существовал, и казак это не только одежда мушкетеров, такой плащ размахайка, с прорезями, и кресты по четырем сторонам, кресты вот здесь на плечах у них, кресты на груди и на спине, действительно этот плащ, который шился из тонкого синего сукна разных оттенков, потому что сукно подобрать одного оттенка это даже королю не всегда под силу, даже как я люблю вспоминать и наверное, вы это уже слышали, как Павел Петрович, наш государь, невинно убиенный, в свое время решил проверить почему у всех разные оттенки сукна, он человек, который единообразие очень любил, и ему принесли штуки сукна для Преображенского полка, и каждая, не было ни одной одинаковой штуки, одинакового оттенка. Так вот, синее тонкое сукно, обшитое галуном серебряным, нашитый крест спереди, сзади и по бокам, нашитый из белого бархата, прошитый золотой, серебряной нитью, по концам этого креста были вышиты золотые лилии и алое пламя в углах, во внутренних углах креста алое пламя. Я думаю, многие себе представляют по десяткам и десяткам фильмов. И я, опять же, отмечу, как мы в прошлом номере отмечали, когда я специально написал статью о казаке, предваряющую мушкетерский номер, что лучшие, самые достоверные костюмы, по мнению специалистов, причем специалистов реконструкторов, исторических фехтовальщиков, те, которые очень придирчиво относятся ко всем деталям с формой одежды, с другими вещами, с предметами связано, и это было в фильме 2013 года у Сергея Жигунова. И у нас костюмам фильмов будет посвящена одна из программ «Дилетанты», наверное, скорее всего, когда она будет, в течение ближайшего месяца начинается, посвященная этому номеру программа «Дилетанты», которую будут вести, по субботам будет эта программа, в 18 часов, уже начиная с послезавтрашнего дня, с 26 числа, и будут ее вести, месяц ведет Евгений Бунтман, я написал завещание ему, что он может вести волей отца своего может вести эту передачу и присоединиться к Виталию Дымарскому, месяц через месяц будет, номер через номер будут вести эту программу. Итак, образуется рота мушкетеров. Естественно, настоящие мушкетеры в 25 году ни с какими гвардейцами воевать не могли, потому что гвардейцы появятся несколько позже, Ришелье захочет тоже получить гвардейскую роту и у них будут красные казаки. Можно посмотреть, в журнале есть «Полтора века на службе короля». Потому что по-настоящему с 1622 года по 1775 просуществовал именно отряд мушкетеров, который делился на 2 роты, серые мушкетеры, черные мушкетеры, мушкетеры короля уже разделились на 2 роты и уже во времена исторического Д`Артаньяна их было 2 роты. Редко они участвовали в боях, достаточно редко. Они будут участвовать в Голландской войне, там, где исторический Д`Артаньян, да и не исторический Д`Артаньян погибнет под Маастрихтом. Потом в войнах, больших войнах Франции 18 века, они будут участвовать в войне за австрийское наследство, в войне за испанское наследство, в Семилетней войне будут участвовать. Основная их служба – это охрана короля при выездах. А мы сейчас снова отойдем назад, на самую зарю мушкетеров, 17 век можно считать славным, и не только благодаря роману Дюма. И мы с вами послушаем сейчас «Марш мушкетеров короля», это Жан Батист Люлли написал, он написал несколько для военного дома короля маршей. Военный дом короля это то, что его гвардия, его элитные роты были. И вот Жан Батист Люлли, именно отметьте, что этот марш, это только медные и ударные, что еще одно свидетельство для нас, свидетельство того, что это конные все-таки войска, поскольку литавры ударные, которые могут крепиться и седла, и это медные, которые можно держать одной рукой. Так что послушайте сейчас Жана Батиста Люлли «Марш королевских мушкетеров».

ФРАГМЕНТ

С.Бунтман

Вы слышите, что музыка, и вспоминая музыку, которую написал Поль Мизраки для фильма «Три мушкетера» 1961 года, она соответствует духу. И там смешнейшая сцена есть, которая даже роману не соответствует, замечательная сцена, когда приезжает кардинал Ришелье и нет в строю ни Атоса, ни Портоса, ни Арамиса, ни Д`Артаньян, который в кино в этом фильме он уже становится мушкетером, а не после Ла-Рошеля, и марш, выходит господин де Тревиль и перекличка, перекличка, которая ведется не по алфавиту, и спрашивают, почему не по алфавиту, это не принято в роте королевских мушкетеров, отвечает де Тревиль, и тут появляются мушкетеры, Атос, Портос , Арамис, их приветствуют криками и звучит марш, одна из мелодий, написанная Полем Мизраки и он, конечно, вдохновлялся маршами 17 века, но при этом он делал ту музыку, которая будет нас вести во всех героических сценах, а другая интерпретация основных тем Поля Мизраки будет вести на сценах лирических или таинственных. Беарнцы, гасконцы, вы знаете, что настоящие Атос, Портос и даже Арамис были не так, как чудесно у Александра Дюма, представители разных мест Франции и дают нам 4 характера, формировавшиеся тогда, французской нации, это очень тонко у Дюма, но они все были беарнцы исторически. Потому что большинство было гасконцами, по многим причинам. И Алексей Дурново, который вообще-то этот номер и всю его главную часть, посвященную мушкетерам, и составлял. Алексей Дурново здесь пишет о том, что, во-первых, великий беарнец набирал в свой королевский дом, имеется в виду Генрих Четвертый, набирал в свой королевский дом своих, он столько всего пережил и до того, как стал королем Франции, будущим королем Наваррским, вы это тоже из романов прекрасно, я думаю, помните. И пережил он, конечно, будучи королем, и он был убит, между прочим, человек тоже с фамилией, относящейся к югу, Равальяк. Но беарнцы это доверенные лица. Во-вторых, это не зря персонаж комедии масок капитан, это хвастливый боевитый гасконец. Гасконцы это беззаветные рубаки, которые странно говорят для севера Франции, совсем не так и часто непонятно. И это младшие дети дворянских семей, детей много, там старший наследует маленькую деревеньку, которая представляет вообще весь, все богатств отца, как господин Д`Артаньян что мог завещать своему сыну. И дальше идут кто по духовной линии, но масса младших сыновей, кадеты, это от этого, кадеты, младшие сыновья, становятся именно гвардейцами, в армии служат. И есть то, что уже про другого гасконца, Сирано де Бержерака, в пьесе Ростана, есть там, что мы гасконские кадеты. И с солнцем в груди рождены, как писала Татьяна Львовна Щепкина-Куперник, которая, честно вам скажу, сделала даже еще лучше, это один из самых блестящих русских переводов, какие есть, она сделала еще лучше, чем у Эдмона Ростана. Вернемся к мушкетерам. Итак, Атос, Портос и Арамис, исторически это все гасконцы. Чудесная карта есть, которая нам позволяет увидеть где находится Гасконь, это смесь полуиспанского, окситанской культуры и еще ко всему здесь ближе, выше, ближе к Бордо, севернее чуть-чуть, это все места, которые в свое время принадлежали Англии, что тоже придало некий оттенок культуре этого края. А кто же у нас, кто Миледи, много об этом написано, кто прототип Миледи, кто прототип Рошфора, но есть и выступающая под своим именем дама, герцогиня де Шеврез, и я вам скажу, что герцогиня де Шеврез у Александра Дюма и герцогиня де Шеврез историческая, они могут соперничать, то есть Дюма надо было только отбирать некоторые эпизоды из невероятно интриганской жизни герцогини де Шеврез, чтобы хоть какое-то, вся книжка не была про нее, это потрясающая интриганка. Также полезный номер, мы с вами смотрим на страницах журнала что за деньги были, пистоли, экю, ливры, что это такое, дублоны, ходило бесконечное разнообразие валют и у нас целая посвящена статья тому, какая это была валюта. Дорогие друзья, мы с вами более-менее начало этого номера, нас ждут еще после новостей, нас ждут еще открытия в новом номере, который, я надеюсь, вы очень скоро купите, если уже не купили. Ждут открытия о личной жизни Анны Австрийской здесь у нас и о двух герцогах, Ришелье и Бекингем, которые так противопоставляются у Дюма и по-другому они противопоставлены в жизни, несколько по-другому. Ришелье признает Дюма и все мушкетеры, и даже Д`Артаньян, это великий человек, особенно когда кардиналом становится Мазарини, тень Ришелье здесь, тень Ришелье вышла, но он великий человек. И на самом деле облагороженные Александром Дюма Бекингем это другой человек, это вертопрах со странными связями с королем Яковым, и роман с Анной Австрийской, такой несостоявшийся, судя по всему, роман, это только мелкий эпизод, а здесь он несущий, и это большая любовь со стороны Бекингема, а Бекингем человек и буян, и вертопраха, и действительно, когда мы читаем про исторического Бекингема, мы начинаем понимать исторического Фелтона, который Бекингема убил. Ну, что ж, давайте расстанемся на некоторое время и потом продолжим.

НОВОСТИ

С.Бунтман

Мы продолжаем обзор нового номера «Дилетанта», в основной своей части посвященного мушкетерам, вот всегда, вот всю жизнь меня интересовала такая вещь, с тех пор, как я читал, всю жизнь я это высчитывал, я думаю, что я далеко не одинок, высчитывал сколько они выезжают, когда они выезжают, история с подвесками когда начинается, когда они выезжают из Парижа, потом они попадают в Кревкер, они попадают в Бове, они попадают в Кревкер, потом они и в конце концов Амьен, все на север, на север, Кале, посмотреть по карте, а тут вам будет готовая карта, друзья, тут нам всем Алексей Дурново дарит готовую карту, и карту переправы из Кале в Дувр, и как они попали в Лондон, и что они смогли сделать, и в Виндзор они потом попадают, в Виндзорский замок, где встречаются с Бекингемом. И здесь получается от Лондона до Парижа по прямой 343 километра высчитано у нас здесь, но получается гораздо больше, потому что, естественно, они едут не по прямой и гораздо дольше, потому что несмотря на их величайшую скорость, они должны выполнить поручение королевы, Д`Артаньян и его друзья, конечно, они их и останавливают в пути. Самое интересное еще, конечно, это когда Д`Артаньян потом подбирает своих друзей и застает их в разном состоянии, кто что и подбирает их, и начинаются их новые приключения. Так что целый вот разворот у нас есть от Парижа через север Франции в Англию через Дувр. Я уже говорил, что здесь целая история белошвейки из Тура, Мария, которая герцогиня де Шеврез, и вы здесь просто проследите за ее приключениями, интригами, нет такого заговора более-менее важного, в котором бы не участвовала герцогиня де Шеврез. Дальше еще одон занимает. Что собой представляет Ла-Рошель, что это за крепость такая. Это одна из крепостей, которая была предоставлена протестантам по Нантскому эдикту, замечательному веротерпимому указу Генриха Четвертого, который предоставил возможность протестантам управлять некоторыми территориями и даже иметь укрепленные районы у себя, и вот этот укрепрайон Ла-Рошель с бухтой ее, удобной бухтой, и оборонять ее можно, и можно оборонять долго. И большую нужно было собрать армию для того, чтобы взять Ла-Рошель. И дамбу, которую построили французы, французы королевские, тут все французы, за исключением Бекингема, который как бы спешит на помощь, и делает совершенно непонятную вещь, что он, зачем он, Бекингем вообще очень странный и взбалмошный человек, зачем он высаживается на остров Ре, почему, зачем это ему нужно, и бухта перекрыта дамбой, вход в бухту, это для того, чтобы англичане не входили, а не для того, чтобы не выходили корабли, вот для чего это было нужно. Внешнее укрепление и здесь очень аккуратно Алексей Дурново, автор статьи, замечает, что бастиона Сен-Жерве, конечно, никакого нет, но как же он хорош что в романе, что в тех эпизодах, которые представлены в кино. Мушкетерская почемучка, в которой я только одну статью привел. Здесь есть ответы и рассуждения на вопросы, сам ли Дюма писал все свои вещи, включая «Трех мушкетеров», здесь мог ли Атос, имел ли он юридическое право решать и судить Миледи, свою бывшую жену и приговорить ее даже к смертной казне, экипировка мушкетеров, и неужели клеймили еще в 17 веке просвещенном, клеймили аж до 19, аж до второй половины 19 века, и так, что клеймо Миледи, лилия на плече, это вещь такая достаточно частая, но не в этом кругу, в который пыталась попасть Миледи. История мушкетеров и история, конечно, нас приводит не только к «Трем мушкетерам», а к 20 годам спустя и приводит к великолепному роману, и я надеюсь, что у вас всегда хватало терпения не пролистать «Виконт де Бражелон», а прочитать его очень внимательно и подумать над многими вещами. Это, наверное, второе, третье прочтение. Кому-то кажется скучным огромный «Виконт де Бражелон», но он грустный в конце, необычайно грустный, и смерть Рауля, смерть Атоса, гибель Портоса в Бель-Иле, я все в Бель-Иле искал то место, где мог погибнуть Портос. И вот этот такой вот немножко авантюрный уход Арамиса, странная, модная по тем временам сцена тайного совещания иезуитов. Но основная несущая политическая интрига – это суперинтендант Фуке и его двор, который был лучше двора тогдашнего Людовика Четырнадцатого, он был богаче, он был просвещеннее, и у Фуке кормились и великие поэты, и те праздники, которые Фуке так безрассудно устраивал, эти праздники затмевали то, на что еще тогда до Версаля был способен Людовик Четырнадцатый. Мы видим Д`Артаньяна уже близкого к своему истинному историческому значению в романе. И здесь об этом будет тоже, арест Фуке это исторический факт, арест Д`Артаньяном, это описано во многих книгах. Мушкетеры элитное подразделение и когда мы читаем иногда, черные мушкетеры, серые мушкетеры, это кто такие, это мушкетеры по масти лошадей, серые мушкетеры, черные мушкетеры. И я сейчас для того, чтобы мы еще немножечко с вами окунулись в атмосферу 17 века, несколько более поздний, чем тот марш, который мы слышали, «Марш черных мушкетеров» мы сейчас с вами послушаем. Но здесь есть странность, здесь есть деревянные духовые инструменты, есть флейты, посмотреть бы как это происходило.

ФРАГМЕНТ

С.Бунтман

Промаршировали мы вместе с королевскими черными мушкетерами. Да, кстати, об истории мушкетеров, здесь совершенно справедливо написано в журнале, что мушкетеры были упразднены в 1775 году. Но было 2 попытки возродить мушкетеров – в 1789 и при реставрации, в 1814 году. Но это попытки были действительно неудачные, это совсем недолго существовало, время прошло таких вот элитных парадных войск при короле и даже короли бурбоны, когда восстановились на троне, конечно, они уже не могли себе позволить того, что было при Людовике Тринадцатом, Четырнадцатом, Пятнадцатом и немножко шестнадцатом. Я видел музей армии, если вы будете когда-нибудь, когда-нибудь жизнь изменится, и вы посетите музей армии в Париже, там есть форма мушкетеров, тоже с крестами, но образца 1814 года, там сохранились экземпляры этой формы. Это очень редкая штука и смотреть на нее крайне интересно. Прыжки мы все осуществляем с вами журнале «Дилетант», прыжки в следующий номер, и в 2 рубриках они у нас идут. Это в рубрике «Процесс», которую ведет Алексей Кузнецов и там будет ханский суд, на ханский суд, всегда такой момент, когда после Куликовской битвы, после 1380 года и вроде бы победы, что это было, ничего не происходит, и Тохтамыш жжет Москву, Тохтамыш управляет, пытается управлять, когда не вмешивается, когда вмешивается, так что это очень интересная вещь, «На ханский суд» она называется. А в рубрике «Штука», которую я с удовольствием веду, надеюсь, вам тоже интересно ее читать, это пайцза. Пайцза это пластина и она могла быть деревянной, серебряной, но не стеклянной, не оловянной, конечно, и золотой. И пайцза с надписью, с рисунком это твой документ, твой мандат. И здесь тот документ знаменитый, который Ришелье подписал для Миледи, что она действует по его приказу и на благо государство, это фактически, только на бумаге сделано, это пайцза. И пайцза, в которой именем неба священного, даже в мусульманские времена, когда приняли ислам в Орде, все равно очень часто, для надежности, все-таки небо как-то для чиновника простого где-то там, который встречает посланца хана, это так действеннее. Задаемся вопросом, почему верили, почему не подделывались. Иногда и подделывали пайцзы, но это рискованное мероприятие, подделывать пайцзу. Я не думаю, что мне нужно рассказывать что сделают с человеком, который ханскую пайцзу подделал бы. И рискованно не поверить потому что тоже, особенно пайцзе, на которой, есть несколько находок замечательных разного времени, это взяли из Китая монголы, в Китае были уже, до того, как монголы завоевали Китай, пайцзы существовали в Китае и были распространены, но не поверите, очень и очень рискованно, повторяю, потому что когда написано, считайте, что еду я сам, от хана написано, что это я сам еду, не какой-то чиновник, которому я дал свою пайцзу, а это еду я сам, также себя и ведите, физиономию в пыль, делай все что прикажут. А бывали специальные, на что мог рассчитывать, как Марко Поло и его брат от хана Хубилая получили пайцзу на лошадей и сопровождение, они должны были, они собирались с посланием хана дойти аж до Папы Римского, на обратном пути, заглянуть к Папе Римскому, и они получили вот такую пайцзу. Следующий номер ждите номер об Орде. Вернемся к мушкетерам, потому что у нас после некоторого перерыва, когда вы прочитает очень много и про портреты вы прочитаете, и про Швейцарию, и про личное дело Натана Стругацкого, это отец Бориса и Аркадия Стругацких, его личное дело, уникальный документ, личное дело в Публичке, историк Анатолий Разумов обнаружил этот документ, статья Бориса Вишневского и представление документа, который у нас здесь есть. И даже про Наполеона вы прочтете, и про эвакуацию вы прочтете, и про кресты в тюремной нашей рубрике, и про транспорт московский, и даже про историю Клеопатры. Вот любопытно. Мы все знаем и все помним всевозможные интерпретации, множественные, мушкетеров, и советский фильм, который фактически мюзикл с продолжением его, и мы знаем сериал тоже российский, мы знаем 2013 года, фильм Бернара Бордери классический, знаем массу американских фильмов, английский фильм Лестера есть, японские аниме был фильм. Но самое, я так думаю, потрясающее был «Пес в сапогах», «Пес в сапогах», мушкетерская история, мультфильм, я помню, с каким наслаждением мы выполняли ответственное поручение и озвучивали на французский язык нашей командой мы озвучивали этот мушкетерский фильм. Это была упоительная вещь, чудесный мультфильм. На родине мушкетеров был снят абсолютно отвязанный фильм, «Шарло 4 мушкетера», это 4 уморительных чудесных комика 70-ых годов и вот я бы, какой он музыкой сопровождался, я бы кусочек сейчас вам с удовольствием дал послушать, мушкетеры и как раз Шарло 74 года.

ФРАГМЕНТ

С.Бунтман

Вот, дорогие друзья, и вот такая вот песня, уморительный совершенно фильм, это были чудесные комики, в 70-ых годах и потом мы видели много из того, что они снимали, замечательный совершенно «Шарло против Дракулы», был чудесный фильм. Они, конечно, хорошо бы смотреть по-французски, потому что там очень много всякой игры слов, которые не очень хорошо переводятся. «Микки Маус», «Ковбои» были мушкетерами вполне и даже «Барби», за последние 100 лет очень много, я думаю, что это не последние странные интерпретации мушкетеров, которые могут быть на свете. Мушкетерская тема и вот когда смотришь, например, казак, мушкетерский казак, вот этот плащ, и столько мушкетеров что у нас после фильма с Боярским, со Смеховым, со всеми, популярность была невероятная, на елку все делали себе мушкетерские костюмы. И сейчас в интернете по всему миру полно, выкройка, как сделать без особого труда мушкетерский казак, как сделать себе костюм, как придумать шляпу очень простыми, можно ведь все это не покупать, а делать, можно сделать себе костюм. И я помню, получив деревянную шпагу, великолепно выточенную моим отцом, я был счастлив. Эта шпага, по-моему, до сих пор где-то даже жива. Она служила мне очень долго во всех играх. Мушкетеры и роман Дюма нас заставляет, самая прекрасная вещь, которую делает роман Дюма, нас заставляет нырять в ту историю и получается, что каждый из нас, кто читает исторические романы, получается, что он через эти романы лучше всего знает какую-то определенную эпоху, во Франции 17 век, просто царствование Людовика Тринадцатого, просто все наизусть знают, мне кажется. Меньше, потому что менее популярны, знают Фронду и знают потом царствование Людовика Четырнадцатого, потому что меньшее количество читает «20 лет спустя и Виконта де Бражелона», так же, как любители Дрюона окунались всегда в 14 французский век, точно так же благодаря, между прочим, я бы сказал, обильной литературы у нас, мы лучше всего знаем эпоху Петра. И я скажу, что при всех художествах, как человека, Алексея Николаевича Толстого, роман то написан здорово, очень здорово, и мы на всю жизнь запоминаем многие оттуда вещи. Вот в этом, конечно, исторические романы, историческое кино, зануды любят смотреть кино и в телефоне искать, а что там было на самом деле, какой-нибудь исторический сериал, а вот кто сменил этого короля, что там было, это прекрасное занудство, конечно, не во время действия, потом посмотреть, это всегда бывает очень приятно. Читайте наш номер, наших «Трех мушкетеров», который Алексей Дурново и вся команда вот эту часть сделала с большим удовольствием, с наслаждением это делали обо всех персонажах, обо всех интерпретациях и об исторической действительности. И мне кажется, взять номер и с картой следить как везут подвески и по карте, по плану обороны Ла-Рошеле смотреть как протестанты обороняют, а католики наступают, французские, королевские войска. Мне очень приятно передавать как раз в эти рождественско-новогодние дни вам такой номер, мне кажется, если у вас будут каникулы или какая-нибудь мягкая самоизоляция, то пожалуйста, друзья, получите удовольствие от нашего номера, как мы получаем удовольствие от замечательной музыки Поля Мизраки. И я очень благодарен тем людям, которые в интернете собирают любимую киномузыку и делают фрагментами, и делают ее визуализацию, вот сопровождая, например, некоторыми, собирая музыку, как здесь собрали музыку из фильма «Три мушкетера» Бернара Бордери, которую мы очень любим, но оказывается, это делают в России, на Украине сделан этот замечательный был клип, из которого я взял кусочек Поля Мизраки. Давайте его мы послушаем. Я с вами прощаюсь. Всего вам доброго! До свидания!